Мы сравниваем – и это может искажать наше представление.
• Дорогое на фоне еще более дорогого воспринимается уже и не таким накладным. Когда на распродаже сравниваете новую цену товара со старой, она выглядит не такой высокой, какой могла бы показаться без сравнения с предыдущей ценой (вот почему старые цены обычно в магазинах не заклеивают, а перечеркивают).
• Ощутимая потеря на фоне еще большей потери воспринимается небольшой. Потеря $100 в торговле акциями оценивается как совсем незначительная в сравнении с предыдущей потерей в $1000. Но эта же потеря для кого-то другого будет очень болезненной в сравнении с потерей в $10.
• Качества одного человека на фоне другого выглядят совсем иначе, чем в случае, когда у нас нет возможности сравнивать. Поэтому родители друзей в детстве выглядят добрее собственных. А сын маминой подруги кажется ей более сообразительным, чем вы – родной ребенок.
Мы и сами по-разному выглядим в зависимости от того, кто рядом. Окружающие сочтут нас более привлекательным человеком на фоне спутника или спутницы посредственной внешности. Или, наоборот, если рядом с нами модель, мы покажемся людям слишком обычными. Ведь красота не только «в глазах смотрящего». Она зависит от того, что и как эти глаза видят.
Как избежать. Старайтесь избегать сравнения там, где это возможно. Смотрите на разные ситуации, явления, предметы и тем более на людей как на уникальные сущности. Если без сравнения не обойтись, старайтесь не подгонять его под свои ожидания и желания.