В современный период информация играет весьма важную роль в самых различных сферах деятельности – включая частную и правоохранительную. Не случайно в свое время Ротшильды придумали ставшую знаменитой фразу: «Кто владеет информацией, тот владеет миром», а Онассису принадлежит изречение: «Секрет бизнеса заключается в знании того, чего не знают другие».
В настоящее время в системе МВД России информационно-аналитическая работа является одним из приоритетных направлений в оперативно-служебной деятельности служб и подразделений министерства.
Важным элементом информационно-аналитического обеспечения функционирования подразделений органов предварительного следствия в системе МВД России (как на федеральном, так и на региональном, районном уровнях) является организация системы сбора достоверной информации о результатах их деятельности с целью объективной оценки эффективности выполненных за отчетный период мероприятий. Эта информация позволяет выявить наиболее характерные недостатки и просчеты, оценить их работу, выработать и запланировать соответствующие мероприятия по исправлению создавшегося положения.
Повышение результативности деятельности органов предварительного следствия находится в прямой зависимости от уровня информационного обеспечения, которое обусловливает оперативность реагирования на заявления и сообщения о преступлениях и во многом определяет результаты деятельности по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений1.
Информационно-аналитическое обеспечение заключается в том, чтобы из всего массива информации (с учетом общих ее источников и периодичности поступления) использовать только те сведения, которые ответственному должностному лицу, осуществляющему аналитическую деятельность (в частности, в органе предварительного следствия), необходимы и достаточны для выполнения управленческих функций по организации эффективного и качественного расследования преступлений.
Указанная деятельность не сводится к механическому сбору указанным выше лицом информации о состоянии управляемой системы и окружающей среды, но и представляет собой исследование, познание собранной информации. По мнению Дж. Гелена, «информация – это только сырье, которое должно быть трансформировано в интеллект»2.
Информационно-аналитическое обеспечение – это комплекс организационных, технологических и методических мероприятий и приемов по изучению и оценке определенной совокупности информации, характеризующей состояние преступности и ее динамики, результаты деятельности следственных подразделений по выполнению стоящих перед ними задач, а также условий, в которых данные задачи решаются.
Только в своем единстве составляющие данного комплекса обеспечивают целенаправленное влияние на систему и оценку управляющих воздействий субъекта на объект управления3.
Одним из направлений деятельности аналитических подразделений ОПС является обеспечение своевременного и регулярного сбора полной, объективной и достоверной информации о состоянии борьбы с преступностью, результатах следственной работы, в том числе законности на предварительном следствии с целью анализа причин и условий, которые способствовали нарушениям норм уголовно-процессуального законодательства при расследовании преступлений, принятию соответствующих управленческих решений и мер корректирующего характера.
На основе анализа информации из существующих форм отчетности готовятся итоговые документы для доклада руководству Министерства внутренних дел и Следственного комитета при МВД России, основные из которых нами будут приведены ниже.
Система отчетности и статистическое обеспечение деятельности
В качестве основных источников информации, позволяющих объективно оценить криминогенную ситуацию на территории Российской Федерации и результаты работы по раскрытию и расследованию преступлений, а также состояние законности на предварительном следствии, используются утвержденные компетентным органом формы статистической отчетности.
По срокам предоставления отчетность подразделяется на ежемесячную, ежеквартальную, за полугодие и год. На федеральном уровне сбор и обобщение отчетности осуществляется Информационно-аналитическим управлением Следственного комитета при МВД России.
Следует иметь в виду, что приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации в 2009 г. утверждены формы федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляется Главным информационно-аналитическим центром МВД России4.
Несмотря на то что содержащаяся в них информация также относится к деятельности иных правоохранительных органов, полагаем, что она будет весьма полезной для органов дознания и предварительного следствия в системе МВД России. С ее помощью можно будет провести сравнительный анализ и оценить результативность их работы по отдельным аналогичным показателям. Ниже приведены некоторые из форм, которые могут использовать руководители, а также отвечающие за сбор и анализ информации сотрудники органов предварительного следствия.
Ежемесячные:
№ 1-ЕМ (СК ПРОК) «Сведения об основных показателях следственной работы следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации»;
№ 1-ЕМ (МВД) «Сведения об основных показателях следственной работы и дознания органов внутренних дел»;
№ 1-ЕМ (ФСКН) «Сведения об основных показателях следственной работы и дознания органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;
№ 1-ЕМ (ФСБ) «Сведения об основных показателях следственной работы органов федеральной службы безопасности»;
№ 1-ЕМ (МЧС) «Сведения об основных показателях работы органов дознания государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы».
Полугодовые:
№ 1-Е (СК ПРОК) «Сведения о следственной работе следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации»;
№ 1-Е (МВД) «Сведения о следственной работе и дознании органов внутренних дел»;
№ 1-Е (ФСКН) «Сведения о следственной работе и дознании органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;
№ 1-Е (ФСБ) «Сведения о следственной работе органов федеральной службы безопасности»;
№ 1-Е (МЧС) «Сведения о работе органов дознания государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы»;
№ 2-Е (СК ПРОК) «Сведения о рассмотрении органами Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации сообщений о преступлении»;
№ 2-Е (МВД) «Сведения о рассмотрении органами внутренних дел сообщений о преступлении»;
№ 2-Е (ФСКН) «Сведения о рассмотрении органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлении»;
№ 2-Е (ФСБ) «Сведения о рассмотрении органами федеральной службы безопасности сообщений о преступлении»;
№ 2-Е (МЧС) «Сведения о рассмотрении органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы сообщений о преступлении».
Полный перечень форм отчетности приведен в приложении № 1.
Организация работы по анализу, планированию и контролю
Основной этап информационно-аналитической работы – это осмысление материала, выработка соответствующих выводов, а также формирование предложений по практическому их применению. И в конечном итоге – принятие эффективных управленческих решений по выполнению стоящих перед органами предварительного следствия в системе МВД России задач.
Процесс управления всей системой органов предварительного следствия корректно рассматривать как сочетание следующих трех режимов принятия решений.
Стратегический уровень. Он предполагает выявление негативных тенденций в самых различных сферах деятельности органов предварительного следствия (ОПС), анализ и прогноз их дальнейшего развития. На данном уровне генерируются методы решения проблем, разрабатываются концептуальные подходы, оптимизируются формы и методы совершенствования деятельности ОПС.
На оперативном уровне производится мониторинг и анализ текущего состояния (результатов) следственной работы, осуществляется оперативный контроль и корректировка выполнения планов.
Чрезвычайное управление предполагает одновременно прогнозирование и предотвращение экстремальных ситуаций, создание сценариев их возникновения и развития, непрерывный мониторинг характеристик и показателей потенциально опасных факторов и обеспечение решения организационных вопросов деятельности органов предварительного следствия в конкретных экстремальных условиях. По результатам такого анализа, например, может быть составлен план мероприятий ОПС при возникновении чрезвычайных ситуаций (например, совершение террористического акта и др.). Таким образом, качественному планированию деятельности ОПС всегда должна предшествовать аналитическая работа. В этих целях за данной линией работы либо закрепляют конкретного сотрудника, либо создается соответствующее аналитическое подразделение.
В процессе осуществления данной работы, как правило, оцениваются:
– полнота, качество и своевременность выполнения запланированных мероприятий;
– основные результаты, которые достигнуты ОПС за анализируемый (отчетный) период;
– положительные и негативные тенденции в динамике показателей работы ОПС по основным направлениям деятельности;
– вывод и оценка эффективности выполненных мероприятий ответственными исполнителями;
– основные причины допущенных недостатков, низкой результативности работы;
– разработка и внесение руководству ОПС конкретных предложений о выполнении необходимых мероприятий по устранении недостатков и повышению результативности работы;
– предложения о целесообразности распространения положительного опыта соответствующих подразделений ОПС, имеющих стабильно высокие показатели служебной деятельности, и др.
Анализ результатов работы органов предварительного следствия осуществляется по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Итоговым документом такого анализа может быть аналитический обзор, справка, служебная записка на имя руководства МВД России, руководителя Следственного комитета при МВД России либо нижестоящего ОПС. Важно, чтобы сформулированные в аналитическом документе предложения носили конкретный, практический характер, вытекали из достоверно установленных и объясняющих соответствующие тенденции причин.
Что касается Следственного комитета при МВД России, то свою работу он организует в соответствии с разрабатываемыми годовыми планами. В органах предварительного следствия при МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ планы составляются на полугодие, а в нижестоящих следственных подразделениях (на уровне горрайорганов внутренних дел) – на квартал.
В плане работы Следственного комитета при МВД России содержатся, например, мероприятия по следующим направлениям деятельности:
1. Выполнение плановых мероприятий МВД России, а также поручений Президента РФ и Правительства РФ. Общие мероприятия. Совершенствование организации управления деятельностью подчиненных органов предварительного следствия.
2. Нормотворческая деятельность. Аналитическая работа и информационное сопровождение. Обобщение и распространение положительного опыта.
3. Совершенствование деятельности по расследованию отдельных видов преступлений.
4. Организация работы с кадрами. Улучшение воспитательной работы, профессиональной подготовки и социальной защищенности личного состава. Взаимодействие со средствами массовой информации. Информатизация и ресурсное обеспечение деятельности органов предварительного следствия.
Следует отметить, что низкий уровень аналитической работы негативно сказывается и на качестве планирования. В ряде случаев не всегда отслеживается выполнение запланированных мероприятий, в результате чего они переносятся в планы работы на следующий период. Содержащиеся в планах мероприятия порой не основаны на реально складываюшейся в сфере преступности и в следственной работе ситуации. Планы по указанным причинам не всегда носят актуальный характер, а предусмотренные ими мероприятия не оказывают должного влияния на эффективность расследования.
Контроль исполнения. Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения поставленных перед органами предварительного следствия задач. Его можно разделить на текущий и заключительный.
Текущий контроль осуществляется ответственными за выполнение конкретных плановых мероприятий подразделениями и их непосредственными исполнителями. Он также предполагает при необходимости обсуждение возникающих проблем с выполнением отдельных плановых мероприятий. При этом необходима обратная связь между подразделениями-исполнителями и верхним управленческим эшелоном – ГСУ (СУ) при МВД, ГУВД, УВД, а также Следственным комитетом при МВД России.
Заключительный контроль осуществляется после того, как предусмотренные планами работы мероприятия выполнены. Он дает информацию руководителю ОПС для более оптимального планирования и выполнения в дальнейшем аналогичных задач.
Контроль должен иметь стратегический характер, поддерживать эффективную деятельность ОПС и отражать общие ее приоритеты. Конечная цель контроля – это не только возможность выявить проблему, но и успешно решить задачи, поставленные перед ОПС. Контроль должен быть своевременным и гибким. Простота и эффективность контроля, его экономичность являются весьма актуальными. Наличие информационно-аналитического подразделения в ОПС способствует повышению уровня контроля и планирования.
Одним из важных инструментов в осуществлении контроля за выполнением наиболее значимых мероприятий, в том числе стоящих на контроле у руководства МВД России, является постоянно действующее оперативное совещание при заместителе министра – начальнике Следственного комитета при МВД России, на котором, наряду с иными актуальными вопросами, заслушиваются руководители как Следственного комитета, так и территориальных органов предварительного следствия о ходе выполнения наиболее значимых плановых мероприятий, поручений, а также о причинах низкой эффективности следственной работы.