С тех пор как более пятисот лет назад в Америке высадились европейцы, многое было сказано и написано о шаманах Северной и Центральной Америки. Как их только не величали – знахарями, врачевателями и даже колдунами! Их представления о жизни часто называли примитивными, необразованными, суеверными – в отличие от взглядов «просвещенной» Европы.
Считалось, что шаманы – это в основном мужчины. Стоит отметить, что это лишь предубеждение, а не исторический факт. Лично мне такая идея ни за что не пришла бы в голову, ведь в нашей семье самым могущественным шаманом была моя бабушка.
С лингвистической точки зрения слово шаман оказалось бы непонятным большинству коренных культур за пределами северо-восточной Азии, где оно, скорее всего, зародилось. В моей традиции, то есть традиции тольтеков, живших на территории современной Мексики, шамана называли нагвалем, что на языке науатль значит «пробужденный». У слова нагваль есть еще одно значение: им обозначается энергия жизненной силы, божественности, которая есть в каждом из нас. По мнению тольтеков, каждый человек является нагвалем, но лишь шаманы осознают себя в этом качестве.
В целях унификации, а также потому, что слово не имеет значения, пока мы о нем не договоримся, в этой книге я буду использовать слово шаман для обозначения человека, пробудившегося к пониманию того, что все мы являемся энергией жизненной силы. А еще этот термин лучше знаком современному миру.
В глобальном масштабе шаманизм означает духовную традицию или религию коренных культур по всему миру. Считается, что у этих духовных традиций есть кое-что общее: уважение к природе, к любой форме жизни и к своим предкам. Так и есть, однако это лишь малая толика того, чем на самом деле является шаманская практика.
Хорошая новость в том, что с недавних пор старые представления о шаманизме стали меняться – отчасти благодаря моему отцу дону Мигелю Руису, а также Карлосу Кастанеде и многим другим. Современному миру приоткрылось то, что было известно моей семье и более тысячелетия передавалось изустно: шаманами были как мужчины, так и женщины, а представления шаманизма далеко не примитивны. Более того, для своей общины шаман выступал одновременно философом, духовным лидером, лекарем, психологом и другом.
С учетом сказанного возникают вопросы. Например, что было известно этим древним мастерам? Как они получали и передавали свои знания? Пригодятся ли их познания нам, живущим в современном мире? Эта книга предназначена дать ответы на эти и другие вопросы.
Как вы вскоре узнаете, лично я считаю, что мудрость древних мастеров не была примитивной и не принадлежала только мужчинам. Их мудрость – это всеобъемлющие и могущественные учения, доступные всему человечеству. Это мудрость пробуждения, поиска собственной свободы, мирной и гармоничной жизни, а также умения быть полезным другим и планете.
Говоря простыми словами, это мудрость любви и жизни.