Содержание курса

1. Введение в предмет

Время и обстоятельства возникновения русской средневековой письменной литературы. Роль русского фольклора, византийской и южнославянской литератур в формировании древнерусской книжности.

Специфика художественного метода древнерусской литературы, связь мировоззрения и метода с системой и своеобразием жанров. Жанры художественно-публицистической («четьей») литературы в их взаимоотношениях с жанрами фольклора, богослужебной и деловой письменности.

Основные особенности древнерусской литературы. Принципы историзма и правдивости, публицистичность и дидактизм произведений. Единство нравственного и эстетического в литературе. Преобладание поэтики традиционного, ее влияние на проявление индивидуального авторского начала.

Своеобразие бытования древнерусских текстов. Рукописный характер и анонимность. Основные понятия истории средневекового текста. Типы письма, особенности оформления рукописей.

Проблема границ и периодизации древнерусской литературы.

Основные хранилища древнерусских рукописей в России. Научные центры изучения древнерусской литературы.

2. Литература Киевской Руси (XI – первая треть XII в.)

Своеобразие эпохи формирования древнерусской литературы. Общегосударственная и религиозная проблематика произведений. Темы независимости и единства Русской земли, осуждение княжеских распрей.

Жанровый состав литературы Киевской Руси. Соотношение переводных и оригинальных памятников. Репертуар и значение переводной литературы. Жанры оригинальной литературы и их отношение к жанрам византийской литературы.

Формирование объединяющего жанра летописи. История ранних русских летописных сводов. Редакции «Повести временных лет». Своеобразие и типы изображения исторических лиц в летописи. Композиция «Повести временных лет» и ее жанровый состав. Исторические повести и народные предания в тексте летописи. Формирование жанра воинской повести в составе «Повести временных лет». Язык и поэтические средства в летописи. Значение «Повести временных лет» как памятника истории, литературы и языка Киевской Руси.

Жанр поучения в литературе Киевской Руси и его разновидности. Личность и судьба митрополита Илариона. Время возникновения «Слова о законе и благодати». Религиозно-философское и политическое начала в содержании «Слова». Произведение Илариона как памятник торжественного красноречия: композиция, поэтические и риторические средства, ритмическая организация. Литературное значение «Слова».

Рукописная судьба и проблема датировки «Поучения детям своим» Владимира Мономаха. Состав текста «Поучения» и его замысел. Образ идеального князя в произведении. Автобиографическое начало в памятнике. Композиция и своеобразие стилистики. Идейная связь «Поучения» с «Посланием» Олегу Святославичу. Эмоционально-лирическое начало и средства его выражения в «Послании».

Формирование житийного жанра. Жития Бориса и Глеба: проблема времени их создания и взаимоотношений. «Сказание о Борисе и Глебе» как мученическое житие. Психологические характеристики и приемы их введения в текст произведения. Элементы литературного портрета.

«Житие Феодосия Печерского» Нестора как первый образец преподобнического жития. Способ идеализации в изображении главного героя и приемы его воплощения. Своеобразие композиции и языка жития. Значение произведения в становлении жанра.

Возникновение жанра хождений. История создания и цель написания «Хождения» игумена Даниила. Личность повествователя в произведении. Композиция, состав путевых очерков, поэтика пейзажных и архитектурных описаний. Язык произведения.

3. Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть XII – первая треть XIII в.)

Развитие культуры русских княжеств. Возникновение областных стилей в литературе и искусстве.

Загрузка...