Глава 2. Античный период. Древняя Греция

Основные понятия главы:

• минойский период в истории Древней Греции;

• дворцовые государства;

• микенский период в истории Древней Греции;

• великая греческая колонизация;

• полис;

• демократия;

• олигархия;

• классическое рабство;

• гомеровская Греция;

• архаическая Греция;

• эллинизм;

• теократия;

• автаркия;

• демос;

• тираны;

• метеки;

• гоплиты;

• классический период в истории Древней Греции;

• античный капитализм.

Античный период – основа для развития европейской цивилизации. Он продолжался вплоть до конца V в. н.э., когда под ударами варварских племен пала Римская империя.

Вопрос 1. Периодизация истории Древней Греции

История Древней Греции, включавшей территории Балканского полуострова, Эгейского региона, Южной Италии, о. Сицилия, Причерноморья, начинается с рубежа III—II тысячелетий до н. э. Именно тогда возникли первые государственные образования на острове Крит. Окончание истории Древней Греции во II— I вв. до н. э. Это период, когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья захватил Рим, и они стали частью Римской средиземноморской державы.

В тридцативековом существовании Древней Греции выделяются несколько ключевых моментов. Первый связан с возникновением раннеклассовых обществ и ранних государственных образований II тысячелетия до н. э. Это – история Крита и Ахейской Греции. Второй – с формированием и расцветом полисов как независимых городов-государств, а так же созданием высокой культуры. Это период XI— IV вв. до н. э. Наконец, третий, самый короткий, это – завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Обобщая, можно предложить следующую схему.

Крито-микенский период: XXX – XII вв. до н.э.

Он включает:

Минойский (эгейский) – XXX—XV вв. до н.э. и Микенский (ахейский) – XV—XII вв. до н.э.

Далее:

Гомеровский период (XI – IX вв. до н.э.);

Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.);

Классический период (V – IV вв. до н.э.);

Эллинистический период (конец IV – I вв. до н.э.)

Вопрос 2. Греция в крито-микенскую эпоху (III – II тыс. до н. э.)

Рис. 2


Рис. 3. Г. Шлиман


Минойский период.

Бронзовый век (XXX – XII вв. до н.э.) был в Греции эпохой возникновения первых государственных образований. Древнейшим очагом цивилизации в Европе является остров Крит. Уже в глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. Видимо, благодаря восточному влиянию, еще в начале III тысячелетия до н. э. на Крите было освоено производство меди, а затем и бронзы. Бронзовые орудия труда и оружие постепенно вытесняли аналогичные изделия из камня. Важные изменения происходят в этот период в сельском хозяйстве Крита. Оно стало ориентироваться на выращивание трех главных сельскохозяйственных культур, в той или иной степени характерных для всего Средиземноморского региона, а именно: злаковых (в основном, ячменя), винограда и оливы. Новые явления, распространяясь и укрепляясь в обществе, подготовили почву для возникновения на рубеже III—II тысячелетий до н. э. первых «дворцовых» государств, происшедшее почти одновременно в различных районах Крита.

Эпоха дворцовой цивилизации на Крите охватывает в общей сложности около 600 лет (2000 – 1400 гг. до н. э.). Археологам известны несколько больших дворцов, вокруг которых группировались небольшие общинные поселения. Это дворцы Кносса, Феста, Маллии в центральной части Крита и дворец Като Закро (Закрое) на восточном побережье острова. Отличали эти крупные постройки вытянутость по осевой линии всегда в одном и том же направлении: с севера на юг. Посуда дворцов в стиле Камарес поражает ученых цветовым богатством росписей и динамизмом, безостановочным движением, который создает орнамент. Эта черта станет в дальнейшем важнейшим отличительным признаком всего минойского искусства. В эту эпоху на Крите создается линейное письмо А.


Рис. 4. Росписи стен Кносского дворца


Рис. 5. А. Эванс


Примерно около 1700 г. до н. э. дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро были разрушены, по всей видимости, в результате сильного землетрясения, сопровождавшегося большим пожаром. Новые постройки стали еще более великолепными. Археолог А. Эванс (1851 —1941 гг.) открыл так называемый дворец Миноса в Кноссе, комплекс зданий которого состоял из 300 помещений общей площадью 16000 кв. м.


Рис. 6. Реконструкция Кносского дворца


Архитектура этого критского дворца, как и других, была в высшей степени необычна, своеобразна и ни на что не похожа. Здесь имелись водопровод и канализация, хорошо продуманная система вентиляции и освещения. Стены дворца в Кноссе украшали великолепные безмятежные и жизнерадостные фрески, отличавшиеся разнообразной цветовой гаммой и исключительным искусством в передаче движения людей и животных. Они не содержали жестоких кровавых сцен войны и охоты, столь популярных в современном им искусстве стран Ближнего Востока и материковой Греции. Археологов поразил факт отсутствия укреплений дворцов, его обитатели чувствовали себя в полной безопасности. Ни одной значительной морской державы рядом тогда не существовало.


Рис. 7. «Игры с быком» – росписи дворца в Кноссе


Рис. 8. Священный бык


Рис. 9. Внешний вид дворца в Кноссе


Рис. 10. Интерьер дворца в Кноссе


Жизнь критян осложняли природные катаклизмы. Землетрясения, частые в этих местах морские штормы, сопровождающиеся грозами и ливневыми дождями, засушливые годы – все это периодически обрушивалось на Крит. Защитой жителям служили боги. Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня – «владычица». Так именуют ее надписи, найденные в Кноссе и в некоторых других местах. В этом разноликом образе угадываются общие черты древнего божества плодородия – великой матери всех людей, животных и растений, почитание которой было широко распространено в странах Средиземноморья, начиная с эпохи неолита. Другой образ – это образ могучего и свирепого бога-быка. Определенную роль играли священные символы вроде бычьих рогов или двойного топора – лабриса. В религии минойского периода тесно переплелось «божеского и человеческого», что было ее отличием от позднейшего времени.


Рис. 11. Лабрисы


Рис. 12. Великая Богиня


Как считают многие ученые, на Крите существовала особая форма царской власти, известная в науке под именем «теократии» (одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежат одному и тому же лицу). Особа царя считалась «священной и неприкосновенной». Даже лицезрение его было запрещено «простым смертным».

Высший расцвет минойской цивилизации приходится на XVI – первую половину XV в. до н. э. Тогда весь Крит был объединен под властью царей Кносса и стал единым централизованным государством. Весьма возможно, что объединение Крита вокруг Кносского дворца осуществил знаменитый Минос, о котором столько рассказывают позднейшие греческие мифы.

Считалось, что именно Минос создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил свое господство над всем Эгейским морем, его островами и побережьями. И, действительно, в XVI в. до н. э. наблюдается широкая морская экспансия Крита в Эгейском бассейне. На своих быстроходных кораблях, ходивших под парусами и на веслах, минойцы проникают в самые удаленные уголки древнего Средиземноморья.

Следы их поселений или, может быть, просто корабельных стоянок удалось обнаружить на берегах Сицилии, в южной Италии и даже на Пиренейском полуострове.

По одному из мифов, Минос погиб во время похода в Сицилию и был там похоронен в великолепной усыпальнице. В это же время критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические отношения с Египтом и государствами Сиро-Финикийского побережья.

В середине XV столетия положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения, за исключением Кносса, были разрушены. От этого страшного удара минойская культура уже не смогла оправиться. С середины XV в. начинается ее упадок. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна.

Причины катастрофы, сыгравшей роковую роль в судьбе минойской цивилизации, до сих пор точно не установлены. Согласно наиболее правдоподобной догадке, гибель дворцов и других критских поселений была следствием грандиозного извержения вулкана. Он находился в южной части Эгейского моря, на о. Фера (совр. Санторин). Другие ученые больше склоняются к тому мнению, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции (скорее всего с Пелопоннеса). Ученые подтверждают своими находками, что Кносский дворец и его окрестности были заселены пришельцами. Очевидно, в конце XV или начале XIV в. Кносский дворец был разрушен и в дальнейшем никогда уже полностью не восстанавливался. Остров Крит, центр минойской цивилизации, превращается в глухую отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура.

Загрузка...