Когда Иуда ушел с Тайной вечери?


В Иерусалиме паломники обязательно посещают «Сионскую горницу», дом Тайной вечери, где Господь наш Иисус Христос установил Таинство великое Евхаристии, умыв пред этим ноги ученикам Своим. Эта Божественная вечеря обозначила собою конец Ветхого Завета и начало Нового Завета.

Тайная Вечеря начиналась с ветхозаветной пасхи, празднование которой в Израиле было установлено в память чудного изведения еврейского народа из египетского рабства. С ним соединялось также воспоминание об избавлении от погибели первенцев еврейских кровью пасхального агнца (см.: Исх. 12, 17–27). Знаменательный обряд заклания и снедения агнца, заповеданный Моисеем (см.: Исх. 12, 3-11), придавал пасхальной вечери исключительную торжественность. Для обозначения поспешного выхода из Египта евреи присутствовали за этой вечерею одетые по-дорожному, с жезлами в руках (см.: Исх. 12, 11).

Празднество начиналось чашею вина, над которой отец семейства или старший в доме произносил благословение и, отведав, передавал ее домочадцам. По умовении рук в комнату вносили по-праздничному убранный стол с горькими травами, напоминавшими потомкам Израиля горькую жизнь предков их в Египте (см.: Исх. 1, 14). Затем на стол полагали хлеб, пасхального агнца, испеченного на огне без преломления костей (см.: Исх. 12, 8, 46), особо приготовленное мясо, а также жидкое блюдо из разных плодов для обмакивания в нем трав и кусков снедаемого.

Далее следовала вторая общая чаша, причем старший изъяснял значение пасхи и приглашал присутствовавших воспеть хвалу Богу; тогда все собрание пело 113-й и 114-й псалмы. После сего, по омовении рук, старший преломлял хлеб и со словами благословения вкушал горьких трав, мяса и агнца; примеру его следовали все присутствующие. Вечеря продолжалась, и среди беседы предлагалась третья чаша, называвшаяся преимущественно чашей благословения; вслед за ней пелись четыре псалма (114–117), в которых изображается радость о Боге Спасителе. В заключении испивали четвертую чашу. Празднество оканчивалось пением аллилуиа.

Во всех чашах вино растворено было водой, потому что из них обязаны были пить понемногу все, не исключая жен и детей.

По еврейскому обычаю, кроме этих четырех чаш вина, которые символизировали избавление Богом народа сынов Израилевых от бедствий, полагалось наливать еще и особую пятую чашу – пророка Илии. Чаша Илии – самая красивая – часто делалась из драгоценных металлов и украшалась изображением пасхального вечера. Эта чаша – пророческая, и из нее не пьют, а ставят на середину стола. Согласно преданию, в эту ночь пророк посещает каждый еврейский дом и пьет вино из этой чаши. При этом он видит все, что происходит в доме, сам оставаясь невидимым.

Чаша пророка Илии символизирует пятое обещание Бога избранным: Я приведу в страну, которую Я поклялся дать Аврааму, Исааку и Иакову, и дам ее в наследие вам (Исх. 6, 8). Чаша пророка Илии – знак того, что, кроме тех четырех раз, когда Господь избавлял Свой народ во время исхода из Египта и жизни в земле обетованной, будет еще избавление – в будущем. Но почему это избавление связано именно с Илией? Потому что именно этот пророк возвестит о пришествии Мессии. Вот Я посылаю к вам пророка Илию перед наступлением дня Господня, великого и грозного. И обратит он сердце отцов к сыновьям и сердце сыновей к отцам их (Мал. 4, 5–6).

И вот апостолы Христовы, когда настал день 13-й нисана, следуя обычному укладу жизни евреев, подошли к своему Учителю с предложением приготовить пасху: Где хощеши, шедше уготоваем, да яси пасху? (Мк. 14, 12). Обратившись к апостолам Петру и Иоанну, Господь сказал: Шедша, уготовайта нам пасху, да ямы

Загрузка...