Последние несколько десятилетий мусульмане пытаются строить свою жизнь в соответствии с исламскими принципами. Они отчетливо осознают, что политическое и экономическое доминирование Запада в течение последних нескольких веков значительно отдалило их от следования Божественному руководству, особенно в социально-экономической сфере. Таким образом, после получения политической независимости народы борются за возрождение исламской идентичности для организации общественной жизни в соответствии с исламским учением.
Реформировать свои финансовые институты, привести их в соответствие с принципами шариата было огромным вызовом для таких мусульман. В ситуации, когда вся финансовая система основана на ростовщичестве, сложнейшей задачей стало построение финансовых институтов, свободных от ссудного процента.
Люди, мало знакомые с принципами шариата и философией исламской экономики, подчас предполагают, что устранение ссудного процента из банков и финансовых институтов сделает их благотворительными организациями, которые будут оказывать финансовые услуги, не получая прибыли.
Это неправильное предположение. В соответствии с шариатом, беспроцентные займы подразумевают взаимопомощь и благотворительность и, за редким исключением, не используются в коммерческих операциях. В коммерческом финансировании существует иная модель, регулируемая шариатом. Принцип заключается в том, что в случае, когда одно лицо предоставляет деньги другому, необходимо однозначно определиться, делается это исключительно с целью оказать помощь или же с целью получить прибыль. Если целью является помощь заемщику, то необходимо отказаться от каких бы то ни было претензий на дополнительное вознаграждение. Возврат основной суммы будет гарантирован и обеспечен, однако получение денег сверх суммы долга незаконно. Если же деньги предоставляются с целью разделения получаемых прибылей, то после действительного получения прибыли допустимо претендовать на оговоренную долю от нее, однако необходимо будет разделять и убытки в случае их наличия.
Таким образом, устранение ссудного процента из финансовой деятельности необязательно означает, что финансист не может получать прибыль. Если финансирование осуществляется для коммерческих целей, то оно может быть основано на концепции разделения прибылей и убытков, для чего были разработаны мушарака и мудараба еще с тех пор, как появилось исламское коммерческое право.
Однако существуют сферы финансирования, в рамках которых модели мушарака и мудараба по тем или иным причинам не практикуются или же не могут быть применены. Для решения подобных проблем современные ученые предложили другие инструменты, которые могут использоваться при финансировании, такие как мурабаха, иджара, салам и истисна.
За последние два десятилетия эти модели получили широкое распространение среди исламских банков и финансовых институтов. Однако все эти инструменты не являются субститутом ссудного процента в строгом смысле, и было бы неправильно предполагать, что их можно использовать в точно такой же форме, как используется ростовщичество. Они имеют собственный набор принципов, философию и условия, без которых, с точки зрения шариата, не дозволено их использование в качестве моделей финансирования. По этой причине игнорирование основной концепции этих инструментов или же значимых деталей может привести к тому, что исламское финансирование будет ошибочно трактоваться как традиционная финансовая система, основанная на ссудном проценте.
Данная книга состоит из переработанных статей автора, посвященных основным принципам и правилам исламских финансов, в особенности моделям финансирования, используемым исламскими банками и финансовыми институтами. В книге дана попытка разъяснить принципы, лежащие в основе этих инструментов, обязательные условия их действительности с точки зрения шариата и подходящие методы их использования на практике. Автор рассмотрел и проблемы, связанные с практической реализацией этих инструментов, и их возможные решения в свете шариата.
Являясь в разное время председателем либо членом шариатских надзорных советов исламских банков в различных частях света, я обращал внимание на множество недостатков в операциях, основная причина их – в отсутствии ясного понимания правил и принципов шариата. Это и обусловило необходимость написания книги, в которой подробно, в доступной форме будут рассмотрены названные правила. Я надеюсь, что этот скромный труд поможет широкому кругу читателей понять основные принципы исламских финансов, разницу между традиционным и исламским банкингом. Пусть же Всевышний Аллах примет это скромное усилие, почтит его своим довольством и сделает его полезным для читателей.
و ما توفيقي إلا بالله
Мухаммад Таки Усмани.
Карачи,
4 раби-уль-авваля 1419 по хиджре,
29 июня 1998 по григорианскому летоисчислению