1

Принцесса Мария Аделаида Савойская (1685–1712), жена герцога Бургундского, дофина Франции, внука Людовика XIV. – Здесь и далее постраничные примечания принадлежат переводчику.

2

Город на севере Франции.

3

См.: Lettres de Louis XIV, de Monseigneur le Dauphin, etc… adressées à Madame la marquise de Maintenon, imprimées par les bibliophiles français. Paris, 1822.

4

Tilly A. de. Mémoires (XVIIIe siècle). Цит. по: Les Français vus par eux-mêmes. T. II, Maurepas A. de, Brayard F. Le XVIIIe Siècle. Anthologie des mémorialistes du XVIIIe siècle. Paris: Robert Laffont, coll. «Bouquins», 1996. P. 906.

5

В качестве примера назову недавно вышедшую замечательную книгу: Barbillon C. Les Canons du corps humain au XIXe siècle, l’art et la règle. Paris: Odile Jacob, 2004.

6

Flandrin J.-L. Le Sexe et l’Occident. Évolution des attitudes et des comportements. Paris: Seuil, 1981. P. 21.

7

Здесь я выдвигаю гипотезу о том, что история красоты «вписана» в тело: силуэты и формы, которые считаются красивыми, со временем изменяются. Эта гипотеза отличается от выдвинутой Артуром Морвиком в книге: Beauty in History. Society, Politics, and Personal Appearance c. 1500 to the present. London: Thames and Hudson, 1988, согласно которой «сама красота со временем изменилась незначительно», в отличие от «ценности, которой ее наделяют в обществе» (p. 8).

8

См.: Courtin A. de. Nouveau Traité de civilité qui se pratique en France parmi les honnêtes gens, Saint-Étienne, PUSE, 1998 (1‐е изд., 1671), chap. XXXI «De la Contenance».

9

Nahoum-Grappe V. Présentation // Communication. № 60. Beauté laideur. 1995. P. 7.

10

Ripa C. Iconologie, ou les principales choses qui peuvent tomber dans la pensée touchant les vices ou les vertus. Paris, 1643 (1‐е изд., 1593). P. 30.

11

Firenzuole A. Discours de la beauté des dames. Paris, 1578 (1‐е изд. на ит. яз., 1552), «Ваша красота – дар небес, сулящий райское блаженство». P. 17. (Неполный пер. на рус. яз. см. напр.: Фиренцуола А. О любви и красотах женщин / Пер. А. Г. Габричевского // Трактаты о любви эпохи Возрождения. М.: Республика, 1992. Здесь и далее цитируется в нашем переводе.)

12

Bandello M. Un homme exemplaire / Nouvelles (1554), из книги: Conteurs italiens de la Renaissance. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade». 1993. P. 508.

13

Agrippa H. C. De la supériorité des femmes. Paris, 1509. P. 42.

14

Симоне Мартини «Несение креста» (полиптих «Страсти Христовы»). Ок. 1340. Лувр, Париж.

15

Андреа Мантенья «Распятие». 1456. Лувр, Париж.

16

См.: Laneyrie-Dagen N. L’ Invention du corps. La représentation de l’homme, du Moyen Âge à la fin du XIXe siècle. Paris: Flammarion, 1997.

17

Мазаччо «Троица». Ок. 1425. Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.

18

См.: Francastel P. La Figure et le Lieu. L’ordre visuel du Quattrocento. Paris: Gallimard, 1967. P. 25.

19

Тициан «Красавица». 1530. Галерея Питти, Флоренция.

20

См.: Cropper E. The beauty of woman. Problems of the rhetoric of Renaissance portraiture // M. W. Ferguson, M. Quilligan, N. J. Vickers. Rewriting the Discourses of Sexual Difference in Early Modern Europe. Chicago: University of Chicago Press, 1986. P. 179.

21

Ibid.

22

См.: Haskel F. L’ Historien et ses images. Paris: Gallimard, 1995 (1-е амер. изд., 1993). P. 74.

23

Houdoy J. La Beauté des femmes dans la littérature et dans l’art du XIIe au XVIe siècle. Analyse du livre de Niphus: «Du beau et de l’amour». Paris, 1876. P. 27.

24

Ibid. P. 22.

25

Idem. См. также: Kelso R. Doctrine for the Lady of the Renaissance. Chicago: Illinois Press, 1957 (гл. «Love and beauty»). P. 136.

26

Agrippa H. C. De la supériorité des femmes. Paris, 1509; «все члены наполнены живительной силой» цит. по: Houdoy J. Op. cit. P. 79.

27

Fortini P. Antonio Angelini et la Flamande // Nouvelles (XVIe siècle), Conteurs italiens de la Renaissance. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade». 1993. P. 846.

28

Ronsard P. Le Second Livre des Amours (1560) / Œuvres complètes. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1993. T. I. P. 232.

29

Jars L. le. Cм.: Précis de littérature française du XVIe siècle: la Renaissance, dir. R. Aulotte. Paris: PUF, 1991. P. 98.

30

Fortini P. Op. cit. P. 846.

31

Ronsard P. Le Premier Livre des sonnets pour Hélène (1578), Œuvres… Op. cit. T. I. P. 153.

32

Les Cent Nouvelles nouvelles (1462), Conteurs français du XVIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1956. P. 328.

33

Ibid. P. 258.

34

Bonaventure des Périers, Récréations et joyeux devis (1558), Conteurs français… Op. cit. P. 389. (Неполное изд. на рус. яз. см. напр.: Деперье Б. Из «Новых забав и веселых разговоров» // Европейская новелла Возрождения. М.: Худ. лит., 1974.)

35

Navarre M. de. L’ Heptaméron (1559), Conteurs français… Op. cit. P. 819.

36

Bouaystuau P. Bref Discours sur l’excellence et dignité de l’homme. Paris, 1982 (1‐е изд., 1558). P. 14.

37

Firenzuola A. Discours de la beauté des dames. Paris, 1578 (1‐е изд. на ит. яз., 1552). P. 27.

38

Romieu M. de. Instructions pour les jeunes filles par la mère et fille d’alliance (1597). Paris: Nizet, 1992. P. 71.

39

См.: Saint-Laurent C. Histoire imprévue des dessous féminins. Paris: Herscher, 1986, «la folie des vertugades» («безумное увлечение обручами»). P. 66.

40

Boucher J. Deux Épouses et reines à la fin du XVIe siècle. Saint-Étienne: PUSE, 1995. P. 236.

41

Ibid. P. 232.

42

См.: Newton S. M. The body and high fashion during the Renaissance // Le Corps à la Renaissance, dir. J. Céard, M.-M. Fontaine, J.-C. Margolin, colloque de Tours (1987). Paris: Aux amateurs de livres, 1990.

43

Baillet R. Le corps féminin dans la littérature italienne de la Renaissance: du cours magistral aux travaux pratiques // Le Corps de la femme: du blason à la dissection mentale, actes du colloque. 18 nov. 1989. Université de Lyon-III, «Le dessin des vases». P. 17.

44

Romei A. La Sepmaine ou sept journées… Paris, 1595 (1‐е изд. на ит. яз., 1552). P. 12.

45

Fournier A. Le. La Décoration d’humaine nature avec plusieurs souveraines recettes… Paris, 1582. P. 2. См. также: Hale J. La Civilisation de l’Europe à la Renaissance. Paris: Perrin, 2003 (1‐е изд., 1993). P. 566.

46

Firenzuole A. Op. cit. P. 10.

47

Chirelstein E. Lady Elisabeth Pope: The Haraldic Body // Renaissance Bodies. The Human Figure in English Culture, 1540–1660, ed. by L. Grent and N. Llewellyn. London: Reakton Books, 1990. P. 38.

48

Флюранс Риво (или Давид Риво де Флюранс, 1571–1616) – французский литератор и математик, учитель Людовика XIII.

49

Flurance Rivault D. de. L’ Art d’embellir. Paris, 1608. P. 27.

50

Delft L. Van. Littérature et Anthropologie. Nature humaine et caractère à l’âge classique. Paris: PUF, 1993. «L’anatomie moralisée». P. 183.

51

Ronsard P. Le Second Livre des amours (1557), Œuvres complètes. Op. cit. T. I. P. 272.

52

Ibid. P. 232.

53

Имеется в виду Ронсар, посвятивший Кассандре Сальвиати, дочери флорентийского банкира, первый сборник любовных сонетов, озаглавленный «Первая книга любви».

54

Ronsard P. Élégie à Janet peintre du roy // Le Premier Livre des amours (1552), Œuvres complètes. Op. cit. T. I. P. 152.

55

Scève M. Délie, object de plus haulte vertu (1544), Poètes du XVIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1985. P. 216.

56

Пернетта дю Гийе (Pernette du Guillet, 1520–1545) – французская поэтесса, ученица Мориса Сева.

57

Ibid.

58

Les Cent Nouvelles… Op. cit. P. 178.

59

Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de), Trois Vies illustres, Marie Stuart, Catherine de Médicis, le Duc de Guise (рукопись XVI века). Paris: Gallimard, 1930. P. 74.

60

Ibid. P. 34.

61

«Instructions données par Henri VIII roi d’Angleterre à ses serviteurs de confiance…», 1504, A. Cabanès, Les Cabinets secrets de l’histoire. Paris, 1900. T. IV. P. 156.

62

Straparole G. Isotta et Travaglino // Les Facétieuses nuits // Conteurs italiens… Op. cit. P. 392. (Рус. пер. с небольшими изменениями цит. по: Страпарола Дж. Приятные ночи / Пер. с ит. А. С. Бобовича, пер. стихов Н. Я. Рыковой. М.: Наука, 1978.)

63

Instructions données par Henri VIII… Op. cit. P. 158.

64

Minut G. de. De la beauté, discours divers… Lyon, 1587. P. 261.

65

Об «архитектурной красоте» и ее метафорах см.: Castarède J. Les Femmes galantes du XVIe siècle. Paris: France-Empire, 2000. P. 19.

66

Anonyme. Le ventre // Blasons du corps féminin, in Poètes du XVIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1953. P. 334.

67

Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de), Les Dames galantes (XVIe siècle). Paris: Gallimard, coll. «Folio», 1981. P. 290.

68

Guazzo S. La Civile Conversation. Paris, 1582 (1‐е изд. на ит. яз., 1574). P. 391.

69

Paré A. Œuvres diverses en 28 livres… Paris, 1585. P. 233.

70

Систематическое изучение взгляда в эпоху Ренессанса представлено в работе: Havelange C. De l’œil et du monde, une histoire du regard au seuil de la modernité. Paris: Fayard, 1998.

71

Scève M. Op. cit. P. 110.

72

Плиний Старший. Естественная история. Книга XI, гл. XXXVII.

73

Андре Дюлоран (André du Laurent или Dulaurens, 1558–1609) – врач Марии Медичи и Генриха IV, автор сочинений по анатомии и медицине.

74

Dictionnaire d’histoire des sciences, dir. D. Lecourt. Paris: PUF, 1999, art. «Képler». P. 596.

75

Delphyen Le. Défense en faveur des dames de Lyon. Lyon, 1596. P. 12.

76

Castiglione B. Le Livre du courtisan. Paris: Garnier-Flammarion, 1991 (1‐е изд. на ит. яз., 1528). P. 395. (Неполный рус. пер. см. напр.: Кастильоне Б. О придворном / Пер. О. Ф. Кудрявцева / Эстетика Ренессанса. М.: Искусство, 1981. Т. 1. С. 346–361. – Прим. пер.)

77

Blay M., Halleux R. Attraction/Affinité // La Science classique, dir. M. Blay, R. Halleux. Paris: Flammarion, 1998. P. 449.

78

Mondeville H. de., цит. по: Y. Knibiehler et C. Fouquet. La Femme et les Médecins. Paris: Hachette, 1983. P. 57.

79

Laurens A. du. Œuvres anatomiques // Les Œuvres. Paris, 1639. P. 566.

80

Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de). Trois Vies illustres… Op. cit. P. 30.

81

Ronsard P. Le Premier Livre des sonnets pour Hélène. Op. cit. P. 342.

82

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement des femmes. Paris, 1582. P. 10.

83

Scève M. Op. cit. P. 165.

84

Chastel P. Le Mythe de la Renaissance, 1420–1520. Paris: Skira, 1969. P. 148.

85

Liébault J. Op. cit. P. 8.

86

Lemaire J. Les Illustrations de Gaules et Singularités de Troye (XVIe siècle). Цит. по: Houdoy J. Op. cit. P. 82.

87

l’Arétin P. La belle et le vieux comte // Raisonnements (1534) // Conteurs italiens… Op. cit. P. 797.

88

Ronsard P. Le Second Livre des amours (1560), Œuvres complètes. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1993. P. 214.

89

Bandello M. La Courtisane fouettée // Nouvelles (1554) // Conteurs italiens de la Renaissance. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1993. P. 725.

90

Agrippa C. H. De la supériorité des femmes. Paris, 1509. P. 42.

91

Ibid. P. 73.

92

Francastel P. La Figure et le Lieu. L’ordre visuel du Quattrocento. Paris: Gallimard, 1967. P. 280.

93

Bayle P. Dictionnaire historique et critique, Rotterdam, 1715, art. «Jeanne d’Aragon». T. I. P. 302.

94

Ibid. Paris, 1820–1824, art. «Jeanne d’Aragon». T. II. P. 228.

95

Относящиеся к началу XVIII века рассуждения Бейля, в которых он последовательно отстаивает «единую модель красоты», свидетельствуют о важности этой идеи для эпохи классицизма.

96

Niphus A. Du beau et de l’amour (XVIe siècle). Цит. по: Houdoy J. La Beauté des femmes dans la littérature et dans l’art du XIIe au XVIe siècle. Analyse du livre de Niphus: «Du beau et de l’amour». Paris, 1876. P. 95.

97

Lipovetsky G. La Troisième Femme. Permanence et révolution du féminin. Paris: Gallimard, 1997. P. 114. (Рус. пер. см.: Липовецкий Ж. Третья женщина / Пер. с фр. Н. Полторацкой. СПб., 2003.)

98

La Boétie É. de. La Mesnagerie de Xénophon, Les Règles de mariage de Plutarque, Lettre de consolation à sa femme… Paris, 1571.

99

См.: Marie de Gournay et l’édition de 1595 des «Essais» de Montaigne, Actes du colloque organisé à la Sorbonne les 9 et 10 juin 1995. Paris: Champion, 1996.

100

Castiglione B. Le Livre du courtisan. Paris: Garnier-Flammarion, 1991 (1‐е изд. на ит. яз., 1528). P. 233.

101

Ibid. P. 234.

102

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement des femmes. Paris, 1582. P. 15.

103

См. также: Croix A. De la différence à l’intolérance // Histoire culturelle de la France. T. II, De la Renaissance à l’aube des Lumières, dir. J.-P. Rioux et J.-F. Sirinelli. Paris: Seuil, 1997. P. 139.

104

Liébault J. Op. cit. P. 15.

105

Ibid.

106

Paré A. Œuvres diverses en 28 livres… Paris, 1585. P. 82.

107

Ibid. P. 80.

108

Verdier A. Du. Les Diverses Leçons. Lyon, 1592. P. 472.

109

Ibid.

110

Romei A. La Sepmaine ou sept journées… Paris, 1595 (1‐е изд. на ит. яз., 1552). P. 13.

111

Ibid. P. 12.

112

Liébault J. Op. cit. P. 5.

113

Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de). Grands Capitaines, Œuvres complètes. Paris, 1866. T. II. P. 14.

114

Froissart J. Les Chroniques (XVe siècle) // Historiens et chroniqueurs du Moyen Âge. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1952. P. 530.

115

Gautier L. La Chevalerie. Paris, 1895 (p. 205, note 11).

116

Burton R. Anatomie de la mélancolie (1‐е изд. на англ. яз., 1621). Paris: José Corti, 2000. P. 1303. (неполный рус. пер. см.: Бертон Р. Анатомия меланхолии / пер., ст., комм. А. Г. Ингера. М.: Прогресс-Традиция, 2005.)

117

Liébault. Op. cit. P. 15.

118

Laurens A. du. Op. cit. P. 369.

119

Ibid. P. 370.

120

См.: Gerbod P. Histoire de la coiffure et des coiffeurs. Paris: Larousse, 1995. P. 69.

121

Paré A. Op. cit. P. 952.

122

Galien C. G. De l’usage des parties du corps humain. Lyon, 1566, livre XIV, chap. vi. P. 833.

123

Huarte J. Examen des esprits propres et naiz aux sciences. Paris, 1631 (1‐е изд., 1580). P. 484.

124

Lemne L. Les Occultes Merveilles et secrets de nature avec plusieurs enseignements des choses diverses. Paris, 1574. P. 154.

125

Romieu M. de. Instructions pour les jeunes filles par la mère et fille d’alliance (1597). Paris: Nizet, 1992. P. 65.

126

Billon F. de. Le Fort Inexpugnable de l’Honneur du sexe féminin. Paris, 1970 (1‐е изд., 1555). P. 133.

127

Agrippa C. H. Op. cit. P. 42.

128

La Primaudaye, Suite de l’Académie française en laquelle est traictée en quatre livres de la philosophie de l’homme et comme par une histoire naturelle du corps et de l’âme. Paris, 1580. P. 16. См. гл. ii «De la création de la femme».

129

Berriot-Salvadore É. Un corps, un destin. La femme dans la médecine de la Renaissance. Paris: Honoré Champion, 1993. P. 33.

130

Liébault J. Thrésor des remèdes secrets pour les maladies des femmes. Paris, 1585. Pp. 2–3.

131

Godineau D. Les Femmes dans la société française, XVIe–XVIIIe siècle. Paris: Armand Colin, 2003, см.: «Между ними [женщинами] существует иерархия». P. 12.

132

См.: Lipovetsky G. Op. cit. P. 127, см. также: «Возможно, что повышение социальной значимости женщины имело место скорее в литературе, чем в обществе». (Рус. пер. с небольшими изменениями цит. по: Липовецкий Ж. Третья женщина / Пер. с фр. Н. Полторацкой. СПб., 2003. С. 182–183.)

133

Castiglione B. Op. cit. P. 386.

134

Chastel A. Art et humanisme à Florence au temps de Laurent le Magnifique. Paris: PUF, 1961, см.: «L’hellénisme». P. 184.

135

Цит. по: Delumeau J. La Civilisation de la Renaissance. Paris: Arthaud, 1967. P. 508.

136

Мф. 14: 1-11.

137

Minut G. de. De la beauté, discours divers… Lyon, 1587. P. 173.

138

Ibid. P. 159.

139

Ibid. P. 178.

140

Ibid. P. 205.

141

Ibid. Pp. 204–205.

142

Прекрасная Пола (la Belle Paule, 1518–1610) – Пола де Вигье, жительница Тулузы. В 1533 году, во время торжественного въезда Франциска I в Тулузу, ей выпала честь преподнести королю ключи от города. Восхищенный красотой девушки, король назвал ее «Прекрасной Полой». С тех пор это прозвище за ней закрепилось, а жители Тулузы обязали Полу появляться на балконе городской ратуши два раза в год, дабы они могли полюбоваться ее красотой.

143

См. выше. С. 30.

144

См. об этом, но в другом регистре – любовном – утверждение Ж.-Л. Фландрена из кн.: Flandrin J.-L. Le Sexe et l’Occident. Évolution des attitudes et des comportements. Paris: Seuil, 1981. P. 52: «Ясно, что любовь земная считалась – по крайней мере в некоторых слоях общества в конце Средних веков – безрассудной по сравнению с любовью небесной».

145

См. также: Lazard M. Les Avenues de Féminye, les femmes à la Renaissance. Paris: Fayard, 2001. P. 309, «La religion omniprésente».

146

Minut G. de. Op. cit. Pp. 206–207.

147

Ibid. P. 245.

148

Liébault J. Trois Livres… Op. cit. P. III.

149

Agrippa H. C. Op. cit. P. 43.

150

Billon F. de. Op. cit. P. 139.

151

Liébault J. Trois Livres… Op. cit. P. IV.

152

Billon F. de. Op. cit. P. 138.

153

Firenzuole A. Discours de la beauté des dames. Paris, 1578 (1‐е изд. на ит. яз., 1552). P. 24.

154

Léonard de Vinci. Traité de la peinture (XVIe siècle). Paris, 1796. Pp. 45–46.

155

Луиза Лотарингская-Водемон (Louise de Lorraine-Vaudémont, 1553–1601) – супруга Генриха III, королева Франции с 1575 по 1589 год.

156

Воспоминания некоего свидетеля описываемых событий цит. по: Boucher J. Deux Épouses et reines à la fin du XVIe siècle. Saint-Étienne: PUSE, 1995. P. 88.

157

Romei A. Op. cit. P. 13.

158

См.: Arasse D. L’atelier de la grâce // Raphaёl, grâce et beauté. Paris: Skira, catalogue exposition, dir. P. Nitti, M. Restellini, C. Strinati, 2001. P. 57.

159

Vasari G. Vies des meilleurs peintres, sculpteurs et architectes italiens (1‐е изд., 1568), цит. по: Arasse D. Op. cit. P. 58.

160

Vasari G., цит. по: A. Dayot, L’ Image de la femme. Paris, 1899. P. 73.

161

Agrippa H. C. Op. cit. P. 42.

162

Billon F. de. Op. cit. P. 139.

163

Agrippa H. C. Op. cit. P. 42.

164

См.: Solé J. Être femme en 1500, la vie quotidienne dans le diocèse de Troyes. Paris: Perrin, 2000. P. 34. «Малолетние, униженные женщины и женщины-жертвы» также могут реагировать и защищаться, что отдаляет их от абстрактных образцов, описанных в трактах». Ср. ниже: С. 61.

165

Ibid.

166

Vecellio C. Costumes anciens et modernes. Paris, 1891 (1‐е изд. на ит. яз., 1590). T. I. P. 218.

167

Ibid. P. 213.

168

Ibid. P. 282.

169

Simmel G. Philosophie de la modernité. Paris: PUF, 1989 (1‐е изд., 1923). P. 147.

170

Ibid. См. прежде всего: «Beauté et féminité». P. 146 sq.

171

Bandello M. Vision céleste // Nouvelles (1554) // Conteurs italiens de la Renaissance. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1993. P. 592.

172

Cinzio G. Oronte et Orbecche // Les Cents Récits (1565) // Conteurs italiens… Op. cit. P. 1012.

173

Dürer A. Les Quatre Livres, de la proportion des parties et pourtraicts du corps humain. Paris, 1613 (1‐е изд., 1523). P. 21, 35. См.: Panofsky E. L’histoire de la théorie des proportions du corps humain envisagée comme un miroir de l’histoire des styles // L’ Œuvre d’art et ses significations. Essai sur les arts visuels. Paris: Gallimard, 1969 (1‐е изд. на англ. яз., 1955), planches.

174

См.: П. Брейгель Старший «Крестьянский танец». 1567. Музей истории искусств, Вена, или «Сенокос». 1565. Лобковицкий дворец, Прага.

175

См.: П. Брейгель Старший. «Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии». Ок. 1560. Галерея Курто, Лондон.

176

Paré A. Op. cit. P. 1001, 1002, 1005. Цит. по: Op. cit. P. 132.

177

См.: Croix A. Op. cit. P. 135.

178

Цит. по: Flandrin J.-L. Op. cit. P. 132.

179

Billon F. de. Le Fort Inexpugnable de l’Honneur du sexe féminin. Paris, 1970 (1‐е изд., 1555). P. 138.

180

Liébault J. Trois Livres des maladies et infirmités des femmes. Rouen, 1549. P. III.

181

Minut G. de. De la beauté, discours divers… Lyon, 1587. P. 269.

182

Agrippa H. C. De la supériorité des femmes. Paris, 1509. P. 42.

183

См.: Massin M. Les Figures du ravissement, enjeux philosophiques et esthétiques. Paris: Grasset-Le Monde, 2001.

184

См.: Rodocanachi E. La Femme italienne à l’époque de la Renaissance. Paris, 1907. P. 91.

185

Cholières N. de. Des laides et belles femmes. S’il faut mieux prendre à femme une laide qu’une belle // Les Matinées (1585) // Œuvres. Paris, 1889. T. I. P. 182.

186

Phan M.-C. La belle Nani, la belle dans l’Italie du XVIe siècle // Autrement, Fatale beauté, une évidence, une énigme, dir. V. Nahoun-Grappe, N. Czechowski, 1987. P. 76.

187

Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de), Recueil des dames (XVIe siècle), Œuvres complètes. Paris, 1873. P. 404.

188

Pacioli L. Divina Proportione. Milano, 1497.

189

Piero della Francesca. De quinque corporis regularibus, Venezia, 1509. См.: Chastel A. Renaissance méridionale, Italie 1460–1500. Paris: Gallimard, coll. «L’ Univers des formes», 1965; «сочинение Пьеро делла Франчески» позволяет составить ясное представление о теоретических знаниях в данной области». P. 46.

190

См.: Panofsky E. Le Codex Huygens et la théorie de l’art de Léonard de Vinci. Paris: Flammarion, 1996 (1‐е изд. на англ. яз., 1940). P. 19.

191

Ibid. Fig. 91.

192

См.: Ferry L. Le Sens du beau. Aux origines de la culture contemporaine. Paris: Éditions Cercle d’art, 1998 (1‐е изд., 1990). P. 28.

193

Biaggi C. F. L’anatomie artistique de Léonard. Léonard de Vinci. Paris: Cercle du Bibliophile, 1958. T. II. P. 447. См. также: Arasse D. Léonard de Vinci. Paris: Hazan, 1997, «La culture de Léonard». P. 35.

194

Dürer A. Les Quatre Livres, de la proportion des parties et pourtraicts du corps humain. Paris, 1613 (1‐е изд., 1523). Pp. 4–20.

195

Ibid. P. 22.

196

См.: Arasse D. L’esthétique du corps, du triomphe au sublime // Histoire du corps, dir. A. Corbin, J.-J. Courtine, G. Vigarello. Paris: Seuil, 2004. T. I. (Рус. пер.: Д. Арасс. Плоть, благодать, возвышенное // История тела / Под ред. А. Корбена, Ж.-Ж. Куртина, Ж. Вигарелло. М.: НЛО, 2012. Т. 1.)

197

Dürer A. Op. cit. P. 191.

198

Ibid. P. 195.

199

Panofsky E. L’ Œuvre d’art et ses significations. Essai sur les arts visuels. Paris: Gallimard, 1969 (1‐е изд. на англ. яз., 1955). P. 86.

200

Danti V. Trattato delle perfette proporzioni. Firenze, 1567, цит. по: D. Arasse, «Présentation», E. Panofsky, Le Codex Huygens… Op. cit.

201

Vecellio C. Costumes anciens et modernes. Paris, 1891 (1‐е изд. на ит. яз., 1590). T. I. P. 118. См. также: Calvi G. Le recueil des habits de Cesare Vecellio // Colloque international à la mémoire de Jean-Louis Flandrin. Paris: université de Paris-VIII, 2003 (готовится к публикации).

202

Jonson B. The Silent Woman (1609). Цит. по: Bernard-Cheyre C. La Femme au temps de Shakespeare. Paris: Stock, 1988. P. 103. (Рус. пер.: Джонсон Б. Эписин, или Молчаливая женщина / Пер. Я. и Р. Блох. Пг.: Петрополис, 1921.)

203

Tertullien, цит. по: Bechtel G. Les Quatres Femmes de Dieu. Paris: Plon, 2000. P. 220.

204

Benedicti P. F. I. Somme des péchés. Paris, 1602 (1‐е изд., 1584). P. 246.

205

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement des femmes. Paris, 1582. P. V.

206

Alogana P. Abrégé du docteur Martin Azpilcueta, Navarrois… Paris, 1602 (1‐е изд., 1590), chap. XVI, № 14, 15, цит. по: J.-L. Flandrin, Les Amours paysannes. Paris: Gallimard-Juliard, coll. «Archives», 1975. P. 81.

207

Serres O. de. Le Théâtre d’agriculture et le mesnage des champs. Paris: Acte Sud, 1996 (1‐е изд., 1600). P. 1368.

208

Ibid. P. 1369.

209

Monteux H. de. Conservation de la santé et prolongation de la vie. Paris, 1572. P. 279.

210

Flandrin J.-L. Soins de beauté et recueil de secrets // Les Soins de beauté, actes du IIIe colloque international, Grasset. 26–28 avril 1985. P. 21.

211

См.: Inventaire après décès des biens meubles, demeurés du décès de haulte et puissante dame Madame Anne de Laval, estant au chasteau de Craon (1553). A. Jaubert, Histoire de la baronnie de Craon de 1382 à 1626. Paris, 1888. P. 470.

212

Ibid. P. 472.

213

См.: Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de), Recueil des dames (XVIe siècle), Œuvres complètes. Paris, 1873. P. 402.

214

Piccolomini A. Dialogo della creanza delle donne (XVe siècle). Цит. по: Phan M.-C. Pratiques cosmétiques et idéal féminin dans l’Italie des XVe et XVIe siècles // Les Soins de beauté. Op. cit. P. 119.

215

Nelli G. Giulio et Isabella // Nouvelles (XVIe siècle), в книге: Conteurs italiens de la Renaissance. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1993. P. 788.

216

См. относительно такой критики диссертацию: Lanoё C. Les Jeux de l’artificiel. Culture, production et consommation des cosmétiques à Paris sous l’Ancien Régime, XVIe–XVIIIe siècle. Paris-I, 2003. Pp. 27–30.

217

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. Цит. по: C. Lanoё. Op. cit. P. 28.

218

Цит. по: Pham M.-C. Pratiques cosmétiques… Op. cit. P. 120.

219

Цит. по: Boucher J. Deux Épouses et reines à la fin du XVIe siècle. Saint-Étienne: PUSE, 1995. P. 90.

220

Цит. по: Lanoё C. Op. cit. P. 30.

221

Fournier A. Le. Op. cit. P. 18.

222

Nostradamus M. Le Vraye et Parfaict Embellissement de la face et conservation du corps en son entier. Anvers, 1557. P. 37.

223

См. также: Albert le Grand. Le Secret des secrets de nature, extraits tant du Petit et du Grand Albert, que d’autres philosophes… Épinal, s. d.

224

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. Pp. 63–64. Nostradamus M. Op. cit. P. 43.

225

Ibid.

226

Liébault J. Trois Livres de l’embel lissement… Op. cit. Pp. 75–185.

227

Nostradamus M. Op. cit. P. 39.

228

Ibid. P. 26.

229

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. P. 39.

230

Ibid. P. 78.

231

Nostradamus M. Op. cit. P. 43.

232

Fournier A. Le. Op. cit. P. 18.

233

См.: Melchior-Bonnet S. L’ Art de vivre au temps de Diane de Poitiers. Paris: Nil, 1998. P. 45.

234

См.: Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de), Recueil des dames. Op. cit. P. 36.

235

Malherbe F. de. lettre à Peiresc, 10 juin 1614, Œuvres. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1971. P. 647.

236

Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de). Les Dames galantes (XVIe siècle). Paris: Gallimard, coll. «Folio», 1981. P. 224.

237

Имеется в виду Брантом, автор, помимо прочего, воспоминаний о «Жизни галантных дам».

238

Ibid. P. 232.

239

Erlanger P. Diane de Poitiers, déesse de la Renaissance. Paris: Perrin, 1976. P. 335.

240

Fournier A. Le. Op. cit. P. 3.

241

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. P. 77.

242

Fournier A. Le. Op. cit. P. 3.

243

Mont Vert R. du. S’ensuyt les Fleurs et Secrets de medecine. Paris, 1538, s. p.

244

Цит. по: Rodocanachi E. La Femme italienne à l’époque de la Renaissance. Paris, 1907. Pp. 110–111.

245

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. Pp. 25–26.

246

Ibid. P. 22.

247

Vecellio C. Op. cit. T. I. P. 246.

248

Ibid. P. 266.

249

Beaujeu A. de. Les Enseignements d’Anne de France à sa fille Suzanne de Bourbon (1505), Laffitte reprints. Marseille, 1978. Pp. 40–41.

250

Montaigne M. de. Essais (1580). Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1958. P. 81. (Рус. пер. с небольшими изменениями цит. по: Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Т. I / Пер. с фр. А. С. Бобовича. М.; Л., 1954. С. 75.)

251

Vecellio C. Op. cit. T. I. P. 213.

252

Ibid. P. 185.

253

См.: Vecellio C. et la tenue «sans ceinture» des dames françaises en deuil. Op. cit. T. I. P. 242.

254

Marot C. Dialogue des amoureux (1514). Цит. по: Libron F., Clouzot H. Le Corset dans l’art et les mœurs du XIIIe au XXe siècle. Paris, 1933. P. 9.

255

Tallemant G. des Réaux, Historiettes (XVIIe siècle). Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1967. T. I. P. 60.

256

Castiglione B. Le Livre du courtisan. Paris: Garnier-Flammarion, 1991 (1‐е изд. на ит. яз., 1528). P. XXIX.

257

Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de). Les Dames galantes. Op. cit. Pp. 290–291.

258

Schmidt A.-M. Les blasons du corps féminin // Poètes du XVIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1953. P. 294.

259

Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de). Les Dames galantes. Op. cit. P. 304.

260

См. диссертацию: Moubayed T. La Danse conscience du vivant. Danse et éducation. Paris, université de Paris-VIII, 1988; в частности: «La danse ou l’histoire d’un corps qui émerge» («Танец или история тела, которое становится видимым»). P. 69.

261

Romieu M. de. Instructions pour les jeunes filles par la mère et fille d’alliance (1597). Paris: Nizet, 1992. P. 71.

262

Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. P. 25.

263

Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de) // Les Dames galantes. Op. cit. P. 290.

264

См. гравюру без подписи «Триумф Моды на площади де Шанж» (La Mode triomphante en la place du Change). 1650. Лувр, Париж, коллекция Ротшильда.

265

Correspondance générale de Madame de Maintenon, publiée par T. Lavallée. Paris, 1866, lettre du 22 décembre 1700. T. IV. P. 361.

266

См.: Serres O. de. Le Théâtre d’agriculture et le mesnage des champs. Paris: Acte Sud, 1996 (1‐е изд., 1600), типичный текст, предназначавшийся для деревенского жителя старорежимной Франции.

267

Chartier R., Neveux H. La ville dominante et soumise // Histoire de la France urbaine, dir. G. Duby. Paris: Seuil, 1981. T. IV. P. 163.

268

Sauval H. Цит. по: M. Poète, La Promenade à Paris au XVIIe siècle. Paris, 1913. P. 112.

269

Bruyère J. de La. Les Caractères (1688). Paris: Garnier frères, 1954. P. 181. (Рус. пер. с небольшими изменениями цит. по: Лабрюйер Ж. де. Характеры, или Нравы нынешнего века / Пер. с фр. Э. Линецкой, Ю. Корнеева.)

270

corso (ит.) – широкая улица, plazze (ит.) – площадь.

271

Hanovre S. de. Mémoires et lettres de voyage (1650–1678). Paris: Fayard, 1990. Pp. 88–89.

272

Ibid. P. 90.

273

Ibid. P. 224.

274

Ibid. P. 89.

275

Ibid. P. 138.

276

Сэмюэль Пипс (Samuel Pepys, 1633–1703) – английский флотский администратор, автор знаменитого дневника – ценного источника сведений о жизни Лондона XVII века.

277

Pepys S. Journal (1660–1669). Paris: Laffont, coll. «Bouquins», 1994. T. II. P. 564.

278

Ibid. T. I. P. 401.

279

Ibid. P. 603.

280

Ibid. T. II. P. 827.

281

Ibid.

282

Ibid. P. 656.

283

Ibid. P. 991.

284

Ibid. T. I. P. 346.

285

См.: Furetière F. Dictionnaire universel contenant généralement tous les mots français tant vieux que modernes… Paris, 1690, статья «Талия»: «Считается, что девушка тогда портит себе талию, когда позволяет себе наедаться досыта».

286

Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Mémoires (XVIIe et XVIIIe siècles). Paris: éd. Boislisle, 1913. T. 22. P. 281. См. также: Cruysse D. Van der. Le Portrait dans les «mémoires» du duc de Saint-Simon. Paris: Nizet, 1971. P. 177.

287

Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Op. cit. T. 38. P. 346.

288

Barthélemy E. de. La Galerie des portraits de Mlle de Montpensier (1657–1658). Paris, 1860. P. 292.

289

Sévignée (M. de Rabutin-Chantal, marquise de). Correspondance, lettre du 18 décembre 1689. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade». T. III. P. 781, «une taille libre et droite» («талия свободная и соразмерная»).

290

Anonyme. Histoire // Mercure galant, novembre 1681, in Nouvelles du XVIIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1997. P. 486.

291

Furetière A. Op. cit., art. «Taille».

292

Correspondance générale de Madame de Maintenon. Op. cit., lettre du 9 novembre 1701. T. IV. P. 461.

293

Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Op. cit. T. 26. P. 300.

294

Hanovre S. de. Op. cit. P. 152.

295

Marguetel de Saint-Évremont C. de. Idée de la femme qui ne se trouve point et ne se trouvera jamais (env. 1680), Œuvres publiées sur les manuscrits de l’auteur. Paris, 1714. T. I. P. 175.

296

Sévignée (M. de Rabutin-Chantal, marquise de). Op. cit. T. II. P. 351.

297

Hanovre S. de. Op. cit. P. 54.

298

Криарды (от фр. criarde – кричащая, крикунья) – популярные при Людовике XIV пышные юбки, прозванные «крикуньями» за то, что издавали хруст при ходьбе.

299

Nisard (chevalier de). Satyre sur les cerceaux, paniers criardes, manteaux, volants des femmes et sur les autres ajustements (1712). P. Lacroix, Histoire de la vie des Français. Recueil curieux de pièces originales. Paris, s. d. P. 391.

300

Anonyme. Lettre d’une dame qui écrit les aventures de son amie // Mercure galant. Novembre 1680, in Nouvelles du XVIIe siècle. Op. cit. P. 478.

301

См.: комментарии Жаклин Дюшен об описаниях Генриетты Английской, сделанных около 1600 г. Henriette d’Angleterre duchesse d’Orléans. Paris: Fayard, 1995. P. 104.

302

См.: Cruysse D. van der. Op. cit. P. 178.

303

См.: Niderst A. Madeleine de Scudéry, construction et dépassement du portrait romanesque // K. Kupisz, G.-A. Pérouse, J.-Y. Debreuille, Le Portrait littéraire. Lyon: PUL, 1988.

304

См.: Plantié J. La Mode du portrait littéraire en France (1641–1681). Paris: Honoré Champion, 1994.

305

Характеристику «Старшая» (la Grande) Анна Мария Луиза Орлеанская, французская принцесса королевской крови, герцогиня де Монпансье, автор известных «Мемуаров», получила после рождения дочери у Филиппа Орлеанского, которая также должна была именоваться Мадемуазель.

306

Barthélemy E. de. Op. cit. «В 1659 году господин де Сегреэ, придворный (gentilhomme ordinaire) и секретарь Мадемуазель, собрал все сочиненные ею портреты, прибавил к нем еще несколько и опубликовал их». P. I.

307

Duchêne J. Henriette d’Angleterre duchesse d’Orléans. Paris, Fayard, 1995. В литературных портретах Генриетты Английской «общие места соседствуют с точными деталями». P. 104.

308

Duchêne R. Les Précieuses ou comment l’esprit vint aux femmes. Paris: Fayard, 2001. «Похвалы, расточаемые периодическими изданиями самым влиятельным придворным дамам, должны читаться как лесть, словесное наполнение которой не имеет никакого значения». P. 131.

309

См.: Rohou J. Le XVIIe Siècle, une révolution de la condition humaine. Paris: Seuil, 2002, «Новая парадигма: механизм». P. 207.

310

См.: Deneys-Tunney A. Écriture du corps, de Descartes à Laclos. Paris: PUF, 1992: «С картезианством наступает эпоха, когда «рушатся представления о магических чарах человеческого тела»). P. 35. См. также: Courtine J.-J. Le corps désenchanté // Le corps au XVIIe siècle, dir. R. W. Tobin, Seattle, Papers on French Seventeenth Century Literature, 1995.

311

Роже де Пиль (1635–1709) – французский художник, гравер, критик и теоретик искусства, дипломат. Возглавлял борьбу против сторонников академической доктрины.

312

Piles R. de. Cours de peinture par principes. Paris, 1989 (1‐е изд., 1708). P. 69.

313

Одно из первых французских периодических изданий, где печаталась хроника светской жизни Парижа, сообщалось о важных событиях в культуре и литературе. В 1724 году журнал изменил название и стал именоваться «Французский Меркурий» (Mercure de France).

314

Mercure galant. 1684 // Nouvelles du XVIIe siècle. Op. cit. P. 327.

315

См.: Cruysse D. Van der. Op. cit. Pp. 183–184.

316

Scudéry M. de. Clélie, histoire romaine. Paris, 1654–1660. T. VII. P. 148.

317

Barthélemy E. de. Op. cit. P. 294.

318

Somaize A. B. de. Le Secret d’être toujours belle. Paris, 1666. P. 9 et 11.

319

Bussy-Rabutin R. de. Histoire amoureuse des Gaules (1662). Paris: Garnier-Flammarion, 1967. P. 158.

320

Так называлась выездная судебная сессия для расследования преступлений, совершенных местным дворянством в 1665 году.

321

Fléchier E. Mémoires sur les grands jours tenus à Clermont-Ferrand en 1665–1666. Paris, 1844. P. 301.

322

Saint-Gabriel A. de. Le Mérite des dames. Paris, 1640, см. «Ciel des Beautez héroïnes». P. 280 sq.

323

Мишель де Пюр (1620–1680) – французский писатель и переводчик, автор романа «Прециозница, или Тайна салонов» (La Prétieuse ou le mystère des ruelles, 1656–1658), представляющего собой ценный источник сведений о развитии прециозной культуры; аббат, с 1647 года духовник и советник Людовика XIV.

324

Pure M. de. La Précieuse ou le Mystère des ruelles dédié à cellles qui n’y pensent pas. Paris, 1656. Pp. 180–190.

325

См. выше. С. 38–40.

326

La Rochefoucauld F. de. Réflexions diverses (XVIIe siècle) // Œuvres complètes. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1957. P. 513. (Рус. пер. цит. по: Ларошфуко Ф. де. Мемуары. Максимы / Пер. с фр. Э. Л. Линецкой. М.: Наука, 1993.)

327

Descartes R. Discours de la méthode pour bien conduire sa raison (1637) // Œuvres et Lettres. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1955. P. 166.

328

На тему «разума» см. также: Duchêne R. Ninon de Lenclos ou la manière jolie de faire l’amour. Paris: Fayard, 2000 (1‐е изд., 1984). P. 65.

329

La Rochefoucauld F. de. Maximes (изд. 1678 г.) // Œuvres complètes. Op. cit. P. 440.

330

Courtin A. de. Nouveau Traité de la civilité qui se pratique en France parmi les honnêtes gens. Saint-Étienne: PUSE, 1998 (1‐е изд., 1671). P. 207.

331

Boileau N. Dissertation sur la Joconde (1669) // Œuvres complètes. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1966. P. 316.

332

В оригинале здесь и в трех последующих примерах повторяется «не знаю что» (je ne sais quoi).

333

Scudéry M. de. Le Grand Cyrus. Paris, 1649–1653.

334

Fléchier E. Mémoires sur les grands jours tenus à Clermont-Ferrand en 1665–1666. Paris, 1844. P. 301.

335

Faret N. L’ Honnête Homme, ou l’art de plaire à la cour. Paris, 1630, цит. по: G. Haroche-Boujinac, «Harmonie», Dictionnaire raisonné de la politesse et du savoir-vivre du Moyen Âge à nos jours, dir. A. Montandon. Paris: Seuil, 1995. P. 474.

336

Anonyme. Histoire // Mercure galant, in Nouvelles du XVIIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1997. P. 486.

337

Jam J.-L. Je ne sais quoi // Dictionnaire raisonné de la politesse… Op. cit. P. 522.

338

Renaudot T. Gazette de France. 15 janvier 1641.

339

Félibien A. Entretiens sur les vies et les ouvrages des plus excellents peintres… Paris, 1685. Pp. 406–407.

340

Fumaroli M. L’école du silence, le sentiment des images au XVIIe siècle. Paris: Flammarion, coll. «Champ», 1998 (1‐е изд., 1994). P. 229.

341

de Somaize A. B. Le Secret d’être toujours belle. Paris, 1666. P. 20.

342

Koster S. Racine, une passion française. Paris: PUF, 1998. P. 115.

343

Senault. De l’usage des passions. Paris, 1649 (1‐е изд., 1640). P. 95.

344

Auerbach E. Le Culte des passions. Essai sur le XVIIe siècle français. Paris: Macula, 1998 (1‐е изд., 1926), см. «Racine et les passions». P. 41.

345

См. об этом: G. Simon, Kepler astronome astrologue. Paris: Gallimard, 1979.

346

Laurent A. du. Œuvres anatomiques // Les œuvres. Paris, 1639. P. 565.

347

Ibid.

348

В оригинале женщина «которая цветет» (qui a ses fleurs) – имеется в виду женщина во время менструации: предположительно, такое название регул дается по аналогии с цветущим деревом (цветение как предвестник плодоношения).

349

Ibid. P. 566.

350

Ibid.

351

Somaize A. B. de. Op. cit. P. 32.

352

Rohou J. Le XVIIe Siècle, une révolution de la condition humaine. Paris: Seuil, 2002, см. «Consolidation de l’intériorité». P. 379.

353

Saint-Gabriel A. de. Le Mérite des dames. Paris, 1640. P. 20.

354

Bavière Ch.-É. de (princesse Palatine). Correspondance de Madame (XVIIe siècle). Paris, 1880. T. I. P. 127.

355

Motteville F. de. Mémoires (XVIIe siècle) // Les Français vus par eux-mêmes. T. I. A. Niderst, Le Siècle de Louis XIV. Anthologie des mémorialistes du siècle de Louis XIV. Paris: Laffont, coll. «Bouquins», 1997. Pp. 447–448.

356

Barthélemy E. de. La Galerie des portraits de Mlle de Montpensier (1657–1658). Paris, 1860. P. 182.

357

Saint-Réal C. de Vichard de, Dom Carlos (1672) // Nouvelles du XVIIe siècle. Paris, Gallimard, coll. «La Pléiade», 1997. P. 512.

358

Scudéry M. de. Clélie, цит. по: T. Lavallée, Mme de Maintenon, la maison royale de Saint-Cyr (1686–1693). Paris, 1862. P. 15.

359

Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Mémoires (XVIIe et XVIIIe siècles). Paris: éd. Boislisle. T. VI. P. 217.

360

Delft Vermeer de. Dame au chapeau rouge, vers 1664, collection Mellon, National Gallery or Art, Washington.

361

Рембрандт «Портрет Саскии». 1633. Дрезденская галерея.

362

Pinault M. L’expression des passions à travers quelques exemples de dessins du XVIe siècle // La Peinture des passions, de la Renaissance à l’âge classique, dir. B. Yon, colloque international, Saint-Étienne, Éd. univ. de Saint-Étienne, 1995.

363

«Système de Charles Le Brun sur la physionomie d’après les écrits de Nivelon son élève», Lavater G. L’ Art de connaître les hommes (1780). Paris, éd. de Moreau de la Sarthe, 1835. T. IX. P. 99. См. также: Baltrusaitis J. Aberrations, quatre essais sur la légende des formes. Paris: Olivier Perrin, 1957, le chapitre «Physiognomonie animale». P. 23.

364

La Bruyère J. de. Les Caractères (1688). Paris: Garnier frères, 1954. P. 75.

365

Boileau N. Traité du sublime, ou du merveilleux dans le discours (1672) // Œuvres complètes. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1966. P. 370.

366

«Système de Charles Le Brun sur la physionomie…». Op. cit. P. 106.

367

Pepys S. Journal (1660–1669). Paris: Laffont, coll. «Bouquins», 1994. T. I. P. 432.

368

Réaux G. Tallemant des. Historiettes (XVIIe siècle). Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1967. T. II. P. 774.

369

Ibid.

370

Parfaict F. de. Histoire du théâtre depuis son origine jusqu’à présent, Amsterdam, 1735–1749. T. XIII. P. 538.

371

Ibid. T. XIII. P. 531.

372

Mercure galant. Décembre 1673. Цит. по: Mélèse P. Le Théàtre et le public à Paris sous Louis XIV, 1659–1715. Paris: Droz, 1934. P. 173.

373

Le Libraire de la galerie du palais (1633). Цит. по: Mongrédien G. La Vie quotidienne des comédiens au temps de Molière. Paris: Hachette, 1966. P. 29.

374

Beaussant P. Versailles, Opéra. Paris: Gallimard, 1981. «Человек эпохи барокко смешивает понятия „быть“ и „казаться“». P. 22.

375

Sévignée (M. de Rabutin-Chantal, marquise de). Correspondance, lettre du 18 décembre 1689. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», lettre du 15 janvier 1672. T. I. P. 417.

376

Ibid. Lettre du 6 avril 1672. T. I. P. 469.

377

Couprie A. La Champmeslé. Paris: Fayard, 2003. «Если Расин и не сформировал Мари как актрису, то он развил ее талант и позволил ему раскрыться в полной мере». P. 157.

378

Parfaict F. de. Op. cit., цит. по: J. Noury, Mlle de Champsmélé, comédienne du roi. Rouen, 1892. P. 161.

379

См. выше. C. 37–39.

380

Ferry L. Le Sens du beau. Aux origines de la culture contemporaine. Paris: Éditions Cercle d’art, 1998 (1‐е изд., 1990). P. 27.

381

Boileau N., цит. по: L. Ferry. Ibid. P. 41.

382

См. выше. C. 45–47.

383

Pillorget R., Pillorget S. France baroque, France classique, 1589–1715. T. I. Paris: Robert Laffont, coll. «Bouquins», 1995. «Мы полагаем, что красоту можно обнаружить только в истине, а истину – в порядке». P. 863.

384

Ferry L. Op. cit. P. 48.

385

Kintzler C. Jean Philippe-Rameau: splendeur et naufrage de l’esthétique du plaisir à l’âge classique. Paris: Minerve, 1983. Цит. по: Ferry L. Op. cit. P. 36.

386

Ferry L. Op. cit. P. 34.

387

Saint-Évremont C. de Marguetel de Saint-Denis de, «Caractère de Madame la comtesse d’Olonne», Œuvres. Paris, 1714 (1‐е изд., XVIIe siècle). T. I. Pp. 91–92.

388

Bosc J. du. L’ Honneste Femme. Paris, 1646, цит. по: J. Grand-Carteret, L’ Histoire, la Vie, les Mœurs et la Curiosité. Paris: Librairie de la curiosité et des beaux-arts, 1928. T. III. P. 175.

389

Senault F. Op. cit. P. 134.

390

Muchembled R. L’ Invention de l’homme moderne. Culture et sensibilités en France du XVe au XVIIIe siècle. Paris: Le Livre de poche, coll. «Pluriel», 1994 (1‐е изд., 1988). «Морализация ежедневно выполняемых действий (в XVII веке)». P. 146.

391

Locatelli S. Voyage de France, mœurs et coutumes françaises (1664–1665) // Le voyage en France. Anthologie des voyageurs européens en France, du Moyen Âge à la fin de l’Empire, dir. J.-M. Goulemot. P. Lidsky, D. Masseau. Paris: Robert Laffont, coll. «Bouquins», 1995. P. 177.

392

Brackenhoffer E. Voyage en France (1643–1644). Ibid. P. 296.

393

Bouchard J.-J. Voyage de Paris à Rome (1630). Ibid. P. 314.

394

Godefroy L. Voyages en Gascogne, Bigorre et Béarn (1644–1646). Ibid. P. 369.

395

Zinderling J. Voyage dans la vieille France… (1616). Ibid. P. 249.

396

Rouvière H. de. Voyage du Tour de la France (1713). Ibid. P. 360.

397

Furetière A. Dictionnaire universel contenant généralement tous les mots français tant vieux que modernes… Paris, 1690, art. «Remède».

398

Mercure galant. Avril 1693. Pp. 33–34.

399

Visé J. Donneau de. L’apothicaire de qualité (1664) // Nouvelles du XVIIe siècle. Op. cit. P. 401.

400

Guibert P. Toutes les œuvres charitables. Paris, 1661. P. 569.

401

Réaux G. Tallemant des. Historiettes (XVIIe siècle). Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1967. T. II. P. 34.

402

Ibid. P. 582.

403

Ibid. P. 627.

404

См.: Schlanger J. Les Métaphores de l’organisme. Paris: Vrin, 1971. Pp. 47–60.

405

См.: d’Aquapendente F. Opera chirurgica, 1647, chap. 44 et figures.

406

Choisy F. Timoléon de. Histoire de la marquise-marquis de Banneville (1695) // Nouvelles du XVIIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1997. P. 973.

407

Constant P. Un monde à l’usage des demoiselles. Paris: Gallimard, 1987, «La sublime déformée». P. 125.

408

Учебное заведение в Сен-Сире, основанное в 1686 году маркизой де Ментенон при поддержке Людовика XIV, для обучения девушек из небогатых дворянских семей.

409

Geoffroy A. Madame de Maintenon d’après sa correspondance authentique. Paris, 1887, lettre du 6 janvier 1707. Pp. 108–109.

410

Sévignée (M. de Rabutin-Chantal, marquise de). Correspondance, lettre du 18 décembre 1689. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», lettre du 6 mai 1676. T. II. P. 284.

411

См.: Сен-Жан Ж.-Д. де. «Знатная дама в гургандине». 1688. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.

412

Aubignac F. H. La Nouvelle Histoire du temps ou relation du royaume de coquetterie. Paris, 1655.

413

Livre commode contenant les adresses. Paris, 1690. T. II. P. 61.

414

Locke J. De l’éducation des enfants. Paris, 1798 (1-е англ. изд., 1693). T. I. P. 54. (Рус. пер. см. напр.: Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. М.: Мысль, 1988. 668 с. (Филос. наследие. Т. 103). С. 407–614. – Прим. пер.)

415

Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Mémoires (XVIIe et XVIIIe siècles). Paris: éd. Boislisle, 1913. T. 18. P. 25; словом «корпус» обозначали корсет; а под «верхним платьем» понималось длинное закрытое платье.

416

Sévignée (M. de Rabutin-Chantal, marquise de). Op. cit., lettre du 17 novembre 1675. T. II. P. 164.

417

Ibid. Lettre du 1er avril 1672. T. I. P. 468.

418

См. выше. С. 43.

419

Босс А. «Картины о милосердии», «Накормить голодных». Ок. 1640. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.

420

Босс А. «Пять чувств. Осязание». Ок. 1640. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.

421

Emelina J. La beauté physique dans le théâtre de Molière: fragments de discours amoureux sur le corps // Le Corps au XVIIe siècle, colloque de Santa Barbara, dir R. W. Tobin, Biblio 17, Papers on French Seventeenth Century Litterature, Paris; Seattle; Tubingen, 1995. P. 193.

422

Visée J. Donneau de. Tel paie les violons qui ne danse pas toujours // Les Nouvelles galantes comiques et tragiques (1669) // Nouvelles du XVIIe siècle. Op. cit. P. 425.

423

Dancourt (F. Carton, dit). La fête au village ou les bourgeoises de qualité (1700). Montpellier: Éd. Espace 34, 1996. P. 75.

424

Emelina J. Op. cit. P. 204.

425

Furetière A. Le Roman bourgeois (1666) // Romanciers du XVIIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1958. P. 999.

426

Visée J. Donneau de. Tel paie les violons… Op. cit. P. 427.

427

La Thuilière R. La Préciosité. Étude historique et linguistique. Genève, 1966, цит. по: C. Lanoё, Les Jeux de l’artificiel. Culture, production et consommation des cosmétiques à Paris sous l’Ancien Régime, XVIe–XVIIIe siècle. Paris-I, 2003. P. 387.

428

См. реплику г-на Журдена: «По-моему, это довольно заунывная песня, от нее ко сну клонит», Molière (J.-B. Poquelin, dit). Le Bourgeois gentilhomme. Paris, 1670, in Théâtre complet. Op. cit. P. 1315. (Рус. пер. цит. по: Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве / Пер. Н. Любимова. Л., 1971.)

429

Emelina J. La beauté physique dans le théâtre de Molière… Op. cit. P. 204.

430

Pitaval F. Gayot de. Causes célèbres et intéressantes avec les jugements qui les ont décidées. Amsterdam, 1764–1766. T. III. P. 281. См. также: Darmon P. Gabrielle Perreau, femme adultère. Paris: Grasset, 1981.

431

Saint-Gabriel A. de. Le Mérite des dames. Paris, 1640. P. 15.

432

Bussy-Rabutin R. de. Mémoires (XVIIe siècle) // Les Français vus par eux-mêmes. T. I, A. Niderst, Le Siècle de Louis XIV. Anthologie des mémorialistes du siècle de Louis XIV. Paris: Laffont, coll. «Bouquins», 1997. P. 473.

433

Courtin A. de. Nouveau Traité de civilité qui se pratique en France parmi les honnêtes gens. Saint-Étienne: PUSE, 1998 (1‐е изд., 1671). P. 212.

434

См.: Сен-Жан «Знатная дама в дезабилье» (Femme de qualité en déshabillé). Париж, 1693. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов, и Боннар Н. «Слух» (L’ouïe). Париж, 1694. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.

435

См.: Босс A. «Дворцовая галерея» (La Galerie du palais). Париж, 1640. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов. См. также: Босс А. «Дама, следующая указу» (Dame suivant l’édit). Париж, ок. 1640. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.

436

Castel R., Haroche C. Propriété privée, propriété sociale, propriété de soi. Paris: Fayard, 2001. P. 59.

437

Боннар Н. «Дворянин и дама на прогулке». Париж, 1693. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.

438

Guyon L. Le Cours de médecine en français contenant miroir de santé et beauté corporelle. Lyon, 1664 (1‐е изд., 1615). P. 238.

439

См. в частности: Meurdrac M. La Chymie charitable et facile en faveur des dames. Paris, 1666.

440

«Дама за туалетным столиком», школа Фонтенбло. XVI век. Музей изящных искусств, Дижон.

441

«Сабина Поппея», итальянский мастер. XVI век. Музей искусства и истории, Женева.

442

См.: Lanoё C. Op. cit. P. 53.

443

Пьер Миньяр «Маркиза де Монтеспан». Музей дю-Берри, Бурж.

444

Н. де Ларжильер «Молодая страсбуржанка». Музей изящных искусств, Страсбург.

445

Рембрандт. «Портрет Саскии в образе Флоры» (1634–1636). Лондон, Национальная галерея.

446

Duchêne R. Ninon de Lenclos ou la manière jolie de faire l’amour. Paris: Fayard, 2000 (1‐е изд., 1984), «Краска на лице… свидетельство извращенности и лживости ее натуры». P. 122.

447

Beauvalet-Boutourye S. Être veuve sous l’Ancien Régime. Paris: Belin, 2001. P. 134.

448

Haussonville (J.-O.-B. de Cléron, comte d’), Hanotaux C. Souvenirs de Madame de Maintenon. Paris: Calmann-Lévy, 1904. P. 69.

449

Motteville F. de. Mémoires (XVIIe siècle) // A. Niderst, Les Français… Op. cit. P. 438.

450

Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Op. cit. T. 12. P. 302.

451

Mlle de Montpensier. Mémoires (XVIIe siècle) // A. Niderst, Les Français… Op. cit. P. 446.

452

Pepys S. Op. cit. T. II. P. 794.

453

Nancini M. Mémoires (XVIIe siècle) // A. Niderst, Les Français… Op. cit. P. 70.

454

Satire anonyme, цит. по: M. Poète. La Promenade à Paris au XVIIe siècle. Paris, 1913. P. 113.

455

Molière (J.-B. Poquelin, dit). L’école des femmes (1662). Théâtre complet. Paris: Garnier frères, s. d. P. 437. (Ср.: Мольер Ж.-Б. Школа жен / Пер. с фр. В. Гиппиуса.)

456

Idem. Les Précieuses Ridicules (1659). Théâtre. Op. cit. P. 197. (Рус. пер. цит. по: Мольер Ж.-Б. Смешные жеманницы / Пер. с фр. Н. Яковлевой.)

457

Serre J. Pujet de la. Le Réveille matin des dames. Paris, 1638. P. 8.

458

Les Mots à la mode. Paris, 1693. P. 52.

459

Pepys S. Op. cit. T. I. P. 117.

460

Ibid. T. II. P. 1090.

461

Ibid. P. 991.

462

Sorel C. Histoire comique de Francion (1623) // Romanciers du XVIIe siècle. Paris, Gallimard, coll. «La Pléiade», 1958. P. 269. (Рус. пер. цит. по: Сорель Ш. Правдивое комическое жизнеописание Франсиона / Пер. Г. И. Ярхо.)

463

Landry J.-P. Le corps de la femme dans la littérature française du XVIIe siècle // Le Corps de la femme: du blason à la dissection mentale, actes du colloque, 18 novembre 1989, université de Lyon-III, «La littérature religieuse». P. 33.

464

Binet E. Essai des merveilles de la nature. Paris, 1621. P. 564.

465

Цит. по: J.-P. Landry. Op. cit. P. 37.

466

Ibid. P. 34.

467

Juvernay P. Discours particulier contre les femmes débraillées de ce temps. Paris, 1637. См. также: Boileau J. L’ Abus des nudités de gorge. Paris, 1675.

468

Bouvignes L. de. Le Miroir de la vanité des femmes mondaines. Namur, 1675.

469

Anonyme. La Courtisane déchiffrée. Paris, 1642.

470

Rolet L. S. Le Tableau des piperies des femmes mondaines. Paris, 1635. Pp. 29–30.

471

Ibid. P. 38.

472

Bouvignes L. de. Op. cit. P. 36.

473

Binet E. Op. cit. P. 563.

474

См. также: Fintoni M. L’ingeno negato, l’immaginario antifemminile tra XVI e XVII secolo // Donne filosofia e cultura nel seicento, dir. P. Totaro. Roma: Consiglio nationale delle ricerche, 1999.

475

Sévignée (M. de Rabutin-Chantal, marquise de). Op. cit. T. I. P. 655.

476

Ibid. P. 570.

477

Ibid. P. 655.

478

Ibid. P. 656.

479

Molière (J.-B. Poquelin, dit). Le Tartuffe ou l’Imposteur (1669). Théâtre. Op. cit. P. 669. Цит. в пер. М. Лозинского.

480

Fénelon (F. de Solignac de la Mothe-). Traité de l’éducation des filles. Paris: Klincsieck, 1994 (1‐е изд., 1687). P. 82.

481

Hoguette P. Fortin de la. Testament ou Conseils fidèles d’un père à ses enfants. Leyde, 1655 (1‐е изд., 1648). P. 193.

482

Lambert (Anne-Thérèse de Marguenat de Courcelles, marquise de). Avis d’une mère à sa fille // Œuvres. Paris, 1764 (1‐е изд., XVIIe siècle). P. 152. (Рус. пер. см., напр.: Советы матери своей дочери, соч. госпожи маркизы де Ламберт; новое издание, с присовокуплением исторического предуведомления о сочинительнице, замечаний г-жи Дюфренуа и изречений Плутарха, Цицерона, и проч. СПб., 1834.)

483

Веласкес «Менины» (1656). Мадрид, музей Прадо.

484

См.: Andries L. Le Grand Livre des secrets, le colportage en France aux XVIIe et XVIIIe siècles. Paris: Imago, 1994. P. 85, и Bout P. (1658–1719) «Ярмарка в деревне» (La Foire au village). Брюссель, Музей изящных искусств.

485

Антуан Ле Камю (Antoine Le Camus, 1722–1772) – профессиональный врач, преподаватель медицинского факультета в Париже. «Абдекер, или Искусство сохранения красоты» (1754) повествует о юном враче Абдекере, следящем за здоровьем женщин в гареме константинопольского султана, и его безнадежной и опасной любви к прекрасной Фатиме, жемчужине сераля. Чтобы чаще видеться с возлюбленной, Абдекер убеждает султана в необходимости передать самой прекрасной женщине на свете свое знание секретов сохранения красоты. Так между Фатимой и Абдекером возникает диалог о красоте.

486

Le Camus A. Abdeker, ou l’Art de conserver la beauté. Paris, 1774. T. I. P. 17.

487

Ibid. P. 15.

488

Ibid. P. 61.

489

Ibid. P. 90.

490

Ibid. P. 15. См. также: Farge A. Jeu des esprits et des corps au XVIIIe siècle // Séduction et sociétés, approches historiques, dir. C. Dauphin et A. Farge. Paris: Seuil, 2001. «В эпоху Просвещения телу человека любого социального класса надлежало стремиться к счастью». P. 88.

491

Gusdorf G. Les Principes de la pensée au siècle des Lumières. Paris: Payot, 1969. P. 359.

492

Renaut A. La Libération des enfants. Contribution philosophique à une histoire de l’enfance. Paris; Bayard: Calmann-Lévy, 2002. P. 234.

493

Kant E. Rèves d’un visionnaire expliqués par des rêves métaphysiques (1766). Paris: Vrin, 1967. P. 118. (Рус. пер. цит. по: Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики // Кант И. Соч. в 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 355.)

494

См. выше. С. 111.

495

Ehrard J. L’ Idée de nature en France à l’aube des Lumières. Paris: Flammarion, 1970 (1‐е изд., 1963). P. 189.

496

Voltaire (F. M. Arouet, dit). Dictionnaire philosophique (1764), art. «Beau» // Œuvres complètes. Paris, 1827. T. II. P. 1394.

497

Ibid.

498

Venel J. A. Essai sur la santé et sur l’éducation médicinale des filles destinées au mariage. Paris, 1776. P. V.

499

Starobinski J. L’ Invention de la liberté, 1700–1789. Genève: Skira, coll. «Arts Idées Histoire», 1964. P. 119.

500

Буше Ф. «Маленькая садовница» (La Petite Jardinière). Oк. 1740. Рим, Национальная галерея старинного искусства.

501

Фрагонар Ж.-О. «Счастливые возможности качелей» (Les Hasards heureux de l’escarpolette). 1782. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.

502

Кошен Ш.-Н. «Женский портной» (Le Tailleur pour femme). 1737. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.

503

Ватто А. «Неверный ход» (Le Faux Pas). 1718. Париж, Лувр.

504

Помимо предложенного варианта, название этой картины переводят как «Ошибка» или как «Удача», вероятно, в зависимости от того, с чьей точки зрения оценивают перспективы изображенного на картине уединенного свидания.

505

Латур М. Кантен де. «Незнакомка» (La Femme inconnue). Париж, Лувр.

506

Перроно Ж.-Б. «Женщина с кошкой» (La Femme au chat). 1750. Париж, Лувр.

507

Tilly A. de. Mémoires (1825). Paris: Mercure de France, 1965. P. 99.

508

О Тилли см.: Blanc O. L’ Amour à Paris au temps de Louis XVI. Paris: Perrin, 2002, «Tilly le Roué». P. 244.

509

Rousseau J.-J. Émile ou de l’éducation (1762). Paris: Garnier frères, s. d. P. 498.

510

Ibid. (Рус. пер. здесь и далее цит. по: Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Книга V / Пер. с фр. Е. Н. Бируковой // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. М., 1961.)

511

Sinoué G. L’ Ambassadrice. Paris: Le Livre de poche, 2002. P. 98. При написании этой биографии леди Гамильтон автор использовал обширный корпус писем.

Загрузка...