Глава 1 Личность до рождения и после. Кризисы пренатального и перинатального периода

Давайте для начала обозначим терминологию:

Пренатальный период – длится от момента оплодотворения яйцеклетки и до рождения.

Перинатальный период – длится с 22 недели развития и до 7 дня после родов.


Этот период делят на три подпериода:

Антенатальный (с 22-й недели беременности до начала схваток).

Интранатальный (сам момент родов).

Неонатальный – продолжается с момента рождения (когда перерезают пуповину) и до 28 дней. Принято разделять его на два этапа: ранний (первые 7–8 дней жизни) и поздний (с 7–8 по 25–28 день). Ранний неонатальный подпериод – первая неделя после родов. Отсчет начинают с 22-й недели, потому что именно с этого срока ребенок считается жизнеспособным вне организма матери (в случае преждевременных или экстренных родов).


Сегодня мы часто слышим про кризисы среднего возраста у взрослых. Детские психологи много говорят про кризисы года, трех, семи лет, подростковый. Но все начинается НАМНОГО РАНЬШЕ!



В животе у мамы формируется не только тело малыша, но и его психика. И кризисы ребенок проходит уже там, в мамином животе, в периодах пренатального, перинатального и неонатального развития.

Психиатр и психолог Станислав Гроф описал стадии околородового опыта, назвав их перинатальными матрицами. Он показал, что опыт, который проживает и переживает ребенок в пренатальном периоде, в родах и после них на всю жизнь впечатывается в психику человека. Этот опыт имеет самое прямое отношение к его психическому здоровью, ведь проживаемые ребенком ощущения, состояния становятся концентратом, сильным эмоциональным зарядом, который задает определенную «сюжетную линию» для всех схожих эмоциональных и психологических паттернов будущей жизни.

Я, опираясь на профессиональный опыт, дополнила труд ученого и сделала его более конкретным и прикладным для диагностики психотравм и работы с ними.

Итак, Станислав Гроф, один из основателей трансперсональной психологии и теории базовых перинатальных матриц, предположил, что в глубинах подсознания человека хранятся воспоминания о внутриутробной жизни, развитии и всех этапах родов. Поэтому и протекание беременности, ее возможные патологии и последующее прохождение ребенка через родовой канал – это первые серьезные стрессовые ситуации в жизни человека. Стресс такого рода зашит глубоко в бессознательном и дает о себе знать различными страхами, необъяснимыми желаниями и непонятными устремлениями.

Гроф выделил четыре базовые перинатальные матрицы (БПМ), каждая из которых соответствует конкретному периоду развития.


Станислав Гроф


БПМ-1 «МАТРИЦА НАИВНОСТИ»

– период с момента зачатия до первых схваток. Матрица описывает психические переживания малыша, возникавшие в это время.



Это матрица единства ребенка и матери. Малыш полностью защищен, сыт и находится в удобной расслабленной позе при комфортной температуре. Все его потребности удовлетворяются. В этот период для младенца матка – это вся вселенная, где он чувствует блаженство, если мама и папа находятся в гармонии.

• Если ребенок желанный и беременность протекает нормально, у малыша формируется умение принимать себя, радоваться, расслабляться, развиваться, ощущать себя частью природы.

• При угрозе аборта, выкидыша, токсикоза и заболеваний мамы, у ребенка формируется страх смерти, ощущение ненужности, он не может расслабиться. У нежеланного младенца может закладываться чувство вины за сам факт своего существования и боль о том, что его не принимают таким, какой он есть.


В рамках первой матрицы Грофа для меня очень важно отметить конкретные кризисные точки, которые серьезно влияют на формирование психики внутриутробного малыша.


ПЕРВЫЙ кризис, который имеет серьезное влияние на формирование психики ребенка, – это момент, когда мать узнает о том, что беременна.

И это или:

– Вау! Я счастлива!



Или:

– О ужас! Какой кошмар!

Это первый момент принятия или непринятия ребенка.

Любые чувства/переживания матери – это гормональные коктейли, которые «впитывает» и внутриутробный ребенок. Малыш уже сейчас «запишет», запомнит и потом будет воспроизводить в жизни: я есть счастье. Я наполняю мир (ведь пока для него метафора всего мира – мама) смыслом и радостью. Или: мне не рады. Я несу огорчение, а может и разрушение.


ВТОРОЙ кризис – ожидания матери, или закладка стандарта. И тут или:

– Это точно будет девочка. Я буду ее наряжать. Мы станем отличными подругами. Она закончит английскую гимназию и будет играть на скрипке. Выйдет замуж за иностранца, и мы все вместе будем жить во Франции.

Могут быть и любые другие сценарии: важно, что за ребенка уже все решили, обозначили рамки и стандарты, не оставив пространства для свободы, самопроявления. А ведь это может быть опасно, потому что другим (не тем, что обозначили) меня не будут любить, не будут принимать. Или:

– Счастье, что ты есть. Расти, развивайся, а я постараюсь, чтобы ты был счастливым. Нет рамок, нет условий, а есть принятие свободы личности.


ТРЕТИЙ кризис – когда муж или партнер матери узнает о беременности и о том, что он станет отцом (со всеми вытекающими).

Для мужчины, особенно молодого или так и не повзрослевшего, подобное известие – серьезное испытание главной мужской функции – готовности взять на себя ответственность и за женщину (обеспечить ей безопасность и необходимые ресурсы), и за будущего ребенка.

Загрузка...