См.: Андреев Ю. В. Греция в архаический период и создание классического греческого полиса // История древнего мира. Расцвет древних обществ. М., 1982. С. 70–94.
Слово αρχή – не из языка самих первых философов, а из языка передающих их мнения доксографов.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
Здесь и далее фрагменты Гераклита приводятся по изданию: Маковельский А. О. Досократики. Ч. 1. Казань, 1914.
Здесь и далее фрагменты Гераклита приводятся по изданию: Материалисты Древней Греции. М., 1955.
Таким образом, формальное название ряда текстов Аристотеля τάμετά τά φυσικά («то [те сочинения], что [которые] после физики») стало термином с глубоким философско-логическим содержанием.
См.: Fenomenoloǵia // Abbagnano N. Diccionario de filosofia. Habana, 1963. P. 531.
Онтология, согласно Н. Аббаньяно, – это одна из «трех фундаментальных форм» метафизики. См.: Metaf́isica //Abbagnano N. Diccionario … P. 793.
Здесь и далее ссылки на фрагменты сочинений Ксенофана приводятся по изданию: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.
Здесь и далее ссылки на фрагменты сочинений Парменида и последующих философов-элеатов приводятся по изданию: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1.
Онтология – учение о бытии: τά о́ντα – существующее + λо́γος – слово, учение.
Ссылки на фрагменты Демокрита приводятся по изданию: Материалисты древней Греции. М., 1955.
Здесь и далее приводятся ссылки на издание: Платон. Сочинения.В 3 т. Т. 3, ч. 1. М., 1971.
См.: Древнегреческо-русский учебный словарь. СПб., 1997. С. 190.
См.: История Европы. Древняя Европа. М., 1988. С. 410, 418.
См.: Письмо к Менойпею // Материалисты Древней Греции. М., 1955.С. 210, 212.
См.: Фрагменты ранних стоиков. М., 1998. Т. 1. С. 80–81, п. 190.
См.: Хрестоматия по эллинистическо-римской философии. Свердловск, 1987. С. 18.
См.: Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1, ч. 1. С. 546 (III 8, 4).
См.: Антология мировой философии. C. 542.
См.: Бультман Р. Теология апостола Павла // Бультман Р. Избранное :Вера и понимание. М., 2004.
Показательно мнение Ж. Боффре в его работе «Христианская философия»: «“Христианская философия” – это выражение, которое в определенном смысле звучит так же странно, как и “христианская наука”. Дело не в том, что христиане не могут быть учеными. Тем не менее они являются ими не как христиане…» (Бофре Ж. Диалог с Хайдеггером. Новоевропейская философия. СПб., 2007. С. 5).
Приведем также мнение Л. П. Карсавина: «Высочайшие ступени мистики соединяются с философским творчеством, идя рядом со схоластикой и неразрывно переплетаясь и сливаясь с нею, потому что нет противоречия между схоластикой и мистикой, и сам “рационалист” Абеляр говорил о непостигаемости Бога разумом… » (Карсавин Л. П. Мистика и ее значение в религиозности средневековья // Малые сочинения. СПб., 1994. С. 13).
Подробнее см.: Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.
См. у Платона в «Государстве»: «…как мышление относится к мнению, так познание относится к вере» (Платон. Собрание сочинений. В 4 т.Т. 3. М., 1994. С. 318).
См.: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.С. 9.