Разработка HR-стратегии и рекрутинг персонала: практические советы
Скорость развития бизнеса зависит от результатов работы каждого сотрудника в компании. Любой развивающейся организации необходима команда продуктивных работников, способных производить необходимый результат и помогать компании достигать поставленных целей. В эпоху гик-экономики, связи между странами становятся все более тесными, а умение эффективно управлять командами представляет собой ключевой навык для руководителей и управленцев. Глобализация предоставляет бизнесу не только новые возможности, но и вызовы, связанные с культурными различиями, языковыми барьерами и различными ожиданиями со стороны сотрудников. В этой главе мы рассмотрим стратегии управления многокультурными командами и методы рекрутирования международных кандидатов, позволяющие преодолеть сложности и успешно реализовать проекты в многокультурных средах. Кроме того, мы подробно рассмотрим методы проведения собеседований, включая интервью с кандидатами. Мы также поделимся советами и рекомендациями, которые помогут вам не только преодолеть трудности, но и превратить многокультурную среду в свое конкурентное преимущество.
HR-стратегия – это систематический подход к управлению человеческими ресурсами, ориентированный на достижение стратегических целей и задач компании и документ, который описывает план действий по управлению кадрами. Она включает в себя анализ текущей ситуации в компании на рынке труда, а также ключевые цели и принципы работы HR-отдела. Стратегия управления персоналом определяет актуальную и планируемую потребность в кадрах, а также способы привлечения, удержания и развития сотрудников для достижения целей.
Цели стратегии управления персоналом:
№1. Конкурентоспособная заработная плата
№2. Психологический комфорт сотрудников
№3. Обучение персонала и повышение квалификации
Правильная HR-стратегия ставит перед собой решение следующих вопросов:
Инновационные способы найма и оценки кандидатов
Адаптация новых сотрудников
Создание необходимых условий труда
Разработка режима рабочего дня сотрудников
Техника безопасности
Разработка кодекса сотрудника (правил компании).
Оценка персонала на соответствие актуальным профессиональным требованиям
Работа с профессиональной ориентацией сотрудников
Обучение сотрудников
Работа с конфликтами и разногласиями внутри команд
Разработка и внедрение программ мотивации сотрудников (материальная и нематериальная).
Планирование и прогнозирование потребности в кадрах
Карьерное развитие персонала
Виды HR-стратегий
В наши дни существует большое количество видов стратегий. Дж. Иванцевич и А. А. Лобанов в книге «Управление персоналом организации» классифицируют их на основе целей организации и разделяют на пять типов.
1. Стратегия динамического роста.
Эта стратегия акцентирована на умение сотрудников быстро адаптироваться к переменам, способность идти на риск и сотрудничать в команде. Работникам необходимо проявлять верность идеологии компании, быть ответственными и мотивированными. Качественно выполненная работа отражается на заработной плате и предполагает справедливое вознаграждение. Карьерный рост сотрудников возможен, если занимаемая должность имеет перспективы для роста и развития.
2. Предпринимательская стратегия.
Здесь особое внимание уделяется тем сотрудникам, которые отличаются новаторским подходом к задачам, ответственностью и настойчивостью. Предпринимательская стратегия подразумевает конкурентную заработную плату. Мотивация сотрудника зависит от успешной реализации всех поставленных целей. Должность соответствует интересам работника.
3. Стратегия прибыльности на предприятии.
В основе стратегии лежит слаженная система управления. Сотрудники работают по правилам и в условиях жесткого дедлайна. Поскольку здесь в первую очередь важен результат, деятельность сотрудников контролируется, а их обязанности часто выходят за рамки занимаемой должности. Мотивация построена на четком выполнении условий и достижении конкретных целей. Компетентность сотрудника оказывает влияние на его карьерный рост.
4. Ликвидационная стратегия.
Эта стратегия направлена на попытки защитить компанию от потенциальных убытков. В связи с этим руководство сокращает расходы на персонал. На этом этапе найм осуществляется только по самым необходимым позициям. Оплата труда зависит от результативности. Мотивация и обучение сотрудников отходят на второй план. Карьерный рост возможен только в случае высокой эффективности и наличии возможностей для повышения.
5. Циклическая стратегия.
В этот период руководство компании пытается всеми силами сохранить бизнес. Снижение расходов до минимума приводит к сокращению персонала. Сотрудникам, которые остались работать в компании, необходимо адаптироваться к новым условиям, быть гибкими и ориентироваться на будущие успехи. Кризис приводит к тому, что многим из них приходится выполнять дополнительные функции или переквалифицироваться. Большинство сотрудников такая ситуация демотивирует и угнетает. Найм новых сотрудников практически не осуществляется. Выплата заработной платы зависит от эффективности персонала.
Стратегия управления персоналом – это план действий по достижению целей компании через эффективные методы управления персоналом. Стратегия – неотъемлемая часть политики компании, она помогает эффективно организовать работу сотрудников. Правильный выбор стратегии управления персоналом = успешная деятельность самой компании. Cтратегия управления персоналом – важный этап работы любого HR-отдела, который играет важную роль в направлении развития компании, достижении поставленных целей и поддержании уровня конкурентоспособности на рынке. Далее речь пойдет о том, что собой представляет HR стратегия, какие вопросы она решает, и рассмотрим примеры её внедрения.
Процесс формирования стратегии может происходить:
cнизу – вверх. В каждом структурном подразделении вырабатывается собственная стратегия и план мероприятий, которые впоследствии интегрируются в единый план развития компании.
cверху – вниз. Разработкой занимается руководство, определяя план для каждого подразделения. В любом случае, важно помнить, что совершенствование систем и методов должно происходить на базе человеческих ресурсов, которые рассматриваются в совокупности различных элементов системы. Характеристики стратегии будут зависеть от направлений стратегического менеджмента компании.
Как разработать HR-стратегию
При разработке стратегии управления персоналом HR-специалист должен ответить на три важных вопроса:
как обстоят дела в компании на данный момент;
в каком направлении движется компания и какие цели ставит перед собой;
какие знания и навыки нужны сотрудникам для решения актуальных задач и достижения целей в будущем.
Ответы на эти вопросы помогают выстроить план работы HR-отдела в тесной взаимосвязи с задачами бизнеса. Однако формирование стратегии управления персоналом занимает не один день. К сожалению, готовых стандартов для HR-стратегии не существует. Её создание – индивидуальный процесс, состоящий из нескольких шагов.
Шаг 1. SWOT-анализ. SWOT-анализ (SWOT analysis) – это метод стратегического планирования, который используется для выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, связанных с организацией, проектом или бизнесом. Аббревиатура "SWOT" происходит от английских слов:
Strengths (Сильные стороны) – внутренние положительные характеристики, которые могут приносить преимущества.
Weaknesses (Слабые стороны) – внутренние негативные характеристики, которые могут создавать проблемы или угрозы.
Opportunities (Возможности) – внешние факторы и ситуации, которые могут быть использованы в пользу организации.
Threats (Угрозы) – внешние факторы и ситуации, которые могут представлять потенциальные риски.
SWOT-анализ системы управления персоналом
Анализ помогает определить сильные и слабые стороны компании, а также оценить открывающиеся перед ней возможности и угрозы.
Шаг 2. Формулировка задач и постановка целей компании. Важно определиться с основными целями бизнеса. Благодаря этому можно рассчитать, сколько сотрудников понадобится компании и какой квалификацией они должны обладать.
Шаг 3. Оценка соответствия знаний и навыков сотрудников целям компании. На этом этапе нужно убедиться, что у работников есть всё необходимое для достижения задач бизнеса.
Шаг 4. Развитие сотрудников. Важно разработать программу обучения, которая поможет закрыть пробелы в знаниях и навыках работников и выбрать платформу, с помощью которой можно автоматизировать развитие персонала.
Шаг 5. Привлечение новых кадров. Важно оценить актуальную и потенциальную потребность компании в специалистах, а также продумать способы их привлечения. Например, на этом этапе важно решить, что для компании выгоднее: привлекать квалифицированных сотрудников или обучать их самостоятельно.
Шаг 6. Снижение показателя текучести кадров. Необходимо произвести оценку условий труда и компенсаций, перспектив и возможностей для роста сотрудников, сравнить текущие данные с показателями конкурентов.
Шаг 7. Планирование мероприятий по формированию кадрового резерва. Вместо того, чтобы искать и привлекать руководителей со стороны, лучше развивать кадры внутри компании. Для этого HR-специалист должен оценить потенциал сотрудников, их желания и возможности, а затем запланировать программы обучения и развития лидерских качеств.
Шаг 8. Реализация стратегии управления персоналом на практике и её корректировка.
В решении данных задач потребуется активное участие руководства и ведущих экспертов организации. Только благодаря совместной работе можно найти баланс между управленческими, производственными и HR-решениями, разработать эффективную стратегию управления персоналом, которая будет учитывать интересы работодателя и сотрудников. Для сбора информации рекомендуется использовать анкеты, интервью, анализ результата работы и мнение приглашенных экспертов в области управления персоналом.
Примеры разработки стратегии управления персоналом
Не обязательно включать в стратегию все направления деятельности компании, стоит сделать акцент на самых необходимых действиях в данный момент. Пункты HR-стратегии определяются индивидуально для каждой компании. Рассмотрим несколько примеров реализации стратегии управления персоналом.
Пример 1.
В компании N приняли решение открыть еще одно направление по выпуску продукции низкого ценового сегмента. Соответственно, объемы производства по плану должны увеличиться на 15%. Какие пункты необходимо внедрить в HR-стратегию?
1. Реорганизовать наем сотрудников и изменить требования к соискателям, отдавая предпочтение высококвалифицированным и мотивированным специалистам.
2. Усовершенствовать систему адаптации сотрудников.
3. Увеличить производительность через улучшение системы мотивации.
Такие действия помогут достичь поставленной цели и эффективно запустить еще одно направление деятельности в компании.
Пример 2.
Руководство компании A для увеличения прибыли поставило задачу повысить квалификацию персонала. В организации появились новые должности, которые должны освоить действующие сотрудники. HR-стратегия в этом случае будет основана на следующих пунктах:
1. Изменение процедуры подбора и обучения персонала.
2. Организация труда (перераспределение задач и ротация персонала).
3. Обучение сотрудников.
4. Система мотивации, внедрение премий и бонусов за успешное выполнение задач.
Подчеркивая эти аспекты в стратегии, HR-отдел повышает производительность труда и способствует профессиональному росту сотрудников, что потенциально увеличивает прибыль предприятия в целом.
Например, HR-стратегия компании Netflix предусматривала приём в штат только лучших специалистов. После сокращения части сотрудников в 2001 году компания повысила эффективность работы оставшихся членов команды. По словам оставшихся сотрудников им стало гораздо комфортнее работать в окружении таких же профессионалов как они сами. В качестве дополнительной мотивации Netflix изменила систему отпусков. Сотрудники компании сами решают, сколько дней отдыха в году им необходимо для восстановления сил. Компания Airbnb предоставила сотрудникам максимум свободы, отказавшись от постоянного контроля. Менеджеры Airbnb занимаются мониторингом процессов и помогают сотрудникам решать их задачи, однако они не дают задания и не указывают на пути их решения. По мнению вице-президента Airbnb по инжинирингу Майка Кертиса, задача руководителей – «убирать препятствия с пути подчиненных», а не говорить им что делать.
Несмотря на схожие шаги при разработке стратегии управления персоналом, в каждой организации эти документы будут различаться. В любом случае полезно изучить примеры HR-стратегий других компаний, прежде чем начать разрабатывать свою собственную.
Ошибки при разработке HR-стратегии
Пренебрежение разработкой HR-стратегии является серьезной ошибкой, поскольку существует риск полной утраты ориентиров без четкого плана действий. Документ поможет вам структурировать рабочий процесс на протяжении всего года. Самая распространенная ошибка при разработке HR-стратегии – начинать с направления подбора или с численности персонала. Однако, в первую очередь необходимо определиться с целями HR-стратегии, а потом приступить к ее разработке. Следующая по частоте ошибка – коллеги дублируют в первом блоке фрагменты кадровой политики и дальше расписывают, как будут их выполнять в отчетном периоде. Но в отличие от кадровой политики стратегия – это не о долгоиграющих лозунгах и ценностях. Это практические действия, направленные на решение задач бизнеса в определенный период. Еще одной распространенной ошибкой, вызванной стремлением быстро решить задачу, является копирование стратегии из интернета. Ваша компания уникальна, как и ее сотрудники, даже если вы измените в готовом шаблоне цифры и сроки – она не сработает на практике. Cтоит составить стратегию самостоятельно один раз – и в будущем эта задача уже не будет казаться такой непосильной.
Вовлечение HR-отдела в различные уровни работы бизнеса может создать мощное конкурентное преимущество. Стратегия управления персоналом является руководством для всех действий HR-специалистов. Компания будет придерживаться единых стандартов при найме, оценке эффективности, мотивации, управления талантами, развитии, поощрении сотрудников и выстраивании корпоративной культуры. И наоборот, если в компании нет кадровой стратегии управления персоналом, её HR-специалистам придется постоянно решать проблемы на ходу из-за необходимости срочно искать и нанимать новых сотрудников, мотивировать и повышать вовлечённость персонала и т.д. При этом сотрудники HR-отдела будут руководствоваться собственными представлениями, а не общими стратегическими целями компании. При смене HR-специалиста подход к найму и управлению персоналом каждый раз будет меняться. Грамотно продуманная HR-стратегия компании помогает избежать этих проблем. Как правило, HR-стратегией занимается директор по персоналу или HR-бизнес-партнер. Специалистам на этих должностях необходимо обладать способностью мыслить стратегически и владеть навыками планирования. Таким образом, работа специалистов по управлению персоналом в долгосрочной перспективе – одна из важных составляющих успешной реализации целей компании. HR-отдел – один из важнейших отделов в компании и разработка стратегии управления персоналом – необходимая мера для реализации всех задач, стоящих перед бизнесом. Без стратегического планирования сложно действовать продуктивно и целенаправленно.
Построение системы найма: теория трех поколений
Для привлечения квалифицированных специалистов всех поколений необходимо построить эффективную систему найма. Далее рассмотрим подробный план действий для успешного построения системы найма персонала.
Составление портрета кандидата.
Инструменты и каналы поиска зависят от того, каких специалистов вы хотите найти. Первым делом нужно определить, какой сотрудник вам нужен для конкретной вакансии. Для составления детального портрета кандидата на вакантную должность рекрутеру необходимо ответить на следующие вопросы:
Какую проблему компании решит найм этого человека на должность?
Какой результат он принесет организации?
Каким требованиям должен соответствовать человек, чтобы выполнять работу?
Какими личностными качествами он должен обладать?
Какая мотивация должна быть у них?
Составив детальный портрет кандидата, вы сможете написать объявление о вакансии, которое заинтересует квалифицированного специалиста.
Объявление о вакансии.
Объявление о вакансии – возможность заинтересовать кандидата и убедить его выбрать вашу компанию для работы. В сети можно найти достаточно шаблонных объявлений, которые делают акцент на высоких заработных платах и бонусах. Однако, если вы хотите найти компетентных специалистов, необходимо указать возможности для карьерного роста в компании. Подробное описание обязанностей привлечет сотрудников, ориентированных на результат, и отсеет тех, кто ожидает зарплату просто за присутствие на рабочем месте.
Структура описания вакансии
Название вакансии
О компании, о продукте
Рабочие задачи и ожидаемы результаты
Требования к кандидату
Условия работы
Контакты для связи
Выбор каналов для привлечения кандидатов.
Каналы для поиска сотрудников не ограничиваются только сайтом hh.ru. В настоящее время популярны тематические группы в социальных сетях и каналы в Telegram. Также можно использовать таргетированную рекламу для привлечения необходимых специалистов. Если у вашей компании есть аккаунты в социальных сетях, объявление можно разместить там. Среди ваших подписчиков могут оказаться не только клиенты, но и потенциальные сотрудники, которые давно следят за вами и ждут подходящей возможности для трудоустройства. Отличным каналом для поиска сотрудников могут быть ваши текущие работники, партнеры и клиенты. У каждого из них есть свой круг знакомств, где могут находиться специалисты с подходящими компетенциями. Если кандидаты приходят по рекомендации, то они проявляют неподдельный интерес к работе в вашей компании.
Быстрая обработка большого потока соискателей.
После того как вы разместили объявление и получили первые отклики, важно оперативно их обработать. Ваша задача – среди всех кандидатов выделить наиболее соответствующих требованиям той или иной вакансии и связаться с ними. Скорость играет важную роль в найме, так как востребованные специалисты, как правило, быстро находят новое место работы. Если затянуть процесс найма на данном этапе, вероятность того, что вам достанутся кандидаты, которыми не заинтересовались другие компании очень высока. После отклика соискателей на вакансию, отправляйте всех кандидатов на вводный курс, не просматривая их резюме. В этом мини-курсе расскажите кандидату про сферу деятельности компании, какие цели преследует в данный момент, подчеркните ключевые ценности и дайте ясное представление о задачах, которые предстоит сотруднику выполнять на выбранной должности, зарплате и возможностях карьерного роста. В конце вводного курса необходимо проверить профессиональные навыки кандидата, например, можно провести опрос, тест или задание. К примеру, если вы ищете программиста, попросите его написать короткий алгоритм. Если кандидат успешно выполнил все задания, можно пригласить его на собеседование.
Не все кандидаты, которые отправляют резюме, готовы прикладывать дополнительные усилия, чтобы получить работу. Вводный курс и тестирование помогут найти самых заинтересованных кандидатов, а также получить представление об их личных и профессиональных качествах.
Собеседования с лучшими кандидатами.
Каждый соискатель пытается показать себя с выгодной стороны. Работодателю не всегда бывает легко принять решение, кто из кандидатов является самым подходящим и какой вклад он сможет внести в компанию. Три ключевых фактора найма:
Продуктивность – это важный фактор, который показывает, какой результат будет производить сотрудник на рабочем месте. Вопросы о конкретных результатах на предыдущем месте работы помогут лучше понять потенциального сотрудника и его вклад в проекты. Такой подход позволяет сфокусироваться не только на обязанностях, но и на достижениях соискателя, что важно для оценки его продуктивности в будущем. Например, можно задать вопрос: «В чем состояла ценность вашей работы для компании и для клиентов?» и «Как вы измеряли результаты своей работы?». Сверьте ответы кандидата с тем результатом, который вы ожидаете получать от него.
Мотивация
Человек устраивается на работу, преследуя определенные цели. Например, для кого-то это может быть стремление к финансовому благополучию, а для другого – самореализация и признание. Понимание мотивации соискателя позволяет предположить, насколько качественно он будет выполнять свою работу. Если интересы человека ограничиваются только его выгодой, каждая инициатива будет оцениваться с позиции "сколько я получу за это". Чтобы узнать мотивацию кандидата, спросите у него: «Что вас привлекло в нашей вакансии?» или «По каким критериям вы выбираете место работы?». Кроме этого послушайте, какие вопросы задает человек. Он спрашивает о том, какие задачи ему предстоит выполнять или только о том, сколько денег он получит?
Компетенции
Профессиональные знания и личностные качества кандидата можно проверить с помощью специальных тестов или опросников. Например, они могут показать насколько человек ответственный и получится ли у него работать в коллективе. Профессиональные умения обычно проверяют с помощью практических упражнений. Если профессионализм сотрудника не на должном уровне, его можно восполнить с помощью внутреннего обучения и подготовки специалистов. Выполняя подбор персонала, важно учитывать компетенции потенциального кандидата. Таким образом, в вашей команде будут преобладать мотивированные и компетентные специалисты.
Введение нового сотрудника в должность
Когда вы определились с кандидатом на должность, важно обучить его выполнять работу. Во вводном курсе для соискателей вы рассказали, в чем заключается деятельность компании и какие цели она ставит перед собой. Дополните эту информацию сведениями об истории компании, опишите ее структуру, расскажите с помощью каких средств коммуникации общаются работники и в каком порядке выполняются основные бизнес-процессы компании. У нового сотрудника должно сформироваться понимание, как устроена компания изнутри и какую роль в ней будет играть новый сотрудник. Расскажите новичку подробности работы на его должности:
За какие задачи он отвечает
Какой результат должен производить
Какими знаниями, навыками и технологиями он должен владеть, чтобы выполнять работу с необходимым качеством
Из каких этапов состоит его работа
По каким метрикам измерять эффективность работы
Сотрудник должен получить полное представление о задачах, которые ему предстоит выполнить. После этого дайте ему рабочую задачу, чтобы он уже в первую неделю смог продемонстрировать свои навыки. Правильно выполняя описанные этапы и методы найма, HR-специалист сможет нанимать людей на работу, которые после короткой адаптации начнут приносить пользу компании.
Объявление о вакансии
В условиях высокой конкуренции на рынке труда, где компании борются за талантливых специалистов, привлечение кандидатов становится ключевой задачей. Для этого важно создать привлекательное объявление о вакансии, которое убедит соискателей отправить свое резюме именно в вашу компанию. В сети можно найти тысячи объявлений о поиске сотрудников, в которых работодатель акцентирует внимание на материальном вознаграждении. Однако этого недостаточно, чтобы пробудить интерес у высококвалифицированных специалистов. Если в тексте объявления мало информации или она изложена слишком формально, могут возникнуть две противоположные проблемы:
Много откликов. Из-за большого количества нерелевантных откликов можно упустить хороших специалистов. Пока руководство тратит время на анализ всех резюме и на собеседования с ними, лучшие кандидаты найдут другую работу – в компании, которая правильно составила объявление о вакансии и оперативно связалась с соискателем.
Мало откликов. Если кандидатов мало, приходится брать на работу даже нерелевантных специалистов, чтобы заполнить пробелы в бизнес-процессах. Компания соглашается на этот компромисс, а через месяц новый сотрудник уходит, поиск на вакантную должность приходится начинать заново.
Поиск сотрудника – это чистый маркетинг. Для создания привлекательного объявления о вакансии нужно представить, что вы продаете вакансию как товар, а ваш покупатель – потенциальный соискатель. Для этого предлагаем поставить себя на место покупателя и ответить на вопросы, которые у него возникают. Примеры вопросов, ответы на которые формируют идеальную структуру описания вакансии:
Что мне предлагают? – Название должности, зарплата
Кто вы такие? – Рассказ о компании
Почему появилась эта вакансия? – Причина появления вакансии
Что нужно делать? – Должностные функции
Подхожу ли я на эту должность? – Требования к работнику
Как откликнуться и что делать после? – Призыв к действию
Название.
Ключевое слово. Сайты поиска вакансий сортируют объявления по соответствию поисковому запросу. Для того чтобы соискатель без проблем нашел вакансию, назовите ее стандартно. Например, «Менеджер по продажам», а не «Гуру продаж» или «Копирайтер», а не «Мастер слова».
Объективность. Не пытайтесь выделиться, приукрасив название должности. К примеру, не указывайте должность «Редактор», если ищите обычного копирайтера. Вероятнее всего вы привлечете внимание не тех кандидатов. Убедитесь, что вы верно понимаете значение каждого слова в названии вакансии. Для этого сравните какие обязанности предполагают аналогичные должности в других компаниях.
Конкретика. Добавьте к названию должности отличительную черту, ответив на один вопрос или сразу на оба: «Что делать?» и «Где работать?»:
Пример.
Что делать сотруднику? Разрабатывать веб-приложения. Комбинируем и получаем: «Разработчик веб-приложений».
Где работать сотруднику? В компании XYZ Tech.
Объединив ответы на оба вопроса, получим: «Разработчик веб-приложений в компании XYZ Tech». В этом случае следите, чтобы название не получилось слишком длинным.
Примеры конкретных названий в реальных объявлениях:
Разработчик веб-приложений в компании XYZ Tech
Зарплата: 100000-120000 руб.
Компания: XYZ Tech
Местоположение: Москва
Обязанности:
Разработка и оптимизация веб-приложений для повышения пользовательского опыта.
Сотрудничество с командой разработчиков и участие в обсуждении технических решений.
Поддержка и сопровождение существующих веб-проектов.
Программист в отдел разработки веб-приложений
Зарплата: 80000-120000 руб.
Компания: ТехноКод
Местоположение: Санкт-Петербург
Cфера деятельности: IT.
Требования: Энергичность, нацеленность на резулятат, желание много зарабатывать и совершенствоваться в области веб-технологий.
Junior Web Developer в стартапе DigitalSprint (удаленно)
Зарплата: 60000-80000 руб.
Компания: DigitalSprint
Местоположение: Москва (удаленная работа возможна)
Обязанности:
Разработка и поддержка клиентских веб-приложений.
Участие в совещаниях и обсуждении проектов с командой.
Изучение и внедрение новых технологий в рамках проектов.
Требования:
Опыт работы с веб-технологиями от 1 года.
Знание основ HTML, CSS, JavaScript.
Желание развиваться и обучаться новым технологиям.
Опыт работы с фреймворками будет плюсом.
Первое и третье объявления вносят конкретику, поэтому у них хорошие шансы получить отклики соискателей с релевантным опытом. Название второй вакансии предоставляет мало информации, непонятно чем конкретно будет заниматься программист.
О компании
Расскажите о компании максимально коротко и интересно. Желательно уложиться в 3-4 предложения. Не пишите «Мы команда опытных специалистов в сфере предоставления услуг для развития бизнеса». Это общие абстрактные слова, которые можно применить ко многим компаниям. Сделайте индивидуальное описание. Сформулируйте простым языком, чем занимается организация, почему эта деятельность значима и что вдохновляет команду. Расскажите о достижениях бизнеса в цифрах или перечислите крупных клиентов.
Пример удачного описания компании.
ООО ТехноЛайн
Москва
Требуемый опыт работы: 1-3 года
Полная занятость, удаленная работа
Привет, это команда ТехноЛайн. Вот уже 6 лет мы предоставляем удобную IT-платформу для организации онлайн обучения. Наши клиенты – компании и учебные заведения, которые хотят автоматизировать обучение своих сотрудников/клиентов. Наши клиенты: МТС, Mail.ru, Freedom Finance, Аптека Вита, Ascona, Спортмастер и др. Мы помогаем им развиваться, используя эффективные технологии.
Причина появления вакансии.
Многим соискателям интересно, почему появляется та или иная вакансию. Вдруг вы постоянно ищите новых сотрудников, потому что у вас высокая текучесть кадров из-за плохих условий труда. Необходимо назвать реальную причину поиска нового сотрудника, чтобы развеять страхи потенциальных кандидатов. Избегайте стандартных формулировок вроде "Мы расширяем команду" и поддерживайте искренность, даже если причина связана с трудностями, с которыми вы сталкиваетесь.
Примеры.
С каждым месяцем у нас становится все больше клиентов. Нашей команде поддержки не хватает времени на сопровождение каждого клиента, поэтому мы ищем нового менеджера для общения с действующими клиентами.
Долгое время тестированием продукта занимались программисты. Но этот день настал, мы приглашаем тестировщика.
Задачи и обязанности.
Cотрудники, которые нацелены на результат, чаще всего выбирают работу на основе этого раздела объявления о вакансии. Ваша задача на данном этапе – пробудить интерес кандидата к должности. Подробно расскажите, какие задачи будет выполнять человек, каких результатов вы ожидаете от его работы и какие вызовы перед ним стоят.
Поясните каждую задачу, чтобы соискатели однозначно понимали свои функции. Например, если вы указываете, что менеджер будет заниматься поиском клиентов, стоит уточнить: будет ли это звонок по предоставленной базе (холодные звонки) или самостоятельный поиск клиентов.
Пример правильного описания задач и обязанностей
Получать заявки из отдела маркетинга, квалифицировать и консультировать клиентов, заключать сделки и передавать их в отдел сопровождения
Работать только на входящем потоке (заявки в CRM, сервис обратного звонка)
Использовать готовые инструменты и алгоритмы в продажах и принимать участие в их оптиматизации
Пример неправильного описания задач и обязанностей
Выполнение планов продаж
Ведение переговоров по телефону
Работа с существующими клиентами
Дополнительно можно написать, какие задачи могут появится в будущем. Например, «В следующем году мы будем сотрудничать с иностранными клиентами, поэтому нужно будет общаться с ними на английском языке».
Требования
Важно отметить, что количество требований не равно статусу организации. Указывайте только необходимые требования, без которых человек не сможет справиться с работой. Для менеджера по продажам высшее образование не всегда является обязательным требованием, однако грамотная письменная речь играет ключевую роль, особенно учитывая частые взаимодействия с клиентами через мессенджеры. Если клиент заметит ошибки в тексте, может испортиться его впечатление не только о менеджере, но и о компании в целом. Также не стоит увлекаться неизмеримыми требованиями, типа «ответственный», «самостоятельный» или «общительный». Их сложно оценить, практически каждый человек считает себя таковым. Но если вы их все-таки указываете, напишите что понимаете под этими требованиями.
Пример требований для интернет-маркетолога в Яндекс:
Опыт в интернет-маркетинге от 3 лет, опыт выстраивания комплексного системного маркетинга
Успешный опыт, кейсы в SMM-продвижении, настройке таргетированной рекламы
Опыт организации и контроля подрядчиков, от которых был получен запланированный результат
Умение настраивать аналитику, отличное владение аналитическими системами (Яндекс Метрика, Google Analytics), есть опыт или глубокое понимание процесса выстраивания сквозной аналитики
Хорошее владение сервисами контекстной рекламы (Яндекс Директ, Google Adwords)
Умение быстро создавать посадочные страницы на Тильде
Для получения заявок только от целевых кандидатов не стоит писать в объявлении «Не откликайтесь на вакансию, если вы не соответствуете требованиям». Такая неудачная формулировка вызовет негативные реакции даже у подходящих кандидатов.
Условия
Большинство работодателей считает, что именно поощрения мотивируют отправить отлик на вакансию востребованных специалистов. Когда соискатель убедился, что он справится с задачами и подходит по требованиям, можно рассказать ему о бонусах. Для более точного описания условий работы, получите обратную связь у своего персонала.
Зарплата
Часто соискатели фильтруют объявления о работе по размеру зарплаты. Если вы не укажете ее размер и напишете «По договоренности», объявление о поиске специалиста просто не покажется. Если для должности зарплата не фиксированная, укажите минимальное и максимальное знание, а также сколько в среднем зарабатывают сотрудники на этой должности. Например, слишком широкий диапазон заработной платы “от 50 до 250 тыс рублей” вызовет подозрения. При формулировке «40 тыс + бонусы, в среднем 70 тыс», у соискателей не должно возникнуть сомнений.
В конце объявления подробно опишите следующие шаги для соискателя, чтобы он мог откликнуться на вакансию без лишних трудностей. Например, подскажите какую информацию хотите видеть в сопроводительном письме, нужно ли делать тестовое задание, сколько ждать ответ на отклик кандидата и т.д. Обеспечив соискателя ответами, на все интересующие его вопросы, вы создадите благоприятное впечатление не только о процессе найма, но и о компании в целом.
Что нельзя писать в объявлении о работе
Старайтесь избегать формулировок, которые могут спугнуть потенциальных кандидатов:
Избыточный креатив и юмор. Как правило, такой подход может произвести хорошее впечатление только в творческих профессиях.
Нереальный вызов. Например: «Не просто дизайнер, а гуру, способный за полчаса ночью сотворить шедевр». Лучше описывать выполнимые задачи.
Кликбейт. Это громкие заявления, которые не соответствуют действительности. Например, «Только сегодня! Обучу сотрудника с нуля и выведу на доход 1 млн рублей в месяц».
Формальные запреты по закону. Закон запрещает указывать в тексте вакансии требования, которые дискриминируют человека. “Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или не принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.” Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
Например, какие фразы категорически нельзя использовать в тексте объявления вакансии для женщин от 30 лет или мужчин до 60 лет; рассматриваем только граждан РФ; откликайтесь, только если у вас есть личный автомобиль. Выделять определенную группу людей – незаконно.
При составлении объявления важно помнить несколько правил:
Думайте о кандидате и о том, какие вопросы и возражения у него могут возникнуть.
Используйте больше конкретики – четкие функции сотрудника и требования к нему, факты о компании.
Пишите простыми словами, избегайте официального стиля.
Адаптируйте тексты вакансий под площадки, на которых размещаете их. К примеру, в социальных сетях публикуют более короткие объявления, чем на сайтах поисках работы.
Сделайте несколько похожих объявлений о работе для одной должности, чтобы протестировать разный текст. Если вы видите, что текст не работает, отредактируйте его и попробуйте другие формулировки. Чем больше версий вы протестируете, тем больше шансов найти тот самый текст, который приведет к вам профессионалов.
Соблюдение всех вышеперечисленных рекомендаций поможет создать грамотное и привлекательное объявление о вакансии, избегая элементов, которые могут вызвать негативные реакции у соискателей.
Найм сотрудников представляет собой один из ключевых бизнес-процессов в любой компании. Эффективное ведение данного процесса требует системного подхода и применения описанного выше плана найма, что значительно упрощает и повышает продуктивность поиска персонала на различные должности. Мы описали полную технологию найма – от определения потребности в найме новых специалистов, до их трудоустройства и ввода в должность при приеме на работу.
Теория трех поколений X, Y, Z
Одной из основных задач, стоящих перед рекрутерами и специалистами по управлению персоналом, является не только привлечение компетентных специалистов, но и его удержание. Недостаточно просто обладать знаниями о рынке труда; важно также иметь понимание профиля потенциального кандидата на вакансию и его потребностей, чтобы знать, чем его мотивировать на результат в будущем. Теория поколений, созданная в 90-х годах американскими исследователями Уильямом Штрауссом и Нилом Хоувом, остается актуальной в сфере управления персоналом в условиях повышенной конкуренции за рабочие места. Основная идея данной теории заключается в том, что у индивидов одного поколения обычно присутствует определенный комплекс ценностей, убеждений и моделей поведения. Люди, родившиеся в период с 1963-1981 гг. относятся к поколению X, а тех, кто родился в 1982-1995 гг. называют поколением Y. Сейчас представители поколений X и Y являются подавляющим большинством, а поколение Z (1995г.-настоящее время) только подрастает.
Поколение Х
Для представителей поколения X ключевым критерием при выборе места работы является уверенность в завтрашнем дне и ощущение стабильности. Кроме того, для них важно чувствовать себя неотъемлемой частью корпоративной культуры компании и иметь возможности для карьерного роста. В настоящее время большинство руководителей компаний принадлежат к этому поколению, в то время как их подчиненные, в основном, представители поколения Y. Представители поколения X уделяют особое внимание балансу между работой и личной жизнью, поскольку ценят время не менее, чем финансовые ресурсы. Также они были первыми, кто столкнулся с внедрением цифровых технологий в повседневную жизнь. Поколение X известно своими организаторскими способностями. Они знают, как справляться с нагрузкой и своевременно выполнять работу. Представители этого поколения способны начать проект с нуля и довести его до конца, предпочитают выполнять более сложные задачи. Возможность совмещать работу с личной жизнью без ущерба для последней – важный момент, который обязательно нужно иметь в виду, когда речь идет о мотивации и удержании сотрудников возрастной группы X. Большинство представителей поколения X смогли стать успешными предпринимателями или находятся в процессе перехода от сотрудника к владельцу бизнеса. Они имеют уникальный набор навыков, которые можно использовать для развития любого бизнеса: от управления проектами до создания компаний. Поколение X ценит профессиональное развитие и рост, поэтому они придают большое значение обратной связи и стремятся поддерживать здоровые отношения со своими руководителями.
Поколение Y
Миллениалы (поколение Y) представляют собой самое крупное, многообразное и образованное поколение, которое сформировалось под влиянием быстро развивающихся технологий. В отличие от представителей поколения X, миллениалы не готовы ждать годами повышения, стремясь к максимально быстрому достижению успеха. Они предпочитают долго не задерживаться на одном рабочем месте. Для возрастной группы Y характерна гибкость, желание найти баланс между работой и личной жизнью, стремление к свободе, быстрая адаптация к новым условиям. Самое важное для этого поколения – делать свою работу качественно и в срок. Основная мотивация игреков – отсутствие бюрократии, технологичность и высокое вознаграждение за работу. Миллениалы ценят личную свободу: неформальное общение, отсутствие дресс-кода, модный офис, интересная корпоративная культура. Они предпочитают гибкий или удаленный график работы. Для представителей поколения Y крайне важно предоставить информацию о цели выполнения конкретных задач в компании, объяснив, почему эти задачи имеют значение, и как их успешное выполнение будет способствовать общей перспективе развития сотрудника и организации в целом. Одним из изменений в подходах к образованию в течение десятилетий, от начальной школы до вуза для людей этого поколения было свойственно выполнять задачи в команде. Формирование команд способствует раскрытию потенциала сотрудников поколения Y, и позволяет им почувствовать себя более комфортно в рабочей среде. Они обладают опытом использования цифровых технологий, которые могут помочь расширить коммуникации как внутри компании, так и за ее пределами.
Поколение Z
Поколение Z считается будущим мировой экономики и представляет собой самую многочисленную группу потребителей в мире на сегодняшний день. Они верят в равенство и отсутствие дискриминации не только в обществе, но и в массмедиа. Для представителей этого поколения важна самореализация в сочетании с положительной рабочей атмосферой. Они всегда на связи, активно используют мессенджеры и социальные сети для общения. Поколение Z является самым амбициозным, для них нет ничего невозможного. Представители этой возрастной группы в совершенстве владеют технологиями, следят за глобальными тенденциями и стремятся к саморазвитию с раннего возраста. Они ценят свободу творчества и заинтересованы в создании собственного контента. Развитие карьеры является важной частью их жизни, и они готовы работать больше не столько ради денег, сколько ради продвижения по карьерной лестнице. Компании, которые инвестируют в технологические изменения и инновации пользуются спросом у этой возрастной группы. Поколение Z будет создавать личные бренды и развивать бренд работодателя. Неудивительно, что значительное большинство представителей этой возрастной группы стремится создать собственные уникальные стартапы сразу или через несколько лет работы. Поколение Z уже в следующем десятилетии начнет занимать все больше рабочих мест.
Советы по организации работы с тремя поколениями
Адаптировать стратегии рекрутинга.
Если вы хотите извлечь выгоду из возрастного разнообразия, важно уметь привлекать людей разных поколений. При описании вакансий необходимо быть осторожными с выражениями о возрасте. Обязательно распределите свои вакансии по разным каналам, в зависимости от того, где вы можете найти потенциальных кандидатов. Не стоит недооценивать силу рекрутинга в социальных сетях, которые используют представители всех трех поколений
Избегать стереотипов.
Для ощущения преимуществ рабочей силы разных поколений лучше избегать любых предположений или стереотипов, связанных с возрастом. Вместо этого, следует провести беседу с каждым из сотрудников и узнать об их индивидуальных предпочтениях и стиле работы.
Найти подход к каждому сотруднику.
Каждый сотрудник – это уникальный человек с разными предпочтениями, целями, навыками, слабостями и способами общения. Руководству следует найти индивидуальный подход к каждому специалисту.
Определить способы обратной связи.
Сотрудники поколения X не хотят, чтобы их непрерывно контролировали, а сотрудники Z хотят получить мгновенную обратную связь о своей работе. Наряду с принятием различных стилей общения вы должны усовершенствовать свои методы предоставления обратной связи и применять их в соответствии с предпочтениями сотрудников.
Использовать возрастное разнообразие для проектов.
Создавая проектные группы разного возраста, вы можете использовать уникальные сильные стороны каждого поколения, а также поощрять членов команды сотрудничать и строить отношения друг с другом.
Разнообразие поколений в коллективе предоставляет возможность для обучения всех сотрудников. Возрастная группа X привносит качество, строгую трудовую этику и адаптивность в культуру компании. Они отлично подходят для наставления и обучения миллениалов. Работник Z подскажет представителю поколения X как быстрее справиться с трудной работой с помощью цифровых технологий. Каждый понимает выражение "работа мечты" по-своему. Поколение X отдает приоритет карьерному росту и стабильности. Y работают ради удовольствия, разделяя работу и личную жизнь. Для поколения Z важны самоактуализация и благоприятная рабочая обстановка. Оплата и условия работы по-прежнему являются основным мотиватором для всех поколений. Адекватное вознаграждение, соответствующее выполняемой работе, поддерживает мотивацию и производительность всех сотрудников. Теория поколений играет важную роль в межличностном общении и помогает лучше понимать потребности других людей. Теорию поколений для усовершенствования HR-процессов применяют не только крупные компании, но и небольшие рекрутинговые агентства. Совместная эффективная работа трех поколений способствует достижению выдающихся результатов.
Современные технологии и инструменты международного рекрутинга
В условиях развивающейся рыночной экономики в России успех деятельности компаний напрямую зависит от квалификации сотрудников, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение поставленных целей и миссию организации. Основной целью рекрутинга является своевременное обеспечение компании эффективно работающим персоналом в необходимом количестве для достижения стратегических целей предприятия. В связи с этим возникает потребность создания и реализации в организациях инновационных и эффективных технологий подбора и найма персонала. Такие технологии создаются с учетом как внешних (состояние экономики в стране и мире, ситуация на рынке труда и др.), так и внутренних (периоды жизненного цикла фирмы, ее позиции в отрасли и др.) факторов.
Рекрутинг является одним из важнейших направлений управления персоналом. Рекрутинг – деятельность, направленная на закрытие вакантных рабочих мест компетентными специалистами, соответствующими своими профессиональными и личными качествами требованиям заказчика. Рекрутер (в переводе с английского «recruiter» – агент по найму кадров) представляет собой деятельность по подбору кандидатов на имеющиеся вакансии. Несмотря на различия в целях и методах деятельности, механизм и психология рекрутинга во всех случаях схожи. Выделяют следующие типы рекрутеров: 1) корпоративные (внутренние) рекрутеры; 2) временные сторонние рекрутеры; 3) постоянные сторонние рекрутеры. Профессиональный рекрутер должен обладать следующими навыками: активность при поиске кандидатов; учет запросов работодателей и интересов соискателей; знание отрасли, в которой ведет свою деятельность; наличие навыков продаж; наличие знаний о методах отбора персонала; корректность; логичность в последовательности изложения мыслей, умение ценить время кандидатов, а также умение давать своевременную обратную связь.
Специалистов высшего, среднего и низового звеньев организации подбирают с использованием различных технологий.
Высшее звено организации (золотые воротнички).
К данной группе специалистов принадлежат топ-менеджеры и высококвалифицированные работники, имеющие уникальные, чрезвычайно важные для организации компетенции. Поиск специалистов этой группы – нелегкая задача, поскольку их число всегда ограничено. Как правило, они имеют высокооплачиваемую работу, которую не собираются менять, не занимаются активными поисками работы и не просматривают объявления о вакансиях. Данную группу нелегко побудить к рассмотрению предложения о новой работе, не говоря уже о смене места работы. Процесс поиска профессионала такого уровня занимает не один месяц и может растянуться на более долгий период. Крупные компании часто стремятся приобщить на ведущие позиции топ-менеджеров из других стран, что способствует масштабированию бизнеса и выход организации на международный уровень. Для поиска специалистов высшего звена применяют технологию хедхантинга. Хедхантинг (Head hunting) – это «искусственный поиск», направленный на привлечение профессионалов высочайшего уровня, который учитывает особенности потребностей бизнеса и заказчика, проводится рекрутинговыми агентствами методом установления прямого контакта с потенциальным кандидатом. Инструмент, используемый при этой технологии – модель компетенций. Ее наличие является обязательным для эффективного поиска. При хедхантинге не дают объявлений о должности в СМИ, поскольку такие объявления «не доходят» до целевой группы. Неэффективным будет и поиск по готовым базам кандидатов, размещающих объявления о поиске работы на интернет-порталах.