Еще в 1638 г. Я. А. Коменский в «Великой дидактике» указывал на необходимость наличия в школе небольшого сада, «куда следует иногда пускать учащихся и предоставлять им возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав». «Важнейшим воспитательным средством» считал садовые работы Ж. Ж. Руссо (1761 г.).
В России один из первых школьных садов появился в 18 в. в Петербурге при Шляхетском корпусе. В этом саду были представлены коллекции лекарственных и культурных растений. В Царскосельском лицее во времена А. С. Пушкина уже существовал ботанический сад, созданный по системе Линнея, в нем каждый воспитанник имел свой собственный небольшой отдельный садик.
С начала 60-х гг. 19 в. крупные педагоги стали усиленно пропагандировать устройство школьных садов в учебных целях. Н. Варнек в статье, опубликованной в «Журнале Министерства просвещения», писал о необходимости создания при каждой гимназии небольшого сада. Н. И. Раевский не только рекомендовал в своем учебнике ботаники устройство школьных садов, но и сам занимался организацией ботанического сада при Псковском реальном училище. В то же время А. Я. Герд создает учебный сад при колонии малолетних преступников на Охте, а Н. П. Животовский – при Белевском реальном училище и при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге. В этом саду проводились экскурсии школьников Петербурга. Судя по планам и описаниям – это были миниатюрные ботанические сады, где по семействам высаживались и высеивались почти исключительно дикорастущие растения. При этом учитывались их эстетические качества, а также экологические требования к местам произрастания. В конце 19 в. имели место попытки через сельскую начальную школу поднять культуру сельского хозяйства, используя для этой цели школьные сады.
В 30-е гг. 20 в. на основе обобщения опыта учителей начинает складываться система организации школьного агроботанического участка. Об этом свидетельствует вышедшая в свет в 1935 г. работа Н. М. Верзилина «Агроботанический участок средней школы».
Пришкольный участок – это лаборатория под открытым небом, где учащиеся приобретают навыки экспериментальной работы с животными и растениями в природной обстановке, считал П. И. Боровицкий Он указывал, что тематику работ на участке надо обязательно связывать с решением практических задач.
В послевоенный период интерес к пришкольному участку не угасает. В работу активно включаются преподаватели труда. Вопросам урожайности культур на пришкольных участках уделялось большое внимание, указывается, что урожай сельскохозяйственных культур на них не должен быть ниже, чем в окружающих колхозах и совхозах. На участке предполагались плодово-ягодный сад, питомник плодово-ягодных, лесных и декоративных пород деревьев и кустарников, овощные и полевые культуры, цветочно-декоративные растения, коллекционный участок, участок для работы учащихся 1–4 классов, защищенный грунт (парники, рассадники, теплицы), зоологический отдел (вольеры с животными, улья с пчелами), метеоплощадка, площадка для учебных занятий, сарай для инвентаря.
В 50-х гг. школьному участку в связи с усилением практической ценности биологических курсов уделялось довольно пристальное внимание. Выходят методические руководства и разработки по практическим занятиям на учебно-опытном участке («Пришкольный участок в начальной В. Ф. Шалаева (1949 г.), «Учебноопытный агробиологический участок» С. И. Радченко и Н. А. Рыкова (1952 г.), «Учебно-опытный участок средней школы» (1954 г.). С 1954 г. практические занятия на учебно-опытном участке постепенно вводятся в 5–7 классах.
Закон о школе в 1958 г. расширил задачи трудового воспитания и подготовки учащихся к практической деятельности в сельском хозяйстве. Все это создавало перспективы для большего развития учебно-опытных участков, делало их базой преподавания биологии. Однако постепенно на первый план выдвигается опытническая работа школьников. Школьный учебно-опытный участок стал учебной лабораторией, где учащиеся получали новые знания по биологии, сельскому хозяйству, проверяли, закрепляли умения, полученные ими на уроках биологии и других предметов.
В 60-е гг. пришкольный участок становиться полигоном, где отрабатываются вопросы по сближению школы с окружающей жизнью. Его организация все больше приобретает производственный уклон. Начинают в огромном количестве тиражироваться изыскания местных учителей биологии, заведующих пришкольными участками, по вопросам выращивания овощных, полевых культур, по закладке плодово-ягодного питомника, по возделыванию редких и ценных лекарственных растений. Проводятся конкурсы на лучшие пришкольные участки, собираются совещания школьных активов по этим вопросам. Постановка опытов тесно связана с производственной тематикой.
В 70-е гг. значительное место занимает внеклассная и внешкольная работа по сельскохозяйственному опытничеству, организуемая станциями юных натуралистов, сеть их по стране постепенно расширяется. В это время актуальными становятся вопросы экологического образования учащихся.
В 80-е гг. в связи с реформой школы развитию учебно-опытных участков вновь было уделено внимание. Ведущие педагоги обращают внимание на вопросы методики работы с учащимися на школьном участке. В конце 80-х пересматриваются взгляды на пришкольный участок. Теперь его назначение состоит в том, чтобы быть площадкой для внеклассной и внеурочной работы со школьниками, источником для выращивания и заготовок натурального наглядного материала. В структуре участка по-прежнему рекомендуется включать полевой, овощной, плодово-ягодный декоративный, зоологический, биологический отделы, учебное помещение, летнюю лабораторию, теплицу, парники, метеоплощадку, сарай, помещение для удобрений и другое. Отделы могут быть изменены в зависимости от местонахождения школы.
В 1986 г. было принято Положение об учебно-опытном участке школы, где отражалось назначение участка. Его структура, содержание и организация работы учащихся. Большое внимание в этот период было уделено проведению сельскохозяйственного труда на участках в сельских школах.
В начале 90-х гг. ввиду изменения статуса государства и возникших экономических и социальных проблем, значимость пришкольного участка в биологическом образовании стала снижаться. Во многих городских школах сохранился только дендрологических отдел, на котором в весенне-осенний период организовывался общественно-полезный труд учашцхся.
Однако к концу 90-х гг. вновь возник интерес к оформлению и использованию пришкольного участка, при этом существенно меняются подходы к его использованию в учебном процессе. На первый план выходит значимость экологического, эстетического образования и воспитания учащихся. Н. А. Пугал проанализировала современное состояние пришкольных участков, сделала вывод, что их структура по объективным причинам претерпела значительное изменения.
Задачей планировки пришкольного участка является наиболее рациональное распределение территории между всеми структурными элементами, к которым относятся: спортивная площадка, игровая площадка для учащихся групп продленного дня, уголок отдыха, метеорологическая площадка, биологическая часть.
Анализ современного состояния пришкольных участков позволяет сделать вывод, что их структура претерпела значительные изменения. На небольших земельных территориях городских школ нет возможности разместить учебно-опытные площадки, теплицы и парники. К тому же уход за растениями в теплицах и парниках очень трудоемок. В каникулярное время работы на пришкольном участке организовать сложно. Выращивание на пришкольном участке овощных, плодово-ягодных культур в условиях города неприемлемо, так как растения не могут быть экологически чистыми. В сельских же условиях выращивание этих культур также не имеет смысла, так как школьники могут проводить опыты наблюдения на приусадебных участках у себя дома, поэтому предпочтение следует отдать дикорастущим растениям и цветочно-декоративным культурам. Цветочно-декоративные культуры могут быть объектами для проведения простейших опытов по влиянию удобрений, подкормки, величины светового дня, влажности, температурного режима. Можно провести сравнение естественных и искусственных сообществ, возможны работы по экологическому мониторингу, например, выявление коэффициента общности между естественным и искусственным сообществами.
Наблюдения на пришкольном участке могут проводиться не только за растениями, но и за насекомыми, птицами, дождевыми червями и другими представителями животного мира. Поэтому наиболее целесообразными отделами биологической части пришкольного участка будут следующие:
– коллекция растений, приспособленных к различным экологическим условиям;
– коллекция растений с различными морфологическими особенностями;
– «живой гербарий» – натуральные объекты, используемые при изучении базового курса биологии;
– коллекция лекарственных растений;
– коллекция дикорастущих растений;
– дендрарий;
– питомник древесных пород и кустарников;
– парковый цветочно-декоративный отдел.
На предварительном этапе освоения участка необходимо тщательное ознакомление с рельефом территории, свойствами почвы, имеющимися насаждениями. Затем составляется подробный чертеж, являющийся основой подробного плана. План участка создают с учетом природно-климатических условий, величины и конфигурации участка, «специализации» данного участка (парк, сад и т. д.), величины и расположения школьного здания; учитывают ориентировку участка по отношению к солнечному освещению, к окружающим жилым зданиям, водоемам, к прилегающим зеленым насаждениям. План участка доводится до сведения педагогического совета и администрации школы. Далее приступают к разбивке отделов участка, площадок и дорожек.