Последние открытия установили, что цивилизация, значительно более древняя, предшествовала вторжению ариев. Она существовала в долинах Инда и его притоков, и эти долины, как в Месопотамии и Египте, были орошаемыми равнинами.
Кир Младший – сын Дария, брат Артаксеркса II, наместник (сатрап) в Лидии, Фригии и Каппадонии. Со своим войском пошел против брата, чтобы завладеть троном, и погиб в битве при Кунаксе в 401 г. до и. э. Ксенофонт в «Анабасисе» описывает эти события как очевидец.
Кир II Великий (Старший) – царствовал с 558 по 529 гг. до и. э. Основал Персидскую державу, захватил Лидию, Ливию и Вавилонию. Жизнь Кира II описал Геродот в романе «Воспитание Кира» («Киропедия»). Ксенофонт представил его идеалом правителя.
Сасаниды – иранская династия, правившая Новоперсидским царством с 227 г. и. э. до 636–642 гг. и. э. (вторжение арабов).
Кажется, что обе указанные работы принадлежат перу более поздних авторов, которые для придания большего авторитета своим текстам атрибутировали их как произведения Мерикара и Аменемхета.
Вайшьи – это крестьяне, ремесленники и купцы; шудры – это слуги и наемные работники, рядовые общинники, самые нищие и неполноправные.
Будда (Сиддхартха – Достигший цели), родовое имя Гаутама, позже его стали называть Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). Шакьи – воинственное племя, жившее в предгорьях Гималаев. Родился в 563 г. до и. э. В науке высказываются серьезные сомнения в обоснованности традиционной датировки жизни Будды. По мнению некоторых ученых, Будда жил позже, чем принято считать, а именно, незадолго до прихода Александра Македонского в Индию, т. е. в первой половине IV века. В тибетской датировке жизни Будды Гаутмана примерно 915–834 г. до и. э. Всемирное содружество Буддистов придерживается другой датировки, считая годом его смерти 544 г. до н. э.
Ашока (268–231 гг. до н. э.) – великий правитель и реформатор государства Маурьев (317–180 г. до н. э.) Можно ли появление буддизма назвать религиозной реформой? Буддизм – это оппозиционное брахманизму течение! В чем его суть? Иначе не очень понятно.
Ашока занимался организацией судопроизводства и нормы права. К концу жизни он стал ревностным буддистом (щедрые дары и пожертвования буддийским храмам, поддержка деятелей буддистов и т. д.) Этот демонстративный жест вызывал недовольство влиятельных слоев древнеиндийского общества, прежде всего жрецов – брахманов, что привело к внутренним неурядицам в империи, и к ее развалу и крушению.
Камандаки – индийский писатель, автор трактата «Kamandakiaym niticastram» (учебник политики, государственного искусства), в котором в 19 главах излагаются права и обязанности царя и кшатриев. Для истории индийского военного дела это один из важных памятников. Издано в «Bibi. Indica», 1849–1861, с отрывками из местного комментария. Подобный же трактат, с тем же заглавием, попал и на остров Ява (см. А. Weber, «Iudische Studien», т. Ill, стр. 145). Время возникновения этого памятника неизвестно; его издатель относит его к IV веку. (См. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890–1907).
Мэн-цзы – (ок. 372–289 до и. э.)
Суд. 9:7-21
См. вторую Книгу Самуила.
См. Книгу Царств.
С этим названием /Conforti politic! – T.EJ книга была переведена на итальянский язык Микеле Амари в 1851 г.
Наршахи, Абу Бакр Мухаммад ибн Джафар ан-Наршахи (899–959), среднеазиатский историк. Родился в селении Наршаха в 30 км к С. от Бухары. В 943–944 (по др. данным, в 948–949) написал на арабском языке «Историю Бухары», которую в 1128 Абу Наср Ахмад ибн Мухаммад аль-Кубави перевёл на таджикский язык, сократив её и доведя повествование до своего времени. Ещё через полвека Мухаммад ибн Зуфар подверг труд Н. новому сокращению, а анонимный автор XIII в. довёл изложение событий до 1220. «История Бухары» сохранилась в этой последней редакции. Труд И. – ценный источник по истории и топографии Бухары и оазиса низовьев р. Зеравшан VII – ХПвв. Особый интерес в нем представляет освящение истории арабского завоевания Средней Азии, восстаний Абруя и Муканны, распространения ислама и вытеснения зороастризма, буддизма и христианства. Соч.: История Бухары, пер. с перс., Таш., 1897.
Цивилизацию, возникшую на Крите, обычно называют минойской. Такое название дал ей английский археолог А. Эванс, впервые обнаруживший памятники этой цивилизации. На протяжении нескольких веков Крит был зоной наиболее быстрого прогресса во всех сферах общества. Апогей минойской цивилизации приходится на XVI – первую половину XV вв. до и. э. В конце XV в. до и. э. на Крит обрушилась катастрофа (очевидно извержение вулкана на о. Пира), нанесшая смертельный удар минойской цивилизации. Воспользовавшись этим, на остров с Балкан вторглись ахейцы. Из передового центра Средиземноморья Крит превращается в провинцию ахейской Греции. Что же касается ахейской Греции, то ее расцвет наступает в XV–XIII вв. до и. э.
Великая Греция – группа греческих городов, находившихся в южной Италии. Основание греческих городов началось здесь в XIII в. до и. э.
Тирания как форма государственной власти встречается в Греции с конца VII в. до и. э. до эпохи эллинизма.
Имеется в виду распад Афинского морского союза, образованного в 478–477 гг. до н. э.
Здесь в 371 г. до н. э. наголову разбили считавшуюся непобедимой спартанскую армию. Это поражение стало катастрофическим для Спарты, приведя к распаду Пелопонесского союза – старейшей греческой симмахии, основанной около 350 г. до и. э.
Ахейский союз образован в 280 г. до и. э. Этолийский союз – образован около 370 г. до и. э.
Местные жители Лаконии и Мессении, покоренные Спартой. Выполняли роль государственных рабов. Были полностью бесправны и подвергались крайне жестокому обращению.
Такая же концепция имеется в одной из «Мыслей» Гвиччардини.
Софистика – духовное и философское течение в античной Греции в V и IV вв. до и. э. Существовала и «вторая софистика» времен Римской империи. Она явилась ответом на потребность в развитии риторики. Сочинения ее представителей отмечались совершенством формы и изысканностью речи.
421 г. до и. э.