Этапы в изобразительном искусстве палеолита следующие:
1) натуральнее творчество. Этот этап основан на создании натуральных макетов. В основном это различные изобразительные композиции из туш убитых животных, их костей и т. д.;
2) искусственно-изобразительная форма. Натуральные макеты уступают место другим природным материалам, в основном это глина. Здесь встречаются скульптуры, профильные контуры, барельефы и другие композиции;
3) верхнепалеолитическое изобразительное творчество. Это различные росписи на стенах пещер, гравировки на костях и т. д.
Натуральное творчество чаще всего сопровождалось совокупностью обрядовых действий. Они проводились с тушей и шкурой убитого животного. Потом делался натуральный макет, когда на природный холмик накидывалась шкура животного, а сверху одевалась звериная голова.
Постепенное накопление творческого опыта привело к тому, что люди начинают использовать искусственные материалы. Это выразилось на следующем этапе, в искусственно-изобразительной форме, когда стали создаваться объемные скульптуры, постепенно упростившиеся до барельефного изображения, когда выпуклое объемное изображение выступает над плоским фоном.
Яркие образы в объемном изображении, уже цветные, появляются на третьем этапе – в верхне палеолитическом изобразительном творчестве.
Главными образцами изобразительного искусства этого периода являются пещерные росписи. Одни из первых таких росписей относятся к позднему палеолиту.
Но изобразительное творчество – это еще не все искусство эпохи палеолита. Одним из ярких примеров служит развитие музыкального искусства.
Здесь также выделяют три основных этапа:
1) имитация звуков природы, когда голосом подражают услышанным мотивам;
2) искусственная интонационная форма, когда исполняются мотивы, при этом высота звука, положение тона остаются зафиксированными;
3) интонационное творчество – многозвучные мотивы (в два или три голоса).
Следует отметить одну важную особенность искусства палеолита. Все культурные памятники этого периода выполняли не только эстетические функции искусства, но и использовались в религиозных и магических обрядах, были для человека неким ориентиром в природе.
В мезолите человек переходит от присваивающего способа добычи средств пропитания к производящему. Он начинает осваивать земледелие и скотоводство. Этому способствовало и появление первых металлических орудий.
Еще одним достижением мезолита является получение огнеупорной глины. Появляются новые виды изобразительного искусства – украшения поверхностей глиняных сосудов. В основном этим стали заниматься земледельцы.