Самый простой и самый распространенный способ мотивации. Многие даже не подозревают, что вообще существуют другие. Что нужно сделать, чтобы кто-то пришел работать? Дать денег. А чтобы работал еще лучше? Дать больше денег. Образ мысли простой, как две копейки (каламбур). Хотя этот подход в передовых компаниях называют отсталым, однако использовать другой никто не хочет. Давайте разберемся, почему вообще все упростилось так сильно, что именно означает "ресурс", как можно и как нельзя использовать этот механизм.
В первую очередь нужно понять, что ресурс – это далеко не только деньги. Ресурсом можно назвать все, что сотрудник может получить и получает для личного пользования, находясь на своем месте в своей должности. Бывает он самым разным: товар даром и со скидкой, питание и проживание, свободное время под творчество и уникальный опыт. Это и многое другое будет ресурсом, который можно использовать для мотивации сотрудника. Вспоминая книгу "как работать с идиотами" – умные идиоты работают именно для получения ресурса, только в их фокусе однозначно информационный ресурс превалирует над любым другим.
И ситуация довольно распространенная, когда бонусы весомые. Многие студенты готовы забыть о качественной еде и закупиться лапшой быстрого приготовления, лишь бы работать в люксовом магазине одежды, где им подарят одежды на 30.000 рублей. Могу говорить по своему опыту: мне довелось работать в магазине одежды тяжелого люкса и действительно многие коллеги держались именно за счет подарков руководства. “Уволюсь через месяц. Но тогда не получу подарок? Тогда уволюсь через 3 месяца.” – было довольно распространенное суждение среди персонала. А через 3 месяца руководство запускает новый счетчик и в результате люди годами никуда не идут, теша себя мнимой выгодой.
Для компании это тоже был довольно удобный расклад: в подарок раздавались исключительно вещи, которые очень пытались продать, но не смогли. Отдавать за копейки – бессмысленная авантюра, к тому же, требующая увеличения площадей и персонала. Ведь старые вещи занимают место новых коллекций. Проще отдать в дар персоналу, лишний раз подкрепив слова о командном духе и тем самым сэкономить гораздо больше денег на поиске новичков. В той же компании была и другая манипуляция: медицинская страховка. Великолепный механизм. “Оптом дешевле” – известный постулат.
Если говорить по опыту своему (независимо от должностей бонусы распределялись на всех), по опыту бывших коллег и рядовых сотрудников, могу легко прийти к выводу в огромном коммерческом успехе данной схемы. Сотрудники получали в среднем 35.000 рублей, в зависимости от навыков, кто-то больше, кто-то меньше , но средний показатель плюс-минус такой. Удивительным образом, показывая максимальные зарплаты, до которых неопытному продавцу придется идти несколько лет, раздавая неликвид 2 раза в год и раздавая возможность посетить терапевта и дерматолога, HR-отдел великолепно выполнял свою работу, успешно находя новичков и удерживая тех, у кого ухудшается ресурсная мотивация.
И это не только одно-единственное место. Магазины всех форматов рады предложить сотруднику вместо стабильных зарплат подарки и скидки. В других местах оплачивают и еду, разумеется, из расчета 1 человек – 1 порция. Качество всегда можно заменить вкусом, ну и, если что, бесплатный гастроэнтеролог, что еще можно хотеть? Использовать различные виды ресурсной мотивации – это как несколько деревянных прутов, они, удивительным образом, крепче, чем единый кусок дерева такого же объема. Рабочая форма! Да, делаемая из тряпок. Еда! Да, которая делается из непойми чего. Врач! Да, который вам может и не понадобиться, особенно в стране с бесплатной медициной. Жилье! Да, где тараканов живет больше, чем людей, а очередь в общий душ больше количества ваших выходных. Автобус до работы! Да, который едет в 5 утра из “жилья” вместе с остальными вашими коллегами. Как много чего! И это реальная картина, которую я, по своему везению, наблюдал только со стороны. И бизнес-тренер, указывая все эти бонусы, убеждает соискателей в том, что зарплата минимального рынка стоит того. И они верят.
Но не все так плохо и далеко не только неликвид могут раздать, не только вторсырьем накормить. Все зависит от должности и уровня. Подобный подход действительно позволяет повысить удобство для сотрудников. Когда ни о чем не нужно переживать, когда все происходит само собой – замечательный расклад. Даже выигрывая в деньгах, но проигрывая в комфорте, люди предпочтут первый вариант. К тому же, это работает и на рядовых работах: если сотрудник вынужден вкладывать свои деньги в форму и самообеспечение, имея зарплату чуть выше возможного – это негативно влияет на его лояльность. Ведь на это он тратит средства, которые у него есть здесь и сейчас, а деньги за работу будут уже потом, их еще нужно получить. Гипотетическое всегда менее привлекательно, чем что-то реальное. К тому же, получая даже самую обычную форму на старте работы, сотрудник уже чувствует особое отношение и заранее формирует внутри себя чувство долга перед компанией. Но здесь ресурсная мотивация уже работает вместе с мотивацией отношения, это мы рассмотрим дальше.
Здесь же вы вполне можете попробовать возразить – "Иван, красиво рассуждаешь, но не будет сейчас никто работать, чтобы получить вазу или мешок яблок! Детей на это не прокормишь". Суть денег заключается только в одном великом преимуществе – в универсальности. Оценив трезво все понимают, что бумага с цифрами ценится только за то, что на нее обменять. А на что вы ее меняете? Что покупаете? Еду, одежду, жилье, развлечения? Стандартный набор. А когда это все включено в договор? На работе выдают форму, в которой можно гулять и по улице без стеснений, предоставляют комнату, куда можно пригласить и кого-то незнакомого. Кормят так, что хоть до отвала. А чего ещё хотеть? Здесь и какие-то деньги заработать – уже в плюс уходишь. И пример то, на самом деле, более чем живой – многие студенты и молодежь едут в различные отели у моря, часто даже другой страны, но получают все эти условия с зарплатой на минимальном уровне. А в работу входит и водное поло, и участие в сценках и общение с запьяневшими гостями, то есть, сплошное развлечение.
Конечно, с возрастом, такой формат все меньше может рассматриваться и ресурс все больше унифицируется до одного – хрустящих купюр. И даже если вам при вашей должности дают квартиру-машину и корпоративный счёт для заказа путешествий и еды. Все равно начинаются мысли о том, что это все золотая клетка и что потомкам не перейдет и половина пользуемого имущества. В этом плане ресурсная мотивация как одна из самых простых (в понимании) так и одна из самых сложных (в реализации).
В большинстве своем любая компания боится ресурсной мотивации как огня. Корпорации предпочитают максимально долго игнорировать факт необходимости менять структуру вознаграждения за труд. Связано это с тем, что (простите за тавтологию) чтобы поднять ресурсную замотивированность требуется больше всего РЕСУРСА. Проблемы с единением команды? Проведем корпоратив! 50.000 рублей на 40 человек. Плохой имидж компании? Поставим раздельный сбор мусора на каждый филиал! 2000 за ящики и по 1000 с филиала в месяц за вывоз. Что же происходит при зависании на ресурсе? Нужны траты. 40 человек. Самое дешевое – поднять зарплату. Скажем на 3000 (меньше физически не оценят) = +120.000 расходов ежемесячно. За такие деньги можно нанять хорошего тренера, чьи задачи будут раздувать остальные мотивации. Так чаще всего и поступают.
То, что является главным отличием в ресурсной мотивации – отсутствие лимита и бесконечная жадность. Лимит в команде – да, вполне есть, теснее семейных уз ничего не построишь. Лимит в саморазвитии – да, конечно, становитесь старшим самого старшего, ну а потом сам себе босс и господин. Лимита в ресурсе нет и быть не может. Вы зарабатываете 30 тыс, почему не 40? 40 – почему не 140? И так далее. У человека всегда есть куда потратить деньги, были б деньги. И здесь дело даже не в грамотном распределении ресурса. При любых бюджетах можно находить себя в состоянии вынужденной экономии. Ну а если ваше планирование позволяет откладывать, то явно, что вы откладываете не просто так, а на что-то. Новая квартира, машина, образование. И каждый из этих пунктов может быть больше, красивее и новее. Всегда есть еда вкуснее, место престижнее, а автомобиль статуснее. А когда даже все самое-самое уже есть – время копить на второй дом, третий автомобиль и седьмую яхту.
Но что же тогда делать? Принимать неизбежное и просто ждать, когда у каждого начнется кризис ресурса, или же есть ещё путь, как можно эффективно использовать ресурсные награды? Здесь необходимо рассмотреть вопрос линии кризиса и удовлетворенности и понять: от чего это строится и почему кризис в ресурсе наступает куда раньше, чем где бы то ни было.
Линия кризиса же точно так же заточена на лимит: чем дольше человек работает – тем больше у него растет кризисное значение. В детстве и студенчестве потребности минимальны, но с годами начинаются проблемы в собственном развитии. Хочется расти и улучшаться как личность. А что за личность развитая без достойных трат. Ты хозяин жизни, или не будешь кофе за 5$ покупать?
С точки зрения роста линии кризиса, наверняка сказать о какой-либо экспоненте роста нельзя: потребности у каждого свои и жадность у каждого своя. Некоторые факторы влияют на ускорение роста кризиса: больше времени этим вопросам мы посвятим в главе мотивационного спроса, однако, даже здесь можно обозначить самые популярные варианты. Независимо от пола и возраста семья или серьезные отношения довольно сильно повышают скорость роста: кормить нужно ртов больше, периодически хочется удивлять и радовать, а тогда и тратить даже для выживания нужно больше.
Тяжелые жизненные ситуации: будь положительными, как покупка нового, или негативными, как ремонт старого, также сильно влияют на потребность в пересмотре собственной линии ресурса. Можно думать, что предвосхитить это невозможно, однако, это зависит только от навыка HR-специалиста и умения вести интервью. Старый жилой фонд требуется часто ремонтировать, молодому водителю с большей вероятностью может потребоваться оплачивать ремонт и страховку, а у жителя района без особого транспорта рано или поздно проснется желание водить машину или жить поближе.
Ну и самое очевидное, что мы вспомним сейчас – кредиты и долги. В большинстве компаний так или иначе происходит проверка на то, есть ли какие-либо долговые обязательства, и это нормально. Службы безопасности делают все важные запросы и замечательно. Но даже имея такой ресурс, как возможность оценить кредитные возможности соискателя, не все обращают внимание на причины займов. А ведь эта тема, на самом деле, даже важнее долгов. Анализируя то, сколько ресурса кому должен человек, мы сможем понять его умение ресурс распределять. Информация полезная, но не глубокая. Аппетиты же как раз показывает история этих одалживаний. Когда все кредиты – это одна статья расходов и довольно большая или срочная (квартира, учеба, лечение)это говорит о том, что человек оказывался в нужде, но само поведение жить не по средствам ему не сильно свойственно. А когда рассрочка более предпочтительный вариант, чем приобретение, когда половина техники принадлежит банку, а не человеку, когда кредиток больше, чем пар обуви, но лимиты в норме – это говорит о том, что ваш собеседник куда больше настроен на траты, чем на заработок. Отсюда и рост кризисной линии. Постоянно хочется потреблять больше и обладать лучшим из лучшего.
Как мы знаем из истории, ресурсная мотивация всегда была основополагающей в социуме. Все попытки ее перебороть и заменить не увенчались успехом и, как бы то ни было, капитализм в нынешней реальности побеждает. Мотивация ресурсом сильнейшая просто по нашей натуре. И, как мы понимаем, это самый простой для руководителей концепт: плати больше – работай лучше. Мотивация ресурсная – самая невыгодная из всех, так как от нее страдают другие, если распределение несправедливо, но и самая затратная из возможного. Все эти факты в совокупности делают мотивацию через ресурс – самой неблагодарной, но необходимой для поддержания хотя бы на низком уровне.
Разобрав ресурс материальный, давайте поговорим и о том, который не является осозяемым. Давайте подумаем вместе, что вообще человек получает от работы? Деньги – о них мы уже поговорили. Бонусы – эту тему мы тоже затронули. Опыт – да, вполне, но опыт нам требуется, когда мы говорим о саморазвитии, опыт ради опыта быть не может. Одобрение и отношение – да, и про это отдельная глава. А что человек тратит на свою работу? Время. Время – один из самых ценных ресурсов и его обязательно нужно учесть в вопросе ресурсной мотивации. Может ли быть отдельно мотивация временем, можно будет прочитать в главе «Почему не семь?».
Время нельзя заработать, но его можно успешно экономить. И в целом все материальные ресурсы, развитие в компании и какое-то будущее крайне сильно зависит от того, сколько времени они занимают. Если я вам пообещаю 100$ за то что вы посидите на стуле 10 минут ничего не делая, то это для многих станет неплохим предложением, и вы не откажитесь. А если мы говорим о часе? Сутки? Месяц? Год? Год просидеть на одном месте, спать, есть и ничего не делать только ради 100$? Конечно все познается в сравнении.
Временной ресурс оценивается по-разному у разных специалистов и профессионалов. Все унифицировать невозможно: для кого-то рабочий час будет стоить 120 рублей, для другого 300, для третьего 5000. Но и работая в разных режимах и условиях, финальная сумма в месяц может быть одинакова, а при должном умении, может принадлежать одному человеку. Время относительно и параметр “человекочасы” никто не отменял.
Для все тех же студентов, порой, заработок является менее важной частью дохода, чем возможность совмещать деятельность с учебой. Для других не подойдут вахтовые методы или труд по 10 часов в день. Кто-то не может работать “классическую пятидневку”, а другие только и хотят вставать в 6 утра и освобождаться в 4 дня. В нашу эпоху, когда единое рабочее время ушло в прошлое, когда мир динамичный и там, где глобализация окончательно победила, график работы может быть абсолютно любым.
Практически все компании оплачивают работу ночью, в праздники или с проживанием месяцами в трудных условиях. У мира есть свои потребности и их нужно выполнять. Трубопроводы и конвейеры не должны останавливаться, а значит, кто-то на них должен работать. Чтобы добывать полезные ископаемые нужно жертвовать возможностью не только спать в своей кровати, но и видеться с близкими месяцами. Бары, такси, охрана, отели, коммунальные службы – все это должно работать не только днем, но и ночью. За такой ритм жизни, Независимо от того, комфортно ли вам в нем работать, компании хорошо платят.
Один ресурс заменяет другой и в итоге неудобство компенсируется. Существует некое общепринятое восприятие того, что работать комфортно где-то с 8 до 22, а когда рабочий график выходит за этот промежуток – то, нужно платить больше, чтобы выгодно смотреться на рынке. С другой стороны, на удивление, крайне большой редкостью идет практика учета трансфера от дома до непосредственно рабочего места.
При работе в шахтах, казармах, на буровых станциях и в иных сферах с предоставляемой кроватью такого вопроса не стоит, но что касается более “гражданских” сфер? Конечно же там, где это возможно, никто не придает значение тому, откуда вы приехали, или куда направляетесь после работы. В мире победившего капитализма, если есть возможность закрыть глаза на какую-то трату ресурса. Почему бы этого не сделать? Не важно, сколько вы будете добираться по времени и где коротать свою ночь – важно только то, как вы будете делать вашу работу. Важно это на самом деле тем, кто хочет мотивировать свой персонал.
Не спешите жалеть без разбору тех, кто вынужден трудиться “сутками” или без выходных. Еще в далеком детстве очень многие хотели для себя именно такого будущего и именно такого графика. Космонавты же не отправляются на землю по субботам, чтобы повидаться с близкими. У королев нет отпуска, в который они ни за что не отвечают. Большие бизнесмены 24/7 держат руку на пульсе для роста и развития своей компании. В этом вопросе большую роль играет воспитание у самого себя, стремления работать во всевозможных условиях и ритме. Даже находясь на линейных должностях и урабатываясь до бессильного состояния, люди мотивированы будущими успехами, но это больше соприкасается с саморазвитием.
Еще на моменте собеседования вы можете примерно понять, понадобится ли как-то менять или перестраивать будущего сотрудника ресурсной мотивацией. HR давно взяли себе в практику вопрос “как добрались”, переформатировав его из простой вежливости в один из проверяющих соискателя. Еще заранее они стараются отсеять не только некачественного специалиста, но и того, кто будет добираться дольше других. Но касается это в основном средних профессий: для управленческого состава или важных звеньев рабочей среды можно тратиться и на трансфер, и на особые условия. А во время подбора рядовых сотрудников, можно не бояться насилия над ними в вопросе рабочего времени.
Обидная практика идет в том, что каждый человек судит по себе и перестроиться бывает крайне сложно. Кандидату в голову не залезешь и поэтому интервьюер проверяет это на себе “ехать каждое утро 50 км до работы – смогу я, или нет”. Если же, по мнению задающего вопрос, задача непреодолимая – то перспективы второго становятся совсем незавидными. В свое время и соискатель не может напрямую сказать реальное положение дел, так как не хочет казаться ненадежным и проблемным. Ни для кого не секрет, что, чем больше и чаще ты говоришь “нет” на собеседовании, тем сложнее становится твоя судьба. Вот так и выходит, что заложники личного мнения судят лицемеров. И где здесь истина, где справедливость – непонятно.
Внеурочная работа – такой же камень преткновения для многих компаний. Многие руководители, в частности, те, которые были взращены в компании, а следовательно, испытывают максимальную лояльность, ставят своим стандартом необходимость перерабатывать. В свою очередь такое мерило успешности они применяют и к другим. “Если я работал в свой выходной – значит сможет и сотрудник”. Тут можно смело призвать изучить главу о саморазвитии и определить, что ваш личный опыт – ваша история и транслировать поведение, как единственно верное будет ошибочным шагом.
Существует множество примеров компаний, которые обязывают работать сверхурочно, работать в выходной или соглашаться на неудобные подмены. Тех же, кто не соглашается играть в эти игры подвергают репрессиям. Работа может быть сложнее, а отношения руководителя и команды хуже, все потому, что сотрудник отказывается тратить свой ресурс на эфемерное “благо компании”. С другой стороны, а как еще поступать, если задача не выполняется, если сотрудник явно подводит команду или допустил ошибку, которую сам должен исправить к нужному моменту? В таком случае, безусловно, стоит требовать дополнительного вклада и добросовестного выполнения своих обязательств. Немного противоречиво, но сейчас я объясню.
График работ, а, следовательно, и подход к работе, зависит от фокуса, который вы ставите для достижения. Всего есть 3 подхода в вопросе формирования графика: результативный, присутствующий и инициаторский. Присутствующий – самый распространенный, где задачей человека является поддержание общего функционирования бизнеса своим присутствием. Подобный подход отлично ложится почти на весь рынок товаров и услуг, транспортные инфраструктуры и крупные производства. Человек на месте – работа идет.
Самым большим негативом здесь будет ощущение “рыбалки” успеха, когда сотрудник очень долгое время может выполнять простые и скучные действия, которые не приносят грандиозного результата, а как максимум, только что-то совсем небольшое. “Зачем мне здесь находиться 5 часов, если 3 из них ничего не происходит” – стандартная претензия такой сферы. Однако, выбор ее основывается на дисциплине и потенциальном успехе, прогнозировать который наверняка никто не может. На часы смотрят в день пару раз, а время они должны показывать постоянно. Общий порядок – как главный критерий успеха.
Антиподом присутствующего подхода является результативный, где главной оценкой является то, что человек произвел в ходе своей деятельности. Результат не обязательно должен быть осязаемым, но при этом он должен быть измеримым: изменения показателей, проведенное мероприятие, заключенный контракт – все это подходит под формат результативного подхода. Сам по себе график не имеет значения, важно только то, чего человек достиг. При этом должен быть поставлен определенный дедлайн и цель, которые должны ограничивать сотрудника.
Все ограничения и образ результата формирует руководство, а излишние стремления положительно оценены не будут. Заключить договор не на тех условиях, что были заявлены, подрядчик не может. Если тамада будет вести мероприятие не так, как договорились, а лучше с его точки зрения – то это тоже будет некачественным результатом. Среди очевидных преимуществ можно выделить свободу в организации времени. Негативом только останется излишняя ставка на личное чувство ответственности отдельного исполнителя, которому, в случае плохой оценки своих сил, придется исправлять ситуацию вне привычного рабочего времени.
Инициаторский тип является некой комбинацией из двух предыдущих с одним существенным отличием – отсутствием точного результата. Когда есть точный график работы, которому желательно следовать, но суть работы связана с генерацией нового, а следовательно, не может быть с точным дедлайном, только ожидаемым. В этой области находятся все творческие профессии: художники, писатели, музыканты, а также представители иных профессий, но более высокого уровня: журналисты, дизайнеры, изобретатели. Для них есть рабочее время, когда они должны и “могут не” работать, однако, образ результата точно выражен быть не может. Авторские статьи не могут быть составлены в определенном виде, а картина ценится главным образом за душу, а не состав.
К инициаторской группе относятся, помимо творческих деятелей, частные предприниматели и представители крупных компаний. График которых выбирают и строят они сами. Но при этом сами себе и решают, чего именно они хотят добиться от этого времени. Время тратится не на достижение какой-то цели, а на формирование плана по ее достижению. Плюсов у такого формата работ много: начиная с ослабленного контроля, заканчивая большим уровнем доверия к деятельности сотрудника. Однако, такой формат почти никому не подходит по причине почти полного отсутствия конкретики, как от образа результата, так и о остальных ресурсов, которыми оплачивается работа. Хочется найти что-то надежнее и понятнее.
Все эти форматы хороши для отдельных должностей и компаний, но могут быть использованы и по-другому. Строгих правил здесь нет и все очень индивидуально. И как можно понять, для кого подходит какой формат? Что нужно понять про вашего респондента в вопросе его временных ресурсов на этапе интервью? И как не стать заложником личного понимания успеха о том, как его видит руководство компании? Об этом и всех остальных тонкостях расчета ресурсной мотивации мы поговорим ближе к концу книги.