Илья Муромец, сын Иванович

1

Гой еси, Илья Муромец,

Илья Муромец, сын Иванович

Народ – подлинный творец истории. Она нашла свое отражение в песнях, легендах, сказаниях и былинах. В них выразительно показывается мудрость и устремления народа, его отношение к событиям общественной жизни.

Своеобразные летописи в художественной форме – это былины, но историки редко прибегают к их использованию. Между тем благодаря трудам Б. Д. Грекова и Б. А. Рыбакова доказано, что былина – как бы устный учебник родной истории, сохранивший в отличие от официальных летописей реальное видение на события и героев истории. Былина – способ услышать мнение самого народа о том, что происходило тысячу лет назад. Исследователями выявлена подлинная основа былин о Ставре, Садко, написаны монографии о Добрыне Никитиче, но многое еще осталось неразгаданным, чему может помочь изучение летописей и археологических источников. Но и былины, могут помочь внести ясность в некоторые запутанные вопросы истории нашей Родины.

В середине 19 века на далеком архангельском севере были обнаружены исследователями сказители старинных эпических песнопений, знавшие по устной передаче и Владимира Святославовича и Владимира Мономаха, которых они объединяли в обобщенном эпическом образе «ласкова князя Володимера Красно Солнышко стольнокиевского».

Владимиров цикл былин имеет чрезвычайную важность. Он первый развернутый памятник русской литературы, дошедший до нас, сложен он ещё в 10 веке, на одно-два столетия раньше чем датируются дошедшие до нас летописи, а если учесть, что многие из них дошли в списках 17—19 веков, то ясно насколько ценны сведения былин.

Былинным столичным городом Руси всегда является Киев, а великим князем киевским – всегда «ласковый князь Владимир», что затрудняет датировку былинных сюжетов, но не делает её безнадежной. Например, восстание киевлян в 1068 году, когда половцы Шарукана разбили киевских князей, и те бежали из Киева, а князем стал Всеслав Полоцкий, описано в былинах про Волхва Всеславича.

Упоминаемый в былинах о сватовстве Владимира богатырь Дунай Переславьев связывается со сватовством Владимира Святославича в Царьграде в 988 году. Также известно, что Садко – он же Садко Сытинич, поставил церковь Бориса и Глеба Новгороде в 1167 году.

В былинах встречаются следующие имена действующих лиц, которые с разной степенью вероятия могут быть сопоставлены с реальными историческими деятелями, известными нам по летописям: киевский князь Владимир Красно Солнышко (в нём как полагают, слились Владимир Святославич (980—1015 годы) и Владимир Мономах (1113—1125 годы), Вольга – Олег Святославич (975—77 годы), Добрыня Никитич (944—990 годы), Глеб (1078 годы), Волхв Всеславич – Всеслав Полоцкий (1068—1101 годы), Апракса королевишна – Евпраксия, сестра Мономаха (1095—1109 годы), Козарин (1106—1113 годы), Ставр Годинович – боярин Ставр Гордятич (1069—1118 годы), паломник Даниил (1107 год), боярин Путята (1113 год), Садко (1167 год), князь Роман (1205 год).

Упоминаются половецкие ханы – Тугоркан – Тугарин Змеевич (1096 год), хан Сугра (1107 год), Шарукан (Шарк-великан, Кудреван), его сыновья Отрак и внук Кончак (Коньшак) и татарские ханы Батый и «Калин-царь» – возможно Менгу-Каан (1239 год).

2

Наиболее известный былинный богатырь Илья Муромец оказался не связан с известными действующими лицами. Неясно, когда он действовал. Б. А. Рыбаков считает, что большая часть былин про Илью Муромца относится к временам Владимира Святославича, а часть к правлению Владимира Мономаха. Уточнить это сложно, так как многие события проходили как при Владимире Святославиче, так и Владимире Мономахе: войны с Польшей и Волынью – проводили и Владимир Святославич и Владимир Мономах. Войны в степях так же. Владимир Святославич воевал с печенегами, а Владимир Мономах с половцами. Войны с Византией вели и Владимир Святославич и Владимир Мономах (при нем причерноморская Румыния была включена в состав Руси). Поэтому эти сюжеты не могут помочь в датировке действия былин.

Но как указывает Б. А. Рыбаков, именно при Владимире Святославич прокладывали «дороги прямоезжие» и именно при нем проводились «пиры застольны». Заставы богатырские также строились с 988 года по решению Владимира Святославич. Поэтому к этому же времени должна относиться поездка Ильи Муромца в Киев и расчистка им дороги прямоезжей. Тем более, что когда Илья Муромец приехал в Киев, богатыри находились в самом Киеве, а не на заставах, которых ещё не было. Сватовство Владимира с участием Дуная и Ильи Муромца также проходило при Владимире Святославиче в 988 году. Хотя былины датируются в целом 990 годами, но ссора Ильи с князем датируется 1068 годом.


Однако, некоторые былины непосредственно связаны с правлением Владимира Всеволодовича Мономаха (соправитель при Всевлолоде Ярославиче 1068—1093 годах, и великий князь и царь Руси 1113—1125 годах). Так во многих былинах упоминается Апракса королевишна – сестра Владимира Мономаха – Евпраксиния, в 1083—87 годах жена маркграфа Штаденского Генриха, а затем в 1088—95 годах жена императора Генриха и императрица Священной Римской империи, королева Германии, Италии, Бургундии – Адельгейда. В 1095 году она сбежала на Русь, где и жила до 1109 года.

То есть события этих былин проходили в период 1095—1109 годах. В некоторых былинах про Илью Муромца упоминается множество церквей в Киеве, что могло быть при Владимире Мономахе, в то время как при Владимире Святославиче только, что прошло крещение Руси.


Илья Муромец, не просто богатырь, он старший богатырь – главнокомандующий русских войск. Об этом говорит не только наименование, но его форма: «Одевает латы-кольчуги золоченые Илья Муромец».

Судя по былинам, Илья Муромец вел себя по отношению к властям довольно заносчиво, несмотря на попытку его заточить. Так в былине «Илья Муромец и голи кабацкие» говорится как пришедший из Галича, под видом калики, Илья Муромец устроил массовую пьянку в Киеве, а затем сообщает Владимиру:

«Получай-ко сумму за зелено вино

Ты с донского казака ли с Ильи Муромца.

Я пойду теперь старик во чисто поле,

И на ту пойду дорогу на Латынскую,

И на ту пойду заставу богатырскую».

То есть помимо известных богатырских застав по Днепру и Донцу богатырские заставы стояли на Латинской дороге, у Галича (вероятно центром этих застав и был Великий Лвов, нынешний Львов, крепость, основанная войнами из рязанского Старого Лвова) и они тоже подчинялись Илье Муромцу.

Подобное свободное отношение к князю Владимиру, соответствует тому положению, при котором Владимир Мономах и предшествующие ему Всеволод и Святополк зависели от мнения киевских бояр, думы, населения и естественно армии. Население могло не пустить князя на киевский престол – как дважды поступило оно с Владимиром Мономахом в 1093 году и 1097 году, или призвать, как призвало его в 1113 году.


Былины называют основные деяния Ильи Муромца – это обеспечение безопасных путей из Руси в другие страны, так в онежской былине «Три поездки Ильи Муромца» пишется, что Илья Муромец прочистил дорогу Латынскую, дорогу от Киева к Чернигову, и от Киева ко Царюграду.

Интересно, что былина говорит о походах в более широком диапазоне, чем летописи, по которым нам не известны действия по расчистки дороги ко Царюграду, да и о Латинской дороге известны лишь походы на белых хорватов в Прикарпатье Владимира Святославича и разгром Владимиром Мономахом Волыни, Венгрии, Галича после мятежа 1117 года, походы в Венгрию в 1121—23 годах. Но в «Хронике» Стрыйковского (считается, что она издана в Кенингсберге в 1582 году, по тексту самой хроники она завершена в 1628 году в городе Кролевеце, в Москве известна с 1659 года) Владимир Святославич в 989 году захватил Херсонес, Кафу и всю Таврику. Воевал с Польшей (поход на Радом), затем перейдя Дунай он в одной компании взял Болгарию, Сербию, Хорватию, Седмиградию (Трансильванию), Вятичскую, Ятвяжскую, Дулебскую земли и землю Волохов, Мултан и татар Бобручцы (Румынию). Ранее все они платили подати грекам. Видимо это и была расчистка дорог Латинской и Цареградской. Правда, в русской истории известен только один поход с подобным охватом территории – это поход войск Батыя к Последнему морю 1240—42 годах.


Илья Муромец отличался не только в службе на Родине, по былинам он три года служил у тальянского короля, то есть возглавлял армию, расположенную в Италии. (Интересно есть ли следы пребывания русских богатырей в Павии, столице Итальянского королевства или других местах).

В 1004 году германский король Генрих завоевал Ломбардию и сжег Павию. В 1016 году русские войска высадились в Сицилии и Апулии, и в битве при Каннах греко-русская армия полностью разгромила армию немцев, лангобардов и норман. То есть Илья Муромец мог служить в Италии в 1016—19 годах.


Впрочем, в былинах много не исследовано, например исследователи считают что Идолище – Итларь, половецкий хан который был убит на пиру у Владимира Мономаха в 1095 году.

Но былины про Илью Муромца относят в 990е годы, тем более, что Идолище в них имеет имя не Итларь, а Хупова и родом из Крыма – крынский. Вспомним, что Владимир Святославич взял столицу Крыма – Корсунь, не надо также забывать, что и крымская Готия попадала под вассалитет Руси, поэтому не удивительно, что какие-то крымские феодалы могли попадать в Киев, как вполне желанные гости двора, о чем, однако у военного командования было свое особоё мнение. Конечно, надо учесть, что Владимир Мономах заключил девятнадцать мирных договоров с половцами. И лишь хан Итларь в 1095 году, на пиру в Переяславле, у Владимира Мономаха, был убит боярином Славятой и воеводой Ратибором.

Вероятно, один из них и есть Илья Муромец былин мономахова времени – скорее всего, воевода Ратибор, так как в 1116 году, после войны с Византией он «посажа посадники по Дунаю», а в 1117 году князь Вячеслав Владимирович и воевода Фома Ратиборич, пытались с Дуная взять Доростол, а былины говорят о чистке Ильей Муромцем дороги к Царьграду.


Соборная церковь святого Ильи в Киеве


Запомнилось былине и то, что, уходя по старости с поста воеводы, Илья Муромец:

«Да воздвигнул живот в славный Киев град.

Да построил он церковь соборную,

Соборную да богомольную»


Соборная церковь святого Ильи в Киеве на Подоле известна по летописям тем, что в мирном договоре с Византией в 944 году, по летописи, в ней приносят присягу войны.

Либо Илья украсил храм, либо тексты договоров относятся к более позднему времени, что, скорее всего, так как в договорах упоминается Переяславль основанный через 50 лет, и Чернигов как город равный Киеву. Такая ситуация сложилась во времена Владимира Мономаха, при триумвирах-князьях Переяславля, Чернигова и Киева, но никак не в начале 10 века.

3

Но если не ясно как в летописях отражен Илья Муромец, то вероятно ясно, откуда он родом – из города Мурома, из села Карачарова.

Однако история Мурома, если на неё внимательно посмотреть, производит странное впечатление, будто речь идет о двух разных городах, события в которых внешне ни как ни связаны между собою.

Считается, что впервые Муром упоминается под 862 годом, в известии о призвании варягов на Русь. Свидетельство это спорное, упоминается не город, а народ мурома. Во многих списках летописей к тому же пишется не мурома, а норома – Нурмегунде (центральная Эстония у Юрьева). Правда, у Нестора упомянуты оба народа в общем списке народов – «чудь, меря, весь, мурома, черемись, мърдва, пърмь, печера, ямь, литъва, зимегола, кърсь, норома, либь». О народе муроме в Повести временных лет сказано – «а по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой», о муроме говорится и в «Житии Константина Муромского» составленном в 16 века.

Как утверждает археология: следов народа не осталось, он полностью ассимилирован русскими. Выделенная культура муромы – фактически вариант культуры мордвы, в 10 веке на её землях появляются славянские переселенцы и к концу 11 века мурома была полностью ассимилирована русскими.

Так, что возможно и нельзя говорить, об отдельном народе муроме на Оке. Из других народов в Толковой Палее и поздних списках русских летописей, среди племен по Оке, указан народ – мещера. Курбский в 16 веке считал, что мещера – мордва. Археологи считают, что к 11 веку мещера ассимилирована русскими, хотя мещеряки как этнос существовали и в 1989 году. Археологами выделена отдельная культура в Рязано-Окском бассейне (до Касимова). О её населении ничего ни известно из летописей, считают, что это балто-мордовское смешанное население или местные аборигены, потомки городецкой культуры. К ней относилось поселение Старая Рязань в 50 километрах от Переяславля (считается, что Старая Рязань была основана в 1095 году, но была и раньше в 6 веке (с 8—9 века заселена славянами). Возможно, это и была летописная мурома.


Город Муром в 980—1015 годах он входил во владения Владимира Святославича, затем был передан в удел Глебу Владимировичу (владения которого простирались до Рязани), после город управлялся киевскими великокняжескими, а затем черниговскими наместниками. И это притом, что рядом с Муромом имелись князья Рязанские и Ростово-Суздальские.

Затем в Муроме княжил до 1130 года брат Олега Черниговского – Ярослав Святославович (из Чернигова), в 1130—46 годах его сыновья: Юрий Ярославович, Святослав Ярославович, Ростислав Ярославович. В 1146—74 годах княжил Юрий (Георгий) Владимирович, внук Ярослава Святославовича. В 1174—1228 годах Владимир Юрьевич и Давид Юрьевич. В 1228—39 годах княжил Юрий Давидович, а затем в 1239—48 годах его сын Ярослав Юрьевич. Далее муромские князья не известны.

Но в 1351 году Юрий Ярославович – «обнови град свой, отчину свою Муром, запустевший отдовна». То есть при деде Юрия города Мурома не было, вероятно за 50—70 лет до этого (в 1291 году) город был по какой-то причине заброшен и в 1351 году основан новый город). В том же 1351 году Муром захватил Федор Глебович (откуда он взялся историкам не известно), после 1392 года Муром удельное владение Московского княжества. А с 1408 Муром управлялся наместниками Московского князя.

В Списке Русских городов, составленном в 1389—92 годах, Муром относился не к Рязанским городам, а к Залеским, как Москва, Владимир или Вологда. Вероятно, он никогда не входил в Рязанское княжество.


город Муром


Хотя в летописях нет указаний, но в житиях святых рязанской епархии указываются – муромские князья: Петр Муромский, Константин (считается, что правил в 11 веке) и их сыновья Михаил и Федор, которые ввели христианство Муромском крае и по Оке. (В Повести о муромском князе Петре и супруге его Февронии, Повести об Улиании Муромской, Повести о водворении христианства в Муроме). Подтверждается это и местной археологией.


Между тем епархия в Муроме (Муромское епископство) была уже в 11 веке (В то время как в Смоленске епископство появилось лишь в 1136 году). Вообще, историки путаются с датами строительства храмов в Муроме, по киевским летописям храмы строились в 10—11 веках (при Владимире Святославиче и еще до создания епархии), а по местным рязанским летописям и житиям только в 1202—34 годах (то есть через двести лет после создания и успешного функционирования Муромского епископства?!, лишь в 14 веке замененного Рязанским).


Вероятно, имеет место смешение двух городов – одного в Черниговском княжестве – былинного Мурома, а другого на Оке, залеского Мурома, созданного как подобие первого и восстановленного в 1351 году.


К событиям происходившим в первом, былинном Муроме, можно отнести битву Олега Святославовича с Святополком Изяславичем в 1096 году, когда Святополк и его союзник Владимир Мономах, изгнали Олега из Чернигова. Тогда разбитые Олег и половцы ушли из Чернигова в Муром. Затем он занял Ростов и Суздаль, а половцы Боняка и Тугор-кана остались воевать с Владимиром Мономахом в степях. Олег опять был разбит в Поочье и сохранил только Новгород-Северский. В 1143 году от Мурома отделяется Рязань и становится самостоятельным княжеством, правда сначала под главенством Владимирского княжества. К событиям в былинном Муроме относятся и то, что в 1088 году и в 1189 году Муром был взят и разграблен болгарами. Войны с болгарами вели Юрий (Георгий) Владимирович в 1146—74 годах и Владимир Юрьевич и Давид Юрьевич в 1174—1228 годах, они же воевали и с Рязанью.


Муром залеский, основан, вероятно, в 11 веке, так как сведений об археологии Мурома 10—11 веков нет. Как сообщают археологи: не приведено убедительных доводов в защиту тезиса о русском городе Муроме (с 862 года), муромское селище 8—9 веков очень маленькое, рост его начался только в 11 веке и связан уже с деятельностью русских переселенцев.

Чаадаевское городище у Мурома, считается тем районом, где имелся старый город. На нём найдены арабские дирхемы 822 года и 757 года, но попасть в клады они могли и после 822 года.

Вообще в бассейне Оки найдена треть арабских дирхемов Восточной Европы. В самом Муроме найден один из крупнейших в мире кладов арабских монет- 45,2 килограммов дирхемов 715—933 годов выпуска (зарытых после 933 года), рядом с Муромом нашли 200 дирхемов зарытых после 996 года. То есть обстановка на этой важной торговой артерии тогда была достаточно беспокойная, но кладов 11 века когда по сведениям археологов вырос русский город Муром – нет.

В 12 веке он вырос в крупный город, о чем говорит участие его войск в походе Андрея Боголюбского на Новгород в 1169 году: «придоша суждальци… съ смольняны и с торопьцяны, муромцы и рязаньцы… с полоцяны». Интересно, что правившие по летописям в Муроме князья черниговского дома в этом походе не участвовали, что объяснимо, если представить, что правили они другим Муромом.


Кроме вышеуказанного похода и строительства храмов в 1204—34 годах в Муроме на Оке происходили следующие события. В 1022 году или 1036 году, как гласит Софийская первая летопись – «разгневася (на посадника Новгорода Константина Добрынича) великий князь Ярослав и поточий в Ростов и на третее лето повеле его убити в Муроме на реце Оце». Вероятно это первое упоминание Мурома на Оке.

О наличии ещё одного Мурома говорит и то, что летописи не зачем было подчеркивать тот факт, что Муром на Оце, если только не было другого просто Мурома, как Ростова и Ростова на Дону.

В 1103 году мордва победила князя Ярослава муромского. В 1164 году состоялся поход суздальцев и муромцев на волжских булгар. В 1281 году город сжег князь Андрей Городецкий из Городца у Нижнего Новгорода, а в 1288 году город сожгли татары, и он запустел пока не был восстановлен в 1351 году.

В дальнейшем город значительно вырос и к 1580 году был одним из крупнейших экономических центров России. Так Муром собирал 3% подворного налога в России, 12 тысяч рублей. (Всего 400 тысяч рублей). (Ростовская область – 50 (12,5%), Московская – 40 (10%), Новгородская – 35 (8,75%), Рязанская – 30 (7,5%), Устюжская – 30 (7,5%), Сибирь – 20 (5%), Казанская – 18 (4,5%), Псковская – 18 (4,5%), Вологодская – 12 (3%), Тверь и Торжок – 8 (2%), Холмогоры и Двина – 8 (2%).

4

Что касается войн Мурома с болгарами, то интересно, что болгары почему-то в 13—15 веках Муром не атакуют, как и муромские князья не воюют с ними, хотя в летописях болгары упоминаются. Тем более непонятны войны Волжской Болгарии с Муромом при одновременном указании скандинавских и иранских источников на её вассальное положение в составе Руси.

Все дело в том, что помимо Дунайской Болгарии (България) и Волжской Болгарии (Булгария, Татария), существовали: Великая Болгария на Кубани (ныне от неё осталось лишь русское наименовании местности и народа в истоках реки Кубань-Балкария (в 16 веке Балгария, Болгарские кабаки) и известная всем русским летописям Черная Болгария (Внутренняя Болгария арабских авторов 8—12 веков). Существовали они уже в 5—7 веках. Например, болгары на Дону и Дунае-кутургуры в 631 году разбиты аварами, а болгары на Кубани – утургуры разбиты в 670 году хазарами.


Археологи считают, что салтово-маяцкая культура (750—920 годах) – у верховьев Дона, Оскола и Северского Донца – аланская, а на Дону и Поднепровье – болгарская.

Как говорит Б. А. Рыбаков – внутренние болгары жили в 8—9 веках от моря до слияния Донца с Осколом. По Ал-Хорезми в 817—836 годах и по иранским источникам в 943 году христианское племя венендеров жило в Венендерских горах (Донецкая возв.) – как определил Б. А. Рыбаков – это болгары-онногундуры. Кроме них у Нижнего Днепра и от Черного моря до Среднего Дона жили кочевники – внутренние болгары (черные болгары русских летописей). То есть воевать с болгарами в степях можно было без особенных проблем.

Что, же касается их языка, то известный персидский географ Истахри писал, что язык хазар не похож на язык тюрок или персов, а такой же, как у болгар. Отметим, то, что собственных хроник Волжской Болгарии не сохранилось, а сведения берутся из русских летописей, где говорится о походах князей или половцев на болгар и об их ответных походах на Русь и половцев, но не на мордву, что должно было быть, если бы большая часть сведений относилась бы не к Черной Болгарии, а к Волге.

Видимо именно с этими болгарами связано большинство указаний летописи. Например, в 897 году венгры в Причерноморье были вырезаны болгарами и печенегами, венгры находились в нижнем Поднепровье в 822—897 годах или война Святослава против вятичей, Хазарии и болгар в 964—66 годах.

Поход Владимира Святославича и Добрыни на низовских болгар (русы на ладьях и торки на конях) в 984 году Б. А. Рыбаков определил как поход в низовья Днепра. Зато в 985 году в Киев прибыло посольство болгар-магометан с Волги. В том же 985 году была война Владимира Святославовича с болгарами и хазарами «и козары шед победи а и дань на них положи». Интересно, что сыновья Владимира Святославовича и болгарской принцессы – Борис и Глеб носили имена принятые не в Волжской Болгарии, а в царском доме Дунайской Болгарии – Борис имя первого христианского царя (852—889 годах) и имя последнего законного царя Болгарии (до 966 года).

Затем были война с Болгарией 997 года, поход суздальцев и муромцев на болгар (Волжскую Болгарию) в 1164 году. В 1172 году Андрей Боголюбский воевал с болгарами, в 1181—1184 годах с ними воевал Всеволод Большое Гнездо.


О том, что существовало два города Мурома, говорит и тот факт, что в Муроме после Владимира Святославовича правил его сын Глеб Владимирович. Однако, если это Муром на Оке, то возникает несколько странностей.

Так неясно, чем именно далекий город отличался от Суздаля и за что был выделен в удел, да еще рядом с уделом наследного принца Бориса.

Ведь все остальные города полученные сыновьями Владимира Святославовича были центрами больших княжеств: Новгород – Ярослав, Полоцк (Кривичи) – Изяслав, Туров (Дреговичи) – Святополк, Ростов – Борис, Белгород (Древляне) – Святослав, Владимир (Волынь) – Всеволод, Тмутаракань – Мстислав, Смоленск – Станислав, Псков – Судислав. При этом как отдельные земли, они просуществовали довольно долго – Полоцкая земля до 1569 года, Волынская земля до 1456 года.

Непонятно какое значение должен был бы иметь Муром, и почему именно его, а не Городец, Кострому или Рязань сделали центом удела. И почему не отдали в удел Глебу – Волжскую Болгарию, которую, например, предлагали взять Олафу Святому взамен помощи по возврату короны Норвегии.


То, что в 10—12 веках на севере основывали города с переселением жителей с юга давно известно. Археология говорит о том, что в 11—12 веках наблюдается наплыв переселенцев из южной России в рязанское и муромское Поочье. Кстати Муром на Оке основан на алебастровых Перемиловских горах, таких же, как меловые горы юга России, хотя в остальных местностях, вокруг, суглинистые почвы.


Перемиловские горы


Достаточно вспомнить киевскую Лыбедь и реку Лыбедь на которой стоит Владимир, Трубеж, Дунайчик, Лыбедь и Почайну в Рязани, что бы было ясно, что переселение шло не только с севера на юг, на «заставы богатырския», но и с юга, из Киева и других городов. В рязанской земле имелись в 14 веке города – Торческ (Торки размещались по реки Рось у Канева), Переяславль на Трубеже, Вышгород и Глебов (видимо владельческий город князя Глеба) в 15 километрах от Рязани.


По списку русских городов, составленному в Киеве в 1392 году одинаково назывались:

Белъгород-болгарский и Бельгород-киевский (кроме того Белгород на Донце и Белгород рязанский, Белгород —Белград, Белгород – Альба Регина),

Романов-болгарский и Романов-залеский,

Хотень-болгарский и Хотен-киевский,

Звенигород-подольский и Звенигород-залеский,

Переяславль Русскыи-киевский и Переяславль на Трубеже-рязанский, и Переяславль Залеский (еще Переяславь—Вроцлав, Переяславль—Братислава),

Юрьев-киевский и Юрьев Польскыи-залеский (кроме того имелся Юрьев-Тарту),

Вышегород-киевский и Вышегород-залеский,

Куреск на реке Тускоре-киевский и Куреск-залеский,

Изборско-волынский и Изборьско-залеский и Избореск-литовский,

Лвов Великии-волынский и Старый Лвов-рязанский (отсюда следует, что нынешний Львов основан как крепость населённая войнами из рязанского Львова),

Володимерь-волынский и Володимер-залеский,

Дорогобучь-волынский и Дорогобужь-смоленский,

Галичь-волынский и Галичь-залеский (Галац в Молдове и есть еще и Солигалич),

Свинеск-волынский и Свинеск-рязанский,

Любутеск-литовский и Любутеск-залеский,

Морева-литовская и Морева-залеская,

Оболенеск-литовский и Оболенеск-смоленский,

Корочюнов (Карачюнов) -болгарский и Карачев-литовский,

Стародуб-литовский и два Стародуба-залеских,

Ржова-литовская и Ржова-залеская (еще Пустая Ржева у Пскова),

Чёрнгорд-болгарский и Чернъгород-киевский (Чернигов —Черна в Валахии),

Лукы-литовские и Велиль Лукы-залеские,

Копорья-литовская и Копорья-залеская,

Ростов-залеский и Ростовесь-киевский,

Мьстиславец и Мстислав-смоленский и Мстиславль-залеский.

Кроме того, иимелись:

Корсунь на реке Рша-киевская (Корсунь-Херсонес),

Тмуторокань-киевская (Тмуторакань-Темрюк),

Самара-литовская (река Самара-Снепород),

Бобруеск-рязанский (Бобруйск в Белорусии),

Колывань-волынский (Колывань-Таллин),

Белая Вежа на Сейме (Саркел-Белая Вежа на Дону),

Торческ-рязанский (Торческий на реке Роси),

Глебов-рязанский (Глебль-черниговский, у истоков реки Остера),

Тверь (Тивер на Днепре у Канева и Тивер на Вуоксе у Ладоги),

Ярославль на Волге и Ярославец Малой и Ярославль галичский.


Так, что в возможности существования двух Муромов ничего необычного нет. То, что Муром былинный не упоминается в списках городов русских составленных в 1392 году нет ничего странного. Город мог быть уже разрушен (последние князья известны лишь в 13 веке), а кроме того в список включены только грады (крепости), находившиеся в ведение Киевского митрополита, если же в поселениях (посадах) крепостей не было или относились они к другой митрополии – Сарской, то не упоминались. Так в 1177 году упоминается город Воронеж – Воронаж, в 1238 году, а затем 1395 году город Елец, но в списке их нет.

Отметим, что из черниговских городов, упомянутых в 14 веке неясно где находились: Чемесов, Утешков, Кляпечь, Ковыла, Сал, Песьи кости, Ничян на Псле, Коршов на Сосне. В целом же в Чернигово-Северском княжестве в 1503 году было 319 городов и 70 сельских волостей, а в 14 веке в списке киевских (и черниговских) городов указано всего 68.

5

Но где же находился былинный Муром, можно ли его найти?

Обратимся к самим былинам. Так в онежской былине «Илья и Соловей» о его происхождении говорится :

Из того-ли из города из Муромля,

Из того села да Карачирова,

Выезжал удаленькой дородний добрый молодец,

Он стоял заутрену во Муромли…

Есть я с славного из города из Муромля,

Из того села да с Карачирова

Есть я старыя казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович!

В печорской былине «Илья Муромец» по этому поводу сказано:

Во селе было во Кракове.

У Ивана сына Тимофеева

Был сын Илья Муромец.

…Я – говорит – из села Каракова

Сын Ивана Тимофеева.


То есть место рождения Ильи Муромца – село Караково или Карачирово.

Как выглядело село Карачирово или Караков, и где располагался город Муром или Муромля?

Укажем, что село в средневековой терминологии – это владельческий поселок в домене князя или боярина, населенный зависимыми крестьянами, а также вотчиниками,. На Севере обычно крупный волостной центр с храмом. Село Карачирово было не рядовым, а крупным поселением. И учитывая, что Илья из него поехал не в Муром, а в Чернигов, то находилось оно в удалении от города Мурома, на дороге в Чернигов.


Ландшафт земель Карачирова мало напоминает нынешние земли окской поймы. В былине «Первая поездка Ильи Муромца» рассказывается, как после выздоровления Илья Муромец пришел на поле к родителям – «Подчищу за вас я полюшко. Берет он дубинушку за вершинушку, за вершинушку дубинушку подергиват» – то есть под поля выкорчевывали дубравы, это возможно лишь в черноземной полосе.

Загрузка...