Первой из хороших земель и стран, которые я создал, была страна Арианем-Ваеджо.
Узри, я подниму против них мидян, которые не ценят серебра и не радуются золоту. Луки их сразят юношей, и в них не будет жалости к плодам чрева; их глаз не пощадит детей.
Отсталость первых обитателей Иранского нагорья
В предыдущей главе мы читали о том, как представители каспийской расы, как их называет Херцфельд, в начале медного века пришли в долины рек Карун и Керхе и основали царство Элам, а также о том, что жители этого царства были древними шумерами.
Однако в конце медного века ситуация стала прямо противоположной. В Шумере в 4-м тысячелетии до н. э., как мы уже видели, шумерами была изобретена письменность, построены города. Обитатели Иранского нагорья не участвовали в этих замечательных достижениях и не переняли их в готовом виде. Как подчеркивает Херцфельд, они были в таких же отношениях с аллювиальными землями Вавилонии и Месопотамии, в каких была Северная Европа с культурой Средиземноморья в этот же период.
Приход ариев
Полный переворот в этой любопытной ситуации произвело появление на Иранском нагорье ариев, которые изменили положение вещей. С этого момента заканчивается доисторический период, так как мы подошли к началу истории.
Первые индоевропейские племена и правители племен
Благодаря документам, найденным в Богазкёй – селении, на месте которого возникла столица хеттов, которые говорили на языке, относившемся к индоевропейской семье языков (если использовать этот термин в упреждающем смысле), а также документам государства Митанни в Северной Месопотамии, мы узнаем о трех интереснейших фактах. Во-первых, о том, что Митра, Варуна, Индра и Насатья – боги ведической культуры индоариев – призывались в свидетели во время дачи клятв при заключении договоров между двумя царствами. Во-вторых, имена князей царства Митанни, которые можно проследить до 1450 г. до н. э., были арийскими. И в-третьих, на знаменитых табличках «Киккули из страны Митанни», которые тоже были обнаружены в Богазкёй и рассказывают нам о разведении лошадей и конских бегах, многие специальные слова по этим темам – арийские. Следует отметить, что князья Митанни правили местным населением, говорившим на языке, родственном эламскому.
Родина ариев
Было много споров об изначальном месте обитания ариев. Однако их предания отчетливо указывают на Эранведж – земли по берегам двух рек – Вахви-Датия и Аранг (это древние названия рек Окс – Амударьи и Яксарт – Сырдарьи). Тот факт, что их родиной является Центральная Азия, подкрепляется упоминанием Хорезма (Хивы) с Эранведжем в древней религиозной литературе.
Первое переселение ариев в Индию
В начале XVI в. до н. э. произошло первое большое переселение ариев в Индию. Минуя естественный проход в Серахсе и идя дальше мимо Харайвы (Герата) через территорию современного Афганистана, их племена достигли Сарасвати (позднее – Арахозия) на реке Гильменд. В этом регионе они оставались неопределенное время, но в конечном счете прошли через Боланский перевал на равнины Индии. Важно помнить, что арии изначально были земледельцами. В силу сложившихся обстоятельств они некоторое время вели кочевой образ жизни, но и в Индии, и в Персии, достигнув цели своего путешествия, вскоре снова стали селиться деревнями.
Дата, приведенная выше, подкрепляется основанием арийской династии в Митанни между 1500 и 1450 гг. до н. э.; при этом Херцфельд привлекает наше внимание к аналогичному переселению саков в середине III в. до н. э., о котором будет рассказано ниже. Это переселение саков было третьим и последним; сейчас речь идет об их втором переселении.
Переселение мидян и персов
Проходят шесть веков, и в анналах правления ассирийского монарха Салманасара III за 835 г. мы читаем, что он вторгся в Намри (Курдистан), Парсуа и страну мадаев или мидян. Парсы или персы, которые в то время населяли местность к западу от озера Урмия, были соседями и сородичами мидян, территория которых находилась южнее в краях, которые станут их домом.
В оставшиеся годы IX в. до н. э. Ассирия беспрестанно совершала набеги и в конечном счете завоевала западную часть Иранского нагорья, приведя с высокогорья тысячи пленников, которые стали работать на строительстве дворцов и храмов завоевателей, а также огромных искусственных платформ, на которых они стояли.
В 744 г. Тиглатпаласар III сделал западные районы Мидии ассирийской провинцией, а один из его полководцев дошел до горы Бикнай, или Лазуритовой горы[3], которая в те времена считалась у ассирийцев границей мира. Насколько полностью Мидия стала провинцией Ассирии, можно судить по тому, что Саргон II, сын Тиглат-паласара III, приблизительно в 722 г. до н. э. поселил израильтян из Самарии в Халахе или Калахе (столице Ассирии в тот период), а также в городах мидян.
При Асархаддоне около 674 г. до н. э. ассирийские военные экспедиции дошли до горы Демавенд, а за ней достигли «соляных пустынь». Среди их пленных были два царя незначительных государств, которые вместе с их двугорбыми верблюдами и породистыми лошадьми были вывезены в Ассирию.
Дейок – основатель одноименной империи мидян, ок. 670–647 гг. до н. э.
Царская династия Мидии претендовала на то, что произошла от вождя племени маннеев Даяукку (у Геродота – Дейок). Херцфельд пишет: «Настоящий Даяукка – правитель Ман (район Урарту) в 715 г. до н. э. был сослан в Хамат в Сирии и не мог быть основателем империи. Но лишь два года спустя ассирийцы уже называют район Экбатаны bit-Daiaukka: ссыльный дал название мидийскому роду».
Кроме того, в ассирийских царских текстах того времени говорится, что три вождя мидийских городов добровольно подчинились Ниневии и попросили, чтобы их восстановили в прежнем положении в их городах. Принимая в расчет эти далекие грабительские походы того времени через Мидию и подчинение мидийских вождей Ассирии, существование сильного мидийского государства, какое описывает Геродот, едва ли возможно, но вполне мог существовать какой-либо правитель города – выдающаяся личность.
Фраорт, 647–625 гг. до н. э.
Преемником несколько сомнительного Дейока был его сын Фра-орт, который признан исторической фигурой. Геродот утверждает, что он установил над персами свое иго и, как мы увидим чуть ниже в этой главе, сделал Теиспа своим данником. «Отец истории» также утверждает, что в конце своего правления этот монарх Мидии напал на ассирийцев, но был разгромлен и убит.
Вторжение скифов, 653–625 гг. до н. э.
В этот период скифское племя наездников, которое уже угрожало восточным границам Ассирийской империи во время правления Асархаддона, разбило в сражении мидян, которые принадлежали к одной с ними языковой группе. Затем они пронеслись по Ассирии, уничтожая все живое на своем пути, и завоевали одну провинцию за другой до самого Средиземного моря. Вот слова пророка Иеремии об этой человеческой лавине: «Они владеют луком и копьем; они жестоки и не знают жалости; их голоса ревут, как море; они ездят на лошадях, облаченные, как на войну против тебя, о дочь Сиона». Кэмерон подчеркивает, что период, когда жили скифы, приблизительно совпадает с периодом производства недавно открытых «луристанских бронз».
Правление Киаксара, 625–585 гг. до н. э.
Увахшатра, или Киаксар, сын Фраорта, был в равной степени велик и как правитель, и как полководец. Он восстановил свою власть в Мидии и подчинил себе скифов, убив их вождей, которых он напоил на пиру, как утверждает Геродот, и, вероятно, не обошлось без тяжелой борьбы.
Киаксар понимал: для того чтобы играть ведущую роль, он должен иметь хорошо обученную армию. Этим он и занялся, делая особый упор на большое количество конных лучников – предшественников парфянских лучников. Подготовившись таким образом к завоевательному походу, он в 615 г. до н. э. решил, что может напасть на находящуюся в упадке Ассирийскую империю.
Парсы переселяются на юг, 815 г. до н. э.
Теперь мы должны обратить внимание на родичей персов. Покинув Парсуа – район к западу от озера Урмия, они направились на юг и заняли новую территорию к северо-востоку от Суз по соседству с эламитской областью Анзан, или Аншан. Этим землям они дали название Парсумаш в память о своей прежней родине.
Ахемен – основатель династии Ахеменидов,? – 675 гг. до н. э.
Мало что известно об Хахаманише, или Ахемене, который считается основателем великой персидской династии, носившей его имя. Почти наверняка он повел свое племя, чтобы присоединиться к эламской армии, которая, как было сказано в предыдущей главе, сошлась в кровавой битве с войском Синарехиба при Халуле в 692 г. до н. э. Но кроме этого задокументированного события, больше ничего не известно об этой «темной» личности.
Чишпиш или Теисп, 675–640 гг. до н. э.
Теисп – сын Ахемена – вскоре после восшествия на престол захватил Аншан, где ослабло влияние эламитов, и с этого момента стал носить титул «царя города Аншана». Но ему не позволили безнаказанно добавить провинции к его царству: мидяне под предводительством Фраорта, которого поддержали киммерийские и скифские союзники, напали на Парсумаш около 670 г. до н. э. и превратили Теиспа в вассального правителя. Позднее Теисп оккупировал провинцию Парса, или Парс (в настоящее время Фарс), и стал правителем двух разных царств.
Ариарамна и Кир I
После смерти Теиспа, согласно его желанию, царство было поделено между двумя его сыновьями. Ариарамна (ок. 640–590 до н. э.) был провозглашен «великим царем, царем царей, царем страны Парсы». Кир I, который был старшим сыном, но родился прежде, чем Теисп завоевал второе царство, был второстепенным царем Парсумаша и Аншана. Так началась двойная родословная, на которую ссылался Дарий в Бехистунской надписи и которая долгое время озадачивала историков.
Ариарамна, очевидно, процветал, так как на дошедшей до нас серебряной табличке есть его хвастливая надпись о том, что Ахура-мазда дал ему землю Парсы, на которой были хорошие кони и смелые люди, и о том, что его отцом был царь Теисп. Больше мы ничего не знаем об этом Ариарамне.
Положение Кира I было совсем другим. Встревоженный завоеванием Элама Ашшурбанапалом, он предложил ассирийскому монарху своего старшего сына Арукку в заложники. Престолонаследник был увезен в Ниневию и исчез с исторической сцены. Кроме этого факта, весь ход событий неясен.
Набопаласар – основатель Нововавилонского царства, 626–605 гг. до н. э.
В это время появился другой завоеватель. От правителя Страны моря Набопаласар поднялся до царя Вавилонии, и к 616 г. до н. э. ему повиновались уже все ее провинции. После этого он решил напасть на Ассирию. Однако прибытие на помощь царю Ассирии египетского войска заставило его снять осаду и вернуться в свое царство. В 615 г. до н. э. он попытался взять город Ашшур, но в этом случае был отброшен ассирийской армией.
Киаксар и Набопаласар заключают союз
В 614 г. до н. э. после завоевания регионов к северу от Ассирии Киаксар попытался взять Ниневию. Не сумев преодолеть мощные укрепления, он пошел вниз по течению Тигра и стал штурмовать Ашшур.
Напопаласар, решивший утвердить свое положение, теперь появился во главе своего войска, после чего двое монархов решили провести переговоры о мирном союзе. А для его укрепления несовершеннолетняя дочь Астиага – сына и наследника Киаксара – была помолвлена с Навуходоносором – сыном Набопаласара.
Падение Ниневии, 612 г. до н. э.
Последнему нападению на Ниневию двумя союзниками предшествовали три победы над ассирийскими войсками, и 6 августа 612 г. до н. э. великая Ниневия пала. Настолько полным был крах этого могущественного хищного государства, что само название Ассирия вскоре было забыто. Действительно, ее история растворилась в легендах, в которых имена Сарданапала и Семирамиды, хотя они и были чисто мифическими персонажами, смутно напоминали о мощи, роскоши и великолепии забытой империи. А когда Ксенофонт вел знаменитые десять тысяч мимо руин города и дивился на них, проводники объяснили ему, что «в древности их населяли мидяне». Так проходит земная слава.
Мидийское царство
В 610 г. до н. э. была сделана попытка основать новое Ассирийское царство в Харране, Северная Месопотамия. И снова союзники Киаксар и Набопаласар напали и разбили все надежды на такое возрождение. Харран был захвачен мидянами и остался в их владении.
Киаксар, находившийся в то время в зените могущества, правил из Экбатаны Атропатеной – современной провинцией Иранский Азербайджан и Северной Персией, включая Парфию. Южнее Парсумаш и Парса под властью династии Ахеменидов стали его вассалами. В этот период он захватил на западе Каппадокию до реки Галис (в настоящее время Кызыл-Ирмак). Там в 590 г. до н. э. он встретил серьезное сопротивление со стороны царя Лидии Алиатта.
Сражение при солнечном затмении, 585 г. до н. э.
На протяжении пяти лет шла война между двумя этими монархами, и ни одна сторона не добилась какого-либо явного успеха. В 585 г. до н. э. солнечное затмение, предсказанное, как утверждают, Фалесом Милетским, прервало сражение, так как обе стороны сочли его дурным предзнаменованием, и солдаты отказались продолжать воевать. Вслед за этим начались мирные переговоры, в которых посредником выступил Вавилон, и, согласно договору, река Галис стала границей между двумя царствами. Чтобы укрепить положение, дочь Алиатта Ариенис была выдана замуж за престолонаследника Мидии Астиага. Одним из итогов этой войны было включение Киаксаром в свои владения горного царства Урарту, или Арарат, то есть на самом деле Армении.
Смерть Киаксара, 585 г. до н. э.
Через год после подписания этого важного договора Киаксар умер. Его величайшим деянием был разгром Ниневии. В начале правления Киаксара самой главной державой на Востоке было семитское государство; когда же он умер, благодаря захвату им Ниневии это главенство перешло к ариям. Таким образом Киаксар возглавил одно из величайших движений в истории.
Правление Навуходоносора, 605–562 гг. до н. э.
Наследник вавилонского престола Навуходоносор встретил вторгшуюся египетскую армию у города Кархемиша и, несмотря на храбрость греческих наемников, добился решающей победы, которую так ярко описывает пророк Иеремия: «Скачите, кони! Неситесь, колесницы! Пусть вперед выходят сильные: кушиты и ливийцы со щитами и лидийцы с натянутыми луками… Господь Саваоф принимает жертвоприношения в северной стране у реки Евфрат».
Навуходоносор преследовал разгромленных египтян, когда получил весть о смерти своего отца. Он заключил мир с египетским царем Нехо, быстро перешел пустыню, вернулся в Вавилон и взошел на трон. Во время его успешного правления отношения с Мидией были дружескими.
Правление Камбиса I, 580–559 гг. до н. э.
И снова возвращаемся к персам. Хотя Камбис и был второстепенным монархом, он стал правителем Парсы, помимо Парсумаша, после смерти или исчезновения Ариарамны. Его положение сильно укрепил брак с Манданой – дочерью Астиага; их сын стал Киром Великим. Во время правления Камбиса другое арийское племя – хузи – оккупировало Элам; так у этой провинции появилось название Хузестан.
Влияние иммиграции ариев в Иран
Теперь следует упомянуть о радикальном изменении, которое стало следствием арийского завоевания. Как мы уже видели, до появления ариев местное население не создало ничего более значительного, чем деревенские общины. Арии же основали Экбатану, а позднее мы читаем о Пасаргадах и Персеполе, Раге (недалеко от Тегерана) и Товсе или Тусе в Хорасане. И это развитие не прекратилось до тех пор, пока при Кире Великом не была создана империя, которая в конечном счете включила в свой состав большую часть цивилизованного мира. Следует отметить, что если в Индии арии по-прежнему отличаются от более древних жителей страны, то в Персии ассимиляция была полной.
Архитектура и культура ариев
Интересно, что культура и искусство мидян и персов были действительно восточными и своими корнями уходили в царство Урарту, или Арарат, которое само многим обязано Восточной Анатолии. Это обстоятельство объясняет тот факт, что определенные точки соприкосновения Персии и Ионии были следствием общего происхождения.
Основатель Мидийского царства Даяукку был, как мы узнаем из летописей Саргона, правителем Мана в Урарту, и мидяне переняли высокоразвитые искусство и архитектуру этой страны, в которой для архитектурных целей широко использовали металлы, а бронзу, серебро и золото применяли в качестве покрытия балок и даже крыш в форме черепицы.
Другие арийские племена
Прежде чем покончить с этим несколько запутанным вопросом о передвижении арийских племен, необходимо подчеркнуть, что скифы, сарматы и другие племена не участвовали в миграции в южном направлении – в Индию и на Иранское нагорье соответственно. Некоторые из этих племен переместились в Южную Русь, которая стала их постоянным домом. Поразительные изображения животных на металле как произведения искусства, созданные в этих краях, можно сравнить с характерными металлическими изделиями из Лурестана.
Астиаг, 585–550 гг. до н. э.
Правление Иштувегу, или Астиага, сначала было успешным, так как после смерти Навуходоносора Вавилонское царство стало жертвой внутренних проблем. Ввиду его слабости Элам вошел в состав Мидийского царства. После восшествия на престол Набонида (556–539 до н. э.) Вавилон вернул себе прежнее положение, и этот монарх упрочился на троне.
Астиаг был недостойным сыном своего великого отца. Он предавался удовольствиям, а прекращение постоянных войн вскоре привело к тому, что армия мидян утратила свою великолепную боеспособность. Как и в случае с другими династиями, такое ослабление стало причиной завоевания царства новой державой.