«Демократизация» отношений между государствами на самом деле является внешним продолжением внутренней «демократизации» государств, т. е. проявлением этого в дипломатии. Углубляющийся процесс рационализации международного экономического порядка сопровождается перестройкой и трансформацией моделей мирового политического, экономического и культурного развития. Кризис современного капитализма – это зеркало, отражающее будущее направление мирового развития. В условиях кризиса капитализма усиливаются противоречия между требованиями роста капитала и ухудшением условий жизни трудящихся, между экспансией международного монополистического капитала и развитием национальных экономик, между экономическим ростом и экологической обстановкой, что значительно ускорит процесс дифференциации, реструктуризации и реконструкции мировой экономики. Эпоха «единого господства» в мире и мирового порядка не вернется. Можно предвидеть, что будущий мир преодолеет мировой политический ландшафт, в котором доминирует «один супер», и отойдет от частого вмешательства нескольких западных стран во внутренние дела других стран и в прогресс прав человека, гарантируя права людей на свободу и демократию и разнообразие свободного демократического выражения, а также построит демократическую политическую многополярность и механизм самообороны. Развитие культуры позволит преодолеть единые ценности капитализма, признать различия между национальными и этническими культурами и создать богатый механизм для культурного разнообразия и взаимодействия. В плане экономического развития он преодолеет теоретические оковы неолиберализма и кейнсианства, переосмыслит ограничения либерализации, приватизации и маркетизации в условиях господства международного монополистического капитала, положит в основу усилий простых людей по избавлению от бедности их подлинные экономические права, особенно контроль над собственностью на средства производства, и создаст справедливый механизм экономической глобализации, регионализации и конгломерации. Поэтому рационализация международного экономического порядка является основной тенденцией в развитии мирового ландшафта.
Мировой ландшафт после Второй мировой войны стал свидетелем динамичного процесса изменений наряду с подъемом и падением межгосударственной мощи. Борьба, сдержки и противовесы, компромиссы между многочисленными силами мира создали сложную картину мира.
(i) От «биполярного» к «многополярному»
Термин «полюс» обычно относится к стране или группе стран с сильной национальной властью и мировым влиянием. Концепция вытекает из восприятия и описания «биполярного» противостояния. Во время холодной войны сформировались два лагеря – капитализм и социализм, ядром которых были США и СССР, представлявшие две разные социальные системы. Страны-участницы лагерей следовали моделям развития стран ядра, двигаясь по двум совершенно разным путям развития. С момента начала холодной войны с выступлением «железного занавеса» «биполярный» международный порядок оставался относительно стабильным более 40 лет. Хотя в этот период не было крупных международных войн, имели место региональные трения и локальные «горячие войны», такие как Корейская война (1950), Вьетнамская война (1955) и Кубинский ракетный кризис (1962). Сдерживание и конфронтация доминировали в международном порядке в этот период, причем идеологическое противостояние поднялось на вершину политики. Две сверхдержавы боролись за превосходство, заставляя другие страны принимать чью-либо сторону. А в отношениях внутри их соответствующих лагерей доминировала дипломатия великих держав. Послевоенный план Маршалла США (1974) позволил послевоенной Западной Европе сдерживать мощь Коммунистического интернационала, получая помощь, посылая войска в различные страны и регионы мира, чтобы действовать в качестве его политического протектората. Союз ССР проводил силовую политику внутри лагеря, продвигая «сталинскую модель» и пытаясь силой влиять и даже вмешиваться во внутренние дела стран-участниц. Это привело к напряженности между Союзом ССР и странами лагеря, например, к китайско-советским отношениям в 1960-х годах. США и Союз ССР боролись за господство в мире через раскаленное противостояние, чтобы сдерживать и контролировать страны внутри лагеря. С этой точки зрения удивительно, что интересы этих двух организаций в некотором смысле совпали.
«Биполярная» модель дошла до крайности к концу двадцатого века. Одностороннее развитие советской тяжелой промышленности с целью получения преимущества в гонке вооружений и технологий еще больше исказило структуру национальной экономики. После экономического застоя, неудачных реформ и углубления конфликтов между союзниками Союз ССР не смог вернуться на прежний путь и в конце концов распался. Распад Союза ознаменовал собой распад «биполярной» системы. В этот период японо-американский ученый Фрэнсис Фукуяма сделал «окончательный вывод истории», заключив, что в мировой истории существует только один путь – западная модель. США, одержав окончательную победу в борьбе за гегемонию, были «свободны преобразовывать мир в соответствии со своими собственными идеями».[10] В 1990-х годах, вскоре после вступления в должность, Клинтон выдвинул ряд идей, известных как «Доктрина Клинтона», центральный постулат которой заключался в том, что США станут единственной сверхдержавой после окончания холодной войны и будут активно участвовать в международных делах. Это стало, по сути, ссылкой на стратегию США по глобальной гегемонии. США не жалели усилий для демонстрации своей сильной военной и политической мощи и выступали в роли «мирового полицейского». После холодной войны США развязали войну в Персидском заливе (1990), Афганскую войну (1991), войну в Косово (1998) и войну в Ираке (2003) в попытке установить «однополярную» ситуацию во главе с США и таким образом прочно завладеть мировой гегемонией.
Хотя все президенты США после окончания холодной войны подчеркивали и демонстрировали стремление США к лидерству в мире, и после того, как Б. Обама предложил Трампу «вернуться в Азиатско-Тихоокеанский регион», он все же не забыл риторику «Америка прежде всего» и «Снова великая». «Однополярный» мир, в конце концов, может быть только видением США. Что США не могут остановить или отрицать, так это тот факт, что новые державы начали накапливаться и развиваться во время биполярного противостояния, и что даже в распавшемся Союзе ССР главная страна, Россия, унаследовала его важнейшую промышленную и военную мощь и по-прежнему сохраняет силу, которую нельзя игнорировать.
В контексте соперничества между двумя державами другие страны начали искать собственные пути развития, чтобы реализовать свои интересы и возможности. Страны Западной Европы, пострадавшие от войны, были не в состоянии конкурировать с США по национальной мощи и объему экономики, поэтому Европа начала искать пути сотрудничества и союзов. От первоначального Европейского сообщества угля и стали (1952), Европейского сообщества по атомной энергии (1957) и Европейского сообщества (1965) интеграция европейских стран продолжалась, и, наконец, в 1991 году был официально создан Европейский Союз, который сформировал высоко унифицированное региональное объединение в экономической, военной, политической и культурной областях и стал второй по величине экономикой после США, с превосходной культурной составляющей. Она стала второй по величине экономикой после США, имея превосходное культурное и политическое влияние. В Восточной Азии Япония долгое время была второй по величине экономической державой после послевоенного восстановления экономики и «экономики пузыря». Возникновение «четырех азиатских тигров» было редким чудом развития.
Благодаря выдающимся достижениям Китая в области реформ и открытости он уступил Японии место второй экономической державы. Обладая огромными внутренними ресурсами и рынками, Китай быстро стал локомотивом мирового экономического роста благодаря своему мирному подъему. В то же время она совершила скачок по многим показателям, таким как вооруженные силы, наука и технологии, образование. Как видно, мир после холодной войны развивался не в одиночку, восходящие силы в лице ЕС, Японии, России и Китая постепенно становятся важным полюсом влияния в международных делах и важным противовесом гегемону – США, соответственно. Под влиянием ЕС региональное сотрудничество и интеграция стали для многих стран стратегическим выбором для поддержания национальной и региональной стабильности и безопасности. Большое количество развивающихся стран после достижения национальной независимости и освободительных движений создали союзы для борьбы за самоопределение в региональных делах, такие как АС (1963) и АСЕАН (1967). Такие страны, как Индия и Бразилия, которые по потенциальной мощи считаются развивающимися странами, играют все более важную роль на международной арене.
(ii) Игра нескольких сил
Хотя во время холодной войны мир находился в состоянии ожесточенного противостояния, это противостояние было относительно сдержанным и поэтому никогда не перерастало в мировую войну. В 1980-х годах Дэн Сяопин[11] высказал суждение о теме времени: «мир» сосредоточился на решении проблемы Восток-Запад, то есть проблемы идеологического противостояния; «развитие» сосредоточилось на решении проблемы Север-Юг, то есть проблемы несбалансированного экономического развития. Из этих двух понятий «развитие» является основным. «Мир» и «развитие» являются предпосылками друг для друга, причем «мир» обеспечивает условия для «развития», а «развития» дает импульс «миру».
Тенденция к «многополярности» изменила структуру власти в мире и повлияла на логику дипломатии между государствами. Многосторонняя дипломатия в рамках тенденции «многополярности» – это восстание против «гангстерского» международного порядка, пришедшее на смену односторонней дипломатии доктрины Трумэна и политике изоляции и враждебности. Многополярность» отражает потерю авторитета «центра», что означает отсутствие единой доминирующей силы в мире и единого авторитетного голоса, направляющего развитие стран в рамках альянсов или организаций сотрудничества. Другими словами, существует международный консенсус о том, что страны должны иметь большую автономию и независимость в своих внутренних и внешних делах. Это означает, что страны имеют больше возможностей для реализации своих собственных интересов. Тенденция к «многополярности» предлагает возможность более широких и глубоких международных переговоров и объективности. Переговоры вместо сдерживания стали основным способом решения и реагирования на международные проблемы и международный порядок в условиях тенденции «многополярности». ООН, международные трибуналы, Всемирная организация здравоохранения и другие глобальные организации, руководствуясь принципами консультаций и демократии, предоставляют странам, находящимся на разных уровнях развития, более справедливые возможности для диалога и способствуют установлению демократичного международного порядка, основанного на переговорах, компромиссах, выработке правил и совместном управлении. Однако, поскольку страны существенно различаются по своим интересам, идеологии, культурным традициям, политическим структурам и статусу развития, процесс развития их соответствующих национальных интересов также является процессом международного сотрудничества и противоречий. Разрушения и уроки, извлеченные из двух мировых войн, в сочетании с изменениями в мировом ландшафте власти, заставили страны учиться отказываться от старого военного менталитета, чтобы принять более цивилизованные и благоприятные для развития пути и способы, в то время как конфликты между странами имеют другие способы выплеска и разрядки.
Тенденция к «многополярности» и неравномерное развитие политических образований поставили разные страны на разные позиции в международной торговле. Страны с хроническим дефицитом торгового баланса сталкиваются с невыгодными условиями экспорта, страны, которые долгое время полагались на труд и сырье, находятся на низком уровне добавленной стоимости в международном разделении труда, а страны с нестабильными валютными курсами уязвимы перед угрозой инфляции. Таким образом, на макроуровне правила игры в мировой торговле в основном определяются развитыми странами, а на микроуровне часто возникают торговые трения, вплоть до торговых войн между странами, таких как торговая война против Китая, начатая США в 2019 году. Между тем, территориальные споры стали важным проявлением национальных конфликтов после окончания холодной войны, таких как спор о Кашмире, спор об острове Уайт-Риф, спор об островах Дяоюйдао, спор об острове Хуанъянь и пограничный спор между Китаем и Индией. Некоторые из этих территориальных споров обусловлены историческим наследием, другие – тем, что растущие государства все больше претендуют на свои интересы, и нарастание и ослабление мощи государств может сильно повлиять на оценку и впечатление о них со стороны внешнего мира. Мирный подъем и быстрое развитие Китая всегда сопровождались общественным мнением о «теории китайской угрозы». Наряду с таким общественным мнением, Китай легко представить, как объект амбиций и экспансии, и это стало движущей силой территориальных споров. Кроме того, конфликты на Ближнем Востоке и в Западной Азии остаются неурегулированными по историческим и религиозным причинам. Терроризм остается важной угрозой безопасности этого региона, да и всего мира.
Хотя мир уже переживает рост полицентричности в объективном смысле, существуют значительные различия в отношении стран к многополярности с точки зрения их субъективной воли. США долгое время относились к многополярности равнодушно и скептически, в то время как Китай и Россия были основными движущими силами ее продвижения. Начиная с отчета XIV съезда, в отчетах последовательных партийных съездов делались заявления о ситуации многополярности. В докладе XIX съезда КПК даже прозвучало утверждение, что «многополярность развивается вглубь», прочно утвердив путь Китая к многосторонней дипломатии и мирному развитию. В этом смысле тенденция к «многополярности» – это не естественный итог исторического развития или неизбежный путь, а результат самостоятельного стремления возникающих политических сил. Можно сказать, что процесс многополяризации – это борьба против гегемонии, борьба против гегемонизма, односторонней дипломатии, изоляции и конфронтации, борьба за установление демократического международного порядка, основанного на равенстве и диалоге. По сути, мировая многополярность – это намерение различных международных сил перестроить мировой ландшафт и попытаться сломать международную структуру власти, монополизированную странами-первопроходцами. Движущей силой многополяризации мира является требование этих развивающихся стран к вторичному распределению международного дискурса и ресурсов развития. Это требование позволило проверить и сбалансировать власть между странами и таким образом продвинуться к более демократичному и гармоничному международному порядку.
Экономическая глобализация, как основная тенденция развития мировой экономики сегодня, привела все страны мира в тесный контакт и симбиоз в широком и глубоком смысле. Глобализированная экономика, созданная институтами, разделением труда и экономической организацией, позволила странам играть более подходящую роль в мировой экономике, где общие интересы переплетаются с национальными, а вызовы и риски, с которыми сталкивается человечество, стали сложными и разнообразными.
Экономическая глобализация может быть описана и определена на двух уровнях: во-первых, в общем смысле производительных сил и экономических отношений, т. е. глобализация экономики описывает тенденцию к тому, что факторы производства все быстрее перемещаются между странами и экономическая деятельность становится все более связанной между ними; во-вторых, с точки зрения важной особенности экономических отношений на современном этапе, т. е. глобализация экономики описывает тенденцию к развитию капитализма под господством капиталистических держав, таких как США Америки. Тенденция способа производства к контролю и расширению. Не следует легко отвергать или утверждать экономическую глобализацию во всей ее полноте и формулировать на ее основе стратегии и тактики.
Мы должны понимать не только причины и особенности экономической глобализации, а также ее положительные и отрицательные последствия, но и особенности и роль движения против глобализации. Только таким образом можно глубоко понять фундаментальные противоречия между производительными силами и экономическими отношениями или экономическими системами в условиях экономической глобализации, точно уловить нелинейное и неравномерное развитие мировой экономики в ожесточенной игре и ее конечные тенденции.
Экономика постепенно глобализировалась с тех пор, как капиталистические страны открыли мировые рынки, расширили свою деятельность за рубежом и ввели различные колониальные меры. Напротив, новый виток экономической глобализации, начавшийся в 1990-х годах, характеризовался следующими мотивами и особенностями.
Во-первых, сегодняшняя глобализация экономики совместима с экономикой, основанной на знаниях, особенно на информационных технологиях. В условиях глобализации международных экономических отношений происходит не только масштабный международный обмен товарами, рабочей силой и капиталом, но и широкое использование информационных технологий предоставило людям удобные средства международного обмена и сблизило международные экономические отношения. Без информационных технологий не может быть глобализации. Это утверждение в какой-то мере объясняет подход «малое – прекрасно», возникший в 1970-х годах, когда крупные компании были раздроблены, и возрождение крупномасштабных слияний и поглощений в 1990-х годах, когда информационные технологии позволили снизить информационные затраты и накладные расходы как внутри, так и за пределами транснациональных компаний.
Во-вторых, сегодняшняя глобализация экономики характеризуется множественностью субъектов, составляющих мировую экономику и международный порядок. Помимо государств, все большую роль играют предприятия, особенно современные транснациональные корпорации и транснациональные банки, которые распространяют свою производственную, инвестиционную и торговую деятельность по всему миру и реализуют глобальные бизнес-стратегии. Глобализация транснациональных корпораций сформировала глобальную сеть беспрецедентного размера и плотности в современных международных экономических отношениях, охватывающую большинство экономик мира. Согласно статистике, 40 % текущей мировой продукции производится транснациональными компаниями, 70 %–80 % международной торговли осуществляется транснациональными компаниями.
В-третьих, современная глобализация экономики – это рыночная система и система рыночной экономики, призванная наладить экономические связи между странами. В системе рыночной экономики не только произошло беспрецедентное расширение международной торговли товарами и стократное увеличение потоков капитала, но и стремительное развитие в сферах прямых иностранных инвестиций, торговли рабочей силой, науки и техники, распространения информации, перемещения людей, международного туризма и так далее. Эти области взаимно усиливают и сочетаются друг с другом, образуя полную и развитую рыночную систему, которая является всесторонней, широкой и многоканальной. Эта мировая рыночная система и система рынков связывает экономики всех стран воедино и позволяет осуществлять широкий спектр экономических отношений во всех областях.
В-четвертых, в сегодняшней экономической глобализации доминируют развитые капиталистические страны. Наиболее конкурентоспособные западные державы обладают монополией и гегемонией в международных делах, и они стремятся постепенно распространить свой собственный способ производства на все страны. Как единственная сверхдержава, утверждает Гидденс, США оказали глубокое и значительное влияние на формирование нового мирового порядка. В некотором смысле США пытались распространить свои конституционные положения на весь земной шар.
В-пятых, сегодняшняя глобализация экономики идет рука об руку с экономической регионализацией и экономическими блоками. Согласно статистике Всемирной торговой организации, на сегодняшний день в мире возникло 144 региональных экономических блока, по данным Международного валютного фонда – 68, а по прогнозам Японской организации внешней торговли – 101. Цифры, опубликованные британским журналом The Economist, с другой стороны, показывают, что с 1948 по 1994 год в мире возникло 109 региональных организаций экономического сотрудничества, из которых 2/3 были продуктом 1990-х годов. В настоящее время в вышеупомянутых региональных экономических блоках в различных формах участвуют не менее 146 стран и регионов. С точки зрения группировки, экономические блоки, которые возникли на сегодняшний день, включают G7, G77 и G24. Еще одним свидетельством сосуществования глобализации и регионализации является то, что по мере ускорения темпов процесса глобализации ускоряются и внутренние экономические потоки регионов. Например, в 1993 году на долю трех регионов – Северной Америки, ЕС и Восточной Азии – приходилось 76,8 % от общего объема мировой экспортной торговли. В настоящее время треть внешней торговли стран ЕС осуществляется внутри них, а половина иностранных инвестиций азиатских стран также поступает из других азиатских стран.
(i) Вертикально углубляющаяся глобализованная экономика, объединяющая страны в симбиозе
Экономическая глобализация, как динамичный процесс, никогда не останавливалась. После Второй мировой войны, создания региональных организаций и блоков, развития транснациональных корпораций и постепенного повышения значимости и взаимодействия между странами глобализация экономики приобрела форму конвергенции и ко-прогрессии. Экономическая глобализация началась в XV веке с открытия новых рынков и открытия новых континентов западными капиталистическими странами, которые использовали военные завоевания и колониальные войны как основные средства для открытия новых рынков и открытия новых континентов, и начали соединять все части света, тем самым открывая занавес экономической глобализации. В этот период глобальное распределение ресурсов и движение капитала происходило в рамках колониальной системы, созданной западными капиталистическими странами, при которой несколько капиталистов захватывали сырье для увеличения первоначального накопления в качестве точки сбора урожая, Восток был подчинен Западу, антагонистические отношения между завоеванными и побежденными, сильными и угнетенными породили процесс непрерывного сопротивления отсталых народов в стремлении к демократии и равенству в международном порядке. Результаты экономической глобализации разделены между «двумя концами спектра», при этом экономический драйв увеличивает интересы лишь небольшого числа стран, демократическое явление «богатого клуба» раннекапиталистических стран через войны и привилегированные интересы на переговорах и «трущобы» отсталых стран. Эксплуатация и угнетение «трущоб» отсталых стран. На протяжении почти 400 лет инициатива экономической глобализации принадлежала небольшому числу держав, а международные правила слабых и сильных загоняли отсталые страны и народы в колониальную систему, делая их подъем и развитие через равноправную торговлю далеким идеалом. После Второй мировой войны в полуколониальных и колониальных странах возникли национально-освободительные движения, и колониальная система рухнула, страны мира искали пути развития, активно вливаясь в ряды мировой экономики посредством внешней торговли и услуг, обмена и передачи технологий, движения капитала, постоянно участвуя в международной экономической тенденции в виде расширения организаций, обновления систем и модернизации форм. В этот период глобализация экономики, характеризующаяся региональной экономической интеграцией, стала тенденцией развития мировой экономики. Создание организаций экономической интеграции, таких как Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), привело к перемешиванию развитых и развивающихся стран. Создавая региональные экономические организации, развитые страны обеспечивали расширение своих собственных производственных систем и рынков, укрепляя собственную конкурентоспособность и одновременно обеспечивая себе непобедимость в процессе получения прибыли.
С точки зрения развивающихся стран, с углублением экономической глобализации экономика новых индустриальных стран и развивающихся стран, включая Китай и Индию, постепенно занимает свое место в мировой экономике. В этой ситуации суть региональной экономической интеграции заключается в многополяризации мировой экономики. Чтобы вырваться из-под гегемонистского контроля США, европейские страны четко осознают, что по отдельности они еще очень слабы и могут развиваться только двигаясь к объединению. Главная цель союза стран АСЕАН, основанного на экономическом сотрудничестве, – совместное содействие экономическому росту и социальной стабильности в регионе на основе требований равенства и сотрудничества. Защита национальных экономических интересов и развития, формирование и развитие своих политических интересов стали неотъемлемыми мотивами. Основной причиной, по которой как развитые, так и развивающиеся страны способствуют созданию и присоединению к экономическим организациям и региональной экономической интеграции, является развитие собственной экономики и создание более благоприятных внешних условий для развития своей экономики и повышения всеобъемлющей национальной мощи.
С 1990-х годов глобализация экономики вступила в фазу быстрого развития. Развитие информационных технологий, сотрудничество между странами в процессе торгового обмена, степень зависимости углубилась, во внешних отношениях и экономической политике страны вступают в экономические организации, уступая часть своих экономических прав, ищут больше интересов в форме региональных экономических организаций, транснациональные компании стали основными строителями мирового рынка, глубокое развитие экономической глобализации с точки зрения охвата, содержания торговли и форм сотрудничества представило Дальнейшее развитие экономической глобализации представило ситуацию с точки зрения охвата, содержания торговли и форм сотрудничества, обеспечив лучшую арену для рационализации международного экономического порядка. С точки зрения географического и пространственного охвата увеличилось число стран, участвующих на равных условиях. «Развитие многоуровневой, широкой сети транснациональных отношений»[12], используя статистику Всемирного банка, страны и регионы, несмотря на разные уровни экономического развития, имеют торговые организации и соглашения почти в 150 странах и регионах мира, и только 12 островных государств и княжеств в мире не участвуют ни в одном региональном торговом соглашении (РТС). В среднем каждая из 174 стран и территорий участвует примерно в пяти торговых организациях и соглашениях. Глубина глобализации привела к тому, что значительное число развивающихся стран подписали двусторонние преференциальные торговые соглашения с развитыми странами; более широкий и демократичный подход к содержанию торговли, при котором торговые обмены отходят от традиционной торговли товарами и вводят более демократичные концепции в сфере услуг, инвестиций, разрешения торговых споров, гармонизации конкурентной политики и общей экологической политики; а также большая гибкость и разнообразие форм и механизмов торговли. Большинство региональных экономических объединений приняли открытое отношение к членству, чтобы ускорить расширение. В целом, участвующие члены региональных экономических организаций прошли через процесс увеличения числа членов от малых до крупных. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), например, расширялось четыре раза и на сегодняшний день насчитывает 21 члена и трех наблюдателей. Формы и уровни сотрудничества эволюционировали от низких до высоких. В январе 1995 года четыре страны Южного конуса (Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай) повысили статус своей зоны свободной торговли до таможенного союза в соответствии с положениями «Протокола о городе черного золота», подписанного в 1994 году, и официально приступили к работе. Углубление вертикального развития экономической глобализации и рост экономической мощи привели к усилению демократического голоса наций в международных делах и послужили смазкой для рационализации международного экономического порядка.