Проблемы перестройки управления актуальны как никогда. И у нас, и за рубежом идет поиск путей приспособления производства к новым требованиям. Важно во время увидеть новые тенденции, не опоздать с применением оправдавших новшеств в технике и технологии, не отмахиваться от передового управленческого опыта. Сложно увидеть проблему, чем найти ее решение.
Одна из особых проблем исследования систем управления – переход от традиционного универсализма, когда пытались отдельные приемы управления превратить во всеобщую систему. Ныне идет переход к более гибкому, отвечающему разнообразию реалиям – ситуационному подходу. В то же время бессмысленно искать корень управленческих проблем и в самой фирме. Формы управления должны быть разнообразны и не ординарны: логическое не всегда эффективно, а что эффективно – не всегда логично. Следующая черта современной управленческой философии – это глубокое осознание огромной важности человеческого фактора для всех сторон деятельности фирмы. Это острая проблема. В прикладном управленческом плане она понимается по-новому: не человека надо приспосабливать к хозяйственной системе, а систему – человеку.
Если западные фирмы идут по пути повышения конкурентоспособности продукции на мировых рынках, а освоение достигается техническим прогрессом в наукоемких отраслях, преодолением неповоротливости в мышлении и действии, то японцы ориентируются на умелом применении в управлении культурноисторических особенностей, стимулировании рационализаторских предложений, сильных сторон общественного сознания. Мы этим аспектам деятельности уделяли мало внимания. Действительно, в 70-е годы XIX века Англия была мастерской мира. Но в гонке во имя будущего позднее этой чести удостоились США. Сейчас этот авторитетный титул по праву принадлежит Японии. Японцы обладают талантом промышленного машиностроения, они могут делать все лучше, быстрее и дешевле, чем их конкуренты, они знают, когда нужно овладеть, если обнаруживают что-то стоящее. Порою, они сознательно отказываются заниматься фундаментальными исследованиями, когда столько исследований уже проводится в других местах. Зачем непроизводительно расходовать ресурсы, когда во многих областях удается действовать успешнее в применении новой технологии и извлечении из нее прибыли, чем страны, в которых она изобретена – таково кредо японских менеджеров. Групповое мышление привело Японию туда, где она сейчас находится. Как считают сами японцы, здесь достаточно гениев, чтобы удержать страну впереди. Выход видится в том, чтобы развивать науку управления. Это проблемы выявления объективных устойчивых связей в управленческих отношениях, инновационного развития, повышения роли человеческого и организационно-экономического факторов, полного задействования интеллектуального и экономического потенциала страны, освоение всего нового, что накоплено в мире в сфере управления.
Должны предъявляться высокие требования к менеджерам, которым предстоит управлять внедрением новых форм и методов управления. Они должны уметь пользоваться информацией, поток которой продолжает нарастать. В процессе принятия решений перед менеджерами стоит задача сопоставить преимущества и недостатки каждой альтернативы с целью выработки оптимального решения, позволяющего достичь организационных целей. Главное для менеджера – организация дела. Он обязан быть генератором идей, брать ответственность за их внедрение в практику на себя, менять, двигать вперед организацию, уметь принимать нестандартные решения. На ход и содержание исследования систем управления оказывает непосредственное влияние подготовленность менеджера. Его знания будут оказывать влияние и на выводы, полученные им на основе изучения этих процессов и, несомненно, на принятие решения.
Одно из предназначений учебного пособия по исследованию систем управления состоит в том, чтобы дать простые и емкие определения исходных понятий. Многие из них предлагаются в качестве точных определений и претендуют на универсальную применимость.
Возможности эффективного управления полностью реализуются лишь тогда, когда менеджер сделает правильный выбор варианта реализации ресурсов в совершенствование системы управления. Для этого менеджер должен четко владеть методами исследования, когда и как необходимо принятие новых решений, знать принципы анализа систем управления, методы оценки эффективности систем управления.
Дар предвидения ценится с незапамятных времен. Но, в современных условиях развития и усложнения мира, необходимы научные знания состояния экономичных процессов, проводимых как в экономике, так и в правительственных организациях. Влияние экономических факторов на развитие техники имеет первостепенное значение. Имеются более тонкие взаимодействия между экономическими факторами и научно-техническим развитием.
Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции, либо в услугах. Именно поэтому имеют различные назначение, строение, конкретную систему управления, последнее и является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выработанной научной концепции. Концепция системы управления используется как средство для изучения характеристик объекта управления. Первые концепции получили развитие в той большой стране, которую мы называли Советский Союз, в 1934 г. когда при Президиуме АН была создана Комиссия по координации работы в области автоматического управления. В 1938 г. Комиссию преобразовали в Комитет по телемеханике и автоматике, а в 1939 г. – в Институт автоматики и телемеханики. Этот институт долгие годы был единственным в мире учреждением, занимавшимся фундаментальными исследованиями по теории управления и разработкой технических средств автоматики.
Наука об управлении различного рода техническими объектами и технологическими процессами начала формироваться еще раньше – в 30-е годы ХХ в. Это было вызвано необходимостью создания автоматических регуляторов, позволяющих поддерживать постоянство или изменение по заданной программе. Тогда появились первые авторулевые для кораблей и автопилоты для самолетов. Вначале задачи управления различными объектами рассматривались разрозненно и независимо друг от друга. Затем была понята общность этих задач и предприняты попытки создания единой науки об управлении техническими объектами различной физической природы, где важный раздел заняли проблемы устойчивости и стабилизации автоматических систем, задачи их синтеза. В 40-е годы с развитием радиолокации и импульсной радиосвязи стала разрабатываться теория дискретных систем. Многие эффекты, наблюдаемые при работе сложных автоматических систем, линейная теория не могла объяснить. Так возникла статистическая теория непрерывных и дискретных систем, которая была получена учеными школ физиков- академиков Л.И. Мандельштама и А.А. Андронова и математиков-академиков Н.М. Крылова и Н.Н. Боголюбова. К началу 50-х годов был заложен фундамент общей теории управления. Ее результаты составили содержание учебных курсов, которые читались во многих вузах той нашей страны.
Уже давно была замечена общность процессов управления в технических, биологических, экономических и иных систем. Аналогия между этими разнородными системами обсуждалась на страницах научной литературы. Книга американского математика Норберта Винера «Кибернетика», вышедшая в 1948 г., где он определяет кибернетику как науку об управлении и связи в живых существах и машинах», но уже в другой своей книге «Кибернетика и общество» Н.Винер с позиций этой науки анализирует процессы, происходящие в обществе. Винера называют «отцом» кибернетики.
Развитие общей теории управления не всегда было безоблачным. В 1958 г. возникла дискуссия по философским вопросам кибернетики, в ходе которой отдельными учеными она объявлялась «сплошной мистификацией», «лженаукой». Однако Президиум АН СССР создает Научный совет по кибернетике под председательством академика А.И.Берга, объединивший ученых различного профиля: математиков, физиков, химиков, врачей, биологов, экономистов, философов, который дал сильный толчок исследованиями в самой кибернетике и ее применения в других областях.
Система управления как объект исследования обладает множеством признаков. Как системы могут рассматриваться любые предметы, явления, процессы. Каждая система создается с определенной целью: так система телефонной связи – для обеспечения связи между людьми, энергетическая – для выработки и передачи энергии потребителям, производственная – для выработки определенной продукции. Основными элементами производственных систем на низшем уровне являются рабочая сила и средства производства, включающие предметы труда и средства труда. В ходе производства осуществляются производственные процессы: технологические, транспортные, энергетические, вспомогательные. Элементы производственных систем образуют различные подсистемы производства. Работники группируются в производственные коллективы, образующие социальную подсистему. Совокупность технических средств представляет техническую подсистему. Совокупность технологических процессов составляет технологическую подсистему, имеются также подсистемы основного и вспомогательного производства и др., взаимосвязанных посредством прямых и обратных связей. Сама система является единым и неразрывным целым, т.е. целостной системой для нижестоящих иерархических уровней.
Экономика и отрасли производства имеют отдельные производящие организации. Эти организации получают определенные сведения о том, какую продукцию производить. В связи с этим они выбирают свой образ действия, устанавливают некоторые контакты с другими организациями. В результате формируется режим управления в каждой отдельной организации, возникают коллективы организаций, т. е. подсистемы рассматриваемой системы (организации) и возникает некоторый глобальный режим системы в целом.
Последовательное изучение функционирования систем управления требует разработки и применения целого спектра математических моделей. Наиболее распространенным является мнение, что внедрение методов математической обработки и математического анализа при исследовании систем управления, процессов и явлений связано с двумя обстоятельствами. С одной стороны, ростом технических средств исследования систем управления, а с другой – появлением вычислительной техники, позволившие получать все более достоверные и обширные данные о системе управления, и возможности применимости кибернетики в экономике. Нет оснований сомневаться в том, что развитие компьютеризации и разработка на этой основе более совершенных методик исследования систем управления позволили получить все более достоверные и обширные данные о системах управления. Но надо заметить, что считать именно сейчас (25-30 последних лет) математика стала использоваться в экономике – это не совсем верно. Многие выдающиеся исследования в экономике немедленно становились объектом математизации. Вот несколько значительных примеров: работы создателя «Всеобщая организационная наука (Тектология)» – общенаучной концепции, исторически первого развернутого варианта общей теории структур и систем – А.Богданова (1925 г., ч.3,с..209)); АН СССР, Центральный экономико-математический институт. «Межотраслевые исследования в экономических районах», 1967 г.; Новожилова В.В. «Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании», 1967 г.; Майминаса Е. З. «Процессы планирования в экономике», 1971 г.; Михайлевского Б.Н «Система моделей среднесрочного народнохозяйственного планирования», 1972 г.; Смирнова А.Д «Моделирование и прогнозирование социалистического воспроизводства», 1970 г; Шеремета А.Д. «Развитие теории экономического анализа в условиях хозяйственной реформы», 1971 г.; АН СССР. Сибирское отделение; под редакцией Лукацкой М.Л. и Розина Б.Б. «Экономико-статистические модели в прогнозировании и планировании промышленного производства», 1978 г.; Фаермана Е.Ю. «Проблемы долгосрочного планирования», 1971 г. и др. Вместе с тем на протяжении второй половины ХХ века применение математики в экономике для осмысления систем управления было уделом талантливых одиночек. Сейчас положение коренным образом изменилось: курсы математики, кибернетики читаются студентам факультета экономики и управления не первый год. Использование математических методов не только для обработки исследовательских работ, но и для построения того или иного математического описания систем управления постепенно становится массовым. На современном этапе толчок развитию математических работ в исследовании систем управления дала кибернетика. Это многочисленные ее идеи и новые понятия. Кибернетика внесла метод математического моделирования в исследование систем управления. Более того, если в прошлом любая математическая интерпретация становилась теорией работы системы управления, то теперь мы осознаем, что математические модели таят опасности, когда, отталкиваясь от математики, мы начинаем интерпретировать работу изучаемой системы управления. Теперь надо доказать адекватность используемого математического аппарата объекту исследования и целям, которые таким исследованием преследуются. Кибернетика, разрабатывая свои теоретические основы, выступает по отношению к исследованию систем управления в качестве науки методологической. Именно методы моделирования, развитые в кибернетике, находят приложение во многих конкретных науках, и в частности в исследовании систем управления.
Добиться успешного и творческого усвоения материала посредством прочитанных лекций можно лишь частично. Очень важно знать важнейшие концепции построения и развития исследования систем управления, принципы их технической политики. Определить приоритетные задачи и направления концентрации сил и средств, исходя из реальной ситуации и реальных возможностей. На описание этих и других проблем составитель учебного пособия уделил значительное внимание. Здесь не предлагается какая-либо более или менее законченная концепция исследования систем управления. В решении такой сложной научной проблемы автор опирался на глубокие разработки систем управления отечественных и зарубежных ученых, которые довольно подробно и систематично излагают методологию исследования, включающие в себя широкий спектр научных знаний – от фундаментальных идей и теорий до прикладных и практических приемов. Однако в целях более точной передачи идей в решении такой сложной научной проблемы можно выделить несколько последовательных этапов: постановка проблемы, определение исходных взаимосвязанных понятий и правил действия с ними; формулировка подходов к ее решению; описание процедуры системы управления с применением логических схем и абстрактных моделей; выяснение структуры проблемы – составные вопросы и их взаимосвязи, различные их аспекты; раскрытие методологических подходов к анализу систем управления. При описании системы управления применяется тот же методологический подход, изложенный в трудах первопроходцев теории систем. Но структура системы управления ныне значительно усложнилась, что сопровождается постоянным совершенствованием форм и методов систем управления. Совершенно естественно, что растет число научных работ, которые показывают сдвиги, происшедшие в этой важной области науки. В частности, такие вопросы как методология исследования систем управления, расширение сферы исследования систем управления в компаниях, применение набора различных методов в выборе управленческих решений, методология прогнозирования в исследовании систем управления, применение как стратегического, так и тактического планирования в исследовании систем управления и т.д. Поэтому в изложении столь сложной научной проблемы можно выделить три раздела. Постановка вопросов о необходимости знаний по системам управления, определение понятий и правил действия с ними, формулировка объекта и предмета дисциплины «Исследование систем управления», состав и характеристика элементов систем управления, стадии развития систем управления, функциональная роль исследования в развитии систем управления, основные подходы к исследованию систем управления, особенности измерения параметров систем управления нашли отражение в первом разделе учебного пособия. Во втором разделе внимание сосредоточено на рассмотрении методологии и технологии исследования систем управления. Раздел включает восемь основных элементов. Попытка связанного их рассмотрения основана на некоторых теоретических предпосылках. Ряд элементов обобщен применительно к регулированию экономических процессов. В третьем разделе основное внимание уделяется проблемам организации исследования систем управления. Главы разделов имеют сплошную нумерацию и, в свою очередь, разбиты на параграфы. Ссылки на соответствующие места работы осуществляются указанием главы и ее параграфа: например, 6.3 означает 3й параграф 6-й главы. Нумерация рисунков, таблиц – сплошная, т.е. независима от глав. Нумерация формул – последовательная в рамках глав. Объем каждой главы учебного пособия соизмерим с одной, где-то двумя лекциями. После каждой главы даны вопросы для контроля знаний и темы для рефератов и эссе. Главы сопровождаются встроенными аналитическими блоками, в которых обосновывается ключевая проблема и какие перспективы откроят знания по ним в нынешней непростой ситуации. Но знания на каждой ступени обусловлены уровнем развития науки, техники, производства. И по мере развития познания они углубляются, уточняются, расширяются.