Мы кубинскими звёздами царапали спину и грудь
И завидовали тем, кто здоровался за руку с Че…
«Ночные снайперы» – «Куба»
Если серьёзно задуматься над вопросом о самой известной фотографии XX века, поставив во главу угла степень её растиражированности и известности изображённого на ней лица, правильный ответ не сразу придёт в голову. Однажды ваш покорный слуга инициировал подобный опрос и обнаружил, что в это число с наибольшими показателями вошли следующие фотографии. Юрий Гагарин в космическом шлеме, вариант – в парадной форме, Эрнест Хемингуэй с бородой в свитере под горло, Гитлер на одном из нацистских парадов с узнаваемым жестом, Альберт Эйнштейн «с языком», Ленин с приветственным жестом правой ладони, Мерилин Монро работы Энди Уорхолла. Но несомненным лидером оказался именно этот…
Альберто Корда «Че в берете со звездой»
Мэрилендский институт искусств назвал этот портрет «самой известной фотографией в мире и символом ХХ века». Этот снимок обошел всю планету. Сегодня по своим тиражам он является общепризнанным лидером среди остальных фотоснимков мира и по праву считается одним из лучших фотопортретов, сделанных за всю историю фотографии.
Речь идет о снимке «Че в берете со звездой» известного кубинского фотомастера Альберто Лиаса Гутьерреса, известного под псевдонимом Альберто Корда.
…5 марта 1960 года (!) в Гаване проходил траурный митинг и похороны 136 матросов французского парохода «Ла Кувр», доставлявшего на остров Свободы закупленное революционным правительством в Бельгии оружие и боеприпасы и взорванного американцами у берегов Гаваны.
Вот что известно об истории создания этого снимка со слов самого Альберто Корды (воспроизводится по [11])
Прибыв на митинг, фотограф пробрался сквозь толпу к помосту, на котором была воздвигнута трибуна, и принялся снимать – последовательно кадр за кадром – всех находившихся на помосте. Выступал Фидель Кастро. Рядом стояли высшие руководители страны, другие деятели, а также французский писатель Жан Поль Сартр. Было видно всех, кроме Че: он стоял в заднем ряду.
– И вдруг Че, который до этого момента держался сзади, сделал шаг вперед и оказался в первом ряду; это произошло почти одновременно с движением моего фотоаппарата, – вспоминал мастер. – Его лицо, попавшее в кадр, поразило меня; на нем был черный берет со звездой майора и кожаная куртка, застегнутая доверху; ветер развевал его длинные волосы, а взгляд был устремлен в бесконечность… Я успел трижды щелкнуть затвором; через минуту-полторы Че снова затерялся в глубине помоста…
Когда митинг закончился, Корда поспешил в лабораторию, проявил негативы и напечатал снимки для утреннего номера газеты. Но фотография Че тогда не была опубликована: редактор отобрал другие, на которых был изображен Фидель Кастро и другие лидеры революционной Кубы. Тем не менее, Корда, чувствовавший, что ему удалось передать в ней личность, внутренний мир и характер Че Гевары, сохранил ее, сделал еще один отпечаток и повесил в своей студии, где она и провисела семь лет (!), ожидая своего часа.
И час этот наступил. Осенью 1967 года фотографа посетил итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли. Ему понравился висевший в студии портрет, и он попросил автора сделать два отпечатка на глянцевой бумаге. Корда выполнил просьбу и подарил снимки Фельтринелли, не взяв с того ни сентаво. Через месяц после официального сообщения о гибели Че Гевары в Боливии (он погиб 9 октября 1967 года), когда ЦРУ распространяло повсюду фотографии убитого команданте, Фельтринелли выпустил в Милане плакат с полученным от Корды снимком, и студенты вышли с этим плакатом на улицы, скандируя: «Че – жив!».
Снимок сразу же приобрел мировую известность, и Фельтринелли менее чем за три месяца продал миллион таких плакатов.
С тех пор образ героического партизана, созданный фотографом Альберто Кордой, разошелся по всему миру и стал жить своей, не зависимой от воли его создателя жизнью.
После своего появления снимок Че воспроизводился и продолжает воспроизводиться во многих книгах, журналах, газетах, да и вообще на всех более менее подходящих для этого предметах: флагах, платках, майках, календарях, пивных этикетках, часах, зажигалках, брелоках и других бытовых изделиях, вплоть до нижнего белья. Для одних образ, запечатленный на снимке, стал своего рода иконой, символом борца за социальную справедливость, революционера на все времена. Особенно это восприятие характерно для бунтарской молодежи и представителей леворадикальных движений, что наиболее наглядно проявилось во время известных студенческих волнений 1968 года в Париже и других городах Западной Европы, а также во время массовых манифестаций антиглобалистов наших дней.