Онтогенез – это индивидуальное развитие организма, или вся совокупность последовательных изменений организма, то есть весь жизненный цикл индивидуального развития человека. Это понятие плотно сочетается с филогенезом – историческим развитием биологического вида во времени.
Общее в этих понятиях – однократные (!) неповторимые эволюционные события, произошедшие в прошлом во время роста организма и неспособные повториться в будущем. Каждый человеческий организм имеет свою индивидуальную и генетически заданную программу, закодированную в генах, которая должна реализовываться при использовании особых механизмов индивидуального научения, при отсутствии которых физиологически нормальный здоровый человек оказывается неспособным к размножению!
Интересно, что константа роста в постнатальном (после рождения) периоде жизни на определенных стадиях онтогенеза изменяется не плавно, а ступенчато, но последовательность прохождения этих периодов запрограммирована генетически.
Каждый человеческий организм имеет свою индивидуальную и генетически заданную программу, закодированную в генах, которая должна реализовываться при использовании особых механизмов индивидуального научения, при отсутствии которых физиологически нормальный здоровый человек оказывается неспособным к размножению.
Вместе с тем, несмотря на реальность существования периодов онтогенеза и строгой последовательности этих периодов, не следует считать, что такого-то числа такого-то месяца такого-то года у конкретного ребенка наступит именно этот период. Время наступления периодов у разных детей различно. Эти различия во времени могут составлять годы (это касается прежде всего более поздних периодов) или считанные дни, когда это касается внутриутробного развития. Ускоренное наступление того или иного периода по отношению к среднестатистическому времени его наступления называют «акселерацией», а замедление развития – «ретардацией».
При этом не следует думать, что, будучи ретардантом в одном периоде онтогенеза, ребенок останется им в последующие. Точно так же акселерат необязательно всегда (то есть во всех периодах) останется акселератом. В этой связи в возрастной физиологии ввели такие понятия как биологический и паспортный возрасты. Естественно, они часто не совпадают.
Акселерация коснулась и развития многих (если не всех) физиологических систем организма. Например, переход хрящевой ткани кисти в костную сейчас происходит на 1–2 года раньше, чем этот процесс происходил в 1936 году. Половое созревание наступает на два года раньше, чем в начале века. Сложнее говорить о социальных и интеллектуальных сторонах акселерации. Стали ли дети умнее предков? Вопрос неоднозначный. Социальная среда, несомненно, изменилась: изменился характер питания, увеличились возможности проявить себя в социальной сфере и так далее. В разных странах степень этих изменений разная, но общая мировая тенденция к улучшению (ускорению) налицо.