Аборигены существовали на континенте Австралия на протяжении десятков тысячелетий. Их искусство и традиции – среди самых древнейших и богатейших в человеческой истории. Рассказывать истории, применять изощрённые рисунки, узоры, зашифрованные орнаменты туземцы-австралийцы научились у предков, трансформировали, повторяли их посредством ритуала, танца, песнопений, живописания на теле, наскальных изображений и картинах, изображений на домашних и ритуальных предметах. Искусство аборигенов живёт и сегодня, как тысячи лет назад. Как и в далёком прошлом, их искусство неотделимо от повседневной жизни.
Искусство современных туземцев-австралийцев существует в многочисленных формах. Несмотря на значительные изменения и разнообразие, оно сохраняет и подчёркивает единство источников вдохновения творцов – родная земля и взаимоотношения обитающих на ней людей. В этом одновременно ощущается и связь с прошлым, и ангажированность с настоящим, с вовлечением в окружающий мир через действия – живые, позитивные, политические, социальные и творческие.
Ещё в ХУШ столетии разработали серию позиций, посредством которых можно рассматривать «африканское искусство» в рамках терминов «фетиш-идолопоклонство-примитив», отождествляемых с предметами. Это провоцировало страх и ужас и не могло быть ни прекрасным, ни возвышенным. С тех пор именно на такую «фетишистскую» африканскость ориентируется современное искусство Африки, приспосабливая её к тому, что Запад мог бы назвать «африканским» искусством. Современное африканское искусство требует идентичности и обращается к острым темам континента: геноцид, спид, эпидемии, политическая борьба, репрессии против мигрантов. Однако требование африканской идентичности содержит парадокс. Чтобы получить признание на Западе, художники должны учитывать «условия», навязываемые контекстом глобализации и использовать международные специфические коды для продвижения своего искусства. Своеобразие современного африканского искусства – в его мультикультурализме, способности говорить на другом языке, который становится подлинно «африканским». В наши дни идентичность современного африканского искусства проявляется, как в глобалистских его свойствах, так и в гибридизации и смешении языков.
Хотя прошло почти 30 лет с выставки «Волшебники земли"под кураторством Жана-Юбера Мартена в 1989-м в Центре Помпиду, в Париже, cегодня вновь говорят о современном африканском искусстве как восходящем феномене, переживающем большой расцвет. Речь идёт об искусстве художников, работающих с конца 1980-х, рождённых на континенте, имеющих мастерские на Западе или западно-африканских художниках второго поколения. Они размышляют о социальных проблемах, динамичных отношениях между страной рождения и Западом, предпочитают большие форматы, определённое упрощение языков, средств выражения, сведённых до примитивистского знака, используют цветные материалы из промышленной сферы.
Большие изменения произошли и на художественном рынке. С 2010-го до 2015-го продажи современного африканского искусства на первичном и вторичном рынке возросли на 200%. В 2015-м работа Жюли Мерету была продана на аукционе Кристи за рекордную сумму – 3,5 млн долларов. До недавнего времени современное африканское искусство можно было увидеть только в музеях Лондона и Нью-Йорка, на международных биеннале в Касселе, Венеции и Дакара, благодаря работе интернациональных кураторов Харальда Зеемана, Катрин Давид, Оквуи Энвезора. Сегодня ситуация меняется, появляются новые покупатели на континенте, много молодых коллекционеров, интересующихся современным африканским искусством. В Южной Африке возникли новые аукционные дома Strauss и Arthouse. Всё более востребованными становятся произведения Аттиа Кадера, Чери Самба, Мешака Габы, Йинка Шонибаре, Сиприана Токудагба…
Поразительная художественная продукция австралийских аборигенов была неизвестна на Западе вплоть до 1970-х. В течение десятилетия искусство аборигенов преодолело границы этнического или примитивного способа выражения, чтобы занять достойное место среди современных художественных движений, появилось в престижных музеях и галереях мира. В сообществе аборигенов, живущих в центре западной австралийской пустыни, началось беспрецедентное возрождение искусства. Возникли разные группы художников-аборигенов, использующих современные техники, как для интерпретации традиционных и религиозных мотивов их культуры, так и для отображения актуальных современных тем.
Вскоре всплеск художественного творчества туземцев обнаружили в самых разных регионах Австралии: сообщество аборигенов города Новый Галь на юге, провинция Виктория, Квинсленд, Западная Австралия (кланы коори, миррие, ньонга) … Такая художественная деятельность сыграла важнейшую роль в осознании аборигенами своих прав в их требовании получить политический и социальный статус в решении различных проблем внутри австралийского сообщества. В искусстве аборигенов выдвижение таких требований своеобразно сочетается с проявлением обостренной духовности и привязанности к своей земле.
В наши дни аборигены свободно перемещаются по континенту. Даже, если отличительные особенности их художественной продукции обусловлены корнями, традициями, связанными с их географическим происхождением и определяются культурой, индивидуальными особенностями конкретного художника, проекты, темы, идеи постоянно смешиваются. Большая часть продукции, определяемой как «традиционное искусство аборигенов», создана в сообществах, удаленных друг от друга на сотни километров.
Австралийские художники-аборигены используют разнообразные средства, включая живопись на коре, листьях, резьбу по дереву, наскальные изображения, живопись с использованием песка, церемониальные одеяния, декорирование разных инструментов. В культуре аборигенов искусство – один из ключевых ритуалов и используется, чтобы пометить территорию, напоминать о прошлом, рассказывать истории про незапамятные времена. Аборигены верили, что их мир возник в результате акта творения. Тем, кто не является аборигенами, трудно понять исключительную важность искусства для их жизни.
Исследователь культуры аборигенов Говард Морфи писал: «Искусство было и остаётся центральным компонентом традиционного способа жизни йёлигу, имеет большое значение и в политической сфере, и в отношениях между кланами, является действенным компонентом системы жёстко обозначенного знания. А на более метафизическом уровне искусство для аборигенов является главным средством для воссоздания событий прошлого, почитания предков и общения с миром духов».
История искусства аборигенов насчитывает 50 тыс. лет, о чём свидетельствуют древние рисунки на коре, обнаруженные в самых удаленных регионах Австралии, созданные задолго до появления наскальных рисунков в пещерах Ляско и Альтамиры. Изначально функция и ценность искусства аборигенов имели священный характер и отражали эмоциональные, политические и даже практические аспекты жизни первых поселенцев на континенте. В наши дни, хотя искусство аборигенов и утратило присущую прошлому периоду сакральную природу и приспособилось к требованиям интернациональной публики, тем не менее и современная художественная продукция аборигенов по-прежнему имеет корни в древнем мистическом восприятии мира.
В культуре аборигенов важную роль играет концепция «сновидений», обращающая не только к мифам творения, но также к пейзажу, с которым аборигены тесно связаны. Кроме того, согласно их тотемическим верованиям, духи предков продолжают жить среди людей и сегодня. И от духов предков зависит социальная идентичность и духовная ответственность аборигенов. Поэтому сновидения обеспечивают связь с прошлым, с самим временем, с источником первичного знания.
Неудивительно, что сновидения образуют контекст и сюжет большинства произведений художников-аборигенов. На многих символических предметах, оружии изображены рисунки, иллюстрирующие мифы, связанные со сновидениями, подчеркивающие их сакральный характер. Резьба на камне, картина на коре или земле свидетельствуют, что такое творчество само по себе является ритуальным актом.
Живопись на коре дерева – самая распространенная форма искусства у аборигенов. Кора, используемая в древности для строительства жилищ, часто украшенная символами и мотивами, снятая с эвкалиптов – гибкий, гладкий материал, в то же время прочный. Стиль рисунков варьируется в разных зонах Австралии. В некоторых регионах рисунки воплощают фигуративную тенденцию, как в окрестностях, недалеко от города Оэнпелли, на западе от Земли Арнхема. А на востоке, как в окрестностях Йиркала, в рисунках появляются более абстрактные и геометрические мотивы. Рисунки на коре на острове Гроот Эйландт, наоборот, отличаются красивой глубиной черного фона, на котором и появляются изображения.
Появление первых белых колонизаторов два столетия назад обозначило новую эру для искусства аборигенов, ибо оно вступило в контакт с абсолютно чуждой культурой. Колонизаторы старались навязать туземцам европейскую традицию, оказывая большое влияние на художественные круги. В конце Х1Х века Уильям Барон и Томми Макрэ начали использовать ввезенные колонизаторами материалы (бумага, ручка, карандаши) и стали представителями в Австралии фигуративной западной традиции, создавая любопытные изображения сцен из жизни аборигенов, предназначенные для английской публики.
В начале ХХ столетия строительство железной дороги сделало доступными и центральные земли пустыни, где были основаны многочисленные миссионерские поселения. В 1930-м в Лютеранском центре, недалеко от города Элис, появился художник европейского происхождения Рекс Баттерби, познакомивший местное население с техникой акварельной живописи. Самый талантливый его ученик – Альберт Наматьира. В 1938-м состоялась первая персональная выставка этого художника-аборигена, получившего признание. Несмотря на успех у публики, его произведения квалифицировались как упрощенный вариант западной традиции, как демонстрирование отличной техники. Сегодня искусство Наматьиры оценивается, согласно критериям современного искусства аборигенов. Специалисты вовсе не считают, что его выбор сюжетов навязан канонами европейской красоты.
Возможно, тёмная живопись – одна из самых ранних форм туземного искусства, которая все еще процветает. Например, люди клана йолнгу, Земли Арнхем покрывают тела специальными рисунками для церемоний или традиционных танцев. Подготовка может занять много времени, приглашают самых изощренных художников. Нарисованные на теле рисунки – традиционные, часто с перекрёстными линиями или пунктуацией, принадлежавшие клану человека, которого расписывали. Художники, авторы картин на коре, в своих рисунках вдохновляются телесной живописью.
Туземное искусство включает широкий круг стилей наскальной живописи. – Искусство «рентгеновских лучей» Земли Арнхем и районов Какаду Северной территории. На наскальных рисунках изображены скелеты и внутренности животных и фигуры людей, очерченных контуром. – «Точечная» живопись, где в рисунках появляются запутанные, замысловатые схемы, орнаменты, тотемы и истории, сотворённые с использованием точек. – Искусство узоров по трафарету, особенно с использованием отпечатка руки. Встречаются и более простые рисунки из прямых линий, кругов, спиралей. Особый тип живописного стиля аборигенов, известный как «брэдшоус» (появляется в пещерах в регионе Кимберли в Западной Австралии), назван по имени европейского пастора Брэдшоу, который первым написал репортаж о произведениях художников этого стиля в 1981-м. Наскальное искусство аборигенов дает представление о социальной активности, материальной культуре, экономике, изменении энвайронмента, мифах и религии.
Картины на коре сделаны туземными художниками на кусочках коры, снятой с деревьев, имеющих волокнистую структуру. Как правило, на картинах на коре появляются традиционные рисунки, принадлежащие художнику или членам его клана. Другие художники не имеют права их изображать. Если сами рисунки уходят корнями в глубокую древность, то воплощенные на куске коры сюжеты, их значение – относительно современный феномен.
В разных священных местах в наскальной и пещерной живописи можно обнаружить использование в образной системе культуры аборигенов ограниченных цветовых сочетаний (применяются краски, характерные для тех регионов, например, охристые). Применялись и другие красящие пигменты – глина, зола, пепел от деревьев или кровь животных. В некоторых видах наскальной живописи существовали варианты символических изображений, в зависимости от племени, которому они принадлежат или региона Австралии.
Любопытно, что и в произведениях современных художников всё ещё проявляются такие характерные особенности. Пятнистые, точечные мотивы в рисунках, работах художников-аборигенов в наши дни стали торговой маркой современного движения художников-аборигенов, обращающихся к истории древней земли, наполнявших свои произведения сказочными историями пустыни, взывая к духам, древним обществам.
В самом движении современного искусства австралийских аборигенов определенная символика имеет одинаковое значение в разных регионах, хотя смысл тех же символов может изменяться внутри контекста всей живописи. В монохромном виде разные символы могут выглядеть одинаково как круги в кругах. Когда же этот символ используется в клане аборигенов, к которому принадлежит художник, символ может изменять свое значение: костёр, дерево, гора, пещера, даже весна. В дальнейшем значение символа можно понять благодаря использованию цвета: вода всегда изображается синим или черным. Часто на картинах художников-аборигенов «сказочные истории» показываются с высоты птичьего полета. Обычно это рассказ про сотворение Земли древними существами во время их путешествия или в процессе акта Творения.
В наши дни художники-аборигены дают новую интерпретацию старинных песнопений, церемоний, изображений наскального, телесного искусства, которые на протяжении тысячелетий считались нормой.
Каким бы ни было значение символов, интерпретировать их следует в контексте культурных, религиозных воззрений, системы образности, присущих региону, из которого происходит художник-абориген, анализируя рассказанную в картине историю, стиль художника.
Культура и традиции австралийских аборигенов развивались на протяжении нескольких тысячелетий. И символы в их искусстве являются продолжением этой традиции и не отличаются от наскальных изображений и росписей в пещерах, созданных аборигенами в последние столетия. Традиционно эти символы использовались в изображениях на песке и татуировках на теле во время церемоний и корроборис, народного танца аборигенов-австралийцев. Причем в каждом регионе Австралии символы имеют свои особенности. В арт-символах Северного Квинсленда доминировали образы речного берега в специфическом стиле «перекрестных линий» или «рентгеновских лучей», характерном именно для уроженцев этих мест.
Аборигены Центральной Австралии в своем творчестве делали акцент на «песочных» или «точечных» картинах, передающих образ пустыни. Австралийские аборигены верили в магическую силу «сновидения» или акта творения окружающего мира под названием Тьюкуррпа. Эта культура развивалась, когда предки аборигенов заселили сельскую местность Австралии. Особое значение они придавали источникам, рекам, горам и скальным образованиям. Отношения аборигенов с природой, отождествление с ней, особенно с землей, космосом и морем, было глубоким и исключительно духовным.
Современное искусство аборигенов основывается на этих древних и традиционных символах, художники-аборигены создают из них очень простые конфигурации, схемы, наполненные глубоким значением. Такие символы применяются и в татуировках для церемоний и наносятся на предметы, оружие и другие вещи, используемые аборигенами, убежденными в огромной власти над людьми художественных символов. Такое ритуальное значение символов прослеживается у нескольких поколений художников и духовных лидеров аборигенов.
Традиционная связь со сновидениями всё еще имеет важное значение в произведениях художников-аборигенов. Хотя основная концепция арт-символов достаточно упрощенная, аборигены активно используют её, чтобы создавать одухотворенные и прихотливые конфигурации, в которых зашифрованы сложные истории. Знак V – арт-символ, обозначающий мужчину аборигена. Если символ V сопровождается кругом или несколькими концентрическими кругами, это указывает на мужчину, сидящего возле источника. Спиралевидные линии – символическое изображение текущей воды, они рассказывают про власть мужчины аборигена. Это история про водоноса, использующего свою прирожденную способность вызывать дождь. Каждый дополнительный символ придает еще большую силу и значение картине.
Точка, пятно – один из основных символов у художников Западной пустыни и Центральной Австралии, придающие их картинам такое своеобразие. Точки, пятна могут обозначать звезды, искры от костра, землю. Современные художники-аборигены утверждают, что обычные зрители могут увидеть в картинах лишь внешние признаки интерпретации истории. Только знатоки истинного значения символов способны понять внутреннюю, таинственную историю картин. Но в наши дни художники-аборигены часто используют точечную пунктуацию, пятна, чтобы затемнить или зашифровать смысл символов в их картинах.
Традиционное искусство аборигенов почти всегда имеет мифологический оттенок, связанный с их жизнью в глубокой древности. Многие современные арт критики Запада полагают, что если в таком искусстве не прослеживается духовность аборигенов, его нельзя считать подлинным туземным искусством. С подобным мнением абсолютно не согласен Вентен Рубунтья, художник-абориген, пейзажист, полагающий, что трудно найти какое-либо искусство, лишенное духовного значения. Рассказывание историй и тотемные изображения встречаются во всех формах искусства аборигенов. Причем существует и часто используется и специфическая женская форма искусства аборигенов – в регионе Земля Арнхем.
В течение длительного времени фигуративное искусство аборигенов ограничивалось украшением тела грубыми надписями и картинками на коре деревьев, прежде всего ритуального характера. Работы на коре рассказывают про легенды Тьюкуррпа, слово, которое можно перевести как древнее «сновидческое состояние», относящееся к эпохе творения, когда духи предков обозначили профиль земли и породили жизнь. Само название указывает на то, что акт художественного творчества понимается как состояние сна, а художественные продукты называются «сновидениями».
В конце 1960-х аборигены добились первых успехов в борьбе за удовлетворение их требований о признании гражданских прав. Они, наконец, получили право голосования, впервые их признали австралийскими гражданами. Были сформированы учреждения по защите их культурных традиций. Именно в рамках таких социальных программ помощь и поддержку получила художественная деятельность в разных сообществах аборигенов.
В конце 1970-х обозначились изменения на арт-рынке, связанные с коммерциализацией художественной продукции аборигенов. В Земле Арнхем, самой северной части региона Севера Австралии, развивались разные сообщества художников-аборигенов, сконцентрированные главным образом в городах Йиркала, Рамингингинг и Маниагрида. Министерство по культуре и искусству аборигенов организовало разные выставки, а поддержка правительства стимулировала рост интереса к их искусству.
Одновременно и в сообществах Западной Австралии появились произведения в своеобразном «вибрирующем» стиле. Их авторы начали использовать разные материалы. Традиционные изображения на коре заменили деревянные доски, куски линолеума и холста.
Уже в начале 1980-х картины на коре, скульптуры, расписанные ткани и другие художественные продукты включались в разные манифестации искусства в Австралии и других частях мира. В 1988-м национальные и международные манифестации, организованные по случаю 200-летия европейской колонизации Австралии, выявили силу и мощь культуры аборигенов и ее влияние на многочисленную художественную продукцию во всей Австралии. В галерее «Общество Азии» в Нью-Йорке в 1988-м организовали большую выставку искусства аборигенов под названием «Сновидения». В 1989-м в галерее Вебер в Нью-Йорке проходила выставка «Художники пустыни».
В произведениях художников Папуни 1970—1971-х, свежих и вдохновенных, прослеживается неограниченное использование ярких цветов. В ранний период художники Папуни, главным образом пожилые мужчины, работали быстро, используя любой подручный материал: листы газет, коробки от фруктов. Их картины обретали особое звучание из осознания, что благодаря формированию поселения, их культура была уничтожена и что в следующем поколении традиционные мифологические представления будут утрачены. С того периода многие экспериментальные схемы, структуры, орнаменты и мотивы в этих картинах больше не повторялись.
Простота технического и композиционного исполнения прослеживается в картине «Мерцающие ночью звезды» (1972) Тутамы Тьяпангати. Черные круги разных размеров, акцентированные белыми пятнами, разбросанные на красном охристом фоне, намекают на ослепительную красоту пустынного ночного неба. И другие ранние работы художников-аборигенов обладают свежестью и непосредственностью, присущим рисункам детей.
В конце 1972-го стиль картин художников Папуни изменился. Сначала они писали только для себя, но поскольку картины стали продаваться за пределами Папуни, некоторые аборигены стремились сохранить тайные культурные ритуалы и священные места. И церемониальные обряды и образы изображались в новых художественных формах. Это обнаружилось в 1974-м, когда группа аборигенов забросала камнями выставку произведений художников Папуни в Элис Спрингс в знак протеста. Чтобы не раскрывать тайные знания, художники Папуни начали писать в более живописном стиле, покрывая холсты слоями, потоками пятен, чтобы замаскировать те части их творений, которые включали изображения религиозных ритуалов. Мастером такой техники был Джонни Варунгула Тьюпуррула (1920—2001). Его технику наложения пятен поверх живописного слоя заимствовали и развили многие художники Папуни. К 1975-му эта техника стала одним из определяющих свойств австралийского искусства Западной пустыни.
Один из самых оригинальных художников Папуни – Апатьяри Тьякамарра (1930—92) из клана Пинтупи, мало контактировавший с европейцами до присоединения к поселению в 1966-м. Его ранние работы («Спящая сумчатая крыса», 1973) – пример геометрической иконографии, типичной для многих картин художников-аборигенов. «Спящая сумчатая крыса» написана на доске необычной прямоугольной формы. Композиция состоит из простых геометрических элементов с девятью черными прямоугольниками разных размеров, свободно расположенных на поверхности картины. В центре главный прямоугольник разделен на 48 прямоугольников, пересекающихся белыми линиями, ведущими к центральной точке. Сложный образ с необычными орнаментами рождает не только напряжение, но и гармонию. Центральный прямоугольник на картине, согласно Апатьяри, является лагерем сумчатой крысы, окружающие прямоугольники – норы. Его картина – воплощение некой идеи, иллюстрирующей одну из историй, погружающую в духовный мир аборигенов.
Тим Леури Тьявалтьярри (1929—1984) получил известность резными изображениями на дереве гиен и змей. Его картина «Дикий спящий обманщик» (1976) – пример гармоничных рисунков с симметричной композицией, созданных художниками языковой группы Анматьер, к которой он принадлежал. Он использовал повторяющиеся белые и желтые концентрические круги, «плавающие» на черном фоне, с проступающими крошечными красными и белыми точками, чтобы создать странный футуристический образ.
Тим Леури вместе с братом Клиффордом Поссумом Тьявалтьярри написал большую картину «Warlugulong» (1980). Сначала братья были рабочими на скотоводческой ферме, что дало им возможность познакомиться с традициями аборигенов. До приезда в Папуню Поссум считал себя художником и создавал резные деревянные изделия для рынка. Он отказался учиться живописи в европейском стиле. «Warlugulong», историческая картина на холсте, обращает к мифу аборигенов о старой сине-языковой ящерице-мужчине, которая случайно убивает своих сыновей. Эта работа знаменует обращение художников Папуни к крупным холстам и считается одним из шедевров арт-движения Папуни за его нарративную сложность и визуальную прихотливость. Картина выставлялась в галерее MSW на выставке «Австралийские перспективы» в 1981-м вместе с другими работами австралийских аборигенов. Затем галерея ее купила. Это одна из первых картин современных художников-аборигенов, приобретенных учреждением искусства, принадлежавшим государству.
Другой крупный художник Папуни-Тулы, Мик Намарари Тьяпалтьяри (1926—1998), – автор точечных картин, в 1990-е создававший минималистские и абстрактные работы. Символы и знаки ранних работ он переделывал и повторял в поздних произведениях. «Без названия» (середина 1970-х) – пример живописной точечной техники. Утонченные пятна цвета накладывались друг на друга, образуя живописные слои жёлтых тонов с бледными пятнами, точками, чтобы создать деликатный, мягко смодулированный образ страны горных песков, место его рождения.
Художественная продукция Папуни быстро получила большое признание, ценность работ художников всё более возрастала. Картина «Сновидение про воду в Калипини» Джонни Варангнула дважды продавалась за рекордную цену. Галерея в Элис Спрингс, занимающаяся продажей произведений художников Папуни, имеет контакты с институтами искусства Лондона, Парижа, Франкфурта, Лос-Анджелеса, устраивает там выставки. Успех художников Папуни стал моделью для других сообществ художников.
Члены сообщества Юэндуму, в 120 км от Папуни, занялись художественным творчеством в 1980-е. Большинство произведений создавали женщины. Большой интерес к их искусству проявляли антропологи, лингвисты, европейские преподаватели искусства. Юэндумские художницы писали на очень небольших холстах. И мужчины быстро приобщились к живописанию, сначала расписали школу, затем стали писать на холстах и столах. В 1985-м они создали общество художников Юэндуму для продажи произведений.