1. Древность и Средневековье

1.1. Народы и государства России

Расселение восточнославянских племён. Их соседи

Каменный век

Палеолит (древнекаменный век): 2 млн лет до н. э. – 12–10 тыс. лет до н. э.

Охота, рыболовство, собирательство – основные экономические занятия палеолита и мезолита (присваивающая экономика).

Около 100 тыс. лет до н. э. – появление неандертальца.

Около 40–35 тыс. лет до н. э. – появление кроманьонца.

100–30 тыс. лет до н. э. – ледниковый период.

40 тыс. лет назад – появление человека на территории России.

40–13 тыс. лет до н. э. – характерен матриархат (род возглавляет женщина), появление брачных запретов (эндогамия, экзогамия).

Мезолит (среднекаменный): 12–10–5–3 тыс. лет до н. э.

Для этого периода характерно: приручение первых домашних животных (собак, свиней, коз, овец), охота небольшими группами и в одиночку с использованием лука и стрел, объединение в племена.

Неолит (новокаменный): 5–3–2 тыс. лет до н. э.

Для этого периода характерно: полирование и сверление (технологии обработки камня), изобретение глиняной посуды, прядения, ткачества, колеса, переход от присваивающей экономики к производящей, к земледелию и скотоводству, переход к патриархату – главенству мужчин в семье и социальной жизни, разделение племён на скотоводческие и земледельческие.

Бронзовый век: 3500–1000 лет до н. э.

Для этого периода характерно: появление медных и бронзовых орудий труда, отделение пастушеских племён от земледельческих.

Железный век: 10–8 вв. до н. э.

Для этого периода характерно: появление железных орудий труда, социальное расслоение (появление групп населения, не участвующих в производительной деятельности) в результате наличия излишков продуктов питания.

2–1 тыс. лет до н. э. – локализация праславянского ядра – бассейны Вислы – Одера – Эльбы – Лужицкая археологическая культура.

Расселение славян шло по трём направлениям: южное (предки балканских славян), западное (предки чехов, словаков, поляков) и восточное (предки русских, белорусов, украинцев).

Соседями славян на севере и северо-востоке были угрофинны (предки современных народов: мордвы, удмуртов, коми, мари, зырян, венгров, эстонцев, финнов), на западе – балтские племена (предки современных литовцев и латышей), на востоке – тюркские и монгольские переселенцы из Сибири, Центральной и Восточной Азии (предки современных татар, башкиров, чувашей, калмыков, бурятов), на юге – греческие (позднее византийские) колонии в Крыму.

Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Угроза кочевников способствовала появлению военно-общинной организации племён, короткий земледельческий год – организации коллективного труда, избыток свободной земли и малочисленное население – позднему возникновению прав на земельную собственность.

Основной формой земледелия у восточных славян было подсечно-огневое земледелие (выжигали леса, выкорчёвывали пни, зола служила естественным удобрением).

Продавали (обменивали) славяне меха, кость, воск, мёд, а покупали (обменивали) оружие, стекло, ткани, пряности.

Переход к использованию железа повлёк за собой переход к пашенному земледелию (одно поле засевается, второе «под паром») и трёхполья (чередование трёх полей: одно под озимые (засеваются осенью), второе под яровые (засеваются весной), третье «под паром»).

VII–VIII вв. н. э.: смена родовой общины – территориальной (соседской).

Города располагались на реках вдоль основных торговых путей и выступали торговыми и политическими центрами. Форма политической организации – племенные объединения. Глава – князь, его опора – дружина (воины, не участвующие в производительной деятельности).

Вече состояло из лично свободных общинников.

Племенные союзы:

1. Дреговичи: между Припятью, Западной Двиной и Днепром.

2. Кривичи: верховья Западной Двины, Днепра и Волги (Полоцк, Смоленск).

3. Радимичи: р. Сож.

4. Древляне: Полесье.

5. Поляне: р. Днепр (город Киев).

6. Словене: озеро Ильмень (Новгород).

7. Северяне: р. Десна и Сейма.

8. Дулебы: р. Буг.

9. Вятичи: р. Ока.

Верования: язычники (многобожие – политеизм) почитали культ природы, земли и предков. Боги: Сварог (огонь), Перун (гроза, молния), Велес (скотоводство).

1.2. Русь в IX – начале XII вв

Государственность восточных славян

Древняя Русь – раннефеодальная монархия с элементами федерализма.

Теории возникновения государства у восточных славян: норманнская, антинорманнская, природно-исторического процесса.

Причины возникновения государственности: кризис родоплеменных отношений, переход к феодализму, необходимость защиты земель от общих врагов и др.

Два центра образования древнерусской государственности:

– Среднее Поднепровье – поляне – Киев;

– Волхов, Ильмень – новгородские (ильменские) словене – Новгород.

Князь устанавливал законы, руководил войском, судил.

Дружина делилась на старшую (бояре, воеводы, тысяцкие) и младшую (отроки, детские, гриди). Функция дружины: войско, сбор налогов, суд на местах.

Вои – лично свободные общинники, которые участвовали в военных походах.

Вече – народное собрание для обсуждения общих дел и решения вопросов общественной, политической и культурной жизни. Участники веча – главы свободных семейств сообщества (племени, княжества).

Христианство – одна из трёх мировых религий. Причины принятия христианства: централизация власти в государстве, укрепление позиций князя, поднятие международного авторитета Древней Руси.

988 г. – начало распространения князем Владимиром христианства как государственной религии.

Категории населения. «Русская Правда»

Социальная структура Древней Руси:

– феодалы (князья, бояре) – земельные собственники (полная земельная собственность – княжеские и боярские вотчины или ограниченная – за службу, на время, без права наследовать и продавать);

свободные крестьяне-общинники (пользовались общинной землёй);

свободное городское население (занимались ремёслами, торговлей);

закупы (за долг, купу);

рядовичи (по договору, ряду);

наймиты (нанятые работать за плату);

холопы;

челядь;

рабы – бесправная часть населения.

«Русская Правда» – первый сборник юридических законов, объединял правовые обычаи Древней Руси и получил распространение в годы правления Ярослава Мудрого.

Правда Ярослава Мудрого была дополнена Правдой Ярославичей (1072 г.) и Уставом Владимира Мономаха (1113 г.).

Основные редакции:

– Краткая Правда (XI в.);

– Пространная Правда;

– Сокращённая Правда.

Международные связи Древней Руси

Направления внешней политики Древней Руси:

Византия: торговля, дипломатические союзы (Ольга, Владимир), совместная борьба с кочевниками, вооружённые конфликты, военные противостояния (Игорь, Святослав, Олег). Это один из главных международных партнёров;

Польша: помощь во время междоусобиц;

Германия: расширение влияния католической церкви за счёт внутренних конфликтов на Руси;

борьба с кочевниками: Древняя Русь пережила вторжение хазар (IX в.), печенегов (X в.), половцев (XI в.).

907 г. – Первый международный договор Руси.

965 г. – разгром хазар.

1036 г. – разгром печенегов.

Культура Древней Руси

Письменность: распространение стало возможным с принятием христианства (Новгородский кодекс, Остромирово Евангелие).

Литература:

– летописание (появление в XI в. «Повести временных лет», автор – монах Нестор, окончательная редакция – ок. 1118 г., «Слово о полку Игореве» (1180-е гг.);

– литература церковной направленности: «Сказание о Борисе и Глебе», молитвы, притчи (Кирилл Туровский);

– публицистика – «Память и похвала Владимира» (монах Иаков), «Поучение детям» (Владимир Мономах), «Хождение игумена Даниила в святые места», «Послание» Климента Смолятича;

– фольклор: сказания, песни, былины, пословицы, поговорки, сказки и др.

Изобразительное искусство и архитектура:

• иконопись;

• фрески;

• мозаика.

Живопись и зодчество позаимствованы у Византии.

Иконописные школы: Киевская, Новгородская, Ярославская.

Богоматерь Оранта в Софийском соборе, Владимировская икона Богоматери.

Архитектура:

Изначально деревянная.

Каменная архитектура стала характерной после принятия христианства (византийская крестово-купольная модель храма). Софийский собор в Киеве.

В XII в. многокупольные храмы (Софийские соборы в Киеве, Полоцке, Новгороде) сменились однокупольными (церковь Покрова на Нерли).

1.3. Русские княжества в XII – середине XV вв

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Причины распада:

• господство «натурального хозяйства»;

• рост феодального землевладения;

• укрепление княжеско-боярской элиты;

• слабое развитие транспортных коммуникаций;

• этническая неоднородность населения;

• наличие междоусобиц;

• смена торговых путей и давление кочевников.

Крупнейшие земли и княжества:

Киевское княжество:

– статус Киева: церковный центр Руси (митрополичий двор);

– ослабление Киева как центра русских земель (борьба и противостояние князей за титул Великого (Киевского) князя).

Галицко-Волынское княжество:

Создано Романом Мстиславовичем (Волынь, присоединил Галич и Киев в конце XII в.), апогея достигло при Данииле Галицком.

Особенности:

– политическое влияние местного боярства;

– попытки наладить экономические и политические связи со странами Центральной и Западной Европы;

– противостояние монгольскому нашествию.

Новгородская республика:

– боярско-купеческая;

– феодально-аристократическая;

– экономически ориентированная на балтийский регион;

– власть народного вече;

– важная роль в правлении принадлежала владыке – Новгородскому архиепископу.

Черниговская и Новгород-Северская земля:

– новгород-северский князь Игорь Святославович – герой «Слова о полку Игореве»;

– сотрудничество с половцами в междоусобных войнах.

Полоцкая земля:

Практически независима с начала XI в. (собственная династия – потомки Изяслава, сына Владимира Святославовича). Пика развития достигла в правление Всеслава Брачиславовича Чародея (1044–1101 гг.). Данники Полоцка – балтские племена, проживавшие по нижнему течению Западной Двины. В XII в. – стремительное деление на уделы и одно временно усиление полоцкого вече, выбиравшего князей из потомков Всеслава.

Владимиро-Суздальская земля:

– имела независимость от Киева во время правления Юрия Долгорукого;

– ядро современного Российского государства.

1147 г. – основание Москвы Юрием Долгоруким.

Монгольское завоевание. Образование монгольского государства

Татары и монголы (монгольские племена) проживали севернее Китая.

1162–1227 гг. – подчинение ханом Темучином татаро-монгольских племён и проведение военной реформы.

1205 г. – провозглашение Темучина великим ханом – Чингисханом.

1206 г. – объединение монгольских племён ханом Темучином (Чингисханом).

Империя Чингисхана была разделена на улусы (восточный, западный и др.). Хан Западного улуса – Золотой Орды – его внук Батый.

1223 г. – первая волна монгольского завоевания, поражение русичей в битве на Кальке.

1237 г. – поход Батыя в Рязанские, Владимиро-Суздальские, Ярославские и Новгородские земли.

1240 г. – захват Киева и поход в Галицко-Волынские земли.

1241–1242 гг. – основание столицы Западного улуса – Сарай-Бату.

Русские княжества оказались в вассальной зависимости от Улуса Джучи, или Золотой Орды (западной части татаро-монгольского государства).

Сущность ордынского ига:

• экономическая зависимость: всё население захваченного государства платило дань (с лица – «ордынский выход», с плуга – поплужный налог, почтовый – ям), собирали дань баскаки;

• политическая зависимость: необходимость получать от ханов ярлыков (разрешительных грамот на правление) на Великое княжение Владимирское и на удельные княжения;

• военная зависимость: князья предоставляли свои дружины для участия в походах монголо-татар.

Церковь имела особое положение:

• духовенство не облагалось налогом;

• татары, принявшие мусульманство, не распространяли его на Русь.

Сопротивление татарам:

– мятежных князей убивали, вызвав в Орду или во время набегов на русские земли.

1254 г. – захват Даниилом Галицким семи городов, принадлежавших татарам.

1258 г. – возвращение ханом Бурундаем вассальной зависимости Галицко-Волынской Руси.

1257 г. – восстание в Новгороде против переписи.

1262 г. – восстание городов Северо-Восточной Руси (Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль, Устюг Великий).

1289 г. – восстание в Ростове.

Последствия ордынского ига для Руси:

– замедление процесса централизации;

– консервация состояния раздробленности;

– экономическое истощение и упадок Руси;

– общее торможение развития русских земель (городов, торговли, ремёсел);

– ограничение контактов с государствами Европы.

Экспансия с Запада:

– угроза со стороны Швеции;

– угроза со стороны немецких рыцарей Тевтонского ордена.

1202 г. – появление Ордена меченосцев в устье Западной Двины.

1226 г. – появление на территории Восточной Европы крестоносцев – рыцарей Тевтонского ордена.

1237 г. – объединение Ордена меченосцев и Тевтонского ордена в Ливонский орден.

1240 г. – разгром шведского войска в Невской битве (Александр Ярославович получил прозвище Невский).

5 апреля 1242 г. – «Ледовое побоище»: победа над рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере.

Москва как центр объединения русских земель

Северо-Восточная Русь – группа русских княжеств, объединившихся в междуречье Волги и Оки в IX–XIV вв., – ядро современного Российского государства.

Этапы колонизации Северо-Восточной Руси:

IX–X вв. – появление первых славянских поселенцев (Волынско-Окское междуречье и Суздальское ополье);

XII–XIII вв. – Ростово-Суздальская земля – основное направление (активная колонизационная политика Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского);

XIII–XIV вв. – переселение жителей южнорусских княжеств на северо-восток под давлением монголо-татарского ига.

С конца XIII в. наблюдается рост крупного феодального землевладения в форме вотчин, в условное содержание часть земель феодалов могли получать дворцовые и военные слуги.

Вероятные центры объединения русских земель: Тверь, Галицко-Волынское княжество, Великое княжество Литовское (большая часть населения – православные славяне), Брянск, Чернигов.

Благодаря развитию торговли и ремёсел возрастает значение городов:

• Москва;

• Тверь;

• Нижний Новгород;

• Коломна;

• Кострома и др.

Преимущества и предпосылки превращения Москвы в центр объединения русских земель:

• личные качества и политическая деятельность первых московских князей (Иван I Калита, Дмитрий Донской);

• относительная отдалённость от Золотой Орды и передача ею ярлыков на княжение московским князьям;

• выгодное географическое положение, способствовавшее увеличению населения, на пересечении торговых путей (Чёрное море – Балтика, Балтика – Волга – Каспий);

• переезд киевских митрополитов в Москву (нач. XIV в.).

Начало XIV в. – борьба Тверского и Московского княжеств за Великое княжение Владимирское.

1277–1303 гг. – присоединение Коломны Даниилом Александровичем.

1303–1325 гг. – присоединение Можайска Юрием Данииловичем.

1325–1340 гг. – присоединение Углича и Галича (частично), Белоозеро Иваном Даниловичем Калитой (после подавления восстания получил ярлык на часть Владимирского княжения).

1359–1389 гг. – Дмитрий Иванович Донской (война с соседями, удержание татар от разорительных походов на Русь, укрепление Москвы (каменная крепостная стена).

8 сентября 1380 г. – победа Дмитрия Ивановича над Мамаем в битве на Куликовом поле – в верховьях Дона, после чего Дмитрий получает прозвище Донской.

1382 г. – сожжение Москвы ханом Золотой Орды Тохтамышем.

1389–1425 гг. – Василий Дмитриевич получил Великое Владимирское княжение как вотчину от отца, без согласия Орды.

1395 г. – нашествие среднеазиатского эмира Тимура (Тамерлана), дошёл до Ельца.

1430–1450-е гг. – борьба Василия II с родственниками и победа благодаря поддержке боярства и ликвидации уделов родственников.

1445 г. – пленение Василия II татарами.

1430–1460-е гг. – второй подъём Твери.

Культурное развитие в XII–XV вв

Литература:

– летописание;

– зарождение светской литературы («Хождение за три моря» – первое русское произведение с точным описанием торгового и нерелигиозного путешествия с лирическими вставками и автобиографическими эпизодами);

– симбиоз светского и религиозного жанров (жития);

– былины (новгородские (Василий Буслаев, Садко)).

Живопись:

– иконопись, фрески (иконописцы: Феофан Грек (расписывал Церковь Спаса на Ильине улице – Новгород), Андрей Рублёв (Благовещенский собор Московского кремля), Андрей Рублёв совместно с Даниилом Чёрным – Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре).

Загрузка...