Попробуй немного изменить свои привычки.
Для начала понаблюдай за собой.
Будь собой, но не спеши, прояви терпение.
Разве в повседневной суете у кого-то есть время ни о чем не думать?
Мне кажется, большинство скажет: «У меня для этого нет даже минутки».
У нас очень мало времени, у нас завалы на работе и куча дел дома. Жизнь в двадцать первом веке – дело очень хлопотное. Каждый день мы пытаемся успеть сделать все, что нужно.
С такой привычкой мы рискуем неосознанно, но неизбежно упустить из виду свое истинное «я» и настоящее счастье.
Выдели всего десять минут в день. Найди время для пустоты, когда ни о чем не будешь думать. Просто попробуй очистить разум и не потонуть в том, что сыплется на тебя со всех сторон.
Тебе в голову будут приходить мысли – отсылай их прочь. Сделав это, ты сможешь заметить настоящий момент, легкие перемены в природе, которые поддерживают в тебе жизнь. Не отвлекаясь ни на что другое, можно отыскать свое чистое и искреннее «я».
Найти время, чтобы ни о чем не думать – это первый шаг к простой жизни.
Рецепт от сердечной перегрузки.
Как занятость отнимает у тебя сердце.
Когда нам не хватает времени, мы становимся скупыми и в душе, и в сердце. Мы не задумываясь говорим: «Я занят, у меня нет ни минуты». В таком состоянии наш разум работает как безумный.
Но правда ли мы так уж заняты? Разве это не мы сами подгоняем себя?
Японский иероглиф «занят» состоит из элементов «терять» и «сердце». Мы заняты не потому, что нам не хватает времени. Мы заняты потому, что в нашем сердце нет места.
Попробуй встать на пятнадцать минут раньше обычного, особенно если тебе нужно быстро собраться на работу. Потянись и медленно подыши животом, местом пониже пупка. Эту точку мы называем тандэн[4]. Как только дыхание успокоится, то же самое естественным образом произойдет и с твоим разумом.
Налей чашку чая или кофе и посмотри в окно. Прислушайся к трелям птиц. Как странно – ты взял и создал пространство у себя в голове.
Просыпайся на пятнадцать минут раньше, и ты как по волшебству перестанешь быть занят.
Как монахи достигают долголетия.
Ни один день не похож на другой.
Говорят, что буддийские монахи, практикующие дзэн, долго живут.
Конечно, питание и дыхательные техники очень полезны, но я уверен, что на духе и теле сказывается размеренный и упорядоченный образ жизни.
Каждое утро я встаю в 5 часов и первым делом наполняю легкие утренним воздухом. Когда я открываю ставни в главном зале храма, зале приемов и жилище священнослужителей, мое тело замечает смену погоды. В 6:30 я провожу службу, произнося священные тексты, а затем завтракаю. После этого наступает черед дел, которые принесло с собой утро.
Ежедневно повторяется один и тот же процесс, но дни не похожи друг на друга. Вкус утреннего воздуха, встающее из-за горизонта солнце, прикосновение ветерка к щеке, цвет листьев на деревьях и неба – все постоянно меняется. Утро – это время, когда можно испытать все эти перемены.
Вот почему монахи проводят медитации дзадзэн[5] до рассвета – чтобы физически ощутить изменения в природе.
Первая практика дзадзэн за день называется кетэн-дзадзэн – утренняя сидячая медитация. С ее помощью мы питаем разум и тело, вдыхая прекрасный утренний воздух.
Это сделает твою жизнь красивее.
Беспорядок под ногами – беспорядок в голове.
С давних времен о доме судили по его порогу. Особенно это касалось японских домов, где разуваются при входе. Обувь может аккуратно стоять в ряд или валяться как попало, и по этой маленькой детали сразу становится понятно состояние ума жильцов.
Дзэн-буддисты говорят: «Внимательно смотри под ноги». Эту фразу можно понимать буквально, но у нее есть еще и другое значение: тот, кто не смотрит под ноги, ничего не знает о себе и о том, куда его ведет жизнь. Может быть, это звучит слишком напыщенно, но даже такая мелочь может сильно повлиять на то, как ты живешь.
Придя домой, снимай обувь и аккуратно ставь ее у порога. И все. На это требуется три секунды. Но благодаря этой привычке все в твоей жизни обретет ясность и порядок. Жизнь станет прекраснее. Такова человеческая природа.
Для начала попробуй обратить внимание под ноги.
Аккуратно снимая обувь, ты делаешь новый шаг к своей цели.
Это освежит твой ум.
Расстанься со старым, прежде чем обзавестись новым.
Когда дела идут нехорошо, мы склонны думать, что нам чего-то не хватает. Но, если мы хотим изменить ситуацию, нужно для начала избавиться от чего-то старого, прежде чем обзаводиться новым. Это фундаментальный принцип простой жизни.
Избавься от того, к чему привязан. Откажись от предубеждений. Сократи количество вещей.
Чтобы жить проще, нужно снимать с себя и физическую, и умственную ношу.
Удивительно, насколько легче становится, если как следует поплакать. Слезы вымывают груз, который лежит на сердце. Ты почувствуешь прилив энергии и сможешь действовать снова.
Я всегда считал, что буддийская концепция просветленного ума – японскими иероглифами она записывается как «чистый разум» – говорит именно о таком очищении духа.
Избавляться от умственных и физических грузов, которые тянут нас к земле, очень трудно. Иногда это даже по-настоящему больно – например когда приходится расстаться с теми, кто нам дорог.
Но, если ты хочешь улучшить ситуацию и жить с легким сердцем, нужно начать с освобождения. Как только ты избавишься от всего лишнего, твоя жизнь наполнится новизной.
Уборка очищает разум.
Твой стол отражает твое состояние ума.
Посмотри на рабочие места в офисе вокруг тебя. Люди, у которых на столе всегда порядок, скорее всего, эффективны. Напротив, те, у кого на столе бардак, не всегда надежны и с трудом концентрируются на задании.
Когда вещи выходят из-под контроля, приведи их в порядок.
Если появился бардак – приберись. Прежде чем закончить работу в конце дня – разбери стол. Люди с такой привычкой мыслят ясно. Они умеют концентрироваться на работе, ни на что не отвлекаясь.