Принцесса Мария Аделаида Савойская (1685–1712), жена герцога Бургундского, дофина Франции, внука Людовика XIV. – Здесь и далее постраничные примечания принадлежат переводчику.
Город на севере Франции.
См.: Lettres de Louis XIV, de Monseigneur le Dauphin, etc… adressées à Madame la marquise de Maintenon, imprimées par les bibliophiles français. Paris, 1822.
Tilly A. de. Mémoires (XVIIIe siècle). Цит. по: Les Français vus par eux-mêmes. T. II, Maurepas A. de, Brayard F. Le XVIIIe Siècle. Anthologie des mémorialistes du XVIIIe siècle. Paris: Robert Laffont, coll. «Bouquins», 1996. P. 906.
В качестве примера назову недавно вышедшую замечательную книгу: Barbillon C. Les Canons du corps humain au XIXe siècle, l’art et la règle. Paris: Odile Jacob, 2004.
Flandrin J.-L. Le Sexe et l’Occident. Évolution des attitudes et des comportements. Paris: Seuil, 1981. P. 21.
Здесь я выдвигаю гипотезу о том, что история красоты «вписана» в тело: силуэты и формы, которые считаются красивыми, со временем изменяются. Эта гипотеза отличается от выдвинутой Артуром Морвиком в книге: Beauty in History. Society, Politics, and Personal Appearance c. 1500 to the present. London: Thames and Hudson, 1988, согласно которой «сама красота со временем изменилась незначительно», в отличие от «ценности, которой ее наделяют в обществе» (p. 8).
См.: Courtin A. de. Nouveau Traité de civilité qui se pratique en France parmi les honnêtes gens, Saint-Étienne, PUSE, 1998 (1‐е изд., 1671), chap. XXXI «De la Contenance».
Nahoum-Grappe V. Présentation // Communication. № 60. Beauté laideur. 1995. P. 7.
Ripa C. Iconologie, ou les principales choses qui peuvent tomber dans la pensée touchant les vices ou les vertus. Paris, 1643 (1‐е изд., 1593). P. 30.
Firenzuole A. Discours de la beauté des dames. Paris, 1578 (1‐е изд. на ит. яз., 1552), «Ваша красота – дар небес, сулящий райское блаженство». P. 17. (Неполный пер. на рус. яз. см. напр.: Фиренцуола А. О любви и красотах женщин / Пер. А. Г. Габричевского // Трактаты о любви эпохи Возрождения. М.: Республика, 1992. Здесь и далее цитируется в нашем переводе.)
Bandello M. Un homme exemplaire / Nouvelles (1554), из книги: Conteurs italiens de la Renaissance. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade». 1993. P. 508.
Agrippa H. C. De la supériorité des femmes. Paris, 1509. P. 42.
Симоне Мартини «Несение креста» (полиптих «Страсти Христовы»). Ок. 1340. Лувр, Париж.
Андреа Мантенья «Распятие». 1456. Лувр, Париж.
См.: Laneyrie-Dagen N. L’ Invention du corps. La représentation de l’homme, du Moyen Âge à la fin du XIXe siècle. Paris: Flammarion, 1997.
Мазаччо «Троица». Ок. 1425. Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.
См.: Francastel P. La Figure et le Lieu. L’ordre visuel du Quattrocento. Paris: Gallimard, 1967. P. 25.
Тициан «Красавица». 1530. Галерея Питти, Флоренция.
См.: Cropper E. The beauty of woman. Problems of the rhetoric of Renaissance portraiture // M. W. Ferguson, M. Quilligan, N. J. Vickers. Rewriting the Discourses of Sexual Difference in Early Modern Europe. Chicago: University of Chicago Press, 1986. P. 179.
Ibid.
См.: Haskel F. L’ Historien et ses images. Paris: Gallimard, 1995 (1-е амер. изд., 1993). P. 74.
Houdoy J. La Beauté des femmes dans la littérature et dans l’art du XIIe au XVIe siècle. Analyse du livre de Niphus: «Du beau et de l’amour». Paris, 1876. P. 27.
Ibid. P. 22.
Idem. См. также: Kelso R. Doctrine for the Lady of the Renaissance. Chicago: Illinois Press, 1957 (гл. «Love and beauty»). P. 136.
Agrippa H. C. De la supériorité des femmes. Paris, 1509; «все члены наполнены живительной силой» цит. по: Houdoy J. Op. cit. P. 79.
Fortini P. Antonio Angelini et la Flamande // Nouvelles (XVIe siècle), Conteurs italiens de la Renaissance. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade». 1993. P. 846.
Ronsard P. Le Second Livre des Amours (1560) / Œuvres complètes. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1993. T. I. P. 232.
Jars L. le. Cм.: Précis de littérature française du XVIe siècle: la Renaissance, dir. R. Aulotte. Paris: PUF, 1991. P. 98.
Fortini P. Op. cit. P. 846.
Ronsard P. Le Premier Livre des sonnets pour Hélène (1578), Œuvres… Op. cit. T. I. P. 153.
Les Cent Nouvelles nouvelles (1462), Conteurs français du XVIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1956. P. 328.
Ibid. P. 258.
Bonaventure des Périers, Récréations et joyeux devis (1558), Conteurs français… Op. cit. P. 389. (Неполное изд. на рус. яз. см. напр.: Деперье Б. Из «Новых забав и веселых разговоров» // Европейская новелла Возрождения. М.: Худ. лит., 1974.)
Navarre M. de. L’ Heptaméron (1559), Conteurs français… Op. cit. P. 819.
Bouaystuau P. Bref Discours sur l’excellence et dignité de l’homme. Paris, 1982 (1‐е изд., 1558). P. 14.
Firenzuola A. Discours de la beauté des dames. Paris, 1578 (1‐е изд. на ит. яз., 1552). P. 27.
Romieu M. de. Instructions pour les jeunes filles par la mère et fille d’alliance (1597). Paris: Nizet, 1992. P. 71.
См.: Saint-Laurent C. Histoire imprévue des dessous féminins. Paris: Herscher, 1986, «la folie des vertugades» («безумное увлечение обручами»). P. 66.
Boucher J. Deux Épouses et reines à la fin du XVIe siècle. Saint-Étienne: PUSE, 1995. P. 236.
Ibid. P. 232.
См.: Newton S. M. The body and high fashion during the Renaissance // Le Corps à la Renaissance, dir. J. Céard, M.-M. Fontaine, J.-C. Margolin, colloque de Tours (1987). Paris: Aux amateurs de livres, 1990.
Baillet R. Le corps féminin dans la littérature italienne de la Renaissance: du cours magistral aux travaux pratiques // Le Corps de la femme: du blason à la dissection mentale, actes du colloque. 18 nov. 1989. Université de Lyon-III, «Le dessin des vases». P. 17.
Romei A. La Sepmaine ou sept journées… Paris, 1595 (1‐е изд. на ит. яз., 1552). P. 12.
Fournier A. Le. La Décoration d’humaine nature avec plusieurs souveraines recettes… Paris, 1582. P. 2. См. также: Hale J. La Civilisation de l’Europe à la Renaissance. Paris: Perrin, 2003 (1‐е изд., 1993). P. 566.
Firenzuole A. Op. cit. P. 10.
Chirelstein E. Lady Elisabeth Pope: The Haraldic Body // Renaissance Bodies. The Human Figure in English Culture, 1540–1660, ed. by L. Grent and N. Llewellyn. London: Reakton Books, 1990. P. 38.
Флюранс Риво (или Давид Риво де Флюранс, 1571–1616) – французский литератор и математик, учитель Людовика XIII.
Flurance Rivault D. de. L’ Art d’embellir. Paris, 1608. P. 27.
Delft L. Van. Littérature et Anthropologie. Nature humaine et caractère à l’âge classique. Paris: PUF, 1993. «L’anatomie moralisée». P. 183.
Ronsard P. Le Second Livre des amours (1557), Œuvres complètes. Op. cit. T. I. P. 272.
Ibid. P. 232.
Имеется в виду Ронсар, посвятивший Кассандре Сальвиати, дочери флорентийского банкира, первый сборник любовных сонетов, озаглавленный «Первая книга любви».
Ronsard P. Élégie à Janet peintre du roy // Le Premier Livre des amours (1552), Œuvres complètes. Op. cit. T. I. P. 152.
Scève M. Délie, object de plus haulte vertu (1544), Poètes du XVIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1985. P. 216.
Пернетта дю Гийе (Pernette du Guillet, 1520–1545) – французская поэтесса, ученица Мориса Сева.
Ibid.
Les Cent Nouvelles… Op. cit. P. 178.
Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de), Trois Vies illustres, Marie Stuart, Catherine de Médicis, le Duc de Guise (рукопись XVI века). Paris: Gallimard, 1930. P. 74.
Ibid. P. 34.
«Instructions données par Henri VIII roi d’Angleterre à ses serviteurs de confiance…», 1504, A. Cabanès, Les Cabinets secrets de l’histoire. Paris, 1900. T. IV. P. 156.
Straparole G. Isotta et Travaglino // Les Facétieuses nuits // Conteurs italiens… Op. cit. P. 392. (Рус. пер. с небольшими изменениями цит. по: Страпарола Дж. Приятные ночи / Пер. с ит. А. С. Бобовича, пер. стихов Н. Я. Рыковой. М.: Наука, 1978.)
Instructions données par Henri VIII… Op. cit. P. 158.
Minut G. de. De la beauté, discours divers… Lyon, 1587. P. 261.
Об «архитектурной красоте» и ее метафорах см.: Castarède J. Les Femmes galantes du XVIe siècle. Paris: France-Empire, 2000. P. 19.
Anonyme. Le ventre // Blasons du corps féminin, in Poètes du XVIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1953. P. 334.
Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de), Les Dames galantes (XVIe siècle). Paris: Gallimard, coll. «Folio», 1981. P. 290.
Guazzo S. La Civile Conversation. Paris, 1582 (1‐е изд. на ит. яз., 1574). P. 391.
Paré A. Œuvres diverses en 28 livres… Paris, 1585. P. 233.
Систематическое изучение взгляда в эпоху Ренессанса представлено в работе: Havelange C. De l’œil et du monde, une histoire du regard au seuil de la modernité. Paris: Fayard, 1998.
Scève M. Op. cit. P. 110.
Плиний Старший. Естественная история. Книга XI, гл. XXXVII.
Андре Дюлоран (André du Laurent или Dulaurens, 1558–1609) – врач Марии Медичи и Генриха IV, автор сочинений по анатомии и медицине.
Dictionnaire d’histoire des sciences, dir. D. Lecourt. Paris: PUF, 1999, art. «Képler». P. 596.
Delphyen Le. Défense en faveur des dames de Lyon. Lyon, 1596. P. 12.
Castiglione B. Le Livre du courtisan. Paris: Garnier-Flammarion, 1991 (1‐е изд. на ит. яз., 1528). P. 395. (Неполный рус. пер. см. напр.: Кастильоне Б. О придворном / Пер. О. Ф. Кудрявцева / Эстетика Ренессанса. М.: Искусство, 1981. Т. 1. С. 346–361. – Прим. пер.)
Blay M., Halleux R. Attraction/Affinité // La Science classique, dir. M. Blay, R. Halleux. Paris: Flammarion, 1998. P. 449.
Mondeville H. de., цит. по: Y. Knibiehler et C. Fouquet. La Femme et les Médecins. Paris: Hachette, 1983. P. 57.
Laurens A. du. Œuvres anatomiques // Les Œuvres. Paris, 1639. P. 566.
Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de). Trois Vies illustres… Op. cit. P. 30.
Ronsard P. Le Premier Livre des sonnets pour Hélène. Op. cit. P. 342.
Liébault J. Trois Livres de l’embellissement des femmes. Paris, 1582. P. 10.
Scève M. Op. cit. P. 165.
Chastel P. Le Mythe de la Renaissance, 1420–1520. Paris: Skira, 1969. P. 148.
Liébault J. Op. cit. P. 8.
Lemaire J. Les Illustrations de Gaules et Singularités de Troye (XVIe siècle). Цит. по: Houdoy J. Op. cit. P. 82.
l’Arétin P. La belle et le vieux comte // Raisonnements (1534) // Conteurs italiens… Op. cit. P. 797.
Ronsard P. Le Second Livre des amours (1560), Œuvres complètes. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1993. P. 214.
Bandello M. La Courtisane fouettée // Nouvelles (1554) // Conteurs italiens de la Renaissance. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1993. P. 725.
Agrippa C. H. De la supériorité des femmes. Paris, 1509. P. 42.
Ibid. P. 73.
Francastel P. La Figure et le Lieu. L’ordre visuel du Quattrocento. Paris: Gallimard, 1967. P. 280.
Bayle P. Dictionnaire historique et critique, Rotterdam, 1715, art. «Jeanne d’Aragon». T. I. P. 302.
Ibid. Paris, 1820–1824, art. «Jeanne d’Aragon». T. II. P. 228.
Относящиеся к началу XVIII века рассуждения Бейля, в которых он последовательно отстаивает «единую модель красоты», свидетельствуют о важности этой идеи для эпохи классицизма.
Niphus A. Du beau et de l’amour (XVIe siècle). Цит. по: Houdoy J. La Beauté des femmes dans la littérature et dans l’art du XIIe au XVIe siècle. Analyse du livre de Niphus: «Du beau et de l’amour». Paris, 1876. P. 95.
Lipovetsky G. La Troisième Femme. Permanence et révolution du féminin. Paris: Gallimard, 1997. P. 114. (Рус. пер. см.: Липовецкий Ж. Третья женщина / Пер. с фр. Н. Полторацкой. СПб., 2003.)
La Boétie É. de. La Mesnagerie de Xénophon, Les Règles de mariage de Plutarque, Lettre de consolation à sa femme… Paris, 1571.
См.: Marie de Gournay et l’édition de 1595 des «Essais» de Montaigne, Actes du colloque organisé à la Sorbonne les 9 et 10 juin 1995. Paris: Champion, 1996.
Castiglione B. Le Livre du courtisan. Paris: Garnier-Flammarion, 1991 (1‐е изд. на ит. яз., 1528). P. 233.
Ibid. P. 234.
Liébault J. Trois Livres de l’embellissement des femmes. Paris, 1582. P. 15.
См. также: Croix A. De la différence à l’intolérance // Histoire culturelle de la France. T. II, De la Renaissance à l’aube des Lumières, dir. J.-P. Rioux et J.-F. Sirinelli. Paris: Seuil, 1997. P. 139.
Liébault J. Op. cit. P. 15.
Ibid.
Paré A. Œuvres diverses en 28 livres… Paris, 1585. P. 82.
Ibid. P. 80.
Verdier A. Du. Les Diverses Leçons. Lyon, 1592. P. 472.
Ibid.
Romei A. La Sepmaine ou sept journées… Paris, 1595 (1‐е изд. на ит. яз., 1552). P. 13.
Ibid. P. 12.
Liébault J. Op. cit. P. 5.
Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de). Grands Capitaines, Œuvres complètes. Paris, 1866. T. II. P. 14.
Froissart J. Les Chroniques (XVe siècle) // Historiens et chroniqueurs du Moyen Âge. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1952. P. 530.
Gautier L. La Chevalerie. Paris, 1895 (p. 205, note 11).
Burton R. Anatomie de la mélancolie (1‐е изд. на англ. яз., 1621). Paris: José Corti, 2000. P. 1303. (неполный рус. пер. см.: Бертон Р. Анатомия меланхолии / пер., ст., комм. А. Г. Ингера. М.: Прогресс-Традиция, 2005.)
Liébault. Op. cit. P. 15.
Laurens A. du. Op. cit. P. 369.
Ibid. P. 370.
См.: Gerbod P. Histoire de la coiffure et des coiffeurs. Paris: Larousse, 1995. P. 69.
Paré A. Op. cit. P. 952.
Galien C. G. De l’usage des parties du corps humain. Lyon, 1566, livre XIV, chap. vi. P. 833.
Huarte J. Examen des esprits propres et naiz aux sciences. Paris, 1631 (1‐е изд., 1580). P. 484.
Lemne L. Les Occultes Merveilles et secrets de nature avec plusieurs enseignements des choses diverses. Paris, 1574. P. 154.
Romieu M. de. Instructions pour les jeunes filles par la mère et fille d’alliance (1597). Paris: Nizet, 1992. P. 65.
Billon F. de. Le Fort Inexpugnable de l’Honneur du sexe féminin. Paris, 1970 (1‐е изд., 1555). P. 133.
Agrippa C. H. Op. cit. P. 42.
La Primaudaye, Suite de l’Académie française en laquelle est traictée en quatre livres de la philosophie de l’homme et comme par une histoire naturelle du corps et de l’âme. Paris, 1580. P. 16. См. гл. ii «De la création de la femme».
Berriot-Salvadore É. Un corps, un destin. La femme dans la médecine de la Renaissance. Paris: Honoré Champion, 1993. P. 33.
Liébault J. Thrésor des remèdes secrets pour les maladies des femmes. Paris, 1585. Pp. 2–3.
Godineau D. Les Femmes dans la société française, XVIe–XVIIIe siècle. Paris: Armand Colin, 2003, см.: «Между ними [женщинами] существует иерархия». P. 12.
См.: Lipovetsky G. Op. cit. P. 127, см. также: «Возможно, что повышение социальной значимости женщины имело место скорее в литературе, чем в обществе». (Рус. пер. с небольшими изменениями цит. по: Липовецкий Ж. Третья женщина / Пер. с фр. Н. Полторацкой. СПб., 2003. С. 182–183.)
Castiglione B. Op. cit. P. 386.
Chastel A. Art et humanisme à Florence au temps de Laurent le Magnifique. Paris: PUF, 1961, см.: «L’hellénisme». P. 184.
Цит. по: Delumeau J. La Civilisation de la Renaissance. Paris: Arthaud, 1967. P. 508.
Мф. 14: 1-11.
Minut G. de. De la beauté, discours divers… Lyon, 1587. P. 173.
Ibid. P. 159.
Ibid. P. 178.
Ibid. P. 205.
Ibid. Pp. 204–205.
Прекрасная Пола (la Belle Paule, 1518–1610) – Пола де Вигье, жительница Тулузы. В 1533 году, во время торжественного въезда Франциска I в Тулузу, ей выпала честь преподнести королю ключи от города. Восхищенный красотой девушки, король назвал ее «Прекрасной Полой». С тех пор это прозвище за ней закрепилось, а жители Тулузы обязали Полу появляться на балконе городской ратуши два раза в год, дабы они могли полюбоваться ее красотой.
См. выше. С. 30.
См. об этом, но в другом регистре – любовном – утверждение Ж.-Л. Фландрена из кн.: Flandrin J.-L. Le Sexe et l’Occident. Évolution des attitudes et des comportements. Paris: Seuil, 1981. P. 52: «Ясно, что любовь земная считалась – по крайней мере в некоторых слоях общества в конце Средних веков – безрассудной по сравнению с любовью небесной».
См. также: Lazard M. Les Avenues de Féminye, les femmes à la Renaissance. Paris: Fayard, 2001. P. 309, «La religion omniprésente».
Minut G. de. Op. cit. Pp. 206–207.
Ibid. P. 245.
Liébault J. Trois Livres… Op. cit. P. III.
Agrippa H. C. Op. cit. P. 43.
Billon F. de. Op. cit. P. 139.
Liébault J. Trois Livres… Op. cit. P. IV.
Billon F. de. Op. cit. P. 138.
Firenzuole A. Discours de la beauté des dames. Paris, 1578 (1‐е изд. на ит. яз., 1552). P. 24.
Léonard de Vinci. Traité de la peinture (XVIe siècle). Paris, 1796. Pp. 45–46.
Луиза Лотарингская-Водемон (Louise de Lorraine-Vaudémont, 1553–1601) – супруга Генриха III, королева Франции с 1575 по 1589 год.
Воспоминания некоего свидетеля описываемых событий цит. по: Boucher J. Deux Épouses et reines à la fin du XVIe siècle. Saint-Étienne: PUSE, 1995. P. 88.
Romei A. Op. cit. P. 13.
См.: Arasse D. L’atelier de la grâce // Raphaёl, grâce et beauté. Paris: Skira, catalogue exposition, dir. P. Nitti, M. Restellini, C. Strinati, 2001. P. 57.
Vasari G. Vies des meilleurs peintres, sculpteurs et architectes italiens (1‐е изд., 1568), цит. по: Arasse D. Op. cit. P. 58.
Vasari G., цит. по: A. Dayot, L’ Image de la femme. Paris, 1899. P. 73.
Agrippa H. C. Op. cit. P. 42.
Billon F. de. Op. cit. P. 139.
Agrippa H. C. Op. cit. P. 42.
См.: Solé J. Être femme en 1500, la vie quotidienne dans le diocèse de Troyes. Paris: Perrin, 2000. P. 34. «Малолетние, униженные женщины и женщины-жертвы» также могут реагировать и защищаться, что отдаляет их от абстрактных образцов, описанных в трактах». Ср. ниже: С. 61.
Ibid.
Vecellio C. Costumes anciens et modernes. Paris, 1891 (1‐е изд. на ит. яз., 1590). T. I. P. 218.
Ibid. P. 213.
Ibid. P. 282.
Simmel G. Philosophie de la modernité. Paris: PUF, 1989 (1‐е изд., 1923). P. 147.
Ibid. См. прежде всего: «Beauté et féminité». P. 146 sq.
Bandello M. Vision céleste // Nouvelles (1554) // Conteurs italiens de la Renaissance. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1993. P. 592.
Cinzio G. Oronte et Orbecche // Les Cents Récits (1565) // Conteurs italiens… Op. cit. P. 1012.
Dürer A. Les Quatre Livres, de la proportion des parties et pourtraicts du corps humain. Paris, 1613 (1‐е изд., 1523). P. 21, 35. См.: Panofsky E. L’histoire de la théorie des proportions du corps humain envisagée comme un miroir de l’histoire des styles // L’ Œuvre d’art et ses significations. Essai sur les arts visuels. Paris: Gallimard, 1969 (1‐е изд. на англ. яз., 1955), planches.
См.: П. Брейгель Старший «Крестьянский танец». 1567. Музей истории искусств, Вена, или «Сенокос». 1565. Лобковицкий дворец, Прага.
См.: П. Брейгель Старший. «Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии». Ок. 1560. Галерея Курто, Лондон.
Paré A. Op. cit. P. 1001, 1002, 1005. Цит. по: Op. cit. P. 132.
См.: Croix A. Op. cit. P. 135.
Цит. по: Flandrin J.-L. Op. cit. P. 132.
Billon F. de. Le Fort Inexpugnable de l’Honneur du sexe féminin. Paris, 1970 (1‐е изд., 1555). P. 138.
Liébault J. Trois Livres des maladies et infirmités des femmes. Rouen, 1549. P. III.
Minut G. de. De la beauté, discours divers… Lyon, 1587. P. 269.
Agrippa H. C. De la supériorité des femmes. Paris, 1509. P. 42.
См.: Massin M. Les Figures du ravissement, enjeux philosophiques et esthétiques. Paris: Grasset-Le Monde, 2001.
См.: Rodocanachi E. La Femme italienne à l’époque de la Renaissance. Paris, 1907. P. 91.
Cholières N. de. Des laides et belles femmes. S’il faut mieux prendre à femme une laide qu’une belle // Les Matinées (1585) // Œuvres. Paris, 1889. T. I. P. 182.
Phan M.-C. La belle Nani, la belle dans l’Italie du XVIe siècle // Autrement, Fatale beauté, une évidence, une énigme, dir. V. Nahoun-Grappe, N. Czechowski, 1987. P. 76.
Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de), Recueil des dames (XVIe siècle), Œuvres complètes. Paris, 1873. P. 404.
Pacioli L. Divina Proportione. Milano, 1497.
Piero della Francesca. De quinque corporis regularibus, Venezia, 1509. См.: Chastel A. Renaissance méridionale, Italie 1460–1500. Paris: Gallimard, coll. «L’ Univers des formes», 1965; «сочинение Пьеро делла Франчески» позволяет составить ясное представление о теоретических знаниях в данной области». P. 46.
См.: Panofsky E. Le Codex Huygens et la théorie de l’art de Léonard de Vinci. Paris: Flammarion, 1996 (1‐е изд. на англ. яз., 1940). P. 19.
Ibid. Fig. 91.
См.: Ferry L. Le Sens du beau. Aux origines de la culture contemporaine. Paris: Éditions Cercle d’art, 1998 (1‐е изд., 1990). P. 28.
Biaggi C. F. L’anatomie artistique de Léonard. Léonard de Vinci. Paris: Cercle du Bibliophile, 1958. T. II. P. 447. См. также: Arasse D. Léonard de Vinci. Paris: Hazan, 1997, «La culture de Léonard». P. 35.
Dürer A. Les Quatre Livres, de la proportion des parties et pourtraicts du corps humain. Paris, 1613 (1‐е изд., 1523). Pp. 4–20.
Ibid. P. 22.
См.: Arasse D. L’esthétique du corps, du triomphe au sublime // Histoire du corps, dir. A. Corbin, J.-J. Courtine, G. Vigarello. Paris: Seuil, 2004. T. I. (Рус. пер.: Д. Арасс. Плоть, благодать, возвышенное // История тела / Под ред. А. Корбена, Ж.-Ж. Куртина, Ж. Вигарелло. М.: НЛО, 2012. Т. 1.)
Dürer A. Op. cit. P. 191.
Ibid. P. 195.
Panofsky E. L’ Œuvre d’art et ses significations. Essai sur les arts visuels. Paris: Gallimard, 1969 (1‐е изд. на англ. яз., 1955). P. 86.
Danti V. Trattato delle perfette proporzioni. Firenze, 1567, цит. по: D. Arasse, «Présentation», E. Panofsky, Le Codex Huygens… Op. cit.
Vecellio C. Costumes anciens et modernes. Paris, 1891 (1‐е изд. на ит. яз., 1590). T. I. P. 118. См. также: Calvi G. Le recueil des habits de Cesare Vecellio // Colloque international à la mémoire de Jean-Louis Flandrin. Paris: université de Paris-VIII, 2003 (готовится к публикации).
Jonson B. The Silent Woman (1609). Цит. по: Bernard-Cheyre C. La Femme au temps de Shakespeare. Paris: Stock, 1988. P. 103. (Рус. пер.: Джонсон Б. Эписин, или Молчаливая женщина / Пер. Я. и Р. Блох. Пг.: Петрополис, 1921.)
Tertullien, цит. по: Bechtel G. Les Quatres Femmes de Dieu. Paris: Plon, 2000. P. 220.
Benedicti P. F. I. Somme des péchés. Paris, 1602 (1‐е изд., 1584). P. 246.
Liébault J. Trois Livres de l’embellissement des femmes. Paris, 1582. P. V.
Alogana P. Abrégé du docteur Martin Azpilcueta, Navarrois… Paris, 1602 (1‐е изд., 1590), chap. XVI, № 14, 15, цит. по: J.-L. Flandrin, Les Amours paysannes. Paris: Gallimard-Juliard, coll. «Archives», 1975. P. 81.
Serres O. de. Le Théâtre d’agriculture et le mesnage des champs. Paris: Acte Sud, 1996 (1‐е изд., 1600). P. 1368.
Ibid. P. 1369.
Monteux H. de. Conservation de la santé et prolongation de la vie. Paris, 1572. P. 279.
Flandrin J.-L. Soins de beauté et recueil de secrets // Les Soins de beauté, actes du IIIe colloque international, Grasset. 26–28 avril 1985. P. 21.
См.: Inventaire après décès des biens meubles, demeurés du décès de haulte et puissante dame Madame Anne de Laval, estant au chasteau de Craon (1553). A. Jaubert, Histoire de la baronnie de Craon de 1382 à 1626. Paris, 1888. P. 470.
Ibid. P. 472.
См.: Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de), Recueil des dames (XVIe siècle), Œuvres complètes. Paris, 1873. P. 402.
Piccolomini A. Dialogo della creanza delle donne (XVe siècle). Цит. по: Phan M.-C. Pratiques cosmétiques et idéal féminin dans l’Italie des XVe et XVIe siècles // Les Soins de beauté. Op. cit. P. 119.
Nelli G. Giulio et Isabella // Nouvelles (XVIe siècle), в книге: Conteurs italiens de la Renaissance. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1993. P. 788.
См. относительно такой критики диссертацию: Lanoё C. Les Jeux de l’artificiel. Culture, production et consommation des cosmétiques à Paris sous l’Ancien Régime, XVIe–XVIIIe siècle. Paris-I, 2003. Pp. 27–30.
Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. Цит. по: C. Lanoё. Op. cit. P. 28.
Цит. по: Pham M.-C. Pratiques cosmétiques… Op. cit. P. 120.
Цит. по: Boucher J. Deux Épouses et reines à la fin du XVIe siècle. Saint-Étienne: PUSE, 1995. P. 90.
Цит. по: Lanoё C. Op. cit. P. 30.
Fournier A. Le. Op. cit. P. 18.
Nostradamus M. Le Vraye et Parfaict Embellissement de la face et conservation du corps en son entier. Anvers, 1557. P. 37.
См. также: Albert le Grand. Le Secret des secrets de nature, extraits tant du Petit et du Grand Albert, que d’autres philosophes… Épinal, s. d.
Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. Pp. 63–64. Nostradamus M. Op. cit. P. 43.
Ibid.
Liébault J. Trois Livres de l’embel lissement… Op. cit. Pp. 75–185.
Nostradamus M. Op. cit. P. 39.
Ibid. P. 26.
Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. P. 39.
Ibid. P. 78.
Nostradamus M. Op. cit. P. 43.
Fournier A. Le. Op. cit. P. 18.
См.: Melchior-Bonnet S. L’ Art de vivre au temps de Diane de Poitiers. Paris: Nil, 1998. P. 45.
См.: Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de), Recueil des dames. Op. cit. P. 36.
Malherbe F. de. lettre à Peiresc, 10 juin 1614, Œuvres. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1971. P. 647.
Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de). Les Dames galantes (XVIe siècle). Paris: Gallimard, coll. «Folio», 1981. P. 224.
Имеется в виду Брантом, автор, помимо прочего, воспоминаний о «Жизни галантных дам».
Ibid. P. 232.
Erlanger P. Diane de Poitiers, déesse de la Renaissance. Paris: Perrin, 1976. P. 335.
Fournier A. Le. Op. cit. P. 3.
Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. P. 77.
Fournier A. Le. Op. cit. P. 3.
Mont Vert R. du. S’ensuyt les Fleurs et Secrets de medecine. Paris, 1538, s. p.
Цит. по: Rodocanachi E. La Femme italienne à l’époque de la Renaissance. Paris, 1907. Pp. 110–111.
Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. Pp. 25–26.
Ibid. P. 22.
Vecellio C. Op. cit. T. I. P. 246.
Ibid. P. 266.
Beaujeu A. de. Les Enseignements d’Anne de France à sa fille Suzanne de Bourbon (1505), Laffitte reprints. Marseille, 1978. Pp. 40–41.
Montaigne M. de. Essais (1580). Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1958. P. 81. (Рус. пер. с небольшими изменениями цит. по: Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Т. I / Пер. с фр. А. С. Бобовича. М.; Л., 1954. С. 75.)
Vecellio C. Op. cit. T. I. P. 213.
Ibid. P. 185.
См.: Vecellio C. et la tenue «sans ceinture» des dames françaises en deuil. Op. cit. T. I. P. 242.
Marot C. Dialogue des amoureux (1514). Цит. по: Libron F., Clouzot H. Le Corset dans l’art et les mœurs du XIIIe au XXe siècle. Paris, 1933. P. 9.
Tallemant G. des Réaux, Historiettes (XVIIe siècle). Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1967. T. I. P. 60.
Castiglione B. Le Livre du courtisan. Paris: Garnier-Flammarion, 1991 (1‐е изд. на ит. яз., 1528). P. XXIX.
Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de). Les Dames galantes. Op. cit. Pp. 290–291.
Schmidt A.-M. Les blasons du corps féminin // Poètes du XVIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1953. P. 294.
Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de). Les Dames galantes. Op. cit. P. 304.
См. диссертацию: Moubayed T. La Danse conscience du vivant. Danse et éducation. Paris, université de Paris-VIII, 1988; в частности: «La danse ou l’histoire d’un corps qui émerge» («Танец или история тела, которое становится видимым»). P. 69.
Romieu M. de. Instructions pour les jeunes filles par la mère et fille d’alliance (1597). Paris: Nizet, 1992. P. 71.
Liébault J. Trois Livres de l’embellissement… Op. cit. P. 25.
Brantôme (Pierre Bourdeille, seigneur de) // Les Dames galantes. Op. cit. P. 290.
См. гравюру без подписи «Триумф Моды на площади де Шанж» (La Mode triomphante en la place du Change). 1650. Лувр, Париж, коллекция Ротшильда.
Correspondance générale de Madame de Maintenon, publiée par T. Lavallée. Paris, 1866, lettre du 22 décembre 1700. T. IV. P. 361.
См.: Serres O. de. Le Théâtre d’agriculture et le mesnage des champs. Paris: Acte Sud, 1996 (1‐е изд., 1600), типичный текст, предназначавшийся для деревенского жителя старорежимной Франции.
Chartier R., Neveux H. La ville dominante et soumise // Histoire de la France urbaine, dir. G. Duby. Paris: Seuil, 1981. T. IV. P. 163.
Sauval H. Цит. по: M. Poète, La Promenade à Paris au XVIIe siècle. Paris, 1913. P. 112.
Bruyère J. de La. Les Caractères (1688). Paris: Garnier frères, 1954. P. 181. (Рус. пер. с небольшими изменениями цит. по: Лабрюйер Ж. де. Характеры, или Нравы нынешнего века / Пер. с фр. Э. Линецкой, Ю. Корнеева.)
corso (ит.) – широкая улица, plazze (ит.) – площадь.
Hanovre S. de. Mémoires et lettres de voyage (1650–1678). Paris: Fayard, 1990. Pp. 88–89.
Ibid. P. 90.
Ibid. P. 224.
Ibid. P. 89.
Ibid. P. 138.
Сэмюэль Пипс (Samuel Pepys, 1633–1703) – английский флотский администратор, автор знаменитого дневника – ценного источника сведений о жизни Лондона XVII века.
Pepys S. Journal (1660–1669). Paris: Laffont, coll. «Bouquins», 1994. T. II. P. 564.
Ibid. T. I. P. 401.
Ibid. P. 603.
Ibid. T. II. P. 827.
Ibid.
Ibid. P. 656.
Ibid. P. 991.
Ibid. T. I. P. 346.
См.: Furetière F. Dictionnaire universel contenant généralement tous les mots français tant vieux que modernes… Paris, 1690, статья «Талия»: «Считается, что девушка тогда портит себе талию, когда позволяет себе наедаться досыта».
Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Mémoires (XVIIe et XVIIIe siècles). Paris: éd. Boislisle, 1913. T. 22. P. 281. См. также: Cruysse D. Van der. Le Portrait dans les «mémoires» du duc de Saint-Simon. Paris: Nizet, 1971. P. 177.
Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Op. cit. T. 38. P. 346.
Barthélemy E. de. La Galerie des portraits de Mlle de Montpensier (1657–1658). Paris, 1860. P. 292.
Sévignée (M. de Rabutin-Chantal, marquise de). Correspondance, lettre du 18 décembre 1689. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade». T. III. P. 781, «une taille libre et droite» («талия свободная и соразмерная»).
Anonyme. Histoire // Mercure galant, novembre 1681, in Nouvelles du XVIIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1997. P. 486.
Furetière A. Op. cit., art. «Taille».
Correspondance générale de Madame de Maintenon. Op. cit., lettre du 9 novembre 1701. T. IV. P. 461.
Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Op. cit. T. 26. P. 300.
Hanovre S. de. Op. cit. P. 152.
Marguetel de Saint-Évremont C. de. Idée de la femme qui ne se trouve point et ne se trouvera jamais (env. 1680), Œuvres publiées sur les manuscrits de l’auteur. Paris, 1714. T. I. P. 175.
Sévignée (M. de Rabutin-Chantal, marquise de). Op. cit. T. II. P. 351.
Hanovre S. de. Op. cit. P. 54.
Криарды (от фр. criarde – кричащая, крикунья) – популярные при Людовике XIV пышные юбки, прозванные «крикуньями» за то, что издавали хруст при ходьбе.
Nisard (chevalier de). Satyre sur les cerceaux, paniers criardes, manteaux, volants des femmes et sur les autres ajustements (1712). P. Lacroix, Histoire de la vie des Français. Recueil curieux de pièces originales. Paris, s. d. P. 391.
Anonyme. Lettre d’une dame qui écrit les aventures de son amie // Mercure galant. Novembre 1680, in Nouvelles du XVIIe siècle. Op. cit. P. 478.
См.: комментарии Жаклин Дюшен об описаниях Генриетты Английской, сделанных около 1600 г. Henriette d’Angleterre duchesse d’Orléans. Paris: Fayard, 1995. P. 104.
См.: Cruysse D. van der. Op. cit. P. 178.
См.: Niderst A. Madeleine de Scudéry, construction et dépassement du portrait romanesque // K. Kupisz, G.-A. Pérouse, J.-Y. Debreuille, Le Portrait littéraire. Lyon: PUL, 1988.
См.: Plantié J. La Mode du portrait littéraire en France (1641–1681). Paris: Honoré Champion, 1994.
Характеристику «Старшая» (la Grande) Анна Мария Луиза Орлеанская, французская принцесса королевской крови, герцогиня де Монпансье, автор известных «Мемуаров», получила после рождения дочери у Филиппа Орлеанского, которая также должна была именоваться Мадемуазель.
Barthélemy E. de. Op. cit. «В 1659 году господин де Сегреэ, придворный (gentilhomme ordinaire) и секретарь Мадемуазель, собрал все сочиненные ею портреты, прибавил к нем еще несколько и опубликовал их». P. I.
Duchêne J. Henriette d’Angleterre duchesse d’Orléans. Paris, Fayard, 1995. В литературных портретах Генриетты Английской «общие места соседствуют с точными деталями». P. 104.
Duchêne R. Les Précieuses ou comment l’esprit vint aux femmes. Paris: Fayard, 2001. «Похвалы, расточаемые периодическими изданиями самым влиятельным придворным дамам, должны читаться как лесть, словесное наполнение которой не имеет никакого значения». P. 131.
См.: Rohou J. Le XVIIe Siècle, une révolution de la condition humaine. Paris: Seuil, 2002, «Новая парадигма: механизм». P. 207.
См.: Deneys-Tunney A. Écriture du corps, de Descartes à Laclos. Paris: PUF, 1992: «С картезианством наступает эпоха, когда «рушатся представления о магических чарах человеческого тела»). P. 35. См. также: Courtine J.-J. Le corps désenchanté // Le corps au XVIIe siècle, dir. R. W. Tobin, Seattle, Papers on French Seventeenth Century Literature, 1995.
Роже де Пиль (1635–1709) – французский художник, гравер, критик и теоретик искусства, дипломат. Возглавлял борьбу против сторонников академической доктрины.
Piles R. de. Cours de peinture par principes. Paris, 1989 (1‐е изд., 1708). P. 69.
Одно из первых французских периодических изданий, где печаталась хроника светской жизни Парижа, сообщалось о важных событиях в культуре и литературе. В 1724 году журнал изменил название и стал именоваться «Французский Меркурий» (Mercure de France).
Mercure galant. 1684 // Nouvelles du XVIIe siècle. Op. cit. P. 327.
См.: Cruysse D. Van der. Op. cit. Pp. 183–184.
Scudéry M. de. Clélie, histoire romaine. Paris, 1654–1660. T. VII. P. 148.
Barthélemy E. de. Op. cit. P. 294.
Somaize A. B. de. Le Secret d’être toujours belle. Paris, 1666. P. 9 et 11.
Bussy-Rabutin R. de. Histoire amoureuse des Gaules (1662). Paris: Garnier-Flammarion, 1967. P. 158.
Так называлась выездная судебная сессия для расследования преступлений, совершенных местным дворянством в 1665 году.
Fléchier E. Mémoires sur les grands jours tenus à Clermont-Ferrand en 1665–1666. Paris, 1844. P. 301.
Saint-Gabriel A. de. Le Mérite des dames. Paris, 1640, см. «Ciel des Beautez héroïnes». P. 280 sq.
Мишель де Пюр (1620–1680) – французский писатель и переводчик, автор романа «Прециозница, или Тайна салонов» (La Prétieuse ou le mystère des ruelles, 1656–1658), представляющего собой ценный источник сведений о развитии прециозной культуры; аббат, с 1647 года духовник и советник Людовика XIV.
Pure M. de. La Précieuse ou le Mystère des ruelles dédié à cellles qui n’y pensent pas. Paris, 1656. Pp. 180–190.
См. выше. С. 38–40.
La Rochefoucauld F. de. Réflexions diverses (XVIIe siècle) // Œuvres complètes. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1957. P. 513. (Рус. пер. цит. по: Ларошфуко Ф. де. Мемуары. Максимы / Пер. с фр. Э. Л. Линецкой. М.: Наука, 1993.)
Descartes R. Discours de la méthode pour bien conduire sa raison (1637) // Œuvres et Lettres. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1955. P. 166.
На тему «разума» см. также: Duchêne R. Ninon de Lenclos ou la manière jolie de faire l’amour. Paris: Fayard, 2000 (1‐е изд., 1984). P. 65.
La Rochefoucauld F. de. Maximes (изд. 1678 г.) // Œuvres complètes. Op. cit. P. 440.
Courtin A. de. Nouveau Traité de la civilité qui se pratique en France parmi les honnêtes gens. Saint-Étienne: PUSE, 1998 (1‐е изд., 1671). P. 207.
Boileau N. Dissertation sur la Joconde (1669) // Œuvres complètes. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1966. P. 316.
В оригинале здесь и в трех последующих примерах повторяется «не знаю что» (je ne sais quoi).
Scudéry M. de. Le Grand Cyrus. Paris, 1649–1653.
Fléchier E. Mémoires sur les grands jours tenus à Clermont-Ferrand en 1665–1666. Paris, 1844. P. 301.
Faret N. L’ Honnête Homme, ou l’art de plaire à la cour. Paris, 1630, цит. по: G. Haroche-Boujinac, «Harmonie», Dictionnaire raisonné de la politesse et du savoir-vivre du Moyen Âge à nos jours, dir. A. Montandon. Paris: Seuil, 1995. P. 474.
Anonyme. Histoire // Mercure galant, in Nouvelles du XVIIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1997. P. 486.
Jam J.-L. Je ne sais quoi // Dictionnaire raisonné de la politesse… Op. cit. P. 522.
Renaudot T. Gazette de France. 15 janvier 1641.
Félibien A. Entretiens sur les vies et les ouvrages des plus excellents peintres… Paris, 1685. Pp. 406–407.
Fumaroli M. L’école du silence, le sentiment des images au XVIIe siècle. Paris: Flammarion, coll. «Champ», 1998 (1‐е изд., 1994). P. 229.
de Somaize A. B. Le Secret d’être toujours belle. Paris, 1666. P. 20.
Koster S. Racine, une passion française. Paris: PUF, 1998. P. 115.
Senault. De l’usage des passions. Paris, 1649 (1‐е изд., 1640). P. 95.
Auerbach E. Le Culte des passions. Essai sur le XVIIe siècle français. Paris: Macula, 1998 (1‐е изд., 1926), см. «Racine et les passions». P. 41.
См. об этом: G. Simon, Kepler astronome astrologue. Paris: Gallimard, 1979.
Laurent A. du. Œuvres anatomiques // Les œuvres. Paris, 1639. P. 565.
Ibid.
В оригинале женщина «которая цветет» (qui a ses fleurs) – имеется в виду женщина во время менструации: предположительно, такое название регул дается по аналогии с цветущим деревом (цветение как предвестник плодоношения).
Ibid. P. 566.
Ibid.
Somaize A. B. de. Op. cit. P. 32.
Rohou J. Le XVIIe Siècle, une révolution de la condition humaine. Paris: Seuil, 2002, см. «Consolidation de l’intériorité». P. 379.
Saint-Gabriel A. de. Le Mérite des dames. Paris, 1640. P. 20.
Bavière Ch.-É. de (princesse Palatine). Correspondance de Madame (XVIIe siècle). Paris, 1880. T. I. P. 127.
Motteville F. de. Mémoires (XVIIe siècle) // Les Français vus par eux-mêmes. T. I. A. Niderst, Le Siècle de Louis XIV. Anthologie des mémorialistes du siècle de Louis XIV. Paris: Laffont, coll. «Bouquins», 1997. Pp. 447–448.
Barthélemy E. de. La Galerie des portraits de Mlle de Montpensier (1657–1658). Paris, 1860. P. 182.
Saint-Réal C. de Vichard de, Dom Carlos (1672) // Nouvelles du XVIIe siècle. Paris, Gallimard, coll. «La Pléiade», 1997. P. 512.
Scudéry M. de. Clélie, цит. по: T. Lavallée, Mme de Maintenon, la maison royale de Saint-Cyr (1686–1693). Paris, 1862. P. 15.
Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Mémoires (XVIIe et XVIIIe siècles). Paris: éd. Boislisle. T. VI. P. 217.
Delft Vermeer de. Dame au chapeau rouge, vers 1664, collection Mellon, National Gallery or Art, Washington.
Рембрандт «Портрет Саскии». 1633. Дрезденская галерея.
Pinault M. L’expression des passions à travers quelques exemples de dessins du XVIe siècle // La Peinture des passions, de la Renaissance à l’âge classique, dir. B. Yon, colloque international, Saint-Étienne, Éd. univ. de Saint-Étienne, 1995.
«Système de Charles Le Brun sur la physionomie d’après les écrits de Nivelon son élève», Lavater G. L’ Art de connaître les hommes (1780). Paris, éd. de Moreau de la Sarthe, 1835. T. IX. P. 99. См. также: Baltrusaitis J. Aberrations, quatre essais sur la légende des formes. Paris: Olivier Perrin, 1957, le chapitre «Physiognomonie animale». P. 23.
La Bruyère J. de. Les Caractères (1688). Paris: Garnier frères, 1954. P. 75.
Boileau N. Traité du sublime, ou du merveilleux dans le discours (1672) // Œuvres complètes. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1966. P. 370.
«Système de Charles Le Brun sur la physionomie…». Op. cit. P. 106.
Pepys S. Journal (1660–1669). Paris: Laffont, coll. «Bouquins», 1994. T. I. P. 432.
Réaux G. Tallemant des. Historiettes (XVIIe siècle). Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1967. T. II. P. 774.
Ibid.
Parfaict F. de. Histoire du théâtre depuis son origine jusqu’à présent, Amsterdam, 1735–1749. T. XIII. P. 538.
Ibid. T. XIII. P. 531.
Mercure galant. Décembre 1673. Цит. по: Mélèse P. Le Théàtre et le public à Paris sous Louis XIV, 1659–1715. Paris: Droz, 1934. P. 173.
Le Libraire de la galerie du palais (1633). Цит. по: Mongrédien G. La Vie quotidienne des comédiens au temps de Molière. Paris: Hachette, 1966. P. 29.
Beaussant P. Versailles, Opéra. Paris: Gallimard, 1981. «Человек эпохи барокко смешивает понятия „быть“ и „казаться“». P. 22.
Sévignée (M. de Rabutin-Chantal, marquise de). Correspondance, lettre du 18 décembre 1689. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», lettre du 15 janvier 1672. T. I. P. 417.
Ibid. Lettre du 6 avril 1672. T. I. P. 469.
Couprie A. La Champmeslé. Paris: Fayard, 2003. «Если Расин и не сформировал Мари как актрису, то он развил ее талант и позволил ему раскрыться в полной мере». P. 157.
Parfaict F. de. Op. cit., цит. по: J. Noury, Mlle de Champsmélé, comédienne du roi. Rouen, 1892. P. 161.
См. выше. C. 37–39.
Ferry L. Le Sens du beau. Aux origines de la culture contemporaine. Paris: Éditions Cercle d’art, 1998 (1‐е изд., 1990). P. 27.
Boileau N., цит. по: L. Ferry. Ibid. P. 41.
См. выше. C. 45–47.
Pillorget R., Pillorget S. France baroque, France classique, 1589–1715. T. I. Paris: Robert Laffont, coll. «Bouquins», 1995. «Мы полагаем, что красоту можно обнаружить только в истине, а истину – в порядке». P. 863.
Ferry L. Op. cit. P. 48.
Kintzler C. Jean Philippe-Rameau: splendeur et naufrage de l’esthétique du plaisir à l’âge classique. Paris: Minerve, 1983. Цит. по: Ferry L. Op. cit. P. 36.
Ferry L. Op. cit. P. 34.
Saint-Évremont C. de Marguetel de Saint-Denis de, «Caractère de Madame la comtesse d’Olonne», Œuvres. Paris, 1714 (1‐е изд., XVIIe siècle). T. I. Pp. 91–92.
Bosc J. du. L’ Honneste Femme. Paris, 1646, цит. по: J. Grand-Carteret, L’ Histoire, la Vie, les Mœurs et la Curiosité. Paris: Librairie de la curiosité et des beaux-arts, 1928. T. III. P. 175.
Senault F. Op. cit. P. 134.
Muchembled R. L’ Invention de l’homme moderne. Culture et sensibilités en France du XVe au XVIIIe siècle. Paris: Le Livre de poche, coll. «Pluriel», 1994 (1‐е изд., 1988). «Морализация ежедневно выполняемых действий (в XVII веке)». P. 146.
Locatelli S. Voyage de France, mœurs et coutumes françaises (1664–1665) // Le voyage en France. Anthologie des voyageurs européens en France, du Moyen Âge à la fin de l’Empire, dir. J.-M. Goulemot. P. Lidsky, D. Masseau. Paris: Robert Laffont, coll. «Bouquins», 1995. P. 177.
Brackenhoffer E. Voyage en France (1643–1644). Ibid. P. 296.
Bouchard J.-J. Voyage de Paris à Rome (1630). Ibid. P. 314.
Godefroy L. Voyages en Gascogne, Bigorre et Béarn (1644–1646). Ibid. P. 369.
Zinderling J. Voyage dans la vieille France… (1616). Ibid. P. 249.
Rouvière H. de. Voyage du Tour de la France (1713). Ibid. P. 360.
Furetière A. Dictionnaire universel contenant généralement tous les mots français tant vieux que modernes… Paris, 1690, art. «Remède».
Mercure galant. Avril 1693. Pp. 33–34.
Visé J. Donneau de. L’apothicaire de qualité (1664) // Nouvelles du XVIIe siècle. Op. cit. P. 401.
Guibert P. Toutes les œuvres charitables. Paris, 1661. P. 569.
Réaux G. Tallemant des. Historiettes (XVIIe siècle). Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1967. T. II. P. 34.
Ibid. P. 582.
Ibid. P. 627.
См.: Schlanger J. Les Métaphores de l’organisme. Paris: Vrin, 1971. Pp. 47–60.
См.: d’Aquapendente F. Opera chirurgica, 1647, chap. 44 et figures.
Choisy F. Timoléon de. Histoire de la marquise-marquis de Banneville (1695) // Nouvelles du XVIIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1997. P. 973.
Constant P. Un monde à l’usage des demoiselles. Paris: Gallimard, 1987, «La sublime déformée». P. 125.
Учебное заведение в Сен-Сире, основанное в 1686 году маркизой де Ментенон при поддержке Людовика XIV, для обучения девушек из небогатых дворянских семей.
Geoffroy A. Madame de Maintenon d’après sa correspondance authentique. Paris, 1887, lettre du 6 janvier 1707. Pp. 108–109.
Sévignée (M. de Rabutin-Chantal, marquise de). Correspondance, lettre du 18 décembre 1689. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», lettre du 6 mai 1676. T. II. P. 284.
См.: Сен-Жан Ж.-Д. де. «Знатная дама в гургандине». 1688. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.
Aubignac F. H. La Nouvelle Histoire du temps ou relation du royaume de coquetterie. Paris, 1655.
Livre commode contenant les adresses. Paris, 1690. T. II. P. 61.
Locke J. De l’éducation des enfants. Paris, 1798 (1-е англ. изд., 1693). T. I. P. 54. (Рус. пер. см. напр.: Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. М.: Мысль, 1988. 668 с. (Филос. наследие. Т. 103). С. 407–614. – Прим. пер.)
Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Mémoires (XVIIe et XVIIIe siècles). Paris: éd. Boislisle, 1913. T. 18. P. 25; словом «корпус» обозначали корсет; а под «верхним платьем» понималось длинное закрытое платье.
Sévignée (M. de Rabutin-Chantal, marquise de). Op. cit., lettre du 17 novembre 1675. T. II. P. 164.
Ibid. Lettre du 1er avril 1672. T. I. P. 468.
См. выше. С. 43.
Босс А. «Картины о милосердии», «Накормить голодных». Ок. 1640. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.
Босс А. «Пять чувств. Осязание». Ок. 1640. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.
Emelina J. La beauté physique dans le théâtre de Molière: fragments de discours amoureux sur le corps // Le Corps au XVIIe siècle, colloque de Santa Barbara, dir R. W. Tobin, Biblio 17, Papers on French Seventeenth Century Litterature, Paris; Seattle; Tubingen, 1995. P. 193.
Visée J. Donneau de. Tel paie les violons qui ne danse pas toujours // Les Nouvelles galantes comiques et tragiques (1669) // Nouvelles du XVIIe siècle. Op. cit. P. 425.
Dancourt (F. Carton, dit). La fête au village ou les bourgeoises de qualité (1700). Montpellier: Éd. Espace 34, 1996. P. 75.
Emelina J. Op. cit. P. 204.
Furetière A. Le Roman bourgeois (1666) // Romanciers du XVIIe siècle. Paris: Gallimard, coll. «La Pléiade», 1958. P. 999.
Visée J. Donneau de. Tel paie les violons… Op. cit. P. 427.
La Thuilière R. La Préciosité. Étude historique et linguistique. Genève, 1966, цит. по: C. Lanoё, Les Jeux de l’artificiel. Culture, production et consommation des cosmétiques à Paris sous l’Ancien Régime, XVIe–XVIIIe siècle. Paris-I, 2003. P. 387.
См. реплику г-на Журдена: «По-моему, это довольно заунывная песня, от нее ко сну клонит», Molière (J.-B. Poquelin, dit). Le Bourgeois gentilhomme. Paris, 1670, in Théâtre complet. Op. cit. P. 1315. (Рус. пер. цит. по: Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве / Пер. Н. Любимова. Л., 1971.)
Emelina J. La beauté physique dans le théâtre de Molière… Op. cit. P. 204.
Pitaval F. Gayot de. Causes célèbres et intéressantes avec les jugements qui les ont décidées. Amsterdam, 1764–1766. T. III. P. 281. См. также: Darmon P. Gabrielle Perreau, femme adultère. Paris: Grasset, 1981.
Saint-Gabriel A. de. Le Mérite des dames. Paris, 1640. P. 15.
Bussy-Rabutin R. de. Mémoires (XVIIe siècle) // Les Français vus par eux-mêmes. T. I, A. Niderst, Le Siècle de Louis XIV. Anthologie des mémorialistes du siècle de Louis XIV. Paris: Laffont, coll. «Bouquins», 1997. P. 473.
Courtin A. de. Nouveau Traité de civilité qui se pratique en France parmi les honnêtes gens. Saint-Étienne: PUSE, 1998 (1‐е изд., 1671). P. 212.
См.: Сен-Жан «Знатная дама в дезабилье» (Femme de qualité en déshabillé). Париж, 1693. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов, и Боннар Н. «Слух» (L’ouïe). Париж, 1694. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.
См.: Босс A. «Дворцовая галерея» (La Galerie du palais). Париж, 1640. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов. См. также: Босс А. «Дама, следующая указу» (Dame suivant l’édit). Париж, ок. 1640. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.
Castel R., Haroche C. Propriété privée, propriété sociale, propriété de soi. Paris: Fayard, 2001. P. 59.
Боннар Н. «Дворянин и дама на прогулке». Париж, 1693. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.
Guyon L. Le Cours de médecine en français contenant miroir de santé et beauté corporelle. Lyon, 1664 (1‐е изд., 1615). P. 238.
См. в частности: Meurdrac M. La Chymie charitable et facile en faveur des dames. Paris, 1666.
«Дама за туалетным столиком», школа Фонтенбло. XVI век. Музей изящных искусств, Дижон.
«Сабина Поппея», итальянский мастер. XVI век. Музей искусства и истории, Женева.
См.: Lanoё C. Op. cit. P. 53.
Пьер Миньяр «Маркиза де Монтеспан». Музей дю-Берри, Бурж.
Н. де Ларжильер «Молодая страсбуржанка». Музей изящных искусств, Страсбург.
Рембрандт. «Портрет Саскии в образе Флоры» (1634–1636). Лондон, Национальная галерея.
Duchêne R. Ninon de Lenclos ou la manière jolie de faire l’amour. Paris: Fayard, 2000 (1‐е изд., 1984), «Краска на лице… свидетельство извращенности и лживости ее натуры». P. 122.
Beauvalet-Boutourye S. Être veuve sous l’Ancien Régime. Paris: Belin, 2001. P. 134.
Haussonville (J.-O.-B. de Cléron, comte d’), Hanotaux C. Souvenirs de Madame de Maintenon. Paris: Calmann-Lévy, 1904. P. 69.
Motteville F. de. Mémoires (XVIIe siècle) // A. Niderst, Les Français… Op. cit. P. 438.
Saint-Simon (L. de Rouvroy, duc de). Op. cit. T. 12. P. 302.
Mlle de Montpensier. Mémoires (XVIIe siècle) // A. Niderst, Les Français… Op. cit. P. 446.
Pepys S. Op. cit. T. II. P. 794.
Nancini M. Mémoires (XVIIe siècle) // A. Niderst, Les Français… Op. cit. P. 70.
Satire anonyme, цит. по: M. Poète. La Promenade à Paris au XVIIe siècle. Paris, 1913. P. 113.
Molière (J.-B. Poquelin, dit). L’école des femmes (1662). Théâtre complet. Paris: Garnier frères, s. d. P. 437. (Ср.: Мольер Ж.-Б. Школа жен / Пер. с фр. В. Гиппиуса.)
Idem. Les Précieuses Ridicules (1659). Théâtre. Op. cit. P. 197. (Рус. пер. цит. по: Мольер Ж.-Б. Смешные жеманницы / Пер. с фр. Н. Яковлевой.)
Serre J. Pujet de la. Le Réveille matin des dames. Paris, 1638. P. 8.
Les Mots à la mode. Paris, 1693. P. 52.
Pepys S. Op. cit. T. I. P. 117.
Ibid. T. II. P. 1090.
Ibid. P. 991.
Sorel C. Histoire comique de Francion (1623) // Romanciers du XVIIe siècle. Paris, Gallimard, coll. «La Pléiade», 1958. P. 269. (Рус. пер. цит. по: Сорель Ш. Правдивое комическое жизнеописание Франсиона / Пер. Г. И. Ярхо.)
Landry J.-P. Le corps de la femme dans la littérature française du XVIIe siècle // Le Corps de la femme: du blason à la dissection mentale, actes du colloque, 18 novembre 1989, université de Lyon-III, «La littérature religieuse». P. 33.
Binet E. Essai des merveilles de la nature. Paris, 1621. P. 564.
Цит. по: J.-P. Landry. Op. cit. P. 37.
Ibid. P. 34.
Juvernay P. Discours particulier contre les femmes débraillées de ce temps. Paris, 1637. См. также: Boileau J. L’ Abus des nudités de gorge. Paris, 1675.
Bouvignes L. de. Le Miroir de la vanité des femmes mondaines. Namur, 1675.
Anonyme. La Courtisane déchiffrée. Paris, 1642.
Rolet L. S. Le Tableau des piperies des femmes mondaines. Paris, 1635. Pp. 29–30.
Ibid. P. 38.
Bouvignes L. de. Op. cit. P. 36.
Binet E. Op. cit. P. 563.
См. также: Fintoni M. L’ingeno negato, l’immaginario antifemminile tra XVI e XVII secolo // Donne filosofia e cultura nel seicento, dir. P. Totaro. Roma: Consiglio nationale delle ricerche, 1999.
Sévignée (M. de Rabutin-Chantal, marquise de). Op. cit. T. I. P. 655.
Ibid. P. 570.
Ibid. P. 655.
Ibid. P. 656.
Molière (J.-B. Poquelin, dit). Le Tartuffe ou l’Imposteur (1669). Théâtre. Op. cit. P. 669. Цит. в пер. М. Лозинского.
Fénelon (F. de Solignac de la Mothe-). Traité de l’éducation des filles. Paris: Klincsieck, 1994 (1‐е изд., 1687). P. 82.
Hoguette P. Fortin de la. Testament ou Conseils fidèles d’un père à ses enfants. Leyde, 1655 (1‐е изд., 1648). P. 193.
Lambert (Anne-Thérèse de Marguenat de Courcelles, marquise de). Avis d’une mère à sa fille // Œuvres. Paris, 1764 (1‐е изд., XVIIe siècle). P. 152. (Рус. пер. см., напр.: Советы матери своей дочери, соч. госпожи маркизы де Ламберт; новое издание, с присовокуплением исторического предуведомления о сочинительнице, замечаний г-жи Дюфренуа и изречений Плутарха, Цицерона, и проч. СПб., 1834.)
Веласкес «Менины» (1656). Мадрид, музей Прадо.
См.: Andries L. Le Grand Livre des secrets, le colportage en France aux XVIIe et XVIIIe siècles. Paris: Imago, 1994. P. 85, и Bout P. (1658–1719) «Ярмарка в деревне» (La Foire au village). Брюссель, Музей изящных искусств.
Антуан Ле Камю (Antoine Le Camus, 1722–1772) – профессиональный врач, преподаватель медицинского факультета в Париже. «Абдекер, или Искусство сохранения красоты» (1754) повествует о юном враче Абдекере, следящем за здоровьем женщин в гареме константинопольского султана, и его безнадежной и опасной любви к прекрасной Фатиме, жемчужине сераля. Чтобы чаще видеться с возлюбленной, Абдекер убеждает султана в необходимости передать самой прекрасной женщине на свете свое знание секретов сохранения красоты. Так между Фатимой и Абдекером возникает диалог о красоте.
Le Camus A. Abdeker, ou l’Art de conserver la beauté. Paris, 1774. T. I. P. 17.
Ibid. P. 15.
Ibid. P. 61.
Ibid. P. 90.
Ibid. P. 15. См. также: Farge A. Jeu des esprits et des corps au XVIIIe siècle // Séduction et sociétés, approches historiques, dir. C. Dauphin et A. Farge. Paris: Seuil, 2001. «В эпоху Просвещения телу человека любого социального класса надлежало стремиться к счастью». P. 88.
Gusdorf G. Les Principes de la pensée au siècle des Lumières. Paris: Payot, 1969. P. 359.
Renaut A. La Libération des enfants. Contribution philosophique à une histoire de l’enfance. Paris; Bayard: Calmann-Lévy, 2002. P. 234.
Kant E. Rèves d’un visionnaire expliqués par des rêves métaphysiques (1766). Paris: Vrin, 1967. P. 118. (Рус. пер. цит. по: Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики // Кант И. Соч. в 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 355.)
См. выше. С. 111.
Ehrard J. L’ Idée de nature en France à l’aube des Lumières. Paris: Flammarion, 1970 (1‐е изд., 1963). P. 189.
Voltaire (F. M. Arouet, dit). Dictionnaire philosophique (1764), art. «Beau» // Œuvres complètes. Paris, 1827. T. II. P. 1394.
Ibid.
Venel J. A. Essai sur la santé et sur l’éducation médicinale des filles destinées au mariage. Paris, 1776. P. V.
Starobinski J. L’ Invention de la liberté, 1700–1789. Genève: Skira, coll. «Arts Idées Histoire», 1964. P. 119.
Буше Ф. «Маленькая садовница» (La Petite Jardinière). Oк. 1740. Рим, Национальная галерея старинного искусства.
Фрагонар Ж.-О. «Счастливые возможности качелей» (Les Hasards heureux de l’escarpolette). 1782. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.
Кошен Ш.-Н. «Женский портной» (Le Tailleur pour femme). 1737. Национальная библиотека Франции (BnF), Кабинет эстампов.
Ватто А. «Неверный ход» (Le Faux Pas). 1718. Париж, Лувр.
Помимо предложенного варианта, название этой картины переводят как «Ошибка» или как «Удача», вероятно, в зависимости от того, с чьей точки зрения оценивают перспективы изображенного на картине уединенного свидания.
Латур М. Кантен де. «Незнакомка» (La Femme inconnue). Париж, Лувр.
Перроно Ж.-Б. «Женщина с кошкой» (La Femme au chat). 1750. Париж, Лувр.
Tilly A. de. Mémoires (1825). Paris: Mercure de France, 1965. P. 99.
О Тилли см.: Blanc O. L’ Amour à Paris au temps de Louis XVI. Paris: Perrin, 2002, «Tilly le Roué». P. 244.
Rousseau J.-J. Émile ou de l’éducation (1762). Paris: Garnier frères, s. d. P. 498.
Ibid. (Рус. пер. здесь и далее цит. по: Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Книга V / Пер. с фр. Е. Н. Бируковой // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. М., 1961.)
Sinoué G. L’ Ambassadrice. Paris: Le Livre de poche, 2002. P. 98. При написании этой биографии леди Гамильтон автор использовал обширный корпус писем.