На самом деле, первые лошади, возможно, были привезены в Исландию уже в раннем средневековье, то есть в VIII или, самое позднее, в середине IX века. Этими первыми поселенцами были викинги – точнее, норвежские крестьяне, бежавшие от короля Харальда Шенхаара. Лидером этой группы поселенцев был Ингольфур Арнасон. В своих лодках-драконах они перевозили самые важные вещи. Помимо домашней утвари и скота, сюда также входили их лошади. Вероятно, это были германские пони того времени. Чтобы обеспечить себя в пути и компенсировать потери в дальнейшем, викинги совершали набеги на север Шотландии, Англию и Ирландию. Здесь они не только грабили людей, которых делали рабами, но и некоторых кельтских пони, которых они взяли с собой в Исландию. Здесь скрестились два вида пони, и оказалось, что лошади процветают только в северной части острова из-за высокой влажности.
Утверждается, что еще в 930 году альтинг Исландии (исландский парламент, который считается вторым по возрасту в мире после парламента Фарерских островов) запретил ввозить на остров других лошадей. Эта заповедь установила изоляцию острова на последующие столетия. Таким образом, исландских лошадей можно считать одной из старейших чистокровных пород. В то время как другие породы скрещивались между собой для улучшения лошадей и приспособления их к новым требованиям и нуждам (что и сегодня распространено в разведении теплокровных), в Исландии конные книги были закрыты более 1000 лет назад. Усовершенствование, например, было возможно только путем разведения исландских лошадей, которые демонстрировали соответствующие желаемые характеристики.
Значение, которое исландская лошадь имела для жителей негостеприимного острова высоко на севере в последующие века, трудно переоценить. Только с помощью лошадей жители могли добраться по острову до широко разбросанных поселений. Им приходилось не только преодолевать большие расстояния, но и пересекать непроходимые плато и ледники, а также глубокие реки и даже лавовые поля. Маленькая, удобная лошадь использовалась для загона овец, применялась в сельском хозяйстве и помогала при перевозке вещей и товаров. По воскресеньям верные лошади везли своих хозяев в церковь, доставляли больных к врачу или умерших к месту их последнего упокоения. Кроме того, это животное использовалось в качестве домашнего скота для производства мяса, даже его волосы и мех использовались островитянами. Ничто не было возможно без исландских лошадей.
Уже на ранней стадии проводился целенаправленный отбор. В то время как владелец фермы всегда выбирал для себя верховую и рабочую лошадь особого качества, с которой он мог бы одновременно «покрасоваться», его жена тоже часто получала специально подобранную лошадь. Здесь, однако, большое значение придавалось приятной, плавной походке и хорошему, надежному характеру.
Кроме того, исландские лошади были важной частью фестивалей и праздников на острове. Снова и снова люди собирались на конные выставки и конные рынки, проводились скачки и даже бои жеребцов. Кстати, именно эти два события часто использовались для разрешения споров на Исландии, в то время как на материке люди обычно дрались на дуэлях. Однако нередко зрители так увлекались, что в итоге дрались между собой. В 1592 году духовенство решило запретить иногда очень кровожадное зрелище – бои жеребцов. Тем не менее, прошло более 20 лет, прежде чем его удалось остановить. Однако в 1623 году был проведен самый последний (официальный …) бой жеребцов.
На протяжении веков негостеприимный остров неоднократно подвергался эпидемиям и стихийным бедствиям. Есть также сообщения о голоде. В 1783 году извержение вулкана и его последствия в южной части Исландии резко сократили популяцию лошадей – из 32 000 лошадей выжило только около 8 500.
С приходом индустриализации исландские лошади приобрели новую роль: их запрягали в телеги и использовали для доставки льда на рыболовецкие траулеры. Или они использовались для разгрузки кораблей. Тысячи из них были отправлены, например, в Англию, где они должны были тянуть тяжелые грузовики в угольных шахтах. Здесь они выходили наружу – часто ослепленными – только после смерти. Многие из лошадей были также экспортированы в Гренландию, первоначально в качестве средства передвижения в 1920-х годах. По мере увеличения экспедиций на крайний север исландские лошади служили исследователям в основном в качестве корма.
Появление автомобиля вновь ознаменовало глубокий перелом. При первых сухопутных путешествиях лошадей всегда брали с собой для безопасности, чтобы при необходимости можно было освободить повозки из рек или грязевых ям. Верный конный спутник теперь был лишь средством достижения цели.
Только когда автомобиль перестал быть специализацией, произошло переосмысление. Теперь исландские лошади снова стали символом статуса на острове, и на них ездили практически все. Быстро были созданы первые клубы, стандартизировано разведение и введена система лицензирования жеребцов. В этом контексте владельцы лошадей также придают все большее значение надлежащему обращению с животными и профессиональному обучению, особенно в отношении верховой езды.
Ландсмут, ныне всемирно известная встреча наездников и заводчиков, впервые была проведена в 1950 году. Местом проведения этого мероприятия было выбрано историческое место исландского Тинга в Тингвеллире. С тех пор встреча проводится каждые четыре года, поочередно на юге и севере Исландии. В то же время он знаменует собой начало нового развития, которое имеет решающее значение для дальнейшего существования лошади с острова огня и льда. Если раньше исландская лошадь служила в основном средством передвижения, то теперь она была открыта как верховая лошадь, что поставило перед ней новую цель разведения. Это стало решающим прорывом, и в 1950-х и 1960-х годах начался настоящий экспортный бум, одним из главных покупателей которого была, в частности, Германия. Развитие, которое не изменилось до сегодняшнего дня. Германия по-прежнему является не только самой важной страной экспорта, но и крупнейшим регионом разведения этой породы за пределами Исландии.
В то время писательница и наездница Урсула Брунс сыграла центральную роль в развитии интереса к крепким и немного лохматым лошадям. Сначала основное внимание уделялось особым походкам исландцев, но впоследствии возникла идея, что здесь была найдена идеальная, простая в обращении лошадь для отдыха, с которой вся семья могла бы спокойно наслаждаться природой. Все это получило большое развитие благодаря книге «Дик и Далли и пони» (Dick und Dalli und die Ponies), опубликованной в 1952 году, которая была экранизирована в 1955 году под названием «Die Mädel vom Immenhof» (Девочки из Имменхофа). Сюжет разворачивается на конном заводе – с исландскими лошадьми. В 1958 году Брунс впервые опубликовала журнал «Pony Post», в котором давала советы о том, как лучше и как можно содержать пони в одиночку. Уже тогда она была большой сторонницей открытых конюшен. Аналогичным образом, «Pony Post», который позже стал журналом «Freizeit im Sattel», содержал советы и предложения по развлекательной езде. Это, в свою очередь, стало отправной точкой для развития так называемой легкой верховой езды по методу Брунса/Бера и появления центра верховой езды в Рекене, где преподавался метод ББ.
До этого времени содержание лошадей и верховая езда считались элитарным и дорогим занятием. Уроки верховой езды давались только в нескольких школах, где лошади, которых обычно чистил и седлал конюх, ждали только нарядно одетого всадника. Кроме того, в послевоенный период лошадь была в значительной степени вытеснена из общественного имиджа автомобилем. В результате даже раздавались голоса, опасавшиеся вымирания лошади. Только с появлением верховой езды эта тенденция сошла на нет.
Как и в Федеративной Республике Германия, соседние страны – Австрия и Швейцария – в 1950-х годах стали проявлять все больший интерес к исландским лошадям. В конце 1950-х годов первые исландские лошади были импортированы в Австрию, а в начале 1960-х годов первые исландские лошади наконец-то появились в Швейцарии.
«Пони-пост» Урсулы Брунс также дал начало Немецкому пони-клубу, который организовал свою первую «встречу пони» в Уитсуне в 1960 году. Местом проведения этого мероприятия был Шлихтерн. В 1968 году Исландская ассоциация коневодов и владельцев лошадей (IPZV) окончательно «унаследовала» немецкий Пони-клуб. IPZV стремилась разработать такую форму конкурной езды, которая подходила бы для исландских верховых лошадей. В результате в 1970 году чемпионат по тёльту впервые был проведен на овальной трассе. В то же время IPZV сотрудничает с FN (Немецкой федерацией конного спорта).
Годом ранее, в 1969 году, молодые европейские исландские конные клубы объединились с Исландией. Федерация европейских друзей исландских лошадей» (FEIF) впервые собралась весной 1970 г. Тогда же было решено организовать первый чемпионат Европы для исландских лошадей в Эгидиенберге, Германия, в том же году. В 1974 году было принято еще одно важное решение: разработав стандарт породы и разведения, исландские лошади стали первой в мире породой лошадей, которую будут оценивать по единым критериям во всех странах мира, где их разводят.
Сегодня в Германии проживает около 50 000 исландцев, и маленькие головы персонажей продолжают пользоваться неуклонно растущей популярностью. И правильно! Потому что как только вы узнаете и оцените исландскую лошадь, вы обычно будете в восторге от аккуратных маленьких лошадок типа пони, которые могут легко нести взрослого человека и так же мило и терпеливо принимать участие в попытках малышей покататься верхом. Особенно люди, которые из-за проблем со спиной больше не могут справляться с энергичными движениями теплокровных лошадей или других пород лошадей, часто бывают вне себя от радости, когда садятся на исландца. Почти безвибрационный тёльт также дает им возможность снова наслаждаться своим хобби – верховой ездой без боли и напряжения. А благодаря скаковому паспорту, на котором также легко сидеть, они гарантированно будут без проблем поспевать за свежим галопом других всадников. Малыши из Исландии просто на высоте!
Несмотря на постоянные усилия по стандартизации и выравниванию исландской сцены в течение последних десятилетий, на нее по-прежнему наложено большое табу. Исландским лошадям, которые однажды покинули остров, никогда не разрешается возвращаться обратно. Даже если они «только» участвуют в чемпионате! С другой стороны, ни одна лошадь из других зон разведения никогда не получит возможности поехать в Исландию. Причиной такого необычно строгого регулирования, которое поначалу кажется странным, является географическое положение Исландии. Благодаря своему расположению, остров изолирован от всех других мест, где содержатся лошади, и это, безусловно, благословение. Из-за естественной изоляции на острове встречается очень мало лошадиных болезней, поэтому прививки не нужны. И жители острова огня и льда делают все, чтобы сохранить этот завидный статус.