Глава 1 Древнерусское государство и право (IX–XII вв.)

Проблема точной датировки возникновения Древнерусского государства, а вместе с ним и формирования норм древнерусского права до сих пор является предметом научной дискуссии. В связи с этим хронология событий, представленных в этой главе, достаточно условна.


Конец VIII в.

В ходе Великого расселения славян на территории Восточно-Европейской равнины сложились устойчивые восточнославянские территориально-политические объединения, получившие в историографии определение «союзы племен» или «союзы племенных княжеств» (сохранились достоверные сведения, подкрепленные данными археологических раскопок, о существовании в догосударственный период 14 подобного рода образований). Их названия произошли, как правило, от топонимов и особенностей ландшафта (поляне, древляне, волыняне и др.), а также от названий рек (мораване, вятичи, бужане и др.). Низшим звеном социальной организации у восточных славян в VI–VIII вв. являлась соседская (территориальная) община – вервь (ее члены объединялись не по принципу родства, как это было в первобытной общине, а на основе совместного проживания на одной территории; дом, скот, орудия и результаты труда принадлежали составлявшим общину индивидуальным семьям; леса, луга, водоемы находились в совместном пользовании членов общины; пахотная земля периодически перераспределялась между входившими в общину семьями). Соседские общины объединялись в племена, последние – в «союзы племен».

«Союзы племен» восточных славян представляли собой достаточно сложный социальный организм. Центрами их социально-политической жизни являлись укрепленные грады, которые со временем превращались в города (например, Киев – у полян, Искоростень – у древлян, Туров – у дреговичей, Новгород – у словен). В градах происходили собрания свободных мужчин-общинников союза (веча), на которых решались важнейшие вопросы. По мере усложнения общественной жизни в рамках союзов восточнославянских племен шел процесс выделения особого социального слоя – старейшин и образуемых из них органов, специализировавшихся на управлении – советов старейшин. Поэтому вечевые народные собрания постепенно утрачивают свое значение, хотя в дальнейшем вечевые традиции сохранялись в ряде древнерусских государственных образований.

К VIII в. система управления племенными союзами восточных славян строилась уже по принципу военной демократии. Формирование института дружины происходит уже в период Великого расселения, когда в условиях ломки межплеменных связей и военной опасности усиливается роль отношений воинов со своим вождем. Таким образом, на ведущие позиции в социально-политической структуре славянских общностей выдвигается слой профессиональных воинов – дружинников – во главе с их военным руководителем – князем, в руках которого концентрируется власть в «союзах племен». Поэтому последние в науке и определяются как племенные княжения (или союзы племенных княжеств). Обладая реальной властью и военной силой, опираясь на свой авторитет и накопленные богатства, князья, дружинники, старейшины изымали у рядовых общинников часть произведенной ими продукции.

Постепенно у восточных славян шел процесс обособления ремесла от сельского хозяйства, выделения ремесленников (первоначально – кузнецов и гончаров) в качестве особой социальной группы. Стали возникать города как центры ремесла, торговли и административного управления. В укрепленной части города находились дворы князей и знати, к ним примыкал посад, населенный ремесленниками и торговцами. Уже к IX в. существовало более 20 значительных городских центров.

В процессе внутреннего развития восточнославянского этноса возникли первые городские центры, способствовавшие расширению торговли и ремесла, усложнению социальной структуры общества, образовались устойчивые межплеменные союзы и первые протогосударственные политические центры, стремящиеся к их консолидации. Таким образом, появились все предпосылки формирования на территории Восточной Европы основ восточнославянской государственности на базе постепенного укрупнения союзов. Так, оформившееся на Восточно-Европейской равнине государство с центром в Киеве, которое получило название «Русь» с достаточной степенью достоверности можно определить как государственное образование, возникшее на основе слияния двух протогосударственных объединений: союза племенных княжеств ильменских словен, части кривичей, а также неславянских этносов (чудь, меря, весь), который существовал на севере, в районе оз. Ильмень и Поволхвья, и союза племенных княжеств полян, северян и радимичей, который сложился в Среднем Приднепровье с центром в Киеве.


862 г.

Основание династии правителей Древней Руси – Рюриковичей.

Согласно летописным данным, в 862 г. на княжение в северном объединении племен был призван варяжский конунг (князь) Рюрик (862–879). Свидетельства «Повести временных лет» о «призвании варягов» послужили основой появления так называемой «норманнской теории», согласно которой восточные славяне оказались неспособны к самостоятельному созданию государства, оно было привнесено извне, «из-за моря». Последовательным противником данной теории выступал М. В. Ломоносов. Полемика между «норманистами» и «антинорманистами» в мировой исторической науке продолжалась долгие десятилетия. Сегодня вполне очевидна научная недостаточность «норманнской теории», основанной на тезисе о возможности «научить государству». Любое государственное образование, в том числе и Древнерусское, возникает только на основе длительного внутреннего развития и усложнения структуры данного конкретно-исторического общества. Однако это утверждение не отрицает роли варягов (норманнов или викингов) в процессе формирования государства Русь. Ныне можно считать установленным, что летописный рассказ о «призвании варягов» во главе с Рюриком достаточно точно отражает реально происходившие события. Призвание варяжского князя Рюрика по «ряду» – договору – было для раннего средневековья общепринятым явлением. Возможно, им являлся известный по западным хроникам князь-воин из датского королевского рода Рерик Ютландский (имена его «братьев» – Синеуса и Трувора, скорее всего, представляют собой легендарный перевод скандинавских выражений «с домочадцами» и «с двором»). Но он «вокняжился» в уже существовавшем, государственно организованном обществе. Следует признать, что варяги приняли деятельное участие в создании Древнерусского государства, дав его первую правящую династию. Но сами они сравнительно быстро растворились (ассимилировались) в среде местного славянского населения.


882 г.

Образование единого государства Русь. Согласно летописным сведениям, преемник князя Рюрика – князь Олег (879–912), спустившись по пути «из варяг в греки», захватил центр протогосударственного объединения полян – Киев и в 882 г. стал правителем («хаканом»), объединившим под своей властью северные и южные земли восточных славян. Таким образом, 882 г. традиционно принято считать годом образования Руси как единого Древнерусского государства. Но создано оно было, подчеркнем, на основе уже имеющихся протогосударственных образований. Олег, судя по всему, первым обложил данью племена, входящие в состав государства. Дань собиралась путем «полюдья» – объезда князем с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье – это не только сбор дани-налога, но и способ управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь лично разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. В Древнерусской державе с центром в Киеве под властью первых общерусских князей сохранялись местные племенные структуры, с которыми они должны были считаться и считались, поэтому, например, известные договоры с греками X в. заключались Олегом и Игорем от имени «великих и светлых князей», возглавлявших союзы племенных княжений. Только на рубеже X–XI вв. князь Владимир Святославич (980–1015 гг.) постепенно ликвидировал племенные княжения.

Дружина на Руси была главным и всеобъемлющим органом государственной власти и управления. Княжеские старшие дружинники – «бояре» и младшие – «отроки» и «детские», исполняли судебные и административные функции, получая за это часть дани, пошлин и добычи в военных походах.

При великом киевском князе и князьях волостей действовал совет («дума»), представлявший собой совещание князя с верхушкой дружины. В Древнерусском государстве продолжали действовать народные собрания – веча, которые из племенных сходок превратились в собрания свободных горожан. Решающая роль на вече принадлежала боярам и старцам градским. С укреплением княжеской власти и аппарата управления значение вечевой организации резко снижается.

В новых городах и замках князь оставлял свои гарнизоны с посадниками (наместниками): сюда стекалась дань, 1/3 которой шла в пользу наместника и его воинов (зачатки системы кормлений); здесь вершился суд. Окрестное население – жители княжеских сел – было обязано не только платить дань, но и выполнять определенные «службы» – повинности: строить крепости, поставлять в них продовольствие, пасти княжеские табуны, ловить рыбу на княжеский обиход и т. д. Такую форму правления нередко называют раннефеодальной (дружинной) монархией, основывающейся на так называемой «десятичной системе управления», которая берет начало в организации княжеской дружины.


907 г.

Объединенное русское войско совершило успешный поход на Византию, в результате которого и появился первый известный международный акт Древнерусского государства – договор с Византией. В этом документе упоминаются и нормы некоего «Закона Русского» (скорее всего, он был не письменным и некодифицированным актом, а системой обычаев, вошедших позднее в «Русскую Правду»).


945 г.

Реформа системы сбора дани. Произвольный сбор дани закончился убийством правившего в Киеве князя Игоря (912–945) и его приближенных в древлянской земле. Поэтому вдова Игоря – княгиня Ольга (945–957) провела налоговую реформу: утвердила точный размер платежей Киеву – «уставов и уроков» и создала систему административных центров – «погостов», где останавливались князья и княжеские «мужи» для сбора дани и административно-судебного управления. Весной, собрав дань, князь возвращался в Киев. А летом все собранное вместе с другими товарами грузилось на суда и отправлялось вниз по Днепру, по пути «из варяг в греки», в столицу Византийской империи Константинополь. Не случайно в дошедших до нашего времени договорах Руси с Византией 907–911 и 944 гг. большая часть статей посвящена правовому урегулированию торговли русских купцов в Византийской империи.


988–990 гг.

Религиозная реформа князя Владимира Святославича (принятие Русью христианства). В последней четверти X века встал вопрос о принятии в качестве государственной развитой монотеистической (единобожной) религии. Этого требовали, прежде всего, интересы укрепления единства государственности. Выбор был сделан в пользу хорошо известного в силу давних и тесных контактов с Византией православия.

Непосредственно принятие христианства Русью в качестве государственной религии было тесно связано с русско-византийскими отношениями. В 987 г. в малоазиатских провинциях Византии вспыхнуло восстание под руководством военачальника Варды Фоки. В ответ на просьбу императора Василия II об оказании военной помощи Владимир потребовал заключения брака с византийской принцессой Анной (породниться с византийским правящим домом в то время считалось высочайшей честью и резко поднимало международный престиж вступившего в такой брак правителя и его государства). Условием брака Василий поставил крещение Владимира. В Византию был послан русский отряд, активно способствовавший подавлению восстания Фоки. Владимир, по некоторым версиям, принял христианство. Однако империя нарушила соглашение, отказавшись отправить Анну на Русь. Тогда Владимир занял центр византийских владений в Крыму – г. Херсонес (Корсунь), и в обмен на Херсонес Василий II вынужден был пойти на брак Анны с русским князем. После возвращения Владимира в Киев в 988 г. (дата летописи, по другим данным – в 989 г.) им было осуществлено массовое крещение киевлян. 988 год принято считать годом принятия Русью христианства в качестве государственной религии (вторая религиозная реформа князя Владимира). Затем новая религия стала насаждаться в других городах и землях Руси. Была учреждена русская метрополия с центром в Киеве, подчинявшаяся константинопольскому патриарху, в важнейших центрах страны (Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов и др.) создаются первые епископства. Христианство способствовало развитию иерархических, служебно-дружинных отношений в древнерусском обществе, освящая отношения господства – подчинения. Провозглашение монотеизма укрепляло позиции главы государства и освящало сословную иерархию, складывавшуюся в древнерусском обществе. Принятие христианства укрепило единство страны и центральную власть (единая вера – единое государство – один государь); способствовало формированию общерусского самосознания. Христианство привнесло в мораль и нравы древнерусского общества общезначимые гуманистические ценностеи. Таким образом, христианская церковь, как более зрелая социальная и духовно-нравственная структура, помогала становлению Древнерусского государства и брала на себя часть его функций. В свою очередь княжеская власть обеспечивала церковь материально: в X–XI вв. отчисляла от княжеских доходов десятину, а затем передавала епископам и монастырям села с крестьянами.

Принятие христианства сыграло важную роль в системе правового регулирования и правоприменении. Наряду с «Русской Правдой» (о ней см. ниже) действовал переведенный с греческого кодекс церковного права – Номоканон (или Кормчая книга), регулирующий, помимо внутрицерковных, брачно-семейные отношения. Церковные Уставы, принимаемые князьями, также регулировали брачно-семейные отношения, устанавливали ответственность за преступления против религии и семьи. Брак и другие акты гражданского состояния регистрировались в церкви. В руках церкви находился суд по семейно-брачным и наследственным делам.


Около 1015 г. (но не позднее 1054)

«Русская правда». Князем Ярославом Владимировичем Мудрым создается древнейшая, Краткая редакция «Русской правды» – первого письменного свода законов Древнерусского государства. До этого нормы права устанавливались обычаями (многие из них и были закреплены в «Русской правде»), очевидно, некоторыми прецедентами, а также указанными выше источниками права, связанными с принятием христианства. Поэтому создание письменного и при этом по крайней мере относительно кодифицированного источника права было важным шагом в развитии законодательства. Краткая редакция «Русской правды» в дальнейшем, по повелению киевского великого князя Владимира Мономаха (1113–1125 гг.), была значительно дополнена и расширена Пространной редакцией (не ранее 1113 г.). В «Русской правде» преобладают вопросы частного права и процесса, имеются отдельные положения об имущественных отношениях. Положения этого важнейшего древнерусского источника права позволяют составить определенное представление о социальной структуре общества и правовой защите его отдельных слоев. Приведенные ниже данные о правовом регулировании тех или иных отношений основаны на положениях Пространной редакции «Русской правды» в системной связи с другими источниками.

В системе древнерусского права существовала довольно развитая система норм, которая в дальнейшем оформилась как гражданско-правовые отношения. В «Русской правде» все субъекты права еще выступают лишь как физические лица. Социальное неравенство обеспечивалось законодательством в форме повышенной защиты господствующих слоев населения. Так, за убийство представителя «старейшей дружины» – боярина – был установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе и младшего дружинника. Среди разного рода преступлений еще отсутствует посягательство на права государства, а личность князя защищена лишь более высокими привилегиями. В Пространной редакции «Русской правды» уделено значительное внимание уголовным правонарушениям, но они еще не отделены от гражданско-правовых отношений. В связи с этим само понятие преступления определяется не как нарушение закона, а как «обида» – нанесение ущерба какому-либо человеку, его личности или группе лиц, а также ущерб имуществу.

Субъектом преступления, согласно нормам древнерусского права, мог быть любой человек, включая даже холопов (хотя за них отвечал прежде всего их господин), но отсутствовал возрастной ценз преступника и понятие его вменяемости. При этом вводилось понятие соучастия в преступлении, правда, без определения ролей соучастников. Не регламентировались мотивы преступления и понятия виновности, не было различий между умыслом и неосторожностью. Среди имущественных преступлений особенно подробно выделялась кража («татьба») и разбой. К разряду тягчайшего вида воровства относилось конокрадство, которое каралось высшей мерой наказания – «потоком и разграблением», с лишением виновного всего его имущества и социального статуса. Помимо конокрадства высшая мера наказания назначалась еще в двух случаях: за поджог и разбойное убийство. Другой мерой наказания являлся штраф «вира», назначаемый только за убийство. И, наконец, самой распространенной формой наказания являлась «продажа» – уголовный штраф, поступавший в княжескую казну, а потерпевший получал «урок» – компенсацию за понесенный ущерб. Сам судебный процесс в рамках досудебной подготовки делился на «гонение следа» (поиск преступника) и «свод» (очная ставка истца и ответчика). В судебном разбирательстве (гласном и устном) заслушивали «видоков» (очевидцев) и «послухов» (поручителей, дававших характеристику участникам процесса), а также применялись ордалии (испытание водой, огнем, железом).


Конец XI – начало XII в.

Государственно-политический расцвет Древней Руси, закрепление феодального общественного строя и формирование предпосылок феодальной раздробленности. К данному периоду относится постепенное появление на Руси индивидуальной крупной земельной собственности – вотчины (домена), принадлежащей, прежде всего, князю (она начала оформляться еще во второй половине X в. – в этот период уже известны княжеские села и охотничьи угодья). В середине XI в. существование княжеской вотчины было законодательно закреплено в «Русской Правде» – основном юридическом кодексе раннесредневековой Руси. В XI в. появляется земельная собственность (вотчины) у старших дружинников и церкви. Но в целом территория государства Русь рассматривалась как коллективная собственность (домен) правящего великокняжеского рода Рюриковичей, каждый из представителей которого имел право на свою долю власти и доходов. На практике это выражалось в том, что киевские князья выделяли «города» своим детям в «отчину», дробя территорию Руси на «волости» на условиях передачи в Киев части дани с этих земель. При этом княжичи сохраняли наследственное право власти, и в случае смерти кого-либо из них «молодшие» князья перемещались, занимая все более важные и богатые княжения-волости. Верховным правителем Руси являлся тот, кто был старейшим в роде и соответственно занимал престол в Киеве. В 1097 г. в целях прекращения усобиц в Любече был созван княжеский съезд, где был установлен новый принцип организации власти: «Каждый да держит отчину свою». Отныне княжества отцов – «отчины» должны были передаваться детям-наследникам каждой из княжеских линий. Это решение де-факто подтверждало начало процесса политического раздробления единого Древнерусского государства.

Система управления постепенно переходит от десятичной к дворцово-вотчинной, смысл которой состоит, во-первых, в том, что центральное отраслевое и функциональное управление поручается лицам, занимающим должности в княжеском домене (дворце), во-вторых, управление на местах переходит постепенно к вотчинникам (крупным феодалам – в основном детям князя и иным представителям княжеской семьи, а также боярам). При этом система наместничества и соответственно «кормления» на не охваченных вотчинами территориях также сохранялась. В дополнение к имеющимся (см. выше) органам усиливается значение феодального съезда – снема, в котором принимали участие крупнейшие феодалы.

Развитие феодализма обусловило и социальное разделение общества. О представителях правящей верхушки дружинной корпорации Древнерусской державы уже было сказано. Лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос о их социальном статусе – предмет давнего спора в историографии. Вероятно, что «смерды» и «люди» в среде сельского населения слова-синонимы. Есть предположение, что смерды – это группа полувоенного-полукрестьянского населения, зависимого от князя. Для лично зависимого населения вотчин, а также для несвободных слуг использовались термины челядь (челядин) и холопы. Их неполноправное положение было закреплено законодательно: так, за убийство холопа уплачивался всего лишь штраф в пять гривен, шедший господину убитого в качестве возмещения ущерба. Во второй половине XI в. появляются закупы – люди, попавшие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты всей суммы долга. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами.

Загрузка...