Юлия Усова Источниковедение истории международных отношений (стран Европы и Северной Америки)

Введение


Исторические источники являются основой основ любого исторического исследования. В XXI в. важность поиска и тщательность работы с источниками для проведения исследования, которое станет основой будущей выпускной квалификационной работы или магистерской диссертации не уменьшилась, а скорее, наоборот, возросла. Помимо работы со сборниками документов и материалов по избранной теме исследования важно работать и с оригиналами источников (по возможности, разумеется). Для того, чтобы расширить круг возможных для привлечения к исследованию источников необходимо четко проработать все категории исторических источников, в которых могло найти отражение то или иное событие, процесс, явление.

Сегодня значительный пласт исторических источников (в том числе по истории международных отношений) представлен в интернете. Помимо поиска абстрактного договора, который возможно представлен по определенному названию, которое далеко не всегда в переводе на русский язык формулируется дословно и может затруднить поиск, необходимо понимать, где с большей вероятностью можно обнаружить необходимые источники. В первую очередь, необходимые материалы нужно искать на сайтах библиотек и архивов.

Среди электронных библиотек, полезных для поиска материалов исследования необходимо выделить следующие порталы. Мировая цифровая библиотека1, в которой представлены в частности репринты «Декларации независимости США»2. Библиотека Конгресса США3, в которой широко представлены цифровые коллекции, например, коллекция газет с 1777 по 1963 гг.4. Британская библиотека5, в которой, в том числе, представлена коллекция средневековых хроник, например в коллекции королевских манускриптов6. Полезны также сайты Национальной библиотеки Германии7, Канады8, Испании9, Италии (Центральная Национальная библиотека Рима10). Отдельное внимание необходимо уделить национальной библиотеке Франции11, в которой представлен широчайший спектр материалов по средневековой истории не только Франции, но и всей Европы. В частности, репринты значительного количества средневековых хроник (например, «История франков» Григория Турского12).

Следующей важной категорией электронных порталов, для поиска источников для основы исследования являются сайты архивов. Здесь необходимо отметить сайт исторических архивов Европейского Союза13. На этом ресурсе интересны каталоги коллекций, а также тематические подборки о репрезентации Европы в прошлом. Интересны и полезны для поиска источников сайты итальянских14, французских15 16, американских17, испанских18, британских19, немецких20 21 архивов. Еще одним полезным ресурсом является сайт Центрального Европейского архива22, на котором представлено значительное количество материалов, посвященных процессу европейской интеграции. Также может быть полезен для работы сайт Смитсоновского музея23 в разделе исторические коллекции.

Исторические источники, важные для проведения исследования в сфере истории международных отношений можно разделить на несколько групп: официальные документы (международные договора, пакты, соглашения и другие), материалы дипломатической переписки и материалы официальных представительств (посольств, консульств), законодательные материалы или нормативно-правовые акты (оказывающее влияние на международную обстановку), материалы заседаний парламентов (относительно вопросов международной повестки), официальные документы политических партий (предвыборные манифесты), материалы прессы и источники личного происхождения (мемуары ключевых политических и дипломатических деятелей, их воспоминания, дневники), кино-фото-фоно- материалы. Большая часть указанных категорий источников раскрывает исследователям процесс развития международных отношений в период Средних веков, Нового и Новейшего времени. Относительно истории международных отношений в древнейший период наиболее полезными являются такие категории источников, как сохранившиеся исторические произведения, нумизматические, эпиграфические и археологические материалы.

Необходимо помнить о важности этапов источниковедческого анализа и источниковедческого синтеза, относительно тех материалов, которые доступны для исследования. Помимо установления времени создания исторического источника, личности автора, его достоверности, подлинности или фальсификации, важнейшую роль играет интерпретации текста источника. В рамках этого этапа источниковедческого анализа исторического источника исследователю необходимо стремиться выявить цель, которая стояла перед автором в процессе создания источника, рассмотреть источник и выделить акценты, которые автор подчеркивает. Сравнивая с другими источниками того же периода выявить недостоверность изложения фактов или полное отсутствие упоминания о некоторых из них. На следующем этапе – источниковедческого синтеза, исследователю необходимо представить особенность исследуемого исторического источника в массиве и структуре всего корпуса исторических источников. На этом этапе необходимо выделить исследуемый источник как социокультурный феномен. Каждая группа источников, которая исследуется, должна рассматриваться с должной долей критики источника.

Полное историческое исследование не ограничивается работой с одним историческим источником. Исследователю необходимо привлекать исторические источники различных категорий, при этом желательно рассматривать не по одному источнику в каждой категории. Сопоставляя источники внутри категорий, источники различных категорий между собой, исследователь получает возможность выявить возможные расхождения (искажения), как следствие – причины (например, причины действий авторов). Привлечение широкого круга исторических источников на стадии синтеза позволяет исследователю провести качественный анализ исследуемой проблемы и сделать максимально точные выводы.

Помимо этого необходимо здраво оценивать возможности исследователя. Ведь если относительно древнейшей истории количество источников минимально, то относительно новой и, тем более, новейшей истории – порой представляют чрезмерно значительное количество. В этой ситуации задачей исследователя новой и новейшей истории становится важность выделения наиболее значимых категорий источников, концентрация своего внимания и работы именно с ними. В каждой категории также необходимо корректно распределять степень важности привлеченных к исследованию материалов.

Относительно специфики представленного учебного пособия. Весь материал разделен автором на четыре раздела в соответствии с принятой в отечественной науке периодизацией всемирной историей: древняя история, средневековье, новая и новейшая история. В начале каждого из разделов приводится краткая характеристика раздела, рекомендации по работе с ним и некоторые дополнительные сведения.

Источники законодательного характера (сборники законов) в представленном пособии не всегда упоминаются, но рекомендуются к использованию в рамках изучения выбранных тем, для лучшего понимания социально-экономической ситуации изучаемой страны и исследуемого периода. В частности, законодательные источники могут пояснить ситуацию в сфере наследования.

Все указанные в пособии источники относятся автором пособия к истории той страны, в которой они были составлены. Однако, зачастую, в источниках одной страны упоминается информация о другой стране. По этой причине рекомендуется привлекать к исследованию источники исследуемого периода из нескольких государств.

Также необходимо понимать, что полезно привлекать к исследованию наиболее разнообразные источники. Иногда они могут не иметь прямого отношения к международным отношениям, но помогают раскрыть специфику исследуемого исторического этапа развития государства и системы международных отношений (статистика, опросы общественного мнения не только по политическим вопросам, материалы о социально-экономическом развитии изучаемых государств). Для этого рекомендуется использовать имеющиеся работы отечественных исследователей, которые посвящены зарубежному источниковедению.

Для того, чтобы дальнейший поиск материалов не осложнялся, названия приводятся либо на русском языке (если существует принятый перевод источника на русский язык), либо на языке страны, которой принадлежит тот или иной приводимый в пример источник. Например, в тексте приводится название газеты Англии XVII в. – «Weekely news», а не «Уикли ньюс». Поиск по оригинальному названию даст больше шансов найти материал, нежели использование транслитерации.

В связи с ограниченным объемом, материалы представленного учебного пособия касаются исключительно держав на каждом из этапов: Древнейший период (Древняя Греция и Древний Рим), Средние века (Вестготы, Византия, Франция, Англия, Германия), Новое время (Англия, Франция, Германия, США), Новейшая история (Англия, Франция, Германия, США).

Загрузка...