ПРИРОДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Спор богов за землю астраханскую
Это старинная легенда. Наш край приглянулся богам. Светлые и Тёмные Боги решили поделить между собой землю и вроде бы поделили, но из-за одной части земли, находившейся возле моря Каспийского, разгорелся у них спор, перешедший в битву.
Первыми обратили внимание на эту землю Светлые боги и повелели они быть множеству солнечных дней на этой земле. Усмехнулись Тёмные боги и добавили к солнечным дням жару такую, что вынести её мог не каждый. В ответ на это и для облегчения жизни живым существам провели Светлые боги к морю реку могучую, полноводную и разбили её на множество мелких проток, так, что образовалась дельта, и ещё множество мелких рек создали они. Тёмные же боги при помощи жары адской сделали так, что летом мелкие речушки пересыхали Светлые боги, не давая погибнуть речкам, зимой наполняли их снегом, а зимы постарались сделать мягкими, но не понравилось это Тёмным богам и наслали они в феврале ветра лютые, с моря дующие. А Светлые боги сделали так, что лютуют зимние ветра только один месяц.
И создали Светлые боги степи просторные и широкие, где небо сходится с землёй и душа рвётся ввысь и поёт как птица.
Не понравилось это Тёмным богам, и создали они солончаки посреди степей и направили в атаку на живые растения пески ползучие. Но воздвигли против песков Светлые боги гору могучую, из года в год растущую и назвали её Богдо – Поющая гора. Одним видом своим она пугала пески и останавливала их. Поставили эту гору не абы где, а рядом с самым большим солончаком, запретив ему расти дальше.
А для красоты населили Светлые боги край чудесный множеством ярких и красивых бабочек. Но Тёмные боги не успокоились и наслали тучи мошкары и комаров, которые затмили небо, и казалось, нет от них спасения. Светлые же боги, для защиты любимой земли, населили реки множеством рыбы, для которой мошка была лакомством, а для защиты всего живого от мошки и комаров создали стремительных, прекрасных стрекоз, и ограничили время царствования мошки всего 40 днями.
Рассердились на это Тёмные боги и наслали пауков ядовитых. Улыбнулись Светлые боги и населили землю эту овцами, которые могли поедать ядовитых пауков, а чтобы овцам не было скучно, привели сюда и других животных: коней, коз. Не понравилось это Тёмным богам, и направили они сюда верных слуг своих хищников: волков, енотовидную собаку, лисицу. Светлые боги понимали, что слишком большое количество животных нанесёт вред земле. И впервые было достигнуто мирное соглашение между богами: хищники уничтожали только слабых и больных животных.
Посмотрели Светлые боги вокруг и поняли, что не хватает им песен птичьих и населили они землю множеством птиц. Снова вмешались Тёмные боги, направив на землю хищных птиц.
Долго соревновались Светлые и Тёмные боги и устав они решили собраться на Совет и посмотреть на результаты противоборства. И поразились они, ибо в результате их противостояния создали они уникальную землю, где рай с прекрасными цветами, множеством рыбы и птичьими песнями соседствует с адом: с раскалёнными песками, ядовитыми пауками и змеями.
Решили Светлые боги подарить этой земле свой священный цветок – лотос.
Усмехнулись Тёмные боги и подарили приглянувшейся земле озеро с розовой солью и нигде в мире такого больше не будет.
Вскоре собрались на совет Светлые и Тёмные боги. И воскликнул один из Светлых богов:
– Посмотрите, как прекрасна эта земля, дадим ей имя Звезда
– Астра!
– И пусть живут на этой земле, те, кто в состоянии править своей судьбой, настоящие ханы – правители – добавил один из Тёмных богов.
Так и появилось название Астрахань и означает оно Правители Звёздной Земли.
И пожелали Боги, чтобы на этой земле жили разные народы, разной веры в мире и согласии…
Говорят, что до сих пор Светлые и Тёмные боги нет-нет, да и заглянут на нашу землю.
г
Баскунчак – соляное озеро в Ахтубинском районе Астраханской области. Площадь – около 106 км2, примерно в 270 км к северу от Каспийского моря, и в 53 км к востоку от Волги. Располагается на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника. Площадь водосбора – 467 км2. В переводе с тюркского Баскунчак – собачья голова.
г т – —– ~
г г
г
Богдо – гора в Ахтубинском районе Астраханской области России, самая высокая точка Прикаспийской низменности (149,6 м над уровнем Фото. Гора Богдо
моря, 171 м над уровнем оз. Баскунчак). Имеет развитые наземные и подземные формы карстового рельефа – балки, воронки, пещеры, гроты и т. п. На сегодняшний день насчитывается более 30 пещер, самая крупная из них достигает 1,5 км. Располагается на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника. О происхождении названия Богдо и Баскунчак рассказывает эта легенда.
Многое повидала Астраханская земля. Много пролито было ею слёз. Эта история о том, почему в нашем крае много солёных озёр. Светлые и Тёмные Боги решили поделить между собой землю и вроде бы поделили, но из-за одной части земли, находившейся возле моря Каспийского, разгорелся у них спор, перешедший в битву.
Светлые Боги создали прекрасный край: просторные степи, где небо сливается с землёй и душе хочется петь населили его разными животными и птицами. Животным хватало места в степи, а птичьи песни услаждали слух Богов.
Но Тёмные Боги тоже хотели владеть этой землёй. И придумали Тёмные Боги сильнейший яд, против которого у Светлых Богов не было противоядия. Чтобы обмануть Светлых Богов, они в разных местах стали создавать ядовитые озёра, своими испарениями, убивающими всё живое вокруг. Светлые Боги летали по степи, пытаясь вылечить её, но у них ничего не получалось. Яд впитывался в землю, убивая её. Внезапно в самом центре степи Тёмные Боги создали большое ядовитое озеро.
С горечью смотрели Светлые Боги на то, как гибнет прекрасная степь. И тогда заплакала сама Мать – Земля. И слёзы её очистили ядовитые озёра. И превратились слёзы Земли в соль, озёра стали солёными. Самое большое озеро получило название Баскунчак.
Земли, пропитанные ядом, тоже были очищены, но слишком много слёз пролила Мать – Земля, очищая их, и превратились эти земли в солончаки, на которых не может расти ничего живое.
Тёмные Боги даже слёзы Земли решили обратить себе на пользу, и сделали так, что озеро стало разрастаться, грозя поглотить всю степь. А чтобы нельзя было его остановить, наложили они заклятье особое – остановится рост озера только тогда, когда появится существо, решившее пожертвовать собой, и бросится в воды озера. Тёмные Боги думали, что никто на такое не решится. И верно, все боялись погибнуть лютой смертью. Но отважный пёс, который очень любил Землю, и кинулся он в воды озера. Мать – Земля не дала погибнуть своему защитнику. Пёс погрузился на дно озера и попал в купол. Изредка, он поднимается на поверхность, проверить, всё ли в порядке, не растёт ли озеро, так, что видна только его голова.
И вздохнула Земля с облегчением, и на выдохе из недр её вышел могучий страж и стал горой посреди степи охраняя покой Земли. И дала Мать – Земля этому стражу силу великую и дар необыкновенный – каждый год растёт он. И назвала Мать – Земля своего защитника Богдо – Поющий. Стоит посреди степи, смотрит за миром и поёт свою песню. И знает всё живое – пока звучит эта песня, мир будет на нашей земле. Но если вдруг перестала звучать песня, значит, настало время битвы великой и обратится Богдо в могучего воина, вставшего на защиту родной Земли, и рядом с ним будет верный пёс.
Пискливый геккончик. Длина тела этой ящерицы достигает 90 мм вместе с хвостом, который в 0,7—1,2 раза длиннее тела. Голова и туловище немного приплюснуты. Зрачок расположен вертикально. Ушное отверстие почти незаметно, округлое. Горло покрыто мелкой чешуей. Пальцы на лапках прямые или слегка искривленные, цилиндрической формы с коготками. Шею, туловище, хвост покрывают однородные плоские чешуйки в виде черепицы. На спине заметны чешуи в форме бугорков большего размера. Мордочку и клоаку покрывают увеличенные плоские щитки. Окраска тела неяркая, но она вполне соответствует фону окружающей среды, и делает ящерку совершенно незаметной. Геккончик не имеет век, и каждые несколько секунд облизывает глазные яблоки языком.
Пискливый геккончик является эндемиком горы Большое Богдо в Астраханской области. Это единственная территория обитания вида в России и в Европе.
Существует легенда. Когда родился первый геккончик, он был очень любопытным и любил везде бегать, а также был отчаянным шалуном. Встречая разных насекомых, он надувал щёки, увеличиваясь в размерах, и пугая их. А поскольку крупнее себя он никого не встречал, то чувствовал себя очень сильным и крутым.
Однажды он встретил варана. От ужаса глаза геккончика вылезли из орбит, и стали вращаться в разные стороны. От страха геккончик заверещал, но варан не испугался его. Тогда геккончик попытался зарыться в песок, но сильная лапа варана настигла его. Чудом выскользнув из лапы, геккончик опрометью бросился наутёк, вереща от страха. Его крик о помощи разбудил спящего Богдо. Богдо заступился за малыша, и тот спрятался у него на груди. Г еккончик остался жить у Богдо, боясь отходить от своего заступника далеко. Но когда наступит час битвы, геккончик своим криком пробудит Богдо, и позовёт его на защиту.
Волга – одна из крупнейших рек на Земле и самая длинная в Европе. Кроме того, Волга крупнейшая в мире река, впадающая в бессточный (внутренний) водоём. Длина реки составляет 3530 км (до постройки водохранилищ – 3690 км), а площадь её водосборного бассейна —
Каспийское море – крупнейший на Земле замкнутый водоём, который может классифицироваться как самое большое бессточное озеро, либо как полноценное море, из-за своих размеров, а также из- за того, что его ложе сформировано земной корой океанического типа. Расположено на стыке Европы и Азии. Вода в Каспии солоноватая, – от 0,05% близ устья Волги до 11—13% на юго-востоке. Уровень воды подвержен колебаниям, согласно данным 2009 года, составлял 27,16 м ниже уровня моря. Площадь Каспийского моря в настоящее время – примерно 371 000 км2, максимальная глубина – 1025 м.
О происхождении названий «Волга» и «Каспий» рассказывает эта легенда. Когда великий бог Род дал жизнь всему сущему, одной из любимых его дочерей стала река. Звонко звучал её голос, как колокольчик, наполняя радостью и смехом всё вокруг. И прозвали её Ра-река – солнечная река. Любила Ра превращаться в красивую девушку и вместе с земными девушками водить хороводы, петь песни и кружить головы парням, потом внезапно ис
чезая. Много сердец разбила она, пока не встретила Овсея, весёлого офеню-коробейника, зашедшего в деревню. Его открытое лицо, шутки-прибаутки веселили собравшихся парней и девушек, и был он душой компании. Потом водили хороводы, играли в «Ручеёк». В игре Ра и Овсей оказались в паре, и оба почувствовали тонкую ниточку, соединившую их души. А потом они долго гуляли, и впервые Ра не хотелось возвращаться в своё состояние реки. Так началась их любовь. Овсей задержался в деревне, их встречи стали ежедневными, но провожать себя Ра разрешала только до определённого места. С удивлением она обнаружила, что ей нравится общаться с этим человеком. Она, богиня-река, отвергшая ухаживания многих героев, богов, и даже самого Яри- лы – бога солнца, вдруг влюбилась в простого смертного! Глядя на Овсея, она понимала, что любит его и такую же ответную любовь видела в его глазах. Однажды вечером Овсей сказал ей, что ему нужно уехать на неделю за товаром и признался в любви, спросив, когда и куда можно присылать сватов. Ра убежала в растерянности: как сказать ему, кто она?
Всё разрешилось самым трагическим образом. Однажды, ещё будучи в своём состоянии реки и уже собираясь превратиться в девушку, она услышала крики, стон. К её берегу подполз смертельно раненый Овсей. Одной рукой он старался зажать страшную рану в боку, а другой пытался зачерпнуть воду. Она подхватила его на свои руки-струи, омывая раны и пытаясь напоить любимого через сухие, потрескавшиеся губы. Кровь Овсея пролилась в воду. Вдруг он открыл глаза: «Любушка моя, ты всё-таки пришла» – сказал он и со счастливой улыбкой умер. Руками- струями она вырыла ему могилу на высоком берегу. А потом нашла разбойников. Те, уверенные, что их никто не видел, сели отдыхать и делить награбленное на её берегу. В ярости хлестала она их жгутами своих струй, ломая кости. Вскоре всё было кончено. Больше не было весёлой, и беззаботной Ра-реки. Потемнели от горя её воды и разлились широкою водою, и имя себе Ра взяла другое – Итиль-широкая, дав себе клятву никогда больше не любить смертного.
История Каспия.
Когда-то Каспий назывался иначе – Гиркан и он умел обращаться в красивого юношу. Однажды на его берег пришло и осталось жить могучее племя каспиев. Дочь вождя звали Каспиа- на, они с Г ирканом стали встречаться и полюбили друг друга.
Но напали на каспиев безжалостные кочевники, и терпели каспии одно поражение за другим. Вскоре их положение стало безвыходным. Тогда, по совету жреца, каспии обратились за помощью к морю. Гиркан предложил укрыть стариков, женщин и детей на своём дне, а каспиям, в день решающей битвы, заманить врага. Так и поступили: когда обрадованные степняки, думающие, что загнали каспиев в ловушку, ведь с одной стороны были они, а с другой – море, вышли к берегу моря, на них обрушились могучие волны, сметая с лица Земли. Потрясённые союзом кас- пиев с морем, степняки запросили мира, и прислали посольство.
В составе посольства находился один знатный степняк, которому очень понравилась Каспиана, и он предложил девушке выйти за него замуж. Каспиана отказала шаману, ведь она любила Гиркана. Тогда шаман ночью похитил Каспиану.
Утром каспии узнали о том, что случилось. Разъярённые каспии и степняки выслали в степь поисковый отряд, пообещав, в
w тъ
случае поимки подлеца, казнить его лютой смертью. В последний момент похититель заколол Каспиану. Сам он был схвачен, и предан мучительной казни.
Поседели от горя тёмные кудри Гиркана. Вместе со всеми: и степняками, и каспиями он оплакал и похоронил любимую, взяв в честь неё имя Каспий. Но поклялся больше никогда не влюбляться в смертную женщину.
Шло время, боль от потери любимых становилась тише. Вскоре Итиль почувствовала, что снова готова любить и быть любимой, и начала искать любовь, меняя русла.
Она встретила Каспия, который к этому времени стал зрелым мужем. У обоих было много общего: оба любили смертных, и оба потеряли своих любимых. Каспий сказал реке, что не будет ограничивать её свободу, и тем покорил сердце вольной реки. Широкой дельтой влилась река в Каспий, щедро отдавая ему свою любовь. И имя она взяла себе другое – Волга – вольная, свободная.
Болда (Прямая Болда, Большая Болда) – река в Астраханской области один из основных из рукавов дельты Волги
Длина реки – 74 км. Болда отделяется от Волги в районе Астрахани 14-ти километровый участок реки входит в систему водных путей России (с 5 по 19 км). Болда оканчивается чуть выше села Тузуклей, разделяясь на протоки: Тузуклей, Болдушка и Трёхизбенка
Фото. Прямая Болда
Известны такие легенды.
Жили-были две речки сестры, две Болды и речные духи. Они были разными: одна любила тишину и покой, а другая постоянно меняла своё русло, играя с живущими на её берегу существами. Как-то на берега рек пришёл напиться степной дух. Обе Болды полюбили его настолько, что рассорились и та Болда, что постоянно меняла своё русло, настолько сильно его изменила, что стала называться Кривой Болдой. Но дух сказал им, что у него есть любимая в степи, и он не может ответить им взаимностью. Однажды на берегах рек появилась орда кочевников. Они шумели, галдели, загрязняли воду, а духи ничего не могли сделать, ведь они были добрыми и мягкими. Тогда сёстры обратились со страстным призывом о помощи к Богу. Кочевники собирались в поход на Русь, сначала духи обрадовались – ведь теперь их оставят в покое, но потом подумали, что кочевники приведут много пленных и снова лишат их покоя. В это время на Руси, волхв Ми- ролюб, войдя в особое состояние, услышал их зов и смог узнать о готовящемся походе. Легкоступом перенёсся на берег рек, и договорился с духами реки, которые не хотели, чтобы на берегах жили шумные люди. Волхв наделил реки волшебной силой. Выпив воды, кочевники обалдели: сидели на берегу реки и ничего не делали. А потом, забыв о цели похода, ушли в степь. Реки снова захотели быть вместе, но волхв попросил оставить всё как есть, ведь так они могут напоить больше живых существ. А реки с тех пор и называется Болда, просто в русском языке звуки «о» и «а» часто меняются местами.
Ещё одна легенда. Жила-была река Болда, любившая тишину и покой. Как-то на берег реки пришёл напиться степной дух. Они с Болдой полюбили друг друга, но дух не мог долго оставаться с любимой, ведь его ждала степь, которую он берёг. Он вернулся домой, обещая регулярно приезжать к любимой, оставив ей дар: люди, если они мешают Болде, отведав её воды, забудут зачем они пришли, и будут сидеть, ничего не делая, а пребывая в особом состоянии, что у нас называется – «обалдеть», а потом уйдут восвояси. Вскоре у Болды родилась дочка – река. Молодая Болда была игривой и своими проказами часто расстраивала мать. Они поссорились и дочь ушла жить своей жизнью, проложив новое, кривое русло. Так появилась Кривая Болда. Однажды на берегах рек появилась орда кочевников. Они шумели, галдели, загрязняли воду. Тогда мать и дочь объединились, и напоили кочевников волшебной водой и воззвали к любимому и отцу. Выпив воды, кочевники сидели на берегу реки и ничего не делали – обалдели. А потом, забыв о том, зачем пришли сюда, ушли в степь. Степной дух услышал зов рек и уничтожил агрессивных кочевников. Мать и дочь помирились, но Кривая Болда решила жить своей жизнью и течь по своему руслу
г
Ахтуба (Ак-тюбе – белый холм) – левый рукав Волги, отделяющийся от неё в северной части Волгограда. Длина Ахтубы – 537 км. Средний годовой расход – 153 м3/с. На берегах реки Ахтубы расположены города: Волжский (у начала рукава), Ленинск, Знаменск, Ахтубинск, Харабали (в 5 км от реки). Между Волгой и Ахтубой расположена Волго-Ахтубинская пойма. До строительства каскада ГЭС ширина разливов в пределах этой поймы достигала 20—30 км. Русло реки достигает в ширину 200—300 метров. В половодье (апрель-май) скорость течения возрастает. На глубоких местах по всей Ахтубе и протокам хорошая рыбалка.
О происхождении названия реки рассказывает следующая легенда. Во времена Золотой Орды у одного монгольского хана была красавица дочь, кото
рую звали Туба. В неё влюбился реч- Фото. Река Ахтуба ной дух. Показывая свою силу,
весной река широко разливалась, и кони монголов становились сильными и выносливыми. Говоря о своей любви и нежности, река тихо журчала, плавно неся свои воды, и девушка могла часами
стоять на берегу. Но в воду она заходить боялась, интуитивно чувствуя беду. Тогда речной дух попросил ветер помочь ему. И вот однажды, когда Туба вместе со служанкой стояла на обрывистом берегу, мощный порыв ветра сбросил её в воду, в объятия влюблённого речного духа. Туба попыталась выплыть, вырваться из этих объятий, но тщетно. А служанка бегала по берегу и причитала: «Ах, Туба! Ах, Туба!». Так и появилось название Ахтуба.
КУТУМ (Rutilus frisii kutum), полупроходная рыба семейства карповых; подвид вырезуба. Достигает в длину около 60 см, массы около 2 кг. Кутум обитает в
южной части Каспийского моря. Фото. Кутум
Она питается в опресненных участках моря, а для нереста входит в реки. Рыба нерестится в медленно текущей воде предустьевых участков рек на самом различном субстрате: на свежезалитой растительности, в зарослях камыша, на подмытых корневищах прибрежной растительности, а также на каменистом грунте. Личинки кутума подвешиваются с помощью специальных органов к растениям в тихих, заросших участках реки, куда их заносит течение. Кутум ценная промысловая рыба Среднего и Южного Каспия Особенно высоко ценится он в Иране, где употребляется в вяленом виде и идет на приготовление различных национальных блюд. Кутум занесен в Красную книгу России как сокращающийся в численности подвид.
С кутомом связана следующая легенда. Первый Кутмчик родился в море, и был маленьким и шустрым. Попробовал он морскую еду, и она ему не понравилась. Решил поискать еду повкуснее. На опреснённых участках моря он нашёл себе еду по вкусу. А тут ещё услышал разговоры других рыб о пресных реках и решил посмотреть, что же это такое. Поплыл Кутумчик искать реку и нашёл её. Да на беду повстречалась ему щука, которая погналась за ним. Заметался Кутумчик, не зная, что делать и услышал тихий голос реки, которая позвала спрятаться его в корневищах прибрежной растительности. Спрятался Кутумчик, затаился. А щука, пометавшись вперёд-назад, хлопнув хвостом от досады, уплыла восвояси. Подружились река и рыба. Понравилось Ку- тумчику в реке он в ней вырос, стал более крупным и тяжёлым. Вскоре море снова позвало его. Но решил Кутум, что в э реке будет самое удобное место для нереста и роста его потомства. С тех пор каждый год Кутум приходит нереститься в реку из моря, а река получила название Кутум.
Ерик – относительно узкая протока, соединяющая озёра, заливы, протоки и рукава рек между собой, а также с морем. Также речная старица (в словаре Даля это значение показано основным) либо искусственный осушительный канал. Ерики бывают постоянные и временные (сухие старицы или ложбины). Они располагаются в поймах рек или между озёрами.
О том, почему ерик называется ериком, рассказывает эта легенда. Было это во время правления хазарского каганата. В одном хазарском роде жил юноша по имени Ерик. Однажды, после удачного набега, родичи стали делить добычу, и поссорились.
Фото. Ерик Напрасно Ерик пытал
ся их помирить. Ссора грозила перерасти в схватку, вот уже замелькали ножи. И тогда Ерик обратился к богам, попросив их помочь ему успокоить враждующие стороны. Он бросился между родичами, пытаясь разделить и разнять их. В этот момент небо потемнело, раздался гром и Ерик превратился в русло реки, а с небес полилась вода, быстро её заполнив. Потрясённые хазары изумлённо смотрели на произошедшее чудо, забыв о распре. И раздался голос с небес, говоривший о том, что нарушили хазары завет богов не поднимать руку на родича. Хазары пали ниц и пообещали богам, что никогда больше не поднимут руку на родственника. Голос с небес сказал, что речка будет пересыхать, давая возможность хазарам помириться. С тех пор, пересыхающие речки у нас называются Ериками, в честь парня ценой своей жизни помирившего родичей.
Во бла (лат. Rutilus caspicus) – вид лучепёрых рыб семейства карповых.
Обитает в Каспийском море, составляет важный предмет промысла на
нижней Волге.
От речной плотвы отличается большей величиной (до 30 см и более) и некоторыми второстепенными морфологическими признаками (плавниками серого цвета с черной оторочкой и радужиной глаз серебристого цвета с темными пятнами над зрачками).
О происхождении названия «вобла» есть несколько версий. Версия первая: когда рыбаки ловили воблу, в то время, когда она шла на нерест, они, видя её круглые бока, наполненные икрой, и то, что шла она косяками, удивлённо восклицали: «Во, блин!» Так и пошло название вобла.
Вторая версия: у славянских народов в старину было общеславянское слово «обьла» – круглая. Рыба получила название, таким образом, по своей кругловатой форме. Когда боги создавали наш край они, боги настолько полюбили воблу, за то, что из моря она на нерест стремилась домой. И захотели, придать ей многочисленное потомство, и наполнили бока её икрой до такой степени, что рыба раздувалась и становилась круглой. В старину, когда на рыбных промыслах эксплуатировались, главным образом, ценные породы рыб, вобла, наполнявшая собою все невода, просто выкидывалась назад в реку, или даже прямо на берег, и гибла в бесчисленном множестве.
Широкопалый речной рак (лат. Astacus astacus) – вид десятиногих ракообразных из инфраотряда Astacidea. Распространён в пресных водоёмах на всей территории Европы.
Почему рак так выглядит, рассказывает следующая легенда. Когда Рак родился, он был очень красивым, изящным, но абсолютно беззащитным. И влюбился он в красавицу – русалку. Но за красавицей ухаживал и шустрый, колючий окунёк, который постоянно колол рака своими иголками. Бедный Рак очень страдал от этого. Красавица заявила, что выйдет замуж за того, кто победит на дуэли. Хитрый рак обратился за помощью к морскому царю и попросил дать ему клешни для защиты. Во время поединка он отщипывал кусочки тела от окунька, и тому пришлось сдаться. Но красавица пожалела проигравшего окуня и вышла за него замуж. Обиженный Рак забился в норку. Его душа очерствела и превратилась в панцирь на теле. Так и появились раки – отшельники.
На территории России арбузы были завезены, очевидно, по Великому шелковому пути, однако из-за сложности климата до середины прошлого века культура была распространена только в южных районах, например, в Малороссии, на Кубани и в степных районах Поволжья. Узнать об истории арбузов все уже не получится, так много времени растение живет по соседству с человеком. Сегодня даже доподлинно неизвестны корни этой культуры.
В XI – XIII веках на территории нашего края жил кочевой народ кипчаки, славяне называли их половцами. Слово «арбуз» кипчакского происхождения и означает «ослиный огурец».
Существует такая легенда: когда арбуз появился на свет, он был маленьким, зелёным, похожим на огурец и очень этого стеснялся. Однажды он познакомился с ослом, и похвалил его за громкий голос. Осёл же, стал расхваливать арбуз, громко крича о том, какой красивый и умный появился новый огурец. Арбуз сначала смущался и краснел, а потом раздулся от гордости, и чтобы ещё больше отличаться от огурцов, приобрёл себе чёрные полоски.
Баклажаны или демьянки
Баклажан, как картофель, перец и томат, относится к семейству пасленовых. Родина его – Восточная Индия, откуда арабами через Афганистан и Иран он был завезен в Южную Европу, а затем персидскими торговцами в Африку. Европейцам поначалу вкус баклажана не понравился, да и что могло понравиться в его безвкусной горьковатой мякоти. Древние греки и римляне прозвали баклажаны «яблоками бешенства» и полагали, что систематическое употребление их в пищу приводит к сумасшествию. Долгое время баклажаны разводили и использовали исключительно как лекарственное сырье. Считалось, что сваренный в масле баклажан избавляет от зубной боли, а порошком из сухих листьев или соком плодов лечили людей, больных подагрой. И только в средние века баклажаны стали выращивать в южной Европе, для употребления в пищу.
В Россию баклажан попал лишь в XVII – XVIII вв. Постепенно, «демьянки», «пакиста- ны», «бадаржаны», «баглажа- ны», «подлижаны» и, наконец, «синеньки», как называли в России баклажаны, стали достаточно распространенной овощной культурой, особенно в южнорусских губерниях.
К слову сказать, называть баклажаны синенькими не совсем верно, т.к. цвет плодов меняется в зависимости от сорта и степени зрелости – от молочнобелого до золотисто-белого, от светло-лиловой до темнофиолетовой, а перезрелый плод приобретает серо-зеленую или буровато-желтую окраску.
Самыми вкусными считаются иссиня-черные продолговатые недозрелые плоды. В них, мало семян и на вкус ягоды (а ведь так правильно называется плод баклажана) нежные и полезные.
Употребление баклажанов снижает уровень холестерина в крови, в мякоти плодов содержится большое количество калия, который нормализует водный обмен в организме и улучшает работу сердечной мышцы.
Специалисты рекомендуют баклажаны больным желудочными и кишечными заболеваниями. Употребление баклажанов полезно для профилактики и лечения атеросклероза, так как они усиливают выведение из организма холестерина, снимают его концентрацию в крови.
Баклажаны показаны пожилым людям и страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, сопровождающимися отеками, так как большое содержание калия оказывает благоприятное действие на работу сердца, способствует выведению из организма излишней жидкости и нормализации водного обмена.
Кроме того, в баклажанах содержатся пектиновые вещества, обладающие бактерицидными свойствами. В свежих плодах баклажана содержится до 7% углеводов, 1% белков, 1,3 мг/100 г железа, 0,05 мг/100 г тиамина, 0,05 мг/100 г рибофлавина, 0,5 мг/100 г витамина РР, 9 мг/100 г витамина С. Особенно богаты
плоды баклажана минеральными солями: фосфора, кальция, калия, магния, железа, алюминия. А вот в перезревших баклажанах содержится большое количество ядовитого вещества – соланина, поэтому их ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.
Демьян – это имя, которое имеет две версии происхождения. Оно либо восходит к древнегреческому слову, которое переводится как «покорять», «усмирять», либо происходит от латинского Damianus. Это слово переводится как «посвященный Дамии» – Дамия является богиней изобилия, плодородия. Имя Демьян было распространено среди крестьян и в монашестве.
Как Демьян помог помещику
В XVII веке баклажаны в Россию привезли купцы. Один барин приказал посадить большое поле баклажан. Попробовав сырые баклажаны, помещик впал в ярость от их вкуса и никто не мог его угомонить, к тому же у барина жутко разболелся зуб. В это время в усадьбу зашёл крестьянин Демьян, он привёз барину оброк. Дворня боялась подойти к барину и отговаривала Демьяна, но он решился и предложил сварить баклажан в масле, и накормил варёным баклажаном барина. Зубная боль прошла и барин успокоился. Ну, а баклажаны стали называть демьянки, по имени человека раскрывшего их положительные качества.
Как Демьян усмирил баклажан
Среди первых баклажан, попавших в Россию, был один переполненный чёрной злобой ко всем остальным собратьям. Этой злобой он заразил остальные баклажаны, отчего их шкурка стала чёрной. Этот главный баклажан решил уничтожить все остальные овощи и злаки. Когда человек пробовал баклажан, он терял разум, становился агрессивным и сажал только одни баклажаны. Но нашёлся крестьянин Демьян, который решил положить этому конец. Он встретился с главным баклажаном. Главный Баклажан самодовольно заявил, что если Демьян попробует баклажаны, то станет его верным слугой. Демьян улыбнулся, взял баклажаны, срезал с них шкурку и вымочил в воде, удаляя яд, а потом сварил. Главный Баклажан лопнул от злости, а остальные баклажаны не были разумны. Так, в честь Демьяна усмирителя баклажан, баклажаны стали ещё называть демьянки.
Баклажаны и принцесса
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса. Всё у неё было хорошо, и жениха она себе нашла, но заболело у принцессы сердечко, стала она отекать, и жених отказался от свадьбы. Обращались к лекарям, но те только разводили руками. Тогда один волшебник произнёс заклинание, по которому принцессу могли спасти чёрные яблоки бешенства, но была опасность, что принцесса сойдёт с ума и станет бешеной. Да и что это за яблоки такие? В ту пору иноземные купцы только завезли баклажаны. Слух о волшебных свойствах дошёл до чёрных магов, а крестьяне боялись сеять баклажаны. Но нашёлся крестьянин Демьян, который придумал варить баклажаны в масле и так он вылечил принцессу, да ещё и установил, что варёные в масле баклажаны помогают от зубной боли. Дурная слава баклажан была развеяна и их стали применять целители, а баклажаны с тех пор, в честь находчивого крестьянина, называют «демьянками».
г
Василёк Талиева (лат.
Centaurea taliewii) – растение, вид рода Василёк семейства Астровые, или Сложноцветные Многолетние, растение высотой от 50 до 100 см.
Стебель ветвистый, паутинисто- опушённый. Растение либо всё, либо в нижней части покрыто редкими оттопыренными относительно длинными волосками. Листья перисто-рассечённые, остропильчатозубчатые. Корзинки относительно крупные, обёртки до 3 см, наружные листочки обёртки в виде каймы. Цветки – золотисто-жёлтые.
Цветёт в июне, иногда повторно в Фото. Василёк Талиева октябре.
Семена коричневые с полосками, блестящие. Плодоносит обильно. Растёт, как правило, популяциями по 5—30 особей.
О том, почему василёк имеет жёлтый цвет, рассказывает эта легенда. Не всегда сарматы жили дружно, случалась и вражда между разными родами, приводившая к кровной мести. Но одно место было у сарматов священным, место, где стоит гора Богдо. Считалось, что дух горы не позволяет лить здесь кровь, и если кто нарушит его волю, то пострадает сам и весь его род. Сюда приезжали сарматы возносить молитвы богам и духам, здесь приносили священные клятвы.
Никто уже не помнил, из-за чего возникла эта вражда между двумя родами передающаяся по наследству, но она длилась, ослабляя оба рода. Вождём одного рода был мужчина, Артак. Вождём другого рода была женщина, Стрела. Как-то раз, они втайне от родичей, приехали на гору, чтобы попросить богов о милости, и здесь встретились. Законы горы священны, и убивать друг друга они не стали. Артак собирался принести кровавую жертву, забив барана, и был очень удивлён, увидев, что Стрела положила на алтарь васильки.
– Почему ты не приносишь кровавую жертву? Ведь ты должна просить богов о победе над нами!
– Светлые боги даровали сарматам меч для защиты. Ты знаешь, что греки называют василёк царским цветком? Я приношу богам бескровную жертву царскими цветами и прошу у них мира и благоденствия для своего рода.
Мужчина покачал головой. Он – воин, и ему такая логика не понятна, хотя он понимал правоту женщины. Они долго говорили в тот раз, а потом начали тайно встречаться, ведь их роды разделяла кровная вражда, и родичи бы не поняли, да и не приняли.
У Стрелы был советник, считавший, что род Артака должен быть уничтожен полностью. Частые тайные отлучки Стрелы на святую гору обеспокоили его, и он решил проследить за женщиной. Он выследил влюблённых. Теперь у него были все шансы скомпрометировать Стрел и стать вождём. Но для этого ему нужно было, чтобы о встречах Стрелы и Артака узнали старейшины. Он уговорил двух старейшин поехать с ним. Когда советник показал старейшинам свидание влюблённых, то произошло то, чего он не ожидал: один из старейшин только махнул рукой:
– Дело молодое. Пусть потешится. Пока эти встречи не приносят вреда роду. Вот когда они начнут роду вредить, тогда мы отстраним Стрелу от власти.
Второй в восхищении хлопнул в ладоши:
– Ай, да Стрела! Ай, да умница! Влюбив в себя Артака, она через него будет управлять его родом, и наш род добьётся бескровной победы!
Но советник не хотел мира, он хотел войны и власти. Выхватив лук, он выстрелил в спину Артаку. Реакция Стрелы была мгновенной. Артак ещё только падал с коня, когда она выхватила свой лук, и, развернувшись, ещё толком не видя, в кого стреляет, послала стрелу точно в грудь советника, и он упал замертво. Старейшины, к Артаку, перевязали раны, но кровь продолжала идти. И тогда Стрела обратилась с молитвой к Светлым богам. Она поклялась, что если Артак выживет, то она прекратит вражду между родами. С неба раздался голос, повелевший ей промыть рану Артака настоем из васильков, и напоить его отваром из васильков. И произошло чудо – на глазах у изумлённых старейшин рана стала затягиваться. Тот же голос с небес произнёс:
– Отныне, чтобы сарматам легче было находить эти цветы, солнце дарит им свой цвет и делает их жёлтыми.
Артак и Стрела поженились, вражда между родами прекратилась, а василёк они сделали своим талисманом. Нам он известен, как василёк Талиева, занесённый в Красную книгу России и Астраханской области.
Ковы ль (лат. Stipa) – род многолетних однодольных травянистых растений из семейства Злаки, или Мятликовые (Poaceae).Это название растения было, вероятно, заимствовано из тюркских языков. В турецком находим kovalik – «тростник». У славян объясняется по-разному. Предпочтительнее всего толкование от той же основы, что и ковать в значении «бить, рубить» («ковать»).
В сказках, былинах и старинных песнях называли ковыль шёлковой травой: настолько мягкими и нежными казались его колосья- метёлки с белыми шелковистыми волосками. Когда плод ковыля созревает, подхваченная порывом ветра ость – острый отросток – переносит его на новое место. Плод втыкается в землю, и ость затем ввинчивает его всё глубже и глубже, так как в сухую погоду она закручивается, а во влажную раскручивается. Несдобровать тому зверю, в шерсть которого попадут ковыльные плодики: они будут погружаться в тело животного, как в почву, нанося болезненные раны.
В казачьих поверьях степную ковыль-траву считают травой мертвых, растущей на костях предков. Поэтому казаки, никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом.
Ковыль рвать и приносить в дом нельзя – может случиться несчастье. Наши предки, веками жившие рядом с ковылем, никогда его не рвали ради простого интереса. Может быть из-за того, что с незапамятных времен в народе существовало поверье, кто сорвет ковыль и принесет его в жилище, того в скором времени постигнет несчастье. Это поверье сохранилось с тех времен, когда как только зацветал ковыль, на нашу землю устремлялись иноземные конники. И стоял тогда плач и стон на многие версты. Так ковыль началом цветения предупреждал о надвигающемся несчастье. Это растение и помогало бороться с врагами. Во время цветения ковыля в степи было недостаточно корма для лошадей. Вместе со скудным кормом вражеские лошади поедали и часть ковыля. Острые зерна этого растения втыкались в языки лошадей. После чего развивалось заболевания, которое очень трудно лечилось. Лошади не могли уже полноценно питаться. В результате слабели и погибали. Так ковыль помогал от набегов врагов. В народе это растение называют «шелковой травой», травой- защитницей, травой горя, травой печали.
У казаков и чумаков, ходивших степью в Крым, был свой, уникальный способ лечения, пришедший из глубины веков. Все это невероятное разнотравье давало много пыльцы во время цветения и ее использовали для зелёных ванн.
Процедура казацких зеленых ванн была достаточно проста: после купания в реке или озере голыми, еще мокрыми заходили в чащу трав. Шли медленно. Росно – пыльцевая смесь наслаивалась на коже. Высыхали уже в тени, а после соскребали пыльцу специальными скребками.
Полынь (Artemisia absinthium – дающая здоровье) Сложноцветное многолетнее растение с пряным ароматом и горьким вкусом. Целебный эффект полыни осуществляет огромное количество полезных веществ, которые входят в ее состав: янтарная и яблочная органические кислоты; гликозиды анабсистин и абсистин; витамины; дубильные вещества; фитонциды; флавониды; смолистые вещества. Растение в основном применяют в чистом виде, так как оно потенцирует целебный эффект остальных трав. Оно усиливает аппетит, действует седативно на нервную систему, стимулирует аппетит и дезинфицирует. Ученые, проведя многочисленные исследования, смогли доказать, что трава используется при лечении многих недугов и патологий: депрессия и тревожные синдромы; болезни кишечника и желудка; средство от паразитов; бессонница; патология поджелудочной железы; печеночные колики; функциональное расстройство кишечника и желудка; лечение конъюнктивита разного генеза; противовоспалительное и ранозаживляющее средство; кровоостанавливающее средство; действует как эффективное мочегонное и желчегонное средство. И
это далеко не весь перечень заболеваний, от которых способна помочь данная трава. Если есть лихорадка, то используют настойки и отвары на ее основе. Для изгнания паразитов при глистных инвазиях используют отвар. Чтобы устранить, воспаление прикладывают на кожу примочки или теплый компресс из полыни. Полезные свойства обусловлены ее необыкновенным составом.