«Говорящее перо» 10 шагов в одной модели

Если долго и увлеченно заниматься своей профессией, наступает момент, когда хочется все свои знания как-то систематизировать, обобщить, вывести некие правила и постулаты, которые помогут в будущем и тебе, и твоим коллегам, ученикам, последователям. Я тоже много размышляла об этом и в конце концов пришла к идее создания некой модели обучения красноречию, публичной речи. Мы с командой решили назвать ее «Говорящее перо». Почему?

Первая ассоциация – одна народная мудрость. «Не вырубишь топором» – помните? Это, на мой взгляд, относится не только к письменной речи как таковой, но прежде всего – к умению толково формулировать и аргументированно убеждать. Перо может быть легким, грациозным… А может – сильным и ярким. Когда я размышляла над названием, пришла мысль: оно должно быть как-то связано лично со мной. И я спросила у нескольких своих знакомых, какой предмет они могут со мной ассоциировать. Каково же было мое удивление, когда все они, не сговариваясь, ответили: «Перо». Тут заключены грациозность, целеустремленность, утонченность, убедительность, яркость, красота и… слово. Так и родилось название – органично, само собой.

Суть моей модели проста: нужно говорить мало, но содержательно. Когда-то, еще в юности, я прочла у Ларошфуко и запомнила на всю жизнь: «Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно». Правда, тогда я еще не предполагала, что это изречение пригодится мне в профессиональной деятельности.

Итак, запомним главное правило.

Речь должна быть лаконичной, структурированной, краткой, но передающей суть.

Это не так легко, как кажется. «Передать суть» – значит не просто рассказать, перечислить через запятую, а вдохновить слушателей, убедить их следовать за тобой. Идеальный спикер, владеющий силой слова, не просто произносит речи – он меняет мировоззрение людей.

Правда, как известно, у каждого – своя. Если мы умеем выстраивать речь кратко, лаконично, убедительно, учитывая особенности мировоззрения оппонента, то быстро достигаем цели. Это бывает жизненно важно. Вот что сказал мне однажды руководитель одной из крупнейших компаний Казахстана:

– Меруерт, порой бывают встречи, которых ждешь полгода. И когда наконец приходишь, тебе говорят: у тебя только две минуты, надо уложиться в это время. А ведь если я за эти две минуты не смогу убедить, то придется ждать еще шесть месяцев! Вот как научиться убеждать и лаконично доносить свою мысль за такое короткое время?

С того момента я все больше и больше стала развивать тему убедительной и лаконичной речи.

Любой занимающийся публичными выступлениями человек вам скажет, что есть две составляющие искусства красивой речи: КАК говорить и О ЧЕМ говорить, где «как» – это 85 % успеха, а «о чем» – остальные 15 %. При первом восприятии человек обязательно обращает внимание на то, как говорит собеседник. Здесь ключевую роль играет триединство:

● уверенная подача,

● голос,

● дикция.

Разумеется, это возникает не на пустом месте. Чтобы овладеть мастерством спикера, потребуются время и личный опыт. Можно учиться на собственных ошибках, набивая шишку за шишкой, но лучше воспользоваться советами профессионала.

Вот почему я написала эту книгу и перечислила 10 конкретных и четких шагов, с примерами и историями, в которых как раз и видны инструменты, о которых я сказала выше. И эти инструменты реально работают!

Например, у меня был такой случай. Владелец крупного бизнеса говорит: «Есть замечательный сотрудник, начальник одного из департаментов, и на него жалуются партнеры: мол, уволь его – когда ведешь с ним переговоры, его очень сложно понять! Что же это за сотрудник, который не может внятно и четко донести свою мысль? Да, он хорошо работает головой, но не умеет объяснить и лаконично донести суть…»

Мы с этим человеком работали в течение года. Вижу: интроверт, не любит разговаривать, предпочитает дело делать… Представьте себе, после нашего обучения его стали слышать и понимать! И таких, как он, много – людей, которые не умеют рассказывать, не умеют подать себя и презентовать свое дело, поэтому и не поднимаются по карьерной лестнице. Один из главных постулатов этой книги: если мы научимся менять мировоззрение людей, то сможем легко и быстро решать многие вопросы.

Следуя всем шагам моей модели, вы обязательно достигнете результата. Главное, сочетать теорию с практикой: прочли главу – выполнили задание, которое дано в конце. Если просто пробежаться глазами по страницам, проигнорировав упражнения, то и эффекта не будет. Запомнить можно многое, но без применения знаний на практике все прочитанное не сработает.

* * *

Итак, что же это за шаги, о которых я пишу?

Первый шаг – определяем свою мотивацию. Спросите себя: зачем вам это нужно – овладеть убедительной речью? Цели у каждого свои. Главное – чтобы они были. Ведь пока нет четкой мотивации, нет и действий.

Второй шаг – учимся определять и формулировать ключевую мысль, которую нужно донести до других людей.

Третий шаг – вырабатываем внутреннюю уверенность. Каждому начинающему спикеру знаком этот мандраж, страх перед аудиторией, даже небольшой. Как это преодолеть? Узнаете!

Четвертый шаг – осознаём, кто именно будет нашим слушателем, и учимся готовить речь с прицелом на конкретную аудиторию.

Пятый шаг – учимся переубеждать людей за короткий срок, заранее продумывая их мировоззрение.

Шестой шаг – выписываем аргументы, примеры, факты, которые собираемся использовать, чтобы поменять чужое мировоззрение.

Седьмой шаг – закрепляющая практика. Я подробно, с примерами и заданиями, расскажу, как готовиться к любой речи.

Восьмой шаг – осознаём, как важно использовать при коммуникации цепляющие вопросы. Чтобы речь выглядела не монологом, а диалогом с аудиторией.

Девятый шаг – узнаём, как не растеряться во время выступления. Например, вы произносите речь, и вдруг звонит телефон или кто-то из слушателей задает каверзный, с подковыркой, вопрос – все, вы потеряли мысль! Я научу, как поступать в такой ситуации, чтобы сразу сфокусироваться на теме и довести выступление до конца.

Десятый шаг. Это итог всего обучения, лакмусовая бумажка, способная определить, насколько вы овладели всем, чему учились с помощью этой книги. Согласитесь, после выступления или переговоров нужно обдумать, что было хорошо, а над чем следует поработать. Я покажу, как делать этот анализ, чтобы с каждым разом расти.

Но и это еще не все! В финале вас ждет важный постскриптум, точнее – два, специально для тех, кто овладел азами и хочет знать больше.

* * *

Все, что написано выше, – это пока только вступительная часть, мое короткое знакомство с вами, а ваше – с содержанием этой книги.

А теперь – подробно каждый из шагов модели.

Загрузка...