В дагестанском городе Дербенте стоит старинная мечеть Джума, то есть «пятничная». Это целый комплекс интересных архитектурных ансамблей древнего города. К главной соборной мечети примыкает духовное училище – медресе, а также жилые помещения для мусульманского духовенства. Строительство мечети датируется 734 годом. Тогда Джума-мечеть была самым крупным зданием в городе. Ее размеры по тем временам считались внушительными: 68 метров – с запада на восток и 28 метров – с юга на север. Высота купола равна 17 метрам. Площадь двора – 55′ 45 м2. С тех пор Джума-мечеть неоднократно восстанавливалась после разрушительных землетрясений, войн и пожаров, но и сегодня она все еще сохраняет свой первозданный облик. Джума-мечеть в Дербенте можно считать первой мусульманской постройкой на территории нынешней России.
Дербент. Джума-мечеть
Дербент является одним из древнейших городов мира. По сей день в нем сохраняются уникальные памятники древней архитектуры, сторожевые башни, городские некрополи и мавзолеи. Расположенный на исключительно выгодном месте – там, где Кавказский хребет почти вплотную примыкает к Каспийскому морю, – город фактически запирает собой единственную дорогу, ведущую из Закавказья в Поволжские степи в восточной части Кавказского хребта. Издревле Дербент считался ключом к Кавказу. Кто владел Дербентом, тот контролировал стратегически важный торговый путь. Недаром арабы-мусульмане называли этот город «Врата ворот». От городской крепости, стоящей на горе, до самого берега моря тянутся две каменные стены с воротами, строительство которых, по преданию, начал еще Александр Македонский, чтобы защитить свои владения от вторжений северных кочевников. Между этими двумя стенами и помещается древнейший город.
Джума-мечеть. Интерьер
Шиитский символ на Джума-мечети
Ислам принесли в Дербент арабские завоеватели, которые создали огромную державу, простиравшуюся от берегов Атлантики до пределов Индии. Эту державу называют Халифатом, потому что правили в ней халифы – «заместители» Аллаха на земле, преемники основателя ислама Мухаммеда. После Римской империи это было второе величайшее государство в истории человечества. Мусульманские войска подчинили все Закавказье и к началу VIII века прочно овладели Дербентским проходом. В Дербенте поселились выходцы из Халифата, почти все местное население обратилось в ислам. В городе было построено семь мечетей, по одной в каждом квартале. Кроме того, была возведена большая соборная мечеть аль-Масжид-уль-Джами для совершения общего пятничного намаза. Это и есть нынешняя Джума-мечеть. Она принадлежит к числу самых значительных сооружений раннемусульманской эпохи. С нее и начинается история ислама на территории современной России.
Дербент. Старинная гравюра
Завоеванные арабами народы, как правило, не принуждались к принятию ислама. Да, переход в новую религию приветствовался, но силой ее не насаждали. Покоренное население, продолжавшее соблюдать традиционные культы, получало статус зиммиев – людей, находящихся под защитой государства. Правда, права зиммиев были ограничены. С них взимался особый налог. С течением времени зиммии, видя все преимущества быть мусульманами, постепенно обращались в ислам. Но на всей территории Халифата продолжали существовать еврейские и христианские общины. Не всегда жизнь их была сладкой, но в общем и целом их старались не трогать.
Крепость в Дербенте
Как и христианство, ислам с самого своего начала является религией вненациональной, общемировой. Внешняя политика халифов предусматривала постепенное включение в орбиту мусульманского мира все новых и новых народов, а также безграничное, всемирное распространение ислама.
Севернее Кавказского хребта победное шествие мусульманских войск было остановлено сильным государством – Хазарским каганатом. Его владения простирались на северокавказские степи, на Среднее и Нижнее Поволжье и даже захватывали часть славянских земель. Хазар побаивались не только в Халифате, но и на Руси, и в могущественной Византии. В VIII веке правители Хазарского каганата приняли в качестве государственной религии иудаизм. В те времена проповедники еврейской религии активно действовали по всему Поволжью и Северному Кавказу. Даже в Киеве, «матери городов русских», в начале X века образовалась небольшая еврейская община. Часто бывали в Киеве и в других славянских городах арабские торговцы и мусульманские проповедники.
Дербент. Вид сверху
Военные столкновения хазар с мусульманским Халифатом шли с переменным успехом, и Дербент несколько раз переходил из рук в руки. Последний раз хазары осаждали город в 901 году. Мусульмане воспрянули духом, когда узнали, что в глубоком тылу у противника, на Средней Волге живут волжские булгары, которые тяготятся властью каганов и ищут союзников, чтобы сбросить хазарское иго. Стало известно, что правитель волжских булгар не прочь принять ислам. В Багдаде – столице Халифата – немедленно решили снарядить посольство в Волжскую Булгарию и включили в него лучших улемов и шейхов.