Племена будущих восточных славян двинулись из Центральной Европы и к VII–VIII векам расселились по обширной территории – от Ладожского озера до Черного моря, от Карпат и до верховьев Оки. Все они – поляне, древляне, кривичи, вятичи, ильменские словене, уличи, тиверцы – жили в основном земледелием, поклонялись предкам и силам природы, приносили жертвы Перуну-Громовержцу, Даждьбогу-Солнцу, Велесу – богу скота, женской богине Мокоши… Во главе племен стояли вожди и старейшины, а для решения самых важных дел славяне собирались на общие сходы – вече. Земли вокруг было много, ничто не предвещало междоусобных ссор. Но, как сообщает древнейшая «Повесть временных лет», однажды раздоры всё же вспыхнули в краю ильменских словен, где с ними соседствовали угро-финские племена (чудь и меря) и кривичи. Решили тогда местные вожди позвать князя из северной страны и обратились к нему с такими словами, пережившими века: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». И в 862 году пришел из Скандинавии конунг Рюрик с двумя своими братьями и дружиной – «русью», осел поначалу в Старой Ладоге, споры разрешил, соседей помирил, но обложил данью. Затем он перебрался в Новгород (или сам его основал), стал год за годом расширять свои владения. Отсюда «есть пошла Русская земля».
Приглашали Рюрика или он пришел сам – мы уже никогда не узнаем, но тот факт, что отряды скандинавов-викингов, или варягов, во множестве прибывали в земли восточных славян в VIII–IX веках, установлен совершенно точно. Главные занятия викингов – это война и торговля военной добычей. Пол-Европы стало тогда ареной их дерзких набегов… Обосновались они и в городе полян Киеве, на берегу полноводного Днепра: если верить преданию, сюда явились и стали княжить Аскольд и Дир – дружинники Рюрика. От Новгорода до Киева – полторы тысячи километров. Но «морские кочевники» викинги смогли, с помощью местных племен, проложить здесь единый водный путь – через несколько озер, рек и волоков между ними. Не удивительно, что Киев привлек пришельцев с севера: ведь отсюда без особых трудностей, на ладьях можно было добраться через Черное море до богатой Византии. А уж там выгоднее всего было сбывать то, чем разжились в славянских землях, – меха и воск, мед и рабов. Взамен же приобретать украшенное оружие, ценные ткани, серебряную посуду – всё, что прилично знатному дружиннику.
Со временем воинственные конунги возьмут под свою руку все области, лежащие вдоль великого торгового пути «из варяг в греки». И, как оказалось, – тем самым начнут создавать Древнерусское государство.
После смерти Рюрика в 879 году власть перешла к его родственнику Олегу. Этот предприимчивый и бесстрашный варяг засиживаться на севере не собирался, а сразу двинулся на овладение днепровским «плацдармом». Для этого он собрал большое войско из подвластных ему славянских и финских племен. Но, как рассказывает летопись, сражаться за Киев ему не пришлось: Аскольда и Дира он выманил хитростью и убил, после чего горожане сдались. Это произошло примерно в 882 году.
Осев в Киеве, Олег начал подчинять себе окрестные славянские племена. Подчинение это сводилось к тому, что они платили ему дань и поставляли воинов, а в остальном жили по-прежнему. Чтобы собрать дань, конунг с дружиной объезжал подвластные земли, то есть отправлялся в «полюдье». Заодно он разбирал споры, вершил суд, налаживал отношения с местной «верхушкой». Олег строил укрепленные города и крепости для защиты от кочевников, успешно воевал с сильными южными соседями – хазарами, даже захватил их крепость Тамарху (Тьмутаракань), рядом с Крымом. Это еще больше приблизило его к заветной цели – Константинополю.
Наконец, в 907 году он совершил успешный поход на Византию. Когда греки увидели большое Олегово войско у стен своей столицы, они решили откупиться. Полученные золотые монеты и красивые ткани представлялись северным «варварам» несметным богатством. Гордый Олег прибил свой щит на вратах Царьграда (Константинополя) и поспешил в обратный путь, а через несколько лет подписал с греками выгодный торговый договор. В результате Олег заслужил прозвание Вещий (мудрый). С этих пор Византия станет для Древнерусского государства главным ориентиром: с ней торговали и с ней пытались воевать, ее величию завидовали и перенимали достижения высокой византийской культуры.
Олега в 912 году сменил князь Игорь, сын Рюрика, после того, как достиг совершеннолетия. Это был суровый воин, за свое долгое правление – 33 года – он не раз усмирял восставшие племена, отбивал атаки внешних врагов и сам нападал на соседей. После его победы над племенем уличей весь путь «из варяг в греки» перешел в руки киевских князей. Дважды ходил он на Константинополь: в 941 году безуспешно, потеряв в итоге все корабли, а в 944-м взял богатую добычу и заключил военно-торговый договор. Игорь – первый русский князь, имя которого упоминают в своих сочинениях западноевропейцы и византийцы.
Судьбе было угодно, чтобы погиб Игорь от рук древлян, которых покорил в самом начале своего правления. Через много лет, в 945 году, князь взял очередную дань, но не удовольствовался ею, вернулся и потребовал еще. На это древлянский князь Мал ответил: «Когда повадится волк по овцы, то перетаскает всё стадо, если не убить его». Ненасытный Игорь принял страшную казнь, а его воины были перебиты.
Единственный сын погибшего Игоря, Святослав, был еще ребенком, и бразды правления взяла в свои руки вдова князя – Ольга. Волевая и властная, язычница-княгиня жестоко отомстила древлянам за смерть мужа – сожгла их главный город Искоростень и хитростью погубила старейшин. А чтобы сына ее не постигла в будущем участь отца, в 946 году она провела мудрую реформу. Данники теперь должны были сами свозить оброк (дань) в особые места – погосты; а главное – размер оброка был точно определен, и князья не могли назначать его «по своему хотению». После этого «полюдье» стало уже меньше походить на поход за добычей, а больше – на рядовой сбор налога.
В 957 году Ольга посетила Царьград. Потрясенная величием Софийского собора и красотой богослужения, она укрепляется в своем желании принять веру Христову. Крестивший ее патриарх Полиевкт сказал: «Будут тебя благословлять сыны Русские до скончания их рода». Получившая христианское имя Елена, она вернулась в Киев и построила там деревянный храм Святой Софии. Но «насаждать» христианство среди своих подданных Ольга не стала: язычество было еще слишком сильно. Даже своего сына Святослава она не сумела убедить принять христианскую веру. Тот отвечал, что дружина станет над ним смеяться, а мнение соратников было для князя-воина превыше всего – в них была его сила.
В 957 году Ольга передала киевское княжение Святославу. Выросший среди дружинников, он всю свою жизнь провел в сражениях, заслужив прозвище восточного Александра Македонского. Наравне со своими воинами он переносил все тяготы походной жизни – спал на земле, подложив под голову седло, сам жарил себе мясо на углях. Словно барс, он передвигался со своим войском стремительно и неутомимо. Но никогда не нападал внезапно, а заранее предупреждал неприятеля: «Иду на вы!»
В 965 году Святослав разгромил южных соседей Руси – хазар, взял их города Итиль и Саркел. Затем он сражался с болгарами, заключив союз с Византией. Южный край так ему полюбился, что он решил обосноваться в Переяславце на Дунае, торговать оттуда товарами из восточнославянских земель. Но византийцам это не понравилось, против Святослава выступил император Иоанн Цимисхий – храбрый воин и искусный полководец, который с большим трудом выбил из Болгарии строптивого союзника. В 971 году, во время заключения мира, произошла их личная встреча. Греческий хронист так описал внешность Святослава: не высок и не мал, с густыми бровями и голубыми глазами. Голова бритая, только на одной ее стороне висела прядь волос, говорящая о знатности рода. Плечи очень широкие; весь он казался мрачным и суровым.
В следующем году, на пути домой Святослав погиб в схватке с кочевниками-печенегами. Легенда гласит, что печенежский предводитель Куря приказал сделать из черепа князя кубок, оковав его золотом. Он пил из него вино, веря, что это сделает его таким же сильным и бесстрашным.
На самой же Руси 100-летний «варяжский период» заканчивался. Чтобы укрепить рождающееся государство, его правителям требовалось быть уже не столько храбрыми воинами, сколько мудрыми устроителями.
Сын Святослава, Владимир, мало походил на своих безрассудно воинственных предков, хотя воевать ему, конечно, приходилось, да и жил он вначале как настоящий варвар-язычник. Однако он сумел принять решение, которое изменило и его самого, и на века предопределило «особый путь» русского народа. В историю он вошел как Креститель Руси. В то время во всей Центральной и Восточной Европе на смену язычеству приходило христианство. Оставаться правителем языческой страны означало отрезать себя от европейского мира.
Согласно легенде, князь Владимир делал непростой выбор из нескольких религий, не обошел вниманием ислам и иудаизм. Но в итоге склонился к греческому православию, уже давно известному на Руси. Тем более что богослужение предполагалось вести на славянском языке – постарались братья-просветители Кирилл и Мефодий.
Но Владимир задумал еще и породниться с византийскими императорами – за помощь в подавлении военного мятежа князь попросил у императора Василия II выдать за него сестру, принцессу Анну. Захватив богатый византийский город в Крыму – Херсонес (Корсунь) и крестившись в херсонесском храме, князь добился, чтобы к нему прислали Анну, и он с ней там же обвенчался. По возвращении в Киев Владимир устроил массовое крещение его жителей прямо в речных водах. Накануне языческие идолы, стоявшие на высоком берегу Днепра, были сброшены и изрублены под стоны и рыдания потрясенных людей. В Новгороде, куда князь послал своих дружинников Добрыню и Путяту, произошло настоящее сражение с противниками крещения. «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем»…
Новая религия непросто утверждалась на русских землях, потребовалось не одно поколение, чтобы она проникла во все отдаленные уголки, а для тех, кого крестили по велению властей, стала подлинной верой. Но еще долго отголоски древнего язычества были живы, часто переплетаясь с христианскими обрядами… Христианство утверждало, что всякая власть от Бога, и значит – укрепляло государство. Оно объединяло разрозненные племена в единый народ. Из Византии – центра цивилизации тогдашнего мира – пришли на Русь книжная культура, школы и монастыри, икона и церковное зодчество…
На Руси была создана митрополия, подчинявшаяся Константинопольскому патриарху. Кроме священников «царевна» Анна привезла с собой зодчих, художников, мастеров-строителей. Они возвели в Киеве первый каменный собор – Пресвятой Богородицы, прозванный Десятинной церковью, так как князь отдал ей десятую часть своих доходов.
Сам же Владимир после крещения удивительно изменился. Если раньше он был жестоким правителем, замаравшим свои руки убийством брата, многоженцем и любителем пиров, то теперь стал богобоязненным, гуманным и мудрым. За щедрость и доброту народ прозвал его Красно Солнышко.
Пожалуй, наиболее часто упоминаемое в русских летописях событие – это междоусобная борьба князей друг с другом: один князь оспаривает у другого киевский престол, брат идет войной на брата, в борьбу вступают всё новые родичи… Древнерусское государство было еще незрелым, порядок передачи верховной власти не устоялся. Хотя, по обычаю, наследником правителя считался его старший сын, но на деле с уходом киевского князя в мир иной начиналась жестокая борьба за власть. Первая княжеская усобица произошла после смерти Святослава: сначала один его сын убил другого, а затем сам был зарезан слугами Владимира. После смерти самого Владимира всё повторилось… И первыми русскими святыми стали безвинно погибшие в этой междоусобной распре младшие его сыновья – Борис и Глеб.
Владимир Святославич направлял своих сыновей наместниками в главные города, центры племенных земель, так что все русские земли находились под властью одной династии – Рюриковичей. Но и сами княжичи привыкали быть правителями, их амбиции росли. После смерти Владимира в 1015 году власть в Киеве взял его старший сын Святополк, у которого имелось еще 11 братьев. Вначале новый князь решил, что наиболее опасен для него Борис, любимец отца. Однако тот и не помышлял идти против старшего брата – даже когда узнал, что Святополк подослал к нему убийц. Как христианин, он смиренно принял мученическую смерть. Затем так же погиб младший брат Глеб. Братья были не первыми и не последними жертвами усобиц, но именно они стали почитаться как святые заступники русской земли. Так Церковь пыталась предупредить властителей от страшных бед и грехов, которые несла с собой княжеская рознь.
Борьба братьев в тот раз не закончилась. В нее включился Ярослав, сидевший в Новгороде: он, в конце концов, разбил коварного Святополка, еще при жизни прозванного Окаянным.
Сын Владимира Крестителя Ярослав, получивший прозвание Мудрого, правил больше 30 лет. При нем Древняя Русь достигает наивысшего могущества, становится одним из самых обширных государств в Европе. Среди бесчисленных деревень росли и множились города. Гардарикой – страной городов назывались русские земли в скандинавских хрониках. Для европейских государств и правителей Русь была «своей»: сам Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерде, а его дочери становятся супругами королей Франции, Норвегии, Дании, Венгрии.
Ярослав много строил. Именно при нем были возведены символы величия крепнущей страны – грандиозные каменные соборы в Киеве и Новгороде, посвященные, как и главный храм в Константинополе, Святой Софии – Премудрости Божией. Тем самым провозглашалась «родство» Руси и Византии. Ярослав был первым по-настоящему образованным правителем из Рюриковичей, заботился он и о просвещении своих подданных: приглашал отовсюду книжных людей, завел библиотеку, основал школу на 300 детей.
Наконец, Ярославу Мудрому принадлежит честь создания первого на Руси писаного свода законов. Этот небольшой документ назывался Русская Правда (или Правда Ярослава). В нем были закреплены судебные обычаи и нормы, которые издавна использовали князья при разборе различных дел. Главным наказанием практически за любое преступление являлся штраф, или вира. И хотя за убийство, по древней традиции, должны были карать родственники – то есть действовала кровная месть, Ярослав попытался ее ограничить: отныне можно было и за это преступление заплатить штраф в пользу князя. Например, за убийство свободного человека полагалась вира в 40 гривен (цена 20 коров!). Появление кодекса, скрепленного авторитетом правителя, означало: убийство, нарушение клятвы или, к примеру, кража – это преступление не только против какого-то конкретного человека, но и против государственного порядка и христианской веры.
Последним киевским князем, который удерживал под своей властью практически все русские земли, был Владимир Мономах. Внук Ярослава Мудрого (по отцу) и византийского императора Константина Мономаха (по матери), в исторической памяти он остался образцом благородного и столь же мудрого правителя. Владимир был и устроителем государства, и полководцем, и даже писателем. Хотя на киевском столе Владимир сидел всего 12 лет, заняв его в 60-летнем возрасте, задолго до этого его уважали как радетеля за интересы всей страны. Еще в 1097 году он сумел собрать вечно враждующих князей на съезд в Любече. Там князья договорились: «каждый да держит отчину свою» (то есть владеет своим уделом и передает его наследнику), но «Русскую землю блюдем едино». Если же теперь «кто из нас пойдет на другого – все мы станем на зачинщика». Мономаху удалось организовать несколько общих победоносных походов против пришедших с востока кочевников – половцев, особенно удачный – в 1111 году. После этого нависшая над Русью угроза со стороны Степи была на время снята.
Наконец, в 1113 году Владимир становится великим князем киевским. В Киеве тогда, после смерти ненавистного горожанам князя Святополка II, вспыхнуло восстание. Причиной стали высокие «резы» (проценты) ростовщиков, сговорившихся с властями. Собравшиеся в Софийском соборе бояре объявили киевлянам свой приговор: звать на «стол отцен и деден» прославленного и опытного Владимира Всеволодовича Мономаха. Владимир сразу же принял «Устав о резах», который ограничил произвол ростовщиков, – это было очень важно для торгового города.
Князь как мог укреплял единство Руси. Его дело продолжил сын Мстислав, но после его смерти в 1132 году «разодралась вся Русская земля». И причиной были не только княжеские раздоры. Отдельные земли (княжества) развивались, крепли, местная знать не желала больше «кормить» Киев. В то же время стольный город ослабел и обезлюдел: его роль в международной торговле падала, а натиск кочевников-степняков усиливался…
Новгородская волость была самой обширной и процветающей в Киевской Руси, а новгородский «стол» – самым древним: на нем сидел сам Рюрик. И посылали туда киевские князья только старших своих сыновей. Но новгородская знать и сама знала себе цену: она всё больше богатела на добыче пушнины, ценнейшего продукта экспорта, на широкой торговле со странами Запада и Востока. В городе всегда было множество иноземных купцов, росли их торговые дворы…
Видя ослабление Киева, новгородские бояре – «золотые пояса» – стали искать себе большей власти, чтобы править без оглядки на далекий стольный град. Причем если в Киеве бояре, то есть приближенные князя, – это были дружинники, воины-варяги, то в Новгороде боярство состояло из потомков старой, племенной славянской знати. Да и древние вечевые традиции здесь были крепки, как нигде. В 1136 году новгородцы взяли под стражу своего князя Всеволода Мстиславовича – за то, что «не блюдет смерд» (не заботится о подданных), а потом изгнали его из города. С этого времени новгородская земля постепенно превращается в «вольную республику». Большое новгородское вече – собрание «лучших и меньших людей» – становится высшим органом власти. На нем принимались решения по важнейшим делам, избирались «чины знатные» – посадник, тысяцкий и даже архиепископ. Князя же приглашали только для командования войском и участия в суде, а изгоняли при малейшем недовольстве: в XII–XIII веках – 58 раз!
Решение вече по любому серьезному вопросу заранее «умысливалось» на Совете господ, куда входили самые знатные «золотые пояса» и «чины», и только потом выносилось на суд «мужиков-вечников». Но бывало, что правящие кланы не могли договориться, и вече заканчивалось массовой дракой на мосту через Волхов.
Несмотря на все амбиции, полной самостоятельности Новгородская вечевая республика обрести не могла: условия для сельского хозяйства на севере были крайне плохи, и без поставок продовольствия из других русских земель ей было не прожить.
Одной из наиболее крупных земель, на которые распалась Киевская Русь, было Суздальское княжество. XII век стал для него временем укрепления и подъема. Именно сюда смещается в это время центр политической жизни Руси, к здешним князьям переходит главенство. Первым суздальским «самовластцем» стал Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха. Но его манил потускневший уже блеск киевского престола, и легендарный основатель Москвы почти всю жизнь провел в борьбе за него.