С появлением и развитием в Апшеронском районе нефтедобывающей промышленности появляется необходимость подготовки квалифицированных специалистов в области бурения нефтяных и газовых скважин, а также эксплуатации нефтяных месторождений. Управление «Хадыженнефть», испытывавшее потребность в профессиональных кадрах, способствовало тому, что в городе Хадыженске складывались предпосылки для решения такой задачи. Основам работы на нефтепромыслах стали обучать в школе рабочей молодежи (ШРМ); в учебном комбинате по повышению квалификации нефтяников были организованы курсы для буровых мастеров района и края, также проводилось обучение непосредственно на промыслах.
Это (в локальном масштабе) было началом и частью той значительной работы, которая развернется на Кубани уже после окончания Великой Отечественной войны, когда потребовалось значительное количество дипломированных специалистов для восстановления разрушенного нефтепромыслового хозяйства.
Так, в 1946 г. приказом министра нефтяной и газовой промышленности Н. К. Байбакова был создан Кубанский нефтяной техникум с местом дислокации в г. Туапсе. Уже в течение первых двух выпусков (1948–1949 гг.) дипломы техникума получили 192 специалиста, которые оказали существенную помощь Кубани в восстановлении разрушенной нефтяной промышленности и внесли заметный вклад в развитие нефтяной и газовой отрасли региона29.
В 1951 г. решением Совета Министров СССР Туапсинский нефтяной техникум был переведен в Краснодар, где для него построили учебный корпус, дом для преподавателей и два общежития.
В 1956 г. техникум передали в ведение Министерства строительства РСФСР, а к уже имевшимся специальностям нефтяников («Эксплуатация нефтяных и газовых скважин»; «Бурение нефтяных и газовых скважин») были добавлены новые специальности («Производство строительных деталей и изделий» и «Эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта», «Монтаж железобетонных строительных конструкций»). Тогда же появилось и заочное отделение.
В сентябре 1958 г. приказом Министерства строительства РСФСР Краснодарский нефтяной техникум был переименован в Краснодарский монтажный техникум. В нем специальности нефтяников сохранились, но только на вечернем отделении («Бурение нефтяных и газовых скважин», «Эксплуатация нефтяных и газовых скважин», «Оборудование нефтяных и газовых промыслов», «Планирование нефтяной и газовой промышленности»).
Однако все возраставший спрос на дипломированных специалистов, особенно на профессионалов среднего звена, уже к середине 1960-х гг. потребовал иных решений. Это диктовалось тем, что с начала 1960-х гг. Советский Союз стал превращаться в крупнейшую мировую нефте-и газодобывающую державу. Как раз на это время приходится открытие первого нефтяного месторождения на Южном Мангышлаке и газового на Южном Устюрте в Казахстане. Первой ласточкой нефтяной эпопеи Мангышлака стала шестая скважина на площади Жетыбай, которая вошла в историю большой мангышлакской нефти как первооткрывательница. Здесь в июле 1961 г. забил первый нефтяной фонтан, открывший новую страницу в истории развития не только региона, но и всей страны, поскольку были открыты богатейшие нефтегазоносные залежи полуострова Мангышлак. Затем пришла очередь узенской нефти, когда в том же 1961 г. на скважине Г-1 на площади Узень ударил второй мощный фонтан нефти. С открытием нефтеносных площадей Узеня, который снискал славу месторождения-гиганта, Мангышлак уверенно вошел в тройку лидирующих нефтяных регионов СССР (после Сибири и Татарии)30.
В 1965 г. в Ханты-Мансийском автономном округе (Тюменская область) было открыто Самотлорское нефтяное месторождение (Самотлор) – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений нефти. Его геологические запасы были оценены в 7,1 млрд т, а доказанные и извлекаемые запасы – в 2,7 млрд т. Залежи нефти располагались на глубине 1,6–2,4 км. Начальный дебит скважин составил 47—200 т/сутки31. Первый фонтан небывалой мощности – более тысячи тонн нефти в сутки – ударил из разведочной скважины 22 июня 1965 г. Зимой 1968 г. на Самотлоре было начато бурение первой эксплуатационной скважины, а для нефтяников стали строить город Нижневартовск. Так было положено начало активной разработки нефтяных и газовых месторождений Западно-Сибирского региона.
В итоге годы с 1965 по 1977 стали «периодом самого интенсивного развития и огромного подъема нефтяной отрасли СССР. За эти годы добыча нефти в стране увеличилась вдвое, бурными темпами развивалась добыча нефти в Башкирии, Татарии, Пермской и Куйбышевской областях, а также в главном добывающем регионе – Западной Сибири»32. Тогда же «началась подготовка производства, техники и разработка технологии выхода на шельфы морей»33.
В этих условиях появляется идея открытия нового среднетехнического учебного заведения – нефтяного техникума — кузницы специалистов, которых бы готовили в том месте, где начинались первые нефтяные промыслы Кубани. Предложение о создании стационарного техникума с дневной и вечерней формами обучения, призванного заменить разрозненные формы подготовки и повышения квалификации нефтяников, поддержали руководители Хадыженского нефтегазодобывающего управления (НГДУ), Краснодарской НГР (нефтегазразверка), депутаты Апшеронского районного совета и райком партии.
5 августа 1966 г. за подписью заместителя министра А. М. Жданова34 вышел приказ Министерства нефтедобывающей промышленности СССР № 416 «Об организации Хадыженского нефтяного техникума».
Хадыженский нефтяной техникум расположился на центральной улице города по адресу: ул. Ленина, 55; в здании, которое до этого времени занимала средняя общеобразовательная школа с производственным обучением № 42.
Хадыженская средняя школа № 42
Вот как вспоминает это время ученица этой школы, а в последующем и выпускница Хадыженского нефтяного техникума Алла Васильевна Грекова: «На улице Школьной была СШ № 23, где я пошла в первый класс. Затем СШ № 23 соединили с соседней СШ № 25. А в 1961 г. из СШ № 25 выделили 9—11-е классы и образовали из них СШ № 42, где четыре дня учились в школе и два дня в неделю осваивали профессии фрезеровщиков, токарей, сверловщиков.
В 1966 г. на базе этой школы, ее преподавательского состава был образован Хадыженский нефтяной техникум. А директором и СШ № 25, и СШ № 42, и ХНТ был Федор Иванович Чумаков».
Педагогический коллектив школы № 42. 1 сентября 1963 г.
Изначально в техникуме было три направления подготовки специалистов:
• бурение нефтяных и газовых скважин;
• эксплуатация нефтяных и газовых скважин;
• планово-экономическое.
Затем, по мере укрепления позиций техникума, добавились:
• бухгалтерский учет;
• промысловая механика;
• автомеханика;
• двигатели внутреннего сгорания (ДВС).
Летом 1966 г. впервые был произведен набор студентов на первый курс обучения. Были сформированы первые четыре учебные группы.
Это было историческое событие, серьезно повлиявшее на судьбы многих молодых людей. Активно откликнувшись на представившуюся возможность получить профессиональное образование в своем городе, многие выпускники восьмилетних школ г. Хадыженска и соседних районов, а также определенная часть окончивших девять классов вступили в борьбу за право стать студентами только что открывшегося техникума. Поступить было тем более престижно, что борьба проходила в условиях серьезного конкурса. В техникум перешли и те, кто учился в учебно-курсовом комбинате, который завершил свою работу, а его последняя группа, специализировавшаяся на технологии холодной обработки металлов (ТХОМ), заканчивала свое обучение уже в здании техникума (на вечернем отделении). Здесь же стали проходить и краевые курсы повышения квалификации буровых мастеров.
1973 г. Краевые курсы повышения квалификации буровых мастеров. Педагоги и курсанты
Первый ряд (справа налево): А. Ефремов, А. В. Калачев, В. П. Митрофанов, В. Я. Филиппов, В. Г. Толстых, М. С. Горная, Н. С. Высочинский и студенты-курсанты.
Оценивая ситуацию того времени с дистанции прошедших десятилетий, невольно задаешься вопросами: как это на, казалось бы, совсем неподготовленном месте удалось так быстро создать полноценное и эффективно работающее специальное учебное заведение? Что послужило катализатором его успешного формирования?
Абсолютно очевидно – он появился в нужном месте и в нужное время. Как мощный нефтяной фонтан вырывается из скважины по причине высокого давления нефтяного пласта, так и техникум сразу же заработал в полную силу благодаря накопившейся объективно-исторической (в стране) и людской (в Хадыженске) энергии.
Объективные обстоятельства состояли в том, что, как уже отмечалось, с 1960-х гг. в СССР сложились уникальные условия для развития нефтегазовой отрасли, потребовавшие дополнительного притока квалифицированных специалистов. А их лучше всего было готовить в районах с уже установившейся нефтепромысловой инфраструктурой.
Краснодарский край и, в частности, Хадыженск как раз и были таким регионом, где в то время не было избытка высших и средних специальных учебных заведений и где значительный потенциал молодых людей не был должным образом задействован. Создание Хадыженского нефтяного техникума целенаправленно решало эту задачу, ориентируя молодежь на пополнение кадров набиравшей силу нефтегазовой промышленности.
Ко времени создания Хадыженского нефтяного техникума в стране уже действовали такие известные нефтяные техникумы, как Грозненский, Уфимский, Нефтекамский, Ивано-Франковский, Дрогобыческий, Бугурусланский, Небит-Дагский и др. Это, однако, нисколько не помешало еще одному учебному заведению такого же профиля занять свое достойное место в славном ряду хорошо зарекомендовавших себя центров подготовки техников-нефтяников. Благоприятствовало же этому как активное развитие нового нефтяного района, так и значительное количество способной молодежи, получившей возможность овладеть хорошей специальностью, не покидая родных мест. В итоге техникум, который воспринимался по существу как местный университет, стал для них не только альма-матер, где они получили хорошее образование и востребованную специальность, но и стартовой площадкой для вступления во взрослую жизнь. Затем на великих стройках, на нефтяных и газовых месторождениях страны, и даже продолжая учебу в высших учебных заведениях, они всегда стремились держать ту высоту планки, которую им изначально задали преподаватели Хадыженского нефтяного техникума.
Общее количество выпускников техникума за все годы его существования (с 1966 по 1991 г.) составило 8286 человек. Ниже приводятся архивные данные выпускников по годам.
Таблица сведений архивных дел обучавшихся в Хадыженском нефтяном техникуме на дневном, вечернем и заочном отделениях
1967–1976 гг.
1967 г.
147 ч.
1969 г.
268 ч.
1971 г.
287 ч.
1973 г.
281 ч.
1975 г.
265 ч.
1968 г.
60 ч.
1970 г.
209 ч.
1972 г.
270 ч.
1974 г.
253 ч.
1976 г.
277 ч.
Итого: 2317 чел.
1977–1991 гг.
1977 г.
262 ч.
1980 г.
237 ч.
1983 г.
213 ч.
1986 г.
236 ч.
1989 г.
207 ч.
1978 г.
254 ч.
1981 г.
259 ч.
1984 г.
220 ч.
1987 г.
251 ч.
1990 г.
239 ч.
1979 г.
307 ч.
1982 г.
391 ч.
1985 г.
206 ч.
1988 г.
194 ч.
1991 г.
192 ч.
Итого: 5979 чел.
Всего (за годы работы техникума с 1966 по 1991 г.) на всех формах обучения, включая два филиала (Ахтырский и Черноморский), дипломы ХНТ получили 8286 человек.
Первым директором Хадыженского нефтяного техникума стал директор средней школы с производственным обучением № 42 (бывший заведующий Чегенским роно) Федор Иванович Чумаков, а первыми преподавателями – лучшие учителя в основном этой и других школ города, а также специалисты-нефтяники – талантливые, образованные и преданные своему делу люди:
1. Акимочкин Ю. И. – химия.
2. Акинфиев П. В.
3. Анучина Н. П. – геодезия.
4. Атанян Э. Н. – математика.
5. Бабенко П. С. – экономика и планирование.
6. Белоусова Л. И. – экономика.
7. Буриков В. И. – геодезия.
8. Валов К. И. – механика, буровые машины и механизмы.
9. Водянова Е. А. – английский язык.
10. Высоколенко Е. В. – гидравлика, теплотехника.
11. Высочинская Э. Л. – история.
12. Высочинский Н. С. – бурение, буровые машины, техника безопасности.
13. Галабурда Н. Ф. – математика.
14. Гергенредер А. А. – немецкий язык.
15. Гогошидзе А. Я. – математика.
16. Голинко А. Ф. – английский язык.
17. Гольденберг Р. Н. – экономика, бухучет.
18. Горная М. С. – физика.
19. Грибаков В. Р. – промысловое оборудование.
20. Деговцев В. А. – география, геология, геодезия.
21. Ефременко В. Ф. – термодинамика.
22. Ефремов А. И. – термодинамика.
23. Зингер С. А. – история, политэкономия.
24. Иванова С. Ю. – разработка нефтяных и газовых скважин, нефтяное оборудование.
25. Ивашков Г. А. – математика.
26. Ионов И. В. – автоматизированные системы управления технических процессов (АСУТП), электротехника.
27. Кадюк В. И. – бурение, буровые машины.
28. Калачев А. В. – черчение.
29. Калугина Л. Ф. – этика, литература.
30. Клещук В. В. – автомобили.
31. Кливер Д. П. – техническая механика.
32. Климовец О. М. – обществознание.
33. Кондратьева Л. И. – химия.
34. Кожедуб К. А. – экономические дисциплины.
35. Кузнецов А. Д. – математика.
36. Куприянов Б. В. – математика.
37. Кукса П. П. – немецкий язык.
38. Леонов Б. А. – термодинамика.
39. Летин Ю. Б. – обществознание.
40. Лиховолов А. И. – черчение.
41. Лопатина В. Ф. – математика.
42. Лошкарев И. П. – машины и оборудование ГиГС.
43. Маганов В. Д. – техническая механика.
44. Митрофанов В. П. – математика.
45. Морозов А. С. – бурение, разработки.
46. Наумов Г. И. – математика.
47. Небоженко Т. А. – физкультура.
48. Никишина Н. В. – география, геология, геодезия.
49. Нугуманова Ф. М. – бухучет.
50. Овсянникова Т. Н. – бухучет.
51. Олейников – физика.
52. Павленко О. М. – русский язык, литература.
53. Пигров Г. И. – промысловое оборудование, технология металлов.
54. Пластинина В. В. – математика.
55. Пойда Л. И. – экономические дисциплины.
56. Посохов В. Ф. – автомеханика, гидравлика.
57. Прозоров А. К. – физкультура.
58. Пусев Ю. И. – термодинамика, сопромат, автомеханика.
59. Пусева Л. Н. – делопроизводство.
60. Рожин П. И. – бурение.
61. Ростова З. Л. – физкультура.
62. Рудакова В. М. – бухучет.
63. Рыбалко А. И. – электромеханика.
64. Санченко А. А. – электротехника.
65. Свинарева Т. Н.
66. Свистунов В. Г. – техобслуживание автомобилей.
67. Синьговский В. Ф. – военрук.
68. Синявский В. М. – военрук.
69. Скрынников А. П. – политэкономия.
70. Смирнова В. М. – экономические дисциплины.
71. Соколова В. Г. – бухучет.
72. Соколов С. А. – математика.
73. Солохина Н. И. – бухучет.
74. Толстых В. Г. – черчение.
75. Томилова Е. Г.
76. Тюрин Н. И. – электротехника.
77. Фирсов А. И. – геология.
78. Филиппов В. Я. – бурение, буровые машины.
79. Цимохов Н. Н. – автомобили.
80. Чернцов Б. Р. – бурение НиГС.
81. Чумаков Ф. И. – русский язык, литература.
82. Чумакова А. П. – русский язык, литература.
83. Шедько Л. В. – бурение, буровые машины.
84. Широков Г. В. – геодезия, гидравлика.
Так получилось, что уже с первых дней в техникуме сложился великолепный творческий коллектив педагогов-единомышленников, что вовсе не было случайностью или результатом лишь только правильных административных решений. Причина заключалась в самих преподавателях – это были первопроходцы, взявшиеся за новое для них дело с открытой душой и полной самоотдачей. На их уроках не было равнодушных, их внимательно слушали, им хотелось подражать. Их уважали и любили прежде всего за интеллигентность, честность, требовательность, человечность, терпение, юмор. Каждый преподаватель был личностью, а весь коллектив – единой командой, способной из молодых ребят сформировать отличных специалистов с крепкими знаниями, разносторонними увлечениями и активной жизненной позицией.
Педагогический коллектив ХНТ. 1980 г.
Решению такой задачи способствовала и постоянно укреплявшаяся материальная база техникума, прежде всего ее библиотечный фонд. Так, уже с первых лет существования техникума он ежегодно пополнялся примерно 4 тыс. книг и к десятилетнему юбилею ХНТ в 1976 г. достиг свыше 36 тыс., не считая брошюр и журналов.
Ноябрьские праздники (преподавательский состав ХНТ)
Встреча с участниками ВОВ и преподавателями ХНТ. 1988 г.
ЧУМАКОВ Федор Иванович – первый директор ХНТ
(с 1966 по 1976 г.)
Ф. И. Чумаков родился в с. Торговое Заветинского района Ростовской области в 1914 г. В тяжелые годы становления Советской власти мечтал стать учителем, после окончания школы поступил в Ростовский педагогический институт, а в 1939 г. по окончании учебы получил диплом учителя русского языка и литературы.
Ф. И. Чумаков
В этом же году был призван в армию. Службу закончил старшим лейтенантом, но началась война, и Ф. И. Чумаков попадает на фронт. Воевал командиром СУ – 76-го взвода управления, помощником начальника штаба полка на 2-м Украинском фронте. Как и все участники войны, в короткие минуты отдыха мечтал о мирной жизни, о завершении войны. В 1946 г. был демобилизован.
Свою трудовую деятельность Федор Иванович начал заведующим Чегенским роно Кабардинской республики. В 1953 г. переезжает с семьей в Хадыженск, где становится директором средних школ № 1, № 25, а в последующие годы возглавил школу с производственным обучением № 42.
Интеллигенция города на первомайской демонстрации
В 1966 г. в соответствии с приказом Министерства нефтегазовой промышленности становится первым директором открывшегося в г. Хадыженске нефтяного техникума (ХНТ). С большим воодушевлением он принялся за формирование преподавательского состава из числа лучших учителей школ города и специалистов-нефтяников, отдавая много сил и энергии на улучшение базы учебного заведения, организации рабочих мест для практики первых студентов-нефтяников.
Более десяти лет наряду с административной работой Ф. И. Чумаков много внимания уделял педагогической деятельности, являясь преподавателем русского языка и литературы. Он пользовался большим уважением среди коллег и студентов как инициативный работник, который всегда стремился к новому, передовому, неординарному, способствуя тем самым развитию творческого потенциала преподавательского состава и студенческой молодежи.
Его активность, новаторство и организационные способности нашли понимание и поддержку у нефтяников Хадыженска и в райкоме партии. Он неоднократно избирался депутатом городского, районного советов. За добросовестный труд был награжден медалью к 100-летию рождения В. И. Ленина, имел звание «Отличник народного просвещения».
В 1978 г. после тяжелой болезни Ф. И. Чумаков ушел из жизни и был похоронен на центральной аллее городского кладбища в г. Хадыженске. В памяти потомков он остался не только как основатель и первый директор техникума, но и как человек высоких нравственных качеств.
КУЗНЕЦОВ Александр Дмитриевич – второй директор ХНТ
(с 1976 по 1979 г.)
А. Д. Кузнецов родился в с. Закоулово Курганской области 27 сентября 1924 г. Окончил 10 классов в г. Куртамыше в 1941 г. После окончания школы был зачислен в Высшее военное училище г. Севастополя, но курсантом не стал, началась война. Вернулся на Урал в г. Куртамыш, где один год проработал в школе математиком. В 1942 г. был призван в ряды Советской армии и направлен в пехотное училище г. Златоуста. В звании младшего лейтенанта завершил обучение на ускоренных курсах и был направлен на фронт.
А. Д. Кузнецов
С 11 августа 1942 г. по 18 октября 1944 г. воевал на 2-м Украинском фронте в звании командира пулеметного взвода. Был трижды ранен, последнее ранение получил при освобождении Румынии в г. Яссы. Награжден орденами Великой Отечественной войны I и II степени, медалью «За освобождение Харькова», гвардейским значком «За отличие в боевых действиях».
Комиссовавшись из армии, получил направление на работу военкомом в школу Мендыгаринского детского дома Кустанайской области. С 1944 г. работал учителем, завучем, а в последующие годы – директором данного учебного заведения. В 1946 г. поступил на заочное отделение Челябинского педагогического института (физико-математический факультет). Высшее образование заканчивал уже в Краснодаре, так как в 1952 г. в связи с ухудшением здоровья переехал на Кубань, в г. Хадыженск. Работал в школе № 1 – учителем математики, завучем в школе № 23, затем директором школы № 23 (соцгородок). А. Д. Кузнецов приложил большие усилия по организации инициативной группы учителей, родителей, общественности и добился открытия школы № 7, где до 1977 г. был директором.
Памятный камень на территории бывшего Хадыженского нефтяного техникума
После болезни и ухода с работы Ф. И. Чумакова райком партии назначает директором ХНТ А. Д. Кузнецова. Все свои силы, организаторские способности он направил на расширение базы техникума, хотел построить общежитие для приезжих студентов на свободных землях в районе школы № 24 (там, где тогда была плантация роз). К сожалению, осуществить свою мечту Александр Дмитриевич не успел.
Педагогический коллектив ХНТ. 1977 г. В центре (верхний ряд) директор техникума А. Д. Кузнецов
A. Д. Кузнецов вел большую общественную работу, избирался депутатом городского и районного советов, возглавлял методическое объединение педагогов-математиков района, был организатором митинга, посвященного закладке на территории техникума в каменную плиту письма молодежи III тысячелетия.
По семейным обстоятельствам в 1980 г. переехал с семьей в сельскую местность (пос. Мезмай), где работал в средней школе № 27 до 1988 г. За добросовестный труд А. Д. Кузнецову было присвоено звание «Отличник народного просвещения».
Умер он 18 июля 1992 г. после продолжительной болезни и был похоронен на центральной аллее городского кладбища г. Хадыженска.
ТОЛСТЫХ Валентин Григорьевич – третий директор ХНТ
(с 1979 по 1991 г.)
B. Г. Толстых родился 20 марта 1935 г. в г. Кемерово. После окончания в 1954 г. средней школы был призван на службу в Военно-морской флот. После армии В. Г. Толстых с 1957 по 1961 г. работал токарем на Хадыженском машиностроительном заводе.
В. Г. Толстых
В 1959 г. Валентин Григорьевич поступил во Всесоюзный заочный политехнический институт (ВЗПИ) на нефтяной факультет по специальности «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов» и закончил его в 1965 г.
С 1961 г. начинается его преподавательская деятельность. Вначале учителем труда, заведующим производственными мастерскими, затем завучем производственного обучения в средних школах № 34, № 42 г. Хадыженска.
В августе 1967 г. он был приглашен на работу в ХНТ преподавателем специальных дисциплин, общей электротехники, черчения. В последующие годы с 1969 по 1971 г. работал заведующим дневным отделением, заместителем директора по учебной работе (1971–1979 гг.), с 1979 по 1991 г. – директором техникума. На этом посту он много сделал для укрепления и расширения материальной базы техникума. Благодаря энергии и организаторским способностям Валентина Григорьевича была возведена двухэтажная пристройка к основному зданию; оборудованы: кабинет бурения, кабинет механики, два кабинета черчения, кабинет завуча дневного отделения; организована библиотека. Его усилиями пополнялись оборудованием и пособиями также кабинеты автомобилистов и электрооборудования, лаборатории.
ХНТ. Линейка. 1979 г.
ХНТ на демонстрации. 1980 г.
Вручение дипломов об окончании ХНТ. 1981 г.
После закрытия техникума в 1991 г. его последний директор В. Г. Толстых до выхода на пенсию еще пять лет работал инженером конструкторского бюро, а затем главным механиком Хадыженского лесокомбината.
Вместе с распадом СССР в 1991 г. Хадыженский нефтяной техникум прекратил свое существование. Это было трудное время, когда Министерство нефтяной промышленности перестало финансировать техникум и забота о его содержании была возложена на краевую власть и краевой бюджет.
Существует мнение, что решение о закрытии техникума было поспешным и необоснованным, поскольку, с точки зрения сторонников этой позиции, видимых причин для такого поворота дел не было. Чья это была инициатива и кто конкретно принимал решение – так и осталось загадкой для преподавателей, родителей, студентов. Даже с учетом объективных трудностей того времени, как думают и теперь некоторые участники тех событий, техникум вполне мог бы продолжать свою работу вплоть до настоящего времени, так как готовил специалистов-нефтяников высокого класса, потребность в которых, хотя и сильно сократилась к концу 1980-х гг., тем не менее не могла полностью закончиться, поскольку как на промыслах Краснодарского края, так и за его пределами постоянно шло обновление кадров.
Как вспоминает Е. Т. Вакуленко, выпускница ХНТ 1969 г., особую тревогу вызывала судьба студентов, еще не окончивших обучение. Речь шла, в частности, о том, чтобы отправить их доучиваться переводом в другие нефтяные техникумы страны (в г. Грозный, в г. Нижневартовск, в Башкирию). Однако родители студентов, выступившие против этого, на общем собрании выбрали делегацию из трех человек (в их числе была и Е. Т. Вакуленко) для поездки в Москву в Министерство нефтяной промышленности, чтобы найти наиболее оптимальное решение острой проблемы. В итоге ценой больших усилий (к тому же в условиях отсутствия единой позиции между родителями и руководством техникума) удалось добиться того, чтобы студенты смогли доучиться в своем городе. Это была победа, но победа пиррова. Больше набора студентов в ХНТ не было. Он прекратил свое существование.
По словам последнего директора ХНТ В. Г. Толстых, решающим в судьбе техникума стал 1988 г., когда из Министерства нефтедобывающей промышленности СССР не поступил очередной приказ о приеме студентов на 1988–1989 учебный год. Устно причину объяснили тем, что наступило перенасыщение кадров, особенно среди буровиков. В письменной форме никаких документов на этот счет в техникум не поступало.
Обращение к историческим фактам того времени вполне подтверждает объективный характер все увеличивавшегося с середины 1980-х гг. снижения спроса на специалистов-нефтяников. Это было время, когда Советский Союз столкнулся с резким падением рентабельности нефтяной промышленности по причине сильного падения мировых цен на нефть, что, как считают некоторые исследователи, стало одной из причин распада СССР. «Перепроизводство нефти в 1980-х гг. было следствием серьезного сокращения спроса на сырую нефть, вызванного резким повышением цен на этот товар в результате кризиса 1970-х гг. К 1980 г. цена нефти на мировом рынке достигла пика 35 долларов за баррель (с учетом инфляции 93 доллара по ценам 2000-х гг.). К 1986 г. она упала до 10 долларов за баррель и ниже (около 20 долларов по нынешнему курсу)»35.
На падение нефтедобычи как основной причины геополитических перемен указывается и в статье «Как нефть убивает. Самая главная причина распада СССР», где, в частности, говорится: «Когда цена на нефть рухнула, добыча доброй половины нашей нефти стала нерентабельной. Вместе с буровыми остановились или никогда так и не заработали и предприятия по переработке углеводородов… Снижение цены на нефть более чем в 6 раз в 1986 году стало катализатором краха советской экономики и последующего распада Советского Союза»36.
В. Г. Толстых также отмечает, что наряду с ХНТ в стране тогда были закрыты еще несколько нефтяных техникумов. При этом он подчеркивает, что до 1988 г. все выпускники техникума должны были в обязательном порядке отработать три года на предприятиях нефтяной промышленности, куда они направлялись по распределению. А вот после 1988 г. уже можно было получить «свободный» диплом, т. е. решать вопрос о трудоустройстве самостоятельно. Это также косвенно подтверждает факт отсутствия к тому времени прежнего спроса на специалистов-нефтяников.
Вполне очевидно, что отмеченные обстоятельства, как и наступившие затем «лихие» 1990-е гг., оставляли Хадыженскому нефтяному техникуму не много шансов на выживание. И то, что он угасал в горбачевские перестроечные годы и окончательно прекратил свое существование в 1991 г. вместе с распадом Советского Союза, трудно назвать случайностью.
Как бы то ни было, конечный итог теперь известен – последний прием в ХНТ состоялся в 1987 г. В 1988 г. приема уже не было, а принятые ранее студенты заканчивали обучение в обычном режиме, пока в 1991 г. не была выпущена последняя группа студентов – ПМ-119.
Итак, техникум и его судьбу можно и нужно рассматривать как уникальный «естественный документ», как важнейшие страницы истории огромной страны на том этапе ее развития, когда она в эпоху перестройки уже подспудно шла к своему закату, далеко не очевидному на первый взгляд, а сама перестройка, по образному выражению выдающегося русского философа А. А. Зиновьева, закончилась «катастройкой»37.
Печальную участь своего головного учебного заведения разделили и два его филиала по вечерней форме обучения: Ахтырский (зав. филиалом П. В. Новикова) и Черноморский (зав. филиалом Т. М. Трима). При этом в отличие от Черноморского судьба Ахтырского филиала сложилась более благополучно. Созданный в 1980 г. с целью переподготовки кадров, он, когда не стало техникума, был реформирован в Ахтырский учебный центр по противофонтанной безопасности, где стали повышать квалификацию как руководящие кадры нефтяных предприятий южного региона России, так и специалисты-нефтяники среднего звена.
Публикуемые ниже материалы являются результатом многолетней кропотливой работы по восстановлению духа и атмосферы, которые сложились в преподавательском коллективе техникума. Воспоминания, интервью, биографические данные и трудовые биографии легли в основу этой части книги. Были также использованы воспоминания и беседы преподавателей и студентов, которые удалось собрать в 2005 г. во время празднования 35-летия первого выпуска студентов ХНТ.
АКИМОЧКИН Юрий Иванович,
преподаватель химии
Первыми преподавателями химии в техникуме были Юрий Иванович Акимочкин и Любовь Ивановна Кондратьева (р. 1946).
Ю. И. Акимочкин
Юрий Иванович Акимочкин родился в 1931 г., после окончания института работал в школах № 2, № 4 и № 42 г. Хадыженска.
После реорганизации школы № 42 продолжил педагогическую деятельность в Хадыженском нефтяном техникуме, где с увлечением преподавал довольно сложный предмет с первых дней работы техникума (1966 г.) и до его закрытия в 1991 г.
В 1970 г. был назначен заведующим дневным отделением, а с 1978 г. – заместителем директора по учебной работе. Зная свой предмет досконально, старался передать его понятными, доступными методами и средствами всем студентам.
Юрий Иванович был и добрым и требовательным одновременно. Его уважали и студенты, и коллеги. За свое ответственное отношение к труду и высокий профессионализм имел множество поощрений, грамот, благодарностей. Умер в 2006 г., похоронен на Хадыженском кладбище.
БАБЕНКО Полина Семеновна,
преподаватель экономики и планирования
П. С. Бабенко – участница Великой Отечественной войны, закончила Московский нефтяной институт им. Губкина. Во время бесед с коллегами иногда рассказывала, что все военные годы была радистом. Вспоминать подробности о тяжелых годах без слез на глазах она не могла.
П. С. Бабенко
До прихода в ХНТ работала инженером-конструктором на машиностроительном заводе. Будучи увлеченным преподавателем экономики и планирования, стремилась дать крепкие знания по этим предметам. Она старалась донести до слушателей, что без хороших знаний по экономике невозможно организовать работу ни одного предприятия, которое работало бы с прибылью. Студентам П. С. Бабенко запомнилась как честный, добросовестный, трудолюбивый преподаватель, требующий от студентов прочных знаний и практических навыков по преподаваемым ею дисциплинам. Выйдя на заслуженный отдых, она еще некоторое время работала в тресте «Сочиспецстрой», который занимался строительством газопроводов. П. С. Бабенко умерла 31 августа 2001 г., похоронена на Хадыженском кладбище.
БЕЛОУСОВА Любовь Игнатьевна,
преподаватель экономики нефтяной и газовой промышленности, бухгалтерского учета
Любовь Игнатьевна Белоусова (р. 1951) закончила Грозненский нефтяной институт в 1973 г. по специальности «Экономика, организация и планирование нефтяной и газовой промышленности». На распределение в Грозненский институт приехал из Хадыженска В. Г. Толстых, чтобы из числа выпускников подобрать кадры для работы в ХНТ. Любовь Игнатьевна оказалась тем молодым специалистом, кому выпала судьба поехать на работу преподавателем в Хадыженский нефтяной техникум. Прекрасно сформировавшийся коллектив преподавателей окружил заботой и вниманием молодых специалистов. Любовь Игнатьевна перенимала опыт у других преподавателей, старалась на уроках больше давать теоретических знаний, практических упражнений, расчетов по специальности.
Л. И. Белоусова
По ее воспоминаниям, заводилами в техникуме были Т. А. Небоженко, Л. В. Дарина (секретарь ВЛКСМ); хотелось с этими людьми «идти в ногу», участвовать во всех мероприятиях, олимпиадах, слетах, КВН. Время было интересное. С воспитанниками групп ХНТ соревновались группы Апшеронского лесного техникума. Это были будни будущих нефтяников и лесников Апшеронского района. Многие выпускники, получившие первоначальное образование нефтяников, механиков, экономистов, бухгалтеров, плановиков и по другим специальностям ХНТ, продолжили затем учебу в высших учебных заведениях. Преподаватели наблюдали за ростом своих студентов и после обучения. Со многими поддерживается связь до настоящего времени. Судьба техникума была решена много лет назад – его выпускники заняли достойное место на стройках страны, на нефтяных разработках, промыслах Сибири, Севера, Казахстана, Туркмении, Украины, Северного Кавказа, в министерствах и ведомствах, в совместных предприятиях с зарубежными компаниями по разработке, добыче, переработке нефти и газа.
Многие бывшие студенты ушли в другие профессии – экологию, просвещение, культуру, автомобилестроение, ракетостроение, стали учеными, известными далеко за пределами на только края, но и России.
ВАЛОВ Константин Николаевич,
преподаватель ряда специальных дисциплин
Константин Николаевич Валов (р. 1960) – преподаватель последних групп выпускников ХНТ. Закончил Грозненский нефтяной институт в 1983 г. по специальности «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов». В Хадыженском нефтяном техникуме преподавал с 1983 по 1990 г. Вел предметы: «Разработка нефтяных и газовых скважин», «Охрана труда», «Технология отрасли», «Эксплуатация нефтяных и газовых скважин», «Электронно-вычислительные машины» (ЭВМ), «Буровые машины и механизмы» (БМиМ).
К. Н. Валов
В своей работе старался преподавать так, чтобы подготовить студентов к защите дипломов. Важен был итоговый результат труда. А для этого студентам нужны были крепкие знания специальных предметов в сфере их профессиональной ориентации. После закрытия ХНТ К. Н. Валов работал на нефтегазодобывающем предприятии старшим мастером газотранспортного цеха и преподавал на вечернем отделении в учебно-курсовом комбинате г. Хадыженска.
ВЫСОЧИНСКАЯ Эмилия Львовна,
преподаватель истории и обществоведения
Закончила исторический факультет Львовского государственного университета в 1950 г. Трудовую деятельность начинала в 1951 г. учителем истории в школе № 1, затем в школе № 25 г. Хадыженска.
Э. Л. Высочинская
На педагогическую работу в ХНТ пришла в 1966 г., где талантливо и с полной самоотдачей вела занятия до 1983 г. Преподавала историю, политологию, обществоведение.
Это была самая красивая, обаятельная, интеллигентная, умная преподавательница. На ее уроках была такая тишина, что было слышно тиканье часов. Эмилию Львовну уважали и ценили за умение подачи интереснейшего материала к урокам. В учебник заглядывать не хотелось, хотелось слушать и запоминать самое интересное. Она заинтриговывала историческими событиями, рассказами о судьбах великих людей, учила самостоятельно делать анализы изучаемых тем. Для всех девчонок Эмилия Львовна была примером в этикете одежды и этикете поведения. Мальчишки влюблены в нее были поголовно; и речи не могло быть о том, что кто-то мог уйти с ее урока.