Предисловие

Данная книга издана в форме Учебно-методического комплекса (далее – УМК) и представляет собой систематизированное учебное пособие по теме «Правовые основы регулирования предпринимательской деятельности (источники предпринимательского права)», изучаемой в рамках учебной дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации». Она содержит лекционный и практический материал, который предназначен для использования как преподавателями в области предпринимательского права, так и студентами, осуществляющими самостоятельную подготовку по данному предмету. Кроме того, материалы пособия будут полезны практикующим юристам и предпринимателям при освоении нового материала.

Содержание УМК строится на основе учебника «Предпринимательское право Российской Федерации» (отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – 3 изд… перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017) и практикума «Предпринимательское право: практический курс» (отв. ред. Е.Г. Афанасьева, А.Е. Молотников. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Право и бизнес. 2016), подготовленных на кафедре предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

УМК построен на основе следующих принципов:

1) разумное сочетание теоретических и практических заданий;

2) простота и системность в изложения учебного материала;

3) предоставление преподавателю возможности из большого числа заданий самостоятельно сконструировать семинарское занятие;

4) актуальность содержания материалов;

5) использование современных методов преподавания.

Данный УМК – это книга и для студентов, и для преподавателей. Работа с ней предполагает серьезную подготовку к занятию со стороны обучающихся: изучение теории, в том числе на основе рекомендуемой научной литературы, законодательства, судебной практики и т. д. От преподавателя требуется вдумчивое планирование проведения семинара по теме, подготовка дополнительных материалов, предварительное формирование заданий для студентов.

УМК содержит два основных раздела.

В первом разделе представлен теоретический материал, на основе которого читается лекция по теме «Источники предпринимательского права». В ходе лекции и самостоятельного изучения темы необходимо освоить следующие вопросы:

Понятие, виды и основные классификации источников предпринимательского права. Конституционные основы предпринимательства. Понятие и соотношение публично-правовых и частноправовых норм в регулировании предпринимательской деятельности. Международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники предпринимательского права. Понятие, состав и система предпринимательского законодательства Российской Федерации. Кодексы и другие федеральные законы в сфере предпринимательского законодательства. Подзаконные правовые акты как источники предпринимательского права. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты), порядок их разработки и принятия. Регистрация подзаконных нормативных правовых актов предпринимательского законодательства и условия их действительности. Локальные нормативные акты (внутренние документы организации): понятие и виды. Правовые обычаи как источники предпринимательского права. Роль и значение актов Конституционного Суда РФ, высших судебных органов и судебной практики в предпринимательском праве. Особенности применения источников предпринимательского права. Аналогия закона и аналогия права в регулировании предпринимательской деятельности. Понятие и виды толкования норм предпринимательского права. Понятие и формы систематизации предпринимательского законодательства. Основные направления совершенствования российского законодательства о предпринимательской деятельности.

Во втором разделе представлен практический материал, на основе которого закрепляются теоретические знания и формируются навыки применения источников предпринимательского права.

В «Вопросах, проблемах, мнениях для обсуждения» предлагаются для обсуждения дискуссионные вопросы, актуальные проблемы и различные точки зрения по изучаемой теме. Задания направлены на развитие самостоятельного мышления обучающихся.

Задания по комментированию норм права развивают способность студента анализировать положения нормативных правовых актов. Могут использоваться, анализироваться, сопоставляться положения опубликованных комментариев к кодексам и законам, но при этом должна высказываться и собственная точка зрения студента.

Некоторые задачи из практической части могут решаться «по ролям», если преподаватель предложит студентам подготовить правовое обоснование позиций различных участников конфликта, например, представителя органа власти и субъекта предпринимательской деятельности. Отдельные «роли» можно отвести различным судебным инстанциям.

Предлагается несколько разновидностей письменных контрольных заданий, выполняемых в рамках семинарского занятия, которые могут быть использованы по усмотрению преподавателя. Задания представлены в различных вариантах: систематизация вопроса, составление схем, таблиц, проведение сравнительного анализа. Практика показывает, что контрольные работы, проводимые на занятии, способствуют углубленной подготовке студентов по теме.

Кроме того, предлагается завершать рассмотрение темы на семинарском занятии решением тестов.

В практическом блоке имеются также различные виды заданий для внеаудиторной работы студентов. Они могут даваться для выполнения всеми или отдельными студентами во внеаудиторное время, как правило, в письменном виде. Это:

редактирование текстов (формирование у студентов навыков распознавания и исправления чужих ошибок и неточностей, грамотного формулирования мыслей);

правовые заключения (оценка юридических особенностей сложившейся ситуации с последующим формулированием выводов и рекомендаций по действиям вовлеченных лиц);

задания по обобщению судебной практики (необходимы для формирования навыка поиска, анализа и обобщения судебных дел по различным категориям, может предлагаться не только как письменное домашнее задание, но и для публичного выступления на занятии с сообщением);

задания по составлению документов (самостоятельная разработка юридических документов, выработка навыка поиска наиболее оптимальных форм документов для конкретных ситуаций);

работа с иностранными источниками (формирование важной для современного специалиста способности читать и понимать юридическую литературу, нормативный материал и материалы правоприменительной практики на иностранном языке);

рефераты (проведение краткого научного или научнопрактического исследования на базе нескольких, как правило, доктринальных источников);

эссе (выражает индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретным аспектам изучаемой темы (проблемы законодательства, правоприменения и т. п.).

Контрольные вопросы необходимы для быстрой проверки знаний по теме. Они нацелены именно на контроль знаний фактического материала, имеют однозначные ответы и не предполагают дискуссий.

Изучение данной темы направлено на формирование определенных компетенций у студентов. По результатам освоения материала студент должен:

Знать:

– конституционные основы предпринимательства;

– понятие, виды и классификацию источников предпринимательского права;

– систему предпринимательского законодательства РФ;

– основы систематизации и совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности.

Уметь:

– соотносить публично-правовые и частноправовые нормы в регулировании предпринимательской деятельности;

– формулировать понятие и состав предпринимательского законодательства;

– ориентироваться в системе предпринимательского законодательства РФ;

– формулировать положения, направленные на совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности.

Владеть навыками:

– применения источников предпринимательского права;

– определения локальных нормативных актов, внутренних документов организации;

– разграничения правовых обычаев, обыкновений, практика и обычно предъявляемых требований в сфере предпринимательской деятельности;

– толкования норм предпринимательского права;

– систематизации предпринимательского законодательства.

Загрузка...