Философия – это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально оно означает «любовь к мудрости», то есть любомудрие2.
В античности философию представляли как «науку всех наук». «Такое “царственное положение” философии, − пишет российский философ Т.Г. Лешкевич, − обращало в ее ведение все виды человеческих знаний. Однако никакая сфера человеческого духа, и философии в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность социально-научных знаний о мироздании»3.
Философия − особая форма общественного сознания. Ее основным вопросом является вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру). Опираясь на данные науки, она рассматривает проблемы исторического смысла и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия, не разделяя последнее на предметные области. Она оказывает сильное воздействие на социальную практику (общественное бытие)
путем формирования идеалов, культурных ценностей, норм и правил. Ее основными исторически сложившимися разделами являются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, социальная философия, история философии, методология, философия науки и пр.
Философия создает свой собственный язык − язык категорий, обладающих статусом всеобщности и необходимости (причины и следствия, необходимость и случайность, возможность и действительность и т. д.).
Философия – систематическая критическая работа разума, размышляющая над более общими проблемами бытия. Ее утверждения носят универсальный характер. Из мозаики идей и теоретических построений она создает общую картину мира, которая никогда не может быть завершена. Она выступает как метадисциплина, исследующая сочетание различных компонентов познавательного процесса4.
Табл. 1. Философские направления5