1. Первобытная история. Первобытная история длилась от появления человека на Земле до возникновения первых государств.
Археологи делят первобытную историю на периоды в зависимости от тех орудий труда, какими пользовались люди: каменный век[1], медный век, бронзовый век и железный век.
Историки делят первобытную историю на три периода: 1) человеческое стадо, 2) родовая община, 3) распад родового стоя и возникновение государства.
2. Сотворение мира или гипотеза2 эволюции. В Библии сказано, что Вселенная, Земля и все, что на ней, включая человека, сотворены Творцом (Богом) в шесть дней (периодов). Долгое время люди придерживались точки зрения, что мир и человек были сотворены Богом. Однако по мере отхода общества от веры, начиная с середины XIX века, стала набирать силу новая точка зрения – гипотеза эволюции, согласно которой вся жизнь появилась на Земле случайно, в процессе исторического саморазвития материи.
Человек может познавать окружающий его мир или через Божественное откровение, т. е. читая и постигая Священное Писание, или через науку (естественное откровение). Причем одно не противоречит другому, а дополняет друг друга.
Строение и создание Вселенной изучает астрономия, развитием Земли – геология, развитием растительного и животного мира занимается наука палеонтология, происхождением человека на Земле – антропология. Антропологи, извлекая из земли человеческие останки и сопутствующие им предметы, определяют возраст и образ жизни первобытных людей.
3. Происхождение человека. Согласно учению о сотворения человека, человек был сотворен Богом «по образу и подобию своему». Священное Писание или Библия говорит, что, после сотворения Неба, Бог приступил к созданию Земли. Вначале он сотворил Землю, как планету, потом животных, и завершил свое творение созданием человека. Человек стал венцом Божьего творения и хозяином на Земле.
В середине XIX века английский биолог Ч. Дарвин выдвинул гипотезу об эволюции растительного и животного мира. Согласно его учению человек произошел от обезьяны в результате поэтапного превращения ее в человека. Ф. Энгельс добавил, что важную роль в превращении обезьяны в человека сыграл труд. Эта точка зрения на происхождение человека получила название эволюционной или биологической.
В настоящее время принято деление на первобытных людей (древнейшие и древние люди) и современных людей или человека разумного. Ученые, придерживающиеся эволюционной гипотезы, считают, что в процессе эволюции один вид людей переходил в другой. Ученые, признающие божественное сотворение мира, считают, что это были разные люди, каждый из которых плод отдельного творческого акта Бога.
4. Сколько лет нашей планеты Земля и сколько лет назад на ней появился человек. Считается, что Земля как планета появилась 4,5 млрд. лет назад, и соответственно развитие растительного и животного царства исчисляется сотнями миллионов лет, а первый первобытный человек (древнейшие человек) появился на ней около 1 млн. лет назад. Современные люди (Адам, Ева и их потомки), согласно Библии появились на Земле относительно недавно, всего 7,5 тыс. лет назад.
Для определения датировки геологических пород и останков животного и растительного происхождения ученые используют радиоактивные методы, например, радиоуглеродный. Последние данные палеонтологии и антропологии обнаруживают поразительно много общего с основными положениями Библии.
Высказывания о происхождении человека.
Я старался по мере сил доказать мою теорию, и мне кажется, что человек со всеми его благородными качествами, с его божественным умом, который постиг движение и устройство солнечной системы, словом, со всеми высокими способностями, все-таки носит в своем физическом строении неизгладимую печать низкого происхождения. Чарльз Дарвин
Труд – источник всякого богатства… Он первое основное условие всей человеческой жизни, и, притом в такой степени, что мы должны в известной мере сказать: труд создал человека. Фридрих Энгельс
И сотворил Бог человека по образу Своему, и по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Библия. Бытие, гл. 1, ст. 27, гл. 2, ст. 7.
? 1. Что такое первобытная история? Из каких археологических периодов она состоит? На какие периоды делят первобытное общество историки?
2. Какие существуют точки зрения на происхождение человека? Как, вы считаете, появился человек на Земле?
1. Отличие человека от животных. Предполагаемый процесс антропогенеза[3]. Считается, что человек отличается от животных тремя качествами: прямохождением, развитой рукой, способной делать орудия труда и членораздельной речью. Однако современные ученые не дают ответа на вопрос, в чем же самое главное отличие человека от животных. Несомненно, главное отличие человека от животных следует искать в его духовности – в том даре, которым наделил Творец человека при его создании. Этот дар заключается «дыхании жизни» (Быт. 2, 7), сделавшим человека свободным, разумным и бессмертным, по образу и подобию Божию.
Начиная с конца XIX столетия учеными, считающими, что человек произошел от обезьяны, были приложены большие усилия в поисках переходных форм от обезьяны к современному человеку, так называемого недостающего звена. В результате из множества находок эволюционисты выделили четыре стадии антропогенеза (становления человека): 1) Древесные обезьяны (предполагаемый возраст: 15 –5 млн. лет). 2) Первые гоминиды[4] или человекоподобные обезьяны (от 5 млн. до 750 тыс. лет). 3) Древнейшие люди (1 млн-140 тыс. лет). Древние люди (400–30 тыс. лет). 5) Первые современные люди (40–30 тыс. лет).
Четкого связывающего звена перехода обезьяны в человека найти так и не удалось. Обезьяны всегда были обезьянами, люди – людьми. Человек не произошел от животного, а появился на Земле сразу в своем человеческом виде. Более того, древнейшие и древние люди еще не были людьми в нашем понимании. Они и не сохранились на Земле. Об их жизнь мы изучаем по археологическим находкам. Подлинным человеком стал лишь современный человек или человек разумный, как его называют в науке, по Библии им был Адам, потомки которого сейчас представляют все человечество.
2. Древнейшие люди. Древнейшие люди сильно отличались от людей нашего времени и были больше похожи на крупных обезьян: лбы низкие и покатые, мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. При ходьбе люди сильно наклонялись вперед. Пальцы рук были неловкие, и люди могли выполнять только самую простую работу: рыть землю, хватать, ударять. Помимо прямохождения и способности делать самую простую работу, в том числе простейшие орудия труда, древнейшие люди издавали лишь немногие отрывистые звуки, которыми выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
По обнаруженным стоянкам, древнейших людей их назвали питекантропами (обезьяночеловек) и синантропами (китайский человек). Останки питекантропов были найдены на острове Ява, а синантропов – в Китае.
3. Орудия труда и занятия древнейших людей. У человека не было таких могучих лап, крепких когтей и зубов, как у больших хищных зверей, и древнейшие люди пользовались камнями с заостренным краем. Чтобы заострить край камня, человек откалывал от него мелкие кусочки, ударяя по нему другим камнем. Камень с заостренным краем называют ручным рубилом. Им можно разрубить кости, вырубить дубину, заточить конец палки для копания земли.
Рубило, палка-копалка и дубина были первыми орудиями труда человека; с помощью их люди добывали себе пищу.
Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейшего человека от животных.
Первые орудия труда, сделанные древнейшим человеком, были каменными, поэтому время, в котором жили древнейшие люди, археологи назвали ранним древнекаменным веком (нижний палеолит).
Люди собирали плоды и птичьи яйца, с помощью палок и рубил выкапывали съедобные корни и личинки насекомых, разрывали норы небольших животных. Такие занятия называются собирательством; люди собирали то, что им давала природа.
Группы людей, вооруженных дубинами, заостренными палками и рубилами, охотились на больных и отставших от стада крупных животных: зубров, оленей, кабанов.
Собирательство и охота были первыми занятиями человека.
4. Овладение огнем. Древнейшие люди боялись огня, как и дикие звери. В страхе бежали они от лесного пожара, вспыхивавшего от удара молнии. Еще страшнее была огненная лава, разливавшаяся при извержении вулкана.
Люди заметили, что грозный огонь может быть и верным другом: он согревает в холодную погоду и защищает от хищных зверей. Взяв огонь при пожаре или извержении вулкана, люди разводили костры. День и ночь они дежурили у костра, подбрасывавшие в него хворост. Если люди переходили на новое место, они несли с собой тлеющую головню. Свирепые хищники не осмеливались нападать на людей, сидевших ночью у ярко горевшего огня. Они отступали перед человеком с пылающей веткой в руках. Мясо и растения, запеченные на огне, были вкуснее сырых продуктов.
Научившись использовать огонь, люди стали еще больше отличаться от животных.
5. Человеческое стадо. Жизнь древнейших людей была очень сложной и полной опасностей. Не всегда им удавалось найти достаточно пищи, а встреча со зверем могла привести к гибели человека. Больше половины людей не доживало до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие от болезней и голода.
Древнейшие люди не могли жить поодиночке, потому что вымерли бы от голода или были бы истреблены хищниками, поэтому они жили группами – коллективами.
В коллективе было несколько десятков человек; большее число людей не прокормилось бы в одной местности. Коллективы не были постоянными: люди сходились и расходились, как сходятся в стада дикие животные. Коллектив древнейших людей называют человеческим стадом.
Древнейшие человеческие стада могли жить только в теплом климате, где богатая растительность, и где можно обходиться без одежды и жилища. Следы жизни древнейших людей обнаружены в Африке, Азии и Европе.
? 1. Чем человек отличается от животного, какое главное отличие человека от животного?
2. Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?
3. В чем заключалось главное отличие древнейших людей от животных?
4. Составте рассказ о жизни древнейших людей.
5. Как назывались древнейшие коллективы людей? Объясните это название.
1. Похолодание на Земле. По геологическим данным 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Особенно сильным оно было в Европе. Постепенно всю северную половину Европы покрыл ледник – огромный слой льда толщиной до двух километров; он не стаивал даже летом. Южнее ледника расстилались тундры. Животные, привыкшие к теплому климату, погибли или ушли далеко на юг, но первобытные люди благодаря огню и орудиям труда приспособились к новым условиям жизни.
2. Улучшение орудий труда. Хотя орудия труда первобытных людей изменялись очень медленно, однако за сотни тысяч лет люди научились делать копья с каменными наконечниками, каменные скребки, проколки и пластинки, служившие ножами.
Раскалывая кости, люди заметили, что из них можно сделать очень острые орудия труда. Из кости и рога люди стали вырезать шилья, иглы и гарпуны – зазубренные наконечники копий, застревавшие в теле животного.
Обрабатывая дерево, первобытные люди узнали, что трением одного сухого куска дерева о другой можно разжечь огонь. Для этого требовалось много труда и терпения. Научившись разжигать огонь, люди могли развести костер, когда это им было нужно.
В то время орудия труда первобытных людей оставались еще каменными. С изменением орудий труда изменялись и занятия первобытных людей.
3. Охота и рыболовство. Охота стала главным занятием первобытных людей. Они охотились не только на отдельных животных, но и на целые стада оленей, быков и лошадей. Часть охотников пряталась в засаду, а другие, размахивая копьями и горящими ветками, гнали стадо к засаде.
Охотились люди и на мамонтов – громадных слонов, покрытых шерстью. Мамонт мог убить человека одним ударом своего могучего хобота, но охотники, пугая мамонта огнем, загоняли его в ловушку – яму, покрытую жердями и ветками. Провалившийся туда зверь не мог выбраться, и охотники добивали его.
Когда охотникам удавалось убить мамонта, загнать в засаду оленей или лошадей, у них было много мяса, но нередко люди месяцами безуспешно разыскивали добычу и жестоко голодали.
Охота стала главным занятием людей. Она давала им не только пищу, но и одежду: люди одевались в шкуры убитых животных.
Темные и сырые пещеры были первыми жилищами человека. Люди отвоевывали их у огромных медведей и свирепых львов. Затем люди научились строить хижины из костей и шкур животных.
С гарпуном человек занимался рыболовством. Он подстерегал, когда к берегу подплывет крупная рыба и вонзал в нее гарпун.
4. Появление древних и современных людей. В период господства ледника изменялись не только орудия труда и занятия людей, но изменялись они сами. На смену древнейшему человеку пришел древний человек. Археологи назвали его неандертальцем, названным так по месту его первой находки (долина Неандерталь, в Германии). Неандертальцы внешне вполне напоминали осанкой современных людей, имели развитую руку, способной делать уже сложные орудия труда. Черепная коробка у них была более развитой, чем у древнейших людей, мозг приближался по объему к «человеку разумному», но неандертальцы еще не обладали вполне развитой членораздельной речью, хотя имели абстрактное мышление[5], о чем говорит наличие у них обряда захоронения предков.
Согласно эволюционной шкале антропогенеза примерно 30–40 тысяч лет назад на Земле появились люди современного типа, или человек разумный. Археологи называли их кроманьонцы (по месту первой находки в пещере Кро-Маньон во Франции) и гримальдийцы (по месту первой находки в гроте Гримальди в Италии). Останки людей этого типа археологи находили в Африке, в Палестине, на юге России и других местах. Это были люди высокого роста, с прямой походкой, прямым лбом, но главное они обладали членораздельной речью.
Среди ученых нет единства мнения о том, как появились современные люди. Одни считают, что человек разумный произошел от первобытных людей (древнейших и древних людей). Другие, что современные люди не произошли от первобытных людей, а появились на Земле путем Божественного творения. Согласно Библии первыми (современными) людьми были Адам и Ева. Они первоначально жили в особом месте – раю, где они питались дарами природы и имели прямое общение с Богом.
Согласно Библии за грехопадение Адам и Ева были изгнаны из рая, и от их потомков пошло все современное человечество. Во время потопа, который Бог послал на человечество за приверженность к греху[6], погибли все люди, кроме потомков Адама, в лице праведного Ноя и его семьи (всего 8 человек). От них потом пошло нарождение на Земле нового – после потопного человечества.
О жизни первых людей в раю (из Библии).
И посадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. Библия, Бытие, гл. 2, стр. 8, 9, 15.
? 1. Почему древние люди не погибли от похолодания на Земле?
2. Какие новые орудия труда появились у первобытных людей?
3. Почему охота стала главным занятием первобытных людей?
4. Чем древние люди отличались от древнейших людей?
5. Чем современные люди отличаются от древних людей?
6. Прочитаете первые главы Библии, чтобы узнать, как Бог сотворил мир и человека, и как произошло изгнание человека из рая.
1. Образование родовых общин. Одновременно с появлением на Земле «человека разумного» образовались родовые общины или роды. Совместный труд и общая борьба с опасностями тесно связывали людей друг с другом.
В роде было несколько десятков или сотен людей. Они считались родственниками – родичами, происходившими от одного предка. Родичи жили в общей пещере или строили для себя несколько больших хижин. Мужчины охотились, ловили рыбу. Женщины собирали съедобные растения, ухаживали за детьми, очищали шкуры от жира и шили из них одежду. Женщины пользовались в роде большим уважением. Дети уже с трех-четырех лет помогали взрослым. Пищу, добытую мужчинами и женщинами, делили между всеми родичами. Общими были также шкуры, запасы кости и рога. Охотой, изготовлением орудий труда, распределением добычи руководили старейшины – самые опытные члены рода.
Таким образом, родовой общиной, или родом, называют коллектив родственников, живших и трудившихся сообща и имевших общее имущество.
Первые родовые общины были общинами охотников и собирателей. Люди продолжали пользоваться орудиями труда из камня, но уже более современными (скребками, ножами, копьями, гарпунами и т. д.). Время существования ранних родовых общин ученые назвали поздним древнекаменным веком (поздний палеолит), который длился от 40 до 14 тысяч лет назад.
2. Изменение климата и расселение людей. После первого похолодания климат на Земле несколько смягчился, и люди стали жить на севере. Во время позднего палеолита, около 20 тысяч лет назад, на Европу вновь надвинулся ледник, но он занял меньшую территорию, чем первый. Жизнь людей стала более суровой, и они стали жить в хижинах и землянках, в которых был отапливаемый очаг. Несмотря на то, что люди научились шить себе одежду из шкур животных, на севере Европы, Азии и Америки люди не жили.
Около 13 тысяч лет назад наступило потепление. Предположительно это было связанно с гибелью несуществующего ныне материка Атлантиды, который ушел в воды Атлантического океана, и теплое течение Гольфстрим пробилось к берегам северной Европы.
Ледник начал медленно таять и отступать на север. Освободившаяся ото льда земля покрылась лесами и кустарниками. Животные, привыкшие к холоду, уходили на север. Мамонты вымерли.
Часть людей продвигались вслед за животными. Реки и озера не служили им препятствием. Люди изготовили свое первое судно – плот, связанный из двух-трех бревен, затем стали выдалбливать лодки из толстых стволов деревьев. Постепенно люди заселили северные области Европы и Азии.
Появление на Земле «человека разумного», образование родовых общин и потепление на Земле – все это привело к изменению занятий людей.
3. Приручение животных. Вокруг поселков охотников бродили дикие собаки, подбиравшие остатки пищи человека. Своим лаем, они предупреждали людей о приближении к поселку хищных животных. Охотники приручили собак. Собака стала первым домашним животным – верным сторожем хижины и помощником охотника, на охоте выслеживала и гнала зверя.
Люди научились использовать силу согнутого и распрямляющегося прута. Согнув прут и стянув его тетивой, человек сделал лук, с помощью которого охотник поражал животное на расстоянии десятков и сотен шагов.
С луком и собакой охота шла успешнее, чем раньше. Когда род был обеспечен мясом, охотники не убивали пойманных поросят, козлят и других молодых животных, а держали их за крепкой оградой из жердей. Люди приручили и начали разводить свиней, коз, овец и коров. Так из охоты возникло скотоводство.
4. Мотыжное земледелие. Женщины, собиравшие съедобные зерна, сделали открытие, что из зерна может вырасти новое растение. Женщины стали зарывать зерна в землю. Так из собирательства возникло земледелие. Первые очаги земледелия появилось около 9-10 тысяч лет назад.
Для земледелия были необходимы топор, мотыга и серп. Прикрепив заостренный камень к палке, люди сделали топор. Древнейшей мотыгой служила палка с сучком, затем наконечники мотыги стали изготовлять из кости и рога. Серп делали из челюсти животного, вставляя в нее острые осколки камня. Так как главным орудием труда в древнейшем земледелии была мотыга, его называли мотыжным. Мотыжное земледелие давало бедные урожаи, но все же оно лучше, чем собирательство, обеспечивало род растительной пищей. Самыми первыми растительными культурами были просо, ячмень, пшеница, рис, рожь, овес.
В начале люди возделывали маленькие участки земли. Кустарник, небольшие деревья вырубали каменными топорами и сжигали, а их золой удобряли почву. По мере истощения почвы участок оставляли и осваивали новый. Такая система земледелия называлась подсечно-огневой.
5. Значение появления земледелия и скотоводства. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству имел огромное значение в жизни людей. До этого времени человек лишь брал то, что давала ему природа: собирал растения, убивал на охоте животных, ловил рыбу. Земледельцы и скотоводы выращивали растения и разводили животных, от потребления они перешли к производству. У людей появилось больше продуктов питания, жизнь их стала более продолжительной.
Появление новых орудий труда (лук, топор, мотыга, серп, лодка), начало скотоводства и земледелия происходило в то время, которое археологи называли мезолит (средний каменный век). Мезолит длился от 14 до 7 тысяч лет назад.
? 1. Что такое родовая община? Чем род отличался от человеческого стада, что было общего?
2. Как изменение климата влияло на жизнь и расселение людей?
3. Из каких более древних занятий возникло земледелие и скотоводство? Как это произошло?
4. Составьте краткий рассказ о работе первых земледельцев.
5. Что означало для людей занятие земледелием и скотоводством?
1. Появление пашенного земледелия. На смену мотыжному пришло пашенное земледелие, появление которого было связанно с изобретением плуга. Земледельцы увеличили размер мотыги и приделали к ней ручки. Несколько человек тащили мотыгу по полю, а один шел за ней и налегал на ручки, чтобы мотыга глубже уходила в землю. Так был изобретен плуг, бороздивший почву. В плуг стали впрягать быков. Изобретение плуга ускорило и улучшило обработку земли. Люди стали распахивать еще большие площади и меньше стали вырубать леса под пашню. Научившись использовать землю под выращивание культурных растений, чтобы земля не истощилась, люди давали ей время отдохнуть. Это у земледельцев называлось держать землю под паром. Когда сеяли зерно весной, а урожай убирали осенью, то такой посев земледельцы называли яровым. Так появилась двухпольная система земледелия (яровые и паровые поля).
Женщинам тяжело было управляться с плугом и быками, поэтому пашенным земледелием стали заниматься мужчины.
2. Первые ремесла. Наряду с появлением пашенного земледелия появились первые ремесла. Ими были: плотничество (изготовление из дерева лодок и жилищ), гончарное ремесло (изготовление глиняной посуды на гончарном круге), ткачество (изготовление из пряжи льна и шерсти одежды).
Появление первых ремесел и пашенного земледелия произошло в эпоху неолита (нового каменного века). Неолит – это высшая и последняя стадия каменного века. Общие хронологические рамки неолита назвать невозможно, так как в неолитическую эпоху началось неравномерное историческое развитие территорий. Так на Ближнем Востоке расцвет неолита происходил за 6–5 тысяч лет до н. э., на территории Китая неолит начался в III тысячелетии до н. э. Для Европы неолит определяется 4–3 тысячелетием до н. э.
3. Прародины человечества, разделение людей на расы. Прародиной человечества считается то место, где появились первые люди и откуда они расселились по Земле. Исходя из находок костных останков человекообразных обезьян, древнейших и древних людей одни ученые считают, что прародиной первобытных людей была Африка, другие – Южная Азия, третьи – область Средиземноморья (северо-восток Африки, юг Европы и Ближний Восток).
Что касается современных людей, то их самые ранние останки были найдены в бассейне Средиземного моря и частично Кавказа и Средней Азии. Библия говорит, что после всемирного потопа останки современных людей (потомки Ноя) поселились в долине рек Евфрата и Тигра. Здесь Бог разделил людей на три группы по именам трех сыновей Ноя: Сима (семиты), Хама (хамиты) и Иафета (иафетиты). Потомки Сима остались в Азии, потомки Хама ушли в Африку, но часть их осталась в Азии, потомки Иафета ушли на запад и широко расселились по Восточной Азии и Европе.
После потопа изменился климат Земли: появилось различие между зимой и летом, каждая территория стала иметь свои определенные погодные условия. Это привело к образованию рас. Расы – это большие группы людей, схожих по физическим признакам. Известны три основные расы: черная раса, или негроиды, желтая раса, или монголоиды и белая раса, или европеоиды. В эти три расы несколько не вписываются американские индейцы и коренные жители Австралии, поэтому иногда выделяют не три, а пять основных рас.
Каждая раса жила первоначально на определенной территории, где в течение тысячелетий формировались ее признаки. Негроидная раса сформировалась в Африке в условиях влажного, жаркого климата. Поэтому люди этой расы обладают темным цветом кожи, курчавыми волосами, широким открытым носом и утолщенными губами. Желтая раса жила в Центральной и Восточной Азии, где сильные песчаные бури, чередуются с ярким солнечным светом и резким колебанием суточной температуры. Поэтому люди этой расы коренастые, с желтым цветом лица, темными волосами и раскосыми глазами. Европеоидная раса сложилась в Северной и Средней Европе, где преобладал влажный климат со значительной облачностью и резко выраженным различием между зимой и летом. Поэтому люди белой расы имеют светлую окраску волос, кожи и глаз, узкий выступающий нос, высокий рост и крепкое телосложение.
4. Род и племя. Первоначально каждая раса состояла из нескольких родов. Увеличение численности людей приводило к появлению новых родов. Несколько родов, живших в одной местности, стали объединяться в племена. Все племя говорило на одном языке, имело общие обычаи, владело определенной территорией.
Делами племени управлял совет старейшин: он распределял между членами родами места для охоты, выпаса скота и земледелия, разбирал споры между родичами. Старейшины пользовались общим доверием, и племя беспрекословно выполняло их приказания. Для решения особо важных дел созывали собрание племени, на котором правом голоса пользовались только взрослые мужчины.
Между племенами изредка происходили войны из-за земель, удобных для посева и для выпаса скота. На время войны мужчины выбирали вождя – предводителя воинов. По именам некоторых вождей часто стали называть целые племени.
5. Археологическая культура. Археологи часто раскапывали целые поселения людей, отличающиеся своеобразной материальной культурой. Материальная культура – это достижения людей в области производства и быта. Поселения людей с одинаковой материальной культурой называют археологической культурой.
Наиболее древней была земледельческая культура. Поселения самых древних земледельцев были найдены в Турции, Ираке, Средней Азии, и на Кавказе. Самым древним земледельческим поселением считается поселение Чатал-Гуюк (южная Турция). Здесь примерно 7,5 тысяч лет назад на двух холмах был построен самый ранний город земледельцев. Люди жили в каменных домах, стены которых были украшены живописью. Жители переходили из одного дома в другой через отверстия в потолках и по лестницам.
Недалеко от города Ашхабад (Туркменистан) археологи обнаружили другую древнейшую земледельческую культуру, которая существовала уже 7 тысяч лет назад.
? 1. Чем пашенное земледелие отличается от мотыжного земледелия?
2. Какие ремесла были первыми?
3. На какие расы разделились люди в древности? Как природа и климат влияли на формирование рас?
4. Как появились племена? Кто такие старейшины и вожди?
5. Что такое археологическая культура? Какие вы знаете древние земледельческие поселения?
1. Появление искусства. Искусство у первобытных людей началось с появления у человека абстрактного мышления[7] и развитой руки. Абстрактным мышлением и развитой рукой обладали уже древние люди (неандертальцы).
Искусство началось с пещерной живописи, где жили неандертальцы. Ученые находили целые картинные галереи на стенах. Рисунки делались различными линиями, штрихами без красок. Такие рисунки назывались графикой. Любимой темой первобытных художников были сцены охоты. В одной из пещер археологи нашли рисунки мамонта с гибким хоботом, оленя с закинутыми назад ветвистыми рогами, медведя, израненного и истекающего кровью. Сохранились изображения смертельно раненного бизона и убитого им охотника. В некоторых пещерах были нарисованы люди, изображающие животных. На голове у человека рога, сзади хвост; он как бы танцует, подражая движениям оленя.
Из подражания животным и преследующих их охотниками возникли первые танцы. Танцы первобытных охотников сопровождались музыкальными звуками, где широкое распространение получили трещотки и барабаны.
Археологи находили много статуэток, сделанных рукой первобытных скульпторов и изображающих животных и женщин. Женщина-мать была особенно почитаема у первобытных людей.
2. Зачатки практических и научных знаний. Производственный опыт, наблюдения за природой вызвали появление у людей практических знаний. Первобытные люди имели навыки строительства жилищ, шитья одежды и обуви, изготовления домашней утвари, имели знания по выращиванию земледельческих культур, научились предсказывать признаки погоды. Люди могли пользоваться простым счетом, измерять расстояние в днях, применять народную медицину. Первобытные люди измеряли время днями, месяцами, сезонами и годами. Год состоял из 12 месяцев (лунный календарь), вести счет по годам первобытные люди еще не могли. Появились зачатки научных знаний в области арифметики, географии, медицины и астрологии.
3. Зарождение религиозных верований. Под словом религия понимается связь человека с Богом, со сверхъестественным миром. Первобытные люди разделяли окружающим их мир на видимый, реальный и невидимый, сверхъестественный. Они верили, что в сверхъестественном мире живут духи и Боги, которые сильнее человека, которые могут влиять на жизнь людей.
Появление религиозного чувства произошло на определенной стадии эволюции человека. Древнейшие люди не имели религии, они обычно оставляли покойников на съедение зверям и птицам. Найденные археологами погребения людей, умерших 20–30 тысяч лет назад, показывают, что у людей появилась вера в загробную жизнь. Вместе с умершим в могилу клали пищу, орудия труда, украшения. Люди верили, что душа может вернуться в тело и ей понадобится все, чем человек пользовался при жизни.
Религия первобытного человека была религией одушевления природы. Люди обожествляли животных и растения, поклонялись материальным предметам. Они изготовляли из камня талисманы, которые носили на шее, и верили, что они оберегают их от злых духов.
Древние люди перед охотой устраивали ритуальные танцы, которые сопровождались заклинаниями. Они верили, что этим они задабривают духов лесов и полей, которые помогут им в охоте. Такое ритуальное воздействие людей на сверхъестественный мир называется магией.
Древние люди верили, что человек имеет не только тело, но и душу, которая бессмертна и может существовать самостоятельно от тела. Смерть они считали лишь прекращением физического существования человека, переселением души в мир духов, населяющих природу. Они верили в существование духов лесов, рек, гор, природных стихий. Эти духи, вместе с душами умерших предков живут рядом с живыми людьми, но как бы в потустороннем мире.
Наряду с религиозными представлениями появились религиозные культы. Вначале появились культ жертвоприношения и погребальный культ. Жертвоприношение означало дар человека высшим духам. Люди клали на жертвенник убитых животных и плоды земледелия. Погребальный культ – это обряд переселения умерших предков в потусторонний мир. В могилы, которые или вырубали в пещерах, или рыли яму в земле, клали покойников, а вместе с ним пищу, орудия труда, оружие и украшения
Возникновение искусства и религиозных верований означало окончательное отделение человека от животных и начало познания им окружающего мира.
? 1. Что послужило причиной возникновения искусства у первобытных людей? Какое искусство было первым у человека? Какие еще виды искусства были у первобытных людей?
2. Какими практическими знаниями обладали люди в древности?
3. Как ученые узнали о возникновении религиозных верований? Что такое религия? Опишите, какие религиозные верования были у первобытных людей?
1. Религиозные верования общинников-земледельцев. Жизнь человека стала зависеть от природных явлений, когда главным занятием человека стало земледелие. Земледельцу казались главными «духи» тех явлений природы, от которых они зависели. Это солнце, согревающее посевы, облака, проливающие на поля дождь, земля, дающая произрастание семенам.
Люди считали этих «духов» могущественными богами, по воле которых наступает весна, идет дождь, созревает урожай.
Человек не мыслил себя вне природы, он считал себя ее частью: животных своими младшими братьями, растения, камни живыми существами. Он постоянно ощущал в природе и в своей жизни волю высших существ – богов. Такая природная религия получила названия язычества.
В язычестве существует много богов, среди которых есть старшие и младшие. Каждое племя имело своих богов, среди которых со временем выделялся главный бог. Такие религии ученые называли политеистическими, что означает много богов.
В языческих религиях земледельческих народов был более сложный культ, чем в религиозных верованиях первобытных собирателей и охотников. Появились определенные праздники и обряды. Одновременно появились люди, которые знали, как правильно исполнять культы, обряды, делать заговоры, заклинания, лечить людей. Служителей культа называли жрецами, волхвами, шаманами, и т. д.
Языческая религия имела свои светлые стороны, она делала жизнь людей более осмысленной, красивой, вела к пониманию божественной премудрости. Все народы прежде, чем перейти к современным религиям (христианство, ислам, буддизм и т. д.) прошли через язычество.
Однако языческая религия отдельных племен была омрачена идолопоклонством. Люди из дерева или камня вырезали изображения богов, которые называются идолами. Чтобы заслужить милость богов, люди униженно кланялись идолам до земли и приносили им подарки – жертвы: убивали домашних животных, а иногда и человека. Губы идола обмазывали кровью жертвы.
2. Основные черты родового строя. Древние и современные люди жили – родовым строем.
Какими основными чертами обладает родовой строй?
Люди жили родовыми общинами, т. е. большим коллективами родственников.
В родовой общине существовал коллективный труд и общее имущество.
Положение взрослых мужчин и женщин было равноправным. Родами руководили самые опытные члены рода – старейшины.
Несколько родов для защиты своей территории от врагов объединялись в племена. Возглавляли племена вожди.
Основным занятием людей было скотоводство и земледелие. Орудия труда при родовом строе были примитивными, изобилия продуктов не было.
Ученые до сих пор спорят, кто стоял во главе ранних родовых общин – женщины или мужчины.
Одни ученые утверждают, что вначале женщины руководили родами, такой род назывался материнским родом или матриархатом. Но нет достаточных исторических сведений, подтверждающих существование материнских родов. Одновременно достаточно много этнографических и письменных источников, которые дают нам сведения о существовании отцовского рода или патриархата.
3. Развитие семейных отношений. В родах древних людей не было парной семьи. У них существовал групповой брак, когда все женщины одного рода считались женами мужчин другого, соседнего рода, и наоборот: мужчины одного рода были мужьями женщин соседнего рода. Такие рода назывались взаимнобрачующими. Родившиеся дети жили в родах своих матерей. Рода жили в одной большой хижине, имели один общий очаг.
Современные люди жили уже парной семьей. Женщины выбирали себе одного мужа из соседнего рода, и он переходил жить в род жены. Муж и жена имели каждый свое личное имущество: муж был собственником оружия, орудий, охотничьих и рыболовных принадлежностей. Жене принадлежала домашняя утварь. Брак расторгался по желанию любой стороны, дети оставались в материнском роде.
Парная семья вначале не вела своего хозяйства, она участвовала в хозяйстве всего рода, которым руководил старейшина рода. Между мужчиной и женщиной в роде существовало разделение труда. Женщины занимались собирательством, мотыжным земледелием, выполняли работу по дому (готовила пищу, шила одежду, ткала, ухаживала за детьми и стариками). Мужчина занимался охотой, скотоводством, пашенным земледелием и считался воином своего племени.
4. Род и семья. Мужчина создавал основные блага для жизни, и положение семьи зависело от труда мужчин, он стал играть главную роль в семье. Теперь женщины стали переходить в рода мужей, а ее родители получали за это выкуп (калым). Дети теперь вели родство по отцовской линии. Браки расторгались только по решению мужчин. Такая семья стала называться моногамной (от греческих слова один (monos) и брак (gamos).
Со временем семьи стали вести свои отдельные хозяйства. Каждая семья имела свой дом, свой участок земли, все, что производили в семье, оставалось в ее собственности. Появилась частная собственность на дом, орудия труда, скот, продукты, но земля еще оставалась в собственности всего рода.
С обособлением семьи от рода началось разложение родового строя.
Византийский историк Прокопий Кесарийский о языческой религии славян.
Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… Когда им вот-вот грозит смерть, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки и всякие другие божества, принося жертвы всем им, а при помощи этих жертв производят и гадания.
? 1. Чем религиозные верования земледельцев отличались от верований охотников? Что такое язычество?
2. Назовите основные черты родового строя?
3. Как развивались семейные отношения внутри рода? Почему обособление семьи от рода послужило началом его разложения?
Появление парной семьи и частной собственности послужило началом разложения родового строя, а возникновение неравенства между людьми привело к еще большему его разложению.
1. Начало обработки металлов. Некоторые племена жили в местностях с богатыми месторождениями меди. Куски меди, попавшие вместе с камнями в очаг, плавились и, застывая, принимали новую форму. Люди заметили это свойство меди и начали ее обрабатывать. Из меди отливали топоры, кинжалы, серпы и другие вещи, изготовляли украшения.
Все время, когда главные орудия труда были из камня, называется каменным веком. С появлением у людей медных орудий труда начался век металлов. В некоторых странах обрабатывать медь начали около 7–6 тысяч лет назад, а в других – значительно позже.
Медь – мягкий металл, вещи из нее изнашивались быстро, и поэтому большинство земледельцев, по-прежнему, работало деревянными и костяными мотыгами и серпами, хотя медными орудиями труда было легче, чем заостренным камнем, обрабатывать дерево и кость.
Примерно с середины III тысячелетия до н. э. люди научились использовать новый металл – бронзу. Бронза – это сплав меди с оловом и другими металлами. Бронза, обладая значительной твердостью и низкой температурой плавления (700-1000 градусов), стала основным материалом, из которого изготовлялись орудия труда, оружие и украшения.
2. Первое общественное разделение труда. Использование металлических орудий сыграло большую роль в развитии всех отраслей хозяйства, особенно земледелия. Бронзовые плуги, топоры и серпы позволили увеличить посевную площадь.
Племена, занимающиеся земледелием, стали иметь излишки продуктов, но им нужен был скот как тягловая сила и для питания. Часть урожая использовалась на корм скоту. Увеличивались стада, которым уже не стало хватать кормовых ресурсов, поэтому некоторые племена стали переходить на использование подножного корма. Часть племен перекочевывали в степные районы, где они круглогодично содержали скот на подножном корму. Скотоводы отделились от земледельцев. Это было первое общественное разделение труда. Между земледельческими и скотоводческими племенами завязался обмен продуктами: земледельцы меняли зерно, овощи, лен, меха и т. д. на мясо и шкуры.
3. От родовой общины к соседской общине. Во время длительных походов и переселений родичи нередко отрывались от своего рода. На новых местах они селились вместе с людьми из других родов. Возникали деревни, в которых жили не только родственники, но и соседи. Члены такой деревни составляли соседскую общину, жителей которой позднее называли крестьянами.
В соседской общине укрепилась роль семьи и частной собственности. Каждая семья имела в собственности не только дом, скот и имущество, но и свою долю в пашне – пахотный надел. Пахотные наделы распределялись между семьями на общем собрании, но свой надел семья не имела право продавать, дарить, обменивать.
После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, куда выгоняли скот все жители деревни. Чтобы урожай созревал в одно время, общинники начинали полевые работы вместе и засевали участки одинаковыми культурами.
Леса, луга, пустоши, вода были общими. Общинники вырубали деревья в лесу, вместе пасли скот на выгонах, ловили рыбу в реках и озерах.
4. Выделение из общинников знатных людей. С разделением хозяйства всего рода на хозяйства отдельных семей стало исчезать равенство общинников. Старейшины и вожди брали себе лучшие наделы самой плодородной земли, захватывали большую часть взятой на войне добычи – скот, медь, золото. Таким образом, вожди и старейшины богатели, а другие общинники беднели.
Среди общинников возникло имущественное неравенство. Одновременно начинало расти социальное неравенство: старейшины все реже собирали общее собрание, а решали важные для рода и племени вопросы на совете старейшин.
Особенно укрепилась власть вождей. Вожди не ограничивались сбором народного ополчения во время войны, они стали иметь при себе постоянное войско-дружину. Опираясь на военную силу, вожди получили неограниченную власть, и их должность превратилась из временной – в постоянную.
Сыновья вождя становились вождями, а сыновья старейшин – старейшинами. Положение человека стало зависеть не от его опытности и заслуг, а от того, из какой семьи он происходил. Семьи вождей и старейшин назывались знатными (знаменитыми). Знатные люди (знать) устанавливала свою власть над племенем.
Возникновение неравенства среди людей отразилось в их погребениях. Археологи, раскапывая могилы, в одних находят черепки глиняного сосуда для пищи, иногда орудия труда, а в других – богатое оружие и драгоценные украшения.
Среди свободных общинников появилось неравенство, а на смену первобытной демократии пришла военная демократия. Родовой строй стоял на краю своей гибели.
Историк о возникновении власти военного вождя.
Когда после похода сложили всю добычу, вождь сказал: «Прошу вас, храбрейшие воители, не откажите дать мне сверх дележа хотя бы вот этот сосуд». Когда вождь сказал это, те, у кого был здравый смысл, отвечали: «Все, что мы видим здесь, славный вождь, принадлежит тебе, как и сами мы подчинены твоему господству. Делай все, что тебе будет угодно, ибо никто не может противиться твоей власти». Когда они так сказали, один легкомысленный и вспыльчивый воин с громким криком поднял секиру и ударив по чаше, промолвив: «Ничего ты из этого не получишь, кроме того, что полагается тебе по жребию». Все, были этим поражены, но король подавил обиду спокойствием и терпением.
По прошествии года приказал он собраться всему войску с оружием, чтобы проверить на мартовской сходке, насколько исправно содержится это оружие. И вот, когда обходил он там ряды, подошел он к тому, кто ударил по чаше, и сказал ему: «Никто не содержит в таком непорядке оружие, как ты, ибо и копье твое, и меч, и секира – все никуда не годится», – и, вырвавши у него секиру, бросил ее на землю. А когда тот наклонился, чтобы поднять ее, король, взмахнувши своею секирою, разрубил ему голову. «Так, – сказал он, – ты поступил с чашею в Суассоне. А когда тот умер, велел он остальным расходиться по домам, внушив тем большой к себе страх.
? 1. Какие первые металлы научились выплавлять люди? Какое было преимущество металлических орудий перед каменными?
2. Как произошло отделение скотоводства от земледелия?
3. Что было общего между родовой и соседской общинами? Какие были различия между ними?
4. Кого называли знатными людьми? Чем их положение отличалось от положения остальных общинников?
1. Начало железного века. В середине II тысячелетия до н. э. люди научились обрабатывать железо. Впервые это произошло в горах Армении. Железная руда встречается в природе значительно чаще, чем медь и олово, кроме того, железные орудия труда гораздо прочнее, чем медные и бронзовые. Поэтому в I тыс. до н. э. железо стало основным материалом, которым пользовались люди. Наступил железный век.
Из камня и глины складывали печь и засыпали в него древесный уголь и железную руду. Уголь поджигали, а чтобы он лучше горел, поддували в печь мехами воздух. При горении из руды образовывалось железо. При температуре 1100° оно подвергалось ковке. Специальными молотами на наковальне из него изготовляли орудия труда и оружие. Появились специалисты по обработке железа – кузнецы.
2. Второе и третье общественное разделение труда. Железным плугом можно было пахать не только мягкую почву речных долин, но и твердую землю степей. Железными лопатами и мотыгами можно было рыть каналы для орошения в каменистом грунте предгорий, поэтому земледельцы использовали для орошения полей горные речки и ручьи. Земледелие из долин рек перешло в степные и предгорные районы.
Одновременно железо сыграло важную роль в развитии ремесла. Железными орудиями труда можно было улучшить обработку камня, кости, дерева, кожи и т. д.
Появились новые ремесленные специальности. Если раньше крестьянин мог заниматься простыми ремесленными работами, то теперь ремеслом овладевали специально обученные люди. Ремесленные искусства стали передаваться по семейной линии от отца к сыну.
Ремесло отделилось от сельского хозяйства, т. е. произошло второе общественное разделение труда.
Если раньше ремесленники жили в деревнях, то теперь они поселялись в определенных местах. Их селения огораживались стенами в целях защиты от нападения, и так появились города ремесленников.
Между городом и деревней началась торговля. Ремесленники обменивали свои изделия на продукты сельского хозяйства. Самым распространенным мерилом стоимости вначале был скот.
Появились посредники в торговле между городом и деревней – купцы, которые тоже жили в городах. Это было третье общественное разделение труда. Мерилом стоимости стали редкие и драгоценные металлы (серебро и золото).
3. Народ и цивилизация. Росло население Земли, увеличилось число родов и племен. Некоторые племена, имеющие родственные связи, для борьбы с внешними врагами объединялись в союзы племен, которые имели общую территорию и управление, единый язык и веру. В истории такая общность людей получила название народа, с его главным признаком – разговорным языком.
Таким образом, народ – это историческая общность людей, имеющая единую территорию и управление, общий язык, веру и культуру. Для того чтобы союз племен превратился в народ, нужен был длительный исторический процесс.
Ученые подсчитали, что сейчас на Земле проживают примерно две тысячи народов: малые, средние народы и крупные народы. Например, русский народ относится к крупным народам. (Крупным народом считается народ с населением более 100 млн. человек). Народы, имеющие сходства в языках, объединены в языковые семьи и группы. Русский народ относится к славянской группе, индоевропейской языковой семьи.
Некоторые народы в результате войн и смешения с другими народами исчезли. Ученые насчитали примерно одну тысячу мертвых языков, т. е. языков народов, которых уже нет на нашей планете.
Народы создали очаги высокой материальной и духовной культуры, например, египетская, индийская, китайская, греческая и т. д. Такие национальные очаги культуры получили название цивилизаций.
4. Появление государства. Что же такое государство? Что послужило причинами появления государства?
Государство – это аппарат управления народом с помощью верховной власти и законов. Почти все государства первоначально были монархическими, т. е. управлялись с помощью центральной власти, передающейся по наследству (царская власть). Все люди считались подданными царя (правителя). Царская власть для управления народом располагала чиновниками, войсками, стражниками и т. д. Царские слуги жили за счет сбора налогов и войн. Для поддержания порядка в государстве цари писали законы, определяющие порядок отношения подданных в семье, государстве и обществе.
Ученые считают, что было две причины возникновения государства: защита народа от внешних врагов и поддержание власти знатных людей над простым народом. Государственная власть строилась на насилии и для сбора налогов, и для завоевания соседних государств и территорий. Внутри государства уже не было свободных общинников, люди разделились на классы, т. е. большие группы людей, различающихся положением в обществе и своими занятиями.
Так появились классы: рабов, рабовладельцев, крестьян и ремесленников.
С возникновением государств окончилась история первобытного общества и началась история Древнего мира.
Эта «седая древность» при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием – преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущем людям. Фридрих Энгельс
? 1. Почему железные орудия труда вытесняли медные и бронзовые?
2. Что такое второе общественное разделение труда? Как появились первые города? Как развивалась торговля между городом и деревней? Кто такие купцы?
3. Что является главным признаком народа? Что такое цивилизация?
4. Что такое государство? Что послужило причинами появления государства?