Вы когда-нибудь слышали о графике трудностей?
Возможно, нет. Но, вполне вероятно, вам приходилось работать в команде, участники которой не желали тратить время на шаги по ее формированию и прочие, по их мнению, пустяки, – и впоследствии спотыкались и ссорились на каждом шагу. Андре Альфонсо, бывший управляющий директор The Forum Corporation Australia, основатель и гене-ральный директор The Forum Corporation India, рассказывал:
На семинарах по влиянию я обычно рисовал график: на вертикальной оси – количество возникающих трудностей, на горизонтальной – время. Как правило, в начале проекта проблем немного, но со временем их число растет. В конце концов, когда сотрудников активно заставляют работать, сложности начинают накапливаться как снежный ком. Необходимо разобраться хотя бы с несколькими проблемами, обсудив с сотрудниками роль каждого и основные правила игры. Только так количество проблем со временем начнет снижаться, а не повышаться. Это я называю графиком трудностей[31].
На стадии участия, первой стадии групповой деятельности, вы можете заранее сгладить график трудностей, если будете побуждать сотрудников к участию (см. рис. I.1). Эксперт по развитию лидерских навыков Мэгги Уолш, несколько лет возглавлявшая The Forum Corporation программы обучения лидерству, согласна с Андре. По ее словам, приглашение к участию прежде всего предусматривает «четкое обозначение условий с самого начала». Участники группы должны чувствовать, что их ценят и что они делают общее дело, – вместо того чтобы страдать от постоянного контроля, понимая, что их в любой момент могут заменить. Чем больше времени с самого начала мы потратим на создание и сплочение такой группы, тем больше времени и усилий мы сбережем впоследствии, когда начнутся проблемы и надежность взаимной поддержки придется проверить на практике. Это равно справедливо и для группы из двух человек, и для коллектива с двумя сотнями участников.
Вот какие методы влияния мы рассмотрим в части I:
1) заботиться о людях;
2) побуждать сотрудников к высказыванию возражений и сомнений;
3) не скупиться на похвалу, создавать позитивный настрой;
4) не жалеть времени, чтобы прийти к общей точке зрения.
Бостон, октябрь 1989 г. С понедельника я только и думаю об увольнении. Уже неделю я работаю в The Forum Corporation – средней по масштабам компании, занимающейся проведением тренингов. Я редактор, моя работа – готовить и редактировать материалы для семинаров по продажам и менеджменту: рабочие тетради, справочные материалы и прочие бумажки. Я сижу в небольшом общем зале, в отдельном закутке, рядом с другими редакторами, которые целыми днями колотят по клавишам рабочих компьютеров IBM 286.