Согласно историческим свидетельствам, чай известен в Китае более пяти тысячелетий. Изначально его ценили за целебные свойства, потом стали использовать как напиток, утоляющий жажду и придающий бодрость, и постепенно он стал неотъемлемой частью повседневной жизни китайцев.
Сейчас нам уже сложно представить, каким образом за эти пять тысячелетий чай прошел путь от дикого кустарника до национального напитка Китая и к тому же распространился за пределами страны. Поэтому, чтобы понять чайную культуру Китая, нам нужно сначала разобраться в ее истории.
Мы не можем достоверно установить, как и когда появился чай, потому что в самых древних источниках почти не встречается упоминаний о нем. Тем не менее до нас дошло множество легенд о происхождении чая.
Самая известная среди них – легенда о Шэньнуне. Говорят, что пять тысяч лет назад император Шэнь-нун, стремясь избавить людей от болезней, перепробовал все травы, чтобы найти среди них целебные. Однажды он только за один день испробовал на себе действие 72 ядовитых растений. Яд проник в его тело, руки и ноги обессилели, и Шэнь-нун прилег под деревом в надежде, что ему станет лучше. Вдруг подул ветерок, и рядом с больным упал листик, источающий сладкий аромат. Шэнь-нун подобрал его, отправил в рот, разжевал и неожиданно почувствовал прилив сил. Вот так совершенно случайно он обнаружил противоядие. Упавший лист был чайным, так хорошо нам теперь знакомым. Шэньнун понял, что чай – целебное растение, противоядие на все случаи жизни, и стал распространять его среди людей.
Лекарственные травы
В провинции Сычуань есть другая легенда. Давным-давно у подножья горы Башань жил один старик. Он держал курицу, которая каждый день несла яйца. Как-то старик несколько раз подряд, заслышав привычное кудахтанье, шел в курятник за свежими яйцами, но не находил их там. Старик недоумевал, куда пропадают яйца, и стал наблюдать за курицей. Так он выяснил, что их поедает змея, живущая в кустах неподалеку. Старик разозлился и подложил в курятник гальку. Когда змея проглотила камень, ее живот вздулся самым ужасным образом. Потом старик увидел, что змея съела листья, упавшие с деревца за плетнем, и вздутие понемногу прошло. Он решил, что это волшебное деревце, стал есть его листья, когда у него болел живот, и боль как рукой снимало. Если его соседи мучились животом, старик собирал для них листья. Так люди постепенно выяснили, что чай не только помогает пищеварению, но еще и освежает, утоляет жажду, бодрит и проясняет зрение.
Согласно главе «Описание Ба» из хроники «Описание царства Хуаян», написанной Чан Цюэ в эпоху Восточной Цзинь, около 1057 года до н. э., когда У-ван покорял государство Шан, юго-западные царства платили княжескому двору подать чаем. Так чай попал в центральные районы страны и стал там распространяться. Поскольку в те времена было плохо развито транспортное сообщение, а Юго-Запад от Центральной равнины отделяли тысячи километров, чай оттуда поставляли не свежий, а высушенный. Как же его употребляли тогда – как лекарство, продукт или напиток? В книге не содержится никаких сведений об этом. Однако в трактате эпохи Чуньцю (722–481 до н. э.) «Вёсны и Осени господина Яня» говорится, что на пирах Янь Ина, сановника царства Ци, часто подавали некое «чайное блюдо». Можно сделать вывод, что в период Западной Чжоу чай употребляли в пищу и именно в этом качестве он попал на территории Центральной равнины. Кроме того, в «Каноне Шэнь-нуна о пище» встречается выражение «принимать чай», а не «пить чай». Это означает, что на рубеже эпохи Цинь люди уже знали о бодрящем эффекте чая и его целебных свойствах.
Следовательно, по крайней мере до эпохи Цинь чай еще не был напитком, он служил лекарственным средством и употреблялся в пищу, и распространялся именно в этом качестве. Такое мнение вполне обосновано: согласно традиционной китайской медицине, лечить болезни следует именно травами, а целебными свойствами обладают вообще все пищевые продукты.
К началу эпохи Хань в употреблении чая произошла настоящая революция. Люди все больше ценили его способность утолять жажду, и постепенно он стал напитком, без которого невозможно было представить повседневную жизнь. Чай не случайно стали ценить как напиток: это произошло благодаря его великолепным целительным свойствам. Как свидетельствуют источники, бодрящий и освежающий эффект чая люди открыли, изучая его способность обезвреживать яды и улучшать пищеварение. Поэтому чай вошел в повеседневную жизнь и как лекарство, и как напиток. Тогда его не заваривали, а варили.
Из сочинения Сыма Сянжу «Фаньцзяньпянь» известно, что в начале Западной Хань чай вошел в реестр лекарственных растений. А опираясь на трактат Хуа То «О питании» и книгу «Канон корней и трав Шэнь-нуна», созданные в эпоху Восточной Хань, можно заключить, что люди все яснее осознавали: чай ценен в первую очередь своим тонизирующим эффектом.
В эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий исторических материалов о чае становится все больше – это говорит о том, что чаепитие закрепилось в жизни большинства слоев населения. В этот период, когда чай стал восприниматься всеми именно как напиток, чаепитие обрело связь с китайской философией и стало превращаться в особую культуру. В особых исторических условиях той эпохи чай оказался связан с традиционными китайскими учениями – даосизмом и конфуцианством. Так появились первые ростки чайной культуры.
Во времена Вэй, Цзинь, эпоху Южных и Северных династий в Китае было неспокойно, политическая власть постоянно переходила из рук в руки, люди были бессильны перед социальными переменами. Кроме того, особое влияние приобрела даосская философия, поэтому распространились даосские практики продления жизни при помощи снадобий, которые особенно интересовали людей культуры и аристократию.
В начале эпох Вэй и Цзинь для продления жизни принимали снадобья из металлов и минералов, основным среди которых был «порошок пяти камней». Однако, как свидетельствуют многие источники той эпохи, употребление «порошка пяти камней» имело множество побочных эффектов, а иногда даже приводило к смерти[1], и поэтому люди начали использовать растительные снадобья. Таким образом китайцы выяснили, что чай обладает чудодейственными свойствами – способствует улучшению здоровья и долголетию. Чай стали считать «волшебной пилюлей бессмертия», продлевающей жизнь.
С объективной точки зрения древние китайцы полюбили чай за его благотворное воздействие на организм; для них самих это было погоней за долголетием. Первоначально они стремились только к физическому здоровью, а впоследствии – к гармонии между телом и духом. Таким образом, чайная культура оказалась связанной с даосской идеей духовного и телесного самосовершенствования.
Когда чай стали связывать с даосизмом, одновременно его стали соотносить и с конфуцианскими принципами скромности, умеренности и трудолюбия. Эти идеи глубоко вошли в духовную жизнь людей той эпохи, и именно тогда появилось традиционное представление о том, что «чай воспитывает умеренность». Многие предпочитали роскошным пирам чаепитие, чтобы показать, что они живут скромно. Например, Лу На, принимая гостей, угощал их чаем, циский император У использовал чай в жертвоприношениях, а полководец Хуань Вэнь запивал чаем рис.
Конечно, чай стал символом скромной жизни нетолько потому, что его пили представители всех сословий, но и из-за низкой цены. Поэтому ученые мужи, воспитанные в традициях конфуцианства, стали связывать представление о чае как об общеупотребимом напитке с конфуцианскими принципами умеренности и скромности. Отсюда и пошло высказывание «чай воспитывает умеренность».
Эпоха Тан – период наивысшего социально-культурного расцвета в истории феодального Китая. Эта эпоха создала идеальные условия для того, чтобы чай и традиции чаепития укоренились повсеместно. Благодаря экономическому и культурному подъему обычай пить чай глубоко вошел в повседневную жизнь всех слоев общества, а чайная культура начала распространяться за пределами Китая.
При императорском дворе чай начали пить уже во времена Вэй, Цзинь и Южных и Северных династий. В эпоху Тан потребность двора в чае возросла, все больше сортов поставляли в качестве дани. В исторических хрониках упоминается, что среди императорских чаев были Цзы сунь из Хучжоу и Мэн дин ча с гор Мэншань в провинции Сычуань. Чтобы контролировать качество, в 770 году император Дай-цзун создал Управление поставками чая и постановил, что начальники округов должны надзирать за производством.
Мэн дин с гор Мэншань в провинции Сычуань
Он также приказал местным чиновникам отправляться в горы в сезон Наступления весны (первая половина первого лунного месяца; один из сезонов традиционного китайского календаря), чтобы лично наблюдать за сбором и обработкой чая, а затем контролировать его отправку в столицу до сезона Хлебных дождей (вторая половина третьего лунного месяца). Первый чай должен был прибывать в танскую столицу Чанъань за десять дней до Праздника поминовения усопших, чтобы его можно было использовать во время церемоний в храме предков. Это показывает, насколько важное место чай занимал в жизни императорского двора.
Члены императорской семьи пили чай сами и нередко дарили его фаворитам и вельможам в знак своей милости. Получить чай в подарок от императора было большой честью и к тому же возможностью попробовать редкие и ценные сорта. Как свидетельствуют источники, тогда чай в высшем обществе пили часто. Поэт Бо Цзюйи, служивший начальником министерства наказаний, в одном из своих стихотворений пишет, что пить чай с гор Мэншань и слушать, как закипает вода, для него одинаково важно. Становится ясно, что аристократы получали от чайной церемонии эстетическое наслаждение. Поэт Мэн Сяо, занимавший довольно низкое положение в чиновничьей иерархии, в своих стихах неоднократно упоминал о том, что он хочет выпросить у сановников чай ценных сортов. Из-за такого отношения к чаю в эпоху Тан сложилась традиция дарить его друзьям и появилось новое необычное направление поэзии – стихи о чае.
Согласно «Запискам господина Фэна о слышанном и виденном», написанным в эпоху Тан, один известный и почитаемый патриарх чань-буддизма[2] разрешил монахам пить чай. Монахи пили его для укрепления тела и духа и сделали чаепитие неотъемлемой частью монастырской жизни. Кроме этого, поскольку в эпоху Тан буддизм переживал расцвет, а светские люди следовали идеям и канонам буддизма, многие из них подражали монастырской традиции чаепития. Благодаря этому обычай пить чай среди простого народа распространялся быстрее, и в стране начали появляться маленькие и крупные чайные заведения.
В эпоху Тан чай, как и рис, и соль, стал в Китае важным товаром. Этот факт подтверждает, что чаепитие к тому времени вошло в быт не только высшего общества, но и всего народа. На юго-западе и в центральных районах Китая обычай пить чай был уже широко распространен.
В эпоху Тан Япония часто посылала своих подданных учиться в Китай. Обычай пить чай, уже популярный к тому времени, повлиял на них: японцы тоже полюбили чай и привезли чайную церемонию в свою страну. В «Тайных религиозных записках Жицзи» мы находим, что в 805 году буддийский наставник высшего ранга Сайтё, вернувшись на родину после обучения в Китае, привез с собой семена чайного дерева и посадил их неподалеку от своего монастыря Жицзи. Так появилась первая в Японии чайная плантация.
Из других источников нам известно, что гастрономическая культура танской эпохи, частью которой было чаепитие, попала в Японию и сильно повлияла на модель питания японцев. В то время чай в Японии был необычайно редким и ценным продуктом, доступным лишь императорской семье, знати и монахам высоких рангов. Верхом изысканности для них было пить чай по танским обычаям и сочинять при этом стихи на китайском языке. Итак, можно заключить, что чай воспринимался за рубежом не только как нечто диковинное и экзотическое и не просто как новый товар – скорее, чаепитие было принято как изысканный обычай, в него вкладывали различные культурные смыслы. Именно так китайская чайная культура начала распространяться по всему миру.