I. Геополитические особенности истории Древней Греции и ее периодизация

1.1. География греческого мира

Греческая цивилизация зародилась в восточном Средиземноморье, главным образом, на побережье Эгейского моря, разделявшего европейскую Грецию и Малую Азию. Вероятно, никакая другая область Европы не имеет такое количество бухт, лагун и гаваней, тогда как Эгейское море покрыто множеством крупных и малых островов, которые соединяют оба побережья и дают возможность пересечь водное пространство, фактически не упуская из виду сушу. В Эгейском море имеется немало больших (Эвбея, Лесбос, Самос, Родос и др.) и огромное множество мелких островов, которые иногда объединяются в архипелаги. Наиболее значительными из них являются Киклады, тянущиеся с запада на восток и прикрывающие Эгеиду с юга, и Спорады, идущие с севера на юг вдоль побережья Малой Азии. Своего рода южными воротами Греции является большой остров Крит, место возникновения самой древней цивилизации Европы. Острова в Ионийском море, омывающем Грецию с запада (Левкада, Итака, Сибота и др.), связывают Грецию с Италией.

Материковая Греция – гористая страна с изолированными друг от друга областями. В жизни Греции, в отличие от Востока, не было больших рек, обширных равнин и длинных караванных путей, обусловивших создание больших государств, напротив, в греческом мире доминировали небольшие города-государства, полисы. Последнее способствовало развитию политического плюрализма, республиканских форм государственности и гуманистической ориентации культурной жизни. Античная Греция так и не объединилась, а экономические и политические задачи было выгоднее решать самостоятельно, сохраняя принцип обособленности отдельных полисов.

Балканская Греция делится на три области: Северную, Среднюю и Южную. С севера Греция была отделена от Македонии горными хребтами, Олимпом и Оссой, а, согласно мифологии, самая высокая гора хребта – Олимп (2911 м) – была местом обитания греческих богов во главе с верховным богом Зевсом. Собственно Северная Греция делилась на две области: Эпир и Фессалию, разделенные между собой хребтом Пинд. Эпир, гористая, труднопроходимая область, населенная смешанным греко-иллирийским населением, была одной из самых отсталых областей Греции, вышедшей на политическую арену только в III в. до Р.Х.

Восточная часть региона, Фессалия, была самой большой греческой равниной, знаменитой своим земледелием, разведением крупного и мелкого скота и развитым коневодством. Фессалия была центром разведения лошадей, а фессалийская конница – лучшей в Греции. На рубеже II–I тыс. до Р.Х. пришлые фессалийцы поработили местное население, превратив его в прикрепленных к земле полукрепостных, именуемых пенестами. Фессалийские общины управлялись родовой аристократией, а отсталость страны стала причиной того, что Фессалия вышла на арену довольно поздно, в V–IV вв. до Р. Х. Труднопроходимые горы на юге Фессалии отделяли ее от Средней Греции, попасть в которую можно было только через труднопроходимое и узкое Фермопильское ущелье.

Более значительную роль сыграли Средняя и Южная Греции. Главными областями Средней Греции были находящиеся на юге Аттика и Беотия, а между Фессалией и Беотией располагались несколько небольших гористых областей (Дорида, Фоки да, Этолия). Горная Акарнания находилась поблизости от морского пути в Италию, другая гористая область, Этолия, приобрела политическое значение только в IV веке до Р.Х., а в Ш-П вв. до Р. Х. Этолийский союз стал одним из главных военно-политических объединений в греческом мире. Маленькая Дорида считалась прародиной дорийцев, позже расселившихся по всему Пелопоннесу, а на территории другой небольшой области, Фокиды, рядом с другой областью, Локридой, находилось знаменитое Дельфийское святилище Аполлона – самый авторитетный оракул Греции.

Аттика и Беотия были отделены друг от друга хребтом Киферон. Аттика и ее центр, Афины, сыграли ключевую роль в эпоху архаической и классической Греции VII–IV вв. до Р.Х. и сохраняли особое положение и в последующие периоды. С Афинами были связаны самые значительные экономические, политические и культурные достижения греческой цивилизации, и именно под знаком Афин проходит почти вся история Греции. Аттика делилась на три примерно равные части: небольшая плодородная равнина, Педион, горная часть центра, Диакрия, и прибрежная полоса, Паралия. Аттика была тесно связана с морем и испытывала дефицит сельскохозяйственных продуктов. Главными культурами в древности были виноград, оливки и фиги. Возможно, главным источником богатства был Лаврион, где находились серебряные рудники. Начиная с V в. до Р.Х. главным портом Аттики становится Пирей, позже соединенный с Афинами оборонительной системой Длинных стен.

Беотия (главный город Фивы) значительно отличалась от Аттики. Это – плодородная равнина, где выращивались зерновые и виноград. Страна имела развитое скотоводство. Аграрный характер экономики обусловил консерватизм беотийского общества. Политические различия между демократическими Афинами и олигархическими городами Беотии, равно как и территориальные противоречия, обусловили противостояние двух областей. Беотия играла немалую роль в истории Греции VII–V вв. до Р.Х., а в IV в. Беотийский союз претендовал на общегреческое лидерство.

Пролив Эврип отделял Аттику от большого острова Эвбея, фактически примыкавшего к Средней Греции. Два главных города Эвбеи, Эретрия и Халкида, приняли активное участие в колонизации. В V веке остров был одним из наиболее развитых регионов Греции и находился в орбите афинской политики. Возле южной оконечности Аттики, мыса Суний, находился остров Кеос, уже входящий в группу Кикладских островов, а у южной части полуострова – знаменитый остров Саламин, место великой победы греков над персами.

Южная Греция или Пелопоннес (буквально «полуостров») отделялась от Средней Греции узким перешейком между Сароническим и Коринфским заливами. Этот перешеек (Истмийский) предоставлял прекрасные возможности для обороны и в 480 г. (а, возможно, ранее в микенское время) был перегорожен мощной стеной, которая периодически обновлялась. У перешейка находились два крупных торгово-ремесленных центра Греции – Мегара и Коринф, – бывшие серьезными конкурентами Афин. Находящаяся к северу Мегара все больше и больше попадала в орбиту афинской экономики. Напротив, дорийский Коринф всегда был противником афинян, сохраняя свое значение в эпоху архаики и классики. Возрождение Коринфа приходится на эпоху эллинизма, когда он становится центром Ахейского союза.

Наиболее важными областями Пелопоннеса были Арголида, Лаконика и Мессения. В Арголиде находились главные центры микенской цивилизации, собственно Микены, Тиринф и Аргос. К VIII веку значение сохранил только Аргос, главный противник Спарты в Пелопоннесе. Свое микенское прошлое имели и Лаконика и Мессения (дворцы в Спарте, Пилосе и др.), однако их расцвет начался после дорийского вторжения. Основная масса дорийцев расселилась на плодородной Лаконской равнине, через которую протекала река Эврот. Именно здесь находилась Спарта, основной военно-политический противник Афин. В VIII–VII вв. спартанцы захватили другую плодородную равнину, Мессенскую, обратив местных жителей в коллективное рабство (илотия), а в VI в. последовало образование Пелопонесского союза, в который вошли почти все города и племена Пелопоннеса за исключением Аргоса и Ахайи, где потомки микенцев так и не подчинились завоевателям. Союз был распущен в 365 г. Аркадия и Элида в основном оставались в орбите спартанской политики. В последней было немало плодородных почв, пригодных для земледелия, тогда как в гористой Аркадии, где было немало городов (Мегалополь, Мантинея, Тегея и др.), процветало скотоводство.

Наконец, горная область на севере Пелопоннеса, ставшая прибежищем для остатков микенского населения, теперь называлась Ахайя. Отсталая изолированная страна не вошла в Пелопонесский союз и не играла никакой существенной роли вплоть до III в. до Р.Х. В Ш-П вв. образовавшийся здесь Ахейский союз стал второй (наряду с Этолийским) главной силой в Греции и подчинил себе весь Пелопоннес. Хотя новый союз продолжал именоваться Ахейским, собственно ахейцы составляли в нем явное меньшинство, а главным противником продолжала оставаться Спарта.

Немалую роль в греческой истории играли другие регионы: острова, побережье Малой Азии и Халкидика. Кикладские острова располагались кругом (греч. κύκλος) вокруг острова Делос, а в самом архипелаге было немало хорошо известных островов (Парос, Наксос, Андрос, Мелос и др.). Во II тыс. до Р.Х. под сильным влиянием критян здесь происходит расцвет т. наз. «кикладской культуры». Позже их значение падает: на островах было мало плодородной земли, и они сыграли немалую роль в процессе переселения. Вдоль побережья Малой Азии находилась большая островная группа, наиболее значительными в которой были острова Лесбос, Хиос и Самос. Около VI в. до Р. Х. Самос достиг высокого уровня экономического и культурного развития, самосский флот был одним из самых сильных в Греции, а торговля велась как с материковой Грецией, так и с Египтом и северной Африкой. В VI в. происходит расцвет Хиоса, одного из самых больших государств по числу работавших там рабов. Лесбос был не только экономическим, но и культурным центром Греции. С островом были связаны жизнь и творчество знаменитых поэтов (Алкей, Сапфо) и философов (Аристотель, Феофраст, Эпикур). Во время греко-персидских войн эти три острова вышли из Пелопонесского союза и стали ядром нового союза, В системе афинского господства находились и другие острова Эгеиды: Лемнос, Фасос, Скирос. Наконец, остров Кос в южной части Спорад был особенно знаменит тем, что здесь находилась наиболее влиятельная медицинская школа Греции, основанная знаменитым Гиппократом, а в IV в. на острове появилось святилище бога врачевания Асклепия.

Хотя поселения на Родосе возникли в раннее время, расцвет этого островного государства приходится на эллинистический период. Родос стал одним из самых богатых греческих полисов и одним из центров мировой торговли, а родосский флот контролировал южную часть Эгеиды и успешно боролся с пиратами. Остров стал важным центром науки, культуры и образования, привлекавшим философов и поэтов. Известна и родосская школа скульпторов.

Все эти острова и узкая полоса малоазииского побережья стали первым объектом греческой колонизации, начавшейся уже после крушения микенского мира (ок. 1200 г. до Р.Х.). Северные районы и острова Лемнос и Тенедос были колонизированы мигрировавшими из Фессалии ахейцами, которые теперь именовались эолийцами. Крит, Родос и южная часть побережья оказались заселены дорийцами. Впрочем, главным потоком был ионийский. Ионийцы заселили острова Хиос и Самос, а также – центральную часть побережья. Здесь возникли такие города как Милет, Эфесе, Колофон, Приена, Фокея и др. Именно отсюда пошла греческая колонизация VIII–VI вв. и началась экономическая и культурная революция времен архаики. Вплоть до V в. малоазийские города были, наверное, главным очагом бурно развивающейся греческой цивилизаций, и только к V в. культурный центр переместился в Афины. Особенностью малоазийских городов была их тесная связь с Востоком, особенно плодотворная в VIII–VI вв. С образованием Лидийского, а затем – Персидского царства эти полисы попали под власть восточных монархий. Персидское господство было свергнуто после Каллиева мира (449 г.), но Анталкидов мир (387 г.) восстановил персидский протекторат. Только после похода Александра греческие города Малой Азии были освобождены окончательно.

Северное побережье Эгеиды было колонизировано несколько позже, на рубеже VIII–VII вв. до Р. Х. Большой полуостров получил название Халкидики в честь города Халкиды на Эвбее, выведшего сюда множество колоний. Халкидика славилась своими плодородными почвами и лесными массивами, откуда в большом количестве вывозился лес, в том числе и корабельный. Севернее, в соседней Фракии, находились золотые рудники.

География Греции во многом определила особенности ее истории. Хотя в Греции были плодородные равнины (Лаконская, Фессалийская, Беотииская), многие ее регионы явно испытывали нехватку продовольствия (Аттика, прибрежные полисы, многие острова). Это обстоятельство, равно как и тесная связь с морем, обусловили быстрый прогресс мореплавания, морской торговли и внешней экспансии, а также – ремесла и городской жизни. Морской характер цивилизации отличал греков от народов Востока. Единственным соперником и конкурентом стали финикийцы. Последние соперничали с греками во время Великой колонизации VIII–VI вв. до Р.Х., составляли ядро персидского флота, а с Запада наступал финикийский Карфаген.

Греческие области были изолированы, а с развитием города последний становился центром подобных областей. Город становился городом-государством и самоуправляющейся гражданской общиной (полисом), ставшим основой экономики, политики и духовной жизни общества. Город-государство существовал и в других обществах (Египет, Вавилон, Малая Азия, Китай и др.), однако там он чаще всего становился частью того или иного государства, и только в греческом мире независимый, самоуправляемый город с подчиненной ему территорией продолжал сохранять самодовлеющее значение.

Свободный независимый город мог существовать только в условиях полной свободы его граждан и развитого гражданского самоуправления. В восточном обществе понятие свободы (как личной, так и политической) означало свободу от конкретной повинности, налога или наказания, а большую часть общества составляли полузависимые люди, разделенные на категории в зависимости от степени освобождения. Напротив, именно греки создали теорию «полной свободы», при этом жестко отделив свободных граждан от рабов.

Различные отношения к человеку и гражданину влекли за собой различные концепции государственности. Восток был миром монархий, будь то неограниченная власть египетской деспотии, военная власть ассирийских правителей или политическое господство Ахеменидов, в Греции царская власть, бывшая реально властью племенных вождей, очень быстро сошла со сцены. Не удержалась и другая, узурпационная форма монархии, тирания. На первый план выходят народное собрание и коллегиальные органы власти (советы, суды, коллегии магистратов), т. е. республиканские формы правления. По сути дела, греческие полисы были первым в истории человечества опытом республиканского строя.

Античная Греция так и не объединилась политически. Она состояла из сотен больших и малых полисов и никогда не была единым государством.

Греки были, прежде всего, афинянами, спартанцами, аргивянами, паросцами и т. п., однако определенные признаки национального, политического и культурного единства, несомненно, существовали. Уже очень рано возникает собирательное понятие «эллины», а затем (уже при римлянах) и «греки», а основными объединяющими факторами были язык и культура. Везде, где появлялись греки, возникали признаки их цивилизации, рыночная площадь (агора), бывшая одновременно и площадью собраний, определенные типы построек (храмы, портики, гимнасии и т. п.), скульптуры с изображением обнаженной натуры, предметы прикладного искусства.

Принципы эллинского единства постоянно нарушались. Греческая история полна смут и междоусобиц. Впрочем, только война с «варварами» считалась абсолютно законным видом войны. Порабощение сограждан было почти повсеместно запрещено, рабство других греков было частым явлением, однако все же вызывало робкие протесты. Напротив, итогом развития греческой общественной мысли стала «доктрина Аристотеля», согласно которой «варвары» являются рабами по природе, тогда как эллины являются свободными и стоят выше варваров во всем, начиная от физической красоты и интеллекта и заканчивая политикой и военным искусством.

Сами греки делили себя на три этнические группы. Согласно мифу, их родоначальниками были Эол, Дор и Ксуф, сыновья героя Эллина. Первые два были предками эолийцев и дорийцев, тогда как от Ксуфа пошла третья ветвь, ионийцы. Эолийцы были связаны с ахейцами, и их иногда рассматривают как единую группу. Это были жители Фессалии, Беотии, Аркадии, островов Лесбос и Эолиды в Малой Азии. Ионийцы занимали Аттику, большую часть островов Эгеиды, включая Хиос, Самос и Наксос, а также – большую часть малоазийского побережья. Дорийцы расселились в Лаконике, на Крите, на острове Родос и в Дориде в Малой Азии. Дорийскими были Коринф, Мегары, Сикион. Еще в эпоху архаики греческий язык делился на множество диалектов, и только к V–VI вв. на передний план выходит так называемый аттический диалект, который позже перерастет в общегреческий язык, койне, утвердившийся в эпоху эллинизма.

1.2. Периодизация греческой истории

История древней Греции делится на пять больших периодов:

1. Крито-микенский период (III тыс. – XII в. до Р.Х.).

2. Гомеровский период (XI–IX вв. до Р.Х.).

3. Период архаики (VIII–VI вв. до Р.Х.).

4. Классический период (500-334 гг. до Р.Х.).

5. Период эллинизма (334-30 гг. до Р.Х.).

1.2.1. Крито-микенский период (III тыс. до Р.Х. – XII в. до Р.Х.)

Этот период стоит несколько особняком от остальной греческой истории, будучи ее «працивилизацией», а его открытие относится к концу XIX – началу XX вв. в результате раскопок Г. Шлимана в Трое (с 1870 г.) и Пелопоннесе (Микены, Тиринф) и А. Эванса на Крите (с 1900 г.).

Строго говоря, это была не единая цивилизация, а две разных, которые были тесно связаны между собой. Цивилизация Крита, видимо, не была греческой. Примерно около 3000 г. до Р.Х. неолит (поздний каменный век) сменился веком металлов, а около 2000 г. появились уникальные постройки, именуемые дворцами. Самым крупным был Кносский дворец, другие находились в Маллии, Фесте, Агиа-Триаде и др. местах. Пик могущества Крита пришелся на XVII–XV вв. до Р.Х., когда Кносс господствовал на острове, а сильный критский флот обеспечил господство на море и безопасность торговли. Критяне создали процветающую экономику и имели торговые связи с Египтом, хеттами, Сирией и Финикией. Вероятно, на острове установилась теократическая монархия с сильным жречеством и бюрократическим аппаратом. В середине XV века до Р. Х. Крит постигла страшная катастрофа, видимо, вызванная извержением вулкана на о. Фера (Санторин), после чего на остров вторглись греки-ахейцы. В XII в. на остров пришли дорийцы, после чего он стал отсталой периферией греческого мира.

Носителями второй, Микенской, цивилизации стали греки-ахейцы, пришедшие на Балканы на рубеже Ш-П тыс. до Р.Х. и подчинившие местное население, именуемое пеласгами. Микенцы многое заимствовали от критян, однако многое было и самобытно. В XV–XIII вв. микенская цивилизация распространилась по всей Греции (особенно в Пелопоннесе, Аттике и Беотии), а ее центрами стали дворцы, очень похожие на критские, но снабженные мощными укреплениями (Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы, Орхомен и др.). Хотя микенское искусство уступает критскому и находится под его влиянием, в некоторых областях (напр. изготовление оружия и прикладное искусство) микенцы добились огромных успехов.

Социально-экономическая система микенского общества сочетала восточные и греческие политические принципы. Здесь была сильная царская власть, развитая бюрократия и множество полузависимых работников и, вместе с тем, свободный демос, военная аристократия и частное рабство. Вероятно, микенские дворцы были самостоятельны. В XV веке микенцы захватили Крит, закрепились на Родосе и Кипре и приняли активное участие в разгроме Хеттского царства и нападении «народов моря» на Египет. В XIII веке началось мощное вторжение балканских «варваров», часто именуемое «дорийским нашествием». Его итогом была гибель микенских дворцов, крушение цивилизации и бегство остатков ахейцев в разные районы Греции, включая малоазийское побережье.

1.2.2. Гомеровский период (XI–IX вв. до Р.Х.)

Археологи называют его «темными веками», а филологи и историки – «гомеровским периодом», поскольку основным источником являются произведения великого поэта, «Илиада» и «Одиссея». И Гомер, и археология показывают нам крайне примитивное общество, отброшенное в домикенское время. Разрушенные дворцы, низкий уровень жизни, натуральное хозяйство и отсутствие бытовых различий между верхушкой и низами общества – таковы были признаки этого общества «темных веков». Происходит упадок ремесла, разрыв внешних и внутренних торговых связей и исчезновение письменности, скульптуры и прикладного искусства. На остатках рухнувшей цивилизации Микен создается новое родовое общество. Только в конце периода начинается экономический рост, сопровождаемый опасными социально-политическими переменами – массовым разорением крестьян, разложением общины и появлением сильной аристократии, чье могущество было основано на богатстве и отрядах клиентов. Демос греческих общин оказался на грани закрепощения.

1.2.3. Период архаики (VIII–VI вв. до Р.Х.)

Переворот происходит в следующий период, эпоху архаики. В течение трех веков греческая цивилизация сделала мощный рывок вперед, существенно опередив даже передовые страны Востока и обретя свое историческое лицо. Эпоха архаики стала временем небывалого технического и экономического прогресса, эпохой «великой колонизации» и пространственного расширения греческого мира. Тогда же происходит «городская революция», создание полиса и выбор особого греческого пути развития. Греческие полисы делятся на демократические и олигархические, а лидерами этих сил становятся соответственно Афины и Спарта. Греция окончательно вступает в железный век, а прогресс металлургии затронул все отрасли тогдашней индустрии. Прогресс орудий труда привел к прогрессу сельского хозяйства и развитию новых отраслей, виноградарства, оливководства и плодовоогородных культур. Начался прогресс кораблестроения и мореплавания.

«Великая колонизация» распространила греческую цивилизацию на все Средиземноморье. В основном она идет в трех направлениях: западном, северо-восточном и южном. На раннем этапе в ней преобладали демографические (относительное перенаселение) и политические причины, однако позже на первый план выходят потребности экономики и торговли. Главным объектом колонизации на Западе стали Сицилия и Южная Италия. В 774 г. появилась первая колония греков в Италии, а в 750 г. были основаны Кумы, ставшие связующим звеном между греками и этрусками, а затем и между греками и народами центральной Италии, включая римлян. Главным центром южноиталийских греков стал Тарент, а основанные в 733 г. Сиракузы стали гегемоном сицилийских городов и лидером греков в борьбе с карфагенянами, закрепившимися в западной части острова. К VI–V вв. до Р.Х. восточное побережье Сицилии, Тарентинский залив и побережье Кампании покрылись сетью греческих колоний, а весь регион получил название Великой Греции. Греки продвинулись дальше, в Сардинию, северную Италию (Пиза), южную Галлию (Массилия) и даже на северное побережье Испании (Сагунт). Впрочем, Испания и северная Африка были зонами финикийско-карфагенской колонизации, а потому грекам пришлось остановиться. В Сицилии позже начнется смертельная борьба между Сиракузами и Карфагеном.

Вторым направлением стало Причерноморье. Освоив Халкидику, греки на рубеже VIII–VI вв. овладели проливами Геллеспонт (Дарданеллы) и Боспор Фракийский (современный Босфор), а затем колонизировали западное, восточное, южное и северное побережье Черного моря (Эвксинский Понт). Особо продуктивным было продвижение греков на северный берег, где появились такие колонии как Ольвия и Херсонес Таврический, а затем (около V в.) в районе Керченского пролива появилось греко-«варварское» Боспорское царство.

Движение на юг и восток было не столько колонизацией, сколько восстановлением прежних связей. В VII в. греки построили в Египте город Навкратис, через который шла торговля с этой страной. Греческие колонии появлялись на Кипре, в Ливии возникла большая колония Кирена. Колонизация создала основу экономического, политического и культурного единства Средиземноморья. Греки установили или расширили отношения с другими народами: племенами италиков, этрусками, скифами, фракийцами, киприотами и др. Усилился торговый обмен: из колоний шло сырье, металлы, продукты питания и рабы, а сами регионы стали идеальными рынками сбыта греческих ремесленных товаров.

Греция перешла к товарно-денежным отношениям. Это вело к расширению рабства, и из колоний хлынул поток иноземных невольников. Продолжалось социальное расслоение, а над значительной частью демоса нависала угроза долговой кабалы. Назревавшая социальная революция сопровождалась «городской революцией», созданием настоящего города с ремесленным посадом и городским населением. VIII–VI вв. до Р.Х. стали временем острой социальной борьбы. Демос требовал передела земли, ликвидации долговой кабалы, равенства перед законом (исономия) и народовластия (демократия). Борьба сопровождалась острыми социальными конфликтами, доходящими до кровопролития, а некоторые полисы становились жертвами узурпаторов, тиранов, на время захватывавших единоличную власть. Частота явлений такого рода позволяла говорить о так называемой «ранней» или «старшей» тирании.

Почти повсеместно демос добился личной свободы и отмены долгового рабства. Дальше начинались различия: в передовых городах Аттики и малоазийской Ионии устанавливались демократические режимы, в более аграрных и консервативных (Беотия, Пелопоннес, Фессалия) преобладали аристократические режимы старого типа или новые денежные олигархии. Начиналось противостояние демократической и олигархической Греции.

Лидерами этих лагерей стали Афины и Спарта. Небольшая дорийская община в Лаконике, Спарта подчинила себе огромное местное население южного Пелопоннеса, превратив его в государственных рабов, илотов. «Плотская проблема» заставила общину превратиться в единый военный лагерь, законсервировать родовые институты и подчинить общину так называемым «законам Ликурга», сводящимся к тотальной регламентации жизни и жесткой системе военной подготовки. У Спарты была самая сильная армия в Греции, самая отсталая экономика и нулевое культурное развитие. Глава Пелопонесского союза, Спарта стала лидером консервативных, антидемократических сил Греции.

Афины пошли по принципиально иному пути. В VIII–VII вв. царская власть исчезла, власть все больше и больше концентрировалась в руках знати, а большинство рядовых общинников оказались на грани долгового закабаления. В VI в. наступил поворот. Реформы Солона (594 г.) ликвидировали долговую кабалу и положили начало превращению Афин в «республику гоплитов» с преобладанием среднего класса. Весь VI век был временем острой социально-политической борьбы, когда Афины пережили долгую тиранию Писистрата (560-527 гг. с перерывами) и его сыновей (527-510 гг.). В 510 г. тирания была свергнута, а последующие реформы Клисфена (509-507 гг.) ликвидировали родовой строй и стали первым шагом к развитию демократии.

Революция в области науки и культуры едва ли не превзошла перемены в экономике и политике. В VIII–VI вв. Греция снова обретает письменность, на сей раз на основе финикийского алфавита. Происходит создание науки – зарождаются греческие астрономия, математика, медицина, формулируются основные принципы физики и биологии. Частью «научной революции» стало зарождение греческий философии во всех ее трех направлениях: материализм, идеализм и скептицизм. Фалес Милетский, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан – эти философы принадлежат к эпохе архаики.

Научная революция сопровождалась культурной. На рубеже гомеровского и архаического периодов формируется гомеровский героический эпос. Чуть позже возникает дидактический и генеалогический эпос Гесиода. Эпоха архаики породила еще один жанр, лирику, представителями которой стали Архилох, Тиртей, Солон, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар и многие другие. На основе эпоса создается греческая мифология, ставшая сюжетной основой для греческого искусства. Появляются общегреческие святилища и оракулы, оракул Аполлона в Дельфах, Зевса в Додоне и др. Происходит революция в архитектуре, создается новый тип храма с рядами колонн, в скульптуре появляются изображения человека, обнаженных юношей (куросов) и одетых задрапированных девушек (кор), ставшие основой для будущего искусства классической эпохи. Наконец, в вазописи происходит переход от примитивного «геометрического» стиля гомеровской эпохи к ориентализирующему стилю VII в. и к изображению человека, ставшему преобладающим после VI в. до Р. Х. Именно тогда зародились и два основных типа вазописи, чернофигурный и краснофигурный.

1.2.4. Классический период (500-334 гг. до Р.Х.)

В начале периода греки столкнулись с серьезным историческим вызовом. Поводом к Греко-Персидским войнам (500-449 гг.) стало Ионийское восстание, после разгрома которого начались персидские походы на Грецию. В 492 г. армия и флот персидского полководца Мардония подчинили Фракию, но не продвинулись дальше горы Афон. В 490 г. персы морем переправились в Аттику, но были разгромлены афинянами в битве при Марафоне. Афины стали фактическим лидером антиперсидской обороны, а в самом полисе происходит активное строительство флота. Последнее приводит к росту значения фетов (беднейшей части граждан), а афинская демократия стала демократией для всех граждан.

Решающее столкновение произошло в 480 г. Огромная армия персидского царя Ксеркса прошла Македонию и Фессалию и прорвалась через Фермопильский проход; беотийцы перешли на сторону персов, а Аттика и Афины были опустошены персидской армией. Решающий событием войны стала морская битва при Саламине, после чего персидский флот был разгромлен, а Ксеркс увел большую часть армии в Малую Азию, оставив в Греции сильную армию Мардония. В 479 г. при Платеях объединенная армия Афин и Спарты нанесла персам сокрушительное поражение. Персидская угроза была устранена.

Ход войны существенно изменился. Спарта и ее союзники постепенно теряют к ней интерес, а главную роль берут на себя Афины. В 478/7 гг. был образован Делосский союз – лидером его стали Афины, а ядро составили островные государства: Хиос, Лесбос и Самос. Вскоре к ним присоединились города островной Греции и побережья Малой Азии. По Каллиеву миру (449 г.) персы признали независимость греческих полисов Малой Азии и обязались не иметь флот в Эгейском море.

Греко-персидские войны сделали Афины лидером греческого мира. После победы началось так называемое «блестящее пятидесятилетие», отмеченное расцветом афинской демократии, превращением Афин в крупнейший экономический и политический центр Греции и ростом Афинского союза, что создавало реальную перспективу объединения греческого мира. 70-60-е гг. отмечены борьбой демократов и консерваторов. Помимо внутриполитических противоречий существовали и внешнеполитические разногласия: консерваторы считали главным врагом Персию и поддерживали союз со Спартой, тогда как демократы видели в ней главного врага. В 461 г. лидером последних стал Перикл. Борьба с новым лидером консерваторов, Фукидидом, сыном Мелесия, продлилась до 443 г., после чего вплоть до 431 г. он был фактически главой Афинского государства, занимая пост первого стратега.

Афинский союз стал Афинской Империей. В 454 г. союзная казна была перенесена в Афины, а размер союзных взносов в 427 г. достиг 1200 талантов. Накануне Пелопонесской войны в союз входили около 200 полисов с общим населением 10-15 млн. человек. Это были островные государства Эгеиды и побережья Малой Азии и Фракии. Афины становились крупнейшим экономическим и торговым центром Греции и ее культурной столицей. Время Перикла стало периодом создания архитектурного комплекса Акрополя, а практически все выдающиеся ученые, художники, поэты, драматурги, философы и другие представители интеллигенции были так или иначе связаны с Афинами.

Противники Афин концентрируются вокруг Спарты. В 431 г. под давлением своих союзников спартанцы приняли решение о войне с Афинами. Имея существенное преимущество на суше, пелопонессцы строили свою стратегию на сухопутных вторжениях в Аттику, тогда как афиняне, обладая огромным флотом в 400 триер, имели господство на море.

Пелопонесская война (431-404 гг.) началась с вторжений спартанцев и их союзников на территорию Аттики. Вторжения длились до 425 г., однако афиняне отсиживались за Длинными стенами и наносили удары с моря по территории Пелопоннеса. В 426 г. афинский флот устроил базу возле Пилоса, создавая постоянную угрозу для Спарты. В 423 г. небольшая спартанская армия Брасида прорвалась на Халкидский полуостров и нанесла поражение противнику в битве при Амфиполе. В 421 г. истощенные войной стороны согласились на перемирие, получившее название Никиева мира.

Перемирие не перешло в мир, война продолжалась. В 415-413 гг. афиняне совершили экспедицию в Сицилию, закончившуюся их полным разгромом. После поражения наступил перелом: большая часть союзников отпала, а спартанцы создали флот при помощи персидских денег. С 410 г. военные действия в основном переносятся на море. Одновременно спартанцы закрепились в Аттике, где они заняли крепость Декелею. Весной 405 г. при Эгоспотамах спартанский военачальник Лисандр полностью уничтожил афинский флот, а весной 404 г. осажденные Афины капитулировали. Союз был распущен, а флот передан Спарте. Пелопонесская война завершилась полным разгромом Афин.

Война и ее исход стали катастрофой для Греции. Она привела к невиданным ранее людским и материальным потерям, а поражение Афин ликвидировало единственную силу, имевшую достаточные возможности для объединения страны. После Пелопонесской войны начинается кризис полиса, проходящий на двух уровнях: на уровне каждого полиса и на уровне межполисных отношений.

Практически повсеместно происходит массовое разорение крестьян и горожан и обострение социально-политической борьбы, временами принимающей форму кровавых столкновений. IV век стал временем возрождения тирании, получившей название «поздней» или «младшей». Начинается кризис полисной идеологии.

Гегемония Афин сменилась гегемонией Спарты, держащейся на грубой силе. В 399 г. происходит разрыв между спартанцами и Персией, а в 394 г. при Книде спартанский флот потерпел поражение. Начавшаяся в 395 г. Коринфская война (395-387 гг.) покончила со спартанским владычеством. В борьбе со Спартой объединились крупнейшие города Греции, Афины, Аргос, Коринф и Фивы. В 387 г. персы взяли политический реванш – Анталкидов мир возвращал им власть над греческими полисами Малой Азии.

В 379 г. в Фивах произошел демократический переворот. Лидеры демократов Эпаминонд и Пелопид завершили разгром Спарты. В 371 г. спартанцы были разбиты при Левктрах, а в 370 г. Эпаминонд вторгся в Пелопоннес. Пелопоннесский союз распался, а илоты Мессении получили свободу. Впрочем, не получили гегемонию и фиванцы. В 362 г. Эпаминонд одолел спартано-афинскую армию при Мантинее, но большие потери и гибель полководца похоронили все надежды победителей. Борьба за греческое лидерство зашла в тупик, и создавшийся вакуум заполнила внешняя сила. Македонский царь Филипп II создал мощную армию, главной силой которой были пешая фаланга и конница гетайров. В 338 г. при Херонее он разбил греческую армию, ядром которой были афиняне и фиванцы. В 337 г. в Коринфе был заключен союз греческих полисов. Учредительный акт Коринфского союза запрещал межполисные войны и изменения государственного строя. На одном из заседаний было принято решение о войне с Персией. Командующим должен был стать Филипп II, однако в 336 г. он стал жертвой заговора.

Классический период был временем расцвета греческой культуры и искусства, и именно в это время были созданы те шедевры, которые прославили их на будущие века. В V–IV вв. до Р. Х. Афины становятся безусловным культурным центром Греции. Значительная часть деятелей культуры были афинянами, другие жили в Афинах, третьи были связаны с этим городом.

V век до Р.Х. был временем небывалого прогресса философии. Время так называемых софистов сменилось творчеством трех знаменитых философов, Сократа (469-399), Платона (427-347) и Аристотеля (384-322). Заслугой Сократа было то, что философия была направлена в конструктивное русло, а учение Платона легло в основу многих последующих философских и религиозно-философских систем, и стало стержнем античной философии вплоть до конца античности. Наконец, Аристотель стал грандиозной «обобщающей фигурой» в истории античной философии и науки.

В начале классического периода сходят со сцены эпос и лирика. На их место приходят античный театр, представленный тремя великими трагиками Эсхилом, Софоклом и Еврипидом и комедиографом Аристофаном. Классический период был временем расцвета исторической и ораторской прозы. С Афинами были связаны великие историки V–IV вв. Геродот (484-425) стал автором истории греко-персидских войн, Фукидид (460-395) – историографом Пелопонесской войны, Ксенофонт (430-355) описал события кризиса IV в. до Р. Х. Несколько позже развивается судебное и политическое красноречие, также связанное с Афинами. Замечательными представителями последнего были Лисий (459-380) Исократ (436-338), Демосфен (384-322) и Эсхин (390-315).

Классический период был временем расцвета греческого искусства. В 60-е гг. начал создавать свои произведения знаменитый скульптор Мирон, стремившийся создать идеальный образ гармонически развитого человека. Поиск идеала завершил другой скульптор, Поликлет, автор трактата «Канон». Над Афинами возвышалась статуя богини работы другого великого мастера, Фидия. IV век дал трех новых великих мастеров, Праксителя, Скопаса и Лисиппа и, если первый продолжал традиции скульптуры V в., то последний, современник Александра Македонского, открыл эру портретного искусства.

1.2.5. Период эллинизма (334-31 гг. до Р.Х.)

Это был последний период истории античной Греции, существенно отличный от предыдущего времени. Если крито-микенское общество было «працивилизацией» греческой древности, то эллинизм стал его «постцивилизацией».

Началом эллинизма стал знаменитый поход Александра Македонского, сына Филиппа II (334-323 гг.). Весной 334 г. примерно 30-тысячная армия Александра пересекла Дарданеллы и разбила армию персидских сатрапов на реке Граник, а затем подчинила греческие города Малой Азии. Весной 333 г. при Иссе Александр разбил главные силы Дария и захватил Сирию и Финикию, и только Тир отказался впустить македонян. После 7-месячной осады (декабрь 333 – июль 332 гг.) город был взят. В ноябре 332 г. Александр вошел в Египет и был с восторгом встречен местным населением. Весной 331 г. царь двинулся в Месопотамию, а в октябре 331 г. при Гавгамелах была разбита еще одна персидская армия. Александр стал хозяином Персидской Империи. Заняв Экбатаны, Александр вторгся в области Ирана, Парфию и Бактрию. В это время персидские сатрапы убили Дария и сделали царем сатрапа Бактрии Бесса. Восстание было подавлено, Бесс был казнен, однако наиболее сильное сопротивление македонянам оказал сатрап Согдианы Спитамен. Только к 327 г. Александр подчинил Согдиану. Последним походом великого завоевателя был поход на Индию. После победы на реке Гидасп, наступил сезон дождей, заставивших македонян отступить. С боями армия дошла до устья Инда, после чего армия и флот с большими потерями вернулась в Месопотамию. Итогом похода стало создание огромного государства от Инда до Египта и от Черного моря до Персидского залива. Хотя держава Александра распалась, завоеванная им территория превратилась в единое экономическое, политическое и культурное пространство. Новая эпоха была отмечена небывалым ранее уровнем технического прогресса и синтезом культур, европейской и древневосточной. Синтез языков, религий, философских систем и канонов искусства должен был создать качественно иную цивилизацию.

В 323 г. Александр умер. В борьбу за наследство вступили его полководцы, Птолемей, Селевк, Антигон, Антипатр и др. После двух десятилетий постоянных войн, появился тот самый эллинистический мир, который просуществовал до I века до Р. Х. Самыми большими государствами стали Империя Селевкидов, царство Птолемеев и Македония, в Малой Азии появилось Пергамское царство, а в Греции главными силами стали Ахейский и Этолийский союзы. Кроме них существовало множество мелких царств, племенных объединений и самостоятельных полисов.

Империя Селевкидов, основанная Селевком I Никатором (312-281 гг.), занимала большую часть бывшего Персидского царства и имела границы от Малой Азии и Сирии до границ Индии. Огромные размеры создавали немало внутренних проблем: в Финикии и Сирии шла острая борьба между Селевкидами и Птолемеями, в Малой Азии шел активный процесс развития сепаратизма, а восточные области, особенно Бактрия и Парфия, стремились отделиться от огромной державы. Селевкидская Империя опиралась на полисы, игравшие роль центров области, крепостей и центров торговли. Именно в этой сверхдержаве особенно ощущался синтез Запада и Востока.

Основателем державы Птолемеев был друг Александра Птолемей I Сотер (323-283 гг.). При первых Птолемеях, Птолемее II Филадельфе (285-246 гг.) и Птолемее III Эвергете (246-221) держава достигла максимального расцвета. Кроме Египта, Птолемеи владели Киреной, частью Эфиопии, Сирией, Финикией и городами в Малой Азии и на Геллеспонте, а их экономическая мощь была близка к могуществу Селевкидов. Новые правители сохранили многие порядки, существовавшие еще при фараонах: верховная собственность правителя на землю, деление на Верхний и Нижний Египет, номы, топы и комы и др. Египет оставался одним из главных экономических центров мира и производителем сельскохозяйственной и промышленной продукции. Главными статьями экспорта были зерно, ремесленные изделия, строительные материалы, ткани, оливковое масло, папирус. После основания Александрии, она стала главным складом, портом и торговым центром страны, египетские правители получали огромные доходы от транзитной торговли, а их флот был самым сильным в мире.

Положение Македонии мало отличалось от времени Филиппа П. Идея союза с греками давно рухнула, уступив место чисто силовому паритету. Усиление страны началось при Антигоне Гонате (283-239 гг.), когда под контролем Македонии оказались Фракия, Фессалия и Халкидика, а Хремонидова война против Афин и Спарты (266-263 гг.) закрепила гегемонию Македонии в Греции Главными противниками Македонии были два союза: первый из них, Ахейский, фактически контролировал Пелопоннес, второй, Этолийский, доминировал в Средней Греции.

Сложным было положение в Малой Азии. Главным противником Селевкидов стало Пергамское царство, в которое вошли самые развитые западные регионы полуострова и греческие города побережья. На территории Малой Азии находились и другие, обычно полуэллинизированные мелкие царства: Вифиния, Понт, Каппадокия, Коммагена и др. Небольшим, но процветающим государством был Родос, разбогатевший на транзитной торговли.

Эллинистический период был эпохой максимального технического прогресса, особенно охватившего военное дело, судостроение и строительство. Развиваются естественные науки. Время эллинизма было эпохой Феофраста, Эвклида, Архимеда и Эратосфена. В искусстве мы видим расцвет декоративной архитектуры и монументальной скульптуры (Колосс Родосский, Пергамский алтарь и др.). Сохранялись традиции классической скульптуры. На основе учений Платона и Аристотеля возникли новые учения: стоицизм, эпикурейство и кинизм. Происходит известное «перерождение» художественного творчества: на место политизированной комедии Аристофана приходит бытовая комедия Менандра, а в поэзии утверждается «ученость» и малые жанры (идиллии, буколики, диатрибы). Упадок творчества компенсировался развитием филологии, средоточием которой был Александрийский Мусейон с самой большой в мире библиотекой.

В конце III века начинается упадок эллинистического мира, одновременно он становится объектом внешней экспансии: с Запада наступают римляне, с востока идет экспансия Парфянского царства. Во Второй Македонской (200-196) и Сирийской (193-189) войнах были разгромлены Македония и Селевкидское царство. Третья Македонская война (171-168) установила римский контроль над Балканским полуостровом. К 40-м-30-м гг. II в. Рим подчинил Македонию, Грецию и Пергам, а парфяне овладели Месопотамией и Ираном. В начале I в. эллинистический мир ограничивался областями от Евфрата до восточной части Средиземного моря. Митридатовы войны стали последней попыткой сопротивления новым хозяевам. В 63 г. Помпеи ликвидировал царство Селевкидов, сжатое до размеров Сирии, и превратил в римскую провинцию Понтийское царство Митридата. В 30 г. до Р.Х. римляне подчинили последнее эллинистическое царство – Египет Птолемеев.

Загрузка...