Шаховская А. Д. Хроника большой жизни. – В кн.: Прометей», т. 15, М., 1988, с. 44.
Вернадский В. И. Забытые страницы. – В кн.: «Прометей», т. 15, М., 1988, с. 133.
Отмечу, что автор этой книги, нередко причисляемый к «последователям славянофилов», еще в 1960 году писал о «всемирном значении» бахтинской мысли (см. об этом: «Литературная учеба», 1992, № 5–6, с. 144–145), но это убеждение стало в России широким достоянием лишь после признания М. М. Бахтина на Западе в 1980-х гг.
Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. – М., 1982, с. 291.
См.: Пыпин А. Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в. Под редакцией Г. В. Вернадского. – П., 1916, с. 516.
Карамзин Н. М. Записки старого московского жителя. – «Вестник Европы», 1803, № 13, с. 280.
Чичибабин Борис. Клянусь на знамени. – «Лит. Россия», 1988, 14 окт., с. 5.
Старцев В. И. Масонство в России. – В кн.: За кулисами видимой власти, М., 1984, с. 83.
Это наиболее крупные творения древнерусского Слова.
Иллерицкий В. Е. Сергей Михайлович Соловьев. – М., 1980, с. 175.
Непомнящий В. Пророк. Художественный мир Пушкина и современность. – «Новый мир», 1987, № 1, с. 137, 138, 139–140.
Скрынников Р. Г. Иван Грозный. – М., 1975, с. 191.
Григулевич И. Р. История инквизиции. – М., 1970, с. 271.
Лозинский С. Г. История папства. – М., 1986, с. 262.
Большая советская энциклопедия, третье издание, т. 4, М., 1971, с. 312.
Осиновский И. Н. Томас Мор. – М., 1974, с. 62.
Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. – Л., 1988, с. 147, 122.
Памятники литературы Древней Руси. Вып. 8-й, М., 1988, с. 144, 145.
Лозинский С. Г. История папства. – М., 1986, с. 264–265.
Ленин В. И. О литературе и искусстве. – М., 1986, с. 132, 133, 134.
Черкасов Н. К. Записки советского актера. – М., 1953 с. 382, 383.
Валишевский К. Иван Грозный. – СПб., 1912, с. 291–292.
Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982, с. 125.
Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина. – В кн.: История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991, с. 161.
Урланис Б. Ц. Войны и народонаселение Европы. – М., 1960, с. 239.
Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. – М., 1989, т. 1, с. 99.
Пашуто В. Т. Литература и история: пути творческого содружества. – «Литературное обозрение», 1982, № 7, с. 13.
Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. – Л., 1982, с. 5.
См.: Свердлов М. Б. Об историзме в изучении русского эпоса. – «Русская литература», 1985, № 2, с. 78–90.
Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Об исторических основах русского былинного эпоса. – «Русская литература», 1983, № 2, с. 91, 92.
Тихомиров М. Н. Русская культура X–XVIII вв. – М., 1968, с. 131.
Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980, с. 250–252.
Из произведений патриарха Фотия. – В кн.: Материалы по истории СССР. Вып. 1. – М., 1985, с. 267–270.
Фрагменты статей, интервью, диалогов, рукописей.
Федор Иванович был первым внуком поэта, ставшего его крестным отцом и с удовлетворением написавшего об его рождении: «Я уже не предпоследний» (то есть меня «продолжает» не только сын, но и внук).
Речь идет именно о путешественниках, а не об эмигрантах; за период с 1897 до 1913 г. Россию покинули всего 2,5 млн. эмигрантов (уехавших главным образом в США), в том числе более 1 млн. евреев и около 1 млн. поляков. За те же годы в Россию переселились из других стран 1,5 млн. иммигрантов.
Школа Св. Анны (нем.). – Ред.
Написано В. В. Кожиновым в 9 лет.
Написано В. В. Кожиновым в 19 лет. Предположительно посвящено двоюродному брату Е. В. Пузицкому.
Публикуется впервые. Рукопись для публикации предоставлена Еленой Владимировной Ермиловой.
Странное, «перевернутое» соотношение дат: отец родился в 1903 году, и когда ему было 11 лет, в 1914-м, началась война; я родился в 1930-м, война началась в 1941-м.
На этом рукопись автобиографии прерывается.
Кстати сказать, несколько ранее именно на страницах «Октября» вошел в литературу Василий Шукшин.
Вопросы литературы. 1985, № 12. С. 113.
Наш современник, 1993. № 1. С.153.
Наш современник. 1993. № 1.
Правда, западноевропейские государства превращали в свои колонии земли не только Азии, но и Африки, Америки и Австралии.
Возможно, что сегодня, после «реформ», весьма значительная часть этих людей покинула «север».
Точнее, Северо-Атлантическому.
Стоит упомянуть, что зима в Кубанской степи, расположенной почти на 2000 км южнее Скандинавии, все же продолжительнее и суровее, чем в южных частях Норвегии и Швеции!
См. подробный обзор этих исследований в моей книге «История Руси и русского Слова. Современный взгляд» (М., 1997, второе дополненное издание – М., 1999).
Вот, например, выразительный показатель: в 1989 году в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Грузии, Армении более или даже намного более значительная (в 1,6 раза!) доля семей, чем в РСФСР, имела легковые автомобили (см.: Социальное развитие СССР. Статистический сборник. М.: 1990, с. 144).
В высшей степени характерно, что великий русский композитор А. П. Бородин подарил половцам своего рода бессмертие в своих известных всему миру «Половецких плясках».
Подробно о ней см. ниже.
Итак, из 954 монастырей 754 было ликвидировано, и осталось всего 200. В XIX – начале XX века многие монастыри были восстановлены, а также созданы сотни новых; к 1917 году в стране имелось более 1200 монастырей (см. Статистику в кн.: Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России. М., 1975).
См. подробную характеристику безграничного стремления русских людей к крайнему «самокритицизму», самоосуждению в моей статье «И назовет меня всяк сущий в ней язык…». Заметки о духовном своеобразии России» («Наш современник», 1981, № 11, или в книге: Вадим Кожинов. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1990).