«Владельцы Пацанова стали играть всё большую роль в общественной жизни. Уже в начале XIV в. В документах фигурируют Петр з Мокрска и Пацанова, малогосский кастелян (1306—1310), позднее Вишлицкий (1315), наконец Сандомирский (1317—1328). Он был отцом краковского епископа Флориана з Мокрска и Пацанова (1356—1380), хотя источники чаще относят его только к Мокрску.
Битва при пловцах в 1331 году, в которой Локетек победил тевтонских рыцарей, имела особое значение для владельцев этих земель. Рыцарь Флориан Сариуш (семья Сириус/Сириуш/Серых), совладелец Пацанова, за проявленную во время битвы доблесть получил от короля герб Козлярогов / Кишечников / Елиты. (Легенда 1)
2 февраля 1419 года в соответствии с актом, написанным в Сандомире, сыновья Флориана из Мокроска разделили владения. В результате деления рядом со старым родовым гнездом, образовались два новых – в Пацанове и Санцигниове. Для различения Кишечников / Козлярогов тогда стали использовать названия семейных гнёзд. Этот год можно считать моментом возникновения фамилий Пацановские и Санцигнёвские.
В 1433 году в новом городе Корчине король Владислав Ягайло подтверждает Магдебургские права для Пацанова, цитируемо: «также сам город (Пацанов) в своих границах, существующий, вдоль и поперек выделенный и ограниченный, от польского права к Тевтонскому праву, которое Магдебургскими называют, передаётся… " король Ягайло освободил жителей от уплаты 2 копейки налога, подтвердил рынок в четверг и 3 ярмарки: на Вознесение, на тело Христово и на Святого Мартина (совпадал с днём приходской индульгенции).
В 1448 году король Казимир Ягеллончик по ” … просьбе достопочтённого и благородного Флориана (з Мокрска и) з Пацанова подстоле Краковского» подтверждает городские права города. В 1456 году король дал городу еще одну ярмарку на Святого Лаврентия, а в 1470 году-ярмарку на святого Килиана.
Рубеж XV и XVI веков, несомненно, является периодом наибольшей активности Пацанова в общественной жизни. Особенно многочисленно они были представлены в духовном статусе, доходя во многих случаях до значительных достоинств в церковных достоинствах.
Большая часть населения занималась ремеслом, особенно продовольствием. Документы, свидетельствующие об участии ремесленников в городском совете, сохранились лишь с конца XV века. Вероятно, в середине XV века в Пацанове поселились первые евреи.
В 1502 году татары перешли Вислу, достигнув Кунова и Лагова. На этот раз в летописи вошёл в вечные времена славный пацановский эпизод. Ян Ваповский, совладелец Пацанува, придворный кардинала Фридриха, защищал Пацанов. В 1502 году владельцами Паканова были, помимо Яна Ваповского, также Пацановские и Санцигнёвские. О значении Пацанова в то время лучше всего свидетельствует тот факт, что он был помещён на карту Восточной Европы Николаем Кузиным в римейке Бернарда Ваповского, в издании географии Клавдия Птоломея, Рим 1507 и 1508.
Призывной регистр 1579 года показал в Пацанове «19 еврейских голов, 3 еврейских слуги и 18 подкупщиков польской национальности»» Этот реестр перечисляет в городе 80 ремесленников, что составляет серьёзную цифру, 19 винокурен, хлебопекарню и 2 дворника, 2 дачника и 2 халтая (пришельцы / иноземцы). Из владельцев указан только Ян Пацановский..
В конце XVI в. владельцами были частично Пацановские, Гербурты и Зебжидовские. В эти годы через Пацанов дважды проезжал король Стефан Баторий-21 сентября 1583 года и 19 сентября 1585 года. Краковский воевода Николай Зебжидовский, владелец Пацанова, попросил короля Сигизмунда III вазу подтвердить городские права и привилегии Паканова, что король и сделал 23 февраля 1603 года. Барочная купель в пацановской Церкви носит герб Зебжидовских-Радван. 4 сентября 1637 года Иоанн Зебжидовский, коронный мечник, дал городу привилегию освобождать горожан от «дворов и поездок всех пеших, конных и повозочных». Окрестности Пацнова уже представляли собой мощный центр выращивания зерновых.
Вероятно, 9 апреля 1657 года к Пацанову прибыли войска князя Георгия Ракоци. Вся пацановская земля покрылась пылью. Сгорел город и церковь Святого Мартина. Это было началом упадка города.
5 июня 1661 года» Андрей на Пачанове Пачановский освобождает горожан от всех конных, пеших и повозочных поездок. 7 сентября 1672 года он выдал грамоту пацановским портным. 25 июля 1679 года епископ Николай Оборский освятил алтарь в перестроенной пацановской церкви.
Из скудных данных можно сделать вывод, что еврейское население уже тогда составляло половину населения. Они занимались скупкой и торговлей сельскохозяйственной продукцией и животными. Самые находчивые старозаконники переехали в Краков, чтобы вести дела получше. Самое старое упоминание о пацановской синагоге относится к 1737 году.
В первой половине XVIII в. Пацанов принадлежал Морштынам и Залушским. В 1733 году наследником поместья Пацанов был Якуб Морштын, воевода Сандомирский.
В июне 1760 года в Новом городе Корчине в резиденции земского суда было произведено деление пацановских владений на три наследства: пацановская, княжница и иваниска. Это было сделано по приказу Елизаветы из Огинских Пузианны, кастеляновой Мстиславской. Ее сопровождали Виленский воевода Ян Парис и генерал-майор В. В 1767 году наследником Пацанова был Адам Граф Парис, староста Вильнюсский. В 1769 году наследниками князей были Михал и Стефан Коморовские, охотники Брацлавские. Они захватили всю схеду вместе с половиной Пацанова. После третьего раздела В январе 1796 года было объявлено о принадлежности этих земель австрийскому императору Франциску II. Таким образом, Пацанов оказался в Стопницком округе.
Как пишет Уруский, Морские являются «одной из старейших и исторически известных наших семей».
Они жили на Куявии до XIV века, и оттуда происходит граф Ян, каштелян в 1311 году и воевода Куявии в 1325 году. С середины XIV века они жили в основном в Малопольше, где, вероятно, получили наделы от Владислава Локетека в качестве вознаграждения за помощь в войнах, которые ему приходилось вести с Чехией. В начале XV века они разделились на две линии, одна из которых назвалась «з Мокрска», а другая «з Углешина», обе богатые и сенаторские.
Из Углешинской линии: Пелшер был воеводой Великой Польши, сражался в войне Ноленчан с Гжималитами, на стороне Ядвиги. Томаш, королевский подэса, генерал Великой Польши в 1407 году, наконец, каштелян Сандомирский в 1409 году.
Из линии «з Мокрска»: Клеменс, каштелян Радомский в 1413 году, оставил четырех сыновей: Петра, наследника в Зульмежице, чьи потомки получили фамилию Мокрский, Флориана, владельца Пацанова, от которого происходят Пацановские герба Елита, Яна, хоружего Краковского и надворного коронного 1444—1461 годов, и Николая, хоружего Сандомирского 1452—1457 годов, владельца имения Мокрско, погибшего в битве с крестоносцами под Хойницами в 1454 году. Эти двое последних, а также Ян, сын Адама, их родственник, остались с фамилией Бесяд, но их потомки в начале XVI века изменили ее на Бесядовский / Бесядецкий.
Фамилию Мокрский они получили от имений Мокрско-Долне, приходской деревни в пов. Енджейов, где они являлись владельцами в период с 1367 по 1540 год. Они имеют одно происхождение с Бесядецкими, Бушковскими, Черминскими, Пацановскими, Секигиновскими, Вильчковскими, далее с Луковскими, Постекальскими из Земли Серадзкой и вышедшими из них Моравицкими – наконец, с Углешиными и Закржевскими.
Мокрские герба Елита были зарегистрированы в Королевстве Польском в период с 1836 по 1862 годы, внесены в книги дворянства тогдашней Люблинской губерни. Из них: 1 епископ и 3 каштеляна в период с 1329 по 1414 годы.