1 ГЛАВА. БРОНЕАВТОМОБИЛЬ – СОВРЕМЕННАЯ БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА

Военные и гражданские бронеавтомобили


Бронированные автомобили всегда носили гриф «секретно» и для простого обывателя являлись тайной за семью печатями. Боевые колесницы римских императоров, видимо, тоже хранили свои загадки, но сегодня любой школьник может до мелочей рассмотреть их строение в музее. Времена открывают тайны, а технический прогресс делает доступным то, чем пользовались до некоторой поры только сильные мира сего.

Бронированный автомобиль в сознании многих ассоциируется с тяжеловесной и массивной военной бронированной техникой. Проще говоря, с танком. Но вопреки этим представлениям сегодня бронеавтомобиль – не только боевая колесная или гусеничная машина, оснащенная пулеметным или пушечным вооружением. Современный бронеавтомобиль может служить и гражданским целям, быть предназначенным не для ведения боевых действий, а для обеспечения безопасности.

Бронированные автомобили невоенного назначения делятся на несколько основных видов:

инкассаторские для перевозки ценных грузов или денег. Они наиболее многочисленны и разнообразны. Такие броневики бывают как с видимым, так и со скрытым бронированием корпуса;

полицейские. Бронироваться могут не только легковые или грузовые автомобили, но и автобусы различных размеров;

VIP-бронеавтомобили для защиты сильных мира сего, для высокопоставленных чиновников и людей, характеризующихся словом VIP. Это небольшая и наиболее незаметная для обычного глаза группа, их еще называют бронеавтомобилями «во фраках». Бронированные автомобили представительского класса со скрытым бронированием, сочетающие в себе солидный внешний вид, комфорт и надежность, стали входить в жизнь гражданского общества в ХХ веке все более и более активно. Президенты, члены правительств, руководители силовых структур, богатые граждане все чаще прибегают к использованию броневиков «во фраках» – из-за участившихся конфликтов с применением стрелкового оружия, из-за растущей террористической угрозы, из-за межнациональных и конфессиональных споров, перерастающих в братоубийственные междоусобицы.

Главной задачей всех типов бронеавтомобилей в первую очередь является защита человеческой жизни. В бронеавтомобилях представительского класса безопасность идеально сочетается с элегантностью, маневренностью и непревзойденным комфортом. Бронированная защита, а точнее, её уровень в таких автомобилях по максимуму скрыт от посторонних глаз.

Из истории вопроса

Сейчас трудно утверждать, кому первому пришла мысль использовать защищенный экипаж для безопасности собственной жизни.

Считается, что одним из первых обзавелся бронированной каретой Александр II. Он пережил целую серию покушений. В целях защиты царя пол его кареты был обшит железными листами. Во время очередного покушения 1 марта 1881 года, когда бомбист-народоволец Николай Рысаков бросил самодельное взрывное устройство под карету, император не получил ни царапины. Пострадали лишь несколько человек из охраны и случайные прохожие. Бронированный пол свою задачу выполнил.

Царь, слегка оглушенный мощным взрывом, вышел из кареты. Именно в этот момент, воспользовавшись потрясением окружающих, второй бомбист, Игнатий Гриневицкий, завершил начатое дело, бросив в незащищенного царя еще одну бомбу.1

На месте убийства Александра II был воздвигнут храм Воскресения Христова, или «Спас-на-Крови». На территории храмового комплекса находится то самое место набережной, где было совершено покушение на Александра II. Хорошо сохранились фрагменты решетки, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, смертельно раненный император.


Александр II


Карета императора после взрыва. Рисунок современника для газеты. 1881 г.


Подрыв кареты Александра II


В России стальную броню начали производить более 130 лет назад, в 80-х годах XIX века, для нужд русского военно-морского флота. Первую броню получали, приваривая слой твердой углеродистой стали к листам из малоуглеродистой стали. Но к началу 1890-х годов такая броня перестала соответствовать требованиям военно-морского флота. На рубеже XIX—ХХ веков на Обуховском заводе стали изготавливать корабельную броню, которая по снарядостойкости значительно превосходила мировые аналоги.2

В начале ХХ века броня стала применяться на бронеавтомобилях, бронепоездах, и при производстве танков. Одним из заводов по изготовлению такой техники был Сормовский, расположенный в Нижнем Новгороде.


Ижорский завод. Фотография датирована 1866 годом.


Сормовский завод. В кузнечном цехе. 1910-е гг.


Автомобиль эрц-герцога Австрии Франца-Фердинанда в музее г. Энск


Есть версия, что толчком к созданию VIP-бронеавтомобилей в Европе и в мире послужило убийство эрц-герцога Австрии Франца-Фердинанда.

28 июня 1914 года в Боснии, в Сараево, он вместе с супругой был застрелен в своей машине из пистолета сербским гимназистом Гаврило Принципом.

В этот же день рабочий-типограф Чабринович бросает бомбу в проезжающую карету принца. Эрц-герцог отбрасывает ее рукой, но, взорвавшись, она ранит офицера свиты.

Расследование показало, что оба террориста – боснийские сербы, являлись членами тайной организации «Черная рука», штаб-квартира которой была расположена в Белграде.3

Кстати, автомобиль эрц-герцога окрестили автомобилем-убийцей, так как всех его последующих владельцев подстерегала в крайней степени зловещая судьба.


После гибели Франца-Фердинанда машина перешла к генералу Потиореку. Вскоре во время одной из поездок генерал Потиорек попал под обстрел и был тяжело контужен. На этом фоне у него развилось психическое заболевание, и генерал кончил свои дни в сумасшедшем доме.


Следующий владелец разбился на одной из горных дорог Сербии, врезавшись в тяжелый грузовик.


После Первой мировой войны автомобиль достался коменданту города Сараево. Но осенью 1919 года его занесло на крутом повороте. Два человека погибли, а хозяин машины лишился правой руки.


Затем с аукциона машину купил преуспевающий врач-дантист. Ровно через два года после покупки на проселочной дороге машина потеряла управление. Врач разбился насмерть.


Следующим владельцем авто стал швейцарский гонщик. Однако во время гонок все в том же Сараеве он врезался в каменный столб. Останки извлекли из автомобиля с большим трудом.


После ремонта машину приобрел богатый крестьянин. Однажды автомобиль без всяких причин остановился прямо посреди дороги. Фермер попросил проезжавшего мимо на телеге крестьянина помочь довезти автомобиль до фермы. Машину привязали к лошади, но она вдруг завелась сама по себе и, протаранив телегу и лошадь, перевернулась. Фермер погиб.


Последним официальным хозяином «кровавого автомобиля» стал некий Тибор Хиршфилд. Торопясь на собственную свадьбу, Тибор влобовую столкнулся с маршрутным автобусом. Вместе с хозяином разбились и четверо его пассажиров.


Покореженную машину отбуксировали в ремонтную мастерскую. Ее владелец через несколько дней… погиб от удара током!4


Эрцгерцог Австрии в своем автомобиле. Фото современника. 1914 г.


Из этого браунинга М1910 (серийный номер 19074) был убит эрц-герцог Австрии. Это убийство обросло множеством легенд и вымыслов. Несмотря на широко распространенные слухи о множестве выстрелов, их было сделано всего два – и оба оказались смертельными. Свободно купленный в Белграде в магазине, он был передан исполнителям сербской разведкой. После покушения он какое-то время хранился в одной из семей Штирии и только в 2004 году, через 90 лет, был передан в Венский музей военной истории. Кстати, пуля калибра 38, убившая эрц-герцога, хранится совсем в другом месте – в чешском музее в Конопиште.


Пули оказались смертельными для наследника австрийского престола Франца-Фердинанда и роковыми для четырех империй: российской, британской, австро-венгерской и турецкой. Это убийство послужило поводом к началу Первой мировой войны. Во время нее и прошли боевое крещение новые военные бронеавтомобили.

Первый легковой VIP-бронеавтомобиль принадлежал самому известному за всю историю человечества гангстеру Альфонсо Габриэлю Капоне. У него была вполне оправданная, вызванная спецификой его деятельности потребность – опасаться преследования. Именно благодаря его желанию не подвергнуться нападению миру были подарены «броневики во фраках» – бронированные легковые автомобили.

Практически сразу после того, как Аль Капоне стал королем преступности в Чикаго, он заказал себе элегантный броневик, на котором не стыдно было показаться на люди. Аль Капоне – первый, кто до этого додумался. Его броневиком стал бывший полицейский зелено-черный седан (стандартная покраска авто чикагской полиции 1920-х годов) – CadillacModel 341-А TownSedan, 1928 г.


Первый легковой бронеавтомобиль принадлежал самому известному гангстеру…


Аль Капоне послужил хорошим примером для всех остальных деятелей преступного мира Америки, особенно Восточного побережья, которые повально начали заказывать себе бронеавтомобили. До этого члены мафиозных группировок «бронировали» свои автомобили, засовывая внутрь дверей толстые телефонные справочники – в то время пули были не настолько совершенны, и справочник в 500 листов мог защитить от пистолетного огня.

Появление в разных странах автоматического оружия и его постоянная модернизация позволяли за считанные секунды производить не один или два выстрела, как это было ранее, а буквально превращать автомобиль в решето.

Кстати, любимым оружием Аль Капоне был Thompson Gun. Им пользовались и другие известные преступники – Бонни и Клайд.


Бонни Паркер и Клайд Бэрроу были самой знаменитой гангстерской парой в истории. С 1932 по 1934 год, в разгар Великой депрессии, их банда развивалась от мелких воров к национально известным грабителям и убийцам. Считается, что банда была ответственна по меньшей мере за 13 убийств, в том числе двоих полицейских, а также за несколько ограблений и похищений людей.


Все их ограбления проходили по одной схеме. Бонни ждала возлюбленного в машине с заведенным двигателем, а Клайд с сообщником врывались в магазин или банк и укладывали всех на пол, живыми или мертвыми. Не один год Бонни и Клайду фантастически везло. Их не брали пули копов, они легко ускользали от погонь, казалось, так будет всегда. Общее число жертв приблизилось к полутора десяткам. Однако, несмотря на все преступления, желтая пресса романтизировала их подвиги. Они были преданы друг другу до конца жизни и застрелены по дороге в Луизиану 23 мая 1934 года.


В одной из местных газет их жестокое убийство было описано так: «Вооруженные до зубов полицейские ожидали появления парочки на полицейском блокпосту. Они услышали звук мчавшейся машины. Машину вел Клайд. Бонни сидела рядом в новом красном платье. Полицейские блокировали дорогу, и машина была вынуждена остановиться. Преступникам приказали сдаться. Клайд открыл дверцу машины и схватил дробовик. Бонни выхватила револьвер, но у них не было возможности использовать их. Стражи порядка открыли огонь. От ударов пуль машина покатилась вперед и остановилась в канаве у дороги. Обстрел продолжался и после того, как автомобиль окончательно остановился.

Загрузка...