Глава 1 ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

1.1. Общие вопросы организации анализа, планирования и контроля органами предварительного следствия на федеральном уровне

В современный период информация играет весьма важную роль в самых различных сферах деятельности – включая частную и правоохранительную. Не случайно в свое время Ротшильды придумали ставшую знаменитой фразу: «Кто владеет информацией, тот владеет миром», а Онассису принадлежит изречение: «Секрет бизнеса заключается в знании того, чего не знают другие».

В настоящее время в системе МВД России информационно-аналитическая работа является одним из приоритетных направлений в оперативно-служебной деятельности служб и подразделений министерства.

Важным элементом информационно-аналитического обеспечения функционирования подразделений органов предварительного следствия в системе МВД России (как на федеральном, так и на региональном, районном уровнях) является организация системы сбора достоверной информации о результатах их деятельности с целью объективной оценки эффективности выполненных за отчетный период мероприятий. Эта информация позволяет выявить наиболее характерные недостатки и просчеты, оценить их работу, выработать и запланировать соответствующие мероприятия по исправлению создавшегося положения.

Повышение результативности деятельности органов предварительного следствия находится в прямой зависимости от уровня информационного обеспечения, которое обусловливает оперативность реагирования на заявления и сообщения о преступлениях и во многом определяет результаты деятельности по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений1.

Информационно-аналитическое обеспечение заключается в том, чтобы из всего массива информации (с учетом общих ее источников и периодичности поступления) использовать только те сведения, которые ответственному должностному лицу, осуществляющему аналитическую деятельность (в частности, в органе предварительного следствия), необходимы и достаточны для выполнения управленческих функций по организации эффективного и качественного расследования преступлений.

Указанная деятельность не сводится к механическому сбору указанным выше лицом информации о состоянии управляемой системы и окружающей среды, но и представляет собой исследование, познание собранной информации. По мнению Дж. Гелена, «информация – это только сырье, которое должно быть трансформировано в интеллект»2.

Информационно-аналитическое обеспечение – это комплекс организационных, технологических и методических мероприятий и приемов по изучению и оценке определенной совокупности информации, характеризующей состояние преступности и ее динамики, результаты деятельности следственных подразделений по выполнению стоящих перед ними задач, а также условий, в которых данные задачи решаются.

Только в своем единстве составляющие данного комплекса обеспечивают целенаправленное влияние на систему и оценку управляющих воздействий субъекта на объект управления3.

Одним из направлений деятельности аналитических подразделений ОПС является обеспечение своевременного и регулярного сбора полной, объективной и достоверной информации о состоянии борьбы с преступностью, результатах следственной работы, в том числе законности на предварительном следствии с целью анализа причин и условий, которые способствовали нарушениям норм уголовно-процессуального законодательства при расследовании преступлений, принятию соответствующих управленческих решений и мер корректирующего характера.

На основе анализа информации из существующих форм отчетности готовятся итоговые документы для доклада руководству Министерства внутренних дел и Следственного комитета при МВД России, основные из которых нами будут приведены ниже.

Система отчетности и статистическое обеспечение деятельности

В качестве основных источников информации, позволяющих объективно оценить криминогенную ситуацию на территории Российской Федерации и результаты работы по раскрытию и расследованию преступлений, а также состояние законности на предварительном следствии, используются утвержденные компетентным органом формы статистической отчетности.

По срокам предоставления отчетность подразделяется на ежемесячную, ежеквартальную, за полугодие и год. На федеральном уровне сбор и обобщение отчетности осуществляется Информационно-аналитическим управлением Следственного комитета при МВД России.

Следует иметь в виду, что приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации в 2009 г. утверждены формы федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляется Главным информационно-аналитическим центром МВД России4.

Несмотря на то что содержащаяся в них информация также относится к деятельности иных правоохранительных органов, полагаем, что она будет весьма полезной для органов дознания и предварительного следствия в системе МВД России. С ее помощью можно будет провести сравнительный анализ и оценить результативность их работы по отдельным аналогичным показателям. Ниже приведены некоторые из форм, которые могут использовать руководители, а также отвечающие за сбор и анализ информации сотрудники органов предварительного следствия.

Ежемесячные:

№ 1-ЕМ (СК ПРОК) «Сведения об основных показателях следственной работы следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации»;

№ 1-ЕМ (МВД) «Сведения об основных показателях следственной работы и дознания органов внутренних дел»;

№ 1-ЕМ (ФСКН) «Сведения об основных показателях следственной работы и дознания органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;

№ 1-ЕМ (ФСБ) «Сведения об основных показателях следственной работы органов федеральной службы безопасности»;

№ 1-ЕМ (МЧС) «Сведения об основных показателях работы органов дознания государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы».

Полугодовые:

№ 1-Е (СК ПРОК) «Сведения о следственной работе следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации»;

№ 1-Е (МВД) «Сведения о следственной работе и дознании органов внутренних дел»;

№ 1-Е (ФСКН) «Сведения о следственной работе и дознании органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;

№ 1-Е (ФСБ) «Сведения о следственной работе органов федеральной службы безопасности»;

№ 1-Е (МЧС) «Сведения о работе органов дознания государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы»;

№ 2-Е (СК ПРОК) «Сведения о рассмотрении органами Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации сообщений о преступлении»;

№ 2-Е (МВД) «Сведения о рассмотрении органами внутренних дел сообщений о преступлении»;

№ 2-Е (ФСКН) «Сведения о рассмотрении органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлении»;

№ 2-Е (ФСБ) «Сведения о рассмотрении органами федеральной службы безопасности сообщений о преступлении»;

№ 2-Е (МЧС) «Сведения о рассмотрении органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы сообщений о преступлении».

Полный перечень форм отчетности приведен в приложении № 1.

Организация работы по анализу, планированию и контролю

Основной этап информационно-аналитической работы – это осмысление материала, выработка соответствующих выводов, а также формирование предложений по практическому их применению. И в конечном итоге – принятие эффективных управленческих решений по выполнению стоящих перед органами предварительного следствия в системе МВД России задач.

Процесс управления всей системой органов предварительного следствия корректно рассматривать как сочетание следующих трех режимов принятия решений.

Стратегический уровень. Он предполагает выявление негативных тенденций в самых различных сферах деятельности органов предварительного следствия (ОПС), анализ и прогноз их дальнейшего развития. На данном уровне генерируются методы решения проблем, разрабатываются концептуальные подходы, оптимизируются формы и методы совершенствования деятельности ОПС.

На оперативном уровне производится мониторинг и анализ текущего состояния (результатов) следственной работы, осуществляется оперативный контроль и корректировка выполнения планов.

Чрезвычайное управление предполагает одновременно прогнозирование и предотвращение экстремальных ситуаций, создание сценариев их возникновения и развития, непрерывный мониторинг характеристик и показателей потенциально опасных факторов и обеспечение решения организационных вопросов деятельности органов предварительного следствия в конкретных экстремальных условиях. По результатам такого анализа, например, может быть составлен план мероприятий ОПС при возникновении чрезвычайных ситуаций (например, совершение террористического акта и др.). Таким образом, качественному планированию деятельности ОПС всегда должна предшествовать аналитическая работа. В этих целях за данной линией работы либо закрепляют конкретного сотрудника, либо создается соответствующее аналитическое подразделение.

В процессе осуществления данной работы, как правило, оцениваются:

– полнота, качество и своевременность выполнения запланированных мероприятий;

– основные результаты, которые достигнуты ОПС за анализируемый (отчетный) период;

– положительные и негативные тенденции в динамике показателей работы ОПС по основным направлениям деятельности;

– вывод и оценка эффективности выполненных мероприятий ответственными исполнителями;

– основные причины допущенных недостатков, низкой результативности работы;

– разработка и внесение руководству ОПС конкретных предложений о выполнении необходимых мероприятий по устранении недостатков и повышению результативности работы;

– предложения о целесообразности распространения положительного опыта соответствующих подразделений ОПС, имеющих стабильно высокие показатели служебной деятельности, и др.

Анализ результатов работы органов предварительного следствия осуществляется по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Итоговым документом такого анализа может быть аналитический обзор, справка, служебная записка на имя руководства МВД России, руководителя Следственного комитета при МВД России либо нижестоящего ОПС. Важно, чтобы сформулированные в аналитическом документе предложения носили конкретный, практический характер, вытекали из достоверно установленных и объясняющих соответствующие тенденции причин.

Что касается Следственного комитета при МВД России, то свою работу он организует в соответствии с разрабатываемыми годовыми планами. В органах предварительного следствия при МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ планы составляются на полугодие, а в нижестоящих следственных подразделениях (на уровне горрайорганов внутренних дел) – на квартал.

В плане работы Следственного комитета при МВД России содержатся, например, мероприятия по следующим направлениям деятельности:

1. Выполнение плановых мероприятий МВД России, а также поручений Президента РФ и Правительства РФ. Общие мероприятия. Совершенствование организации управления деятельностью подчиненных органов предварительного следствия.

2. Нормотворческая деятельность. Аналитическая работа и информационное сопровождение. Обобщение и распространение положительного опыта.

3. Совершенствование деятельности по расследованию отдельных видов преступлений.

4. Организация работы с кадрами. Улучшение воспитательной работы, профессиональной подготовки и социальной защищенности личного состава. Взаимодействие со средствами массовой информации. Информатизация и ресурсное обеспечение деятельности органов предварительного следствия.

Следует отметить, что низкий уровень аналитической работы негативно сказывается и на качестве планирования. В ряде случаев не всегда отслеживается выполнение запланированных мероприятий, в результате чего они переносятся в планы работы на следующий период. Содержащиеся в планах мероприятия порой не основаны на реально складываюшейся в сфере преступности и в следственной работе ситуации. Планы по указанным причинам не всегда носят актуальный характер, а предусмотренные ими мероприятия не оказывают должного влияния на эффективность расследования.

Контроль исполнения. Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения поставленных перед органами предварительного следствия задач. Его можно разделить на текущий и заключительный.

Текущий контроль осуществляется ответственными за выполнение конкретных плановых мероприятий подразделениями и их непосредственными исполнителями. Он также предполагает при необходимости обсуждение возникающих проблем с выполнением отдельных плановых мероприятий. При этом необходима обратная связь между подразделениями-исполнителями и верхним управленческим эшелоном – ГСУ (СУ) при МВД, ГУВД, УВД, а также Следственным комитетом при МВД России.

Заключительный контроль осуществляется после того, как предусмотренные планами работы мероприятия выполнены. Он дает информацию руководителю ОПС для более оптимального планирования и выполнения в дальнейшем аналогичных задач.

Контроль должен иметь стратегический характер, поддерживать эффективную деятельность ОПС и отражать общие ее приоритеты. Конечная цель контроля – это не только возможность выявить проблему, но и успешно решить задачи, поставленные перед ОПС. Контроль должен быть своевременным и гибким. Простота и эффективность контроля, его экономичность являются весьма актуальными. Наличие информационно-аналитического подразделения в ОПС способствует повышению уровня контроля и планирования.

Одним из важных инструментов в осуществлении контроля за выполнением наиболее значимых мероприятий, в том числе стоящих на контроле у руководства МВД России, является постоянно действующее оперативное совещание при заместителе министра – начальнике Следственного комитета при МВД России, на котором, наряду с иными актуальными вопросами, заслушиваются руководители как Следственного комитета, так и территориальных органов предварительного следствия о ходе выполнения наиболее значимых плановых мероприятий, поручений, а также о причинах низкой эффективности следственной работы.

1.2. Организационно-управленческая деятельность органов предварительного следствия по расследованию преступлений на региональном уровне

Загрузка...