Из всего обилия научных концепций о происхождении восточных славян следует признать ведущей ту версию, что славянский этнос сложился к VI в. н. э. на Придунайской равнине в результате распада единой индоевропейской исторической общности. Примерно в то же время выделились три ветви славян: южная, западная и восточная. Южнославянские народы (сербы, черногорцы, болгары) сформировались впоследствии из тех славян, которые поселились на Балканском полуострове. Западные славяне заняли земли современных Польши, Чехии, Словении, частично Германии. Восточные славяне постепенно колонизировали огромные пространства между тремя морями – Черным, Белым и Балтийским. Их потомками стали современные русские, украинцы и белорусы.
Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племен содержит летопись «Повесть временных лет»: от славян, «сидящих по Дунаю», племена разошлись по разным землям и прозвались «именами своими, кто где сел на каком месте». Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. К северу от полян по рекам Десне и Суле жили северяне, к северо-западу от Киева древляне; центром древлян был город Искоростень. Племена, занимавшие земли между Припятью и Западной Двиной, назывались дреговичами. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Часть кривичей «села» по Западной Двине в том месте, где в нее впадала река Полота, и получила название полочан. Радимичи осели вдоль реки Сож (приток Днепра), а вятичи – по Оке. Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, получили название ильменских словен; их главным городом был Новгород.
Уровень хозяйственного и общественного развития восточнославянских племен в значительной степени определялся природно-климатическими условиями. Для территории, занимаемой ими Восточно-Европейской равнины характерны континентальный климат, суровые зимы, недолгое, жаркое лето. Нередки засухи. Здесь отсутствуют естественные горные преграды пронизывающим северным ветрам. Пригодных для земледелия площадей было недостаточно. Две трети территории восточных славян было занято лесами. На юге располагались степи. И лесные, и степные почвы были малопригодны для возделывания сельскохозяйственных культур, на них трудно было получать в необходимом объеме устойчивые урожаи.
Основным занятием восточных славян было пашенное земледелие. На севере, где почти все пространство занимали леса, преобладала подсечно-огневая система, крайне трудоемкая. На небольших участках леса подсекали деревья и давали им засохнуть на корню. Затем сухостой, не вырубая, поджигали. Образовавшаяся при этом зола удобряла почву. Не выкорчевывая пней, славяне распахивали участки с помощью деревянной сохи. Такие делянки использовались не более 2–3 лет, так как почва настолько истощалась, что приходилось искать новые участки для земледелия.
В степной полосе использовалась система перелога. Сначала обрабатывался один участок земли, а после его истощения пахарь переходил, «перекладывался» на другой участок. Здесь раньше, чем в лесных районах, стали использовать при обработке пашни плуг.
Славяне возделывали зерновые культуры – просо, овес, ячмень, рожь. Из Византии были завезены пшеница и гречиха. Для получения растительного масла выращивались конопля и лен. Древнейшими огородными культурами восточных славян были бобовые – горох, собственно бобы, в южных районах – фасоль и чечевица, а также репа, лук и чеснок; позже славяне стали выращивать морковь, редьку, редис, свеклу, капусту.
У восточных славян было развито домашнее скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, домашнюю птицу. Вспомогательную роль в хозяйстве играли бортничество (сбор меда диких пчел), охота, рыболовство.
Славяне жили общинами, которые назывались «миром», или «вервью». Ко времени образования древнерусского государства соседская община вытеснила родовую. В пользовании «мира» продолжали находиться обрабатываемые земли, леса, водоемы, луга, выгоны, пустоши. Пашенные земли были поделены между семьями, входившими в общину.
Важным фактором хозяйственной и общественной жизни было появление у восточных славян примерно с VIII в. городищ – прообразов будущих городов. Они становились центрами племенных союзов, где формировалась княжеская власть. Древнейшими из известных славянских городов были Киев, Новгород, Чернигов, Псков, Изборск, Старая Ладога, Гнездово (в 12 км от нынешнего Смоленска). Развитие городов было связано с расширением ремесленного производства. Далеко за пределами славянских земель были известны изделия оружейников, бронников, ткачей. Высокохудожественными были произведения древних ювелиров. Неизменным успехом пользовалась продукция гончаров, стеклодувов и бондарей.
С возникновением городов меняется характер ремесленного производства, которое все больше ориентируется не на частный заказ, а на рынок. У древних славян ремесла развивались как в городах, так и в сельской местности.
В VI–VIII вв. славяне находились на стадии разложения родоплеменного строя и формирования государственности. Повсеместное распространение земледелия с использованием железных орудий труда создавало возможность получения прибавочного продукта, достаточного для содержания господствующего социального слоя. Усиливаются процессы социальной дифференциации, основанной на имущественном неравенстве. Из массы свободных общинников, которых называли «люди», выделяется привилегированный слой – «мужи». К ним относились главы патриархальных семей, родовые старейшины, военно-служилая знать. В условиях частых набегов иноплеменников восточные славяне создавали вооруженные отряды – дружины, главной задачей которых была защита племен от внешних врагов. Постепенно к дружине переходят и другие функции, в том числе управление и сбор дани.
Во главе дружины стоял князь. Первоначально эта должность была выборной. Власть князя была еще во многом номинальной, большую роль играло вече – собрание глав семей, домохозяев. Младшие члены семейств, работники в вече не участвовали. По мере развития славянского общества князь, опираясь на дружину, сосредоточивал в своих руках все большую власть, постепенно становившуюся наследственной. Такая система правления носит название военной демократии и предшествует формированию государственной системы.
Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий позволяют воссоздать сложную систему религиозных верований восточных славян.
Славяне были язычниками. Главным божеством был Перун – бог молнии, грозы, войны и оружия. Богом неба, или небесного огня, являлся Сварог. Его сыновья – Сварожичи считались божествами солнца и огня. Особое место в языческом пантеоне занимал бог солнца – покровитель земледельцев. У разных племен он назывался по – разному: Дажьбог, Хорос (Хорс), Ярило. Обожествлялись месяц и звезды, состоявшие с солнцем в «родственных» отношениях.
Бог Волос (Велес) считался покровителем скота. Бога ветра и повелителя бурь звали Стрибогом. Богиня воды, водной глади, рек, озер, ручьев и прудов по имени Мокошь помогала ткачам (в ткацком деле нельзя обойтись без проточной воды для вымачивания льна). Позже к Мокоши обращались во всех случаях семейных и домашних неурядиц, и таким образом Мокошь стала покровительницей женщин, олицетворением женского начала.
Славяне верили в добрых и злых духов. Добрые духи помогали людям во всех начинаниях и назывались берегинями. Злые духи именовались злыднями. Вечная борьба доброго и злого начал с точки зрения древних славян и составляла источник развития мира.
Для верований славян характерен антропоморфизм – очеловечивание явлений природы. Река представлялась нашим предкам в образе женщины, гора – богатыря. Каждое дерево, каждый камень считались не только живыми, но и наделенными индивидуальным характером. У славян не было недостатка в существах, обладавших материальной силой. Согласно представлениям, в воде жил водяной, в лесу – леший и лесовик со своей семьей, в болоте – багник (от диалектного слова «багно» – болото). Славянские русалки от Троицы до Петрова дня жили не в воде, а в лесу, в кронах деревьев (у А. С. Пушкина в поэме «Руслан и Людмила»: «русалка на ветвях сидит»).
Культовые ритуалы славяне совершали в святилищах, носивших названия капищ. Они располагались обычно на вершинах холмов или небольших полянах в лесной болотистой местности и представляли собой ровную площадку округлой формы. В центре находился деревянный идол, рядом жертвенник. Восточные славяне-язычники приносили в жертву богам животных, зерно, различные подарки. Возле изображений языческих богов происходили гадания, ритуальные жребии, давались клятвы.
Славяне обожествляли не только явления природы, но и умерших предков. Они верили в Рода и Рожаниц. Некоторые исследователи считают, что Род в древности был верховным божеством у славян, покровителем всех кровных родственников и каждого родича. Рожаницы опекали дом.
Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян еще долгое время и после принятия христианства, переплетаясь с христианскими праздниками и обрядами.
Предпосылки образования государства у восточных славян складывались на протяжении длительного времени. Известны крупные устойчивые племенные объединения, в районах Киевской, Новгородской земель и в верховьях Волги, просуществовавшие по несколько десятков лет. О них имеются свидетельства в арабских хрониках. Это – Куява (Куяба), Славия и Артания.
Источники начала IX в., указывают на наличие в славянском обществе довольно сложной структуры политической и экономической элиты: князья союзов племен, князья отдельных племен, великие бояре, бояре – мужи и гости – купцы. Дружина, которую восточные славяне содержали для защиты от набегов, постепенно становилась средоточием власти, и возглавлявший ее князь превращался из номинальной фигуры в основную, облеченную множеством государственных функций. Военная демократия перерастала в раннефеодальную монархию.
Особенностью становления восточнославянской государственности было наличие двоецентрия – Новгородской, или Северной Руси и Киевской, или Южной Руси. Территориальным ядром государства восточных славян стал союз племенных княжеств полян, дреговичей, радимичей с центром в Киеве. Около середины IX в. на севере Восточной Европы, в Поволховье, сложилось другое протогосударственное образование на основе союза племенных княжеств словен, кривичей, вятичей, а также неславянских племен – чуди и веси. Этот союз платил дань скандинавам – варягам, или норманнам.
Согласно летописи «Повесть временных лет», в 862 г. новгородцы изгнали варягов и прекратили выплату им дани. Однако ввиду вспыхнувшей внутри этого племенного объединения борьбы за власть, вскоре «за мир к варягам» было направлено посольство, чтобы пригласить в качестве князя одного из местных правителей и разрешить конфликт. На княжение прибыл Рюрик с братьями Синеусом и Трувором. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. Преемник Рюрика князь Олег в 882 г. захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира, объединил Север и Юг, Новгородские и Киевские земли, положив начало древнерусской государственности. 882 г. принято считать датой образования государства Русь с центром в Киеве.
Эти полулегендарные летописные сведения послужили источником возникновения в XVII I в. так называемой норманнской теории. Ее основоположниками явились приглашенные из Германии для работы в Петербургской Академии наук историки Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлецер. Они утверждали, что восточные славяне к IX в. находились в состоянии «дикости», что в восточнославянском этносе к моменту появления варягов не сложились политические и экономические условия для формирования государства, и потому варяжский фактор явился определяющим в образовании государства Русь.
Сразу после появления норманнской теории стал очевиден ее ненаучный характер. Уже в том же XVIII в. великий ученый М. В. Ломоносов подверг ее резкой критике. Полемика между «норманистами» и «антинорманистами» растянулась на многие десятилетия. Сегодня уже мало кто сомневается, что государственность возникает в результате длительного общественного развития и не может быть привнесена извне. Варяги приходили на Русь небольшими дружинами и уже вскоре ассимилировались с местным населением. И если в политических процессах, протекавших на Руси в середине и второй половине IX в., роль варяжского фактора была заметной, то на этнокультурное развитие славян варяги практически не оказали никакого влияния.
Первым правителем Древнерусского государства был киевский князь Олег (882–912). Формально он правил от имени малолетнего сына Рюрика Игоря, но проводил самостоятельную и активную политику как внутри государства, так и за его пределами. В результате военных столкновений с сильным Хазарским каганатом, располагавшимся в низовьях Волги, он освободил от его дани племена северян и радимичей, обложив их в свою очередь данью, не меньшей хазарской. В его правление Древнерусским государством были покорены древляне, кривичи и некоторые другие племена.
Становление и развитие Древнерусского государства проходило во взаимодействии с соседними странами и народами, прежде всего с Византией. В 907 г. Олег предпринял поход на столицу Византийской империи Константинополь, который руссы называли Царьградом. Собрав значительные силы, князь на боевых ладьях спустился по Днепру в Черное море и подступил к стенам Константинополя. Столицу Византии в то время практически не обороняли, так как ее войска были заняты борьбой с арабами. Защитники города перегородили вход в гавань цепью, чтобы не допустить в нее ладьи руссов, но, как сообщает летописец, Олег, поставив ладьи на колеса, под парусами двинулся по суше к Царьграду. Правительство Византии вынуждено было согласиться на переговоры. Мирный договор, оформленный позже, в 911 г., предусматривал выплату значительной контрибуции – по 12 гривен серебра с каждого жителя Константинополя, что составило несколько десятков тысяч пудов драгоценного металла. Русским купцам было предоставлено право беспошлинной торговли, они могли селиться в Константинополе (другим иностранцам это было запрещено), носить оружие, мыться в городских банях. В течение полугода купцы получали продовольствие от византийских властей, а при отъезде еще и парусные снасти, якоря и прочее.
Отношения с Византией изменились при преемнике князя Олега Игоре (912–945). В 941 г. он предпринял новый поход на Царьград. Когда русский флот появился в гавани Константинополя, византийцы подожгли ладьи с помощью «греческого огня» – специального состава на основе сырой нефти, чем вызвали среди русских панику. Попытка взятия Константинополя не удалась, и Игорю пришлось вернуться обратно. Через три года, в 944 г., собрав более многочисленные силы, Игорь вновь осадил Царьград. Но греки предпочли откупиться. В 945 г. был заключен новый договор. Византия подтвердила большую часть статей прежнего договора, признала территориальные приобретения Руси в устье Днепра и русское поселение Тмутаракань на Таманском полуострове. Но было утрачено право беспошлинной торговли, русские купцы теперь селились в предместье Константинополя. В город их впускали без оружия, не более 50 человек, предварительно переписав.
Главной задачей князя Игоря было удержание в составе государства отдельных славянских племен и присоединение новых. Ему удалось подчинить Киеву племя уличей и не позволить отделиться от государства сильному и богатому племени древлян.
Эффективным средством сохранения контроля над государственной территорией было полюдье – объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье – это не только сбор дани, но и способ управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. Размеры дани не были фиксированными, что нередко приводило к серьезным конфликтам. Так, в 945 г. Игорь попытался вторично собрать дань с древлян. Возмущенные древляне во главе с князем Малом расправились с киевским князем и его дружинниками. Вдова Игоря княгиня Ольга (945–962) организовала поход против древлян во главе с киевскими воеводами Свенельдом и Асмудом. Она жестоко наказала древлян, сожгла их столицу город Искоростень, увеличила дань. При этом Ольга вынуждена была провести налоговую реформу, определив фиксированные размеры дани – уставы и уроки, и погосты – места, куда раз в год свозилась дань. Постепенно погосты, или становища, превращаются в опорные пункты княжеской власти в удаленных землях.
В годы правления княгини Ольги войны на Руси прекратились. Ольга стремилась улаживать конфликты с соседями мирным путем. В 957 г. она впервые в истории Руси посетила с мирным визитом Византию. В Константинополе ее принял император Константин VII Багрянородный. Был переоформлен договор Руси с Византией на условиях, заключенных князем Игорем, а военный союз направлен против Хазарии. Во время визита Ольга приняла христианство. Ее крестным отцом был сам император. Обряд был совершен патриархом Константинопольским в главном храме Царьграда – Софийском соборе.
Совершенно иной характер внешняя политика Древнерусского государства носила при сыне Ольги князе Святославе Игоревиче (ок. 965–972). Это был правитель-воин, большую часть жизни он провел в походах. Прежде чем напасть на врага, Святослав посылал гонцов с известием: «Иду на вы». В 964 г. Святослав предпринял поход против давнего врага Руси Хазарского каганата. Покорив вятичей, он с севера подошел к союзнику хазар Волжской Булгарии – тюркскому государству в Среднем Поволжье, разгромил ее и неожиданно ударил по столице Хазарского каганата городу Итиль, расположенному в устье Волги. На востоке Хазарии Святослав разрушил город Саркел, сильную крепость, возведенную византийскими военными инженерами. Победа над каганатом принесла избавление от сильного противника, однако открыла путь к южнорусским границам кочевым племенам, прежде всего, печенегам, не менее опасным для Руси, чем хазары. Печенежская орда не была единой. В середине X в. существовало восемь печенежских объединений, которые греки называли фемами. Во главе фем стояли ханы. Первые столкновения с печенегами летопись датирует 915 г. При Святославе набеги печенегов на русские земли усилились. В отсутствие князя они даже пытались взять Киев.
Разгром Хазарии обеспокоил Византию, которая предпочитала сама не воевать против Киева, а использовать в этих целях соседние с Русью государства.
Так, в 967 г. Святослав ввязался в конфликт между Византией и Болгарским царством. Подстрекаемый Византией, Святослав вторгся в Дунайскую Болгарию. В битве под Доростолом он разбил войско болгарского царя Петра, овладел городом Переяславцем-на-Дунае и перенес сюда свою резиденцию.
Византия, встревоженная усилением Руси на Дунае, потребовала от Святослава уйти в свои земли. Византийский император Иоанн Цимисхий в 970 г. направил посольство к русскому князю с обещанием выплатить дань, если Святослав вернется на Русь. После отказа Святослава русско-болгарская война переросла в русско-византийскую. Святослав одержал ряд побед, но греки, собрав значительное войско, в 971 г. осадили его дружину в Доростоле. Святослав, не имея сил прорвать окружение, был вынужден заключить мир с Византией, обещав в дальнейшем не претендовать на дунайские территории.
Князь зимовал в низовьях Днепра, так как путь на Киев был закрыт печенегами. Подкупленные византийским императором, печенеги весной 972 г. напали на небольшое войско Святослава на волоке у днепровских порогов. Князь погиб в битве. Печенежский хан Куря приказал сделать из его черепа чашу, из которой пил на священных военных пирах.
Правление Святослава имело большое значение для Руси. Территория Древнерусского государства при нем была значительно расширена. Святослав поставил своих сыновей наместниками в наиболее важных землях, что усилило власть Киева. Старший сын, Ярополк, стал князем киевским, Олег княжил у древлян, Владимир – в Новгороде. После смерти Святослава на Руси началась междоусобица, в которой Олег, а позднее Ярополк погибли; к власти в Киеве пришел князь Владимир Святославич (980–1015).
С началом правления Владимира I можно говорить об изменении приоритетов в политике киевских князей. Главную задачу они видели в укреплении и объединении государства и его границ. Под 981 г. летопись упоминает войну Владимира Святославича с поляками, в ходе которой были захвачены западноволынские (червенские) города Перемышль, Червень и др. Затем летопись отмечает войну Владимира с причерноморскими болгарами, подавление восстания в землях вятичей и радимичей. При Владимире впервые начинается чеканка собственной монеты (златников и сребреников). На рубеже Х—XI вв. постепенно ликвидируются племенные княжения. При Владимире появляются княжие «грады», в которые князь в качестве наместников «сажал» своих сыновей.
Важнейшую роль в укреплении Древнерусского государства сыграло принятие христианства. Язычество с его многобожием не могло способствовать усилению центральной власти киевского князя. Правители соседних стран, где утвердились монотеистические религии, рассматривали языческую Русь как варварское государство.
Изменения в укладе жизни, социальной и политической структурах Руси предопределили принятие христианства в его восточном (православном) варианте. Уже с IX в. христианство проникает на Русь. В 844 г. в послании византийского патриарха Фотия было отмечено, что многие руссы поклоняются христианскому богу. Крещение принимали представители княжеской знати, дружинники. В Киеве в середине X в. существовала церковь св. Ильи.
Владимир Святославич воцарился на киевском престоле в борьбе со своим братом Ярополком. Первое время Владимир подчеркивал свою приверженность языческим божествам. Он повелел воздвигнуть возле княжеского двора идолов тех племен, которые поддержали его в борьбе за киевский престол. На берегу Днепра были установлены деревянные изваяния Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хороса, Дажьбога, Стрибога, Сварога, Мокоши. Дядя Владимира воевода Добрыня воздвиг в Новгороде над Волховым статую Перуна. Однако попытка сформировать единый пантеон языческих богов и на основе многобожия укрепить государство потерпела неудачу. Каждое племя продолжало поклоняться своим богам.
В этих условиях Владимир обратился к христианству. Любопытный рассказ о выборе князем религии содержится в «Повести временных лет». Соседние с Русью страны исповедовали христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). В Киев прибыли послы из перечисленных стран, а также эмиссары папы римского. Все они предлагали принять их веру. Однако Владимир остановил свой выбор на христианстве в его восточном варианте.
Христианизация обширного Древнерусского государства продолжалась в течение ряда лет, преодолевая серьезное сопротивление населения, особенно в северных районах Руси.
Принятие христианства представляло собой крупную государственную реформу, результатом которой стало появление на Руси нового общественного института – православной церкви. Постепенно сложилась ее организационная структура. Первоначально во главе русской православной церкви стоял епископ, присылаемый из Константинополя. В 1037 г. ее возглавил митрополит. Великие князья вели борьбу за митрополичью кафедру, стремясь утвердить митрополита из славян. Однако подобные случаи в ранней истории русской православной церкви были единичными.
Территория Руси была поделена на епархии во главе с архиереями (архиепископами и епископами). Многочисленные приходы возглавляли священники. С 1051 г., когда была основана Киево-Печерская лавра, на Руси появляются монастыри. Русская церковь изначально зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в делах религии. В пользу церкви взималась десятина – десятая часть доходов верующих.
Принятие христианства на Руси явилось важной вехой в развитии восточнославянской цивилизации. Оно способствовало консолидации древнерусской народности – общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Христианство ускорило социальную дифференциацию древнерусского общества, формирование господствующего слоя, который группировался вокруг киевского князя. Заметной была роль церкви в укреплении и расширении земельной собственности на Руси; уже вскоре монастыри становятся крупнейшими владельцами земли. Значительное влияние православная церковь и христианство оказали на политические процессы в Древнерусском государстве. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. Центральная власть была укреплена, о чем свидетельствовал и необычайно усилившийся при Владимире международный авторитет Древней Руси.
Крупнейшую роль принятие христианства сыграло в развитии и формировании единой древнерусской культуры, распространении письменности, создании выдающихся образцов литературы, живописи, зодчества.
Еще при жизни Владимира Святославича на Руси вспыхнула междоусобная борьба между его сыновьями. Начало ей положил Святополк туровский, а с 1015 г. киевский князь. Ему противостоял третий сын Владимира новгородский князь Ярослав, впоследствии прозванный Мудрым. Он изгнал Святополка из Киева в Польшу к его тестю польскому князю Болеславу Храброму. После смерти Владимира Святославича политическая ситуация изменилась. Болеслав выступил против сидевшего в Киеве Ярослава с польским войском и отрядами наемников из немцев, венгров, варягов, а Святополк привлек к походу на Русь печенегов. Ярослав не мог устоять перед превосходящей военной силой и вынужден был бежать в Новгород. Но сопротивление населения Киева спустя короткое время заставило Болеслава уйти в Польшу. Червенские города при этом остались за польским князем. Ярослав, опираясь на новгородцев, организовал новый поход. Теперь перевес сил оказался на стороне Ярослава. Святополк бежал к печенегам, и в сражении на реке Альте в 1019 г. был разбит.
Киевский престол занял Ярослав Мудрый (1019–1054). Время его правления – это период расцвета Древнерусского государства. В 1036 г. он нанес под Киевом поражение печенегам, положив конец их набегам на русские земли. Киевские дружины сумели вернуть Червенские города. В 1030 г. Ярослав на западе державы основал город Юрьев (Юрий – христианское имя Ярослава), сейчас именуемый Тарту.
При Ярославе Мудром значительно укрепилась русская православная церковь. В 1037 г. была основана Киевская митрополия, что было отмечено строительством Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке. Первоначально митрополиты были подконтрольны константинопольскому патриарху. В 1051 г. Ярослав, воспользовавшись тем, что Русь и Византия находились в состоянии войны, назначил киевским митрополитом не грека, а священника княжеского села Берестова, своего личного духовника Илариона. Однако после заключения мира прежний порядок назначения киевских митрополитов из Византии был восстановлен.
При Ярославе Мудром резко возрос международный авторитет Руси. Об этом свидетельствуют многочисленные династические браки, заключенные между его детьми и представителями европейских дворов.
С именем Ярослава Мудрого связано создание первой части Русской Правды – свода законов древнерусского феодального права. Академик Б. А. Рыбаков считает, что Краткая редакция Русской Правды, так называемая Древнейшая Правда, первоначально представляла собой написанную около 1016 г. грамоту Ярослава, призванную регулировать отношения между княжеской дружиной и новгородским населением. Впоследствии, по-видимому, она и составила комплекс «Грамот Ярослава», на которых клялись новгородскому вечу приглашаемые на правление князья.
Хозяйственный строй Древнерусского государства имел все отличительные признаки феодальной экономики: господство натурального хозяйства; наличие земли и орудий труда в руках непосредственного производителя – крестьянина; личная зависимость его от феодала; низкий, рутинный уровень техники производства. В сельском хозяйстве по-прежнему использовались подсечно-огневая система обработки земли, перелог; развивалось пашенное земледелие. При этом присвоение прибавочного продукта крестьянина осуществлялось в трех последовательно развивающихся видах феодальной земельной ренты: отработочной, именовавшейся на Руси барщиной, натуральной, называвшейся испольщиной или издольщиной, и денежной. Основными формами использования земли на Руси было общинное и вотчинное землевладение.
Субъектом общинного землевладения являлась сельская община в целом как территориальное образование. В ее пользовании находились обрабатываемые земли, леса, воды, выгоны, пустоши. Право распоряжения ими принадлежало самой общине, которая через свои органы самоуправления передавала участки в постоянное наследственное владение членам общины. Община могла свободно распоряжаться землей только внутри себя, а также приобретать новые земли, например, посредством купли или принимать в дар. Если не было возможности увеличения земельного фонда, то в общине раз в два-три года производился передел земли. Таким образом малоплодородный участок периодически менял хозяина. Правами на землю в городских поселениях обладали городские общины – посады.
По мере развития государства и укрепления княжеской власти формировалась феодальная собственность на землю. Князья с помощью дружины захватывали земли свободных общинников. Установив власть над тем или иным племенем, князь выговаривал в свою пользу символическую ежегодную дань. Это было первой формой феодальной земельной ренты, которая количественно не регламентировалась. Князь мог наделять за службу землей вместе с крестьянами, что представляло собой условное феодальное земельное владение. В Западной Европе такая форма носила название аллода, на Руси – поместья. Позже князь мог закрепить аллод за какой-либо семьей при условии, что один из ее членов должен был нести службу в его дружине. Так появился наследственный аллод. И, наконец – возникает безусловное феодальное земельное владение, известное на Руси как вотчина.
Вотчина представляла собой крупное наследственное землевладение, передававшееся от отца к сыну (отсюда ее название). Предметом такого владения были обрабатываемая земля, пастбище, луга и лес. Законодательные нормы не содержали прямого запрета на приобретение вотчин представителями сельского и городского населения, известны примеры вотчинного землевладения крестьян в Новгородских землях, но преимущественно владельцами вотчин являлись представители знатных княжеских и боярских родов. Права вотчинника на родовое имущество были достаточно широкими, но не безграничными. В частности, вотчинник не мог отчуждать имение в пользу третьих лиц без согласия своего рода. Родственники имели право преимущественного приобретения отчуждаемой вотчины.
Различались родовые и купленные вотчины. Распоряжение купленными вотчинами не ограничивалось правами рода. Они могли свободно отчуждаться их владельцами.
В этот же период формируется церковная собственность на землю. Имущество поступало церкви от князя через пожалования, от частных лиц, вклады (дарственные), куплю, занятие пустующих мест. Согласно Русской Правде церковь имела право на часть наследства даже при наличии наследников умерших. Права церкви на землю в Древней Руси были наиболее полными и независимыми.
На Руси получили развитие многие виды ремесел. Наибольшим спросом на внутреннем и внешнем рынке пользовалась продукция киевских оружейников и бронников. Русское железо обычно было значительно лучшего качества, чем европейское. Русские кольчуги состояли из более мелких в диаметре колец, были легче и надежнее, отличались большей гибкостью. Русские оружейники владели секретом изготовления самозатачивающихся мечей. Они состояли из средней пластины твердого металла, к которой по бокам припаивались пластины более мягкого металла. При использовании меча мягкий металл стачивался, и меч становился острее.
По всей Европе славилась перегородчатая эмаль киевских ремесленников. На золотую пластинку напаивались по контуру рисунка невысокие золотые перегородки. Получавшееся пространство заливалось эмалью. После обжига изделие шлифовалось. Состав эмали имел главную особенность – при обжиге не утрачивалась интенсивность цвета. Это существенно отличало древнерусскую эмаль от западноевропейской.
Разнообразной была техника обработки серебра на Руси. Из серебряной проволоки ювелиры изготавливали ажурные изделия – филигрань. Не имела аналогов техника зерни, при которой на металлическую пластину напаивались в виде узоров мельчайшие капельки золота или серебра. Только на Руси была известна и техника чернения серебра.
Древнерусское государство вело широкую внутреннюю и внешнюю торговлю. Основной транспортной магистралью был путь «из варяг в греки», соединявший Скандинавию с Византией и государствами Востока.
Основную категорию сельского населения составляли свободные общинники – смерды. Они владели необходимыми средствами производства, жили на своих земельных участках, вели собственное личное хозяйство. Смерды, как правило, были лично свободны. Их зависимость от князя выражалась в уплате дани и несении натуральных повинностей.
По мере развития феодальной земельной собственности смерды постепенно переходили в разряд феодально-зависимого населения, которое делилось на несколько категорий. Рядович заключал с феодалом договор, или ряд, на выполнение определенных работ. Если смерд по какой-либо причине брал у феодала купу, т. е. помощь деньгами, семенами, инвентарем, он становился закупом. Закуп не мог по своей воле уйти от феодала. При любом проступке или попытке побега закуп превращался в холопа. Следует отметить, что положение рядовича, хотя незначительно, но все же было более легким, чем закупа, поскольку последний обязан был выполнять любую работу по приказанию хозяина, а рядович – только те ее виды, которые были зафиксированы в договоре.
Известны и другие категории феодально-зависимого населения – прощенники, изгои и др.
На положении домашних рабов находились холопы. Они не имели средств производства, были лишены права свидетельствовать в суде и т. п. Однако широкого распространения рабство не получило прежде всего ввиду крепости общинного строя.
Слой феодалов формировался в основном из ближнего окружения князя, его дружины, а также духовенства.
По своей политической структуре Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял князь со своей дружиной. Дружина разделялась на старшую (бояре), которая принимала участие в княжьем совете, и младшую (отроки, или дети). В случае войны князь набирал войско в подвластных ему землях, основной же функцией дружины являлось поддержание власти князя, обеспечение социальной стабильности общества. К концу X в. формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. При князе действовал совещательный орган – совет (дума), в состав которого входила верхушка дружины. Из числа дружинников назначались наместники в города – посадники, предводители военных отрядов – тысяцкие, сборщики поземельной дани – данники, судебные чиновники – вирники, сборщики торговых пошлин – мытники и др.
Рост политического значения городов выразился в усилении роли городского веча. Первое вече в Новгороде упоминается в летописи в под 1015 г., в Киеве – под 1068 г.
Социально-политическое развитие Руси достигло высокого уровня. На это указывает сохранившийся письменный сборник законов Русская Правда, имевший три редакции.
Первая редакция – Правда Ярослава. Имела задачей урегулирование конфликтов между дружинниками и новгородцами в период княжения Ярослава Мудрого в Новгороде. Круг преступлений согласно Правде Ярослава невелик – это преступления против личности и имущества. За убийство виновный платил штраф – виру, составлявшую 40 гривен вне зависимости от социальной принадлежности погибшего. За ближайшими родственниками убитого сохранялось право кровной мести, что, безусловно, являлось пережитком первобытного права.
Штрафы за такие преступления, как битье батогом, жердью, пястью (ладонью), чашей, рогом, тупой стороной меча назывались продажей и были равны 12 гривнам. Правда Ярослава отличала неправомерное действие от намерения или попытки совершить таковое, от угрозы действием: если кто вынет меч, но не ударит, то штраф одна гривна. Высокой являлась плата за причиненное бесчестье: если кто кого ткнет мечом, не вынимая из ножен, или рукоятью меча, или вырвет ус или клок бороды – символ мужского достоинства – штраф будет равен 12 гривнам (тогда как, например, плата за отрубленный палец составляла всего три гривны). Виры и продажи поступали в пользу потерпевшего или родственников убитого.
Вторая редакция Русской Правды – Правда Ярославичей – появилась примерно в 1071 г., в период смут и восстаний в различных землях Руси. Этот более подробный свод законов был составлен тремя старшими сыновьями Ярослава Мудрого – Изяславом, Святославом и Всеволодом. Правда Ярославичей защищала прежде всего личные владения, домены самих князей, их земли, дворцы, склады имущества, загородные дворы с запасами. Убийство княжеских администраторов каралось смертной казнью или огромным штрафом в 80 гривен. На эту сумму можно было приобрести стадо крупного рогатого скота в 100 голов или табун в 40 лошадей.
В отличие от Правды Ярослава во второй редакции Русской Правды наказания за преступления социально дифференцированы. За убийство княжеских администраторов – тиуна, огнищанина, конюшего вира составляла 80 гривен. За убийство княжеского отрока, конюха, повара – 40 гривен. Но уже сельский тиун, ратайный тиун (ведающий пахотными работами), княжеский ремесленник, кормилец (дядька-воспитатель княжеских детей) «стоили» 12 гривен. Правда Ярославичей не делала различия между теми или иными группами феодально зависимого населения и смердами: смерд, рядович, закуп, смердий холоп т. е. холоп неквалифицированный, умеющий выполнять только работу простого смерда, оценивались всего в 5 гривен.
Правда Ярославичей ликвидировала право кровной мести и заменила ее безусловным штрафом за убийство. Все виры и продажи поступали в казну князя.
Третья редакция Русской Правды появилась в 1113 г. Составлению ее предшествовал ряд событий, происшедших в период княжения в Киеве Святополка Изяславича (1093–1113), внука Ярослава Мудрого, который отличался крайним сребролюбием. Для увеличения своих доходов он давал деньги в рост под огромные проценты, чем вызвал резкое недовольство киевлян. После смерти князя в Киеве началось восстание. Были разгромлены дома княжеских слуг и крупных ростовщиков. Под давлением горожан бояре были вынуждены призвать на киевский престол другого внука Ярослава Мудрого – переяславского князя Владимира Мономаха (1113–1125), пользовавшегося в русских землях большим авторитетом.
Прибыв в Киев, Владимир Мономах издал Устав о резах (процентах), вошедший составной частью в Русскую Правду. Устав упорядочил обязательственные отношения. Например, было установлено, что должник, выплачивавший в течение трех лет более 30 процентов годовых, освобождался от уплаты основной суммы долга. Если же заимодавец давал деньги под 20 процентов годовых, то он мог получать проценты до полного погашения суммы долга.
Устав содержал статьи, регулировавшие отношения между закупом и господином. Владимир Мономах определил также юридические нормы оформления обельного, то есть полного, холопства.
Итак, Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию с типично феодальной экономикой, развитой социальной структурой, проводившее на всем протяжении своей истории активную внешнюю политику.
Со второй трети XII в. древнерусское государство вступило в новый этап своего развития – в период феодальной раздробленности.
Предпосылки распада Руси на отдельные земли и княжества вызревали постепенно. В XI–XII вв. в Древнерусском государстве происходил процесс формирования княжеского, а затем и боярского землевладения. Доходы, которые княжеские приближенные получали от своих вотчин, становились для них более важны, чем собираемая дань. Дружинники превратились в земельных собственников и стремились быть ближе к своим владениям. Прежде любой дружинник старался переместиться вслед за своим князем на более доходный «стол». Теперь бояре тяготились службой великому князю. Удельные князья заботились не столько о защите Руси от внешней опасности, сколько об обеспечении своей самостоятельности и укреплении собственных княжеств.
Феодальные вотчины представляли собой замкнутые хозяйства натурального типа, в которых производились практически все необходимые продукты. В силу этого внутренняя торговля была развита слабо, экономические связи между областями были непрочны, что вело к хозяйственному обособлению отдельных земель и княжеств.
Развитие производительных сил, совершенствование орудий труда, усиление экономической мощи местных князей и феодалов обусловливало рост их политического влияния, что выражалось прежде всего в попытках самостоятельно управлять землями. Рост и усиление городов как политических, экономических и культурных центров также способствовали раздробленности Руси. Именно на города опирались местные бояре и князья в борьбе против центральной власти в Киеве. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Вече как своеобразная форма феодальной демократии практически находилось в руках бояр, которые использовали его как инструмент давления не только на великого князя, но и на местных князей.
Неизбежное в этих условиях обособление отдельных частей Древнерусского государства лишало великого киевского князя значительной части доходов, поступавших из входивших в состав государства земель. В то время когда великокняжеской власти были необходимы для борьбы с сепаратистскими тенденциями отдельных земель материальные средства, она их лишалась. Номинально еще сохранялось старшинство великого киевского князя, но практически удельные князья становились независимыми от него. Княжеский съезд в городе Любече в 1097 г. постановил: «каждый да держит отчину свою», т. е. тем самым юридически закрепил независимость отдельных княжеств.
Значение Киева как политического центра русских земель падало и в силу ряда других причин. Усилившиеся нападения кочевников-половцев опустошали прежде всего Южную Русь, вследствие чего население покидало открытое для вторжений Среднее Поднепровье и переселялось в лесные северные районы. В XII в. переместились и направления европейских торговых путей. Начавшиеся крестовые походы западноевропейских феодалов открыли более безопасные морские пути в страны Ближнего Востока. В связи с этим упало значение пути «из варяг в греки», способствовавшего экономическому подъему Руси в предшествующую эпоху.
Период феодальной раздробленности был временем дальнейшего хозяйственного, политического и культурного подъема отдельных земель и княжеств. Строились новые города, которые становились центрами феодальных земель. По данным письменных источников, в начале XI в. на Руси насчитывалось свыше 60 городов, к XII в. их было свыше 130, а в период раздробленности- 224. Между феодалами велась борьба за владение землями и городами, крестьянами и ремесленниками. Не прекращались жестокие междоусобные войны. В политическом отношении Русь становилась менее стабильной, уязвимой для внешней агрессии.
Первоначально Русь распалась на 14 княжеств, которые в свою очередь дробились на более мелкие уделы. В Новгороде и Пскове была установлена республиканская форма правления. При этом, как уже было сказано, внешне сохранялось старшинство великого князя, созывались княжеские съезды, где обсуждались вопросы общерусской политики. Князья были связаны между собой феодальными вассальными отношениями. Русь периода раздробленности сохраняла единую веру, язык, культурные традиции. Наиболее значительными государственными образованиями в рассматриваемый исторический период являлись Ростово-Суздальское, Галицко-Волынское, Муромо-Рязанское, Чернигово-Северское, Киевское, Турово-Пинское княжества, Новгородская и Псковская феодальные республики.
Среди древнерусских княжеств Владимиро-Суздальская земля занимала особое место. Здесь, на северо-востоке Восточно-Европейской равнины формировался центр будущего национального объединения всей Руси. В междуречье Оки и Волги издавна жили финно-угорские племена – меря, мурома и др, но уже с XI в. эти земли заселяются славянскими племенами кривичей и вятичей. В этом районе преобладали обширные лесные массивы с разветвленной системой водных путей. Наряду с рыболовством, охотой, бортничеством, бобровым промыслом развивалось и земледелие, прежде всего в так называемых опольях среди лесов, где имелись плодородные почвы. В этих районах были основаны города Ростов, Суздаль и др. Водные пути связывали Владимиро-Суздальскую землю с Нижним и Средним Поволжьем, Кавказом и Средней Азией.
В период феодальной раздробленности усилилась миграция населения на северо-восток славянской территории из новгородских земель и Среднего Поднепровья. Приток населения способствовал хозяйственному росту, появлению новых городов – Владимира-на-Клязьме, Галича, Дмитрова, Костромы, Переяславля-Залесского. К 1147 г. относится первое летописное упоминание о Москве.
В XII в., опираясь на свою возросшую мощь, местные князья начали борьбу за овладение Киевом. Сын Владимира Мономаха Юрий, прозванный Долгоруким (1125–1157), всю жизнь боролся за киевский стол. Трижды он брал город, но только в конце жизни, в 1155 г., ему удалось «сесть» в Киеве. Его сын Андрей Боголюбский (1157–1174) хотя и захватил Киев, княжить там не стал, передал престол младшему брату Глебу, а сам вернулся во Владимир.
Андрей Боголюбский, стремившийся к укреплению княжеской власти, вел длительную борьбу с боярской знатью. Он перенес столицу княжества из Ростова, цитадели боярства, в молодой город Владимир-на-Клязьме, вокруг которого сосредоточивалось главным образом поместное землевладение. Опираясь на поддержку младших дружинников и горожан, Андрей Боголюбский изгнал из княжества «передних мужей» своего отца. Местное боярство организовало заговор против него, в результате которого Андрей Боголюбский в 1174 г. был убит. Смерть князя послужила причиной двухлетней смуты и восстаний владимирских горожан против бояр и их ставленников.
Политику Андрея Боголюбского продолжил его брат Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212). Он расправился с участниками заговора и их союзниками – рязанским князем Глебом и рязанской знатью, подчинил себе Муромо-Рязанское княжество, расширил свои владения на востоке. При нем Владимиро-Суздальская земля достигла наивысшего расцвета. Всеволод оказывал определяющее влияние на ход событий в Новгороде, Киев также должен был признать над собой власть владимирского князя. Автор «Слова о полку Игореве» так говорит о силе и могуществе Всеволода: «Может Волгу веслами раскропить, а Дон шеломами вычерпать».
В годы правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо активно велось строительство в городах, особенно во Владимире. Были возведены владимирские Успенский и Дмитровский соборы, замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли, соборы в Юрьеве-Польском, Суздале. Развивалось летописание.
Но объединительный процесс не был устойчив. После смерти Всеволода Большое Гнездо началось дробление Владимиро-Суздальской земли на уделы. В XIII в. появились Переяславское, Ростовское, Суздальское, Ярославское, Тверское, Московское княжества.
Оно простиралось от северо-восточных склонов Карпат до Дунайского Причерноморья на юге и до земель литовского племени ятвягов и Полоцка на севере. На западе княжество граничило с Венгрией и Польшей, на востоке – с Киевской землей.
Это был район древней земледельческой культуры с благоприятными климатическими условиями, плодородной почвой, богатый полезными ископаемыми. Издавна здесь добывали соль, без которой невозможно было сохранять продукты питания до нового урожая. Галицкая земля располагалась на пересечении важных торговых путей: из Балтийского моря в Черное (через Вислу и Западный Буг) и из Руси в страны Юго-Восточной и Центральной Европы. В XII–XIII вв. после упадка Киева Галицкая земля была наиболее развитой в экономическом и культурном отношении среди других южнорусских земель.
Первыми известными галицкими князьями были правнуки Ярослава Мудрого – Ростиславичи: Володарь и Василько. До середины XII в. Галицкая земля была разделена на несколько мелких княжеств. В 1141 г. они были объединены перемышльским князем сыном Володаря Владимиром в единое княжество со столицей в городе Галич. Значительного расцвета Галицкая земля достигла при его сыне Ярославе Осмомысле (1152–1187); он владел восемью иностранными языками, за что и получил свое прозвище.
Боярское землевладение в Галицком княжестве опережало в своем развитии княжеское и значительно превосходило его. Опираясь на экономическую мощь, «великие бояре» активно вмешивались не только в управление, но и в порядок наследования власти. Они приглашали и прогоняли князей, однажды даже повесили неугодных им властителей. Поэтому после смерти Осмомысла Галицкое княжество стало ареной острой борьбы князей с местным боярством.
В отличие от Галицкой земли, где широкое развитие получило боярское землевладение, на Волыни рано сложился княжеский домен, что обеспечивало более прочные позиции княжеской власти. Волынское княжество обособилось от Киева в середине XII в. в качестве родового гнезда потомков Владимира Мономаха. Наибольшего расцвета Волынь достигла при Романе Мстиславиче, которому в 1199 г. удалось объединить свои земли с Галицким княжеством. Этот князь был хорошо известен в русских землях и в Западной Европе, вел активную завоевательную политику. В 1203 г. он захватил Киев и принял титул великого князя, объединив на короткое время Южную и Юго-Западную Русь.
После гибели в 1205 г. в Польше Романа Мстиславича в Галицкой земле разразилась тридцатилетняя феодальная война. Галицкие бояре опирались на помощь венгерских и польских феодалов, которые в результате поделили Галицкое княжество и часть Волыни между собой. В 1221 г. князь Мстислав Мстиславич Удалой из Торопца сумел освободить эту землю от венгерского владычества. В 1238 г. после длительной и упорной борьбы с галицкими феодалами и иноземными захватчиками в Галицком княжестве окончательно утвердился сын Романа Мстиславича Даниил (1238–1264).
Княжение Даниила Романовича составило целую эпоху в истории Галицкой земли. При нем наивысшего рассвета достигают ремесла, строительство, торговля, укрепляются культурные связи с Западной Европой. В 1240 г. Даниил овладел Киевом, вновь на короткий срок объединив Киевскую землю и Юго-Западную Русь. Он организовал сопротивление монголо-татарам, воевал с Литвой.
После смерти Даниила Галицкая земля стала ареной междоусобной борьбы и внешних вторжений – монголо-татар, Польши и Литвы.
Ядром Новгородской земли была территория между озером Ильмень и Чудским озером вдоль рек Волхов, Ловать, Великая. Здесь жили, кроме ильменских словен, кривичи, неславянские племена водь и карелы. Новгород был расположен на берегу Волхова в непосредственной близости от Ильмень-озера, т. е. в начале водного торгового пути «из варяг в греки», что способствовало быстрому возвышению города. В XI в. началась активная колонизация новгородцами Карелии, Подвинья, Прионежья, северного Поморья. Исключительно выгодное географическое положение Новгорода обусловило характер хозяйственной деятельности его населения. Новгород являлся крупнейшим торговым центром, имел давние и устойчивые связи с Византией, Скандинавией, Данией, Ганзой. Торговля Новгорода опиралась на развитые ремесла и различные промыслы. Земледелие из-за неблагоприятных природных условий было малопродуктивным, зато процветали многочисленные промыслы – охота, рыболовство, бортничество, солеварение и т. д., приносившие немалые доходы крупным землевладельцам. Главными предметами новгородского экспорта были меха, воск, лен, пенька, сало, ремесленные изделия. Западноевропейские купцы привозили оружие, металл, сукна. Новгородские купцы объединялись в особые торговые союзы – «сотни». Наибольший вес среди них имело «Иванское сто» – объединение купцов-«вощников», т. е. торговавших воском.
В Новгородской земле рано сложилось и стало господствующим боярское, а затем и церковное землевладение. Экономической мощью в значительной степени объяснялась определяющая роль боярства в политической жизни Новгорода.
В XII в. в Новгороде сформировался особый политический строй, отличный от княжеской монархии – феодальная боярская республика. В 1136 г. восставшие горожане изгнали князя Всеволода Мстиславича, внука Владимира Мономаха, за «небрежение» городскими интересами. Боярство, использовав в своих целях народное движение, добилось политического обособления Новгорода от Киева. В Новгороде утвердился республиканский строй.
Постепенно в Новгородской республике сложилась стройная система органов управления. Высшим органом считалось вече – собрание горожан, владельцев городских дворов, земель и усадеб. Вече рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя и заключало с ним «ряд» – договор о его правах и обязанностях, выбирало посадника, который ведал управлением и судом, тысяцкого, возглавлявшего ополчение и собиравшего налоги. Чтобы сделать новгородское духовенство своим союзником, боярство в 1156 г. добилось выборности архиепископа, который не только возглавлял в Новгороде церковь, но также ведал казной республики и ее внешними сношениями. Выборными были и старосты всех пяти концов – районов, на которые делился город, а также старосты улиц.
Весьма ограниченной была роль князя в политической жизни Новгорода. Подписывая договор, князь давал клятву не владеть землями на территории республики, не вмешиваться в дела города. Он был фактически наемным военачальником новгородской дружины и ополчения. Если князь не устраивал новгородцев, его прогоняли и приглашали другого.
Едва ли политический строй Новгородской республики был своеобразной формой феодальной «демократии». Фактически власть находилась в руках боярства и верхушки купечества. Должности посадника, тысяцкого и кончанских старост занимали представители 30–40 боярских фамилий, так называемые 300 «золотых поясов». По мере развития Новгородской республики олигархические начала в политической системе этого государственного образования все более усиливались.
В начале XIII вв. на Русь надвинулась смертельная опасность. Ее угроза исходила со стороны монголо-татарских полчищ. В XII в. монголы находились на стадии распада родового строя и начала складывания феодального государства. Потребность в новых пастбищах заставляла скотоводов-монголов захватывать все новые территории, вступая в кровопролитные войны с соседними племенами и народами. В ходе междоусобиц победу одержал один из нойонов (князей) Темучин, избранный на курултае – съезде монгольской знати, состоявшемся в 1206 г. на реке Онон, вождем монгольских племен. Он получил имя Чингисхан – великий хан. Чингисхан создал огромную, в несколько сотен тысяч воинов, конную армию.
Основные направления завоевательных походов Чингисхана начала XIII в. были связаны с поисками новых пастбищ. Покорив племена киргизов, бурят, уйгуров, Тангутское царство, он вторгся в Китай и в 1215 г. взял Пекин. Разгромив Китай, монголы стали использовать передовую по тем временам китайскую осадную технику. Захватив тысячи китайских ремесленников, оружие и технику, монголы в 1219 г. напали на крупнейшее государство Средней Азии – Хорезм, который не смог оказать сопротивления кочевникам. После смерти Чингисхана в 1227 г. монгольские феодалы приняли решение возобновить поход на запад: в сторону Закавказья, Руси, в глубь Европы. В 1231–1243 гг. монгольские полчища вторглись в Персию, заняли Закавказье, покорили народы Северного Кавказа.
Весной 1223 г. тридцатитысячный монгольский отряд под началом нойонов Джебе и Субедея вторгся в половецкие степи, разгромил половцев, остатки которых бежали за Днепр. Половецкий хан Котян запросил помощи у своего зятя князя Мстислава Удалого. Южнорусские князья на съезде в Киеве решили оказать половцам помощь и выступить объединенными силами. В походе участвовали дружины киевского князя Мстислава Старого, Мстислава Святославича Черниговского, Даниила Романовича Волынского. Из-за феодальных распрей в поход не выступил сильнейший в то время на Руси князь Юрий Всеволодович Владимирский.
Решающее сражение произошло в мае 1223 г. на реке Калке. В нем приняли участие союзные силы русских и половцев. Отсутствие единого командования, несогласованность действий, раздоры между князьями, умелая тактика монгольских военачальников позволили монголам одержать победу. Это было тяжелейшее поражение Руси. В родные земли вернулась лишь десятая часть русских дружин.
Окончательное завоевание Восточной Европы Чингисхан поручил своему старшему сыну Джучи. После внезапной смерти последнего Западный улус перешел к сыну Джучи хану Батыю. На курултае 1235 г. в Каракоруме было принято решение о походе на юго-восток Европы. Поход возглавил хан Батый, советником при нем стал опытный полководец Субедей.
Зимой 1237 г. монголо-татарские орды вторглись в Рязанскую землю, перед этим разгромив Волжскую Болгарию, подчинив мордву, башкир, черемисов, окончательно рассеяв алан и половцев. Против 120–140-тысячной армии монголо-татар вся Русь могла выставить не более 100 тысяч воинов, но объединение сил было невозможно в условиях непрекращающихся княжеских междоусобиц. Княжеские конные дружины по вооружению и боевым качествам превосходили монгольскую конницу, но они были сравнительно немногочисленны. Основную массу вооруженных сил Руси составляли ополченцы. Численное превосходство, маневренность монгольской конницы вынудили русских князей перейти к оборонительной тактике. Деревянные крепости русских городов были пригодны для защиты от местных соперников-феодалов, но не для беспрерывного штурма с использованием осадной техники монголо-татарских полчищ. Этим объясняется тот факт, что за короткий срок монголо-татарам удалось овладеть многими русскими землями.
Первым удару подверглось Рязанское княжество. Рязанский князь обратились за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не ответили. Попытка рязанского князя собственными силами оказать сопротивление окончилось поражением. Рязань была осаждена, взята приступом и разрушена. Далее Батый двинулся на Владимирское княжество. Великий князь Юрий Всеволодович выставил войско у Коломны, прикрывавшей удобный зимний путь на Владимир. Однако в «сече великой» погибла почти вся русская рать. Пять дней оборонялись жители небольшой тогда крепости – города Москвы. Монголы, овладев городом, полностью его уничтожили. В феврале 1238 г. Батый осадил Владимир. В результате жестокого штурма город был взят, разорен и разграблен. Разорив еще несколько городов Северо-Восточной Руси, Батый встретился с новой спешно собранной Юрием Всеволодовичем ратью на реке Сити 4 марта 1238 г., где произошла «сеча зла». Русские полки были разбиты, великий князь погиб. 4 марта после двухнедельной осады пал Торжок. Монголо-татарам открылся путь на Новгород, Полоцк и другие города Северной и Северо-Западной Руси.
Однако Батый, не дойдя 100 верст до Новгорода, повернул на юг. Природные факторы – наличие непроходимых лесов, болот и топей, весенняя распутица остановили монголо-татарское войско. Монголы понесли большие потери во время завоевания Северо-Восточной Руси и опасались не менее упорного сопротивления новгородцев. Земли «Великого Новгорода» были непригодны для кочевого хозяйства, потому не интересовали кочевников. Однако силы Руси были подорваны, теперь она не могла помешать Батыю осуществить свою конечную цель – поход к «последнему морю».
Отходя на юг, монголо-татары вновь прошли по территории Северо-Восточной Руси, уничтожая уцелевшие города. Небольшой городок Козельск семь недель отбивал натиск кочевников, и только с помощью стенобитных машин врагу удалось взять этот «злой город».
Осенью 1238 г. отдельные отряды Батыя вновь опустошили Рязанскую землю, весной 1239 г. было разгромлено Переяславское княжество, а в начале 1240 г. монголы впервые появились под Киевом, осадив город. Летопись свидетельствуют: войско Батыя было столь велико, что «не бе слышите гласа от скрипения телег его, множества ревения вельблудного и ржания, от гласи стад коней его, и бе испольнена Русская земля ратных». Восемь дней киевляне отчаянно отражали атаки завоевателей. На девятый день через проломы в стене монголо-татарам удалось ворваться в город, бои развернулись на киевских улицах. Последние защитники погибли у Десятинной церкви. Разгромленный и обезлюдевший, Киев надолго утратил значение крупного политического центра Южной Руси. Дата падения Киева, формальной столицы Руси, стала отправной точкой установления монголо-татарского ига. Захватив Киев, монголо-татары овладели Владимиром-Волынским и Галичем. Весной 1241 г. они двинулись на запад.
Едва ли могла тогдашняя Европа противопоставить достаточные силы монголо-татарам и остановить кочевников. Европа, как и Русь, была раздираема соперничеством между правителями больших и малых государств, внутренними усобицами. Это предопределило тот факт, что, несмотря на сопротивление народов европейских стран, войска Батыя опустошили Польшу, Венгрию, Чехию, Хорватию и Далмацию. К лету 1242 г. они вышли к побережью Адриатического моря. Однако в этот критический для Европы момент пришло известие о смерти великого кагана Угедэя. Батый, воспользовавшись этим предлогом, немедленно повернул свое войско назад, стремясь успеть на выборы нового великого хана.
В срыве монголо-татарского похода на Европу решающую роль сыграла героическая борьба русского народа против нашествия, сопротивление русских в тылу монгольских войск. Ослабленные орды Батыя не рискнули продолжить далее продвижение по территории Западной Европы.
В результате монгольских завоеваний в Восточной Европе образовалось государство Золотая Орда, простиравшееся от Днестра до Тобола в Сибири, от низовий Сырдарьи до земель волжско-камских болгар и мордвы. В зависимости от Золотой Орды находились и русские княжества. Столицей государства был город Сарай-Бату на Волге. Первоначально религией монголов было язычество в форме шаманизма, и только в 1312 г. официальной религией стал ислам. Наибольшего расцвета государство Золотая Орда достигла при хане Узбеке (1312–1340), тогда же усилилась власть монголов над Русью.
В отличие от других завоеванных монголо-татарами территорий Русь сохранила свою государственность. Завоеватели отказались от непосредственного включения Руси в состав Золотой Орды и создания в русских землях своей администрации. Зависимость русских земель выражалась прежде всего в выплате ежегодной дани («выхода»). Русские князья должны были получать от ордынских ханов ярлыки-грамоты на право княжения. Владимирским князьям выдавался особый ярлык на великое княжение. Ханы вмешивались в межкняжеские распри и вызывали князей на «великий суд». Для контроля за верностью и лояльностью русских князей в их земли посылались представители ханов – баскаки с военными отрядами. Они же занимались сбором и отправкой в Золотую Орду поступающей дани.
По первому требованию князья должны были являться в Орду со своим войском. В 1257 г. во всей империи монголов, в том числе в русских землях, была проведена перепись населения («запись в число») для упорядочения сбора дани. Единицей обложения было признано хозяйство (дом). От «числа» было избавлено духовенство и церковные люди. В пользу ханов взимались отчисления от торговых пошлин и ряд других натуральных повинностей. Первоначально дань собиралась баскаками, позже она давалась на откуп мусульманским купцам-бессерменам, а с 1327 г. дань собиралась великим князем.
Ордынская дань и другие повинности, разорявшие население Руси, вызывали открытые возмущения горожан и крестьян, которые приводили к столкновениям с монгольской администрацией и войсками. Так, в 1257 г. вспыхнул «мятеж великий» в Новгороде против «численников», проводивших перепись, в 1262 г. произошли восстания в Ростове, Суздале и Ярославле. Для подавления волнений монголы посылали карательные отряды, еще более усугублявшие разорение русских земель. Только за последнюю четверть XIII в. было совершено 14 крупных карательных акций.
Нашествие Батыя и установившееся затем иноземное иго привели к хозяйственному упадку русских земель. Многие города были разрушены, тысячи ремесленников угнаны в рабство. В силу этого был утрачен ряд видов ремесленного производства, таких, как, например, изготовление стеклянной посуды и оконного стекла, многоцветной керамики, украшений из перегородчатой эмали и др. На долгие годы замерло каменное строительство. Ослабла связь городского ремесла с рынком, затормозилось развитие товарного производства. Дань «серебром» привела к почти полному прекращению денежного обращения внутри русских земель.
Были свернуты торговые связи с зарубежными странами. Торговля Северо-Восточной Руси была затруднена грабительскими набегами ордынцев на русские торговые караваны.
Потребовались столетия упорного труда, чтобы обеспечить дальнейшее хозяйственное развитие страны, подъем национальной русской культуры.
В то время как орды Батыя разоряли Северо-Восточную и Южную Русь, на западе русские земли подверглись агрессии немецких, шведских и датских рыцарей-крестоносцев. В 1201 г. крестоносцы во главе с епископом Альбертом вторглись в землю ливов, основали крепость Ригу и рижское епископство. В 1202 г. был основан рыцарский Орден меченосцев, подчинявшийся рижскому епископу. Он стал главным орудием в руках немецких феодалов в завоевании прибалтийских земель. В 1226 г. для покорения Литвы из Палестины прибыли рыцари Тевтонского ордена. В 1237 г. меченосцы объединились с тевтонцами, образовав Ливонский орден.
Народы Прибалтики оказывали ожесточенное сопротивление наступлению с Запада. Широко известен подвиг русско-эстонского гарнизона Юрьева, до последнего воина защищавшего в 1224 г. город от крестоносцев. В сражении у Шауляя в 1236 г. отрядами литовцев и земгалов была истреблена верхушка ордена меченосцев во главе с магистром.
В июле 1240 г. в устье Невы высадился отряд шведов во главе с ярлом (герцогом) Биргером, родственником шведского короля. В Новгороде в это время княжил девятнадцатилетний Александр Ярославич. Охрану морских границ по берегам финского залива он поручил отряду из племени ижорян, расселявшегося по реке Ижоре. Старейшина племени вовремя заметил шведские корабли и сообщил о приближении противника Александру в Новгород.
Князь Александр собрал конную дружину, небольшое пешее ополчение и неожиданно напал на шведский лагерь. Победа русских была полной. Решительность и храбрость русских воинов, полководческое искусство князя Александра Ярославича надолго остановили шведскую агрессию на восток, сохранили за Русью выход к Балтийскому морю. За одержанную победу на Неве князь Александр Ярославович получил прозвище Невский.
В 1240 г. в наступление на русские земли двинулись ливонские рыцари. Вторгшись в Псковскую землю, они овладели крепостью Изборск, а затем в результате измены посадника и части бояр захватили Псков.
Новгородские бояре, опасаясь растущего влияния князя Александра Невского в городе, вынудили его покинуть Новгород и выехать в Переяславль-Залесский. Однако при появлении первых отрядов крестоносцев у Новгорода под давлением городских низов бояре вынуждены были просить Александра вернуться и возглавить борьбу с Орденом. В 1241 г. Александр Невский собрал новгородское ополчение, вскоре на помощь подошли и владимирские полки, посланные великим князем Ярославом Всеволодовичем. Штурмом взяв крепость Копорье, Александр зимой 1242 г. овладел Псковом. Предателей бояр во главе с посадником Твердилой по приговору веча казнили. Пленных рыцарей отправили в Новгород.
5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошла одна из самых кровопролитных битв эпохи средневековья – Ледовое побоище. Полководческий талант Александра Невского проявился при подготовке битвы с крестоносцами, в выборе места боя, в построении русских войск. Рыцарский бронированный клин, прорвав центр русского войска, втянулся в боевые порядки дружины Александра. Конная дружина князя из засады ударила с флангов под основание клина. Войско противника оказалось в кольце. После ожесточенной схватки рыцари обратились в бегство. Русская конница преследовала их. «И секахут гоняше, аки по асру и не бе им камо утеши и биша их на 7 верст по льду», – сообщает летопись.
Ледовое побоище закончилось полным разгромом завоевателей. Погибло около 400 рыцарей. Победа на льду Чудского озера положила конец притязаниям немецких феодалов на русские земли. Рыцари были окончательно отброшены от русских границ, тем самым было предотвращено и насильственное окатоличивание русского населения.