Советская власть в России была установлена в результате большевистского восстания 24–25 октября 1917 г. В ходе этого переворота было свергнуто образованное в конце февраля 1917 г. Временное правительство. Переход всей полноты власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был официально подтвержден решением II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 г. С установлением советской власти было связано и образование Советского государства – Республики Советов (РСФСР).
Переход власти к Советам по стране осуществлялся постепенно, причем в одних регионах мирным, а в других – насильственным путем. За период с 25 октября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. При этом прежний государственный аппарат (министерства, судебные органы, городские думы, земства и др.) упразднялся. Основная масса дореволюционных органов была ликвидирована к началу 1918 г., а полностью они были упразднены в середине 1918 г.
Процесс формирования советской политической системы закреплялся в правовых актах, принимавшихся новой властью. К их числу прежде всего относились: «Декрет о власти», принятый II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г.; Декларация прав народов России, принятая СНК 2 ноября 1917 г.; Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая ВЦИКом 3 января 1918 г. и утвержденная III Всероссийским съездом Советов, Декрет ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», Декрет СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства» и др.
Так, Декретом о власти было положено начало формированию нового государственного механизма: для управления страной создавалось рабочее и крестьянское правительство – Совет народных комиссаров (СНК), а также органы отраслевого управления – народные комиссариаты (комиссии). В Декларации прав народов России провозглашалось уничтожение национального гнета, право наций на самоопределение, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп, населявших территорию России. В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа закреплялись все произошедшие в стране изменения после прихода к власти большевиков (национализация земли, промышленности и банков, всевластие советов и др.). Эти преобразования определялись как основа для будущего построения общества на социалистических началах. По словам О. И. Чистякова, данная Декларация фактически являлась «малой, краткой, временной Конституцией Советского государства»2.
Наиболее значимым актом, отразившим важнейшие социально-экономические и политические преобразования первых месяцев советской власти, стала Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Она была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов и вступила в силу с 19 июля 1918 г. – с момента официального опубликования. Конституция состояла из 90 статей, 17 глав и 6 разделов. Она стала первым в истории отечественного государства Основным законом. Впервые вопрос о необходимости разработки Конституции обсуждался на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г., однако активная работа по ее подготовке проводилась с апреля 1918 г. после образования специальной комиссии под руководством председателя ВЦИК Я. М. Свердлова.
В основу Конституции РСФСР 1918 г. была положена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция основывалась на социалистических ценностях. Она полностью зачеркивала весь предшествующий государственноправовой опыт России. В соответствии со ст. 1 Конституции политической основой государства выступала система Советов, Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Согласно ст. 2 Россия провозглашалась федеративным государством – «федерацией Советских национальных республик» (фактически Конституция закрепляла национально–территориальный принцип формирования государства). Одной из особенностей Конституции РСФСР 1918 г. являлся ее временный характер – согласно ст. 9 Конституции предстояло действовать до «водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».
К числу основных недостатков Основного закона 1918 г. относилось неравенство прав и обязанностей граждан РСФСР (в этом проявлялся ее классовый характер). С одной стороны, Конституция закрепила важные положения об избирательном праве, об уравнении в правах мужчин и женщин, о равенстве граждан независимо от национальной принадлежности, о свободе слова и печати (ст. 14), собраний, митингов и уличных шествий (ст. 15), свободе совести (ст. 13), праве на объединение (ст. 16) и на образование (ст. 17). С другой стороны, перечисленные права и свободы гарантировались только трудящемуся населению, под которым понимались прежде всего рабочие и беднейшее крестьянство. Согласно ст. 64 Конституции правом избирать и быть избранными в Советы обладали трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста. При этом в соответствии со ст. 65 Основного закона избирательных прав лишались лица, использовавшие наемный труд с целью извлечения прибыли, священнослужители, лица, жившие на нетрудовой доход (например, на проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества), частные торговцы, бывшие служащие полиции, жандармерии и охранки и другие «нетрудовые элементы» (таких лиц стали называть «лишенцами»). Кроме того, избирательные права рабочих и крестьян тоже были не равными. На выборах голоса городских жителей имели больший «вес» по сравнению с голосами сельских жителей в отношении 1 к 5. В соответствии со ст. 14 Конституции РСФСР 1918 г. все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг для выражения своих мнений предоставлялись только рабочему классу и крестьянской бедноте. Исключительно эти категории получали право на объединение и образование.
В Основном законе 1918 г., помимо прав и свобод, фиксировались конституционные обязанности – в ст. 18 закреплялась всеобщая обязанность трудиться (в ней также провозглашался известный лозунг: «Не трудящийся да не ест!»), а в ст. 19 – всеобщая воинская обязанность. Правда, последняя обязанность отличалась для трудящихся (защита революции с оружием в руках) и для нетрудовых элементов (отправление иных военных обязанностей).
Еще одним недостатком Основного закона 1918 г. являлся его декларативный характер. Значительная часть положений Конституции была проникнута революционным пафосом и не могла применяться на практике. Например, в ст. 3 устанавливалось, что республика ставит своей задачей «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма». Первая отечественная Конституция закрепила следующую систему органов власти в Советском государстве:
1. Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он являлся высшим органом власти, принимавшим решения по наиболее важным вопросам (например, V Съездом была утверждена сама Конституция 1918 г.), при этом съезд был уполномочен принимать на свое рассмотрение любые вопросы. Съезд формировался из представителей нижестоящих советов – городских советов и губернских съездов советов. По Конституции съезд должен был созываться ВЦИКом не реже двух раз в год, однако допускалась возможность созыва чрезвычайных съездов.
2. Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов (ВЦИК). Формировался Всероссийским съездом советов из его делегатов, был «всецело ответственен» перед съездом и в период между съездами считался высшей властью в стране. ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. На практике именно ВЦИКом утверждались наиболее важные законодательные акты страны, например Семейно-брачный кодекс РСФСР 1918 г. и Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г. В Конституции упоминался и такой орган власти, как Президиум ВЦИК (ст. 45), однако его правовой статус не регламентировался. Позднее его место в системе органов власти было определено VII Всероссийским съездом Советов (декабрь 1919 г.): он должен был вносить проекты декретов на рассмотрение ВЦИК, наблюдать за исполнением его постановлений. В период между заседаниями ВЦИК Президиуму предоставлялось право издавать в порядке управления необходимые постановления от его имени.
3. Совет народных комиссаров РСФСР (СНК). Являлся советским правительством, формировался ВЦИКом «для общего управления делами Республики». Согласно ст. 38 Конституции СНК должен был принимать «все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни», в том числе посредством издания декретов, постановлений и инструкций. В состав СНК входили председатель и народные комиссары. СНК был ответствен перед Всероссийским съездом Советов и перед ВЦИКом.
4. Народные комиссариаты (наркоматы). Формировались ВЦИКом «для руководства отдельными отраслями управления». В соответствии со ст. 43 Конституции выделялось 18 народных комиссариатов, каждый из которых возглавлял народный комиссар. При народном комиссаре создавалась коллегия под его председательством. Народные комиссары и коллегии были ответственны как перед СНК, так и перед ВЦИКом.
5. На региональном уровне действовали областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, а также городские и сельские советы. Региональные советы обладали самостоятельностью в решении местных вопросов (хозяйственных, административных, финансовых и др.), но при этом должны были действовать в соответствии с актами вышестоящих органов. Они избирали свои исполнительные комитеты (исполкомы), которые занимались проведением в жизнь решений советов и всей текущей работой.
По Конституции РСФСР 1918 г. выборы были тайными, но при этом не являлись всеобщими, равными и прямыми. Исключение составляли лишь прямые выборы в низовые (сельские и городские) советы. Депутаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов. Следует отметить, что начиная с первых лет советской власти определяющее влияние на управление государством оказывали высшие партийные органы большевиков: ЦК РКП (б), Политбюро ЦК РКП (б), Съезд партии, хотя формально Конституция 1918 г. не содержала сведений об этом. Также в первой отечественной Конституции, в отличие от последующих основных законов, отсутствовали сведения об организации судебной власти.
Следует обратить внимание, что практически на всем протяжении существования РСФСР (СССР) система органов власти строилась на принципе демократического централизма. Данный принцип являлся альфой и омегой советского государства. Он предусматривал формирование «вертикали власти», при которой нижестоящие советы опирались в своей работе на решения, принятые вышестоящими советскими органами, хотя при этом они обладали достаточно широкими полномочиями для решения вопросов своего уровня. Также демократический централизм исключал возможность существования принципа разделения властей – в советском государстве официально не признавалось наличие независимых и самостоятельных законодательных, исполнительных и судебных органов власти, что расходится с принципами построения государственных органов в современной России (см. ст. 10 Конституции РФ). Например, в соответствии с положениями Конституции РСФСР 1918 г. законодательными полномочиями обладили несколько органов – Всероссийский съезд Советов, ВЦИК (позднее также Президиум ВЦИК) и даже правительственный орган – Совнарком.
Еще одной яркой особенностью советской политической системы, начиная с первых лет ее существования, являлось отсутствие должности главы государства (до учреждения поста Президента СССР в марте 1990 г.). Формально функции коллективного руководителя возлагались на постоянно действующий высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. Им в разное время являлись ВЦИК, Президиум ЦИК СССР, Президиум Верховного Совета СССР. Также в советский период отсутствовало понятие «местное самоуправление» (муниципальная власть). В настоящее время, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В СССР же к государственным относились и низовые органы власти – городские, районные, сельские советы и их исполнительные комитеты.
Отличительной особенностью депутатского статуса в Советском государстве был так называемый императивный мандат, который предполагает тесную связь депутата и его избирателей. Такой мандат (в отличие от характерного для современной России свободного мандата) предусматривает обязанность депутата выполнять свои предвыборные обещания, периодически отчитываться перед избирателями, которые при этом вправе отозвать депутата за ненадлежащее выполнение им своих обязанностей (в настоящее время отзыв депутата допускается только на муниципальном уровне).
Новая система органов охраны общественного порядка начала создаваться еще до установления советской власти в виде рабочей милиции, основанной на идее всеобщего вооружения трудящихся. 28 октября 1917 г. наркомат внутренних дел принял постановление «О рабочей милиции», которая учреждалась при советских органах. Однако данный акт во многом носил декларативный характер, не определял структуру, принципы организации и правовое положение милиции3. В целом в первые месяцы советской власти охрана общественного порядка осуществлялась несколькими органами параллельно: отрядами Красной гвардии, рабочей милицией, рабочими и солдатскими дружинами, образованными местными советами, а также сохранявшейся некоторое время милицией Временного правительства.
12 октября 1918 г. наркоматы внутренних дел и юстиции по поручению СНК РСФСР приняли Инструкцию «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции», закрепившую основы ее организации и деятельности. Милиция формировалась на основе классового подхода. В нее не принимались лица, служившие в правоохранительных органах в дореволюционную эпоху, а также совершившие преступления. Основной задачей милиции была охрана революционного порядка, обеспечение соблюдения закона всеми гражданами. Милиция проводила дознание по уголовным делам, выполняла поручения судебных и следственных органов, приводила в исполнение приговоры.
В русле общей политики по ликвидации «старого» аппарата советским государством упразднялась и прежняя судебная система. 24 ноября 1917 г. СНК принял Декрет о суде № 1, в соответствии с которым ликвидировались окружные суды, судебные палаты и Сенат, приостанавливалась деятельность мировых судов. Также по Декрету ликвидировались адвокатура, прокуратура, институт судебных следователей и суд присяжных. На месте упраздненных судебных органов создавались две группы судов:
1) местные народные суды, которым было подсудно большинство гражданских и уголовных дел;
2) рабочие и крестьянские революционные трибуналы, которые создавались для борьбы с контрреволюционными преступлениями.
Новые суды формировались на основе выборов. Местные судьи избирались населением определенной местности. При этом судьями местных судов могли быть избраны и бывшие мировые судьи. Революционные трибуналы избирались губернскими или городскими советами. В работе новых судебных органов, согласно положениям Декрета, должны были принимать участие граждане в качестве народных заседателей. Соответствующими советами составлялись списки очередных заседателей и определялась очередность явки заседателей на судебные заседания. В состав местного суда входил судья и два очередных заседателя, в состав революционного трибунала – председатель и шесть очередных заседателей. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов создавались уездные съезды местных судей.
Декрет о суде № 1 временно возложил предварительное следствие на местных судей. Для производства следствия по делам, подсудным революционным трибуналам, советы создавали следственные комиссии. Также учреждались должности общественных обвинителей и защитников по уголовным делам, а также должности поверенных – представителей по гражданским делам, которыми могли быть «все неопороченные граждане обоего пола».
Декрет содержал ссылку на возможность применения дореволюционных законов. Местные суды могли обращаться к старым законам лишь в случае, если они не были отменены революцией, не противоречили декретам советской власти, революционной совести и революционному правосознанию. На практике ссылки на дореволюционные законы чаще имели место не в местных, а в окружных судах, где среди судей оставалось больше представителей дореволюционной судебной системы4.
7 марта 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о суде № 2, который учредил окружные народные суды для рассмотрения дел, превышавших подсудность местного народного суда. Состав окружного суда формировался советами соответствующего уровня. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения.
29 мая 1918 г. по Декрету СНК при ВЦИКе создавался Революционный трибунал для разбирательства наиболее важных уголовных дел. Он состоял из председателя и членов, избиравшихся ВЦИК на три месяца, и рассматривал дела без участия народных заседателей. В июне 1918 г. был создан Кассационный отдел при ВЦИК для рассмотрения жалоб и протестов на приговоры ревтрибуналов. Отдел учреждался в составе председателя, назначавшегося СНК и утверждавшегося ВЦИК, а также двух постоянных членов – от наркомата юстиции и ВЦИК. Отдел был не вправе изменить приговор, он мог либо утвердить его, либо направить дело на новое рассмотрение. Изменить наказание или прекратить уголовное преследование мог по ходатайству Кассационного отдела лишь Президиум ВЦИК. В последнем факте усматривается нарушение принципа независимости суда, так как ВЦИК не являлся судебным органом.
20 июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде № 3, которым четко разграничивалась подсудность местных и окружных судов по уголовным и гражданским делам. Например, местные суды должны были рассматривать все гражданские дела с ценой иска до 10 тыс. рублей. Интересно, что Декрет предписывал на лиц, приговоренных к лишению свободы, возлагать не только судебные издержки, но и «издержки по содержанию их под стражей». В отличие от предшествующих актов Декрет № 3 не содержал оговорки о возможности использования судами дореволюционного законодательства, тем самым предполагалось, что при рассмотрении дел следовало руководствоваться только революционным правосознанием и революционной совестью.
Таким образом, в первые месяцы после образования Советского государства была сформирована система общих судов и система революционных трибуналов. Кроме того, в данный период в РСФСР стали создаваться внесудебные органы с судебными функциями. Так, 7 декабря 1917 г. по декрету СНК при этом органе была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. ВЧК занималась предварительным расследованием указанной категории дел, выносила по ним приговоры, а также приводила приговоры в исполнение. Наличие внесудебных органов являлось серьезным недостатком советской судебной системы. Оно противоречило демократическим принципам судоустройства и судопроизводства, шло в разрез с положением о необходимости осуществления правосудия только судом.
После выхода Положения о народном суде РСФСР (утверждено Декретом ВЦИК 30 ноября 1918 г.) судебная система была реформирована5. Ранее закрепленная система народные суды – революционные трибуналы была сохранена. При этом народные судьи стали избираться местными советами, а заседателей утверждали исполкомы советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими советами. При подборе судебных кадров строго проводился классовый принцип – ими могли быть только трудящиеся. Судом второй инстанции для народных судов стал Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа.
Дознание по уголовным делам возлагалось на милицию, а следствие – на следственные комиссии. В неотложных случаях следствие могло возлагаться и непосредственно на постоянных судей. По Положению 1920 г. следственные комиссии были упразднены, их функции стали осуществляться народными следователями, работавшими при местных отделах юстиции и при наркомате юстиции. Обвинение и защиту (представительство) сторон на процессе осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных советах. Советы избирали членов коллегии, которые приравнивались к должностным лицам и получали за работу зарплату (а не гонорар от клиентов). Данный порядок был изменен Положением 1920 г., согласно которому коллегии были упразднены. Защитниками приглашались граждане по спискам, составляемым исполкомами местных советов, способные выполнять такие обязанности. Ими могли быть и консультанты, состоявшие при отделах юстиции. Обвинение поручалось обвинителям, назначаемым губернскими исполкомами. В процессе могли участвовать и общественные обвинители.
К 1920 г. образовалось несколько групп революционных трибуналов, осуществлявших правосудие по наиболее важным уголовным делам, прежде всего по делам о контрреволюционных преступлениях. К ним относились: общие (территориальные), военно–революционные и военно–железнодорожные трибуналы. Так, правовой статус территориальных трибуналов определялся Положениями 1919 и 1920 гг. Они действовали в губернских и других крупных городах, как и народные суды, являлись выборными (члены трибуналов избирались местными советами), состояли из председателя и двух членов. Участие заседателей здесь не предусматривалось. Для производства предварительного следствия по делам, подсудным трибуналам, при них создавались следственные комиссии, которые назначались самими трибуналами и находились в их подчинении.
Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. При ВЦИК также действовал Верховный трибунал, который рассматривал дела особой важности, передававшиеся ему Президиумом ВЦИК. Управление судебной системой в данный период осуществлял наркомат юстиции.
Общей тенденцией развития права в Советском государстве стало практически полное отрицание дореволюционного правового опыта. В соответствии с идеологией большевиков право как важный регулятор общественных отношений в новых условиях временно сохраняло свое значение, но при этом по мере строительства коммунистического общества, оно (как и государство) должно было постепенно «отмереть», уступив свое место другим социальным регуляторам, прежде всего моральным нормам (позднее в СССР был даже принят Моральный кодекс строителя коммунизма). В первые годы советской власти также получила достаточно широкое распространение точка зрения на то, что советское право – это отмирающее буржуазное право, свертывающееся по мере успехов социалистического строительства6. Сохранение права после установления советской власти было прежде всего обусловлено наличием классовых противоречий. Новое право было призвано стать эффективным инструментом «диктатуры пролетариата», средством подавления сопротивления «свергнутых классов» (буржуазии, помещиков, торговцев и др.).
Отрицательное отношение большевиков к дореволюционному, «эксплуататорскому» праву, тем не менее, не привело к полному отказу от него в первые месяцы существования Советского государства. Как уже отмечалось, Декрет о суде № 1 1917 г. допускал возможность осуществления правоприменительной деятельности на основе старых законов, что, по сути, было обусловлено только одним – советская система права еще не была сформирована, находилась в зачаточном состоянии. Очень скоро эта возможность была сведена на нет – Декрет о суде № 3 уже не содержал оговорки о возможности использования «досоветского» законодательства. В программе Коммунистической партии, принятой в 1919 г., подчеркивалось, что, «отменив законы свергнутых правительств, Советская власть поручила выбираемым Советами судьям осуществлять волю пролетариата, применяя его декреты, а в случае отсутствия таковых или неполноты их руководствоваться социалистическим правосознанием». Практически это означало, что, если правоприменительные органы или должностные лица не могли опереться на определенную норму права, они действовали так, как им подсказывала революционная совесть, поступали так, как считали полезным для революции. «Плох тот революционер, – говорил председатель Совнаркома В. И. Ленин летом 1918 г., – который в момент острой борьбы останавливается перед незыблемостью закона. Законы в переходное время имеют временное значение. И если закон препятствует развитию революции, он отменяется или исправляется»7.
Однако все же нельзя говорить о полном забвении советским государством прежнего правового опыта. Отдельные положения и конструкции, выработанные в процессе дореволюционной правотворческой практики, выдержали испытание временем и идеологией и впоследствии вошли в тексты советских нормативно-правовых актов. Например, советским трудовым законодательством был заимствован ряд положений фабричного законодательства об охране и об оплате труда, советское семейное законодательство первоначально восприняло нормы 10 тома Свода законов Российской империи о брачном возрасте и раздельности имущества супругов, советское гражданское законодательство 1920-х гг. XX в. в вопросе о юридических лицах заимствовало отдельные положения законодательства второй половины XIX в.
Особенностью правотворческой практики первых лет советской власти стало широкое местное нормотворчество, которое нередко противоречило актам центральных органов власти. Население страны в данный исторический период активно вовлекалось в общественную жизнь (через сеть местных советов), не имея при этом опыта государственной деятельности. Зачастую необходимость в принятии местных актов была вызвана и тем, что акты из центра с большим опозданием поступали (или вообще не поступали) на места.
В советском государстве в начальный период его существования значение гражданского права в регулировании имущественных отношений резко понизилось. Руководство страны было убеждено, что данная отрасль права отживает свой век, поскольку частные хозяйственные отношения в условиях строительства социализма рассматривались как чуждое явление. «Мы ничего частного не признаем, – отмечал в одном из выступлений В. И. Ленин, – для нас все в области хозяйства есть публично– правовое, а не частное»8. Классические положения дореволюционного гражданского законодательства о частной собственности, сделках, предпринимательской деятельности в таких условиях перестали быть актуальными. Кроме того, коммунистическая идеология, лежавшая в основе политики советской власти, предусматривала необходимость решительной борьбы с имущественным неравенством, с условиями, его формирующими.
Первым крупным актом в сфере гражданского права в советском государстве стал принятый II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г. Декрет о земле. В данном акте указывалось, что «право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо залог, ни каким–либо образом отчуждаема». Позднее Декретом ВЦИК от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли» и Конституцией РСФСР 1918 г. (ст. 3) земля, леса, недра и воды были объявлены общенародным (национальным) достоянием. Указанные положения означали отказ советского государства от признания земли товаром, изъятие ее из гражданского оборота и общий запрет распространять на землю универсальные механизмы частного права. Декретом о земле, а также принятым III Всероссийским съездом Советов 10 января 1918 г. «Основным законом о социализации земли» закреплялся принцип уравнительного землепользования. В соответствии с ним все граждане России, желавшие обрабатывать землю своим трудом, были вправе получить ее на праве пользования по потребительской (в зависимости от количества членов семьи) или по трудовой норме (в зависимости от числа трудоспособных в хозяйстве). Распределение земли было возложено на местные (волостные) земельные комитеты.
Национализация земли получила юридическое оформление в Положении о социалистическом землеустройстве от 14 февраля 1919 г., в ст. 1 которого указывалось, что «вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она ни состояла, считается единым государственным фондом». Таким образом, единственным собственником земли было признано Советское государство.
В целях борьбы с условиями, порождавшими имущественное неравенство, 27 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «Об отмене наследования», по которому упразднялось как наследование по закону, так и по завещанию. После смерти собственника имущество становилось государственным достоянием РСФСР. При этом имущество, не превышавшее по стоимости 10 тыс. рублей, поступало родственникам умершего в виде меры социального обеспечения. Такие же цели преследовал и Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. «О дарениях», который запретил дарение и иное безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс. рублей. Таким образом, пресекалась возможность в обход Декрета «Об отмене наследования» путем дарения передать имущество при жизни собственника будущим наследникам. 20 августа 1918 г. был издан Декрет ВЦИК «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах»