Данный трактат разделен на две части. Первая часть представляет собой систему занятий в одиночку с мишенью (рис. 1)1, если по каким-либо причинам нет возможности найти партнера, желающего заниматься. В ней описывается техника направления лезвия и возвращения в защиту из любого удара по цели, удачного или нет, оставляющего ваше тело закрытым и не напрягающего ваше запястье.
Впрочем, нет необходимости, чтобы ученик слишком долго занимался изучением этой части, прежде чем мог приступить к занятиям с противником. Будет достаточно, если он будет знаком с основными пронумерованными ударами. Техника защиты вращением клинка вверх и движения запястья, необходимые для этого, могут быть отработаны в необходимое для этого время, упражняясь с саблей, палашом2, эспадроном, колюще-рубящим мечом или тесаком. Если же они занимаются только с палкой, то вес реального оружия затруднит им действия в реальном бою и помешает действовать против обученного или быстрого противника.
Вторая часть охватывает практические занятия с противником. Следует обратить внимание на то, что джентльмены могут существенно ускорить эффективность обучения, если будут работать в паре и обсуждать нюансы занятий с откровенностью, свойственной дружескому соревнованию, как это указано в разделе «Общие замечания».
Однако я бы не рекомендовал заниматься с другом, используя обнаженные клинки, поскольку, хотя тут нет опасности, как при занятиях верхом, но все же в пешем фехтовании удары не ограничиваются одним или двумя, но являются более разнообразными и сложными, и ошибка при защите может иметь фатальные последствия.
В этом трактате упоминаются, как правило, палаш и сабля, но даваемые инструкции одинаковы и для тесака и эспадрона или легкого колюще-рубящего меча. Дополнения, которые могут быть необходимы для последнего, будут даваться под заголовком «Замечания для эспадрона».
В Приложении приведены некоторые замечания, которые могут быть полезны при противодействии противнику, вооруженному шпагой3 или мушкетом со штыком. Нюансы, связанные с использованием только палок и выходящие за рамки основной системы, также приведены в Приложении.
Рис. 1. Мишень для упражнений.