Начнем наш разговор с исповеди, так как она предшествует Причащению.
Таинство Покаяния, или Исповеди, – это одно из семи Таинств Православной Церкви. Оно совершается во время исповеди, когда человек перед священником называет свои грехи. Во время исповеди человек, с раскаянием исповедующий свои грехи перед Богом, получает от Него разрешение и прощение исповеданных грехов.
По определению Православного Катехизиса, Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.
Священник читает обычное начало молитв
50-й псалом
Тропари
Иерейские молитвы
Обращение к кающемуся «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…»
Собственно исповедь
По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили[1] на голову кающемуся и читает разрешительную молитву
Кающийся целует Евангелие и крест
«Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…» – это молитва, предваряющая нашу исповедь. То есть молитва сообщает нам, что мы стоим прямо перед Богом. Так же будет, когда мы умрем, и в каком-то смысле Исповедь – это репетиция того, что будет, когда мы после смерти окажемся на суде, Господь нас встретит за гробом. Он все знает про нас, нет смысла что-то скрывать, лгать, претворяться. Но здесь, на исповеди, мы открываем все дурное про себя сами, по собственной воле, в надежде на помощь Божию в нашем исправлении, очищении.
Пока не поздно, пока еще есть шанс измениться, стать хоть немного лучше, очиститься от грязи греховной, чтобы там, после жизни, предстать пред Богом по возможности очищенными и готовыми к этой встрече.
Грех – это грязь, приставшая к нашим душам, а исповедь – это «водные процедуры», – душ, ванна, баня, – омывающие душу от этой грязи духовной. Грех – это отрава для души, а исповедь – лечение, очищение ее от всяких токсичных веществ. Мыться посреди улицы человек не будет, от отравления на ходу не излечится: для этого нужны соответствующие места. В нашем случае таким богоустановленным местом является Святая Церковь.
Если же смотреть на грех как на болезнь, тогда Церковь – больница, а исповедь – лечение болезни. Исповедь здесь можно сравнить с операцией по удалению опухоли (греха), а последующее за ней Причастие Святых Даров – Тела и Крови Христовых – с послеоперационной терапией по заживлению и восстановлению организма (души).
И наконец, исповедь нужна, чтобы попросить прощения у Господа за нанесенные Ему нами оскорбления. Любой грех есть оскорбление Бога – и как ослушание воли Небесного Отца, и как участие в распинании Сына Божия Иисуса Христа.
Господь, конечно же, бесконечно милосерден. Он действительно в Своей безмерной любви терпит то, что не стерпел бы ни один человек на Земле, даже убийство Своего единственного Сына. Но Господу мы сами должны дать возможность проявить это милосердие: извиниться перед Богом, попросить у Него прощения, – потому что нераскаянный грех сам не допускает к себе милосердие Божие.
Итак, чтобы получить прощение своих грехов, нам нужно в них покаяться – исповедаться. Чтобы очиститься от грязи душевной, чтобы излечиться от опухоли греховной, нам нужно прибегнуть к очистительному, исцеляющему Таинству, нужно принять этот дар Божий – Таинство Исповеди. При этом мы должны от всего сердца верить в Бога, понуждать себя к исполнению Его заповедей, сокрушаться о своих грехах, каяться в них – и тогда можно надеяться на милосердие Божие… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию, – говорит нам Иисус Христос (Мф. 9, 13).
Конечно, для исповеди нужна наша решимость – прийти и встать перед Богом, и открыться Ему, и попросить: «Господи, прости и помоги!»
Так установил Сам Христос. Он говорил Своим ученикам: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; но ком оставите, но том останутся (Ин. 20, 22–23). С тех пор апостолы, а от них православные епископы и священники получили чудесную силу «вязать и решить грехи», то есть отпускать, прощать грехи и накладывать церковное наказание.
Кто-то может спросить: «Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, в обстановке именно церковного Таинства? Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения – разве этого недостаточно?» Но если, к примеру, человек провалился в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь грязный, – разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Чтобы смыть грязь, нужен источник чистой воды. Так вот чистая вода для души, чтобы ее отмыть, и есть благодать Божия, источник этой воды – Церковь Христова, а Таинство Исповеди – это процесс омовения.
В Свое время Господь дал власть прощать грехи апостолам, от которых эта власть перешла к епископам и священникам, вплоть до ныне здравствующих. Для того чтобы они узнали те грехи, которые от имени Господа имеют власть прощать, эти грехи должны быть названы, то есть мы должны исповедать их и засвидетельствовать перед священнослужителем свое раскаяние. Вне Церкви, без посредничества священника, к сожалению, даже если человек и жалеет, сокрушается о своих дурных делах, – освобождения от них ему не получить.
Не надо при исповеди стесняться или бояться батюшку. Священник, как сказано в молитве, есть «только свидетель», он должен засвидетельствовать, что человек действительно кается. Исповедь – это Таинство, которое совершает Сам Господь, и Он дает священнику почувствовать, что оно совершилось. Господь так устраивает, что, если человек кается глубоко, открывая даже самые страшные грехи, в душе иерея Божия – радость. Это для священника духовный праздник, потому что кающийся человек преодолевает самого постоянного и трудного своего противника – самого себя. Он одерживает над собой духовную победу, и священник свидетельствует, что да, она действительно совершилась. Это радость, о которой говорит Господь: Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7).
После грехопадения первых людей человеческая природа повреждена грехом. Покаяние необходимо для любого христианина: грехи отдаляют человека от Бога – источника всякого добра, делают его чужим Христу. Грех – это болезнь человеческой души, и скрытые и неисповеданные грехи неизбежно приводят к болезням, душевным и телесным. Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и своей души, не может жить без покаяния. Со слезами каялись и исповедовались в своих грехах даже те, кого мы сегодня почитаем величайшими святыми: чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свою греховность, свое недостоинство перед Ним. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1, 8–9), – пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Таким образом, исповедь – это насущная необходимость для любого христианина.
Грех есть беззаконие, – определяет апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 3, 4), то есть нарушение воли Божией. Нарушить волю Божию – это не начальника на работе ослушаться. Воля Божия это не какой-то указ, принуждающий нас к чему-либо. Воля Божия – это, можно сказать, желание и действие Божие, то, на чем держится мир. Если мы нашими делами, мыслями, чувствами соответствуем воле Божией, мы тем самым приобщаемся благу, добру.
Если же мы волю Божию нарушаем, мы идем против Божьего порядка мироустройства, то есть разрушаем, портим и извращаем самих себя и мир. Если человек идет против мироустройства Божия, то – вменяет он себе в грех это противление Богу или нет – он пожинает определенные последствия: разрушение души, нарушение целости человека и прочее. Любой грех, даже самый мелкий, коль скоро он совершен, извращает, меняет в худшую сторону Божий порядок, влечет за собой последствия. Но любовь Божия превосходит всякое человеческое несовершенство и немощь: Господь дал нам великое и удивительное Таинство Покаяния, и если человек осознает свой грех, кается, исповедует его и получает в Церкви разрешение, прощение, то восстанавливается общение между Богом и человеком, душа исцеляется и получает благодатные силы на борьбу с грехом, и, более того, сам грех изглаживается из бытия. В этом объективное действие Таинства Покаяния: грех уничтожается благодатью Божией.
Каждый человек создан по образу и подобию Божию. По-гречески образ – икона. То есть мы как бы иконы, созданные Самим Господом. Но иконы от неправильного с ними обращения темнеют, покрываются пятнами и пылью. Так и наши грехи: затемняют, пятнают наши образы.
Покаяние – это не только само Таинство. Покаяние – это прежде всего внутреннее действие, внутренняя работа, которая и приводит человека к Таинству, усилие души в борьбе с грехом и в понуждении себя на добро.
Слово «покаяние» происходит от славянского «каять», отсюда «окаянный» – достойный осуждения. Осуждение другого – это грех, а вот осуждение себя – это покаяние. Но в нашем покаянии к беспощадному самоосуждению присоединяется надежда на прощение, потому что каемся мы перед лицом безмерно любящего Господа. Покаяние включает в себя и мольбу о прощении и помощи. Каяться – значит просить прощения.
По-гречески «покаяние» звучит как «метанойя», что в переводе на русский язык означает «изменение сознания». Мы действительно каемся для того, чтобы внутренне измениться. Только надо помнить, что изменить нас может только Господь. Мы хотим измениться и обращаемся к Нему с мольбой о том, чтобы Он дал нам силы перестать жить так, как мы жили прежде, перестать грешить и стать другими, лучше. Но, со своей стороны, мы должны решительно отречься от греховной жизни и возненавидеть грех. Господь в ответ на наше искреннее стремление измениться Своей благодатной силой совершает чудо – чудо избавления души от омрачающего ее греха.
Исповедовать может только православный священник или епископ. Диаконы, алтарники, обычные монахи (не священники) и тем более монахини совершать это Таинство не могут.
Исповедоваться могут только члены Церкви, то есть крещеные православные христиане.
Мы каемся не перед священником, а перед Богом. Священник – наш свидетель перед Господом.
Исповедующему священнику нельзя никому рассказывать о том, что он слышал на исповеди. За нарушение тайны исповеди священнику грозит строгое наказание.
В Православной Церкви не принято исповедовать детей до 7 лет, поскольку до этого возраста человек не совершает сознательных грехов.
Для исповеди обязательно раскаяние и решение в дальнейшем греха не повторять.
На исповеди священник может наложить на кающегося епитимью. Так называется благочестивое послушание – своего рода лекарство для исцеления от нравственных болезней: например, чтение особых молитв, ежедневные земные поклоны и т. д.
В Русской Православной Церкви действует правило: причащаться можно только после исповеди. Как правило, верующие исповедуются либо накануне, либо в тот самый день, когда собираются причащаться.
Исповедоваться в ранее раскаянных грехах не нужно. Они уже прощены Господом.
Если ваш близкий человек, крещенный в Православной Церкви, тяжело болен и может умереть, нужно уговорить его исповедаться и причаститься. В таком случае священника зовут домой или в больницу[2].
Мы уже говорили, что покаяние и Евхаристия неразрывно связаны, поэтому обычно православные готовятся сразу к обоим Таинствам.
Эта подготовка в нашей церковной практике обычно соединяется с недельным (в крайнем случае трехдневным) говением. Говение включает в себя гастрономический пост (не есть животной пищи: мяса, молока, яиц, иногда и рыбы), отказ от развлечений (театры, кино, телевизор и т. д.), воздержание в супружеских отношениях, по возможности хождение в храм, усиленная молитва с чтением Покаянного канона (приведен в конце книги), чтение душеспасительной литературы (Святое Писание, Жития святых, Творения святых отцов).
Говение располагает душу к покаянию. Воспользовавшись таким расположением души, нужно заняться самопроверкой: посмотреть как бы со стороны на свою жизнь: свои поступки, слова и мысли. И начинать разбираться с собой, постараться вспомнить: что я не так сделал? кого я обидел? о ком худо подумал? Сначала, возможно, и раскаяния во всем этом не будет. Не беда. Если мы научимся определять свое дурное, со временем, прося об этом Бога, и покаянное чувство обретем.
Результаты этой самопроверки многие записывают, чтобы ничего не забыть, а во время исповеди или дают читать записи священнику, или читают сами. Вообще полезно каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди. Но помните, что главное для исповеди – не полный перечень грехов, а сердечное сокрушение о них, к чему и нужно стремиться.
Перед исповедью и причастием необходимо постараться примириться со всеми, с кем вы находитесь в ссоре, попросить прощения у тех, кого вы обидели, и простить обидевших вас.
Накануне причастия (чаще всего православные причащаются по воскресеньям и праздникам) нужно посетить вечернее богослужение (перед праздниками это – Всенощное бдение). Во многих храмах во время этого богослужения происходит и исповедь. Нужно отстоять службу, исповедаться, после исповеди попросить у священника благословения причаститься.
В суточном богослужебном круге Православной Церкви есть служба – малое повечерие, которая в приходских храмах обычно не служится, и поэтому существует благочестивый обычай накануне причастия читать дома три канона из этого повечерия: Покаянный канон, каноны Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю (все они приведены в конце книги).
После полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни тем более курить (курение – вообще греховная привычка, которая осуждается Церковью). В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т. д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста составляет не менее 6 часов.
Утро начинается с утренних молитв и Последования ко Святому Причащению (Последование помещено в конце книги). По благочестивому обычаю, верующие стараются подойти к причастию с опрятностью не только душевной, но и телесной. Не принято приступать к Святым Тайнам женщинам во время месячных.
Во время Литургии во многих храмах тоже проходит исповедь. Если вы почему-либо не смогли исповедаться во время службы накануне, можете сделать это перед или во время Литургии. Но лучше все-таки поисповедаться накануне, чтобы на Литургии спокойно молиться.
Исповедаться можно и без того, чтобы впоследствии причащаться, например, если совершенный вами грех особенно вас тяготит. В таком случае на исповедь можно идти и без каких-либо особых приготовлений.
Но общие правила распространяются не на всех. Например, есть больные люди, которым нельзя полноценно поститься, есть люди, которым по утрам необходимо пить лекарство. Все это, конечно же, допустимо: причастие не для того, чтобы навредить человеку, а, наоборот, помочь. Но обязательно нужно просить у священника благословение на всякие послабления.
Особые правила существуют и для причащения детей.
Если вы впервые решились исповедаться и причаститься, главное – не передумать. Нужно постараться внимательно вспомнить свою жизнь начиная приблизительно с 7-летнего возраста, с того времени, когда человек начинает различать плохое и хорошее, – все то, в чем совесть упрекнет, что стыдно и неловко вспоминать.
Можно исповедь записать заранее, можно написать что-то вроде плана, по которому вы будете говорить, чтобы не волноваться, что вы можете что-то забыть. Грехи можно просто называть, а можно описать ситуации, приведшие к греху.
Бывает, что какие-то грехи не вспомнились, а какие-то поступки или мысли, может, и не казались грехом. Не волнуйтесь. Регулярные дальнейшие исповеди и усердная молитва выведут их наружу.
Постарайтесь заранее сходить в храм, в который вы собираетесь пойти на исповедь, и узнать, когда там можно исповедоваться подробно.
А еще лучше заранее договориться со священником, предупредив его, что исповедь будет первой.
Приняв вашу исповедь, священник решит, готовы ли вы причаститься или вам необходимо попоститься, помолиться, походить в храм. Но все это вы сможете разрешить с ним непосредственно в беседе.