Три важных обстоятельства оказали влияние на появление этой книги: историческая несправедливость в отношении Хадыженского нефтяного техникума; недооценка гуманитарного знания в системе современного образования; наконец, 150-летие Хадыженска.
Итак, если не главным поводом, то серьезным импульсом к написанию книги стала историческая несправедливость, допущенная авторами «Истории среднего профессионального образования в России», которая была опубликована в двух томах соответственно в 2000 и 2001 гг.1 В этом внушительном издании среди всех среднетехнических учебных заведений СССР и постсоветской России, к большому сожалению, не нашлось места Хадыженскому нефтяному техникуму (ХНТ), который, хотя и прекратил свое существование ко времени выхода в свет названного издания, тем не менее до этого на протяжении нескольких десятилетий активно и весьма успешно работал.
Так получается, что будто бы и не было Хадыженского нефтяного техникума вообще! А он не просто был! Он внес существенный вклад в подготовку специалистов для нефтегазовой промышленности нашей страны именно в то время, когда она в таких специалистах больше всего нуждалась. Техникум был заметным явлением культурной жизни и уникальным образовательным учреждением одного из крупнейших российских регионов. Он также оказал большое влияние на выбор жизненного пути нескольких поколений молодых людей, прежде всего жителей Хадыженска и других нефтяных районов Краснодарского края, которые по окончании учебы разъезжались по всем регионам огромной страны, где начинали трудовую жизнь, обживались, пускали корни…
Таким образом, эта книга – один из эпизодов истории СССР в лицах. В ней как в капле воды отразилась судьба Советского Союза в последние 25 лет его существования… Такое нельзя проигнорировать!
В стремлении исправить досадное упущение упомянутого издания авторы этой книги, сами окончившие в свое время ХНТ, во время короткой встречи летом 2004 г. решили восполнить исторический пробел и написать книгу, посвященную Хадыженскому нефтяному техникуму, его преподавателям и выпускникам. В том же году приступили к сбору материалов и нашли живой отклик среди многих преподавателей и выпускников техникума, которые щедро делились своими воспоминаниями, достижениями, впечатлениями, фотографиями и иными ценными свидетельствами, чем оказали неоценимую помощь в подготовке этого издания.
Через год идея получила новый импульс, когда в августе 2005 г. на 35-летие со дня первого выпуска студентов ХНТ в Хадыженск съехались преподаватели и выпускники техникума разных лет. Участникам встречи было объявлено о замысле создания книги, посвященной Хадыженскому нефтяному техникуму, и каждому были розданы соответствующие анкеты с просьбой передать их также другим выпускникам, в том числе и через их родителей, друзей. С тех пор началась активная фаза сбора материала, которая с большей или меньшей активностью продолжалась еще восемь лет. Хотелось привлечь к проекту широкий круг людей, собрать как можно больше анкет, интересных эпизодов, событий, архивных источников, которые необходимо было проверять, исправлять, редактировать.
И чем больше мы получали информации, чем глубже вникали в суть документов, воспоминаний, биографических данных, тем больше осознавали важность начатой работы, так как лучше видели то, что не лежит на поверхности.
А именно – наконец-то стало понятно: как это в, казалось бы, оторванном от больших научных и культурных центров небольшом провинциальном городке, где не было никаких специально подготовленных педагогических кадров, появился и сразу крепко стал на ноги Хадыженский нефтяной техникум. И это при том, что на место директора сугубо технического заведения не нашлось другой кандидатуры, кроме директора Хадыженской средней школы № 42 Ф. И. Чумакова, организатора, конечно, хорошего, но «чистого гуманитария» – филолога, преподавателя русского языка и литературы.
Под стать ему были и его коллеги, пришедшие в техникум из школьного коллектива преподавателей, которые прекрасно знали свои предметы: русский язык и литературу (А. П. Чумакова), историю (Э. Л. Высочинская), химию (Ю. И. Акимочкин), немецкий язык (А. А. Гергенредер), но были явно далеки от буровой и нефтяной тематики. Тем не менее именно эти предметы стали незаменимой составной частью хорошего разностороннего образования, полученного выпускниками техникума. Конечно, специалисты в области нефтяного хозяйства и экономики затем отыскались и также хорошо вписались в преподавательский коллектив, но костяк педагогов изначально составили гуманитарии. И они, как это теперь, по прошествии десятилетий, хорошо видно, сделали главное – заложили основы культуры и творческого мышления, на которые потом уже накладывались специальные знания.
Позже, в процессе подготовки материалов к этой книге, А. П. Чумакова так скажет об этом: «Весь преподавательский коллектив придавал большое значение внеклассной работе, поскольку, как мы считали, выпускники техникума должны были овладеть не только знаниями сугубо по своей специальности, но и быть эрудированными, широко образованными людьми. К этому и стремились все преподаватели – и наставники, и воспитатели, и организаторы досуга студентов».
«Я и теперь, по прошествии многих лет, убеждена, – говорит она, – уроки преподавателей, внеклассные мероприятия, проводимые в техникуме, сыграли большую роль в том, что наши выпускники стали не только хорошими специалистами, но и замечательными людьми. К тому же они стали людьми, уверенно идущими по жизни».
Итак, вне всякого сомнения, гуманитарная подготовка – важнейшая часть любого, даже, казалось бы, очень узкого, сугубо технического образования.
Так случилось, что авторы этой книги, окончив нефтяной техникум, стали затем гуманитариями, и потому теперь особенно близко принимают к сердцу недооценку гуманитарного знания, которая явно прослеживается в современной системе высшего образования. Работая над книгой (и это было еще одним импульсом к ее написанию), мы хотели на примере Хадыженского нефтяного техникума показать, что хорошая гуманитарная база – залог не только качественной подготовки любого специалиста, но и основа для формирования творчески и самостоятельно мыслящей личности, активной гражданской позиции.
Наконец, еще одним обстоятельством, ставшим скорее не побудительным мотивом, а катализатором, ускорившим работу над книгой, явилось то, что в 2014 г. исполняется 150 лет со дня основания Хадыженска. Представить себе Хадыженск без техникума как важнейшей части его истории уже нельзя – это яркие и очень важные страницы жизни города, тесно переплетенные с судьбами многих и многих уроженцев этого края.
Разумеется, почти десятилетний срок сбора материалов продлевать дальше уже не имело смысла. Пришлось отложить все текущие и даже срочные дела, чтобы довести начатое до конца. А поскольку собрать исчерпывающую информацию не только обо всех, но даже о большей части выпускников техникума не представлялось возможным, ничто не мешает продолжить начатую работу в будущем.
Итак, собран богатый материал, но и он, к сожалению, не закрывает все вопросы, которые планировалось осветить. Например, хотелось бы дать развернутые статьи обо всех преподавателях техникума и указать годы работы каждого из них. Также мы стремились по возможности полнее представить конкретными лицами и групповыми фотографиями все курсы выпускников техникума, но в итоге сделали то, что смогли. В частности, не удалось найти необходимую информацию обо всех преподавателях (полный список которых, по счастью, сохранился в архивах), поэтому не о каждом из них в этой книге есть статьи или дополнительные сведения, которые больше рассказали бы о них. То же относится и к выпускникам разных лет. Так, поскольку инициативная группа изначально складывалась из тех, кто учился в 1960—1970-е гг., установить связь с бывшими студентами более поздних курсов спустя полтора десятка лет после закрытия техникума оказалось непросто. И все-таки помогло то, что многие выпускники и теперь поддерживают отношения со своими сокурсниками, другие еще в студенческие годы создали семейные пары, что со временем только укрепляет позитивные воспоминания о техникуме…
В итоге совместная работа позволила по возможности полно представить как факты истории, так и судьбы выпускников техникума, которые внесли достойный вклад в развитие нефтегазового комплекса нашей страны, других областей экономики и общественной жизни. Это они, получив образование в ХНТ, бурили затем скважины, добывали нефть и газ практически на всех нефтегазовых месторождениях Советского Союза, пополняли ряды экономистов, бухгалтеров, специалистов автомобильного дела в различных сферах народного хозяйства.
География распределения выпускников техникума обширна: Северный Кавказ и Поволжье; Западная и Восточная Сибирь, Сахалин и Чукотка, север Европейской части РФ, Казахстан и Туркмения, просторы Крайнего Севера и новые месторождения в шельфовой зоне различных морей… Специалисты, подготовленные Хадыженским нефтяным техникумом, участвовали также в осуществлении реактивно-турбинного бурения шахт на ядерных полигонах Семипалатинска и Новой Земли, работали на испытательных и промышленных объектах Астраханской и Иркутской областей, на строительстве БАМа и других крупнейших стройках страны.
Многие из них окончили затем еще и высшие учебные заведения, стали известными специалистами, передовиками производства. А кто-то и вовсе сменил специальность. Но всегда и везде они достойно несли звание «Выпускник Хадыженского нефтяного техникума». На просторах нашей Родины и далеко за ее пределами они были, а многие и теперь остаются первоклассными, ценными профессионалами, инженерно-техническими работниками, руководителями трудовых коллективов, учеными и просто хорошими людьми, достойными своих учителей. Им и их трудовым достижениям в первую очередь и посвящена эта книга.
Теперь, когда рукопись готова к отправке в издательство, мы хотим искренне поблагодарить всех, кто принял участие в ее подготовке и написании, кто оказал посильную помощь и поддержку нашему начинанию.
В первую очередь сердечную благодарность за предоставленные материалы и воспоминания, а также за ценные советы и замечания выражаем: директору техникума (1979–1991 гг.) Валентину Григорьевичу Толстых; преподавателю русского языка и литературы, жене одного из основателей и первого директора техникума Ф. И. Чумакова (1968–1976 гг.), Александре Прокофьевне Чумаковой; преподавателю по бурению Шедько Лине Владимировне и другим учителям, откликнувшимся на наши обращения.
Хотелось бы особо отметить, что наиболее важный вклад в составление книги внесли выпускники техникума: Владимир Владимирович Гапчуков, Николай Николаевич Светашов, Николай Федорович Ерин, Николай Николаевич Попов, Виктор Александрович Нестеренко и многие другие, жизненный и творческий путь которых оказался тесно связанным с Хадыженском и его главным учебным заведением – по существу реальным университетом этого небольшого города на юге России.
Мы признательны также преподавателю и заведующей производственной практикой Никишиной Надежде Васильевне за ее большую работу и особо ценную помощь в подборе материала, сборе анкет, учительских и студенческих фотографий, а также замечательному фотографу Р. С. Саркисяну, значительная часть снимков «природных уголков малой родины» которого украшает первую главу этой книги.
В сборе материалов и в подготовке книги к изданию оказали содействие: Галина Николаевна Кравченко – работник районного архива, Александр Владимирович Шилин – директор Хадыженского Дома культуры, Владимир Алексеевич Санченко – выпускник ХНТ, Ганнибал Вазгенович Багдасарян – уроженец Хадыженска, Лариса Сергеевна Мякинкова – начальник Службы по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром добыча Краснодар» и др.
Наконец, особого упоминания и благодарности заслуживает Елизавета Викторовна Абеленцева (Нестеренко), которая сыграла исключительно важную роль в подготовке и оформлении макета книги. Это она многие годы вела техническую работу с макетом, подбирала и первоначально распределяла фотографии, а также была главным и надежным связующим звеном между Хадыженском и Москвой.
Хотелось бы надеяться, что книга будет интересной не только бывшим преподавателям и выпускникам техникума, но и их друзьям, близким и знакомым. Она адресована также нефтяникам и широкому кругу читателей, интересующихся историей Хадыженска, открытием месторождений нефти и минеральных источников, а также всем, кто хочет больше узнать о жизни своей страны и современников ХХ – ХХI вв.