Фото из источника в списке литературы [5].
Евреи как старейшая этноконфессиональная группа
населения Беларуси
Евреи были старейшей этноконфессиональной группой всего беларуского населения. Предполагается, что появление евреев в Беларуси относится ко временам Киевской Руси, а при правлении Витовта имел место новый их приток.
Первыми о беларуских евреях и письменных о них источниках были свидетельства, относящиеся к 1388-му году, присутствовавшие в грамоте (привилее-судебнике) Витовта, вверенной брестским евреям в 1388-м году в Луцке.
Согласно законам времен Витовта, евреев в ВКЛ (Великом княжестве Литовском) следовало считать классом свободных граждан княжества. Князь и местные высшие власти им покровительствовали.
Жизнь евреев была общинной, во внутренних своих делах они прибегали к самоуправлению.
Влияние жестких преследований евреев на их образование в Западной Европе. Переселение евреев
По причине жестоких преследований, которым подвергали евреев западноевропейских стран в 14-м столетии (в его конце) – 15-м столетии (в его начале) уровень образования евреев резко понизился. Руководителями общин делались усилия по восстановлению образовательной системы, принимали меры для этого. Однако меры эти не содействовали остановке упадка образования, вызванного серьезными преследованиями представителей еврейской национальности.
Евреи были изгнаны из таких стран как Англия и Франция. В Германии евреям пришлось пережить страшные преследования и погромы, из-за чего началось активное переселение евреев в Польшу и в ВКЛ.
Численность лиц еврейской национальности в ВКЛ
Фото из источника в списке литературы [6].
На территории Великого княжества Литовского (ВКЛ) численность евреев в 1560-е годы была равной двадцати тысячам человек. К периоду 1628-го года она уже составляла сорок тысяч. Согласно данным историка Беларуси 3. Ю. Копысского, в беларуских местечках и городах доля евреев варьировала в диапазоне от двух до десяти процентов от всего населения.
В 1676-м году в ВКЛ евреев было 32 тысячи. А в 1766-м году их стало уже 157 250.
В 1789-м году лиц еврейской национальности в повете Новогрудском вместе со Слуцким княжеством (без таких поветов как Слуцкое и Волынскоое) было 8 569. Причем на каждые сто жителей приходилось (если брать усредненно) 3,2 еврея.
Особенно облюбовали беларуские и литовские евреи город Брест-Литовск, в котором жило более трех тысяч евреев.
К еврейским общинам с большим числом евреев принято причисление общин: в Вильно, Гродно, Минска, Пинска, Дрогичина, Волковысска и т. д. Следует обратить внимание, что доля евреев в беларуских городах была весьма высока.
Жизнь и образование евреев в Речи Посполитой
Евреи были в Речи Посполитой особым сословием, управлявшемся во внутренней своей жизни выборными представителями, которые избирались, они были как светскими, так и духовными.
Дела общин управлялись общинными советами, находившимися во всех городах, где была еврейская оседлость. Исключение касалось деревень и небольших местечек, в которых евреи были в подчинении близлежащего кагала.
Кагалы и общинные советы занимались множеством проблем, в том числе делами, имеющими отношение к обучению юношества.
Иногда нужно было заниматься спорными проблемами. Поэтому проходили на ежегодной основе съезды старшин и раввинов, приравниваемых к высшим судебным учреждениям.
В ВКЛ имелся свой «Ваад», в нем практиковалось принятие участия кагальных депутатов и раввинов от главнейших обществ таких городов как Брест, Гродно, Пинск, Вильно и Слуцк.
В 16-м столетии можно было наблюдать превращение Польши, Беларуси и Литвы в важнейшие центры еврейского образования. Была заметной забота вождей о том, чтобы укреплялось единство еврейского народа и сохранялись его национальные особенности. Кагалы и ваады постоянно заботились об обучении еврейских детей.
Раввины в общинах были ближайшими опекунами учащихся. Они зачастую становились не только ректорами (рош-иешивами) талмудических школ, в своих городах, но и надзирателями за школами, низшими «хедерами».
Если раввин имел в большой общине слишком много обязанностей, рош-иешивой становилось лицо, относящееся к среде авторитетных талмудистов.
Талмуд-торы, хедеры и иешивы
Еврейские общины шли на то, чтобы обеспечивать содержание особых школ для детей бедняков, талмуд-тор. В основном же дети обучались в школах частных хедерах, у учителей-меламедов, которых контролировала община.
В Речи Посполитой образование евреев опиралось на традиции ашкенази (ашкенази – евреи северо- и центрально-европейские), которое было религиозным. Правда, иной раз евреи осваивали светские науки, но их было очень не много. Абсолютным большинством получалось лишь образование религиозное. Так как детьми строго посещалась синагога, они обучались живо и актуально. В то же время меламеды обычно не успевали проходить за неделю, что нужно было пройти. Раздел не заканчивался, а со следующей недели начинался новый. В итоге дети лишь частично изучали Пятикнижие.
Поскольку дети говорили на идише, меламедам приходилось вначале осуществлять перевод Пятикнижия. Грамматику иврита дети изучали весьма редко.
Очень важно было, чтобы дети знали Талмуд. Поэтому нередко упускалось изучение книги Пророков, а после изучения Пятикнижия сразу был переход к Талмуду. Нередко дети начинали изучать талмуд, когда им исполнялось 8 лет. Некоторые из подростков после того, как завершали обучение в хедере, продолжали изучение Талмуда самостоятельно в синагоге. Кто-то поступал в иешиву.
Особо выделялась иешива в Бресте. Здесь для преподавателей имел важное значение логический блеск, умение ученика приводить различные доводы. Это содействовало развитию логического мышления, но могло нанести урон познанию истин Талмуда.
Девочкам иногда также давали возможность получения еврейского образования. Но оно было ограниченным. Девочки научались читать писать и молиться.
Меламеды, между тем, особым авторитетом не пользовались. То что они знали и умели, знали и умели практически все евреи. И поэтому оплата их труда была весьма скромной. Зато у учителей Талмуда, руководителей иешив, как и у ученых-талмудистов, авторитет был огромный, труд их, соответственно, оплачивался довольно высоко.
Описание жизни школы в еврейских общинах Речи Посполитой 17-м столетии (в первой его половине)
Современным летописцем, С. М. Дубновым в его книге под названием «Краткая история евреев» дается картина жизни школы в еврейских общинах Речи Посполитой в 17-м столетии (в первой его половине) [3]:
«В каждой общине существолвала иешива, глава которой получал щедрое содержание из общественных сумм, дабы он мог жить спокойно и предаваться учению. Общины содержали также на свой счет юношей («бахурим»), обучавшихся в иешиве. К каждому юноше приставляли не меньше двух мальчиков («иеарим»), которых он должен был обучать, дабы упражняться в преподавании Талмуда и в научных прениях. Каждый юноша со своими двумя учениками кормился в доме одного из состоятельных обывателей и почитался в этой семье, как родной сын… И не было почти ни одного еврейского дома, в котором сам хозяин, либо сын его, либо зять, наконец, столующийся у него иешиботник не был бы ученым. Часто же все они встречались в одном доме.
Порядок учения был следующий. Было два учебных полугодия в иешивах: летнее и зимнее. В начале каждого полугодия в иешивах научали с большим прилежанием гемару (Вавилонский Талмуд). И собирались ежедневно мудрецы общины, молодые люди и вообще все, сколько-нибудь прикосновенные к науке, в здании иешивы, где на первом месте восседали начальник заведения (рош-иешива), а вокруг него располагались, стоя, множество ученых и учащихся. Рош-иешива читал лекцию с толкованиями и комментариями. После лекции он устраивал научные прения («хилук»): сопоставлялись разные противоречивые места из текста Талмуда или из комментариев.
При начальнике иешивы состоял особый служитель, который ежедневно обходил первоначальные школы («хедеры») и наблюдал, чтобы дети в них усердно учились и не шатались без дела. Раз в неделю, по четвергам, ученики хедеров обязательно собирались в дом «школьного попечителя» (габай), который экзаменовал их в том, что они прошли за неделю, и если кто нибудь ошибался в ответах, то служитель бил того крепко плетьми, по приказанию попечителя, а также подвергал его великому осрамлению перед прочими мальчиками, дабы он помнил и в следующую неделю учился бы лучше. По пятницам же, еженедельно, мальчиков экзаменовал сам рош-иешива. Оттого-то и был страх в делах, и учились они усердно… Люди ученые были в большом почете, и народ слушал их во всем; это поощряло многих домогаться ученых степеней, и таким образом земля была наполнена знанием».
Фото из источника в списке литературы [7].
Упадок Еврейского образования и учебные заведения в черте оседлости
В 17-м 18-м столетиях было время резни и погромов которые учинял Богдан Хмельницкий со своими казаками. Много плохого творили и гайдамаки. Это не могло не привести к общему политико-экономическому упадку Речи Посполитой, ослаблению общинной еврейской организации и упадку образования евреев.
Общинами, как правило, продолжалось содержание талмуд-торы для детей из бедных семей, однако контроль над деятельностью хедер ими был утрачен. Сократилось количество иешив. Изучением светских наук почти никто не занимался. Но еврейские мальчики в своем большинстве все же получали образование.
После первого разделения Речи Посполитой в 1772-м году беларуские земли стали входить в Российскую империю, на территории которой оказалось приблизительно сто тыс. евреев, которых судьба разбросала по разным местам Беларуси. У них оказалось в итоге российское подданство.
В 1791-м году, в соответствии с указом Екатерины Второй, евреям положено стало удерживаться в пределах их расселения. Беларуским евреям было предоставлено право на «гражданство и мещанство». Черта оседлости начала вырисовываться. Появление термина «черта оседлости» имело место при Николае Втором.
Евреям предлагалось в принудительном порядке проведение в 1846-м году школьной реформы. С 1847-го года для евреев началось открытие государственных школ, возглавляемых христианами, которые попутно осуществляли преподавание общих предметов. Правда, по прошествии многих лет возглавление школ разрешили евреям.
Первой школой первого разряда (низшей) была учрежденная в 1847-м году в Минске школа, второй – учрежденная в 1848-м году школа в Вильно.
Еврейская молодежь получала образование как в казенных еврейских училищах, так и в общих учебных заведениях. В них обучалось приблизительно 238 человек евреев (были среди них и девочки – несколько девочек).
В Беларуси имело место существование крупных иешив в таких местечках как Воложин, Мир, Слоним, Слуцк, Любавичи. Они были известны в качестве центров еврейской учености. В них обучались молодые евреи из многих стран, в том числе из Америки, Польши, Австрии и др.
Особенно известной в 19-м столетии (во второй его половине) была иешива Воложинская. В то время она возглавлялась раввином Нафтали Цви Иегудой Берлином. В ней работал в качестве преподавателя-талмудиста Хаим Соловейчик, считавшийся большим авторитетом. Но в 1892-м году иешиву эту закрыли, причиной закрытия явился отказ от преподавания светских наук. Евреев это событие взволновало до глубины души.