Часть 1. История медиаобразования зарубежных стран

Франция

Отправной точкой развития медиаобразования во Франции можно считать появление кинематографа в конце XIX в. Вместе с ним в начале XX в. появляются первые киноклубы, в которых продвигаются идеи эстетического воспитания молодежи и формирования у них художественного вкуса на основе киноматериала[22]. В 1915 г. во Франции парламентской комиссией были представлены рекомендации по использованию кинематографа в учебном процессе.

Спустя 6 лет в Париже появляется движение юных журналистов, начинается выпуск школьных, лицейских, университетских газет. В 1922 г. проходит первая национальная конференция региональных отделений кинообразования, затем организовываются педагогические конгрессы, где обсуждается вопрос о подготовке кинопедагогов в высших учебных заведениях[23]. Так, в 1926 г. при поддержке Министерства образования открывается Национальная школа фотографии и кино. В тот же период учреждается Национальная ассоциация продвижения экранных искусств в университетах[24], активно расширяется сеть кинозалов в образовательных учреждениях. В 1936 г. создается движение «Кино и молодежь», открывается первый во Франции центр Cemea[25]. Он выступает как национальное движение за новое образование, в том числе с использованием медиа.

После Второй мировой войны во Франции возникает Федерация киноклубов (1945 г.), открываются Национальный центр кино и анимационной графики (Centre national ducinéma et de l’imageanimée (CNC)[26], Национальный институт молодежи и массового образования (L’Institut national de la jeunesse et de l’éducation populaire)[27]. Проводятся конференции и круглые столы, где педагоги обсуждают проблемы развития кинодвижения, изучения кинематографа, проведения практических занятий по кинопроизводству, обучения медиапедагогов, расширения материально-технической базы образовательных учреждений.

На данном этапе во французском медиаобразовании лидирующие позиции занимали «практическая», «эстетическая» и «защитная» теории медиаобразования[28].

В 1952 г. были организованы курсы аудиовизуального образования, в 1966 г. появляется Ассоциация «Пресса – Информация – Молодежь». В этот период уже в 23 французских университетах преподавались дисциплины по киноискусству, журналистике, в школах же медиаобразование так и не было обязательным. Впрочем, к середине 60-х гг. около 200 школ начального образования и свыше 100 средних школ Франции ввели обучающие курсы по медиаобразованию[29].

В 70-е гг. развитие медиаобразования во Франции получило новый толчок. ЮНЕСКО тогда заявила о поддержке данного направления, а Министерство образования Французской Республики дополнило свои программные документы медиаобразовательными аспектами (1972 г.)[30]. Так, в учебный процесс вводятся практические занятия по обсуждению фильмов, созданию роликов, работе с фотографией, музыкой. На эти задачи отводится до 10 % времени всего учебного процесса. Появляются и новые учреждения: Национальный аудиовизуальный институт (1974 г.), Национальный Центр педагогической документации, объединяющий 22 филиала в регионах, Институт подготовки кадров для развития кинематографической культуры (1975 г.), Региональная ассоциация образовательной молодежной прессы (L’association Région Presse Enseignement Jeunesse, 1977 г.)[31], Государственный Национальный медиаобразовательный центр CLEMI (Centre de liaison de l’enseignement et des médias d’information, 1983 г.)[32], Образовательный центр «Экран, медиа и мы» (1986 г.)[33] и другие. В 80-е реализуются проекты по повышению медиакультуры и исследованию медиасферы. К примеру, ICOM (Initiation to Communication and the Media) – программа повышения медиаграмотности среди населения[34], «Активный юный телезритель», «Введение в аудиовизуальную культуру», «Неделя прессы в школе»[35].

В 90-е во Франции вводится в оборот понятие критического мышления[36]: педагоги говорят о необходимости критически воспринимать, анализировать медиасообщения и медиатексты. Так формируется главная особенность французского медиаобразования – воспитание гражданина, способного критически мыслить, анализировать информацию и быть ответственным членом демократического общества. Эта теория критического мышления наряду с «практической», семиотической и культурологической[37] теориями и по сей день считаются главными во французском медиаобразовании.

К началу XXI в. медиаобразование во Франции не является обязательным (кроме вузов, обучающих специалистов в области медиа), но оно встроено в обязательные школьные дисциплины: родной и иностранные языки, историю, общественные науки, географию. Национальный центр педагогической документации готовит пособия для медиаобразования, выпускается обучающая аудиовизуальная продукция. В 2000-х открываются новые учреждения: медиаобразовательный центр «Дети и медиа» (Collectif Interassociatif Enfance et Media[38]), Национальная комиссия по информационным технологиям и свободам (Commission Nationale de l’Informatique et des Libertés[39]), Национальный Совет по цифровым технологиям (Conseil National du Numérique[40]) и многие другие.

С начала XXI в. во Франции реализуется множество программ по медиаобразованию и медиаинформационной грамотности: от городских до международных с участием ЮНЕСКО, ООН. Среди них PLEA (Local Plans for Artistic Education) – программа по художественному образованию, проект для средней школы «Колледжи и кино» (Collèges au Cinéma), программа «PAC» для начальной и средней школы, проект государства «Ввести школу в цифровой век»[41]. Во Франции на протяжении последних 25 лет проводятся международные конгрессы, конференции, салоны и встречи экспертов по медиаобразованию. Ведущие специалисты по медиаобразованию в стране: Жак Гонне, Эвелин Бевор, Одиль Шевене, Селестин Фрейне, Рене Ла Бордери, Пьер Фремон, Луи Порше, Лоранс Коррой и другие. Важная черта французского медиаобразования – активное участие государственных органов (Министерства образования, советов и комиссий по образованию и информации) в развитии этого направления, в том числе и на законодательном уровне.

Великобритания

Медиаобразование в Великобритании зародилось в первой половине XX в., но опирается оно «на либерально-демократические традиции, сложившиеся еще на рубеже XIX–XX вв.»[42]. Истоки же критического направления британского медиаобразования берут свое начало еще в Новое время – от идей Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка и других просветителей[43].

Активное развитие британское медиаобразование получило все же в конце 1920-х – начале 1930-х гг. вместе с появлением кинодвижения и кинообразования. В 1933 г. учреждается Шотландская Образовательная киноассоциация Scottish Educational Film Association (SEFA), а по указанию правительства появляется Британский киноинститут (British Film Institute). Оба учреждения существуют и сегодня. К слову, сейчас BFI обладает поистине уникальной медиаколлекцией[44]. Киноинститут организовывает семинары, конференции, спецкурсы для педагогов, проводит исследования, издает книги, пособия, методическую литературу для преподавателей.

В 30-е гг. XX в. преобладает «защитная» («прививочная», протекционистская, «инъекционная») теория. В послевоенное время в британском медиаобразовании вместе с созданием Образовательного кино- и телевизионного общества появляется концепция «экранного образования». Она предполагала использование в образовательных целях материала кино и телевидения, становившегося тогда популярным. В 1956 г. учреждается Лондонский кинофестиваль, существующий и сегодня.

В 60-х гг. уже в большинстве университетов Британского Королевства преподается медиакультура. И тогда происходит изменение курса медиаобразования в сторону эстетической теории. Один из педагогов того времени А. Ходгкинсон говорил о необходимости «увеличить понимание и удовольствие, получаемые учащимися от телевидения и кино; обеспечить самозащиту против коммерческой и другой эксплуатации; поощрить самовыражение не только в традиционных формах (разговор, письмо, рисунок, и т. д.), но на языке экрана (создание фильмов)»[45].

В 70–80-е гг. медиаобразование в Британии переориентируется на семиотическую теорию, согласно которой нужно уметь декодировать медиатексты, знать язык медиа и видеть «скрытые коды» сообщений[46]. В то же время средние школы Великобритании не только вводят новые программы обучения медиа, но и включают их в список экзаменов для 16–18-летних учеников[47], все глубже внедряя медиаобразование в образовательный процесс.

Вместе с тем в Великобритании в этот период открывается целый ряд медиаобразовательных центров и организаций. Среди них Центр английского языка и медиа[48](English and Media Centre) в 1975 г., в 1985 г. учреждается Национальный центр кинообразования (Film Education)[49], год спустя – Центр медиаобразования в Уэльсе (в настоящее время закрыт). В Шотландии в 1983 г. запускают проект Media Education Development Project – MEDP, который стал стимулом для развития медиаобразования в средних школах. За основу было взято не только изучение средств массовой коммуникации, но и связь предметного содержания с отдельными медиатекстами. Учеников учили создавать фото- и слайдфильмы, газеты, телепередачи, был внедрен модуль по анализу материалов кино, музыки, радиовещания, рекламы. Были разработаны специальные комплекты учебных пособий для преподавателей, ежегодно проводились обучающие семинары для учителей[50]. А в 1988–1989 гг. медиакультуру в обязательном порядке стали преподавать интегрированно с английским языком. Кроме того, предусматривалось и преподавание медиакультуры на уроках истории, искусства, музыки, географии и других. Английский медиапедагог К. Бэзэлгет считает такой интеграционный подход является наиболее эффективным[51].

В 90-е гг. XX века медиакультуре в школах уделялось немного внимания, а квалификация педагогов нуждалась в улучшении[52]. Однако, благодаря работе некоммерческих медиаобразовательных организаций, Британского киноуниверситета и таких известных педагогов, как Л. Мастерман, К. Бэзэлгет, Д. Букингем, ситуация стабилизировалась. Медиаобразование постепенно развивалось: Британский киноинститут публиковал книги, пособия, в свет выходили монографии Д. Баттса, Д. Букингема, Э. Харта, С. Хакмана и других. Выпускались специализированные журналы о медиа, обучающие диски, проводились научные семинары и конференции. Открывались новые медиаобразовательные организации: в Северной Ирландии – Детско-юношеская медийная мастерская Nerve Center: Multimedia Arts (1990 г.), Media Education Centre – медиаобразовательный центр при Университете Саутхэмптона (1996 г.), в 2000 г. – Центр исследования детей, молодежи и медиа[53], начинает работу Отдел развития медиаграмотности при Британском Управлении по телекоммуникациям – в 2000 г., Центр киномедиаобразования для детей и молодежи 5–19 лет First Light Movies в 2001 г.[54], Национальное объединение киноклубов в 2006 г.

Все эти организации занимаются (большинство из них функционирует и сегодня) развитием медиакультуры среди детей и молодежи, повышением квалификации педагогов, обучают медиапроизводству и творчеству в области медиа, проводят кинопоказы, встречи, мастер-классы с журналистами, медиапедагогами, выпускают специализированную литературу по медиаобразованию, ведут консультативную и просветительскую работу.

Сегодня медиаобразование в Британии встроено в уроки английского языка (в начальной школе), в средней школе ученики могут выбрать по желанию курс по медиа из числа предлагаемых, педагогов в области медиа готовят во многих колледжах и университетах Великобритании. В стране стало уже традиционным проведение конференций, форумов и саммитов по медиаобразованию: Международная конференция по медиаграмотности в Лондоне[55], конференция «Европейские дети онлайн» (EU Кids Online), образовательные форумы при поддержке Министерства образования Великобритании и другие. В Соединенном Королевстве наряду с межгосударственными программами по медиаобразованию ЮНЕСКО и ООН реализуются и собственные проекты по повышению уровня медиакультуры и медиаграмотности. Например, совместная программа Министерства образования и канала BBC, проект по аттестации учеников[56] и учителей[57] по медиаграмотности и уровню ИКТ-навыков.

Сегодня британское медиаобразование призвано не просто защищать аудиторию от негативной информации, а воспитывать, формировать целостные личности, умеющие критически мыслить, быть ответственными гражданами демократического общества. Педагоги современной британской школы медиаобразования «настаивают на необходимости обучать медийную аудиторию ориентироваться в идеологическом потоке информации и понимать скрытые социокультурные, политические и экономические смыслы и подтексты»[58].

Великобритания по праву считается одной из ведущих стран в мировом медиаобразовании. Ее методическая база используется во всем мире[59], а такие специалисты, как Д. Букингем, Л. Мастерман, К. Бэзэлгет, Э. Харт, Э. Берн, С. Ливингстон, Д. Марш, Ф. Реймонд, К. Эбботт признаны во всем мире.

Германия

Истоки медиаобразования в Германии мы находим еще в эпоху Реформации (1517–1648 гг.). Уже тогда литературу должно было ориентировать на выполнение образовательных задач, а библиотекам надлежало нести просветительскую, образовательную функции, играть роль распространителя научных знаний[60]. В XVII веке Лейбниц считал, что библиотекам следовало бы систематически готовить обзоры новых изданий. Это принесло бы большую пользу государству, так как правительство могло бы владеть информацией об основных идеях, циркулирующих в обществе, и в результате получить возможность в некоторой степени контролировать ситуацию в стране[61].

В тот же период педагог Ян Амос Коменский выступал за положительное влияние прессы на школьников, на ее способность не только предоставлять информацию, но еще и развивать творческие, языковые навыки.

Впрочем, действительно серьезное развитие медиаобразование в Германии получило уже в XX веке. Так, в 20-е гг. ученые и педагоги З. Кракауэр, Р. Арнхейм, В. Беньямин, Б. Брехт и другие активно обсуждали влияние медиа на общество, актуальные вопросы образования. В 30-е гг. в Германии воцарился период нацизма – говорить о развитии медиаобразования не приходилось. Лишь в 1949 г. открывается Институт исследования и практики медиапедагогики в Мюнхене[62], а в 1950 г. – Институт медиаисследований Hans Bredow в Гамбурге[63]. С этого начинается постепенное возрождение медиаобразования. Тогда и зарождается его первый понятийный аппарат с национальными особенностями. Так, медиаобразование в Германии, согласно данным исследователей Института Hans Bredow, называют Medienbildung[64]. Дословно это означает «медиаобразование». А. В. Федоров, в свою очередь, ссылается на большую распространенность термина Mediaenpädagogik (медиапедагогика) как немецкого варианта понятия «медиаобразования»[65]. Позже появляются и другие определения. Например, «медиаграмотность» в Германии именуется Medienkompetenz (медиакомпетентность), термин Medienerziehung (дословно – «медиавоспитание») тоже тесно связан с медиапедагогикой и медиаобразованием, но он представляет собой различные педагогические мероприятия, направленные на улучшение медиаграмотности[66].

К 60-м годам медиа перестает быть просто техническим средством обучения и становится самостоятельной дисциплиной. Многие немецкие педагоги того времени поддерживали семиотическую теорию медиаобразования и идеи ее «проповедника» К. Метца. В частности, важнейшие университеты Германии – Берлинский и Мюнстрский – взяли семиотику за основу своих учебных программ по медиаобразованию.

Начиная с 70-х гг. в Германии учреждается много новых центров, институты в сфере медиа: с 1976 г. работает Евангелический медиацентр (г. Ганновер), который выпускает книги, аудиовизуальную продукцию, проводит консультации, выставки, на его базе функционирует творческая видеомастерская. Затем открываются Детско-юношеский киноцентр (Кinder- und Jugend fi lm zentrum) – в 1977 г.[67]

Загрузка...