В историческом музее города Кана (Нормандия) я увидела фотографии местных женщин 19 века. Заинтересовала подпись к фотографии: было сказано, что в одном и том же, черном, платье эти женщины выходили замуж и уходили из жизни.
Примеряю чёрное платье,
Что для свадьбы и похорон.
Примеряю чужое счастье.
Или скрытый строгостью стон?
Выходила замуж – закрыла
Дверь дубовую за собой.
Без сомнения начертила
Путь по жизни себе прямой:
Там на матовом перламутре
Моря, неба и облаков
Не спеша, спокойно и мудро.
Крайних точек две – путь готов.
Угощаю яблоком спелым,
Гости сидр и кальвадос пьют,
В кружевной распашонке белой
Мой младенец. Ему я спою.
Я в толпе молчаливых женщин
Провожаю мужа на лов.
Лишь накидка на мне трепещет:
Лишних нет ни слёз и не слов.
Замуж дочек своих я выдам
И невесток введу я в дом…
Вопреки потерям, обидам,
Прям мой путь, не собьюсь я в нём.
…
Так примерила черное платье,
Что для свадьбы и похорон.
Приняла ли чужое счастье?
Услыхала ли чей-то стон?