Часть первая. «Сирароко»

Территория, находящаяся в управлении Взморьевской сельской администрации (ВА), находится в умеренном поясе Земли, на восточном побережьи острова Сахалин, немного южнее 48° параллели. С запада она ограничивается Южно—Камышовым хребтом по которому проходит граница с Томаринским районом, с востока – Охотским морем. Севернее Арсентьевки проходит граница с Макаровским районом, южнее Фирсово продолжается Долинский район, в который и входит территория Взморьевской сельской администрации.

Крупнейшие реки – это Мануй на севере территории и Фирсовка на юге. По побережью преобладают морские террасы, вся остальная территория сплошь занята сопками. С юга, до посёлка Взморье, вдоль побережья проложены железная и автомобильная дороги. Севернее посёлка обе дороги отклоняются от берега, а в Арсентьевке раздваиваются, уходя в Томаринский и Макаровский районы.

Климат характерен для всего восточного побережья Южного Сахалина. Зима наступает в ноябре, образуя устойчивый снежный покров в третьей декаде этого месяца. Самые морозные месяцы – это январь и февраль, а наибольшей величины снежный покров достигает в марте, когда происходят самые сильные бураны. Весна наступает в апреле, но остатки сугробов лежат до июня. Май и июнь подвержены частым туманам, а июль, август и сентябрь – самые тёплые месяцы в году.

Из животного мира в лесах водятся медведи, лисы, зайцы, енотовидные собаки и другие виды животных, присущие сахалинской тайге. Из морских животных весьма распространены нерпы, а севернее мыса Муловского – сивучи. Прибрежные воды богаты разнообразными видами рыб и крабами. В районе мыса Муловского, на отмелях много морской капусты Ламинарии.

На данный момент на территории ВА существуют три населённых пункта – Взморье, Арсентьевка и Фирсово.

Если на рубеже 60—х – 70—х годов население посёлка Взморье составляло более трёх тысяч человек, то к началу 90—х годов оно не превышало 1200 человек, а по всероссийской переписи населения, проводимой в октябре 2002 года, население территории «Взморьевской поселковой администрации» насчитывало 955 человек. Из них, Взморье – 900 человек, Фирсово – 46 человек, Арсентьевка – 9 человек.


Теперь, чтобы начать собственно историю посёлка Взморье, нам придётся вернуться на много веков назад. Мало что известно о жизни древних людей в районе Взморья, хотя предположение о присутствии их в этом районе – бесспорно.

Древние племена, осваивая берега Сахалина, охотились на морских животных, перелётных птиц, собирали съедобных моллюсков, ловили рыбу.

Трудно установить дату, когда впервые на Сахалин проникли айны, потому что отдельные аинские роды проникали на остров в самом широком диапазоне. Трудно сказать и когда они обосновались в районе посёлка Взморье. Но к XIX веку на территории ВА уже было два более—менее крупных аинских стойбища – это «Сирароко», также «Сирароро» или «Серароко» (Взморье) и «Одосаму», также «Отосан», «Отосам» (Фирсово).

В «Топонимическом словаре Сахалинской области» С. Д. Гальцев—Безюк так рассказывает об этих названиях:

«По—айнски мыс называется Сирароко. „Сира“ переводится как „выдаваться“, а, „ко“ – место, поверхность. Отсюда, название мыса можно перевести как „выдающееся (выступающее) место, то есть мыс.“»

И там же о Фирсово:

«Ранее на месте станции существовало айнское селение, носившее имя Одосаму, что переводится как „морской берег“, то есть селение, распологающееся на морском берегу.»

На протяжении веков айны осваивали занятую территорию, развивая собственную культуру, на которую особое влияние оказывала окружающая природа. Айны охотились на морских и лесных животных, ловили рыбу и птиц, собирали моллюсков, морскую капусту, грибы, ягоды, съедобные травы. Впрочем, жизнь айнов – это отдельная и очень обширная тема.

Сахалинские айны не были обособлены от остального мира. На севере они торговали и воевали с различными местными племенами и торговцами из Китая, на юге укреплялись связи с Японией (самый северный ныне японский остров Хоккайдо был почти весь заселён айнами). Под нажимом японцев южные айны были вынуждены всё чаще перебираться с Японских островов на Сахалин и Курильские острова.

Между тем на материке в XIII веке монголы захватили Китай и распространили свою власть на весь Амур и Северный Сахалин. В 1286 году они высадили на берег крупный отряд и, направляясь на юг, заняли почти весь Сахалин.

Монголы построили ряд крепостей, в которых разместили военные гарнизоны (одна из таких крепостей существовала в районе села Пугачёво, недалеко от реки Пугачёвки).

Сопротивление айнских племён после длительной борьбы было сломлено и айны стали выплачивать ежегодную дань. Однако во второй половине XIV века военные отряды монголов покинули Сахалин.

В начале XV века на смену монголам пришли китайцы, которые восстановили монгольские крепости и построили новые. Но китайцы больше предпочитали торговать с айнами, чем воевать и крепости постепенно оказались заброшенными. Айнские племена юга Сахалина с конца XVI века могли чувствовать себя вполне независимыми.

На юге с XIII века японцы начали своё проникновение на остров Хоккайдо (Эдзо). Процесс завоевания и освоения этого крупного острова продвигался медленно и длился несколько веков. Это объяснялось долгими войнами с айнами и междоусобицей в самой Японии. Но с XVII века приступили к изучению и хозяйственному освоению Сахалина и Курил.

В 1637 году японский путешественник Комити Седзаэмен, следуя вдоль юго—восточного побережья Сахалина, достиг залива Терпения. Его можно считать первым японцем, побывавшем в районе нынешнего Взморья (по крайней мере, его путешествие можно подтвердить документально).

В 1633—1639 годах в Японии была издана целая серия указов, которые закрывали страну от иностранцев и запрещали японским подданным выезд за пределы страны, но на севере границы Японии не были точно определены и все земли, населённые айнами, считались подвластны Японии, поэтому экспедиции на Сахалин и Курилы продолжались. Они осуществлялись в 1650, 1689 и 1700 годах, а ещё в 1644 году была выпущена первая карта Сахалина и Курильских островов.

В XVI веке в дальневосточных морях появляются корабли европейцев. Португальцы, голландцы, испанцы и другие бороздили морские просторы в поисках богатых земель, либо в торговых целях.

В середине XVII века началось знакомство русских землепроходцев с северными берегами Сахалина, но до проникновения русских в район нынешней ВА было ещё далеко.

В начале XVIII века Россия приступила к усиленному изучению своих дальневосточных морей и берегов, следуя заветам Петра I. Было организовано несколько экспедиций, как сухопутных, так и морских. Но Сахалина эти экспедиции едва коснулись.

Летом—осенью 1742 года русские мореплаватели Шельтинг, Ртищев и Гвоздёв на дупель—шлюпке «Надежда» пытались исследовать восточный берег Сахалина от 50°10 северной широты до пролива Лаперуза, но из—за частых туманов им удалось осмотреть побережье лишь частично и можно лишь предполагать – видели ли они район нынешнего села Взморье или нет.

3 августа 1742 года Гвоздёв записал в журнале «Надежды»:

«47°35» северной широты, на берегу – лес, земля низкая.»

Скорее всего это был берег в районе мыса Саймонова (Макаровский район), что подтверждается картой в «Атласе Сахалинской области» 1967 г. Отсюда русские мореходцы пошли на север вдоль восточного побережья острова. 6 августа, дойдя до широты 50°10», они повернули в обратном направлении на юг вдоль берега до пролива Лаперуза, так и не обнаружив этот пролив. Но в плавании на юг всё таки существует большая вероятность, что Шельтинг, Ртищев и Гвоздёв могли наблюдать побережье Сахалина в районе нынешней территории ВА.

Между тем, японцы продолжали регулярно посылать научные и торговые экспедиции на Сахалин. В районе села Взморье в 1796 году побывал Могами Токунай, а в 1808 Мамия Риндзо. В том же, 1808 году другой японский путешественник – Мацуда Дензюро, следуя на север по западному побережью Сахалина, открыл пролив между островом и материком. В 1809 году Мамия Риндзо изготовил карту Сахалина с открытым проливом. И это за 40 лет до Невельского!

Известно, однако, что в конце XVIII века на берегу залива Терпения проживало несколько русских, неизвестно, как там оказавшихся. В 1854 году русский исследователь Сахалина Самарин Д. И. встречался с их потомками в Ванкотан (ныне село Поречье, Макаровского района). Можно предположить, что эти русские или их потомки могли побывать в районе нынешнего села Взморье, но доказательств этому нет.

В 1803 году из Санкт—Петербурга в плавание отправляется первая русская кругосветная экспедиция Крузенштерна И. Ф. на двух кораблях – «Надежда» и «Нева».

В мае 1805 года корабль Крузенштерна «Надежда» подошёл к восточному берегу Сахалина. Нанося на карту побережье, Крузенштерн дал название мысу у айнского стойбища Сирароко в честь своего учителя Г. И. Муловского. Вот что пишет Гальцев—Безюк в «Топонимическом словаре»:

«Современное название мыс получил в 1805 году от капитан—лейтенанта И.Ф Крузенштерна „в честь его первого во флоте начальника“ капитана 1 ранга Муловского Григория Ивановича (? – 1789). Согласно указу Екатерины II от 22 декабря 1786 года, Муловский был назначен начальником экспедиции из пяти судов („Холмогор“, „Соловки“, „Сокол“, „Турухан“, „Смелый“) для „…охранения права нашего на земли, российскими мореплавателями открытые“. В инструкции было указано: „… Обойти лежащий против устья Амура большой остров Сагалин—Анга—Гата, описать его берега, заливы и гавани, ровно как и устье самого Амура, и поскольку возможно приставая к острову, наведаться о состаянии его населения, качестве леса и прочих произведений“. В связи с назревающей русско—шведской, 28 октября 1788 года Екатерина II отменила указ о посылке экспедиции. Капитан бригадирского ранга Г. И. Муловский 15 июля 1789 года, командуя кораблём „Мстислав“, был убит в Эландском сражении. Имя его было занесено на чёрную мраморную доску в церкви Морского корпуса.»

Надо добавить, что гора, возвышающаяся над мысом (328,6 м), также получила название – гора Муловского.


К середине XIX века Дальний Восток вновь привлекает внимание России. Это связано с ослаблением Китая и усилением экспансии в тихоокеанско—азиатском регионе Англии, Франции и США. К устью Амура были направлены две экспедиции: Гаврилова (1846) и Невельского (1849).

Экспедиция Г. И. Невельского увенчалась полным успехом, открыв (для Европы) пролив между материком и Сахалином. Но это было только начало. 12 февраля 1851 года была организована Амурская экспедиция во главе с Г. И. Невельским.

Загрузка...